Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).
Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.
Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.
УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.
Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
- ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
- Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
- Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
- УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
- Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
- Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
- Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.
Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.
Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.
Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
«Вы нам писали» об оплате ОДПУ , теплопотерях и сроках ответов РСО
В первой за 2024 год подборке ответов на вопросы читателей портала РосКвартала наши юристы рассказали, вправе ли УО установить в доме ОДПУ за счёт фонда капремонта, кто оплачивает теплопотери в сетях, в какой срок обязана отвечать на обращения РСО и можно ли запретить владельцу магазина пользоваться дорогой у МКД.
Правомерно ли УО начисляет плату за установку ОДПУ, если работы должны были провести за счёт капремонта
Восемь лет назад в многоквартирном доме установлены ОДПУ теплоэнергии. В январе 2024 года мы получили платёжный документ с дополнительной строкой «Установка узла учёта тепловой энергии» с немаленькой суммой. УО пояснила, что в течение 2024 года жители должны оплатить монтаж ОДПУ, хотя в 2014 году компания говорила, что установка происходит за счёт капремонта.
Правомерно ли начисление такой платы?
- решение общего собрания собственников, в том числе о проведении капремонта;
- договор управления;
- непредвиденные работы.
Соответственно, если таких оснований нет, то неправомерно оплачивать установку УУТЭ за счёт средств МКД из фонда капремонта или начислять дополнительную плату за такие работы.
- Такие работы включены в перечень, утверждённый нормативно-правовым актом субъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ.
- Собственники помещений в МКД на общем собрании утвердили размер взноса на капремонт выше, чем минимально установленный в регионе, согласно п. 1.1-1 ч. 2 ст. 44, ч. 3 ст. 166 ЖК РФ.
В ином случае собственники, УО или ТСЖ не вправе направить средства капремонта на оплату услуг и работ по установке или замене ОДПУ коммунальных ресурсов. Это будет считаться нарушением – нецелевым расходованием средств фонда.
- Обзор судебных споров с участием УО об установке ОДПУ и её оплате
- Взыскание с УО долгов жителей за установку ОДПУ: закон и практика
Кто оплачивает теплопотери в сетях от стены дома до ОДПУ
Согласно Правилам № 354, собственники помещений в МКД оплачивают тепло по показаниям ОДПУ. За потери тепловой энергии на трубопроводах от стены дома до ОДПУ оплачивает управляющая организация. В обязанностях УО нигде нет требования нести расходы за эти потери.
На кого отнести данные расходы?
В соответствии с п. 35 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92, количество полученной тепловой энергии и израсходованных теплоносителей, подлежащее оплате, определяется на границе эксплуатационной ответственности. Потери тепловой энергии и теплоносителей до этой границы дополнительной оплате не подлежат.
Аналогичная позиция есть в судебной практике – в п. 8 обзора ВС РФ № 4 (2016): управляющая организация обязана возместить ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
По сложившейся судебной практике РСО оплачивает потери до границы эксплуатационной ответственности, управляющая организация – во внутридомовых сетях. Иное может быть предусмотрено договором с РСО.
В какие сроки РСО обязана отвечать на обращения потребителей при прямых договорах
В какие сроки РСО должна ответить на обращение жителя дома по вопросу предоставления услуг по отоплению, если дом на прямом договоре?
На основании п. п. 105-109 Правил № 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом АДС исполнителя. Согласно пп. «в» п. 31.1 Правил № 354, УО обязана принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества даже в том случае, если эти услуги предоставляются собственникам по прямому договору с РСО.
В соответствии с п. 105 Правил № 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу УО. Работник АДС обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию.
- жалоба на качество коммунальных услуг – в течение трёх рабочих дней со дня её получения (пп. «к» п. 31 Правил № 354);
- запрос о предоставлении копии акта нарушения качества услуг, работ по содержанию общего имущества – не позднее трёх рабочих дней со дня его получения (абз. 6 п. 34 Правил № 416).
Сроки ответов РСО на запросы УО устанавливаются договором поставки коммунального ресурса, заключённого с ресурсоснабжающей организацией. Стороны такого договора не являются государственными органами, органами местного самоуправления, поэтому на их правоотношения и отношения с потребителями не распространяется Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Можно ли запретить владельцу магазина в МКД пользоваться дорогой возле дома
Магазин в МКД расположен в тупике, предусмотрен техническим планом дома. Вдоль дома расположена единственная подъездная дорога. На въезде установлен шлагбаум. Жители дома возмущаются, что по ней ездят грузовые машины с товаром для магазина, и грозятся написать в прокуратуру жалобу на собственника помещения.
Договариваться отказываются, как правильно решить этот вопрос?
Собственник нежилого помещения в МКД наряду с владельцами квартир является участником общей долевой собственности на земельный участок. Независимо от расположения магазина, он может свободно проезжать на территорию дома, ограничить это право нельзя.
Один из компромиссных вариантов – принять правила пользования парковкой в силу п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, в котором предусмотреть правила проезда третьих лиц – например, по времени нахождения на территории или по конкретным машинам.
Если таких правил нет, то и проезд по дороге не запрещён: любые ограничения могут быть установлены только общим собранием собственников. Поэтому обращение собственников в прокуратуру, скорее всего, будет безрезультатным.
Коротко: какой кворум нужен для утверждения размера платы за содержание жилья, и кто снимает показания ИПУ
Какое количество голосов необходимо получить на ОСС для утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД?
Кворумы по вопросам, которые решает ОСС, прописаны в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, мы собрали их в единой статье «Каким количеством голосов собственников принимаются решения на ОСС». Для утверждения предложенного управляющей организацией размера платы за жилое помещение необходимо простое большинство: 50%+1 голос от всех голосов участников собрания (ч.
7 ст. 156 ЖК РФ).
Кто должен снимать показания счётчиков ХВС и ГВС и их опломбировать, если дом на прямых договорах с РСО?
Опломбировка приборов учёта и приём показаний ИПУ – обязанности исполнителя коммунальных услуг, который ведёт расчёты с потребителями и выставляет им плату за ресурсы. Если в доме действуют прямые договоры, то РСО может делегировать УО такие полномочия по отдельному договору в соответствии с пп. «е» п. 32, п. 32 (1) Правил № 354.
Остались вопросы? Оставляйте их в комментариях.
Также напоминаем о Правилах комментирования РосКвартала: пожалуйста, соблюдайте их, чтобы ваш вопрос не был удалён модераторами.
Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями
22 мая мы провели онлайн-семинар, на котором наш постоянный эксперт Елена Шерешовец поделилась своими знаниями о приборах учёта: порядке их установки, обслуживания, начислениях при наличии или отсутствии ПУ. Подробности читайте в сегодняшней статье.
Почему управляющая организация должна обслуживать ОДПУ
Общедомовые приборы учёта относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 обеспечивать работоспособность ОДПУ и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в МКД должно лицо, ответственное за содержание общего имущества. Таким лицом может быть управляющая организация на основании договора управления МКД или ТСЖ, ЖК, ЖСК на основании устава.
Как и на какие средства ремонтировать ОДПУ
Если общедомовой прибор вышел из строя, починить его нужно в течение двух месяцев с момента поломки (п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Источник финансирования – поступающие от собственников помещений в МКД платежи за содержание жилого помещения (п.
5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Бывает так, что управляющие организации включают ремонт общедомового прибора учёта в список неотложных работ и собирают с собственников деньги на выполнение работ в качестве дополнительной оплаты.
Постановление Президиума ВАС РФ № 6464/10 утверждает, что все текущие, обязательные и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются они в договоре управления или нет. Елена Шерешовец отметила, что, учитывая позицию ВАС РФ, эксплуатацию ОДПУ нельзя считать неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены договора управления МКД.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, перед заключением договора управления УО стоит тщательно проверить работоспособность установленных в здании общедомовых приборов учёта, сроки их поверки и дату планируемой замены. Если на их содержание и обслуживание нужны будут средства, стоит заранее сообщить об этом собственникам на собрании и включить необходимые суммы в размер платы за содержание общего имущества.
Что делать, если отремонтировать ОДПУ невозможно
Елена Шерешовец отметила, что ОДПУ не всегда можно отремонтировать. Если прибор не подлежит ремонту, управляющая организация должна составить акт о невозможности восстановления ОДПУ, затем провести общее собрание собственников, в повестку дня которого включить вопрос о замене прибора. Собственники согласятся установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.
Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, управляющей организации нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.
Но здесь не всё так просто, как кажется. Суды не всегда придерживаются позиции, что УО отвечают только за эксплуатацию и ремонт ОДПУ, и не должны их заменять. Примеры постановлений, в которых суд указал, что УО должна производить не только ремонт, но и замену общедомовых приборов учёта:
Суд рассматривал иск администрации города к управляющей организации с требованием установить ОДПУ и пришёл к выводу, что за управляющими организациями закреплена обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учёта в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.
В этом случае один из собственников помещений в МКД требовал у управляющей организации заменить вышедший из строя общедомовой прибор учёта. Суд решил, что требования истца обоснованы и за управляющими организациями закреплена обязанность по установке, ремонту и замене приборов учёта в МКД, поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.
Администрация города обратилась в суд с иском на управляющую организацию. В МКД стоял общедомовой прибор учёта тепловой энергии, который УО демонтировала, а начисления собственникам вела по нормативам. Собственники были недовольны такой ситуацией и обратились в администрацию с жалобой.
Суд указал, что управляющая организация должна поддерживать общее имущество МКД в надлежащем состоянии. А в состав ОИ включаются общедомовые приборы учёта тепловой энергии.
Суд обязал УО установить ОДПУ тепла в соответствии с пп. «к» п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.
О чём ещё мы говорили на онлайн-семинаре
За три часа онлайн-семинара Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, успела рассказать много полезной для управляющих организаций информации.
Начала эксперт с нововведений постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Одна из основных тем документа – обновлённые правила работы аварийно-диспетчерских служб в управляющих организациях. Работать по-новому АДС начнут с 1 марта 2019 года.
К этому времени управляющие организации должны провести подготовительные работы. Изменится порядок регистрации заявок от жителей, сроки локализации и устранения аварий. Об остальных изменениях, которые вносит в работу УО ПП РФ № 331 вы можете узнать в видеозаписи онлайн-семинара.
Кроме содержания ОДПУ на онлайн-семинаре мы обсудили работу индивидуальных приборов учёта: затронули темы установки, опломбировки, поверки и проверки ИПУ при различных договорных схемах.
Если вы хотите разобраться во всех этих вопросах, посмотрите видеозапись онлайн-семинара.