Ответственность за поломку водяного счетчика 2024

В последний месяц отопительного сезона, со слов управляющей компании, была поломка общедомового теплосчетчика. В связи с этим расчет по квитанции за отопление и ГВС был сделан по среднему показателю за девять месяцев отопительного сезона (сумма в разы больше). Кто несет ответственность за поломку общедомового теплосчетчика и возможно ли оспорить начисленную сумму?

Микаил Камилов
Консультаций: 52

В соответствии п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества.

В соответствии с п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обеспечивать работоспособность общедомовых приборов учета и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в многоквартирном доме должно лицо, ответственное за содержание общего имущества, т.е. домоуправляющая компания (ТСЖ, ЖСК).

Оспорить размер начисленной суммы возможно только в случае, если начисление суммы рассчитано неправомерно.

В силу ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих. Количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, полученные потребителем, определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период.

В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к названным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

По истечении указанного в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно пп. «в» п. 21 и пп. «з» п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, необорудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, истечения срока эксплуатации или утраты коллективного (общедомового) прибора учета, определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 59, 60).

Рекомендация  Статья 24 ГПК РФ. Гражданские дела подсудные районному суду 2024

Обратите внимание: если норматив рассчитан за период 9 месяцев начиная с даты поломки, то он рассчитан верно. Если же при расчете намеренно взяты 9 месяцев отопительного сезона без привязки к дате поломки общедомового прибора учета, то в таком случае можно в судебном порядке обжаловать размер начисленной суммы.

Не только штраф: Роскачество напомнило, что делать в случае срыва пломбы на счетчике воды

Начисления за воду проводятся по приборам учета, которые должны быть опломбированы. Категорически запрещается демонтировать счетчик, не ставя в известность ресурсоснабжающие организации (РСО) или управляющие организации (УО), и самовольно срывать пломбу, напоминают в Роскачестве.

Евгений Одиноков/РИА Новости

Повреждение пломбы на приборе учета может быть намеренным (жилец срывает пломбу, пытаясь вмешаться в работу счетчика, установив средства для его «накрутки» и пр.) либо случайным или вынужденным (например, во время устранения аварии или из-за детских шалостей).

За умышленное повреждение или срыв пломбы на приборе жителя могут привлечь к к административной ответственности по ст.19.2 КоАП РФ. Простым гражданам грозит штраф в размере от 100 до 300 рублей, должностным лицам — в 300-500 рублей.

Штрафы невелики. Но срыв пломбы в большинстве случаев повлечет перерасчет платежей за пользование коммунальными услугами. И иногда эти перерасчеты могут быть «драконовскими».

Как следует из Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель вправе проводить проверки состояния приборов учета, при этом он может проверить как целостность прибора, так и наличие и сохранность контрольных пломб, говорит замдиректора Департамента защиты прав потребителей и развития качества финансовых услуг Роскачества Игорь Поздняков. «Если пломбы будут нарушены, это может быть признано несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки таких нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета с дальнейшим перерасчетом платы за коммунальную услугу», — поясняет он.

Случаи, когда жителям делают огромный перерасчет из-за повреждения пломбы на приборе учета, нередки, добавляет федеральный координатор проекта «Школа грамотного потребителя», депутат Мосгордумы Александр Козлов. Но можно предотвратить перерасчёты, если повреждение произошло непреднамеренно.

Что делать, если пломба повреждена? Как только вы заметили, что пломба не на месте, сразу нужно сообщить в управляющую или ресурсоснабжающую организацию точное время, дату и обстоятельства, при которых это было обнаружено. Нужно также сразу подать заявку на повторное опломбирование.

После этого придут сотрудники УК или РСО и составят акт, один экземпляр которого обязательно должен сохраниться у жителя.

Если жителю известно, почему повреждена пломба, то укажите и эту информацию, чтобы доказать, что с вашей стороны не было злого умысла.

Учитывайте, что за повторное опломбирование придется заплатить. В целом, срыв пломбы не влияет на корректность работы счетчика, но может свидетельствовать о несанкционированном вмешательстве в его работу.

Что будет, если вовремя не сообщить о срыве пломбы? Если житель, обнаружив повреждения, не сообщит оперативно в РСО или УК и будет продолжать дальше пользоваться счетчиком, то при очередной поверке это могут расценить как несанкционированное вмешательство, отмечает Козлов. Тогда будет сделан перерасчет по нормативу потребления и, соответственно, количеству зарегистрированных лиц в жилом помещении, за три месяца с умножением на коэффициент 10.

И здесь уже добиваться правды придется через суд.

«Поэтому рекомендую внимательно следить за приборами учета, тем более, что это обязанность собственника, — советует эксперт. — И большинство из нас раз в месяц обязательно заглядывают в место, где стоит счётчик, чтобы снять с него показания для передачи в РСО». Штрафы минимальные, резюмирует Козлов, в отличие от перерасчетов, которые в таких случаях достигают десятков тысяч рублей.

Является ли самовольная замена ИПУ вмешательством в его работу

Разбираем судебное дело, в котором кассационный суд общей юрисдикции определил, являются ли действия потребителя по самостоятельной замене счётчика несанкционированным вмешательством в работу ИПУ. Узнайте основные доводы сторон спора и судебных инстанций.

Случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта перечислены в п. 81(11) Правил № 354

За состояние счётчиков отвечает собственник помещения, в котором они установлены (п. п. 42, 80 ПП РФ № 354). Если при осмотре прибора учёта на нём обнаружены следы действий, которые могли исказить данные счётного механизма, то исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве (п. 2 ПП РФ № 442, п. 81(11) ПП РФ № 354).

К подобному вмешательству относятся механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п.п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354, если доступ к ИПУ в отсутствие потребителя невозможен.

Объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленным в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10. Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.

ВС РФ отметил, что положения абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют требованиям ЖК РФ и в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю при несанкционированном вмешательстве в работу ПУ является допустимым механизмом его возмещения. Такие нормы ПП РФ № 354 стимулируют потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.

Рекомендация  Статья 59 ГПК РФ. Относимость доказательств 2024

Замена ИПУ должна производиться после уведомления исполнителя КУ и в присутствии его представителя

В законодательстве вопрос о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта проработан, но на практике поставщики коммунальных ресурсов не всегда могут без помощи суда правильно интерпретировать действия потребителей в отношении ИПУ. Разберём пример.

В суд обратился поставщик электроэнергии Приморья. Он требовал взыскать с жителя дома задолженность за ресурс, рассчитанную на основании акта безучётного потребления, в сумме почти 60 тысяч рублей. Такой акт был составлен, поскольку потребитель самостоятельно, без уведомления исполнителя услуг, демонтировал старый ИПУ и установил новый.

Ответчик попросил поставщика электроэнергии опломбировать счётчик.

Специалисты приехали к потребителю, зафиксировали факт вмешательства в работу прибора учёта. Также они указали, что житель дома не сохранил старый счётчик и установил новый не на границе балансовой принадлежности сетей. Потребитель составленный акт не подписал и рассчитанный по нему объём безучётного потребления не оплатил, из-за чего спор перешёл в суд.

Истец посчитал, что собственник нарушил п. 81(13) Правил № 354. В случае выхода прибора учёта из строя он был обязан незамедлительно известить об этом исполнителя услуг, сообщить показания ИПУ на тот момент и организовать его замену в течение 30 дней. Для демонтажа неисправного счётчика потребитель обязан известить исполнителя КУ о дате и времени таких работ не менее чем за 2 рабочих дня.

Замена ИПУ проводится в присутствии представителей исполнителя услуг.

Собственник в суде пояснил, что обращался к исполнителю услуг с вопросом замены ИПУ и писал заявление. Приехавшие к нему представители компании замену не произвели, посчитав, что счётчик стоит не на границе балансовой принадлежности. Тогда потребитель сам заменил ИПУ и попросил исполнителя услуг его опломбировать.

Выставляемые ему квитанции с расчётом платы по-среднему, а затем по нормативу он исправно оплачивал, поэтому у него нет долга за электроэнергию.

Суд первой инстанции встал на сторону потребителя. Он указал, что в данном случае исполнитель коммунальной услуги был обязан применять пп. «г» п. 59 Правил № 354: при выходе из строя ИПУ расчёт платы за ресурс должен вестись исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления, определенного по показаниям.

С даты истечения срока эксплуатации прибора учёта электрической энергии, сторонами по договору энергоснабжения должен применяться расчётный метод определения платы за потреблённый ресурс. Суд не нашёл в деле признаков бездоговорного потребления или вмешательства в работу ИПУ. Судья отказал поставщику во взыскании долга с собственника.

Несанкционированное вмешательство в работу ИПУ – повреждение пломб и счётчика

  • он самовольно заменил ранее установленный прибор учёта электроэнергии на новый в отсутствие представителя сетевой организации или поставщика ресурса;
  • при замене счётчика не зафиксированы показания старого ИПУ, не проверено наличие пломб визуального контроля и государственного поверителя перед его демонтажем;
  • не проверена схема подключения нового прибора учёта.

Апелляционный суд указал, что в силу ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей и приборов, соблюдать установленный режим потребления энергии и сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учёта.

Согласно п. 81(13) Правил № 354, если счётчик вышел из строя, потребитель должен известить об этом исполнителя, а также сообщить дату и время его замены не менее чем за 2 рабочих дня до этого. Демонтаж прибора учёта выполняется в присутствии исполнителя КУ.

Обязанность обеспечить сохранность расчётного прибора учёта электроэнергии, его пломб и соответствие цепей учёта электроэнергии установленным правилам лежит на потребителе (п. 2.11.17 Правил Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6).

Потребление электроэнергии при вмешательстве в работу ИПУ: нарушении его целостности, пломб, знаков визуального контроля, порядка подключения счётчика – в соответствии с п. 2 Правил № 442 признаётся безучётным. Оно может быть зафиксировано при проверке работы ИПУ и при осмотре перед демонтажом (п.177 Правил № 442).

  • самовольно произвёл его демонтаж;
  • не сохранил прежний ИПУ;
  • не дал возможности сетевой организации и гарантирующему поставщику проверить наличие пломб на прежнем счётчике.

Поэтому исполнитель услуг правомерно составил акт о безучётном потреблении электроэнергии и рассчитал на это основании задолженность ответчика. Поскольку собственник долг не оплатил, то требования поставщика ресурса о взыскании этих денег подлежат удовлетворению. Решение первой инстанции суд отменил.

Самовольная замена ИПУ не является случаем вмешательства в работу прибора учёта

Потребитель подал жалобу в кассационный суд, который подробно исследовал вопрос о том, правильно ли гарантирующий поставщик электроэнергии квалифицировал действия потребителя. От этого зависит подход к расчёту платы за ресурс и размера задолженности ответчика.

Истец действовал на основании п. п. 62, 81(11) Правил № 354 как при установленном и зафиксированном факте несанкционированного вмешательства потребителя в работу прибора учёта. Расчёт задолженности произведён с использование формулы их п. 81(11) Правил № 354.

  • целостность счётчика и отсутствие на нём механических повреждений, отверстий или трещин, прилегание стекла индикатора;
  • наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, отсутствие повреждений клеммной крышки ИПУ;
  • есть ли доступ к узлам, зажимам прибора учёта, что позволит вмешаться в его работу.

Несанкционированным вмешательством в работу ИПУ являются обнаруженные при проверке перечисленные выше нарушения.

  • самовольно демонтировать приборы учёта;
  • несанкционированно подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам, вносить в них изменения.

Судья сделал вывод, что ответчик нарушил правила установки прибора учёта. У исполнителя коммунальной услуги не было оснований для составления соответствующего акта и начисления по нему платы согласно п. 81(11) Правил № 354. Если новый ИПУ не был принят к учёту, то плата за электроснабжение для потребителя должна определяться расчётными методами в соответствии с пп. «а» п. 59, п. 60 Правил № 354.

Рекомендация  Статья 225 ГПК РФ. Содержание определения суда 2024

Кассационный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 по делу № 88-4351/2021).

На заметку

Управляющая домом организация в отсутствие прямого договора между собственниками и РСО является исполнителем коммунальных услуг. В её обязанности, помимо прочего, входит проверка состояния и показаний индивидуальных приборов учёта и пресечение безучётного потребления ресурсов, вмешательства в работу счётчиков.

Как показало рассмотренное дело, исполнителям КУ не всегда просто разобраться, какие действия жителей МКД можно интерпретировать как несанкционированное вмешательство, а какие – как нарушение правил замены ИПУ. Чтобы собственники не производили демонтаж и установку счётчиков самовольно, управляющим домами следует своевременно уведомлять жителей дома о необходимости такой замены и рассказывать, как это нужно делать согласно Правилам № 354.

  • как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд;
  • как применять повышающий коэффициент при наличии акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ.

Сломался счётчик горячей воды. Что делать? К кому обращаться?

Почти в каждой квартире установлены индивидуальные приборы учёта коммунальных ресурсов. Это помогает экономить на оплате ЖКУ. Но куда бежать, когда счётчик ломается?

Если у вас сломался счётчик горячей воды, что делать, вы узнаете из этой статьи.

Как выбрать счётчик горячей воды?

При замене счётчика горячей воды главное – не перепутать счётчик горячей и холодной воды. Определить их просто: счётчик холодной воды отмечен поясом синего цвета, а счётчик горячей воды – красного. Синий счётчик, установленный на трубу с горячей водой, не допустят к эксплуатации.

При покупке счётчика нужно проверить комплектность набора. В него должны входить сетчатый фильтр, два присоединителя и ниппели к ним, гайки, прокладки, а также обратный клапан. Важно, чтобы паспорт на счётчик был отпечатан типографским способом и серийный номер счётчика, указанный в нём, совпадал с номером, обозначенном на приборе.

Счётчики горячей воды чаще всего комплектуются запорными кранами, на котором расположено ушко под опломбировку. Впрочем, если вы боитесь что-то упустить и купить не подходящий прибор, лучше заказать прибор у того, кто будет его устанавливать.

Сломался счетчик горячей воды. Что делать?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354), собственник помещения, в котором установлен счётчик, обязан сообщить о его неисправности в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальных услугу или в другую службу, которую указал исполнитель КУ в документах на счётчик.

При обращении в диспетчерскую службу, необходимо сообщить показания прибора учёта на тот момент, когда он вышел из строя. Неисправность должна быть устранена в течение 30 дней со дня обнаружения поломки. При ремонте счётчика исполнитель коммунальной услуги обязан предупредить собственника квартиры за 2 дня до того, как сотрудники компании придут переустанавливать счётчик.

После переустановки представитель управляющей организации или ресурсоснабжающей компании (в зависимости от того, кто является исполнителем услуг), должен провести поверку и опломбировать счётчик.

Если неисправность счётчика была выявлена во время очередной поверки прибора, то плата за горячую воду будет начисляться собственнику квартиры по нормативу, вплоть до момента замены неисправного счётчика.

Основные причины поломки счётчика горячей воды

Некоторые неисправности можно выявить при визуальном осмотре счётчика. Прибор учёта точно сломан, если его стрелка не крутится в то время, когда из крана течёт вода. Если стекло счётчика запотело изнутри, скорее всего, произошла разгерметизация.

Если вы не увеличивали расход воды, никуда не уезжали, а показания прибора говорят, что объём потреблённой воды резко увеличился или уменьшился, то это также свидетельствует о неисправности прибора. Причиной резкого увеличения объёма потреблённой воды могут стать также и протечки. Проверьте внутриквартирные инженерные сети и устраните поломку.

На исправную работу счётчика может повлиять и качество подаваемой в дом воды. Мусор, частицы песка и ржавчины могут вывести счётчик из строя. Поэтому при установке прибора нужно поставить специальный фильтр на участке трубы, куда устанавливается счётчик. Индивидуальный прибор учёта может вывести из строя слишком сильно нагретая вода.

Все ИПУ горячей воды рассчитаны на работу при температуре не выше 90 градусов Цельсия.

Кто платит за ремонт счётчика горячей воды?

Индивидуальный прибор учёта горячей воды – это собственность владельца квартиры. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ собственники помещений в МКД несёт ответственности за установку и эксплуатацию внутриквартирных счётчиков. Поэтому и платить за ремонт счётчика придётся владельцу квартиры.

Однако, если счётчик новый и гарантийный срок ещё не прошёл, то производитель должен бесплатно предоставить новый исправный прибор.

Помимо установки и ремонта ИПУ в случае его неисправности, владелец квартиры должен обеспечить своевременную поверку прибора. Частота поверок устанавливается производителем прибора. Информация об этом должна быть указана в техническом паспорте изделия.

Если владелец ИПУ пропустил срок поверки прибора, то его показания будут считаться недействительными, а оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативам, принятым в регионе.

Выводы:

  1. Устанавливая счётчик горячей воды не стоит путать его с ИПУ холодной воды, иначе показания такого прибора будут считаться недействительными.
  2. Если счётчик горячей воды сломался, необходимо обратиться в диспетчерскую службу, сообщить о поломке и указать текущие показания счётчика.
  3. Оплатить ремонт или установку нового прибора учёта должен собственник помещения.
  4. В случае, если на сломанный счётчик горячей воды ещё действует заводская гарантия, производитель должен предоставить потребителю новый прибора или провести гарантийный ремонт сломанного ИПУ.