от 16 июля 2009 г. N 582
Правила применяются с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА,
УСЛОВИЙ И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛИ,
НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.06.2011 N 489,
от 19.08.2011 N 697, от 26.10.2011 N 868, от 14.01.2014 N 23,
от 30.10.2014 N 1120, от 05.05.2017 N 531, от 21.12.2018 N 1622,
от 20.02.2020 N 185, от 07.09.2020 N 1369, от 06.12.2021 N 2204,
от 22.12.2021 N 2396, от 29.12.2021 N 2552, от 10.02.2023 N 191)
1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2020 N 185)
(см. текст в предыдущей редакции)
Арендная плата, рассчитанная по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка до 21.02.2023, подлежит перерасчету по истечении 5 лет со дня ее установления (Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191).
2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее — федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее — торги);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;
б) утратил силу с 1 марта 2015 года. — Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) 0,6 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
земельного участка, предназначенного для размещения зданий и сооружений, обеспечивающих функционирование организаций средств массовой информации, учрежденных юридическими лицами, которые созданы Российской Федерацией и (или) органами государственной власти Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.12.2021 N 2204)
(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;
земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2023 N 191)
(см. текст в предыдущей редакции)
земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию, подведомственному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2023 N 191)
(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) 2 процентов в отношении:
земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил;
(пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) 3 процентов в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «д» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2023 N 191)
4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
(см. текст в предыдущей редакции)
автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2011 N 697, от 22.02.2014 N 133)
(см. текст в предыдущей редакции)
гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
объектов космической инфраструктуры;
объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;
сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.06.2011 N 489)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 868)
объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее — Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 868, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.01.2014 N 23)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ставки арендной платы в отношении указанных земельных участков утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.09.2020 N 1369)
5(1). В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)
5(2). Размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного назначения, строительство и эксплуатация которых осуществляются за счет средств федерального бюджета в целях реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, а также национальных проектов, может устанавливаться Правительством Российской Федерации на основании предложений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
(п. 5(2) введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2021 N 2396)
6. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.
8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае уточнения предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение указанных условий. В этом случае предусмотренное абзацем первым настоящего пункта положение об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не применяется.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120; в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2021 N 2552, от 10.02.2023 N 191)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 10.02.2023 N 191.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.
12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
С чем сталкивается бухгалтер после перехода на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Требования ФСБУ 25/2018 вводят новые реалии в работу бухгалтеров. Разберем, что такое дисконтирование платежей, как рассчитать приведенную стоимость будущих платежей и в чем особенности учета аренды земли
Что такое дисконтирование платежей
Согласно новому стандарту, арендатор признает предмет аренды (п. 10 ФСБУ 25/2018) как право пользования активом (ППА) на отдельном счете бухгалтерского учета и как обязательство по аренде также на отдельном счете.
Обязательство по аренде, в свою очередь, оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату оценки.
Чтобы определить приведенную стоимость будущих платежей, надо дисконтировать их номинальные величины, а для этого — понять, что такое дисконтирование.
Разберем на конкретных цифрах.
Вы идете в банк и кладете на сберегательный счет под 7% годовых 100 000 руб. Проценты начисляются в конце срока, на который внесен вклад. Не трудно посчитать, что через год остаток на вашем счете будет равен 107 000 руб. (100 000 + 100 000 х 7%).
А теперь обратная ситуация: вы берете у банка заем и через год должны отдать 107 000 руб. Вопрос: какую сумму займа дает вам банк, чтобы получить обратно 107 000, учитывая, что ставка банка по аналогичным займам 10%?
107 000 = Х + Х х 10%
107 000 = Х (1 + 0,1)
Х = 97 272,73 (округляем до двух знаков после запятой)
Это и будет дисконтированная стоимость будущего денежного потока. Банк вам выдаст 97 272,73 руб.
Если говорить в целом, то дисконтирование — это расчет сегодняшней стоимости арендных платежей. Причем рассчитать их стоимость нужно так, чтобы к концу срока аренды были выполнены все обязательства по оплате согласно цене, указанной в договоре.
Иными словами, вам надо рассчитать, какую сумму следует получить на срок действия договора аренды под определенную процентную ставку, чтобы заемные средства вместе с процентами равнялись сумме арендных обязательств.
На практике для расчета приведенной стоимости обязательства применяют ставку, по которой арендатор мог бы привлечь заемные средства на срок, аналогичный периоду аренды. Это право у нас есть согласно п. 14, 15 ФСБУ 25/2018.
Сумма заемных средств — «тело» долга — и будет являться приведенной стоимостью. Остальная часть обязательств по аренде — процентами. Их нужно распределить между периодами.
- Важно: когда мы дисконтируем, мы идем от будущего к сегодняшнему дню.
Дисконтированная стоимость — это текущая стоимость будущего денежного потока, ее еще называют приведенной стоимостью, от глагола «приводить». Говоря простыми словами, приведенная стоимость — это будущая денежная сумма, приведенная к текущему моменту.
В интернете есть много рекомендаций и формул для расчета дисконтированной стоимости, но они хороши только для простых расчетов, когда обязательства по аренде исполняются не ежемесячно, а в конце срока аренды.
В ситуации, когда в договоре указаны ежемесячные платежи и сам срок аренды более 5–7 лет, рассчитать приведенную стоимость можно, используя функции Excel.
Как это сделать, вы узнаете на вебинаре «ФСБУ 25/2018: с чем столкнулись организации. Опыт главбуха». Расскажем, как использовать Excel для расчета как ставки дисконтирования, так и дисконтированной суммы обязательств.
Единственно правильного метода, как выбрать ставку дисконтирования, нет. По сути, ставка означает лишь то, как конкретный эксперт прогнозирует, насколько деньги подешевеют за один год или насколько выгоден проект, который позволяет заработать в будущем определенную сумму.
- Выбор ставки — предмет профессионального суждения.
Согласно ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда», при формировании стоимости инвестиции в аренду и обязательства по аренде ставку дисконтирования принимают равной той, что указана в договоре аренды (если она легко определяется — фактическая), либо той, по которой арендатор уже привлекает или планирует привлечь заемные средства на срок, аналогичный сроку аренды.
Как рассчитать приведенную стоимость будущих арендных платежей
Величина зависит от количества периодов дисконтирования и определяется путем дисконтирования номинальных величин будущих платежей по формуле:
Вебинар по ФСБУ 25/2018
Опыт главного бухгалтера. Практические примеры.
Полезные функции Excel при расчетах
- ПС — приведенная стоимость,
- Н — платеж,
- R — ставка дисконтирования за период,
- n — количество периодов.
Если мы имеем дело с аннуитетными, то есть равными платежами, то ставку можно определить в Excel с помощью функции «Ставка».
В чем особенности учета аренды земли
Упрощенный и общий порядок учета
Стоимость земельных участков, как правило, велика, а срок их аренды — длительный. Поэтому учитывать операции по аренде земли в упрощенном порядке в основном могут организации, которые вправе вести упрощенный бухучет.
Если у организации нет такого права, необходимо применять общий порядок: при получении участка в аренду признать ППА и обязательство по аренде.
В налоговом учете арендную плату за земельный участок либо включают в первоначальную стоимость строящегося на нем объекта ОС, либо учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Упрощенный порядок бухгалтерского учета возможен при соблюдении условий:
- Срок аренды не превышает 12 месяцев.
- Рыночная стоимость земельного участка не превышает 300 000 руб., при этом он приносит экономические выгоды преимущественно независимо от других активов.
- Организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Это сказано в п. 11, 12 ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», п. 4 Информационного сообщения Минфина России от 25.01.2019 № ИС-учет-15.
При применении упрощенного порядка (п. 4 Информационного сообщения № ИС-учет-15) следует учитывать, что:
- Полученный в аренду земельный участок отражается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
- Арендные платежи учитываются в себестоимости продукции, работ или услуг, стоимости внеоборотных активов или в текущих расходах периода равномерно или с применением другого подхода, который отражает характер использования экономических выгод от земельного участка.
- Сумма госпошлины за регистрацию договора аренды включается в себестоимость продукции, работ или услуг, стоимость внеоборотных активов или в текущие расходы периода.
- При возврате земельного участка арендодателю его стоимость списывается с забалансового счета 001.
Бухгалтерские проводки могут быть такими:
- Д 001 — арендованный земельный участок учтен за балансом в оценке, указанной в договоре аренды.
- Д 08 К 76 — арендная плата включена в стоимость капитальных вложений (иные вложения во внеоборотные активы). Такая проводка делается ежемесячно в течение срока аренды, если арендуемый земельный участок вы используете при создании ОС и иных внеоборотных активов.
- Д 20 (44 и пр.) — арендная плата включена в себестоимость товара, работ или услуг, если арендуемый земельный участок вы используете при производстве или продаже продукции, реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг.
- Д 91.2 К 76 — арендная плата отнесена на прочие расходы (в иных случаях).
- К 001 — земельный участок списан с забалансового учета по окончании срока аренды.
Признание права пользования активом (ППА) и обязательство по аренде
Если нет условий для применения упрощенного порядка учета договора аренды земли, вам нужно признать в бухгалтерском учете ППА (земельным участком) и обязательство по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018).
Если договор аренды не предусматривает последующий переход права собственности на участок, то по принятому к учету ППА начисляется амортизация. Обязательство по аренде увеличивается за счет начисления процентов и уменьшается по мере уплаты платежей.
Каков порядок признания ППА
Право пользования активом — это сам объект аренды. Обязательство по аренде — сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей за период действия договора аренды на дату оценки.
Чтобы признать ППА:
- Сформируйте стоимость ППА на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Оцените ППА по фактической стоимости, включив в нее (п. 13 ФСБУ 25/2018):
- первоначальную оценку обязательства по аренде;
- сумму авансовых платежей по договору аренды (без НДС), перечисленных до даты получения в аренду земельного участка включительно;
- госпошлину за регистрацию договора аренды, если вы обращаетесь за госрегистрацией;
- иные затраты, связанные с получением в аренду земельного участка и подготовкой его к использованию;
- оценочное обязательство привести по окончании срока аренды земельный участок в состояние, требуемое договором аренды (в частности, обязательство по восстановлению окружающей среды), если оно возникает у вас в связи с получением в аренду земельного участка.
- Определите величину первоначальной оценки обязательства по аренде как приведенную стоимость ваших будущих арендных платежей на дату получения участка в аренду. Без учета НДС в случаях, когда аренда земли облагается НДС.
В качестве ставки дисконтирования возьмите ставку, по которой вы обычно привлекаете или могли бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком договора аренды (п. 14, 15 ФСБУ 25/2018).
Пример расчета ставки дисконтирования при помощи функции Excel «СТАВКА» можно посмотреть в вебинаре «ФСБУ 25/2018: с чем столкнулись организации. Опыт главбуха».
- ППА отразите на том же счете, на котором учитываете схожие по характеру использования активы, в частности (п. 10 ФСБУ 25/2018):
- На счете 01 «Основные средства», если арендованный участок используется аналогично ОС организации для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг. Например, когда вы арендуете земельный участок под собственным производственным зданием, которое используете в обычной деятельности.
- На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», если арендованный участок используется как инвестиционная недвижимость, например для сдачи в субаренду либо на нем расположено ваше здание, которое вы сдаете в аренду, но отдельного договора на субаренду земли не заключаете.
В дальнейшем учет, амортизацию, проверку на обесценение и переоценку права пользования земельным участком организуйте в том же порядке, что и учет ОС, схожих по характеру использования (п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»).
Обратите внимание! Часто арендные платежи по земельным участкам устанавливаются не в фиксированной сумме. Договор подразумевает, что их следует рассчитывать, исходя, например, из кадастровой стоимости участка, базовой ставки арендной платы, различных коэффициентов.
Изменение любого из параметров вызывает изменение суммы арендной платы.
Если договор устанавливает переменные платежи и их размер зависит от рыночных ценовых индексов или процентных ставок, то величину первоначальной оценки обязательства по аренде и фактическую стоимость ППА определите исходя из значений, установленных на дату начала аренды (пп. «б» п. 7, п. 10, пп. «а» п. 13 ФСБУ 25/2018).
В дальнейшем при изменении значений индексов и ставок величину обязательства по аренде и фактическую стоимость ППА необходимо корректировать перспективно. То есть с момента корректировки процентные расходы и амортизация будут начисляться в измененных размерах (п. 21 ФСБУ 25/2018, пп. «а» п. 7.1 ПБУ 1/2008, пп. «b» п. 42 МСФО (IFRS) 16 «Аренда»).
Оценка права аренды земельного участка
Официальный отчет об оценке – единственный документ, который подтверждает рыночную стоимость права аренды по состоянию на конкретную дату. Он признается при совершении любых гражданско-правовых сделок и необходим в ряде юридических ситуаций. Стоимость, определенная в отчете об оценке, рекомендуется к проведению сделок в течение 6 месяцев.
Описание
Право аренды как объект оценки
-
Наиболее актуальные случаи оценки права аренды земельного участка:
- Определение стартовой стоимости для торгов, проводимых органами исполнительной власти
- Использование этого права в качестве залога
- Приобретение или продажа сооружений, расположенных на участке, как составной части имущественного комплекса, в том числе при оценке бизнеса
- Для инвестирования
Стоимость работ по оценке права аренды земельного участка зависит от трудоемкости выполнения конкретного заказа.
Методология оценки
Строительным компаниям при строительстве многоквартирного жилого дома, приходится выбирать между покупкой земельного участка в собственность и приобретением права аренды на аналогичный земельный участок. Во втором случае, как правило, расходы существенно ниже. Такая разница в цене может быть основой для определения стоимости тех видов прав, которыми арендодатель не может пользоваться.
Этот вариант лежит в основе метода сравнения.
Методологически к определению стоимости права аренды на земельный участок, специалисты-оценщики, часто обращаются к «доходному подходу», представляя наилучшее использование объекта оценки, преимущественно – сдачу в субаренду.
Несколько иначе подходят к оценке права аренды застроенного земельного участка. Здесь применяют метод выделения, сущность которого – в определении возможной доли получаемого дохода, приходящегося на земельный участок от эксплуатации всего объекта. Может быть также применен метод остатка – фактически модифицированный «метод выделения» с той лишь разницей, что в первом случае для определения стоимости постройки (улучшения) на участке применяются элементы затратного подхода, а во втором случае – элементы метода капитализации доходного подхода.
Факторы, влияющие на стоимость права аренды земельного участка
К основным ценообразующим факторам стоимости права аренды земельного участка (по отношению к аналогичному земельному участку, но с полным правом собственности) можно отнести:
- Срок действия договора
- Категория земель, к которой относится земельный участок
- Разрешенное использование земельного участка
- Особенности реализации прав сторонами, предусмотренные условиями договора
- Особенности использования постройки (улучшения)
- Потенциальный доход от сдачи в аренду
Необходимые документы для составления отчета об оценке:
Для составления отчета об оценке права аренды земельного участка понадобятся следующие документы:
- Документы на право собственности (как для земельного участка так и постройки расположенной на этом участке)
- Кадастровый паспорт
- Технический паспорт на постройки (если участок застроен),
- Сведения о сервитутах, обременениях
- Договоры аренды, соглашение с арендодателем
- Данные о возможных инженерных системах, находящихся на участке