(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 2 ст. 138 см. Постановление КС РФ от 31.01.2023 N 5-П.
2. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.
Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.
С 01.01.2025 п. 2 ст. 138 дополняется новым абз. (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.
4. Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом.
С 01.04.2024 в абз. 2 п. 5 ст. 138 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
См. будущую редакцию.
В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.04.2024 в абз. 3 п. 5 ст. 138 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
См. будущую редакцию.
Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.
С 01.04.2024 абз. 4-6 п. 5 ст. 138 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
См. будущую редакцию.
К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.04.2024 в абз. 7 п. 5 ст. 138 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
См. будущую редакцию.
Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:
С 01.04.2024 в абз. 8 п. 5 ст. 138 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
См. будущую редакцию.
о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
С 01.04.2024 в абз. 9 п. 5 ст. 138 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
См. будущую редакцию.
об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С 01.04.2024 п. 5 ст. 138 дополняется новым абзацем (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.04.2024 абз. 10-14 п. 5 ст. 138 излагаются в новой редакции (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
См. будущую редакцию.
Основанием для принятия решения об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, требованиям, установленным настоящей статьей и (или) пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
В случае неуплаты или неполной уплаты задолженности, обеспеченной банковской гарантией, лицом, подавшим жалобу, налоговый орган не позднее пяти дней со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части подлежащей уплате после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе неуплаченной суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговый орган уведомляет банк, выдавший банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии не позднее пяти дней со дня исполнения лицом, подавшим жалобу, обязанности по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которое было обеспечено такой банковской гарантией, либо не позднее пяти дней со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, обеспеченная такой банковской гарантией.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.
7. Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.
Ст. 138 (в ред. ФЗ от 17.02.2021 N 6-ФЗ) применяется в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после 17.03.2021.
Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям и в том же порядке.
(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налог на имущество при уменьшении кадастровой стоимости недвижимости по решению комиссии
В апреле 2022 года организация подала заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с целью уменьшения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 01.01.2021. Положительное решение комиссии об уменьшении кадастровой стоимости имущества получено 14.06.2022. С какой даты необходимо исчислять налог на имущество и авансовые платежи по нему с учетом измененной кадастровой стоимости: с 01.01.2021, 01.01.2022 или 14.06.2022?
Новые правила
В силу п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода (календарного года), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Согласно абз. 1 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, действующей с налогового периода 2021 года (то есть с 01.01.2021), изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах.
Из данного правила исключения могут быть предусмотрены законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости предусмотрен ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», введенной Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ.
Таким образом, изменение налоговой базы – кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие определения его рыночной стоимости в порядке, предусмотренном ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, учитывается с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (Письмо ФНС России от 14.12.2021 № БС-4-21/17449@).
В статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ сказано: кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и ОМСУ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, приведенных в настоящей статье).
К заявлению об определении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная согласно законодательству РФ, если заявление подается представителем заявителя.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
- об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
- об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Переходный период
Важно учитывать: ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ подлежит применению с 01.01.2023, но высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о дате перехода к применению указанной статьи досрочно.
До 01.01.2023 или установленной на уровне региона досрочной даты перехода применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, в которой описан порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Этой статьей предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если такие результаты затрагивают права или обязанности названных лиц, а также органами государственной власти и ОМСУ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Организация подала заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, значит, в субъекте РФ по месту нахождения организации решение о переходе к применению ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято.
Налог на имущество в переходный период
В пункте 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ, действовавшей до 01.01.2021, было предусмотрено: в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Указанная норма подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по соответствующим основаниям, возникшим с 01.01.2019 (ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 334-ФЗ).
По мнению ФНС, измененная по вышеприведенным основаниям кадастровая стоимость должна применяться (в том числе при перерасчете налога, исчисленного исходя из налоговой базы, определенной по кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания) для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы использовалась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания (Письмо ФНС России от 10.08.2021 № СД-4-21/11260@).
Согласно изложенному считаем, что в рассматриваемой ситуации налог на имущество и авансовые платежи по нему с учетом измененной в сторону уменьшения кадастровой стоимости вследствие установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости нужно исчислять с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2021.
По нашему мнению, в описанной ситуации налог на имущество и авансовые платежи по нему с учетом измененной в сторону уменьшения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости нужно исчислять с 01.01.2021.
Оспорить налог на имущество 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Налоговая инспекция прислала сведения об отрицательном сальдо по налогу на имущество физическому лицу и выставила требование об уплате. Налогоплательщик со сведениями не согласен, о чем написал в налоговую инспекцию в течение месяца после получения сведений, попросил провести уточнение расчетов. Налоговая инспекция отказала в предоставлении расшифровки задолженности и требует уплатить сумму по требованию.
Каковы порядок, форма и сроки оспаривания сведений о сальдо ЕСН? Насколько правомерно налоговая инспекция отказывает налогоплательщику в расшифровке налогов и пени, указанных в сведениях об отрицательном сальдо?
Налоговая инспекция прислала сведения об отрицательном сальдо по налогу на имущество физическому лицу и выставила требование об уплате. Налогоплательщик со сведениями не согласен, о чем написал в налоговую инспекцию в течение месяца после получения сведений, попросил провести уточнение расчетов. Налоговая инспекция отказала в предоставлении расшифровки задолженности и требует уплатить сумму по требованию.
Каковы порядок, форма и сроки оспаривания сведений о сальдо ЕСН? Насколько правомерно налоговая инспекция отказывает налогоплательщику в расшифровке налогов и пени, указанных в сведениях об отрицательном сальдо?
2 августа 2024
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налогоплательщику целесообразно обратиться в налоговый орган с целью получения справки о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и его детализации.
Также целесообразно запросить акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.
Отказ в предоставлении таких документов может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (далее — ЕНП), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате задолженности (п. 1 ст.
69 НК РФ).
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета (далее — ЕНС) и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (абзац 2 п. 1 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате задолженности также должно содержать информацию, перечисленную в п. 2 ст. 69 НК РФ. При этом срок возникновения задолженности в требовании не указывается.
В соответствии с подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП, а также на получение акта такой сверки, форма которого рекомендована в письме ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@.
В письме ФНС России от 29.09.2022 N АБ-4-19/12938@ «О проведении сверки расчетов» указывается, что основания для отказа в проведении сверки расчетов НК РФ не предусмотрены.
Акт сверки возможно запросить за определенный период и по определенному коду бюджетной классификации (далее — КБК) или по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в заявлении (смотрите материал: — Вопрос: Каким образом налогоплательщик может получить Акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.)).
Срок формирования акта сверки не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления на бумажном носителе и не позднее 3 рабочих дней с даты регистрации заявления в электронном виде. При этом срок регистрации заявления составляет не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления этого заявления в налоговый орган (письмо ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@).
Отметим, что в настоящее время продолжает действовать форма акта сверки расчетов, утвержденная приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.
Как указывают некоторые специалисты, новые правила будут касаться правовых отношений, возникших с 01.01.2023, и иметь отношение именно к ЕНП (смотрите материал: — ФНС не может ограничивать период сверки по налогам тремя годами (Е.С. Казаков, журнал «Бухгалтер Крыма», N 1, январь 2024 г.)).
Иными словами, представляется, что сверку расчетов с налоговым органом за период до 31.12.2022 возможно оформить актом, форма которого утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ (смотрите также материал: — Вопрос: Особенности проведения сверки расчетов с налоговым органом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.)).
В свою очередь, в силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ (корреспондирующая норма) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу, переданному в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе:
- справку о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета такого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента,
- справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа,
- и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо на бумажном носителе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Справка о наличии отрицательного сальдо должна содержать имеющиеся в налоговом органе детализированные сведения об обязанности лица, указанного в п. 4 ст. 11.3 НК РФ, по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) (абзац 3 подп. 10 п. 1 ст.
32 НК РФ).
Учитывая изложенное, мы полагаем, что в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с целью получения справки о наличии отрицательного сальдо ЕНС и его детализации.
На возможность проведения сверки расчетов с налоговым органом обращают внимание и в ФНС России.
Чиновники отмечают, что в приложениях к справке будут указаны подробные сведения о задолженности в разрезе каждой обязанности по уплате налогов, в том числе по срокам ее возникновения, и карта расчета пеней (с информацией о периодах наличия недоимки, на которую начислена пеня, и о ключевой ставке рефинансирования Банка России) (смотрите материал: — Вопрос: Как поступить налогоплательщику в случае получения им требования об уплате налога (при условии своевременной уплаты налогов) для урегулирования спора? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», май 2024 г.)).
В п. 25 брошюры «ЕНС 36.6 — Здоровый расчет по налогам» (36 вопросов + 6 плюсов и преимуществ) (письмо Федеральной налоговой службы от 29.04.2022 N КЧ-4-8/5395@) говорится, что в случае несогласия с долгом нужно провести сверку с налоговой для устранения причин (при их наличии), повлиявших на наличие задолженности. Все способы разрешения спорных начислений, имеющиеся сейчас, остаются доступны налогоплательщику (смотрите также материал: — Вопрос: Как провести сверку с налоговой? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.)).
Документом, подтверждающим наличие и размер задолженности, в этом случае выступает акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП. Форма акта направлена письмом ФНС России от 29.12.2022 N АБ-4-19/17879@.
Отметим, что ранее в письмах ФНС России от 28.02.2023 N ЕД-26-8/4@, от 26.01.2023 N ЕД-26-8/2@ говорилось о том, что взыскание сумм задолженности должно проводиться исключительно в отношении верифицированных (то есть подтвержденных) сумм отрицательного сальдо ЕНС.
Отказ в проведении сверки, на наш взгляд, может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС России от 14.02.2023 N БВ-4-9/1702@ «О рассмотрении жалоб по вопросам, связанным с ЕНС», а также материал: — Вопрос: Организация не может сверить сальдо по ЕНС с налоговым органом, т.к. инспекция не предоставляет результаты сверки (не отвечает на запросы).
Как следует поступить в такой ситуации? (ответ эксперта АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит», март 2024 г.)).
Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (смотрите также материал: — Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц).
Жалоба (апелляционная жалоба) в вышестоящий налоговый орган всегда подается через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются (пп. 1, 2 ст. 139 НК РФ, смотрите также материал: — Энциклопедия решений.
Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц).
О порядке обжалования смотрите дополнительно материалы:
- Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;
- Примеры документов, которые могут потребоваться при обжаловании актов, действий и бездействия налоговых органов. 4.1. При обжаловании в вышестоящий налоговый орган;
- Вопрос: Жалоба на неисполнение налоговым органом обязанностей, связанных с возвратом НДС в отведённые НК РФ сроки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Основание для выставления и направления налогоплательщику требования об уплате задолженности;
- Как свериться с налоговой в 2024 году (журнал «Практическая бухгалтерия», N 2, февраль 2024);
- Вопрос: У меня некорректное сальдо по ЕНС. Что делать? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.);
- Вопрос: Не считаю верными начисления, что делать? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», февраль 2024 г.);
- Информация ФНС от 30 марта 2024 г. «Продлены сроки направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания»;
- Вопрос: Из налогового органа поступило информационное сообщение о состоянии расчетов с бюджетом со сведениями о наличии отрицательного сальдо (при том, что налогоплательщиком задолженность была погашена своевременно). Каковы в данном случае должны быть действия налогоплательщика? Будет ли налоговая инспекция выставлять требование об уплате в его адрес? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, апрель 2024 г.);
- Введены меры по урегулированию налоговых задолженностей в рамках ЕНП/ЕНС (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2024 г.);
- Как получить акт сверки расчетов по налогам в инспекции? (Д.Ю. Гусаров, журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
О правомерности включения в перечень здания аптеки
Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц (ст. 400 НК РФ). Статьей 406 НК РФ установлены разные ставки налога:
- 0,1 % – для жилых домов;
- 0,5 % – в отношении прочих объектов налогообложения;
- 2 % – в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.
Соответственно, суммы налога на имущество тоже различаются – и весьма существенно.
Гражданка Л. оспорила правомерность включения в соответствующий перечень нежилого здания с наименованием «аптека с пристройками». Какие решения вынесли высшие судебные инстанции – Верховный суд и Конституционный суд? Подробности – в нашем материале.
Для нежилой недвижимости – повышенные ставки налога.
В силу гл. 32 НК РФ физические лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества, обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц.
При этом по общему правилу налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение о применении кадастровой стоимости.
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ст.
402 НК РФ).
Отметим, что согласно гл. 32 НК РФ налоговые ставки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), зависят от применяемого порядка определения налоговой базы (ст. 406 НК РФ). В частности, для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов предусмотрена отсылка к нежилым объектам, определяемым сообразно ст.
378.2 НК РФ.
Соответственно, если объект недвижимости включен в указанный перечень, то и сумма налога на имущество резко возрастает.
Право на оспаривание перечня в судебном порядке.
В силу прямого указания НК РФ приведенный выше перечень объектов налогообложения определяется ежегодно и действует в течение соответствующего налогового периода.
При этом органы исполнительной власти субъектов РФ, которые составляют данные перечни, вправе в случае необходимости вносить в них изменения.
Пунктом 1 ст. 4 НК РФ предусмотрено, что в том числе органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Запрета на внесение уполномоченным органом изменений в свой нормативный правовой акт, которым утвержден перечень, НК РФ не установлено. Таким образом, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в перечень уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения.
На основании п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ представители контролирующих органов полагают, что нормативные правовые акты уполномоченного органа, предусматривающие внесение изменений в перечень и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (Письмо Минфина России от 14.01.2020 № 03-05-04-01/881, направленное в территориальные налоговые органы Письмом ФНС России от 15.01.2020 № БС-4-21/340@).
При этом ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов. Соответственно, правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, может быть оспорена налогоплательщиком в судебном порядке (Письмо Минфина России от 29.12.2018 № 03-05-06-01/96315).
Данным правом и воспользовалась гражданка Л., начав с административного искового заявления в Краснодарский краевой суд.
Характеристики спорного объекта недвижимости.
Собственник спорного объекта недвижимости считает: поскольку данное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», оно не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, как видно из материалов административного дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в документах технического учета (инвентаризации).
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости, собственником которого является гражданка Л., представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками». Из технического паспорта на данное здание, составленного по состоянию на 16.08.2006, следует, что здание состоит из трех частей: аптеки и двух пристроек общей площадью 50,8 кв. м, из них 17,1 кв. м, то есть более 20 %, занимает торговый зал.
Вердикт Верховного суда: отказать.
Гражданка Л. оспорила правомерность включения данного здания в перечень на 2017 и 2018 годы.
Интересно, что первая судебная инстанция – Краснодарский краевой суд – удовлетворила иск, указав, что в ЕГРН, документах технического учета (инвентаризации) не содержится сведений, которые позволяли бы однозначно отнести принадлежащее административному истцу здание к зданиям, предназначенным для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Наличие слова «аптека» в наименовании объекта недвижимости нельзя считать достаточным основанием для включения данного объекта в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
При этом ответчиком не проводилось обследование объекта в целях определения вида его фактического использования на момент включения в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.
Но департамент имущественных отношений Краснодарского края оспорил данное решение, и Судебная коллегия по административным делам ВС РФ отменила его (Апелляционное определение от 13.03.2019 № 18-АПА19-4).
Верховный суд указал: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).
Как видно из материалов дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации):
- спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками»;
- из технического паспорта на данное здание следует, что здание состоит из трех частей – аптеки и двух пристроек, из которых более 20 % занимает торговый зал.
Высшие судьи сделали вывод, что включение данного здани в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества следует признать правильным. При этом акт обследования, представленный гражданкой Л., признан недопустимым доказательством по рассматриваемому административному делу, поскольку обследование было проведено после принятия и вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов.
Не было принято в качестве допустимого доказательства и техническое описание нежилого здания, составленное коммерческой организацией по инициативе гражданки Л., поскольку оно не является документом технического учета (инвентаризации).
Верховный суд указал: в настоящее время основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются:
- межевой план;
- технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке;
- утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В то же время такого основания для осуществления государственного кадастрового учета, как «техническое описание», законом не предусмотрено.
Определение Конституционного суда: отказать.
Гражданка Л. решила отстаивать свои права в КС РФ, а именно она оспаривала конституционность положений п. 1, 3, 4 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ, определяющих критерии нежилых зданий (строений, сооружений) для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с учетом их кадастровой стоимости (Определение от 23.04.2020 № 820-О[1]).
Конституционный суд отметил: ВС РФ отказал гражданке Л., указав, что принадлежащее заявительнице здание включено в оспариваемые перечни имущества правомерно, поскольку с учетом сведений, содержащихся в техническом паспорте объекта (аптека с пристройками), более 20 % его площади занимает торговый зал.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют ст. 15, 17, 34, 35 и 37 Конституции РФ, поскольку позволяют произвольно (лишь на основании документов технического учета) относить здание к объектам недвижимости, подлежащим налогообложению исходя из его кадастровой стоимости. Но КС РФ не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения ст. 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения КС РФ от 23.06.2015 № 1259-О, от 26.11.2018 № 3058-О, от 19.12.2019 № 3525-О и от 30.01.2020 № 8-О).
Оспариваемые заявителем положения ст. 378.2 НК РФ сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.
В заключение.
Правомерность включения в перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, часто оспаривается налогоплательщиками. Рассмотренные судебные решения интересны тем, что в них можно выделить следующие важные выводы, которые сделали высшие судебные инстанции – ВС РФ и КС РФ, а именно:
- объекты включаются в перечень исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации);
- акт обследования и техническое описание объекта не являются допустимыми доказательствами в суде, поскольку они не считаются документами технического учета (инвентаризации). Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
- положения ст. 378.2 НК РФ устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
[1] «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Литвиненко Нины Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1, 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».