Обжаловать отказ в разрешении на строительство через суд 2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в выдаче разрешения на строительство в связи с началом строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Строительство:
  • 344 КОСГУ
  • 43 99 90 190
  • 43.99.90.190
  • Авторский надзор
  • Авторский надзор КОСГУ
  • Показать все
  • Строительство:
  • 344 КОСГУ
  • 43 99 90 190
  • 43.99.90.190
  • Авторский надзор
  • Авторский надзор КОСГУ
  • Показать все

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2021 N 305-ЭС21-2139 по делу N А41-13628/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании внести изменения в разрешение на строительство.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался пунктами 7, 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и исходил из того, что общество обратилось с заявлением о продлении действия разрешения на строительство ранее чем за 10 дней до истечения его срока. Согласно пункту 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа исполнительной власти информации об отсутствии начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ.

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2020 N 88а-9122/2020 по делу N 2а-6649/2020
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам благоустройства территории.
Обстоятельства: Начало строительства объекта не отнесено законом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство при отсутствии доказательств возведения объекта с существенным нарушением установленных норм и правил.
Решение: Удовлетворено. Разрешая заявленные С. требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено в качестве основания к отказу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) начало строительства объекта, а также отсутствие доказательств возведения на принадлежащем административном истцу земельном участке объекта капитального строительства с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для отказа в выдаче С. разрешения на строительство.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: В споре со встречными требованиями о сносе самовольной постройки и признании прав на нее суд должен вынести решение в пользу той или другой стороны
(Ворожевич А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2018, N 26) Только в конце июля 2016 г. общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство на участке объекта «Выставочно-торговый комплекс. III очередь строительства. Административное здание с помещениями общественного назначения». Однако администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на то, что общество уже начало строительство в отсутствие такого разрешения.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда отказ администрации в выдаче разрешения на строительство признан соответствующим градостроительному законодательству.

Статья: Самовольное строительство — судебная практика ВС РФ и арбитражных судов. Социальные самострои
(Наумова О.)
(«Жилищное право», 2019, NN 5, 6) Для признания за истцом права собственности на спорный объект, недостаточно установленной в деле совокупности фактов, позволяющих признать право собственности (как то: спорный объект не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истцом подтверждено отсутствие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, строительство осуществлено за свой счет на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности и с соблюдением нормы, позволяющей осуществить строительство спорного объекта на таком участке), поскольку истец осуществил строительство спорного объекта без получения разрешения на строительство, не предпринял необходимых и достаточных мер по его получению до начала строительства.

Нормативные акты

«Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021) При рассмотрении спора суд установил, что земельный участок был предоставлен в аренду без права осуществления строительства капитальных объектов. Также администрацией был утвержден градостроительный план земельного участка для проектирования административно-бытового здания. Предпринимателю выдано разрешение на строительство здания, которое, однако, до начала строительства уполномоченным органом было отменено как выданное незаконно.

Несмотря на это предприниматель приступил к строительству объекта.

«Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022) Уполномоченный орган местного самоуправления отказал лицу в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке по тому основанию, что на данном земельном участке уже ведется строительство индивидуального жилищного дома, действующим законодательством не предусмотрен порядок выдачи такого уведомления после начала строительства. Возводимый объект недвижимости обладает признаками самовольной постройки.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Обжалование отказа ввода в эксплуатацию

    Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование отказа ввода в эксплуатацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    • Основные средства:
    • 001 счет
    • 011 счет
    • 0504031 образец заполнения
    • 0504104 образец заполнения
    • 1 и 2 амортизационная группа налог на имущество
    • Показать все
    • Основные средства:
    • 001 счет
    • 011 счет
    • 0504031 образец заполнения
    • 0504104 образец заполнения
    • 1 и 2 амортизационная группа налог на имущество
    • Показать все
    • Строительство:
    • 344 КОСГУ
    • 43 99 90 190
    • 43.99.90.190
    • Авторский надзор
    • Авторский надзор КОСГУ
    • Показать все

    Судебная практика

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы

    Статья: Определение объекта незавершенного строительства как недвижимой вещи
    (Алексеев В.А.)
    («Гражданское право», 2018, N 3) Несмотря на широкую распространенность и кажущуюся очевидность и простоту установления предлагаемого критерия, эта позиция может быть подвергнута критике с нескольких сторон. Во-первых, ее основным недостатком является то, что критерий прекращения существования ОНС она усматривает не в характеристиках самого объекта, а в наступлении определенных правовых обстоятельств (юридических фактов), к которым относится выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Во-вторых, нередки случаи, когда разрешение на ввод в эксплуатацию выдается без достаточных оснований, когда фактически объект эксплуатировать нельзя. В этом случае факт выдачи разрешения на ввод не превращает ОНС в здание или сооружение, а сделки, совершенные с таким «зданием», могут быть признаны недействительными. В-третьих, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию может своевременно (или вообще) не произойти по вине государственных органов.

    Отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию может быть обжалован в суде. Удовлетворяя такие требования, суд, очевидно, исходит из того, что, несмотря на отсутствие разрешения, эксплуатация объекта возможна и его строительство завершено. И наконец, в-четвертых, критерий выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию не является универсальным, поскольку закон признает возможность существования объектов, на строительство которых не требуется разрешения и, соответственно, не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию (п.

    17 ст. 51 ГСК РФ). Таким образом, вопрос о критерии завершенности строительства таких объектов остается открытым.

    Статья: Отмена и изменение разрешения на строительство
    (Некрестьянов Д.С.)
    («Закон», 2019, N 2) Вне зависимости от вида процесса по спорам об оспаривании РнС подлежит применению срок на обжалование — три месяца с момента, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своего права. Несмотря на то что сведения о выданных РнС официально публикуются на сайте уполномоченного органа, а сама реализация прав по РнС не может быть не видна, когда начинается выполнение работ на строительной площадке, суды склонны считать, что сроки на обжалование начинают течь именно с момента, когда конкретный заявитель сочтет свои права нарушенными . Как итог, риски оспаривания РнС в судебном порядке не снижаются вплоть до момента полного завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Тем не менее в ряде судебных актов можно встретить в качестве основания отказа в удовлетворении требований именно пропуск срока на подачу заявления в суд .

    Нормативные акты

    Постановление Конституционного Суда РФ от 26.01.2023 N 4-П
    «По делу о проверке конституционности подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.Н. Петрова» Равным образом не может являться единственным и достаточным основанием для отказа в квалификации работ в качестве ремонтных для целей применения подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации в оспариваемой редакции то обстоятельство, что данные работы были осуществлены до ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства — многоэтажного жилого дома, тем более что в случаях, предусмотренных законодательством, объектом оборота могут быть и объекты, процесс строительства которых не завершен, а кроме того, в рамках сложившихся правоотношений с застройщиком жилья или иным лицом у будущего собственника (пользователя) жилого помещения и до ввода объекта строительства в эксплуатацию может быть в определенных случаях возможность, принимая на себя определенный риск, заказывать работы по улучшению свойств помещения, с тем чтобы в как можно более короткий период со дня введения объекта в эксплуатацию использовать его для удовлетворения своих жилищных потребностей. Следовательно, при рассмотрении вопроса о том, являлись ли осуществленные работы ремонтными, правоприменительные органы не вправе ограничиваться формальным установлением того, был ли на момент их осуществления введен в эксплуатацию объект капитального строительства, а обязаны учитывать реальный характер и конкретное содержание таких работ.

    «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства»
    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) 16. В случае перехода с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения налогоплательщик не лишен права принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость по оконченным строительством объектам основных средств, если они введены в эксплуатацию после прекращения применения специального налогового режима.

    Правовые ресурсы

    • «Горячие» документы
    • Кодексы и наиболее востребованные законы
    • Обзоры законодательства
      • Федеральное законодательство
      • Региональное законодательство
      • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
      • Другие обзоры
      • Календари
      • Формы документов
      • Полезные советы

      Верховный суд защитил права тех, кто решил строить дом на своей земле

      Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ сделала важные разъяснения, которые касаются тех, кто начал строиться на своей земле и столкнулся с проблемами. В преддверии весны и начала сезона загородного строительства подобные разъяснения могут оказаться полезны многим собственникам.

      Эта конфликтная ситуация сложилась в Краснодарском крае. Там хозяйка земельного участка начала строить на нем двухэтажный дом для себя и своей семьи. Но местные чиновники отказали гражданке в выдаче разрешительных бумаг на возведение дома.

      Суды встали на сторону чиновников, вынудив хозяйку дойти до Верховного суда, где с ее доводами согласились.

      Отказ чиновников в выдаче разрешения на строитель­ство Верховный суд признал незаконным и отменил его

      Все началось с того, что гражданка была собственницей участка. Управление муниципального контроля администрации города провело плановую проверку «соблюдения земельного законодательства». Нашлись недостатки.

      Итогом проверки стал акт, в котором было написано, что собственницей не выполнены предписания Правил землепользования и застройки на территории Краснодара. А именно — на ее участке возведен капитальный объект без разрешения на строительство.

      Собственница участка обратилась в администрацию и попросила выдать ей разрешение на строительство. В выдаче разрешения чиновники отказали, попутно заметив, что «не предусмотрена выдача разрешений на строительство на уже возведенные объекты капитального строительства». А еще гражданке сообщили, что материалы «по факту самовольного строительства» они отправили в управление муниципального контроля администрации, для принятия к ней административных мер.

      Хозяйка участка посчитала отказ чиновников незаконным и отправилась в суд. Там она попросила обязать чиновников выдать ей разрешение на строительство дома для своей семьи. Но суд встал на сторону чиновников. Апелляция с таким решением согласилась. Пришлось жаловаться в Верховный суд.

      Там в Судебной коллегии по административным делам сказали, что местные суды допустили «существенное нарушение норм материального права». Краснодарские суды исходили из того, что приступать к строительству капитального объекта можно только после получения разрешения. Поскольку истица не выполнила эти требования, то ее «объект имеет признаки самовольной постройки».

      Суды подчеркнули — получение разрешения на строительство после начала строительства законом не предусмотрено.

      По мнению Верховного суда, такая позиция ошибочна, и суд разъяснил, почему. В Градостроительном кодексе сказано, что к ведению местной власти относится выдача разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию и реконструкцию объектов капитального строительства в городе. В том же кодексе разъясняется, что из себя представляет разрешение на строительство.

      Это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана участка или проекту планировки территории.

      На участке жительницы Краснодара был построен лишь фундамент дома. Верховный суд из приведенных норм Градостроительного кодекса делает вывод — чиновники вправе отказать в выдаче разрешения на строительство исключительно на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе, но начало строительных работ к таковым основаниям не отнесено. Отказ в разрешении из-за строительства фундамента не соответствует 51 статье Градостроительного кодекса — подчеркнул суд.

      Из анализа этой статьи Градостроительного кодекса следует, что проверки уполномоченного органа проводятся исключительно с целью установить возможность строительства объекта по проекту на этом участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям градостроительного регламента, и возможности постройки на этом участке дома по предоставленному проекту. В случае положительного заключения — законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют — заявил Верховный суд.

      Местные суды признали отказ в выдаче разрешения на строительство дома правильным и заявили, что объект «имеет признаки самовольной постройки». Но Верховный суд возразил — в материалах дела нет доказательств, что гражданка начала строительство своего индивидуального дома с «существенными нарушениями градостроительных и строительных норм». Нет такого заключения и в письменном отказе выдать разрешение на строительство.

      Такие заключения исключают в будущем для хозяйки участка возможность в обычном порядке зарегистрировать дом и являются незаконными.

      По мнению Верховного суда, решения местного суда надо отменить и принять по делу новое решение. Отказ чиновников в выдаче разрешения на строительство Верховный суд признал незаконным и отменил его. Высокий суд принял решение, в котором он обязал чиновников рассмотреть заявление гражданки о выдаче ей разрешения на строительство дома.

      Почему может быть получен отказ в выдаче разрешения на строительство и как его оспорить?

      Строительство, реконструкция объектов капитального назначения сопровождается одобрением уполномоченных органов. Согласие на строительные, ремонтные работы выражается в выдаче разрешения на строительство.

      Это документ, подтверждающий, что застройщик, собственник, арендатор вправе проводить строительство или застройку, реконструкцию на конкретно обозначенной территории.

      Вопросы, связанные с алгоритмом выдачи разрешения, его формой и содержанием, процессом рассмотрения и вариантами отказа, занимается Градостроительный Кодекс РФ.

      Правовое регулирование застройки, реконструкции осуществляет не только этот закон, но и ряд отраслевых НПА по конкретному направлению строительства, особенностями территории застройки и объектов недвижимости.

      Почему отказали и что делать, если не дали разрешение на строительство? Попробуем разобраться!

      Основания, почему отказано

      Государственная инстанция, ответственная за выдачу разрешения на строительство, может отказать. Несогласие выдается в мотивированном виде: заявитель должен понимать причину отказа, устранить ее.

      Основания, которыми руководствуется уполномоченный орган, составляют обширный список на практике. Но в законе они собраны воедино, в ст. 51, ч. 13 Градостроительного Кодекса.

      Основания, по которым происходит отказ, следующие:

      1. Отсутствие документов (список предусмотрен положениями Градостроительного Кодекса в ст. 51, ч. 7,9).
      2. Наличие документов, но бумаги не отвечают требованиям ГПЗ.
      3. Наличие документов, но бумаги не отвечают требованиям разрешения на отклонение от предельных размеров строительства или реконструкции.

      Законодатель оговаривается, что перечень ситуаций, приводящих к отказу, носит исчерпывающий характер. Это означает, что он не может быть дополнен решениями уполномоченного органа.

      Ошибки заявителей как причина

      Это достаточно тонкие нюансы, о которых заявитель может и не подозревать.

      Правительство в 2008 году издало Постановление под N 87. Оно касается вопросов проектной документации: разделов документа, требованиях к содержанию.

      В разделе II, пункте Б указано, что в пояснительной записке должны содержаться реквизиты документов. Их перечень объемный, ознакомиться с ним можно в Постановлении. Кроме перечисления реквизитов документов, должны быть приложены копии бумаг.

      К заявлению прикладывается проект, который проходил экспертизу несколько лет назад. Времена меняются, как и нормы и правила строительства.

      Пример: проект был разработан три года назад. Планировали начать строительство, но оно было отложено по финансовым соображениям. Заявление на получение разрешения было подано спустя три года.

      При просмотре документов выяснилось, что схема планировочной организации ЗУ не учитывается, так как была разработана на основании старого градостроительного плана.

      Ко времени подачи заявления может быть составлен новый план. Назначение территории, где планируется застройка, также поменялось. Соответственно, проект градостроительного плана устарел.

      Проблема у заявителя может возникнуть из-за того, что изменились нормативы, учитываемые при разработке проекта. Например, были изменены требования по доступности к объекту маломобильным гражданам. Т.е. изменен угол уклона пандуса.

      В проекте, представленном заявителем, норматив по этому показателю старый. То есть, проект уже не соответствует новым нормативам и его отдадут на доработку. Как следствие – откажут в выдаче разрешения.

      Досудебное обжалование решения

      Отказ в выдаче разрешения обжалуется в претензионном и судебном порядке. Заинтересованное лицо ссылается на незаконность отказа со стороны уполномоченных органов.

      Заявитель уверен, что он передал в государственную инстанцию все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства. Но получил отрицательный ответ на заявление.

      Отказ можно считать незаконным, если заявитель предоставил в уполномоченную инстанцию требуемый перечень документов, но получил отказ. Представители уполномоченного органа не дали обоснования своему решению.

      Законодатель определил перечень споров, досудебный порядок по которым обязательный. Обжалование отказа не входит в этот список, поэтому урегулирование спорного правоотношения без вмешательства судебного органа выступает исключительной прерогативой заинтересованного лица. Он может не составлять претензию, а обращаться напрямую в суд.

      В процессе досудебного решения заявитель должен отправить в местный орган власти претензию. Это официальное письмо, суть которого состоит в требовании признать действия конкретного должностного лица противоречащим положениям закона.

      Претензия составляется на имя руководителя местной администрации. Письмо рассматривается в течение 5 дней, исключая выходные. Кроме письма, внимательно рассматриваются основания, по которым произошел отказ.

      В результате рассмотрения, государственная инстанция принимает один из вариантов решения:

      • отказывает в мотивированном порядке;
      • принимает претензию во внимание, отменяет ранее принятое решение, должностное лицо обязано в течение трех дней признать предшествующий отказ не соответствующим закону.

      Оспаривание действий государственных инстанций без вмешательства в дело суда – самый действенный способы защитить заявителю попранные права, законные интересы.

      В случае если до суда не получается решить вопрос мирным способом, на претензию заявителя не отвечают в разумный срок (по гражданскому законодательству он равен месяцу), заявитель использует право на защиту в суде.

      Оспаривание

      При подаче искового заявления заинтересованное лицо должно понимать, в какой суд обращаться:

      1. АПК содержит главу 24. В ней устанавливается порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений – как действий, так и бездействий государственных инстанций, ОМС.
      2. КАС – кодекс административного судопроизводства, в ст. 24 также устанавливает порядок обжалования и признания не соответствующему закону решения государственной инстанции, как полностью, так и в части.

      Куда подавать иск заинтересованному лицу, какой закон регулирует этот вопрос? Иск подается по АПК РФ – соответственно в Арбитражный суд, если государственная инстанция незаконным решением нарушила права организации и затронула сферу предпринимательской деятельности юридического лица.

      Если иск подает гражданин, его спор не связан с осуществлением хозяйственной деятельности, проблемное правоотношение рассматривается в суде общей юрисдикции.

      По ст. 197, ч. 2 АПК основанием к рассмотрению дела в арбитражном процессе выступает заявление от заинтересованного лица. В иске заявитель излагает требование, связанное с признанием решения уполномоченного органа не соответствующим закону.

      Критерием обращения в АС РФ с иском выступает заявление, в котором истец просит признать незаконными действия (бездействия) государственного органа. Таким образом, защищаются права, законные интересы.

      В рамках ст. 198, ч. 2 с требованием в АС РФ вправе обратиться гражданин в статусе ИП, организации, прокурор. Законные интересы истца нарушаются оспариваемыми действиями (бездействиями) со стороны государственной инстанции в экономической сфере.

      Для истца при подаче искового заявления важно определить подсудность спорного правоотношения. По ст. 27, п.2, ч.1, ст. 29, ч.1, ст.

      34, ст.35 АПК при оспаривании действий государственных органов необходимо направлять иск в АС по месту нахождения местного органа власти, другого государственного органа, нарушившего права истца.

      Истец при подаче заявления обязан соблюдать сроки: 3 месяца со дня, когда право гражданина в статусе ИП, организации было нарушено.

      Как составить исковое заявление?

      Рассмотрим, как составить исковое заявление:

      В Арбитражный суд

      Форма, содержание иска, направляемого в суд, рассмотрена в ст. 125 АПК РФ. Составляется письменный документ, который подписывается истцом.

      Иск подается двумя способами:

      • лично, через канцелярию суда;
      • через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

      Если гражданин или представитель организации подает иск дистанционно, он обязан иметь усиленную квалифицированную подпись. Это аналог обычной подписи человека, но позволяющий совершать правовые и иные действия подобно обращению в суд.

      Исковое заявление составляется по правилам, указанным в ст. 125 АПК, если иск подается в Арбитражный суд. В иске должны быть обязательные реквизиты: это обеспечивает корректность заполнения заявления.

      Судья может отказать в его принятии из-за недочетов, исправлений, описок.

      Если предприниматель сомневается в корректности составления документа, лучше обратиться к юристу. Образцы исков по теме обжалования решений государственных органов находятся в интернете, на специализированных сайтах.

      Реквизиты иска:

      • наименование АС, куда подается иск;
      • данные о заявителе: место жительство, работы, государственной регистрации ЮЛ, номера телефонов, факсов, электронной почты, факса;
      • информация об ответчике: паспортные данные лица, если ответчик – ЮЛ, то сведения о государственной регистрации, юридический и фактический адрес, наименование ЮЛ, генерального директора;
      • требование истца к ответчику: в иске указываются ссылки на НПА, по которым было нарушено право со стороны государственного органа;
      • факты обоснования исковых требований;
      • сведения о том, был ли соблюден досудебный порядок;
      • перечень документов, которые прилагаются к документу.

      Документ печатается в 3 экземплярах:

      • один – в суде,
      • второй – у истца,
      • третий направляется ответчику.

      В суд общей юрисдикции

      Форма иска указана в ст. 125 КАС РФ. Принципиальных отличий между двумя формами исков не существует, так как вне зависимости от вида судопроизводства, суть остается прежней: права человека нарушены, он просит их восстановить, защитить законные интересы.

      Исковое заявление подается с разборчивым подчерком, с реквизитами по требованию ст. 125 АПК. Структура иска аналогична для заявления, поданного в Арбитражный суд.

      Прилагаемые документы

      Список документов перечисляется в иске в графе «приложения». Юридическое назначение приложенного комплекта бумаг состоит в том, чтобы судья получил исчерпывающие данные о фактических обстоятельствах спорного дела, понимал, что они подкрепляются доказательствами, которыми выступают документы. Список приложенных бумаг не одинаковый, так как много зависит от обстоятельств рассматриваемого спорного правоотношения.

      Документы:

      1. Бумаги, подтверждающие факт незаконного решения уполномоченного органа, принятого в отношении истца.
      2. Копия ответа на претензию от государственного органа, если истец подавал ее в установленном порядке.
      3. Уведомление суда о том, что были вручены копии административного заявления лицам, которые принимают участие в спорном деле.
      4. Квитанция или платежное поручение, фиксирующая факт уплаты пошлины за предоставление государством правовой услуги.
      5. Оригинал отказа в выдачи разрешения на строительство со стоны уполномоченного органа.
      6. Иные документы, имеющие значение для рассматриваемого спорного дела.

      В суде задача истца состоит в том, чтобы суметь убедить суд в своей правоте. Для этого представляются исчерпывающие доказательства незаконности действий государственного органа, который не выдал истцу разрешение на строительство. Документы подтверждают факт незаконного действия, поэтому их присутствие в спорном деле необходимо.

      Госпошлина

      Государственная пошлина – сбор, взимаемый государством за оказание правовой услуги. Пошлина уплачивается до подачи иска в суд. Факт оплаты подтверждается квитанцией или платежным поручением, на котором стоит отметка банка, что платеж исполнен.

      Статья 333.21 НК РФ указывает на размеры взимаемых с населения сборов при обращении к суду. В частности, в арбитражном судопроизводстве иск, связанный с оспариванием действий или бездействий государственных инстанций, оплачивается в зависимости правового статуса истца:

      • граждане – 300 рублей;
      • организации – 2000 рублей.

      При подаче административного иска с теми же основаниями, требованиями к суду, размер государственной пошлины не меняется.

      Срок рассмотрения спорного правоотношения

      Статья 200 АПК РФ устанавливает сроки рассмотрения спорных правоотношений:

      1. Оспаривание ненормативных актов, решений органов публичной власти – 3 месяца с момента поступления иска в суд. Во временной период включена стадия подготовки к заседанию суда, принятие решения по делу. Но 3 месяца – не окончательный срок, так как он продлевается до полугода. Но только по заявлению судьи, которое должно содержать причины продления срока, то есть быть мотивированным.
      2. Спорные правоотношения об оспаривании решений ОМС, связанные с предельными параметрами разрешенного строительства, вопросами реконструкций объектов, принадлежащих к капитальному строительству, рассматриваются в более короткий срок. Это один месяц с момента подачи иска в суд. В этот временной промежуток входит стадия подготовки дела к рассмотрению, принятия по нему окончательного решения судьей.

      Не в интересах сторон пропускать судебные заседания. Для обеспечения явки истца, ответчика, заинтересованных в деле лиц, суд извещает о времени, месте рассмотрения спорного правоотношения.

      Если сторона (ы) не придут на заседание, дело все равно будет рассматриваться в их отсутствие. Но при условии, что судья не признает обязательности присутствия участника заседания в зале суда.

      Заключение

      Разрешение на строительство — необходимый документ для возведения объектив капитального назначения, реконструкции зданий и сооружений. Действия застройщиков, произведенные с игнорированием разрешения, незаконны. В большинстве случаев, строителям не позволят работать на территории без разрешения.

      Получают одобрение на строительство в местных органах власти, в каждом регионе работает конкретное государственное учреждение. Но подобные инстанции не всегда соглашаются с заявителями на разрешение строительства. Несогласие выражается в отказах.

      Заявитель наделен правом защитить свои права, интересы. Он делает это вне суда по направлению претензии в адрес государственного органа. Также он имеет право отправить иск в суд, минуя претензионное производство.