Ндс при работе с иностранным юридическим лицом 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 марта 2024 г. N 03-07-08/20624 О применении НДС при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе РФ в связи с открытием счета в банке, агентских услуг российскому принципалу по поиску клиентов за пределами территории РФ

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 марта 2024 г. N 03-07-08/20624 О применении НДС при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе РФ в связи с открытием счета в банке, агентских услуг российскому принципалу по поиску клиентов за пределами территории РФ

11 апреля 2024

Вопрос: Иностранная компания по договору поручения с российской компанией является агентом и осуществляет от имени и за счет Доверителя поиск Клиентов за пределами Российской Федерации. Иностранная компания состоит на учете в налоговом органе РФ, так как имеет расчетный счет в банке России. Представительства (филиала) Иностранная компания на территории РФ не имеет.

Вопрос: должна ли Иностранная компания уплачивать НДС с вознаграждения по данному договору поручения?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации в связи с открытием счета в банке, агентских услуг российскому принципалу по поиску клиентов за пределами территории Российской Федерации Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи Кодекса.

Поскольку агентские услуги в подпунктах 1-4.1, 4.4 статьи 148 Кодекса не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией, в том числе состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации в связи с открытием счета в банке, российскому принципалу, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Местом реализации агентских услуг, оказываемых иностранной организацией, в т. ч. состоящей на учете в российском налоговом органе в связи с открытием счета в банке, российскому принципалу, территория России не признается. Соответственно, такие услуги не облагаются НДС.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ндс при работе с иностранным юридическим лицом 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 апреля 2024 г. N 03-07-08/35854 О применении в 2022 г. НДС при приобретении у иностранного лица услуг по предоставлению прав на использование товарного знака, местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ, в случае прощения долга по оплате указанных прав

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 апреля 2024 г. N 03-07-08/35854 О применении в 2022 г. НДС при приобретении у иностранного лица услуг по предоставлению прав на использование товарного знака, местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ, в случае прощения долга по оплате указанных прав

25 мая 2024

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 апреля 2024 г. N 03-07-08/35854

Вопрос: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст.

34.2 Налогового кодекса РФ (далее — «НК РФ»), АО (далее — «Общество») просит Министерство финансов РФ дать письменное разъяснение положений законодательства по НДС по вопросам ниже.

Общество приобрело у иностранной компании (далее — Правообладатель) права на использование товарного знака, в результате чего у Общества сформировалась кредиторская задолженность перед Правообладателем по оплате соответствующих прав. В 2022 году Правообладатель простил Обществу вышеуказанный долг.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 и пп.

4 п. 1 ст. 148 передача прав на использование товарного знака облагается НДС в РФ. В соответствии с п. 1-2 ст.

161 НК РФ в общем случае обязанность по уплате НДС в бюджет в отношении данных операций лежит на Обществе как на налоговом агенте.

Однако п. 4 ст. 174 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2024 года, предусматривал, что уплата НДС налоговым агентом производится одновременно с перечислением денежных средств в адрес иностранного поставщика. Поскольку в связи с прощением долга Общество не производит выплату вознаграждения в адрес Правообладателя, в законодательстве существует неопределенность в отношении необходимости уплаты Обществом НДС в качестве налогового агента.

Ранее Минфин России в своих разъяснениях отмечал, что российская организация должна уплатить НДС в качестве налогового агента в ряде случаев, в которых денежные средства не перечислялись иностранному контрагенту (например, в случае приобретения товаров и услуг безвозмездно или в качестве вклада в имущество, а также при безденежных расчетах (например, письма от 26.12.2016 N 03-07-08/77947, от 18.05.2015 N 03-07-08/28156, от 15.06.2015 N 03-07-08/34227, от 16.04.2010 N 03-07-08/116)).

Рекомендация  Необходимо ли оплачивать квартплату в случае если в квартире не проживаешь 2024

В связи с изложенным, Общество просит разъяснить положения законодательства по НДС, действующего до 1 января 2024 года, а именно:

1) Обязано ли Общество уплатить НДС в качестве налогового агента в отношении приобретенных у Правообладателя прав на использование товарного знака в случае прощения долга по оплате соответствующих прав в 2022 году?

2) Вправе ли Общество принять к вычету НДС, уплаченный Обществом в качестве налогового агента в момент прощения долга (независимо от ответа на вопрос 1), в налоговом периоде, в котором Общество уплатило НДС, при соблюдении условий для принятия НДС к вычету, установленных ст. 171-172 НК РФ?

Ответ: В связи с письмом о применении в 2022 году налога на добавленную стоимость при приобретении у иностранного лица услуг по предоставлению прав на использование товарного знака, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признается территория Российской Федерации, в случае прощения долга по оплате указанных прав Департамент налоговой политики сообщает следующее.

На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 161 Кодекса в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса в 2022 году уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производилась по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если иное не было предусмотрено Кодексом.

Иной порядок уплаты налога был установлен пунктом 4 статьи 174 Кодекса для налоговых агентов, перечисляющих денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых являлась территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах либо состоящих на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке. Согласно такому порядку уплата налога производилась налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств указанным иностранным лицам.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая в 2022 году у иностранного лица вышеуказанные услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязательство по оплате которых прекращается прощением долга, должна была уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 174 Кодекса. При этом российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента соответствующую сумму налога, имеет право на вычет данной суммы на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Российская организация приобрела в 2022 г. у иностранного лица услуги по предоставлению прав на использование товарного знака, местом реализации которых признается Россия. Обязательство по оплате было прекращено прощением долга.

Как пояснил Минфин, российская организация должна была уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента. При этом суммы НДС можно принять к вычету.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налоговые агенты по НДС: новый порядок уплаты и вычетов с 2024

Российская организация оплачивает услуги иностранных компаний и в соответствии со ст.161 НК РФ должна выполнять обязанности налогового агента по НДС.

В связи с переходом на единый налоговый платеж в 2024 году, как налоговому агенту перечислять НДС в бюджет (в какие сроки? одной «платежкой» как ЕНП или по каждому платежу?). Нужно ли подавать по данным сумам НДС Уведомление о начисленных налогах? Когда принимать к вычету удержанный НДС?

Отвечает Виктория Варламова,
главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит»

Когда и как платить

  • налоги (авансовые, платежи, взносы) должны быть уплачены до представления налоговой отчетности;
  • декларации (расчеты) по таким налогам (взносам, авансовым платежам) вовсе не представляются в инспекцию.

Декларация по НДС, в т.ч. налоговыми агентами, представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п.5 ст.174 НК РФ).

Т.е. к моменту наступления срока уплаты налога за этот квартал налоговым агентом НДС, подлежащий уплате в бюджет, будет указан в представленной декларации (срок уплаты наступает позже срока представления декларации). Поэтому представлять Уведомления о начислении НДС налоговым агентам и налогоплательщикам не нужно.

Также отметим, что, по нашему мнению, при приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить НДС при перечислении денег иностранной компании или ИП (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467, Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Если работы выполнены (услуги оказаны), но расчеты с иностранным исполнителем еще не произведены, то налоговой базы по НДС у налогового агента не возникает.

Несмотря на то, что ст.167 НК РФ для налоговых агентов, приобретающих работы и услуги у иностранных лиц, специальный порядок определения момента возникновения налоговой базы не определен, из ст.24 НК РФ и п.2 ст.161 НК РФ по-прежнему следует, что налоговый агент должен исчислить и удержать НДС у иностранного партнера. А удержать НДС можно только при перечислении оплаты. Поэтому предыдущие разъяснения Минфина и ФНС о возникновении у налогового агента налоговой базы по НДС на дату оплаты (предоплаты) работ и услуг справедливы и в настоящее время (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467, Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634).

Рекомендация  Оплата стажировки работников 2024

Вычеты НДС с 2024 года

Если налоговый агент является плательщиком НДС и иностранные услуги (работы) приобретены для осуществления облагаемых операций, то НДС, исчисленный налоговым агентом, можно принять к вычету (п.2.2, 3 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ с 01.01.2023, Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626). Обратите внимание, что с 1 января 2024 года для вычета «агентского» НДС факт его уплаты в бюджет значения не имеет. Вычет НДС налоговые агенты производят на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ в ред. с 01.01.2023). Т.е., если налоговый агент, например, в 1-м квартале 2024 года при перечислении денежных средств за оказанные иностранной компанией услуги удержал НДС и отразил эти суммы в Разделе 2 декларации по НДС, то в этой же декларации начисленные суммы «агентского» НДС могут быть приняты к вычету.

Но вычет, как и прежде, можно произвести только после принятия на учет выполненных работ (услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо Минфина РФ от 20.02.2021 N 03-07-08/12121, Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13). Т. е. налоговый агент не вправе заявить к вычету НДС, удержанный им при перечислении предоплаты до тех пор, пока услуги не будут оказаны (работы выполнены).

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!

Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.

Импорт из стран ЕАЭС в 2024 году: НДС и отчетность

У стран, входящих в ЕАЭС, единая таможенная территория и при взаимной торговле отсутствуют таможенные пошлины и меры тарифного регулирования. Однако «ввозной» НДС при импорте из стран ЕАЭС существует, но платить его нужно не таможенникам (как при «обычном» импорте), а налоговикам. Эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Вероника Емельянова рассказывает о налогообложении импорта из стран ЕАЭС.

«Таможенная» отчетность

При импорте товаров из стран − участниц ЕАЭС таможенная декларация не представляется по причине единого таможенного пространства. Однако отчитываться перед таможней при таком импорте все равно необходимо. Российский импортер должен сдать в таможню статистическую форму учета перемещения товаров (ч.

2 ст. 278 Закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ). Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст.

278 Закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ, и там предусмотрены специфические случаи, которые к коммерческим организациям не применимы.

Форма такого отчета и правила заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891. По общему правилу, отчет подают в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной подписью. Для того, чтобы отчитаться, импортер должен предварительно зарегистрироваться в качестве участника ВЭД в специальной информационной системе.

Отчет следует сдавать не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за месяцем, в котором был получен товар (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891).

Тех, кто не выполнит эту обязанность или представит отчет с ошибками, могут оштрафовать (и организацию, и ее руководителя) по статье 19.7.13 КоАП РФ. Сумма штрафа составит:

  • на организацию − от 20 000 до 50 000 руб., а за повторное нарушение − от 50 000 до 100 000 руб.;
  • на руководителя − от 10 000 до 15 000 руб., а за повторное нарушение − от 20 000 до 30 000 руб.

Начисление НДС при ввозе

При ввозе товаров на территорию РФ из стран, являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан начислить и уплатить НДС (п. 13 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). При этом не важно, какой режим налогообложения он применяет. Иначе говоря, платить «ввозной» НДС придется и тем, кто не является плательщиком НДС, например, в связи с применением УСН (п.

13 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Уплачивать НДС нужно в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок необходимо представить в налоговую инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам по форме, утв. приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@.

Обратите внимание! Несмотря на то, что НДС при импорте из стран ЕАЭС тоже уплачивается через ЕНС, срок его уплаты остался прежним − не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (письмо ФНС России от 02.09.2022 № СД-3-3/9545@). Уведомление при этом подавать не потребуется, налоговики возьмут расчет из декларации по косвенным налогам.

1С:Бухгалтерия 8:

  • вычет НДС при импорте из стран ЕАЭС
  • как при применении УСН включить в стоимость товаров НДС, уплаченный при ввозе товаров из стран ЕАЭС

Одновременно с этой декларацией импортер должен представить в налоговый орган целый пакет документов, предусмотренный п. 20 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Во-первых, это заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно может быть оформлено либо на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Рекомендация  Может ли быть магазин в промышленной зоне 2024

Форма заявления утв. Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС. Если заявление представляется в электронном виде, то следует применять формат, утв. приказом ФНС России от 13.12.2019 № ММВ-7-6/634@. Во-вторых, нужно представить:

  • выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

Все эти документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден, поэтому можно передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде.

Обратите внимание! Представление в налоговую инспекцию сертификата формы СТ-1 положениями Протокола (Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС) не предусмотрено (письмо ФНС России от 24.01.2019 N СД-4-3/1076@).

Исключения из правил

Обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает не по каждому факту ввоза товаров из стран ЕАЭС. Существуют ряд исключений.

Во-первых, общий перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, установленный ст. 150 НК РФ, применяется и в случае, когда речь идет о ввозе товаров из страны ЕАЭС. Это прямо предусмотрено подп.

1 п. 6 ст. 72 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС. Во-вторых, если ввоз товаров происходит в связи с передачей в пределах одного юридического лица, то в этом случае также не возникает обязанности начислять и уплачивать «ввозной» НДС (подп. 3 п. 6 ст. 72 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Такое бывает, когда товар ввозится в РФ, например, от филиала, расположенного на территории страны − участницы ЕАЭС (письмо Минфина России от 30.11.2020 № 03-07-14/104263).

Есть еще одна ситуация, в отношении которой сами чиновники не могут до конца определиться – является она «исключительной» или нет. Речь идет о ввозе из страны ЕАЭС таких товаров, которые ранее были экспортированы туда российской организацией. Так, в письме от 17.08.2016 № 03-07-13/1/48093 Минфин РФ поясняет, что «в случае возврата белорусскими покупателями ранее экспортированных с территории Российской Федерации товаров российскому хозяйствующему субъекту, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, следует уплатить налог на добавленную стоимость независимо от причин возврата».

Но в более позднем письме ведомство утверждает, что если возврат происходит по причине выявления брака, то такой ввоз не должен сопровождаться начислением и уплатой «ввозного» НДС (письмо Минфина России от 31.10.2018 № 03-07-14/78177).

Поскольку положительное для организаций разъяснение содержится в более позднем письме, считаем, что следование этой позиции вряд ли приведет к претензиям со стороны налоговиков (но только в том случае, если возврат осуществляется по причине выявления иностранным покупателем брака).

Вычет НДС

Если импортер работает на ОСНО и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при ввозе из стран ЕАЭС сумму НДС он имеет право принять к вычету (п. 26 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС, п. 2 ст. 171 НК РФ).

И вот здесь возникает спорный момент относительно того, когда именно у импортера возникает право на вычет «ввозного» НДС.

Если обратиться к ст.ст. 171 и 172 НК РФ, то из них следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит.

Вместе с тем, в подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, сказано, что «при ввозе на территорию Российской Федерации с территории государства − члена Евразийского экономического союза товаров… в графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость». Таким образом, если, допустим, «ввозной» налог был уплачен импортером в марте, а отметка на заявлении была проставлена налоговиками в апреле, то применить вычет в I квартале не получится. К такому выводу приходят и чиновники (письмо Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).

Что касается судебной практики, то она неоднозначна. Встречаются судебные решения, подтверждающие данный вывод (определение Верховного Суда РФ от 21.10.2021 № 310-ЭС21-14054, постановления Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2018 № Ф05-20236/2017, Поволжского округа от 24.09.2020 № Ф06-65608/2020 по делу № А57-28419/2019). Но также имеются решения с противоположными выводами (постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.2012 № А62-2431/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу № А41-15255/12).

Учитывая, что более поздняя судебная практика (тем более на уровне Верховного суда РФ) складывается не в пользу компаний, считаем, что безопаснее отражать вычет «ввозного» НДС в квартале проставления налоговиками соответствующей отметки в заявлении.

При этом суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств − членов ЕАЭС, могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет данных товаров. Данный вывод подтвержден и в официальных разъяснениях ведомств (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2017 № 03-07-13/1/8409). Трехлетний срок начинает отсчитываться с момента, когда товары были приняты к учету.

Последним кварталом для заявления вычета будет тот, в котором истечет этот трехлетний срок (письмо Минфина России от 12.05.2015 № 03-07-11/27161).