КАС РФ Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 125 КАС РФ
1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при согласии лица на получение судебных извещений и вызовов посредством СМС-сообщения, факсимильной связи либо по электронной почте);
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ, от 24.07.2023 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Как правильно составить административный иск
Административный иск об оспаривании решения органа власти — это требование, поданное в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений. Рассказываем, как правильно его составить.
Скачать образец иска по КАС о бездействии государственного органа
Чем отличается гражданский иск от административного
Особенности административного иска:
- Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
- Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
- Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).
В административном исковом производстве не решается вопрос о последствиях, к которым приведет принятие решения, совершение действия или бездействие публичного субъекта.
В каких случаях подается административный иск
В соответствии со статьей 124 КАС РФ административный иск в арбитражный суд, суды общей юрисдикции подают для:
- оспаривания (полностью или в части) нормативных правовых актов, решений должностных лиц (например, признание незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд; оспаривания решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение; признания неправомерной статьи закона субъекта Российской Федерации);
- признания незаконными действий/бездействия государственных и органов местного самоуправления (например, оспаривание бездействия судебного пристава-исполнителя, действий сотрудников полиции при задержании и пр.);
- обязания произвести определенные действия или воздержаться от них (например, об обязании местной администрации выбрать управляющую организацию для управления многоквартирным жилым домом);
- присуждения компенсации и защиты по другим требованиям (например, за нарушение права на судопроизводство в разумный срок).
Куда подается административный иск
Этот вопрос (подведомственность и подсудность) разрешает глава 2 КАС РФ.
Такие дела рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, военными, арбитражными (зависит от предмета спора или истца).
При этом следует учитывать положения статьи 22 КАС РФ о том, что такое заявление подается по месту нахождения ответчика. Если район его нахождения не совпадает с территорией осуществления его полномочий, то подается в соответствии с районом осуществления полномочий.
В исполнительном производстве — по месту совершения исполнительских действий, или мер принудительного исполнения, или ведения исполнительного производства.
Требования к административному иску
В вопросе определения требований к административному иску по КАС РФ следует руководствоваться статьей 125 кодекса.
Составляется как самостоятельный процессуальный документ, обязательно в письменной форме. Содержит:
- наименование суда;
- наименование истца;
- наименование ответчика;
- содержание требований;
- основания подачи;
- сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (в том числе о подаче жалобы в порядке подчиненности);
- список приложенных документов (обязательно — обжалуемый акт);
- дату и подпись.
Как правильно составить административный иск
В качестве образцов административных исковых заявлений в суд предлагаем использовать наши:
Еще один пример:
В Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга
Клубтэкаева Клара Карловна
ул. Морская, д. 9, литер А, кв. 155, г. Санкт-Петербург, 197229
Электронная почта: [email protected]
Общество с ограниченной ответственностью «Клабтк.ру»
ул. Правды, д. 1, г. Санкт-Петербург, 123456
Электронная почта: [email protected]
Административное исковое заявление о признании незаконным бездействия Государственной инспекции труда
03.03.2023 я обратился в Государственную инспекцию труда по г. Санкт-Петербургу с обращением во вопросу _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________.
Ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
По истечении 30 дней с момента регистрации письменный ответ Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу по существу поставленных в обращении вопросов не получен, а Государственная инспекция труда не уведомила меня о продлении срока рассмотрения обращения.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бездействие Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу при рассмотрении моего обращения нарушает мои права и свободы, а именно: _______________________________________
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 5 гражданин при рассмотрении обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Считаю, что единственной возможностью восстановления моих нарушенных прав и свобод является обращение в суд с настоящим заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гл. 22 КАС РФ,
1. Признать незаконным бездействие Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу по непредоставлению ответа на обращение от 03.03.2023.
2. Обязать Государственную инспекцию труда по г. Санкт-Петербургу предоставить ответ на мое обращение от 03.03.2023.
1. Уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
4. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя.
5. Доверенность на представителя.
6. Документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора.
__________________ К.К. Клубтэкаева
Определение размера госпошлины урегулировано положениями статьи 333.19 НК РФ (п. 1 пп. 6–7).
Обращаются лично или через представителя (с обязательным приложением соответствующей доверенности).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как уточнить исковые требования по административному иску. Используйте эти инструкции бесплатно.
КАС РФ предусматривает случаи, когда участие представителя в таком процессе является обязательным (например, статья 209 кодекса). Кроме того, предъявляет специальные требования к представителю — адвокат или лицо, имеющее высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (статья 55 КАС РФ).
- в канцелярию — лично или через представителя, действующего на основании доверенности;
- по почте (в том числе через курьерскую доставку);
- электронно — с использованием системы «Мой Арбитр» или портала ГАС «Правосудие» (обязательное условие — наличие электронной подписи у заявителя).
- «Административный иск на судебного пристава-исполнителя».
- «Как подать иск в электронном виде».
Статья 220 КАС РФ. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (действующая редакция)
1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.
2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения Федеральной службы судебных приставов, а также решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
Статья 219 Статья 220 Статья 221
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 220 КАС РФ
Статья 220 КАС РФ устанавливает требования к форме и содержанию административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также к составу документов, прилагаемых к такому административному исковому заявлению. В гл. 25 ГПК РФ подобные требования не содержались.
Часть 1 ст. 247 данного Кодекса в качестве одной из общих особенностей производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусматривала лишь то, что в подаваемом в суд заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Как разъяснялось в п. 15 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2, заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абз. 2 ч. 1 ст. 247 и ст.
131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным гл. 23 и 25 ГПК РФ; в нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Там же указывалось, что к заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщать копию заявления, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия (ч. 1 ст. ст. 132, 246 ГПК РФ). При этом предписывалось учитывать, что согласно пп.
9 п. 1 ст. 333.36 части второй НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов России, субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 части второй НК РФ при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей.
Указания на требования ч. ч. 8 и 9 ст. 125 КАС РФ включены с 1 января 2017 г. в ч. 1 ст. 220 данного Кодекса Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ, которым и введены с указанной даты эти части 8 и 9 ст.
125 КАС РФ.
Источник комментария:
«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ