Изменение кадастровой стоимости земельного участка после завершения торгов 2024

Министерством финансов утвержден перевод к 2025 году налоговой базы всех объектов недвижимости на кадастровую стоимость. При этом сама система кадастровой оценки имеет существенные недочеты, в связи с чем налогоплательщики столкнутся со значительным увеличением налогов.

Минфином утвержден перевод к 2025 году налоговой базы всех без исключения объектов недвижимости – зданий и сооружений, помещений и строений – на кадастровую стоимость.

В связи с этим проводится ряд подготовительных мероприятий, в частности, в 2022 году была произведена кадастровая оценка участков, а в 2024 году проводится оценка всех без исключения объектов капитального строительства.

По факту проведенной оценки будут составлены первые предварительные отчеты и это время, когда собственники могут защитить себя от возможных неприятностей в виде, например, значительного увеличения налогов.

Что ждет собственников

Говоря о реальном риске увеличения налогов, мы опираемся на холодную статистику:

  • за прошлый год в качестве имущественных налогов было собрано 1,5 трлн руб., из которых около 1 трлн – это сумма земельного и налогов на имущество организаций, который заплатили организации;
  • до трети этих налогов (то есть около 300 млрд руб.), рассчитанных от кадастровой стоимости, было уплачено несправедливо, потому что кадастровая стоимость завышена в среднем на 30%;
  • все то же самое касается не только собственников объектов капитального строительства, но и арендаторов государственных или муниципальных участков – с 2024 года арендная плата за такие участки тоже будет рассчитываться от кадастровой стоимости.

Именно во избежание неоправданно высоких налогов крайне важно сегодня подумать о своем завтра и сделать все, чтобы не допустить слива честно заработанных финансов.

Далее мы расскажем, какие факторы являются ценообразующими, то есть формирующими кадастровую оценку, что такое предварительный и основной отчеты, как их анализировать и исправлять в случае необходимости.

Как складывается кадастровая стоимость

Каждый объект недвижимости оценивается по нескольким характеристикам, присущим именно ему и являющимся ценообразующими факторами, то есть напрямую влияющими на размер кадастровой стоимости и опосредованно – на размер налогов. Наберемся терпения и рассмотрим эти характеристики:

Согласно ст. 8 закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – закон № 218-ФЗ), в ЕГРН содержится 19 обязательных характеристик:

  1. Вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);
  2. Кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
  3. Описание местоположения объекта недвижимости;
  4. Кадастровый номер объекта недвижимости, из которого образован новый объект недвижимости ;
  5. Кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
  6. Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в границах которых или в которых расположен объект недвижимости,
  7. Площадь объекта недвижимости;
  8. Основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение или проектируемое значение для объекта незавершенного строительства, если объектом недвижимости является сооружение;
  9. Степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;
  10. Проектируемое назначение здания, сооружения, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
  11. Количество этажей, в том числе подземных, при наличии этажности;
  12. Номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;
  13. Материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
  14. Год ввода в эксплуатацию здания или сооружения;
  15. Сведения о том, что помещение в соответствии со всей предусмотренной документацией предназначено для обслуживания всех остальных помещений или такое помещение относится к общему имуществу в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;
  16. Вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
  17. Сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
  18. Кадастровый номер образованного объекта недвижимости – в отношении исходного объекта недвижимости;
  19. Номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

11 характеристик являются дополнительными и могут не содержаться в ЕГРН:

  1. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  2. Вид или виды разрешенного использования (за исключением вспомогательных;
  3. Сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  4. Назначение здания (нежилое, многоквартирный дом, жилой дом, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание;
  5. Назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;
  6. Наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса;
  7. Назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;
  8. Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;
  9. Сведения о том, что жилое помещение расположено в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании жилого помещения, непригодным для проживания;
  10. Адрес объекта недвижимости;
  11. Сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании жилого дома непригодным для проживания.

И несколько характеристик могут применяться согласно новым Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. № П/0336, среди которых:

  1. Информация о фактическом использовании вне связи с юридически установленным видом использования;
  2. Обеспечение инженерными коммуникациями;
  3. Дорожно-транспортное обеспечение;
  4. Любые, не упомянутые в других характеристиках ограничения в использовании.

Как видите, ценообразующих факторов достаточно много.

Но мы уже упомянули, что в ЕГРН содержатся только 19 обязательных характеристик, так как в их отсутствии объект недвижимости вообще считается несуществующим, его нельзя поставить на учет или совершать сделки купли-продажи.

Остальные характеристики – 11 дополнительных и 4 возможных согласно Методическим указаниям – в ЕГРН не содержатся и требуют специального уточнения.

Для сбора этой информации сотрудники ГБУ вправе делать соответствующие запросы об оцениваемых объектах у представителей организаций, где эта информация может быть.

Но качество полученной информации зависит от человеческих факторов – было ли использовано работником ГБУ право обращения, был ли передан стороной ответчика полноценный исчерпывающий ответ и т. д.

Рекомендация  Имеет ли право председатель снт отключать электроэнергию 2024

В результате мы наблюдаем массовые пробелы и несоответствия в ценообразующих характеристиках объектов недвижимости.

Именно здесь находится брешь, в которую утекли более 300 млрд руб. несправедливых налогов, о которых мы сказали вначале.

И еще может утечь значительно больше, ведь использование или игнорирование содержания характеристик могут кардинально менять финальную цифру кадастровой стоимости.

Как найти ошибку в кадастровой оценке

Ищите ошибки в характеристиках ваших объектов.

Для этого закажите выписку из ЕГРН. Найдите в выписке описание 19 обязательных и 11 дополнительных характеристик.

Просто сравните официальные данные с тем, что есть на самом деле.

Не удивляйтесь, если 11 дополнительных характеристик вообще не описаны – так бывает чаще всего.

После этого необходимо перепроверить 4 последних характеристики – заполнены ли данные и соответствуют ли они реальному положению дел?

Помните, что одна опечатка в виде дополнительного ноля в разделе «Площадь земельного участка» в автоматическом режиме применит к размеру вашего налога коэффициент х10.

Поэтому проверку нужно проводить максимально педантично, так как существует множество видов ошибок и нужно найти все их – методологические, технические, искажающие реальные данные.

Как исправить ошибку в кадастровой оценке

Помните, что изменение кадастровой стоимости после исправления всех ошибок может произойти как в сторону уменьшения, так и увеличения.

Поэтому перед переходом к активным действиям рекомендуем убедиться, что они приведут вас к желаемому снижению кадастровой стоимости, а не наоборот.

Этот анализ поможет провести юрист по имущественным правам или оценщик – тот, кто знает принцип расчета суммы налогов на базе кадастровой стоимости.

Если вами все же принято решение о проведении «работы над ошибками», то приступаем к делу.

Начинать следует с анализа предварительного отчета.

Этот документ является результатом проведенной кадастровой оценки и публикуется на сайте Росреестра с тем, чтобы граждане могли с ним ознакомиться и при желании подать заявление на исправление данных.

Предварительные отчеты начинают появляться в фонде данных государственной кадастровой оценки со второй половины лета и до начала осени.

Далее, не позднее 30 ноября 2024 года эти отчеты должны быть скорректированы и утверждены, а потом – переведены в статус «основных».

Именно в период между публикацией предварительного отчета и перевода его в основной и нужно искать неточности.

На это дается 30 дней, в течение которых процедура внесения изменений проще (п.13 ст. 14 закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Но не отчаивайтесь, если не успели этого сделать – вносить изменения можно и позже, только немного сложнее.

Как только появится предварительный отчет, необходимо его скачать. Это долгая и нудная процедура.

В любом случае наберитесь терпения и качайте, сколько бы дней не потребовалось для этого.

Потом отчет нужно самым тщательным образом проверить: проанализировать данные всех ценообразующих характеристик объекта и конечную оценку кадастровой стоимости.

Если вы нашли ошибки, обращайтесь в региональные отделения ГБУ, находящиеся в вашем субъекте.

Список этих организаций приведен на сайте Росреестра в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки».

Там же вы найдете проекты отчетов и другую информацию.

Отправьте замечания и предложения к предварительному отчету в ГБУ.

Важно добиться исправления кадастровой стоимости еще на этапе предварительного отчета, ДО ее утверждения. На это законом отведено только 30 дней.

По окончании этого времени отчет перестанет являться «предварительным» и будет утвержден, что осложнит исправление ошибок в кадастровой стоимости, но все же не сделает этот процесс невозможным.

  • #земельный налог
  • #недвижимость
  • #юрист
  • #налог на недвижимость
  • #кадастровая оценка
  • #налоговая оптимизация
  • #налог на имущество организаций
  • #налог на имущество по кадастровой стоимости
  • #обучение для бухгалтеров
  • #курс повышения квалификации

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно здесь.

ВС отказался пересчитать арендную плату за землю

Компания арендовала у местных властей участок и для этого участвовала в аукционе. Правда, его признали несостоявшимся, а сделку с организацией в итоге заключили как с единственным участником. Размер арендной платы зависел от кадастровой стоимости земли.

Со ссылкой на законодательные изменения арендатор через суд снизил кадастровую стоимость участка, после чего попытался уменьшить и цену аренды. Три инстанции удовлетворили иск, а у Верховного суда оказалось другое мнение.

Власти города Советская Гавань (Хабаровский край) в конце 2015 года через открытый аукцион решили сдать в аренду землю, чтобы там построили и разместили объекты транспортной инфраструктуры и промышленности. Кадастровая стоимость участка тогда составляла 77,8 млн руб. (по данным Росреестра на 3 ноября 2015 года). Стартовую цену установили в размере ежегодной арендной платы, определив ее как 1,5% от кадастровой стоимости земли — 1,2 млн руб.

В итоге в январе 2016-го аукцион признали несостоявшимся, потому что в нем участвовала только компания «Ремсталь». С ней, как с единственным участником, в результате и заключили договор аренды на десять лет с ежегодной арендной платой 1,2 млн руб.

После государственной оценки в декабре 2018-го обновились сведения о кадастровой стоимости участка (их в актах не приводят), и предыдущая стоимость стала архивной. По закону кадастровую оценку проводят не чаще, чем раз в три года. Но на тот момент стороны не обсуждали изменение арендной платы из-за обновления кадастровой стоимости.

В 2020-м изменился закон «Об оценочной деятельности». Поправками установили, что изменяемую в результате оспаривания кадастровую стоимость можно использовать для предусмотренных законом целей со дня ее применения. То есть если раньше использовать изменяемую кадастровую стоимость можно было лишь с года, когда подали заявление о пересмотре стоимости, то теперь изменяемую стоимость можно использовать со дня, когда ее начали применять.

Рекомендация  Как сообщить об изменении статуса налогового резидента 2024

По ст. 24.18 закона «Об оценочной деятельности» пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости можно, если в отношении объекта установили рыночную стоимость на дату определения его кадастровой стоимости. В августе 2021-го компания в Хабаровском краевом суде добилась установки более низкой кадастровой стоимости. По результатам оценки, рыночная стоимость участка на ноябрь 2015-го составила 11,1 млн руб.

Такой размер установил суд и для кадастровой стоимости с ноября 2015 года до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости по итогам очередной госоценки (дело № 3а-136/2021).

Добившись уменьшения кадастровой стоимости, компания захотела снизить арендную ставку. Осенью 2021-го компания просила администрацию пересчитать арендную плату исходя из сниженной кадастровой стоимости, а еще вернуть переплату за 2019–2021 годы либо зачесть ее в счет будущих платежей. Но местные власти этого не сделали, и фирма подала в суд (дело № А73-19953/2021). Три инстанции удовлетворили иск и обязали администрацию пересчитать арендную плату.

Суды пришли к выводу, что ее размер регулируемый, кроме того, предметом аукциона было право заключить договор, а не арендная ставка.

Арендную плату нельзя изменить

Администрация обжаловала выводы нижестоящих инстанций в Верховном суде. С точки зрения властей, арендная плата не регулируемая и ее нельзя изменять. По п. 2 ст. 39.7 Земельного кодекса, если договор аренды заключают с единственным участником аукциона, то ежегодную арендную плату определяют в размере начальной цены предмета аукциона.

Власти обратили внимание на п. 18 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73. Там указали: размер платы за аренду госимущества считают нерегулируемым, если сделку заключили по результатам торгов. И в этом случае договор заключался как раз по итогам аукциона.

Если поменять размер арендной платы, это нарушит ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

От администрации на заседание в экономколлегии никто не пришел. Представитель компании Артем Сербиенко просил отказать в удовлетворении жалобы властей. С точки зрения фирмы, в спорной ситуации применяются правила о регулируемой арендной плате и учитывается новая кадастровая стоимость.

Сербиенко объяснил: когда решение суда об установлении новой кадастровой стоимости вступило в силу, компания обратилась в Росреестр, и тот обновил данные в ЕГРН.

Еще представитель компании отметил: нет оснований полагать, что при изначальном размещении договора с более низкой арендной платой был бы другой состав участников аукциона. По мнению Сербиенко, это согласуется с п. 41 Постановления Пленума ВС от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». По этому правилу стороны могут изменить договор в установленных законом пределах.

Такое изменение само по себе не говорит, что нарушили антимонопольный закон.

«У вас 17 декабря 2018 года утверждена новая кадастровая стоимость», — обратила внимание председательствующая судья Галина Попова. Она уточнила, за какой период компания просила пересмотреть расчеты. Сербиенко сказал, что с 2019 по 2021 год компания требует взыскать переплату, а пересчитать саму арендную плату просили с начала действия договора.

«Как вы можете взыскать переплату, если у вас 17 декабря 2018 года уже другая кадастровая стоимость? Мы ее даже не знаем. Она, скорее всего, намного выше», — отметила Попова. Судья подчеркнула, что в резолютивной части решения суда о новой кадастровой стоимости указано: в размере 11,1 млн руб. ее устанавливают до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, определенной после очередной государственной кадастровой оценки. И ее провели в декабре 2018-го.

То есть кадастровая стоимость, которую установил суд, применима с ноября 2015-го по декабрь 2018-го, объяснила судья Попова.

Председательствующая судья уточнила, на сколько снизилась арендная плата с 1,2 млн руб. Сербиенко пояснил, что с учетом новой стоимости размер ежегодной арендной платы стал 165 914 руб.

— Вот как вы думаете, кто-нибудь еще пришел бы на торги, если бы узнал, что начальная цена 165 000 руб., а не 1,2 млн? — спросила судья.

— Мы полагаем, что нет, потому что там большое количество ограничений: санитарная зона, шумовая зона, — ответил юрист компании.

Тогда Попова обратила внимание на абз. 2 п. 41 постановления Пленума ВС № 2, о котором говорил Сербиенко. В нем зафиксировали: если изменение договора затрагивает важные условия и есть основания полагать, что при изначальном предложении сделки на скорректированных условиях был бы другой состав участников и победить могло другое лицо, то действия сторон по изменению условий можно считать обходом требований закона о защите конкуренции.

— Вот это изменение цены все-таки существенно, наверное, — заметила судья Попова.

— Если говорить о сохранении баланса интересов, мы считаем, что та цена — изначальная цена аренды — была весьма завышена, — сказал Сербиенко.

Компания ничего не могла с этим сделать до заключения договора аренды, отметил представитель фирмы. Он рассказал, что всего у них 65 участков, причем порядка 50 из них — арендованные, и за них надо платить миллионы рублей. Поэтому компания хотела снизить финансовую нагрузку.

В итоге экономколлегия отменила акты нижестоящих судов и отказала в иске компании. Пересчитывать размер арендной платы администрация не придется.

Почему в 2024 году изменилась кадастровая стоимость земельного участка

В 2022 году во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков.

В Томской области государственная кадастровая оценка проводилась в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января 2022 года 446 641 земельных участков.

Определение кадастровой стоимости на территории Томской области осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).

Рекомендация  Исковое заявление о признании завещания недействительным образец 2024

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 08.11.2022 № 40 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Томской области».

Кадастровая стоимость земельных участков внесена в ЕГРН и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2024 года.

Кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю. Кроме того, сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для проведения ряда операций с недвижимостью, например, оформления аренды или наследства.

При этом Федеральным законом от 26.03.2022 №67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен мораторий на рост налоговой базы в 2024 году. Земельный налог в 2024 году будет рассчитываться от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года, за исключением:

– случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2024 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года,

– изменения характеристик земельного участка (вида разрешенного использования, категории земель, площади).

Новые суммы налога на землю (земельного налога) будут направлены правообладателям в 2024 году.

С целью получения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, а также в случае наличия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления могут обратиться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу ОГБУ «ТОЦИК»: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. для справок: 907-944, 907-933.

Подробная информация (форма заявлений, способы направления) размещена на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://gko70.ru).

  • ← Как прекратить в ЕГРН запись об аресте или запрете
  • «Томский Росреестр повышает цифровые компетенции: сотрудники Управления прошли обучение в области геоинформационных систем» →
Навигация
  • Безопасность
    • Как вести себя в чрезвычайной ситуации
    • Памятка населению
    • План
    • Противопаводковые мероприятия
    • Пожарная безопасность
    • Состав сил и средств
    • Школа безопасности
    • Конкурс лучшая клумба 2012 года
    • Конкурс лучшая усадьба 2012 года
    • Реестр площадок для накопления ТКО
    • Схемы прилегающих территорий
    • Городская среда 2017
      • График заседаний
      • Дизайн проекты
      • Протоколы
      • Дизайн проекты 2018
      • Протоколы 2018
      • Протоколы 2019
      • Фотоотчет
      • Генеральный план
      • Градостроительное зонирование
      • Местные нормативы градостроительного проектирования
      • Планировка территории
      • Правила землепользования и застройки
      • Реестр разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства
      • Реестр разрешений на строительство объектов капитального строительства
      • Реестр уведомлений о планируемом сносе и о завершении сноса объектов капитального строительства
      • Территориальное планирование
      • Результаты проб воды
      • ТСЖ «Безымянный»
      • ТСЖ “Новое”
      • Информация об объектах, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений
      • Аттестация
      • Вакансии
      • Квалификационные требования
      • Кодекс этики
      • Конкурсы
      • Порядок поступления граждан на муниципальную службу
      • Реестр муниципальных должностей
      • Cведения о муниципальных служащих
      • Бюджетный процесс
        • Бюджетный процесс 2013
        • Бюджетный процесс 2014
        • Бюджетный процесс 2015
        • Бюджетный процесс 2016
        • Бюджетный процесс 2017
        • Бюджетный процесс 2018
        • Бюджетный процесс 2019
        • Бюджетный процесс 2020
        • Проект бюджета
        • Муниципальный жилищный контроль
        • Муниципальный земельный контроль
        • Муниципальный контроль в сфере благоустройства
        • Муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенного пункта
        • Проекты форм проверочных листов
        • Административные регламенты
        • Проекты административных регламентов
        • Предоставление услуг в электронной форме
        • Технологические схемы
        • Конкурсы
        • Перечень жилых помещений непригодных для проживания
        • Антикоррупционная экспертиза
        • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
        • Методические материалы
        • Муниципальные нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
        • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
        • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
        • Планы противодействия коррупции
        • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
        • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
        • Часто задаваемые вопросы по противодействию коррупции
        • График приема граждан
        • Прием обращений
        • Формы установленных обращений граждан
        • ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
        • Информация о реализации государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства
        • Об организации образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектам МСП
        • Перечень муниципального имущества свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства
        • Сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства их классификация по видам экономической деятельности
        • Сведения о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства
        • Сведения об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП
        • Оборот товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности
        • Число замещенных рабочих мест малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности
        • Здравоохранение
        • Культура
        • Образование
        • Общественный порядок и противопожарная безопасность
        • Программа развития коммунальной инфраструктуры
        • Программа социально-экономического развития
        • Программы
        • Физическая культура и спорт
        • Жилищно-коммунальное хозяйство
        • Коммуникации и связь
        • Лесопромышленный комплекс
        • Малый бизнес
        • Пищевая промышленность
        • Сельское хозяйство
        • Статистическая отчетность
          • ЖКХ (Статистические данные)
          • Жилищный фонд
          • Сведения о неполной занятости и движении работников
          • Статистические данные по противодействию коррупции
          • Ярмарка