Переход дороги в неположенном месте 2024

С 1 января 2024 года в России вступили в силу изменения в законе о правонарушениях, которые предусматривают ужесточение наказания за переход дороги в неположенном месте. Данный шаг вызвал множество вопросов у граждан, а также различных общественных организаций.

Согласно изменениям, переход дороги в месте, где нет пешеходного перехода или надзорного пункта, стал караться административным штрафом в размере 5 тысяч рублей. Если правонарушители будут пойманы повторно в течение года, сумма штрафа возрастет до 10 тысяч рублей.

Кроме того, нарушители, переходящие дорогу в неположенном месте вблизи детских садов, школ, больниц и других учреждений, будут оштрафованы на сумму в 10 тысяч рублей. Также будут предусмотрены штрафы за переход дороги в неположенном месте с использованием мобильного телефона, наличие в состоянии алкогольного опьянения, а также в случае, если правонарушение повлекло за собой серьезные последствия.

Новые штрафы в России

Что изменится в 2024 году?

С 2024 года в России вступает в силу новый закон о штрафах за переход в неположенном месте. Согласно новому закону, нарушители будут штрафоваться в размере от 1 500 до 5 000 рублей.

Кроме того, штрафы будут повышаться при повторных нарушениях:

  • второе нарушение — от 5 000 до 8 000 рублей;
  • третье нарушение — от 8 000 до 15 000 рублей;
  • четвертое и последующие нарушения — от 15 000 до 30 000 рублей.

Последствия нарушения

Помимо штрафа, нарушителей ждут и другие последствия. В частности, переход в неположенном месте может привести к травмам, как у самого нарушителя, так и у других участников дорожного движения.

К тому же, в случае, если переход произошел на нерегулируемом пешеходном переходе, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности за создание угрозы безопасности движения транспорта.

Таблица штрафов

Количество нарушений Размер штрафа
1 от 1 500 до 5 000 рублей
2 от 5 000 до 8 000 рублей
3 от 8 000 до 15 000 рублей
4 и более от 15 000 до 30 000 рублей

Поэтому, следует быть внимательным и соблюдать правила дорожного движения, чтобы не нарушать закон и не подвергать себя и других участников дорожного движения опасности.

Переход в неположенном месте

Что считается переходом в неположенном месте?

Согласно ПДД, переход в неположенном месте – это пересечение проезжей части вне пешеходного перехода, подземного или надземного перехода, а также мест, отведенных для перехода пешеходов.

Опасность перехода в неположенном месте

Переход в неположенном месте может привести к несчастному случаю. Водители не всегда могут успеть заметить пешеходов, особенно в темное время суток, при плохом освещении, дожде или густом тумане. Кроме того, при пересечении проезжей части в неположенном месте, пешеходы не могут рассчитывать на соблюдение ими своих прав с другой стороны, т.к. они становятся нарушителями ПДД.

Штрафы за переход в неположенном месте в России в 2024 году

В соответствии с изменениями в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, которые начнут действовать с 1 января 2024 года, размер штрафа за переход в неположенном месте составит от 500 до 5 000 рублей. Кроме того, за повторный нарушение пешехода будет наложен штраф в размере от 1 000 до 10 000 рублей.

Советы для безопасного перехода дороги

  • Используйте только разрешенные места для перехода,
  • При переходе дороги, убедитесь, что все автомобили остановились,
  • Не только смотрите на переднюю часть автомобиля, но и следите за его задней частью,
  • Следите за светофорами и сигналами полицейских,
  • Не переходите дорогу по гаражам, стоянкам, участкам зеленых насаждений,
  • Не переходите дорогу, стоя около общественного транспорта, такси или грузовых машин,
  • Не повреждайте дорожные знаки и разметку.

Что изменится в 2024 году?

Повышение размера штрафа

В 2024 году в России введут новые штрафы за переход дороги в неположенном месте. Размер штрафа составит от 1000 до 1500 рублей. Это почти вдвое больше, чем сейчас, когда за такое нарушение наложен штраф в размере 500-1000 рублей.

Таким образом, в 2024 году нарушители будут ощутимо больше платить за свои проступки.

Расширение списка нарушений

В списке нарушений, за которые возможно наложение штрафа, появится новое нарушение – переход дороги в неположенном месте, даже если на месте нарушения есть пешеходный переход. До этого списки нарушений не включали такую форму нарушения. Расширение списка нарушений поможет обеспечить большую безопасность на дорогах и снизить число несчастных случаев.

Электронный штраф

С начала 2024 года штрафы за переход на красный свет и другие нарушения, в том числе переход дороги в неположенном месте, можно будет оплатить онлайн с помощью кассы самообслуживания в отделениях ГИБДД или специальном мобильном приложении. Такой механизм позволит штрафовать нарушителей быстрее и удобнее, а также будет способствовать борьбе с коррупцией.

Последствия нарушения правил

Штрафы и наказания

За переход в неположенном месте в России в 2024 году предусмотрены штрафы и другие наказания. В зависимости от тяжести нарушения, штраф может составлять от 500 до 5 000 рублей.

Кроме того, повторные нарушения в прошлом и статус нарушителя могут увеличить размер штрафа или привести к административному аресту.

Опасности для здоровья и жизни

Последствия нарушения правил перехода через дорогу могут быть крайне серьезными. Отсутствие безопасности на дороге может привести к травмам и серьезным телесным повреждениям.

Заплатить штраф за переход в неположенном месте гораздо дешевле, чем поплатиться своим здоровьем или жизнью.

Повышенное внимание пешеходам

Кроме нарушения правил и наказаний, переход в неположенных местах может привести к ухудшению отношений между водителями и пешеходами.

Водители будут вынуждены сосредоточиваться на соблюдении правил дорожного движения на дороге, вынуждая их не только уменьшать скорость, но и уступать дорогу в неопределенных местах и в самых непредсказуемых ситуациях.

Вопрос-ответ:

Какие будут изменения в штрафах за переход в неположенном месте в России в 2024 году?

Согласно новым правилам, штраф за переход в неположенном месте будет увеличен до 5 тысяч рублей.

Какие последствия могут случиться, если меня оштрафуют за переход в неположенном месте?

Кроме штрафа, вы потеряете время и эмоциональные ресурсы на оформление бумажной работы. В случае повторных нарушений, вас могут лишить права управления транспортом на определенный срок или даже на всю жизнь. Кроме того, в некоторых случаях для восстановления прав придется пройти ряд процедур, включая медицинское освидетельствование и тренинги по безопасному вождению.

Что считается переходом в неположенном месте?

Переход в неположенном месте — это пересечение проезжей части дороги в месте, где нет пешеходного перехода или пешеходной зоны. Кроме того, переходить дорогу можно только по определенным правилам, например, на зеленый свет светофора или когда есть знак разрешающий. В противном случае это нарушение.

Новый штраф за переход дороги в неположенном месте в 2024 году: что изменится для пешеходов?

С начала 2024 года в России вводят новый штраф за переход дороги в неположенном месте. Это означает, что те, кто не соблюдает правила и переходит дорогу в неположенном месте, будут подвергаться новым взысканиям.

Рекомендация  Переезд несовершеннолетнего без согласия родителей 2024

Новые меры были введены, чтобы обезопасить пешеходов и улучшить эффективность дорожного движения. К сожалению, некоторые люди не считают это поводом для изменения своего поведения на дороге, а новые штрафы могут серьезно повлиять на их кошельки.

Но какие именно последствия этих новых мер на самом деле повлекут за собой? Как это отразится на повседневной жизни обычных пешеходов? В этой статье мы рассмотрим некоторые из возможных вариантов развития событий и изучим, как новый закон может повлиять на культуру пешеходной безопасности в России.

Что изменилось в штрафах за переход дороги пешеходами?

Увеличение штрафов

Со следующего года, в 2024 году, пешеходы, переходящие дорогу в неположенном месте, будут оштрафованы на сумму от одной до трех тысяч рублей. Это в два раза больше, чем предыдущие штрафы, которые были установлены в 2020 году.

Нарушения, за которые будут штрафовать

Штрафы будут взиматься за следующие нарушения:

  • Пересечение проезжей части в неположенном месте;
  • Пересечение проезжей части в месте, не оборудованном для пешеходного перехода;
  • Пересечение проезжей части через транспортный поток, движущийся по регулируемому пешеходному переходу;
  • Пересечение проезжей части в нарушение требований знаков.

Обоснование изменений

Введение более высоких штрафов за переход дороги в неположенном месте связано с желанием улучшить безопасность дорожного движения. Кроме того, данный шаг был сделан для того, чтобы регулировать поведение пешеходов на дороге.

Новый штраф с 2024 года

Что изменится для пешеходов?

С 2024 года пешеходы будут отвечать за переход дороги в неположенном месте новым штрафом. Это означает, что если вы перейдете дорогу не по пешеходному переходу или зеленому светофору, вам грозит штраф.

Новый штраф будет составлять от 500 до 1500 рублей, что является достаточно серьезным наказанием. Более того, в случае осложнений, вы можете понести еще большие расходы на лечение, поэтому лучше не рисковать своей жизнью.

Что нужно знать пешеходам?

  • Переходите дорогу только по пешеходным переходам или зеленому светофору;
  • Убедитесь, что вас видят водители и только после этого начинайте переходить дорогу;
  • Не забывайте о правилах поведения на дороге, прежде всего, о порядке движения и исключительном приоритете для людей, движущихся по специальным дорожным знакам и световым сигналам;
  • Если вы не обнаружили пешеходный переход вблизи от места, где вы находитесь, и переходить дорогу все же нужно, то выберайте место, где дорога хорошо просматривается и где вы можете пересечь проезжую часть без достаточного для пешеходов временного окна.

Какие действия будут штрафоваться?

Переход на красный свет

Штраф будет введен за попытку переходить дорогу на красный свет. Это будет расцениваться как нарушение правил дорожного движения и повлечет за собой штраф.

Переход в неположенных местах

Штраф также будет наложен за переход дороги в неположенном месте. Это означает, что пешеходы должны воспользоваться пешеходными переходами и не пересекать дорогу в местах, где это запрещено. Нарушения этого правила также будут караться штрафом.

Переход дороги без соблюдения требований к безопасности

Штраф также предусмотрен за переход дороги без соблюдения требований к безопасности. Это означает, что пешеходы не могут переходить дорогу перед движущимся транспортом или переходить дорогу в темное время суток без яркой световозвращающей одежды или световозвращающих элементов.

Сколько придется заплатить?

Новый штраф вступает в силу в 2024 году

Согласно новому закону, который вступает в силу с 1 января 2024 года, штраф за переход дороги в неположенном месте увеличится.

Новые размеры штрафов

Размер штрафа за переход дороги в неположенном месте для пешеходов будет зависеть от наличия поручителя.

  • Если пешеход имеет поручителя, то штраф составит от 500 до 1000 рублей.
  • Если поручителя нет, то штраф увеличится до 1000-2000 рублей.

При повторном нарушении штраф будет увеличен вдвое. Стоит отметить, что поручитель может быть любым знакомым гражданином или даже случайным прохожим, который согласен отвечать за пешехода.

Отменятся ли старые штрафы?

Нет, старые штрафы останутся в силе

Недавно парламент принял закон, который предусматривает новый штраф за переход дороги в неположенном месте. Однако, это не означает, что старые штрафы будут отменены.

Нарушения, которые уже совершены до введения нового закона, будут действительными. Это означает, что если человек перешел дорогу в неположенном месте до 2024 года, то он должен будет заплатить штраф, который был установлен на момент нарушения.

Новый штраф будет действовать для новых нарушений

Новый штраф будет действовать только для новых нарушений, совершенных после введения закона. Законодательство изменится только для тех, кто будет нарушать правила после 2024 года.

Новый штраф за переход дороги в неположенном месте будет более жестким, чем прежний. Он может достигать до 5 тысяч рублей.

Как защитить себя от штрафов?

Соблюдайте правила дорожного движения

Основное правило, с которым необходимо соблюдать — это переход дороги только в местах, предназначенных для пешеходов. Важно помнить, что это правило не только спасает от штрафов, но и гарантирует вашу безопасность на дороге.

Ориентируйтесь на сигналы светофора

Если вы не уверены, можно ли переходить дорогу в данном месте, обратите внимание на светофоры. Обычно они показывают, когда именно пешеходам можно и нельзя переходить дорогу. В случае, если на перекрестке нет светофора, убедитесь, что нет приближающихся транспортных средств и переходите в удобном и безопасном для вас месте.

Не отвлекайтесь на телефоны и гаджеты

Особенно актуально в наше время, когда у многих людей в руках почти все время есть смартфон. Но следует помнить, что во время перехода дороги важно быть сосредоточенным на происходящем на дороге. Одно мгновение невнимательности может стать причиной опасной ситуации на дороге.

Также за использование телефона на светофоре, в переходе или в другой неположенный момент можно получить штраф.

Пользуйтесь пешеходными переходами

Пешеходные переходы предназначены специально для пешеходов и на них обеспечивается максимальная безопасность. Старайтесь использовать пешеходные переходы там, где это возможно. При переходе через пешеходный переход любое нарушение правил дорожного движения, например, переход на красный свет, также может повлечь за собой штраф.

Важно помнить, что правила дорожного движения придуманы не для того, чтобы ограничивать наши свободы, а для того, чтобы сохранить нашу безопасность на дороге. Соблюдайте правила и оставайтесь в безопасности!

Вопрос-ответ:

Какие именно места считаются неположенными для перехода дороги?

Неположенными местами для перехода дороги являются места без зебры, надзорного пешеходного перехода, а также места, где переход размечен пунктирной линией. Также не стоит переходить дорогу на перекрестках, если не оговорено значение соответствующего дорожного знака.

Каковы последствия за переход дороги в неположенном месте?

Согласно новому штрафу за переход дороги в неположенном месте, нарушителям грозит штраф от 500 до 1500 рублей. Также возможно изъятие водительских прав на срок до трех месяцев. Кроме того, пешеходы могут причинить себе значительный вред здоровью при несоблюдении требуемой безопасности на дороге.

Рекомендация  Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества 2024

Меняется ли что-то в правилах перехода дороги в неположенном месте после введения нового штрафа?

Само правило перехода дороги в неположенном месте не меняется. Однако новый штраф за это нарушение станет более серьезным стимулом для пешеходов и водителей соблюдать правила дорожного движения. Последствия нарушения правил безопасности на дороге проявляются не только в виде материального вреда, но и в потенциальной угрозе жизни и здоровью всех участников движения.

Поэтому каждый участник должен проявлять максимальную осторожность и соблюдать все правила и требования, применимые на дороге.

Правила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2024 года

В предшествующих статья серии «Новые ПДД с 1 марта 2024 года» были рассмотрены правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности и для велосипедистов.

Сегодня речь пойдет об очередной группе участников дорожного движения, для которой с 1 марта 2024 года также будут введены новые правила — о пешеходах.

Информация о нормативном документе

2022.11.08 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступает в силу 1 марта 2024 года.

Приоритет пешеходов на велосипедных дорожках

Рассмотрим обновленный пункт 4.1 ПДД:

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В приведенном выше абзаце речь идет о том, что в некоторых случаях (при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек и обочин) пешеходы могут двигаться по велосипедным дорожкам. При этом пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и СИМ, то есть не имеют преимущества.

Данный пункт выглядит вполне логично. Однако, вспомним пункт 24.6 ПДД, подробно рассмотренный в предшествующей статье:

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

Получается, что на велосипедной дорожке пешеходы, с одной стороны, уступают дорогу велосипедистам (пункт 4.1 ПДД), а с другой стороны — имеют приоритет (пункт 24.6 ПДД). Как действовать в такой ситуации на пракитке — не понятно.

Движение пешеходов на проезжей части

Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).

Напомню, что правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности более подробно рассмотрены в предшествующих статьях:

Использование пешеходных переходов

Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.

Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2024 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:

  • пешеходный переход;
  • надземный пешеходный переход;
  • подземный пешеходный переход.

А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.

Примечание. Данное изменение понять не так-то и просто, ведь первое словосочетание «пешеходный переход» является частью словосочетаний «подземный пешеходный переход» и «надземный пешеходный переход».

Новая разметка для диагональных пешеходных переходов

Изменения, связанные с разметкой для диагональных пешеходных переходов, внесены сразу в несколько пунктов правил:

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

В пункте 1.2 добавлен новый номер разметки 1.14.3, который наряду с традиционной «зеброй» может обозначать пешеходные переходы.

1.14.3 — обозначает диагональный пешеходный переход;

В приложение 2 к ПДД добавлено описание разметки 1.14.3.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.

А в пункте 4.3 ПДД с 1 марта 2024 года будет указано, что диагональные пешеходные переходы должны обозначаться именно новой разметкой 1.14.3 (а не традиционной «зеброй», нанесенной диагонально).

Примечание. Напомню, что разметка 1.14.3 появилась в ГОСТ уже несколько лет назад (с 1 июня 2018 года). Однако, поскольку в правилах дорожного движения она не упоминалась, было не понятно, для чего именно она должна использоваться.

Рекомендация  Программа улучшения жилищных условий для бюджетников 2024

На практике же разметку 1.14.3 на некоторых перекрестках можно встретить и до внесения изменений в ПДД. Например, на фотографии ниже приведен один из перекрестков Москвы, сфотографированный в 2021 году:

Обратите внимание, на фотографии видны следы традиционной «зебры», которую стерли перед нанесением новой диагональной разметки.

Безопасность пешеходов на регулируемых переходах

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.5. На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Из пункта 4.5 исключено слово «нерегулируемых», так что с 1 марта 2024 года пешеходы должны самостоятельно позаботиться о своей безопасности на всех пешеходных переходах. То есть, даже на регулируемом переходе после включения зеленого сигнала нужно убедиться, что через переход не продолжают движение автомобили.

Однажды мне довелось наблюдать на практике ситуацию, связанную с новым пунктом 4.5. На светофоре перед регулируемым пешеходным переходом несколько пешеходов ожидали включения зеленого сигнала светофора. А сразу же после его включения два пешехода, которые стояли у самого края тротуара, сделали шаг на проезжую часть.

При этом по дороге из-за их спин на довольно высокой скорости на запрещающий сигнал светофора выехал автомобиль:

Для предотвращения ДТП достаточным оказалось просто крикнуть «стой». Пешеходы остановились, а автомобиль проехал в считанных сантиметрах от них.

Однако, к сожалению, таких торопливых пешеходов на дорогах довольно много. И, будем надеяться, обновленный пункт 4.5 заставит их переосмыслить свои действия на дороге.

Сигналы светофоров для пешеходов

Рассмотрим обновленный пункт 6.5 ПДД:

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе.

Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.2 1 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

В данном пункте законодатели разделили светофоры для пешеходов и для велосипедистов. До 1 марта 2024 года дословное прочтение этого пункта позволяет понять, что пешеходные светофоры относятся и к велосипедистам, и к пешеходам. И то же самое можно сказать про велосипедные светофоры.

С 1 марта 2024 года светофоры будут четко разделены на 2 группы. Велосипедные предназначены для велосипедистов, а пешеходные — для пешеходов. Для средств индивидуальной мобильности предназначены и те, и другие светофоры.

В зависимости от того, где именно движется СИМ. Данный вопрос более подробно рассмотрен в статье «Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2024 года».

Приоритет пешеходов в жилой зоне

Рассмотрим изменение, внесенное в пункт 17.1 ПДД:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Сам по себе пункт 17.1 предоставляет пешеходам приоритет перед транспортными средствами в жилых зонах и на дворовых территориях. Кроме того, он требует, чтобы пешеходы не создавали необоснованные помехи транспорту. А изменение от 1 марта 2024 года заключается в том, что необоснованные помехи запрещается создавать только на проезжей части жилых зон и дворовых территорий.

Соответственно, если пешеход стоит на тротуаре во дворе, а по этому же тротуару движется автомобиль, то пешеход имеет право создавать необоснованные помехи для его движения. Такой вот получился пункт.

Также обратите внимание, что в пункте 17.1 транспортные средства и средства индивидуальной мобильности перечислены через запятую. И это подразумевает, что СИМ транспортными средствами не являются. Однако пункт 1.2 ПДД говорит об обратном (что такое СИМ).

И возникает явное противоречие.

Тем не менее, подобное перечисление СИМ и ТС через запятую встречается в тексте ПДД несколько раз. Можно предположить, что составители правил просто скопировали формулировку пункта из старого законопроекта, в котором СИМ не считались транспортными средствами.

Также хочу напомнить, что на pddmaster.ru опубликована серия статей, в которой актуальные правила дорожного движения для пешеходов разобраны довольно подробно:

Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Ну а в следующей статье речь пойдет о новых правилах дорожного движения для инвалидов. Не пропустите!

Удачи на дорогах!

Обновлено: 11 ноября 2022
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов.

Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).