Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем кто может оформить и какие

ЛК РФ Статья 73.1. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 73.1 ЛК РФ

1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 — 45 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 112-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 600-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 — 46 настоящего Кодекса;

4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

4. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

5. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса.

6. Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 4 августа 2024 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации»

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2016, № 1, ст. 75; 2018, № 32, ст.

5134; № 53, ст. 8464; 2021, № 6, ст. 958; № 24, ст.

4227; № 27, ст. 5129, 5130, 5132; 2022, № 1, ст. 14) следующие изменения:

а) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

1) управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, включая установление видов и параметров разрешенного использования лесов;

2) проведение мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству;

3) проведение мероприятий по сохранению природных ландшафтов, природных объектов и природных комплексов;

4) проведение мероприятий по благоустройству лесов и лесных участков.»;

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. При освоении лесов допускаются создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также возведение, эксплуатация и демонтаж некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.»;

2) в статье 21 1 :

а) в наименовании слова «Возведение и эксплуатация» заменить словами «Возведение, эксплуатация и демонтаж»;

б) в части 1 слова «Возведение и эксплуатация» заменить словами «Возведение, эксплуатация и демонтаж»;

в) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Земли, которые использовались для возведения, эксплуатации и демонтажа некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.»;

3) статью 41 изложить в следующей редакции:

«Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

1. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, связанной с выполнением работ и оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, осуществляется с предоставлением лесных участков.

2. На части площади, не превышающей 20 процентов площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение, эксплуатация и демонтаж для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

3. Ограничения по площади, установленные частью 2 настоящей статьи, не распространяются на велосипедные, велопешеходные, пешеходные и беговые дорожки, тропы, лыжные и роллерные трассы, а также элементы благоустройства лесного участка, включая беседки, навесы, лавочки, туалеты, объекты освещения, урны.

4. При осуществлении в лесах деятельности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи, и размещении предусмотренных частью 3 настоящей статьи объектов не допускается создание объектов, являющихся местами жительства физических лиц.

5. Рекреационная деятельность на лесных участках осуществляется в соответствии с требованиями к освоению лесов, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

6. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

7. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

4) часть 1 статьи 88 изложить в следующей редакции:

«1. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.»;

5) в пункте 4 статьи 113 слова «велосипедных и беговых дорожек» заменить словами «велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства»;

6) в пункте 5 части 2 статьи 114 слова «велосипедных и беговых дорожек» заменить словами «велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства,»;

7) в части 2 статьи 115 слова «велосипедных и беговых дорожек» заменить словами «велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства»;

Рекомендация  Право осужденного на получение юридической литературы 2024

8) в пункте 5 части 2 статьи 116 слова «велосипедных и беговых дорожек» заменить словами «велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства,».

Статья 2

Статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2009, № 11, ст. 1261; 2016, № 26, ст. 3875) изложить в следующей редакции:

«Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для осуществления рекреационной деятельности (выполнение работ и оказание услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан).

2. На землях рекреационного назначения допускается создание объектов, предназначенных для осуществления рекреационной деятельности. Перечень таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Использование дорожек, троп и трасс, размещенных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

4. На землях рекреационного назначения допускается хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны и использования таких земель и располагающихся на них объектов, в том числе разрешенного использования земельных участков, разрешенного строительства.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

Особенности аренды лесных участков и водных объектов. Разрешен ли наем, кто может оформить и какие документы нужны?

Участки массивов лесного фонда не подлежат приватизации, но государство предоставляет частным и юридическим лицам возможность их найма. По сравнению с общим порядком, для аренды лесного участка предусмотрены некоторые ограничения, которые не избавляют арендатора от возможности полноценного ведения хозяйства и получения прибыли.

Несколько лет назад арендовать лесной участок можно было только через аукционные торги. Но после изменений правил аренды, у потенциальных арендаторов появилась возможность упростить процесс и получить участок во временное пользование путем заключения договора.

Разрешен ли наем водных объектов и земли в лесу?

Законодательный запрет распространяется только на аренду земель, находящихся на территории заповедных зон – с целью сохранения популяции редких видов флоры и фауны. Также запрещена передача лесных массивов в собственность и ограничена сдача в субаренду.

Иногда в договорах делают исключение и прописывают пункт о возможности субаренды с требованием, чтобы ее условия были аналогичны условиям аренды – во избежание нецелевого использования надела (о составлении договора субаренды земельного участка и порядок регистрации читайте здесь). В большинстве случаев оформление аренды на лесные участки осуществляется без проблем.

Арендодателем в подобной сделке всегда выступает государство, арендаторами – юридические и физические лица. Объекты аренды– наделы, находящиеся в государственной собственности и состоящие на кадастровом учете.

О правовом регулировании аренды лесных участков узнайте здесь.

Кто и на каком основании может взять в наем?

Право аренды лесного участка может быть предоставлено гражданам или юридическим лицам для реализации права пользования наделом, согласно ч. 1, ст. 71 Лесного кодекса РФ. Основанием для предоставления аренды являются документы:

  1. Решение уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления (согласно ст. 81—84 ЛК РФ).
  2. Договора аренды.
  3. Договора безвозмездного пользования.

После внесения изменений в правила аренды лесных наделов, выделены цели, для реализации которых достаточно заключить договор:

  • деятельность в сфере охотничьего хозяйства;
  • геологическое изучение недр и разработка месторождений;
  • строительство и эксплуатация искусственных водоемов (водохранилищ);
  • строительство и эксплуатация линейных объектов;
  • реализация инвестиционных проектов;
  • заготовка древесины.

При заключении договора обязательно указывают целевое предназначение арендуемого участка.

Как наследуется арендное право?

Наследование арендного права на лесные участки законодателем не предусмотрено. После смерти арендатора у его наследников есть только один вариант оставить право пользования наделом за собой – оформить аренду на свое имя.

Согласно ст. 617 Гражданского кодекса РФ, арендодатель не вправе отказать наследнику арендатора в переоформлении участка. Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследования владением) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Статья 617 ГК РФ. Сохранение договора аренды в силе при изменении сторон

  1. Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
  2. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

Как арендовать?

Аренда лесных участков осуществляется двумя способами:

  1. Через участие в аукционных торгах.
  2. Через прямое заключение договора аренды.

И в том, и в другом случае к участию в осуществлении процедуры допускаются физические и юридические лица (о том, как по образцу составить договор аренды земли между физическими лицами или с участием предпринимателей, узнайте здесь). Аукционный порядок предусматривает публичность и заключение договора по результатам торгов. Организация и проведение аукциона осуществляется согласно гл.

8 ЛК РФ.

Прямое заключения договора не предполагает организации торгов, и проводится напрямую между арендодателем и арендатором с применением положений, предусмотренных Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Основные этапы аукционного порядка:

  1. Принятие решения о проведении аукциона государственными органами или органами местного самоуправления (ст. 81—84 ЛК РФ).
  2. Размещение текста решения или информации об отказе от аукциона в печатном информационном издании или в Интернете.
  3. Рассмотрение заявок на участие в торгах (в течение месяца со дня получения заявки).
  4. Извещение о проведении аукциона в период не позднее 15 дней со дня принятия решения и не ранее 20 дней до даты проведения торгов.
  5. Обеспечение открытости торгов для всех участников.

Арендовать лесной надел без участия в аукционе могут представители льготных категорий граждан: многодетных семей, содержащих крупный рогатый скот и нуждающихся в участке для его выпаса, ветеранов труда и др.

Организатор аукциона обязан подготовить кадастровые документы и проектный план выставляемого на торги участка, и определить шаг аукциона – допустимое значение повышения цены, не превышающий 5% от начальной ставки.

При проведении торгов, их участники соревнуются в цене, предлагая максимальную ставку арендной платы. Договор подписывают с тем из участников, чья ставка выиграла. Подготовкой текста соглашения занимается местная администрация.

Прямой договор аренды заключают при наличии:

  • Полных сведений об участке.
  • Конкретного обозначения срока аренды.
  • Установления размера арендной платы и сроков ее внесения.
  • Обозначения цели использования участка.
  • Предполагаемого объема использования лесных ресурсов.

Арендная плата за пользование лесным участком устанавливается только в денежной форме и определяется, в виде произведения ставки за единицу объема лесных ресурсов.

Для подписания договора в государственные органы по месту расположения участка подают заявление и пакет необходимых документов:

  • выписку из реестра юрлиц либо ИП;
  • копии паспорта;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • доверенность (при необходимости).
Рекомендация  Правомерны ли действия коммерческого банка по установлению комиссии за куплю продажу валюты 2024

Осмотр земельного фонда

Перед подачей заявки необходимо осмотреть надел с местным лесничим и составить Акт выбора. При необходимости, в составлении акта могут принимать представители надзорной службы и заинтересованные лица.

Документ является результатом осмотра и выбора участка и содержит все варианты предоставления надела с подробным описанием каждого:

  1. степень пригодности участка для реализации целей арендатора;
  2. уровня экологического и экономического урона надела от использования его арендатором.

В акте должно содержаться аргументированное обоснование оптимального варианта аренды одного из обследованных объектов.

Куда обращаться?

Использовать лесные участки в аренде возможно только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ. Весь лесной массив находится в государственной или муниципальной собственности, поэтому гражданам и юридическим лицам, планирующим аренду, необходимо обращаться в местную администрацию.

Сначала возможный объект аренды нужно согласовать с представителями государства или муниципальных органов, обозначив его пределы и проинформировав арендодателя о планируемом виде деятельности на участке. Затем подписать прямой договор или получить разрешение на проведение аукциона.

Составление и подача заявки на участие в аукционе

Заявку на участие в торгах подают в уполномоченные органы (администрацию, муниципалитет). В заявке обязательно присутствуют:

  1. название, адрес регистрации, организационная форма ЮЛ, или паспортные данные и место проживания гражданина (в том числе, индивидуального предпринимателя);
  2. банковские реквизиты заявителя.
  • Скачать бланк заявления на участие в аукционе по аренде лесного участка
  • Скачать образец заявления на участие в аукционе по аренде лесного участка

К заявке прилагают:

  1. для юрлиц – выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
  2. для ИП – выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  3. квитанция или чек, подтверждающие факт внесения задатка.

Справка: вместо оригинала выписки можно предоставить ее копию, заверенную нотариусом. Заявитель имеет право подавать лишь одну заявку на участие в аукционе, и отозвать ее в любое время до срока окончания подачи заявок.

Заявку и опись прилагаемых документов необходимо предоставлять в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя. Документы подлежат регистрации в специальном журнале с присвоением номера и отметкой о принятии.

Сроки рассмотрения и принятия решения

Время проведения аукциона, включая все периоды – от 1 до 2 месяцев. Подписание прямого договора занимает вполовину меньше времени. После рассмотрения заявления на аренду участка (в течение 1 месяца) арендодателем, заявитель или получает решение о выделении участка, или письменный отказ.

На решение предоставить или отказать заявителю в предоставлении аренды, влияет несколько факторов:

  • отсутствие или наличие у претендента опыта аренды земли;
  • надежность и платежеспособность заявителя;
  • наличие проекта по использованию территории

При этом потенциальному арендатору следует учитывать, что, кроме срока на принятие решения, проведение торгов и подписание договора, нужны временные затраты на осмотр и выбор участка, его оценку, подготовку необходимых документов. Подписание соглашения происходит в течение десяти дней со дня подписания протокола аукциона.

Заключение договора

Договор аренды заключается по результатам торгов или вне аукциона, в зависимости от цели использования арендатором лесного участка. Документ является гарантией сделки между сторонами и накладывает на каждую из них определенные обязательства.

В договоре аренды четко прописаны все пункты, подлежащие обязательному выполнению:

  1. предмет соглашения;
  2. срок аренды;
  3. сумма и дата внесения оплаты;
  4. целевое назначение участка;
  5. права и обязанности сторон;
  6. порядок изменения/расторжения договора;
  7. основания для прекращения действия соглашения;
  8. другие условия;
  9. подписи и реквизиты сторон;
  10. дата подписания.
  • Скачать бланк договора аренды лесного участка
  • Скачать образец договора аренды лесного участка

Стороны вправе прописывать в договоре дополнительные условия, которые для них окажутся существенными.

Регистрация договора

Договор права аренды подлежит обязательной государственной регистрации. Процедуру проводят в Росреестре, после чего арендатор получает право законного использования надела.

Использование надела

При приобретении имущественного права на определенный срок, арендатор может использовать надел в рамках, отведенных законодательством и соглашением. В договоре всегда содержится пункт о целевом назначении арендованного надела.

После регистрации договора, арендатор может заготавливать древесину, разрабатывать месторождения, организовывать зону отдыха и т. д.

Согласно ст. 25 ЛК РФ, арендатор может использовать лесной надел для одной или нескольких целей. И может требовать замены всего участка или его части, расширения границ надела, с учетом повышения/понижения арендной платы.

При перерасчете арендной платы арендодатель обязуется уведомить арендатора об изменениях за три месяца.

При выполнении необходимых работ на участке, арендатор соблюдает противопожарные нормы, экологические нормы и согласовывает с государством прокладывание дорог и сооружение складов и других построек. Чем серьезнее вмешательство от деятельности в окружающую среду, тем выше требования к арендатору.

Лесовосстановительные работы арендатор проводит за свой счет. Все добытые лесные ресурсы на используемом участке являются собственностью арендатора.

Как происходит оценка права и составление отчета?

Процедура оценивания необходима для выяснения адекватности арендной платы за использование надела, а также выгоды от его использования. Для этого приглашают специалиста-эксперта, который определяет объективную стоимость участка на основании его площади, удобства для целевого использования, благоустроенности, расположения и ряда других факторов.

Используя доходный и сравнительный методы, специалист делает выводы о возможности подписания договора или нецелесообразности его подписания, а также о его продлении в перспективе. Все описания и выводы оценщик вносит в отчет.

В документе присутствуют пункты:

  • описание целей;
  • информация о заказчике;
  • методы и стандарты, применяемые в оценке объекта;
  • описание текущего состояния участка;
  • анализ рынка и возможностей для использования конкретного надела;
  • анализ арендной платы;
  • дополнительные сведения.

О том, как рассчитать стоимость аренды земли, от чего зависит цена, читайте здесь.

Переуступка

Переуступку права пользования необходимо отличать от субаренды:

  1. Переуступка – передача права аренды третьему лицу в полном объеме и безвозвратно.
  2. Субаренда – отдача в пользование части объекта с приоритетным правом пользования, закрепленным за первичным арендатором.

Переуступка – это легальный способ изменения арендатора, который при получении прав на использование земли, обязуется соблюдать все пункты ранее подписанного соглашения. Процедуру переуступки невозможно совершить без ведома и официального согласия арендодателя – государства.

При отсутствии в ранее подписанном соглашении пункта о возможности передачи права найма земли третьим лицам, необходимо привести документ в соответствие нормами приказа Рослесхоза № 319, и затем проводить процедуру переуступки (о требованиях к договору переуступки прав аренды земельного участка между физлицами читайте тут).

Перед тем, как позволить передачу права собственности новому арендатору, представители государственных органов тщательно проверяют претендента на предмет отсутствия/присутствия в так называемых черных списках арендаторов.

Лесные участки предоставляются во временное пользование (сроком от 1 до 49 лет) юридическим и физическим лицам (ИП), планирующим и осуществляющим деятельность, не противоречащую нормам ЛК РФ и ГК РФ.

Перед подписанием соглашения долгосрочной аренды, необходимо объективно оценить выгоду от использования надела.

В некоторых случаях целесообразно заключить договор на короткий срок, а потом его пролонгировать. Если арендатор не нарушает условий соглашения, государство не имеет оснований отказать в продлении аренды. Для получения права аренды необходимо победить в аукционных торгах, или напрямую подписать договор с арендодателем.

Рекомендация  Что такое договор цессии 2024

Способ зависит от цели использования леса. При изменении планов арендодателя, надел можно переуступить третьему лицу с официального разрешения арендодателя. При условии четкого выполнения всех пунктов, прописанных в соглашении, арендатор получает право заключения следующего договора вне аукциона.

Может ли хозяин прибрежного участка ставить забор у воды? Разъяснение Верховного суда

В летнее время года традиционно обостряются споры о правах граждан отдыхать у воды и собственников участков около рек, озер и прудов. Одни хотят беспрепятственно купаться, ловить рыбу, а хозяева земли противятся и делают все возможное, чтобы им не мешали спокойно жить.

Верховный суд подтвердил: объявить личным берег пруда — не только аморально, но и незаконно. / Анатолий Тушенцов / iStock

Наша история началась с того, что у двух граждан были земли возле пруда. Часть берега и самого водоема они обнесли забором. Но по требованию прокуратуры суд признал, что те участки образовали незаконно.

В итоге право собственности владельцев на недвижимость прекратили. Но ограждение они не убрали. Спустя два года прокурор снова пошел в суд.

Он требовал, чтобы бывшие собственники освободили берег пруда от забора.

Мнения местных судов разделились. А Верховный суд, когда до него дошел этот спор, подчеркнул, что к водным объектам, принадлежащим государству, должен быть свободный доступ у всех граждан.

Это решение суда заметил портал Право.ru.

А теперь расскажем детали этого интересного спора. Итак, некая супружеская пара владела двумя участками земли в крупном городе около известного всем горожанам пруда. Водоем считался объектом общего пользования, который принадлежит государству.

Участки в том районе местные власти позволили приватизировать в начале 2000-х годов.

Супруги, став собственниками двух участков земли на берегу, оградили их и часть пруда металлическим забором, в котором сделали несколько дверных проходов. Но ограждение все равно мешало другим людям свободно добираться к этой части водоема: на дверях стояли замки.

Очередной пример игнорирования закона, запрещающего перекрывать гражданам доступ к водоемам. Фото: Сергей Михеев

Уже в 2017-м межрайонный природоохранный прокурор добился в суде, чтобы образование участков признали недействительным, а право собственности у супругов на них — отсутствующим. Суд установил, что отгороженная часть пруда находится в федеральной собственности. И даже с позволения районных чиновников отчуждать такую недвижимость по закону вообще было нельзя.

Правовые аспекты земельных отношений эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

В итоге участки супругов сняли с кадастрового учета и прекратили их право собственности на спорные земли. Несмотря на это, бывшие владельцы так и не снесли забор. Поэтому прокурор спустя два года потребовал от них освободить отгороженную часть пруда, чтобы восстановить право граждан на свободный проход к водоему.

Супруги в суде возражали: они отметили, что при установке забора законно владели той территорией.

Дело прошло два судебных круга. Сначала районный суд согласился с прокурором. Следом и городской суд поддержал первую инстанцию, а кассация отправила дело на пересмотр. На втором круге райсуд снова удовлетворил иск, но апелляция отменила это решение. Горсуд отметил, что акты местных властей, по которым семье передали земли, не признавались недействительными.

Еще апелляция со ссылкой на экспертизу подчеркнула, что нельзя убрать забор без вреда окружающей среде. На этот раз кассация согласилась с нижестоящей инстанцией.

Водоемы, которые принадлежат государству или муниципалитету, — объекты общего пользования

А вот когда спор дошел до Верховного суда*, то он отменил акты апелляции и кассации и оставил в силе решение райсуда. То есть супругам придется убрать забор. Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула, что акты по тем спорам, в которых право собственности на участки супругов признали отсутствующим, имеют важное значение.

Суды должны были учесть выводы из дел, когда рассматривали этот спор. По правилам Водного кодекса, поверхностные водоемы, которые принадлежат государству или муниципалитету, — объекты общего пользования, доступные всем гражданам. Любой может бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иные правила не прописали в законе, пояснили судьи ВС.

Как бы близко ни стоял дом у воды — граждане должны получить право выйти на берег. Если только это не частный водоем

В деле нет данных, что у граждан был свободный доступ к пруду, часть которого ответчики оградили забором. Наличие нескольких проходов в ограждении не говорит о доступности водоема, так как на этих проходах установили двери с замками, обратил внимание ВС. Следовательно, ответчики в любое время могут ограничить доступ к водоему.

Еще коллегия обратила внимание вот на что — в заключении экспертизы нет выводов о том, что снести забор нельзя с технической точки зрения. Утверждая, что такой возможности нет, эксперт ссылался на законодательные запреты. То есть он дал правовую оценку, которая не входит в компетенцию такого специалиста, заметил ВС.

Потому у апелляции не было оснований отменять решение первой инстанции.

Незаконное ограничение доступа граждан к берегам реки озер остается острой проблемой. Фото: Сергей Михеев

Незаконное ограничение доступа к водным объектам общего пользования сегодня довольно острая проблема в России, подчеркивают юристы.

Среди таких ограничений — не только установка различных ограждений, но и самовольная постройка на береговой полосе, незаконное взимание платы за проход к водному объекту общего пользования и другие. ВС и раньше обращал внимание на то, что использовать участок там, где проходит береговая полоса водного объекта общего пользования, можно только при сохранении свободного доступа граждан к нему.

Cвободный доступ — не только возможность пройти к берегу и водному объекту через калитки, но и возможность использовать всю береговую линию и весь водный объект безвозмездно без ограничений и вне зависимости от времени суток.

*Определение Верховного суда РФ № 5-КГПР23-1-К2.

Справка «РГ»

Куда бежать, кому пожаловаться? Именно такой вопрос встает, когда гражданин видит берег, но отдохнуть на нем не может.

В первую очередь надо жаловаться в природоохранные прокуратуры. Если близко такой не окажется, надо идти в городские и районные прокуратуры, на чьей территории расположен закрытый берег. Еще за нарушение отвечает Росприроднадзор.

Его зона ответственности — морские побережья, водные объекты, расположенные на территории двух и более регионов.

Третья инстанция — региональные министерства, или управления, департаменты природных ресурсов. Там отвечают за малые реки, озера и прочие водные объекты, находящиеся в ведении администрации региона.