1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
до 1 июля 2024 г. — доклад о реализации в 2022 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2024 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2024 и 2024 годов»;
до 15 октября 2024 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по следующим вопросам:
формирование и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;
финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальных программ обязательного медицинского страхования;
г) до 1 марта 2024 г.:
установить порядок организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядок предоставления пациенту медицинских изделий, а также порядок оплаты указанной помощи;
установить критерии оказания медицинской помощи больным с гепатитом С в условиях дневного стационара и стационарных условиях в соответствии с клиническими рекомендациями, оплата которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
3. Установить, что в 2024 году ежемесячное авансирование страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, может осуществляться по заявкам страховых медицинских организаций и медицинских организаций в пределах годового объема финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере более одной двенадцатой годового объема, но не более суммы затрат на приобретение основных средств и материальных запасов за счет средств обязательного медицинского страхования в 2022 году.
4. Установить, что в 2024 году ежемесячное авансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по договору на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, может осуществляться по заявкам указанных медицинских организаций Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в пределах годового объема финансового обеспечения предоставления медицинской помощи на 2024 год, распределенного медицинской организации в порядке, предусмотренном частью 32 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в размере более одной двенадцатой распределенного годового объема, но не более суммы затрат на приобретение основных средств и материальных запасов за счет средств обязательного медицинского страхования в 2022 году.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить до 30 декабря 2022 г. территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
С 2024 года по электронному сертификату можно будет приобрести и лекарства
С 2024 года льготные категории граждан смогут приобретать лекарственные препараты, медизделия и лечебное питание по электронному сертификату. Такой проект приказа разработан Минтрудом России совместно с Минздравом России и вынесен на общественное обсуждение.
Владимир Федоренко / РИА Новости
Первый шаг в этом направлении был сделан в июне с.г., когда Фонд социального страхования РФ запустил современный цифровой сервис — электронный сертификат на приобретение технических средств реабилитации (ТСР). C его помощью граждане с инвалидностью могут приобретать эти изделия самостоятельно.
Новый платежный инструмент представляет собой реестровую запись, информация о которой регистрируется в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Сертификат привязан к банковской карте платежной системы «Мир», выпущенной любым банком России. Он позволяет инвалиду самостоятельно определять, какой именно товар из категории, которая рекомендована в его индивидуальной программе реабилитации, приобрести. Использовать его для оплаты товаров можно в точках продажи, поддерживающих работу с электронным сертификатом.
Перечень этих магазинов можно найти в государственной информационной системе «Электронные сертификаты» или в электронном каталоге ТСР. Средства сертификата поступают продавцу напрямую через банк-эквайер как при обычной оплате банковской картой, а для пользователя процесс покупки похож на обычную, оплаченную банковской картой.
Оформить электронный сертификат можно в отделениях Фонда социального страхования РФ, в МФЦ или подать дистанционно через интернет-портал госуслуг. Необходимо написать заявление и предоставить документ, удостоверяющий личность, и реквизиты карты «Мир». Причем в одном заявлении можно указать несколько видов ТСР, рекомендованных инвалиду в программе реабилитации.
Тогда на карту «Мир» записывают несколько сертификатов, которые можно использовать независимо в любое время в течение сроков их действия.
Главный вопрос — какова максимальная сумма на приобретение ТСР в электронном сертификате? Она определяется по цене такого же средства, которое региональное отделение Фонда социального страхования приобрело по контракту для обеспечения граждан. Важная деталь: можно выбрать средство, которое дороже суммы сертификата, и доплатить разницу из собственных средств — как с карты «Мир», на которой записан сертификат, так и с любой другой карты или наличными.
— Электронный сертификат — современный и удобный инструмент. Все больше магазинов и банков включаются в работу с этой системой, — заявил «РГ» председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Государственной Думы Михаил Терентьев. — Он значительно сокращает время приобретения технических средств реабилитации. Напомню, что это третий, дополнительный и более быстрый способ их приобретения к двум имеющимся — получение в натуральном виде и через механизм компенсации за самостоятельно приобретенное средство, которую, к сожалению, иногда приходится ждать несколько месяцев.
Преимущества такой формы обеспечения льготников решено распространить и на приобретение лекарств, медицинских изделий и лечебного питания. Сейчас все это выдается по рецептам либо в муниципальных аптеках, либо в аптечных пунктах при поликлиниках, участвующих в программе льготного лекарственного обеспечения, что не всегда удобно, поскольку зависит от госзакупок и наличия препаратов на фармскладах. Нередко торги либо проводятся с опозданием, либо вовсе отменяются, и пациенты не могут получить лекарства, от которых подчас зависит их жизнь, либо вынуждены покупать их полностью за свой счет.
Минздрав России и региональные органы здравоохранения много лет пытались отладить эту систему, обсуждали разные варианты, включая введение соплатежей и т.д. Теперь, кажется, решение найдено простое и эффективное — обладатель электронного сертификата сможет приобрести нужный препарат по рецепту врача в любой аптеке, в том числе и в коммерческой. Это позволит упростить и ускорить процесс получения социальной поддержки и избавит от необходимости создавать специальную систему обеспечения льготников.
Решение найдено простое и эффективное — обладатель сертификата сможет приобрести препарат по рецепту в любой аптеке, в том числе коммерческой
Причем гражданину будет гарантировано обеспечение лекарством с указанным в рецепте действующим веществом. При желании он сможет взять более дорогой аналог с другим торговым наименованием, доплатив до его фактической стоимости из собственных средств. По сути, это и есть система соплатежей.
Но важно учесть и все подводные камни.
— Пока выявлены некоторые недостатки новой системы, и самый существенный — это методика определения стоимости сертификата на приобретение ТСР, — отмечает Михаил Терентьев. — Нередки случаи, когда стоимость сертификата ниже, чем величина денежной компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Зачастую разница суммы сертификата и цены, за которую инвалид может приобрести ТСР, существенна, и не все могут добавить недостающую разницу из собственных средств. Кроме того, количество поставщиков и торговых площадок пока тоже недостаточно.
Соответственно, и ассортимент ТСР, которые можно приобрести с помощью сертификата, не такой широкий, как хотелось бы. Кроме того, не все торговые интернет-площадки имеют доступные для инвалидов пункты выдачи товаров, заказанных через интернет. Не у всех пожилых инвалидов есть карты «Мир».
Еще одна проблема — неинформированность людей с инвалидностью о таком способе приобретения ТСР. Также необходимо дорабатывать их электронные каталоги, добавив более актуальную региональную информацию.
— Как в любом новшестве, дьявол всегда кроется в деталях, — поддерживает директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович. — Важно дождаться подробных методических указаний о том, как будет действовать эта система относительно лекарств, медизделий и лечебного питания. Если деньги будут «окрашены» и их нельзя будет использовать никак иначе, это просто замечательно. Но для этого всю процедуру надо тщательно продумать и подготовить.
Минздрав России обсудил с пациентским сообществом вопросы льготного лекарственного обеспечения
Материал опубликован 01 июня 2024 в 14:31.
Обновлён 01 июня 2024 в 14:32.
В Минздраве России прошло очередное заседание Совета общественных организаций по защите прав пациентов при министерстве. Представители министерства рассказали о ситуации с лекарственным обеспечением и ответили на вопросы членов Совета.
Заместитель Министра здравоохранения РФ Сергей Глаголев отметил, что сегодня система лекарственного обеспечения в России продолжает развиваться, а государство продолжает расширять программы в этой области.
— Система лекарственного обеспечения развивается. Государство продолжает реализовывать действующие гарантии и расширять программы в области льготного лекарственного обеспечения. В первую очередь речь идет о контроле за ассортиментной доступностью лекарственных препаратов, который обеспечивается как внедрением быстрых регуляторных мер по компенсации недостатков, так и индексацией цен.
Эти инструменты реализуются в режиме постоянной связи с получателями государственных услуг и непрерывно совершенствуются, — рассказал Сергей Глаголев.
Он подчеркнул, что в прошлом году в России удалось нивелировать ситуацию, связанную с ажиотажным спросом на лекарства и временными проблемами с логистикой. Сегодня профилактика ассортиментных рисков достигается национальными регистрациями.
— Мы, в целом, не пошли по пути ввоза зарубежных лекарственных препаратов, мы опираемся на отечественную индустрию, — отметил Сергей Глаголев.
Отдельное внимание на заседании было уделено лекарственному обеспечению детей с орфанными заболеваниями. За последние два года в Фонде «Круг добра» была собрана значительная часть нозологий и лекарственных препаратов. На 14 высокозатратных нозологий было выделено дополнительно 20 млрд рублей.
— Необходимо совершенствовать перечень 14 ВЗН с указанием конкретных показаний и особенностей течения заболеваний — это установит контроль за обоснованностью и эффективностью распределения бюджетных средств, — сказал замминистра Сергей Глаголев.
Он добавил, что в прошлом году было продлено льготное лекарственное обеспечение достигших 18-летия подопечных «Круга добра» на 1 год за счет средств фонда, если пациент до совершеннолетия получал помощь за счет средств фонда. По его словам, Минздравом совместно с Росздравнадзором ведется мониторинг льготного лекарственного обеспечения, по результатам которого принимаются конкретные меры по разрешению имеющихся проблем.
Сергей Глаголев подчеркнул необходимость дальнейшей работы над качеством данных в федеральном регистре льготного лекарственного обеспечения, что является крайне важным для своевременного обеспечения лекарствами всех нуждающихся.
Сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Юрий Жулёв предложил зафиксировать в протоколе рекомендацию Совета о внесении необходимых изменений в соответствующий приказ с установлением крайних сроков обеспечения льготных рецептов. Он подчеркнул, что важно обратить внимание на необходимость контроля, ведения журнала отсроченных рецептов, а также на недопустимость отказа в выписке рецептов с ссылкой на то, что «препаратов нет в аптеке» и отказа зафиксировать рецепты как отсроченные.
Первый заместитель Министра здравоохранения России Виктор Фисенко поблагодарил членов Совета за конструктивное взаимодействие и отметил, что работа по совершенствованию системы лекарственного обеспечения и повышению качества и доступности медицинской помощи будет продолжена в тесном контакте с пациентским сообществом.
Участники заседания договорились провести следующую встречу в июле. Она будет посвящена деятельности региональных советов по защите прав пациентов, реализации принципов пациентоориентированности.
Обеспечение бесплатными медикаментами 2024
Льготные лекарства: какие и кому положены, как их получить в 2024 году
- Главная
- Новости
- Льготные лекарства: какие и кому положены, как их получить в 2024 году
Пресс-центр
- Новости
- Пресса о Форуме
- Для СМИ
- Регистрация СМИ
- Правила аккредитации
- Пресс-релиз
- Отраслевые СМИ
21 апреля 2024
Льготные лекарства: какие и кому положены, как их получить в 2024 году
Ежегодно правительство РФ утверждает список льготных лекарств — «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения».
Льготные и бесплатные лекарства – это препараты, которые положены некоторым категориям граждан по федеральному закону № 178 «О государственной социальной помощи». Затраты на их приобретение частично или полностью должно компенсировать государство. С 1 января 2024 года льготники могут получать препараты и по электронным сертификатам.
В рекомендациях, закрепленных приказом № 877н, Минздрав утвердил перечень граждан, которым доступна услуга, а также список препаратов и технических медизделий для реабилитации.
Список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов установлен распоряжением правительства РФ № 2406-р от 12.10.2019 г. (ред. от 24.12.2022).
Отдельные вопросы, связанные с порядком оформления рецептов, в том числе в форме электронных документов, регулируются ведомственными документами, например, приказом Минздрава России № 1094н от 24.11.2021.
Общего списка с перечислением всех категорий граждан, которым положены льготные лекарства, нет. К основным категориям получателей медикаментов на безвозмездной основе, по словам Оксаны Васильевой, кандидата юридических наук, доцента департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, относятся:
- участники Великой Отечественной войны
- лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы
- инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет
- родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны
- семьи, имеющие в своем составе детей в возрасте до 3 лет или многодетные семьи, в состав которых входят дети до 6 лет и некоторые другие категории граждан
В ряде случаев человеку положены не только лекарства, но и иные медицинские изделия, перевязочные материалы.
Предоставление бесплатных лекарств положено и гражданам, которые имеют следующие заболевания:
- ДЦП
- диабет
- гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия
- муковисцидоз (больным детям)
- острая перемежающаяся порфирия
- СПИД, ВИЧ и ряд других заболеваний
На получение лекарств с 50-процентной скидкой вправе рассчитывать:
- пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или в связи с потерей кормильца в минимальных размерах
- работающие инвалиды II группы, безработные инвалиды III группы
- лица, участвующие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС и другие
Получить лекарство бесплатно или со скидкой можно только по рецепту врача. Выдать его, по словам Александра Жалнина, могут в учреждении, которое обслуживает пациентов по ОМС. В основном это муниципальные поликлиники и больницы, но также есть и некоторые частные клиники.
Рецепт выдается при наличии показаний, установленных врачом. Чтобы ускорить процесс, на прием можно принести заключения и анализы, подтверждающие диагноз, но, как правило, при длительном посещении врача проблем с получением рецепта не возникает.
В срочной ситуации, когда нет возможности ждать лекарство, можно купить его самостоятельно за собственный счет. После этого с чеками и рецептом нужно обратиться в региональный Минздрав и попросить возврата средств. В случае отказа можно обратиться с заявлением в суд — положительной практики по этому вопросу довольно много.
В целом, если провизор отказывается отпускать лекарство, не вносит запись об отсутствующем препарате либо право на льготу нарушается каким-либо иным образом, следует подавать жалобу в региональный Минздрав. Сделать это можно как через «Госуслуги», так и при личном визите.