ЖК РФ Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 52 ЖК РФ
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как нуждающимся получить жилье бесплатно?
В ст. 40 Конституции РФ закреплено право малоимущих и других категорий граждан получить жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Такая процедура юридически обозначается как «предоставление жилого помещения по договору социального найма».
Категории нуждающихся граждан и правила предоставления жилья определены Жилищным кодексом РФ. Так, в ст. 49 ЖК РФ конкретизировали, кто может получить жилье по договору соцнайма – малоимущие и иные категории граждан, которых признали нуждающимися в жилых помещениях.
Эти иные категории могут быть определены в федеральном, региональном законе или указе президента (например, военные, ветераны, инвалиды-чернобыльцы и др.).
В каком случае малоимущего гражданина поставят в очередь на жилье?
Чтобы гражданин мог претендовать на жилье по договору соцнайма, его сначала должны признать малоимущим, а затем – нуждающимся в жилом помещении.
Шаг 1: признание граждан малоимущими.
Орган местного самоуправления признает гражданина малоимущим на основе сведений о доходах и стоимости имущества гражданина и членов его семьи (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Перечень учитываемых доходов и методика подсчета стоимости имущества установлены законами субъектов РФ.
Подходы в этом вопросе у регионов похожи. Для примера приведу правила, действующие в Брянской обрасти. Граждан признают малоимущими, если они не могут приобрести жилье, площадь которого будет не меньше минимальной площади жилого помещения, предоставляемого по договору соцнайма. Для оценки такой возможности учитываются: размер среднемесячного совокупного дохода на семью; собственные средства, в том числе накопления; заемные средства, которые могут предоставить члену семьи на покупку жилья; средства, которые можно выручить от продажи имущества семьи (по оценке органов местного самоуправления) 1 .
Шаг 2: признание граждан нуждающимися в жилье.
Признаки, по которым граждан признают нуждающимися в жилых помещениях, закреплены в ст. 51 ЖК РФ. Человек может претендовать на жилье, если:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или членом семьи того, кому предоставлено такое помещение (далее – наниматель);
- не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
- проживает в помещении, которое не соответствует установленным для жилых помещений требованиям.
Читайте также
Право на выбор получит не каждый собственник аварийного жилья
Одни жильцы смогут попросить новое жилье взамен старого, а другим придется согласиться на компенсацию
14 декабря 2022 Советы
Но есть и исключения. Собственника или нанимателя жилого помещения и членов их семей признают нуждающимися в жилье в одном из двух случаев.
1. Член семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно 2 .
2. Общая площадь жилого помещения на члена семьи менее учетной нормы.
Чтобы определить, обеспечен ли гражданин необходимой жилой площадью или же его нужно признать нуждающимся, органы местного самоуправления используют учетную норму площади жилого помещения – это минимально допустимая площадь жилья на одного человека.
Учетную норму устанавливает орган местного самоуправления. Например, в Брянской области она составляет 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи 3 .
Если у гражданина или членов его семьи есть несколько жилых помещений, уровень их обеспеченности определяют исходя из суммарной общей площади этих помещений. При этом неважно, на каком основании эти граждане занимают жилье: по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или по праву собственности. Скажем, если родители ютятся в маленькой квартирке, а их ребенок живет в просторном доме, встать в очередь на жилье они не смогут.
То же произойдет, если гражданин намеренно совершил действия, из-за которых он стал нуждающимся. Классический пример: семья проживает в квартире, площадь которой больше учетной нормы на человека. У них есть родственник, также с жильем. Он его продает и регистрируется в квартире семьи. Теперь площади квартиры по учетной норме не хватает, и они решают получить жилье по договору соцнайма.
Однако их поведение будет расценено как намеренное ухудшение жилищных условий. В таком случае встать в очередь на жилье можно только через пять лет с даты совершения указанных действий (п. 3 ч. 1 ст.
54 ЖК РФ).
Кстати, с очереди могут и снять, если орган местного самоуправления сочтет, что граждане намеренно совершили действия для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как встать в очередь на жилье?
Чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно подать заявление через МФЦ или в орган местного самоуправления по месту своего жительства (обычно это районная администрация). К заявлению прикладываются документы, подтверждающие право состоять на учете, – их перечень зависит от ситуации. Часть документов гражданин предоставляет обязательно, часть – по желанию, так как орган может запросить сведения у других ведомств (ст.
52 ЖК РФ).
Обязательно нужно предоставить 4 :
- сведения о доходах, полученных гражданином-заявителем и каждым членом его семьи в денежной и натуральной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи;
- справки с места работы или учебы для всех членов семьи;
- копии паспортов несовершеннолетних членов семьи;
- заявление о признании малоимущим;
- копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, которое занимают заявитель и члены его семьи (для проживающих в квартирах и общежитиях);
- выписку из домовой книги (для проживающих в частных жилых домах);
- справку об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества (квартиры, дома, дачи, гаража) – ее выдаст орган, осуществляющий техническую инвентаризацию;
- копии судебных решений о признании гражданина членом семьи (если такие решения принимались);
- копии документов на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
- заключение независимого оценщика (на транспортные средства);
- справку, подтверждающую диагноз, – для страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Такие справки выдают федеральные государственные учреждения медико-социальной поддержки.
А вот если гражданин не передаст сведения из списка ниже, орган местного самоуправления самостоятельно запросит их в других органах и подведомственных им организациях:
- выписка из налоговой инспекции о наличии или отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- копии налоговых деклараций о доходах за год или документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи за год (справки о заработной плате по форме 2-НДФЛ, справки о получении пенсий, всех видов пособий, стипендий и компенсаций);
- копии свидетельств о заключении или расторжении брака, рождении детей;
- справка о составе семьи;
- заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания (гражданам, жилые помещения которых являются непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат) 5 ;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах каждого дееспособного члена семьи на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества или уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений;
- справки об имуществе – о недвижимости (доме, квартире, комнате), земельных участках, транспортных средствах, маломерных судах.
Орган местного самоуправления должен рассмотреть документы в течение 30 дней со дня их предоставления заявителем и принять решение о постановке его на учет или об отказе в этом. Далее в течение трех рабочих дней администрация направит гражданину решение. Если он подавал документы через МФЦ, решение ему передадут также через центр.
Отказ в постановке на учет должен быть мотивирован и содержать ссылки на законодательство. Положительное решение органа местного самоуправления будет основанием для заключения договора социального найма в срок, установленный данным решением. Обычно ждать приходится долго: срок зависит от наличия в распоряжении органа местного самоуправления свободного жилья, а оно появляется редко. Время от времени администрация приобретает квартиры в новостройках и передает их очередникам.
Также может освободиться квартира, которая уже была в соцнайме.
Сколько «квадратов» можно получить по договору соцнайма?
Гражданину должны предоставить жилое помещение по месту его жительства (в границах его населенного пункта). Площадь жилья на одного человека не должна быть менее нормы предоставления площади помещения по договору соцнайма.
Эта норма зависит от состава семьи и региона. Например, в Брянске она составляет:
- 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек;
- 42 кв. м – на семью из двух человек;
- 33 кв. м – на одиноко проживающего человека.
Превысить эту норму можно не более чем на 10 кв. м. Если речь идет об одной комнате или однокомнатной квартире либо жилье предназначено для вселения гражданина с тяжелой формой хронического заболевания, норму предоставления на одного человека можно превысить не более чем в два раза 6 .
Можно ли получить жилье вне очереди?
Жилье предоставляют гражданам в порядке очередности с учетом даты их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляют:
- гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (в частности, туберкулез; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; заболевания, осложненные гангреной; тяжелые хронические заболевания кожи и т.д.).
Почему возникают споры о получении жилья по договору соцнайма?
Государство уделяет особое внимание вопросам социального найма жилья, поэтому актов и разъяснений для регулирования этих отношений выпущено с избытком. Однако уполномоченные органы и суды применяют их не всегда верно. Если вы не согласны с решением органов власти, вы можете его оспорить.
Споры из-за отказов муниципальных органов принять граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье
Решение муниципального органа оспаривается в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. В таком случае гражданину при подаче иска в суд необходимо лишь указать на нарушение своих прав принятым решением. А уже муниципалитету придется доказывать законность своих действий.
Сделать это не всегда просто, поэтому шансы гражданина на победу повышаются.
Споры из-за незаконных попыток граждан встать на учет
Нередко граждане пытаются попасть в очередь на жилье обманным путем. Например, вселяют в квартиру посторонних в качестве членов своей семьи, продают жилье или идут на неравноценный обмен своего помещения, пригодного для проживания. В подобных случаях граждане могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Споры из-за длительного ожидания в очереди
Иногда органы местного самоуправления уклоняются от признания аварийными помещений, где проживают малоимущие граждане, и не предоставляют им жилье по договору социального найма вне очереди.
Споры о месте расположения жилых помещений
Жилье по договору соцнайма должны предоставить в пределах того населенного пункта, где проживает гражданин. Однако случаются ошибки. В моей практике был такой случай: женщина родилась в поселке области – этот адрес учли при постановке ее на учет. Но на момент предоставления квартиры она была зарегистрирована у родственников в областном центре – там женщина и должна была получить квартиру. Тем не менее ей пытались предоставить жилье по месту ее рождения – в 30 км от областного центра.
Пришлось обратиться в суд.
Споры о площади жилья
Обычно эти споры связаны с вопросом о том, кого считать членом семьи. Приведу пример из практики: трехкомнатную квартиру получила семья из четырех человек (жена, муж и двое совершеннолетних детей). Дочь рассорилась с матерью и оспорила включение ее в состав семьи.
В дальнейшем она сама планировала встать на учет и получить отдельное жилье по договору соцнайма. В итоге трехкомнатную квартиру у семьи забрали и предоставили двухкомнатную.
Кто защитит права граждан в спорах о соцнайме?
Почти в любой из перечисленных выше ситуаций правильнее обратиться за помощью к юристу или адвокату.
Также в спорах о соцнайме права граждан может защитить прокуратура. Прокурор обращается в суд только в случае, если гражданин не может сделать это сам по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам. Но данное ограничение не распространяется на те случаи, когда обращения граждан к прокурору касаются сферы социальной защиты или обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах (ст.
45 ГПК РФ).
1 Пункт 1 ст. 5 Закона Брянской области от 24 июля 2006 г. № 66-З «О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учетом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
2 Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
3 Постановление Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. №1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска».
4 Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
5 Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
6 Постановление Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска».
Фото: фотобанк Freepik/@studiogstock
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.
Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье
Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.
В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:
- наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
- размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
- насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
- присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.
Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.
Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.
Поможем встать на учет в качестве нуждающегося в жилье
Запишись на бесплатную консультацию к юристу
Записаться
Причины отказа в признании нуждающимся
Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.
Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.
В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.
Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д.
Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.
Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье
Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе.
В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.
Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.
В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.
Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.
Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.
Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье
Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):
- не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
- документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
- были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.
Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.
Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:
- деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
- отчуждение имущества;
- в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
- жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
- изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
- произведена мена жилых помещений;
- нарушаются условия контракта соцнайма;
- владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.
К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:
- разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
- деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.
Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.
Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением.
Данный порядок определяют местные органы самоуправления.
Снятие с учета
Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:
- он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
- утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
- человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
- получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
- орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
- в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.
Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:
- заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
- решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
- решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
- решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.
Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Что следует учитывать при определении нуждаемости гражданина в жилье?
Один из адвокатов отметил, что при определении нуждаемости лица в жилом помещении включение в расчет площади жилых помещений членов его семьи – наиболее часто встречающееся основание для снятия лица с жилищного учета. Другая подчеркнула, что в рассматриваемом случае вновь проявилась проблема, связанная с формальным подходом судов к рассмотрению дел, на что не в первый раз прямо указал ВС РФ.
Верховный Суд вынес Кассационное определение № 49-КАД22-8-К6 по спору о возложении на администрацию города обязанности восстановить лицо в очередь на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
28 ноября 2003 г. участник боевых действий Александр Смагин, проживающий с супругой и дочерью в комнате общежития жилой площадью 12 кв. м, обратился с заявлением в администрацию городского округа «Город Стерлитамак» Республики Башкортостан о постановке его с семьей на учет для получения жилого помещения. Постановлением администрации города от 19 декабря 2003 г. Александр Смагин и члены его семьи приняты на учет для улучшения жилищных условий.
В августе 2006 г. супруги развелись. В ноябре 2012 г. было зарегистрировано право собственности дочери Александра Смагина на 1/4 в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 67,3 кв. м.
В феврале 2013 г. между администрацией и Александром Смагиным с дочерью был заключен договор социального найма жилого помещения в виде комнаты общей площадью 15,4 кв. м. 1 сентября 2014 г. это жилое помещение на основании заключенного с администрацией города договора было передано в собственность Смагину и его дочери в порядке бесплатной приватизации – по ½ доли каждому.
Вместе с тем постановлением администрации от 7 августа 2019 г. Александр Смагин был снят с учета для улучшения жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма ввиду наличия в собственности его дочери 1/4 доли в жилом доме. Считая это решение незаконным, Александр Смагин обратился в суд с исковым заявлением о его отмене в отношении себя и о возложении обязанности восстановить его в очереди на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Стерлитамакского городского суда от 25 июня 2021 г. требования Александра Смагина были удовлетворены. Суд установил, что истец не обеспечен жильем в соответствии с требованиями жилищного законодательства, длительное время с дочерью проживает раздельно, общего хозяйства не ведет. Суд констатировал, что сам по себе факт наличия у дочери истца на праве собственности 1/4 доли в жилом доме не свидетельствует о том, что сам Александр Смагин разрешил жилищную проблему.
Сославшись на Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14, а также на правовые предписания ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, положения п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения администрации.
Однако Верховный суд РБ, проверив доводы апелляционной жалобы администрации, отменил решение первой инстанции, отказав в удовлетворении административного искового заявления. Он указал, что нижестоящий суд применил Закон о статусе военнослужащих, не регулирующий возникшие между сторонами отношения. Апелляционный суд исходил п. 2 ч. 1 ст.
56 ЖК РФ, в котором указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Также ВС РБ сослался на предписания ч. 2 ст. 51 Кодекса, обязывающие при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся у гражданина или членов его семьи.
Верховный суд РБ посчитал, что сохранение дочерью истца регистрации в комнате подтверждает ее выбор этого помещения для преимущественного проживания, следовательно, при решении вопроса о нуждаемости Александра Смагина в жилом помещении на момент принятия оспариваемого постановления необходимо учитывать площадь не только занимаемого им помещения, но и площадь принадлежащей на праве собственности его дочери доли в жилом доме, что в суммарном виде составляет 32,2 кв. м общей площади. Обеспеченность на одного члена семьи истца превысила учетную норму, следовательно, оспариваемое решение о снятии Александра Смагина с учета является законным, заключила апелляция.
В качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении иска суд апелляционной инстанции указал на пропуск без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд с требованием об оспаривании постановления администрации от 7 августа 2019 г., копия которого была получена Смагиным в августе 2019 г., а требования заявлены в марте 2021 г. Кассационный суд согласился с выводами апелляции.
Рассмотрев кассационную жалобу Александра Смагина, Верховный Суд РФ разъяснил, что для правильного разрешения возникшего спора необходимо было установить, являлся ли Александр Смагин нуждающимся в улучшении жилищных условий на день принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что истец на 7 августа 2019 г. не имел иного жилья в собственности или в пользовании, кроме комнаты площадью 15,4 кв. м, принадлежащей в равных долях ему и его совершеннолетней дочери. Судебная коллегия подчеркнула, что, согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ о правах и обязанностях граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.
Обращаясь к п. 11 Постановления Пленума ВС № 14, ВС указал, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений приведенной выше нормы, исходя из того, что для признания перечисленных в ней лиц членами семьи собственника жилого помещения достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Верховный Суд РФ также отметил, что КС в Определении от 28 июня 2022 г. № 1655-О подчеркнул, что ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, не предполагающая произвольного отнесения граждан к членам семьи собственника жилого помещения, допускает возможность признания членами семьи собственника только совместно проживающих с ним граждан. Действующее жилищное законодательство, закрепляя основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, поясняется в определении.
ВС обратил внимание, что при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении. Между тем, как подчеркнул Суд, довод Александра Смагина о том, что дочь с ним не проживает с шестилетнего возраста после расторжения брака с ее матерью, признанный судом первой инстанции обоснованным, подтвержденным в судебном заседании, администрацией города не опровергнут ни в суде первой, ни в суде второй инстанции.
Судебная коллегия установила: не приведены в апелляционном определении доказательства, на которых основаны выводы суда о необходимости учета площади принадлежащей дочери истца доли в жилом доме для решения вопроса о нуждаемости Александра Смагина в жилом помещении, а также мотивы, по которым суд отклонил доказательства, на которые ссылался истец.
Как заметил ВС, апелляционный суд не учел разъяснения, содержащиеся в абз. 6 п. 11 Постановления Пленума № 14, о том, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Согласно ст. 3 Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами, разъяснил Суд.
Он указал, что также не были приняты во внимание отсутствие у истца иного места жительства, кроме жилого помещения, в котором ему принадлежит только 7,7 кв. м, и тот факт, что он никогда не вселялся в жилой дом, сособственниками которого в равных долях (по 16,8 кв. м общей площади) наряду с его дочерью являются ее мать, отчим и сводная сестра, и сам Смагин не имеет реальной возможности вселиться в этот дом без их согласия.
Таким образом, Верховный Суд признал неверным вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о законности снятия Александра Смагина с учета нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, он добавил, что является необоснованной ссылка суда апелляционной инстанции на пропуск требования. Факт нарушения права истца состоять на учете в качестве процессуального срока обращения в суд без уважительных причин как основание для отказа в удовлетворении нуждающихся в жилых помещениях установлен при рассмотрении дела, отказ в удовлетворении административного иска по указанному основанию не соответствует целям и задачам административного судопроизводства, посчитал Суд.
Таким образом, он отменил апелляционное и кассационное определения, оставив в силе решения суда первой инстанции.
Читайте также
КС не усмотрел неопределенности в нормах о постановке на учет нуждающихся в жилье
Суд отметил, что норма, регулирующая последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, направлена на предупреждение злоупотреблений в сфере предоставления жилищных гарантий и не может быть признана нарушающей конституционные права заявителя
15 июля 2022 Новости
Адвокат АП г. Москвы Максим Астапов отметил, что затронутая в определении проблема достаточно актуальна. Он поделился, что при определении нуждаемости лица в жилом помещении включение в расчет площади жилых помещений членов его семьи – наиболее часто встречающееся основание для снятия лица с жилищного учета.
Максим Астапов согласился с позицией ВС РФ, подчеркнув: ключевым является то, что наличие доли в другом доме у дочери заявителя, проживающей отдельно от него, для целей жилищного учета по правилам жилищного законодательства не должно было учитываться. Из фабулы дела понятно, что дочь истца была обеспечена жильем иным способом, в составе другой семьи, сам же мужчина свои жилищные условия не улучшил, поэтому решение ВС РФ абсолютно законно, пояснил он.
«Проблема правоприменения в приведенном деле кроется в сохранении судами презумпции института прописки как единственного юридического факта, подтверждающего право лица на реализацию его жилищных прав. Высшие судебные инстанции и Верховный Суд, в частности, неоднократно указывали, что факт наличия регистрации по месту жительства или ее отсутствие не может иметь решающего значения для реализации гражданами своих конституционных прав. Задача судов заключается в правильном разрешении дел с учетом всех обстоятельств», – прокомментировал Максим Астапов.
Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов» Мария Стальнова подчеркнула, что в рассматриваемом случае вновь проявилась проблема, связанная с формальным подходом судов к рассмотрению дел, на что не в первый раз прямо указал ВС РФ. «Полагаю, что в настоящий момент недостаточно внимания уделяется процессуальной стороне судебных актов, что проявилось также и в данном случае. Во-первых, это касается исследования и оценки доказательств, во-вторых, исследования и оценки доводов лиц, участвующих в деле. В некоторых судебных актах можно столкнуться с искажением содержания доказательств», – отметила она.
Адвокат обратила внимание, что в данном случае суд апелляционной инстанции не исследовал и не дал оценку доводу и подтверждающим данный довод доказательствам административного истца о том, что дочь не проживает совместно с ним, следовательно, отсутствует критерий, являющийся обязательным при определении вопроса о составе членов семьи. При этом данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения дела и влияет на вынесенный судебный акт, заключила Мария Стальнова.