Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом законодательства 2024 года.
Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 9 января 2022 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).
Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет.
Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.
Расчет страховой премии производится по формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:
ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО).
Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.
К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.
Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).
Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (абз. 2 п. 3 ст.
8 Закона об ОСАГО).
Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 1646 руб., максимальный – 7535 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (7535 руб.).
КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,8, для Санкт-Петербурга – 1,64.
Максимальный коэффициент (1,8) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,68) – для городов Крыма, кроме Симферополя, городов Якутии, кроме Нерюнгри и Якутска и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).
КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться.
Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,46), что соответствует 13-му классу. Для тех, кто только выпустился из автошколы, базовый тариф равен 3,92. Проще говоря, наш водитель сможет купить полис ОСАГО в 8,5 раз дешевле по сравнению с тем, кто первый год за рулем.
Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью 1 . Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.
Важный момент: для сохранения класса КБМ нужно покупать полис каждый год (п. 6 Приложения 4 к Указанию). При этом не имеет значения, оформляется ли ОСАГО на свой автомобиль или на чей-то еще – главное, чтобы данные о водителе попали в АИС РСА.
Если же водитель не приобретал страховку более года, его КБМ обнуляется. При обращении за новым полисом ему будет присвоен класс 3, что соответствует коэффициенту КБМ 1,17.
КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя.Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 2,27.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.
Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических.
В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,91 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).
КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством.Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).
КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя.Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.
Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 1).
Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п. 3 Приложения № 2 к Указанию)
Мощность двигателя (лошадиных сил)
Оформление полиса ОСАГО 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Банка России от 20 июля 2024 г. “Автомобилисты смогут покупать краткосрочные полисы ОСАГО”
Обзор документа
Информация Банка России от 20 июля 2024 г. “Автомобилисты смогут покупать краткосрочные полисы ОСАГО”
26 июля 2024
Законопроект, который предусматривает для всех страхователей возможность оформить полис на срок от 1 дня до 3 месяцев, принят Госдумой во втором чтении. Такой тип полисов будет востребован автомобилистами, которые используют машину в ограниченный период времени. Нововведение повысит защищенность добросовестных участников дорожного движения, пострадавших в ДТП.
Сейчас по закону договор ОСАГО заключается на 1 год. Минимальный срок действия страхования по нему не может быть меньше 3 месяцев. При этом есть два исключения: оформление полиса при покупке автомобиля для проезда к месту его регистрации (срок страхования не может превышать 20 дней) или при временном использовании на территории России машины, которая зарегистрирована в иностранном государстве.
Проектом предусмотрено, что у краткосрочных полисов ОСАГО, как сейчас у электронных, срок начала действия страховой защиты будет отложенным — не ранее чем через 3 дня после оформления или по согласованию со страховщиком. Это нужно для исключения случаев мошенничества с оформлением полиса обязательной «автогражданки» сразу после ДТП. При расчете стоимости краткосрочного полиса будет применяться понижающий коэффициент.
Его значение страховщики определят самостоятельно.
Закон вступит в силу по истечении 210 дней после дня его официального опубликования.
Обзор документа
Законопроект, который предусматривает для всех страхователей возможность оформить полис ОСАГО на срок от 1 дня до 3 месяцев, принят Госдумой во втором чтении. Такой тип полисов будет востребован автомобилистами, которые используют машину в ограниченный период времени.
Сейчас договор ОСАГО заключается на 1 год. Минимальный срок действия страхования по нему не может быть меньше 3 месяцев. При этом есть два исключения: оформление полиса при покупке автомобиля для проезда к месту его регистрации (срок страхования не может превышать 20 дней) или при временном использовании на территории России машины, которая зарегистрирована в иностранном государстве.
У краткосрочных полисов ОСАГО срок начала действия страховой защиты будет отложенным — не ранее чем через 3 дня после оформления или по согласованию со страховщиком.
При расчете стоимости краткосрочного полиса будет применяться понижающий коэффициент. Его значение страховщики определят самостоятельно.
Закон вступит в силу через 210 дней после официального опубликования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Электронное ОСАГО: что изменится с июля 2024 года
В службу защиты прав потребителей приходят тысячи жалоб — об этом рассказала советник руководителя службы Татьяна Майорова. Водители жалуются, что страховые отказывают в предоставлении данных о ремонте по ОСАГО: из-за этого непонятно, как принимать машину после ремонта.
Иногда страховщики отказываются предоставлять акты осмотра, и автовладелец не может понять, какие детали подлежат замене, а какие — ремонту.Некоторые водители месяцами ждут решения о возмещении и ведут бесконечную переписку со страховыми компаниями.
Упростить ремонт и получение выплат для попавших в ДТП водителей должно нововведение — электронное урегулирование по ОСАГО. Новые нормы 327-ФЗ года начнут действовать с 15 июля 2024 года.
С этого времени автовладельцы, у которым есть аккаунт на «Госуслугах», смогут отправить через них информацию о ДТП в свою страховую и в течение отведенных на урегулирование 20 дней получить выплату.
Электронное регулирование мотивирует страховщиков соблюдать сроки выплат. Например, сейчас невозможно проконтролировать, получила ли страховая бумажное извещение: это дает страховщикам возможность затягивать выплаты.
А иногда в расчете на дополнительные выплаты сами водители отправляют извещения в отдаленные офисы страховых, а потом утверждают, что страховщики виноваты в пропуске срока урегулирования страховки. Нововведение призвано сделать прозрачнее взаимодействие страховых и водителей.
Чтобы оформить полис, понадобится справка ТО: перед покупкой полиса нужно пройти техосмотр автомобиля.
Наладить электронный прием обращений на своих сайтах или в приложениях страховые компании должны к 1 января 2025-го. Ожидается, что с этого времени все вопросы между страховыми и автомобилистами можно будет решить в электронном виде.
Первое время страховщики смогут предоставлять возможность удаленного урегулирования аварий добровольно, а с 2025 года это требование станет обязательным. При этом водитель сможет оформить выплату по ОСАГО как онлайн, так и в офисе страховой.
Какие изменения внесут в работу ОСАГО
Владелец авто сможет отправить документы онлайн:через сайт страховой, мобильное приложение или «Госуслуги». Получить ответ от страховой можно будет так же. Выбрать время осмотра авто и согласиться на сумму выплаты водитель также сможет онлайн.
Все документы будут храниться в личном кабинете автовладельца на «Госуслугах».Сейчас страховая и водитель могут обмениваться электронными документами, но их нужно дублировать в бумажном виде: водитель должен отвезти их в офис или отправить по почте. С 15 июля электронные документы не придется дублировать на бумаге.
Чтобы документы имели юридическую силу, автовладелец должен будет удостоверить их усиленной неквалифицированной электронной подписью — УНЭП.
Это можно сделать через приложение «Госключ». Обмен документами будет проходить через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Страховщики смогут удаленно запросить документыи информацию для решения вопроса о страховой выплате по договорам ОСАГО.
Например, у Ространснадзора можно будет получить данные о лицензиях на перевозки пассажиров автобусами-участниками ДТП, у МВД — о госрегистрации транспорта и о ДТП, у Минсельхоза — о госрегистрации самоходной машины.
Информацию об офисах добавят на сайты страховых компаний.Сейчас адреса всех филиалов страховой указывают в приложении к полису: если какой-то из них закрылся или переехал, водитель может об этом не узнать. Информацию на сайте обновить проще.
Страховая сможет осматривать ТС по фото и видео.При желании водитель сможет отправить в страховую фото и видео с повреждениями транспорта: на основании этих материалов страховая проведет осмотр, независимую техническую экспертизу и даст оценку. Процедура позволит водителям из отдаленных населенных пунктов не тратиться на поездки в страховую.
Если фото и видео будут плохого качества, страховая может учесть не все повреждения автомобиля: это повлияет на размер компенсации.
При этом дистанционный осмотр не будет обязательным: водитель сам сможет выбрать очный или удаленный формат.
Срок получения выплаты можно будет увеличить вдвое,если страховщикам понадобится больше времени на проверку информации или осмотр авто. В этом случае к стандартному сроку в 20 дней добавят еще столько же.
Выплаты по ОСАГО наличными отменят.Вместо них водителям предложат почтовый перевод и зачисление на банковский счет. По заявлению автовладельца страховая может отправить выплату «Почтой России» — пострадавший водитель получит ее в почтовом отделении.
Это должно быть удобно для жителей сельской местности.
Что пока непонятно
Пока система не заработала, остаются вопросы, как все будет функционировать в реальности.
Например, непонятно, в каких случаях должен применяться новый порядок урегулирования по ОСАГО. Обновленный десятый пункт закона ссылается на правила ОСАГО: там должен быть прописан перечень подходящих ситуаций. Но в настоящее время в документе такого перечня нет.
Что такое ОСАГО и зачем нужен этот полис
У каждого автомобилиста есть полис ОСАГО, но многие приобретают его потому, что надо, и не задумываются, зачем он на самом деле нужен. Объясняем, почему без этого полиса на дороге не обойтись и как он работает в непредвиденных обстоятельствах.
Что такое ОСАГО
ОСАГО — это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Эта страховка безусловно должна быть у каждого водителя. «Закон об ОСАГО был принят в 2003 году, хотя сейчас сложно представить, что когда-то его не было. Конечно, он не решил всех проблем на дорогах, но значительно улучшил ситуацию. С ОСАГО намного сложнее организовать автоподставу, спорные ситуации сейчас решаются чаще всего между страховыми, а не между водителями в суде.
И хотя водители нередко негодуют из-за роста тарифов или сложностей с ремонтом, в целом ОСАГО — это один из залогов порядка и спокойствия на дороге», — размышляет product-owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева. Без ОСАГО при обычной проверке документов автомобилиста ждет штраф, а при ДТП, в котором он будет виноват, отсутствие полиса чревато серьезными финансовыми расходами — машину пострадавшей стороны придется ремонтировать за свой счет.
Оформить ОСАГО c экономией до 74% на Банки.ру
От чего зависит стоимость полиса
- базовый тариф находится внутри тарифного коридора, установленного ЦБ;
- базовый тариф умножается на одни и те же индивидуальные коэффициенты.
Иногда страховщик может применить тот или иной коэффициент ошибочно. Например, после смены прав может произойти сбой и для опытного водителя будет применен коэффициент бонус-малус как для начинающего. Если такая ошибка обнаружится, ее нужно исправить, обратившись напрямую к страховщику.
21.11.2022 13:06
В чем отличие ОСАГО от каско
Автомобиль чаще всего страхуют двумя видами полисов — ОСАГО и каско. Если ОСАГО — это обязательный вид страхования, то каско — добровольный. При покупке автомобиля в кредит банк может его не одобрить или поднять ставку без оформления каско, но формально, по закону, страхование по каско не является обязательным даже в таком случае. Одним словом, ОСАГО и каско защищают автомобиль и автомобилиста по-разному.
ОСАГО покрывает ответственность водителя перед другими участниками движения. Отремонтировать свой автомобиль по ОСАГО не получится. Также полис ОСАГО компенсирует ущерб здоровью, причиненный в результате ДТП.
Важно!
Ущерб здоровью при ДТП покрывается всем участникам аварии, кроме самого водителя. То есть пассажиры авто, водитель которого виноват в ДТП, также имеют право на компенсацию вреда здоровью по ОСАГО.
24.11.2022 19:45
Каско в отличие от ОСАГО страхует автомобиль страхователя. Ущерб третьим лицам по каско компенсировать нельзя. Именно здесь кроется ответ на частый вопрос: «Зачем мне делать ОСАГО, если у меня есть каско?» По каско страховая компания отремонтирует ваше авто вне зависимости от того, стали вы виновником ДТП или нет.
Тарифы каско никак не регулируются ЦБ. Стоимость полиса зависит от стоимости автомобиля, его возраста, опыта автовладельца, количества покрываемых рисков, наличия в полисе франшизы. Иными словами, ценообразование в сегменте каско регулируется страховщиком и страхователем. Страхователь может снизить стоимость каско, исключив какие-то риски (например, оставить покрытие по рискам «угон» и «тотальный ущерб») или включив франшизу. В соответствии с пожеланиями клиента страховщик рассчитывает итоговую стоимость.
ОСАГО такой гибкий подход не подразумевает: исключить риски из полиса ОСАГО невозможно.
Это добровольный вид страхования, но при покупке авто в кредит без оформления каско кредит могут не одобрить или поднять ставку по кредиту
Зависит от СК, страхуемого авто и набора рисков
Ущерб имуществу и здоровью третьих лиц
Ущерб автомобилю страхователя, но часто страховщики также предлагают дополнительно оформить полис от несчастного случая
Что влияет на цену
Базовый тариф и индивидуальные коэффициенты страхователя
Стоимость авто, включенные риски, наличие франшизы
Можно ли отказаться
В любой момент (если машина не в залоге у банка)
Обязательно ли оформлять ОСАГО и какие грозят штрафы без полиса?
Как уже было сказано, выезжать на дорогу без полиса ОСАГО нельзя. Взимать его будут при каждой проверке документов, при которой у водителя не окажется полиса. Если водитель не вписан в полис, но сам полис есть, штраф составит 500 рублей.
Оформить ОСАГО на Банки.ру просто
1 Укажите данные авто и водителей
2 Сравните цены и выберите лучшее предложение
3 Оплатите и получите полис на email
Как не нарваться на мошенников и не купить фальшивый полис
Самое серьезное наказание ждет водителя с поддельным полисом ОСАГО. Но если будет доказан злой умысел и намеренная подделка документа, есть вероятность получить даже уголовное наказание.
«Именно поэтому очень важно приобретать полис ОСАГО на проверенных сайтах. Банки.ру сотрудничает только с крупными и надежными страховыми компаниями, поэтому подделка приобретенных на маркетплейсе полисов исключена. После покупки полиса в любом случае рекомендуется проверить его по базе Российского союза автостраховщиков. Напоминаю, что главная опасность в поездках без ОСАГО или с поддельным ОСАГО кроется даже не в штрафах, а в том, что в случае ДТП без полиса виновнику придется чинить автомобиль пострадавшей стороны и компенсировать ущерб здоровью за свой счет.
Часто убытки оцениваются не в одну сотню тысяч рублей — для семейного бюджета это может стать катастрофой», — говорит Юлия Корнеева.
12.12.2022 13:11
Зачем нужен полис ОСАГО
Когда происходит ДТП, чаще всего есть пострадавшая сторона и виновник. По полису ОСАГО виновника ДТП компенсируется ущерб пострадавшей стороне — в этом главный смысл обязательного автогражданского страхования. Полис покрывает ущерб имуществу в пределах 400 тыс. рублей и ущерб здоровью в пределах 500 тыс. рублей каждому пострадавшему в ДТП человеку. То есть ОСАГО защищает автогражданскую ответственность перед третьими лицами, ремонт своего автомобиля по ОСАГО покрыть не получится.
Если у виновника есть полис каско, свой автомобиль он будет ремонтировать уже по нему.
В случае если ущерб по ОСАГО превышает 400 тыс. рублей, разницу виновник выплачивает из своего кармана (чаще всего после суда). Однако можно также оформить полис ДСАГО. Это уже добровольный вид страхования, который расширяет лимит покрытия пострадавшей стороне в случае ДТП.
Стоимость ДСАГО будет зависеть от того, на сколько вы решите расширить лимит покрытия.
Условия страхования по ОСАГО: как формируется цена и как сэкономить на ОСАГО
Рост цен на ОСАГО всегда оказывается в центре внимания аудитории, потому что он никогда не бывает незаметным. Главный фактор, который влияет на изменение цены, — расширение тарифного коридора, которое проводит ЦБ. Последнее расширение произошло осенью 2022 года. Оно было связано с тем, что цены на запчасти (из-за логистических проблем) значительно возросли, вместе с ними увеличились сроки ремонта и, как следствие, выросли расходы страховщиков.
ЦБ пошел на расширение тарифного коридора, чтобы стимулировать автомобилистов водить аккуратнее и компенсировать страховщикам возросшие расходы на ремонт.
«По сути, после расширения коридора аккуратные водители, которые не попадают в ДТП, будут покупать полисы по старым ценам и иногда даже чуть ниже. А «аварийным» — придется платить за полис больше. Аккуратное вождение — это не только безопасно, но и выгодно», — рассуждает Юлия Корнеева.
В рамках тарифного коридора (от 1 646 до 7 535 рублей) страховая компания устанавливает свой базовый тариф. В случае с конкретным автомобилистом он может зависеть также от истории вождения и наличия штрафов за нарушение ПДД, но в любом случае он будет в рамках коридора ЦБ. Базовый тариф умножается на коэффициенты:
- КТ (территориальный коэффициент): от 0,64 до 1,88.
- КБМ (коэффициент бонус-малус): с апреля 2022 года — от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, при получении прав коэффициент равен 1).
- КВС (коэффициент возраста и стажа): от 0,83 до 2,27.
- КО (коэффициент ограничения, влияет на стоимость полиса при покупке страховки с неограниченным числом водителей): 1 — если водитель один или их несколько и все вписаны в полис; 2,32 — при оформлении полиса с функцией «мультидрайв».
- КМ (коэффициент мощности двигателя): от 0,6 до 1,6 (чем мощнее авто, тем выше коэффициент).
- КС (коэффициент сезонности, зависит от того, сколько месяцев в году используется авто): от 0,5 до 1.
Перечисленные коэффициенты в большей степени зависят от внешних обстоятельств, а не от водителя. Единственное, на что может «повлиять» автомобилист, — это коэффициент бонус-малус (безаварийная езда). Если не становиться виновником ДТП и сохранять минимальный КБМ 0,46, можно значительно сэкономить на стоимости ОСАГО.
Важно помнить, что всего одно ДТП сильно увеличивает КБМ. Коэффициент пересчитывается раз в год (1 апреля). И чтобы вернуть КБМ на прежний минимальный уровень, потребуется несколько лет безаварийной езды.
Как оформить ОСАГО
После покупки автомобиля его нужно поставить на учет не позже, чем через десять дней после сделки. Для регистрации в ГИБДД нужен полис ОСАГО. Это значит, что на покупку полиса также дается десять дней.
Стандартно в полисе прописан срок страховки и период использования ТС. Срок страховки — это всегда один год. То есть полис действителен в течение года.
Но страхователь может выбрать период использования: например, только летние или только зимние месяцы.
Минимальный период, прописываемый в полисе, — три месяца. То есть договор действует один год, но в течение года прописывается точный период использования — минимально три месяца.
Также при оформлении полиса можно указать несколько периодов использования. Например, один месяц — зимой, один — весной, три — летом, два — осенью. Периоды всегда прописываются с четкими датами.
Чем меньше период использования, тем дешевле стоит полис. Для расчета стоимости применяется коэффициент сезонности (КС): для трех месяцев — 0,5, четырех — 0,6, пяти — 0,65, для полугода — 0,7, для семи месяцев — 0,8, восьми — 0,9 и девяти — 0,95. Полис с периодом действия десять и 11 месяцев будет стоить столько же, сколько годовой.
Интересно, что полис можно оплачивать периодами. Формально ОСАГО не предполагает покупки в рассрочку, но можно оплатить сначала три месяца (половину стоимости), а затем расширять период использования ТС, добавляя новые месяцы. Полная стоимость годового полиса остается неизменной.
Если оплатить сначала три месяца по коэффициенту 0,5, а затем еще три, то второй взнос составит 0,2 от полной стоимости (так как коэффициент для полугода — 0,7). В итоге можно разбить полную стоимость на части, главное — не забывать вовремя продлевать период использования ТС.
Срок, в который необходимо застраховать автомобиль
Обычно полис ОСАГО начинает действовать через три дня после покупки. Так страховые компании стараются обезопасить себя от аферистов, оформляющих страховки сразу после ДТП. Это нужно иметь в виду, чтобы вовремя продлевать ОСАГО или период использования, если вы оплачиваете полис частями.
Документы для оформления полиса
Для оформления полиса ОСАГО вам потребуются:
- паспортные данные;
- водительское удостоверение;
- СТС или ПТС.
Очень важно, если вы поменяли права, предоставить данные старых прав, чтобы при расчете стоимости полиса учитывались актуальные КВС и КБМ.