Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат излишне уплаченного налога при изменении кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Налоги:
- 303 счет
- 852 КВР
- Адреса ифнс
- Акт сверки с налоговой
- Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган образец
- Показать все
- Налоги:
- 303 счет
- 852 КВР
- Адреса ифнс
- Акт сверки с налоговой
- Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган образец
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган неоднократно оставлял без ответа обращения налогоплательщика о проведении перерасчета земельного налога с учетом изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а впоследствии отказал налогоплательщику в возврате переплаты по земельному налогу, образовавшейся в результате изменения кадастровой стоимости. Суд признал незаконным решение налогового органа, указав, что срок, когда налогоплательщик узнал о наличии переплаты, начал течь с момента получения налогоплательщиком справки о состоянии расчетов с бюджетом с отраженной в ней переплатой, а не с момента самостоятельного расчета и уплаты налога налогоплательщиком. Суд отметил, что налоговый орган неоднократно продлевал срок предоставления справки, мотивируя это проведением мероприятий по пересчету земельного налога, в связи с чем налогоплательщик не мог достоверно знать об образовавшейся у него переплате.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 402 «Налоговая база» главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право») По мнению предпринимателя, ИФНС неправомерно отказала в возврате переплаты по налогу на имущество физических лиц, возникшей в связи с изменением кадастровой стоимости объектов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перерасчет в законе
(Лермонтов Ю.)
(«Финансовая газета», 2021, N 1) Суд удовлетворил требование физлица к налоговому органу в части отказа произвести перерасчет и возвратить излишне уплаченный налог на имущество в отношении объектов недвижимости. Он разъяснил, что применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости начинается с даты начала применения оспоренной стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
Статья: Новое в налогах на недвижимость. Обзор споров
(Родионова Д.)
(«Жилищное право», 2021, N 7) Таким образом, рассматривая споры по налогам, нельзя было обойти спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Кто часто с этим сталкивается, знает процедуру. Но в статье затронуты и грядущие изменения данной процедуры.Спор о возврате излишне уплаченного налога не был обычным. Гражданин был собственником, заплатил налог и перестал быть собственником имущества с момента его приобретения. Заставляет задуматься о рисках приобретения имущества, которое продавец приобрел на основании решения суда. Другой налогоплательщик недоплатил налог в связи с неправильным толкованием закона. Размер налогового вычета будет зависеть от предмета договора купли продажи: целая квартира или доля в праве собственности на нее.
Не обошли стороной и предпринимательскую деятельность, которую осуществляет с продаваемым имуществом третье лицо, а собственник не получает льготы.
Нормативные акты
Обзор: «Срок возврата переплаты по налогам и взносам: важная практика для бухгалтера за 2021 — 2022 годы»
(КонсультантПлюс, 2022) — со дня вступления в силу решения суда. Организация подала уточненку, в которой заявила к возмещению НДС. Инспекция приняла решение об отказе. Компания через суд отменила его и обратилась за возвратом переплаты.
Проверяющие настаивали на том, что с даты подачи уточненки истекли 3 года. Значит, срок прошел. АС Уральского округа указал: вернуть налог организация могла только по результатам камералки.
Поэтому подсчет срока с даты вступления в силу решения суда, который отменил эти результаты и сделал возможным возврат налога, правомерен. В рамках другого дела 17-й ААС также посчитал срок возврата переплаты с даты вступления в силу решения суда, который изменил стоимость земельных участков. Только после этого налогоплательщик узнал о переплате налога;
ФНС России от 28.07.2020 N БС-4-21/12121@
«О применении акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости для исчисления земельного налога за предыдущие налоговые периоды»
(вместе с Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.06.2020 N 18-КА20-10) Таким образом, избранный судами подход, позволяющий по заявлению налогоплательщика придавать обратную силу актам законодательства о налогах и сборах в отношении прошедших налоговых периодов при отсутствии в данных актах прямых указаний об обратной силе и изменять налоговую базу, равную кадастровой стоимости, при отсутствии фактов оспаривания самой кадастровой стоимости либо при отсутствии установленных ошибок при ее определении, нарушает принцип правовой определенности, поскольку при данном подходе у налогоплательщиков, исполнивших свои налоговые обязательства, возникают суммы излишне уплаченного налога, в силу чего они вправе возвратить его в соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, что влечет незапланированные потери местных бюджетов.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Юрист рассказал о грядущих изменениях в кадастровой оценке
Владельцы объектов недвижимости уже знают, что кадастровая стоимость объектов — будь то здание или земельный участок — является основополагающим фактором при налогообложении, и уделяют процедуре Государственной кадастровой оценки (ГКО) пристальное внимание. По новым правилам ГКО стала проводиться с введением в действие закона «О государственной кадастровой оценке» (N 237 — ФЗ). И с момента переоценки кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости возросла в несколько раз.
Сейчас в данный закон внесены очередные изменения. Прежде всего увеличена ответственность государственных оценщиков.
В законе государство расширяет полномочия государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающихся ГКО, в области сбора информации об объектах для формирования кадастровой стоимости и ужесточает контроль.
В частности, вводятся дополнительные основания для увольнения директоров ГБУ. Так, в случае принятия судом в соответствующем календарном году ста и более решений, вступивших в законную силу, которыми были удовлетворены иски об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, директор ГБУ может быть уволен.
При этом в законе есть оговорка, что доля таких судебных решений не должна превышать 20 процентов от общего количества решений, принятых по оспариванию кадастровой стоимости данным госучреждением.
Еще одним нововведением в закон «О кадастровой оценке» станет изменение периодичности проведения ГКО.?При этом в отношении городов федерального значения периодичность сохранится, и здесь кадастровая оценка будет проводиться один раз в два года. В других регионах ГКО будет проводиться раз в четыре года.
Уточнив по среднему арифметическому периоды проведения ГКО, закон говорит о том, что регионам не следует затягивать с проведением кадастровой оценки и к концу 2022 года должно быть завершено проведение ГКО всех земельных участков, а к концу 2024 года — всех зданий, строений, сооружений и других объектов недвижимости.
Это приведет к тому, что примерно к 2024 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости. Сейчас только торговые и офисные здания или помещения облагаются налогом «по кадастру», а складские и промышленные объекты — по остаточной балансовой стоимости.
Не обошли поправки в закон и срок принятия решения о проведении кадастровой оценки. По новым требованиям законодательно закрепляется правило о том, что «решение о проведении очередной ГКО принимается субъектом не позднее чем за полгода до 1 января года будущей оценки». То есть до 1 июля текущего года субъект должен определиться с проведением процедуры кадастровой оценки в году следующем.
Кроме того, расширен спектр источников информации для оценки. ГБУ получили право запрашивать сведения об оцениваемых объектах, на основании которых делалась кадастровая оценка, не только из официальных источников, но и в организациях, управляющих многоквартирными домами, ресурсоснабжающих компаниях, организациях, осуществлявших до 2013 года технический учет (ПИБ, ГУИОН).
К 2024 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости
Данные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию безвозмездно в течение 20 дней. Также ГБУ вправе запрашивать информацию о границах зон с особыми условиями использования территорий.
В случае невозможности дальнейшего использования по назначению того или иного объекта недвижимости, находящегося в зоне с особыми условиями, собственник данного объекта вправе требовать от предприятия выкупа такой недвижимости. Также данные об этом должны быть предоставлены в ГБУ, так как они напрямую влияют на кадастровую стоимость объекта и обязаны быть учтенными при проведении ГКО.
Следующая поправка в закон прописывает ценообразующие факторы, влияющие на кадастровую стоимость объектов недвижимости. Местоположение, год постройки, материал стен, серия многоквартирного дома, пребывание объекта в ветхом или аварийном состоянии, а также ряд других факторов теперь обязательно будут учитываться при проведении кадастровой оценки. Неучет таких факторов является безусловным основанием для пересмотра кадастровой стоимости в случае обращения того или иного заинтересованного лица в ГБУ.
Срок рассмотрения предварительного отчета о кадастровой оценке сокращается с 50 до 30 дней с момента его опубликования. При этом расширяется спектр каналов по предоставлению информации об объекте недвижимости. С вводом новеллы закона разветвленная сеть МФЦ будет вправе принимать подобного рода замечания и комментарии.
И, пожалуй, самые важные поправки. После вступления новых норм в действие у собственников останется меньше возможностей для установления рыночной стоимости недвижимости в качестве кадастровой.
Во-первых, закон прописывает, что если кадастровую стоимость снижать путем исправления ошибок, то ее исправленная величина будет применяться с момента установления оспариваемой. А за весь срок действия новой кадастровой оценки собственник может получить возврат или зачет всех излишне уплаченных имущественных налогов. Изменение кадастровой стоимости путем исправления ошибок, допущенных при ГКО, имеет ретроспективный характер в части налогов.
Во-вторых, исправить ошибку в ГКО может любое заинтересованное лицо, независимо от права собственности и даты подачи замечаний в ГБУ.?Установить же рыночную стоимость в качестве кадастровой может только собственник объекта недвижимости.
В-третьих, решение об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой органы муниципальной или региональной власти могут оспорить в суде, если затронуты их интересы, в том числе в части налого-
обложения. Если кто-то «договорился» с ГБУ об установлении рыночной стоимости как кадастровой, то, согласно новеллам закона, муниципальные и региональные власти могут оспорить данное решение через суд из-за недоимки по налогам.
Как вернуть средства на оплату переоценки кадастровой стоимости земельного участка 2024
7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение в феврале 2024 года получило выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В выписке было указано, что кадастровая стоимость земельного участка увеличилась, при этом акт об утверждении кадастровой стоимости датирован ноябрем 2022 года и он определяет кадастровую стоимость объекта на 01.01.2022. Сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН были внесены в январе 2024 года.
На какую дату в учете следует отразить изменение кадастровой стоимости земельного участка?
Бюджетное учреждение в феврале 2024 года получило выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В выписке было указано, что кадастровая стоимость земельного участка увеличилась, при этом акт об утверждении кадастровой стоимости датирован ноябрем 2022 года и он определяет кадастровую стоимость объекта на 01.01.2022. Сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН были внесены в январе 2024 года.
На какую дату в учете следует отразить изменение кадастровой стоимости земельного участка?
17 апреля 2024
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете изменение кадастровой стоимости земельного участка отражается по факту его государственной регистрации (государственного учета). Факт государственной регистрации объекта недвижимости подтверждается сведениями об объекте, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Применение сведений об объекте для целей, предусмотренных законодательством РФ, в случае изменения его кадастровой стоимости осуществляется на дату внесения изменений в ЕГРН.
Поскольку изменения в Сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в ЕГРН в 2024 году, на счетах бухгалтерского учета увеличение кадастровой стоимости земельного участка отражается операциями 2024 года.
Обоснование вывода:
Согласно п. 71 Инструкции N 157н учет земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, ведется на счете 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками (выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) о соответствующем земельном участке), по их кадастровой стоимости.
Земельный участок является недвижимой вещью (ст. 130 ГК РФ, ст. 141.2 ГК РФ). Объекты недвижимости подлежат государственной кадастровой оценке.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ, регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон N 237-ФЗ).
Согласно нормам п. 1 ст. 3 Закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости — это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов. Для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе законодательства о бухгалтерском учете), применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН (п.
1 ст. 18 Закона N 237-ФЗ). Применение сведений, внесенных в ЕГРН, осуществляется с учетом особенностей установленных п. 2 ст.
18 Закона N 237-ФЗ.
В случае изменения (увеличения) кадастровой стоимости земельного участка сведения об этом для целей законодательства РФ применяются со дня внесения их в ЕГРН (ч. 4 п. 2 ст. 18, ч. 5 п. 2 ст.
18 Закона N 237-ФЗ).
Объектом бухгалтерского учета является факт хозяйственной жизни субъекта учета (ст. 5 Закона N 402-ФЗ). Учет земельных участков ведется по факту их государственной регистрации. Факт государственной регистрации с указанием кадастровой стоимости земельного участка подтверждается внесением соответствующих сведений в ЕГРН.
Внесение изменений в ЕГРН в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка является основанием для отражения этого факта в учете. Поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости объекта для целей, предусмотренных законодательством РФ, применяются со дня их внесения в ЕГРН, а в рассматриваемом случае сведения в ЕГРН внесены в январе 2024 года, то считаем, что в учете произошедшие изменения кадастровой стоимости земельного участка отражаются операциями 2024 года.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН является фактом хозяйственной жизни, подлежащим отражению в бухгалтерском учете. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Получение выписки из ЕГРН с указанием изменения кадастровой стоимости земельного участка является документом — основания для составления учреждением первичного учетного документа, на основании которого в учете будут отражены бухгалтерские записи по изменению кадастровой стоимости земельного участка.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения увеличение изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с увеличением их кадастровой стоимости отражается следующим образом (п. 20 Инструкции N 174н):
Дебет 0 103 11 330 Кредит 0 401 10 176
- отражено увеличение кадастровой стоимости объекта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сильвестрова ТатьянаКонтроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга31 марта 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.