В этой статье речь пойдет про правила дорожного движения, которые предназначены для пассажиров транспортных средств. В данном случае речь идет как о личных автомобилях, так и об общественном транспорте.
Напомню, что ранее на pddmaster.ru были опубликованы несколько статей, в которых рассматриваются правила дорожного движения для разных участников дорожного движения:
- для пешеходов;
- для велосипедистов;
- для водителей мопедов и скутеров.
Сегодня пришло время рассмотреть правила, предназначенные для еще одной группы участников дорожного движения, члены которой не имеют водительских удостоверений. Речь идет о пассажирах и о ПДД для них:
- Правила поведения пассажиров.
- Обязанности пассажира.
- Запреты для пассажира.
Правила поведения пассажиров
Для начала необходимо рассмотреть понятие пассажир, которое дается в действующих ПДД:
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Итак, пассажиром признается участник дорожного движения, который находится в автомобиле или другом транспортном средстве либо входит или выходит из него.
Внимание!Обратите внимание, что пассажиром пешеход становится не тогда, когда он целиком погрузился в автомобиль, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери машины или автобуса.
Обязанности пассажира
Обязанности пассажиров рассматриваются в разделе 5 правил дорожного движения. В принципе, обязанностей немного, однако далеко не каждый пассажир с ними знаком.
Итак, пассажир обязан быть пристегнут ремнем безопасности, если автомобиль оборудован такими ремнями. При движении на мотоцикле пассажир обязан быть в застегнутом мотошлеме. Нарушение любого из этих правил может привести к весьма неприятным последствиям даже при небольшом ДТП.
Еще раз подчеркиваю, что прямая обязанность пассажира — быть пристегнутым ремнем безопасности, а штраф за непристегнутый ремень накладывается не только на водителя, но и на непристегнувшегося пассажира.
Запреты для пассажира
Кроме того, для пассажира вводятся и несколько запретов:
1. Пассажир не должен отвлекать водителяот управления автомобилем. Далеко не каждый пассажир знает и понимает этот пункт правил. Не могу вспомнить ни одного пассажира, который бы всю дорогу просидел спокойно и молча.
Как правило, пассажиры считают своим долгом всячески отвлекать водителя от дороги.
Замечу, что если действия пассажира отвлекут водителя и станут причиной дорожно-транспортного происшествия, то маловероятно, что пассажир понесет хоть какую-то ответственность, т.к. доказать его причастность к ДТП вряд ли удастся.
Естественно, речь не идет о ситуации, когда пассажир схватился за руль и своими действиями спровоцировал дорожную аварию.
2. Пассажиру запрещается открывать дверитранспортного средства во время движения.
3. При поездке в кузове грузового автомобиля пассажирам запрещается стоять, а также сидеть на бортах или выше бортов.
Правила посадки и высадки пассажиров
ПДД для пассажиров предусматривают также и особые правила для посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
Посадка и высадка должны осуществляться со стороны тротуара или обочины дороги. Замечу, что речь необязательно идет о правой стороне проезжей части. В случае разрешенной остановки или стоянки на левой стороне дороги пассажиры должны садиться в автомобиль только с левой стороны.
Посадка на заднее сиденье автомобиля почти всегда возможна со стороны тротуара. Однако того же нельзя сказать о переднем пассажирском сиденье. Если посадка со стороны обочины невозможна, правила разрешают входить в автомобиль со стороны проезжей части, но при этом не должны создаваться помехи для пешеходов, велосипедов, автомобилей и других участников дорожного движения.
Отмечу, что посадка и высадка пассажиров относятся к компетенции только самих пассажиров, т.е. водитель за посадку и высадку по правилам не отвечает.
Тем не менее водитель грузового автомобиля перед поездкой должен проводить с пассажирами инструктажпо правилам посадки, высадки и размещения в кузове:
22.4.Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Для легковых автомобилей и общественного транспорта подобных правил не существует, поэтому соблюдение требований ПДД остается только на совести самого пассажира.
Следует подчеркнуть, что до того момента, как пассажир начал входить в транспортное средство, он является пешеходом. То же самое касается и ситуации, когда пассажир уже вышел из транспортного средства. В данном случае человек должен руководствоваться правилами для пешеходов:
Штрафы для пассажиров в 2024 году
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает 2 варианта штрафов для пассажиров:
- Статья 12.29, часть 1 — предупреждение или 500 рублей. Накладывается за любое нарушение правил, которое не создало помех другим участника движения. Например, такой штраф грозит пассажиру, который не пристегнулся ремнем безопасности.
- Статья 12.30 часть 1 — 1 000 рублей. Накладывается, если пассажир создал помехи для движения транспортных средств. Например, не убедился в отсутствии автомобилей и открыл дверь автомобиля со стороны проезжей части.
На этом рассмотрение правил для пассажиров завершено.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 10 июня 2020
Максим Калашниковэксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.
Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Для такси ввели строгие требования. Агрегаторы перестанут быть просто досками объявлений
С 1 сентября этого года вступит в силу новый закон, который регулирует деятельность такси. Теперь за рулем машины с шашечками не смогут находиться те, кто имел судимость за насильственные преступления. Шашечки, кстати, станут обязательными для всех машин такси.
Агрегаторы такси сейчас будут работать по-новому, что повысит их ответственность при ДТП. / Валерий Шарифулин / ТАСС
А агрегаторы перестанут быть просто досками объявлений. Их обяжут нести ответственность за перевозки. Но — в небольшом количестве.
Закон о такси четыре года прорывался сквозь различные коридоры власти. Он вводит регулирование деятельности агрегаторов, их правоотношений с перевозчиками легковым такси и пассажирами.
Ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП, распределяется между участниками перевозки, пояснили в минтрансе.
Агрегаторы стали драйвером развития рынка в последнее время. Но их деятельность и правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами до последнего времени не была урегулирована. Так что принятия этого закона ждали.
Документ прежде всего направлен на обеспечение защиты интересов пассажиров и перевозчиков легковым такси, отмечают в Министерстве транспорта Российской Федерации.
Будут созданы три региональных реестра такси — реестр служб заказа такси, реестр перевозчиков легковыми такси и реестр легковых такси
Федеральный закон вводит ряд принципиально новых положений. В частности, устанавливается возможность получения разрешения на перевозку легковым такси самозанятыми лицами. «Это позволит легализовать деятельность водителей, работающих сейчас в серой зоне», — подчеркивают в министерстве. По экспертным оценкам, сейчас полулегально работают около четверти всех водителей легкового такси.
Правовые аспекты эксплуатации транспорта эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»
Также впервые определяются права, обязанности и устанавливается ответственность служб заказа легкового такси — агрегаторов. Запланирован переход к реестровой модели предоставления государственных услуг с цифровизацией процедур допуска к перевозкам легковым такси и контроля за такими перевозками. Будут созданы три региональных реестра такси: реестр служб заказа такси, реестр перевозчиков легковыми такси и реестр легковых такси.
Также планируется создание федеральной государственной информационной системы легковых такси, поясняют в минтрансе.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года. Некоторые положения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
По мнению эксперта, имеющего прямое отношение к таксомоторным перевозкам, закон очень правильный. Хотя требует отдельных законодательных актов. Как сообщил «РГ» руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус, предстоит переформатировать базу данных, реестров, агрегаторы должны перестроить свою работу.
Абсолютно новая система ответственности устанавливается этим законом.
Участие в работе такси самозанятых также вызывает вопросы. Каким образом это практически реализовать?
Они должны договоры заключить, которых раньше не было? Медосмотр проводить перед рейсом как они будут? Очевидно, чтобы всю систему запустить, потребуются подзаконные акты.
По мнению правозащитницы Елены Гращенковой, которая прославилась своей борьбой с агрегатором такси за возмещение ущерба, закон несовершенен. Его 29-я статья по своей сути противоречит закону о защите прав потребителей. Согласно этому закону, не важно, кто произвел отравленное молоко, поступившее в супермаркет.
Важно, кто его продал. Но закон о такси переворачивает всю эту схему с ног на голову.
Ответственность агрегатора в законе предусмотрена. Но доказать ее будет крайне сложно.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
С 1 сентября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который устанавливает новое правовое регулирование в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной сфере на территории Российской Федерации.
Планируется создание 3 региональных информационных ресурсов: реестра перевозчиков, реестра легковых такси, реестра служб заказа такси. Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа необходимо будет иметь разрешение, выданное исполнительным органом субъекта федерации.
Законодателем установлены требования, предъявляемые к легковому автомобилю, которые позволят идентифицировать автомобиль как такси. В частности:
— иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
— иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации.
Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть введены дополнительные критерии, касающиеся экологического класса такси.
Теперь водителем такси может быть лицо, которое имеет стаж управления автомобилем категории «В» в течении трех лет и более, не имеет медицинских противопоказаний к управлению автомобилем и заключило трудовой договор с работодателем, имеющим разрешение, либо индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, которому предоставлено разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Вводятся дополнительные ограничения для водителей такси. Теперь лицо не сможет осуществлять перевозку пассажиров и багажа при наличии более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения; если оно повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством за административное правонарушение в области дорожного движения до истечения одного года со дня истечения предыдущего срока такого административного наказания.
Урегулированы отношения между службами заказа легкового такси и перевозчиками, предусмотрены существенные условия договора, заключенного между указанными субъектами.
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по реализации мер государственной поддержки перевозчиков легковыми такси. Также на органы государственной власти субъекта и местного самоуправления возложена обязанность в пределах своих полномочий организовывать парковку в местах повышенного спроса такси.
Разъясняет прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре, 29.03.2023.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Хабаровского краяПрокуратура Хабаровского края
Дата публикации:
29 марта 2024, 10:19
О принятии нового федерального закона, регулирующего перевозки пассажиров и багажа легковым такси
С 1 сентября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который устанавливает новое правовое регулирование в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной сфере на территории Российской Федерации.
Планируется создание 3 региональных информационных ресурсов: реестра перевозчиков, реестра легковых такси, реестра служб заказа такси. Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа необходимо будет иметь разрешение, выданное исполнительным органом субъекта федерации.
Законодателем установлены требования, предъявляемые к легковому автомобилю, которые позволят идентифицировать автомобиль как такси. В частности:
— иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
— иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации.
Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть введены дополнительные критерии, касающиеся экологического класса такси.
Теперь водителем такси может быть лицо, которое имеет стаж управления автомобилем категории «В» в течении трех лет и более, не имеет медицинских противопоказаний к управлению автомобилем и заключило трудовой договор с работодателем, имеющим разрешение, либо индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, которому предоставлено разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Вводятся дополнительные ограничения для водителей такси. Теперь лицо не сможет осуществлять перевозку пассажиров и багажа при наличии более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения; если оно повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством за административное правонарушение в области дорожного движения до истечения одного года со дня истечения предыдущего срока такого административного наказания.
Урегулированы отношения между службами заказа легкового такси и перевозчиками, предусмотрены существенные условия договора, заключенного между указанными субъектами.
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по реализации мер государственной поддержки перевозчиков легковыми такси. Также на органы государственной власти субъекта и местного самоуправления возложена обязанность в пределах своих полномочий организовывать парковку в местах повышенного спроса такси.
Разъясняет прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре, 29.03.2023.
Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65