Государственный жилищный сертификат на улучшение жилищных условий в 2024 году как получить сумма

12 ноября Правительство РФ увеличило число получателей жилищных сертификатов в 2021 году. Это было сделано по просьбе представителей регионов. Общее число получателей сертификатов в этом году составит более 5,5 тысячи человек, говорится на сайте кабмина.

Что такое жилищный сертификат?

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) — это именное свидетельство, удостоверяющее право на безвозмездную субсидию на покупку квартиры для определенных категорий льготников. Чаще всего у сертификата есть срок действия, и его нельзя нарушать.

Важно: ГЖС ― это не ценная бумага.

Кто имеет право на получение сертификата?

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • льготники (жители Крайнего Севера, ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы, сотрудники органов внутренних дел и МЧС, вынужденные переселенцы и другие категории).

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса, основания для получения статуса нуждающихся следующие:

  • граждане, не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или собственниками жилого помещения;
  • наниматели (или собственники) жилья, площадь которого на одного члена семьи меньше общепринятой нормы;
  • те, чье жилое помещение не соответствует установленным требованиям, поэтому проживание в нем становится невозможным (например, дом признан аварийным);
  • те, кто находится в ситуации, когда в одном жилом помещении проживают несколько семей, при этом в одной из них есть страдающий хроническим заболеванием и совместное проживание с ним становится невозможным (список заболеваний — тут).

Важно: условия получения сертификата определяются требованиями госпрограмм (федеральных или региональных), которые предусматривают такой вид поддержки.

На какую сумму выдается жилищный сертификат?

Конкретной суммы нет. Размер выплаты также зависит от условий конкретной федеральной или региональной программы и рассчитывается от норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ на дату выдачи сертификата и состава семьи.

Сколько раз можно получить сертификат?

Один раз в жизни. Те, кто воспользовался сертификатом для улучшения своих жилищных условий, не могут повторно претендовать на этот вид поддержки. Также его нельзя передавать другому человеку ― сертификат именной.

Как получить ГЖС?

Необходимо сначала подать документы на участие в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Список документов есть здесь.

После надо подать заявление для включения в список на получение жилищного сертификата. Такие списки формируются ежегодно. После того как будет издан приказ о выпуске ГЖС, нужно предоставить документы на получение сертификата: заявление (рапорт) о выдаче ГЖС; документы, удостоверяющие вашу личность и личности членов вашей семьи; справку об отсутствии задолженности по плате за жилое помещение, подлежащее освобождению или безвозмездному отчуждению в государственную (муниципальную) собственность (при наличии такого помещения), и коммунальные услуги; документы, подтверждающие родственные отношения между вами и лицами, указанными вами в качестве членов семьи (например, свидетельство о рождении, об усыновлении, о браке, записи актов гражданского состояния).

Более подробно обо всей процедуре читайте по ссылке.

Также оформить жилищный сертификат можно в МФЦ. Для этого необходимо подать заявление по форме и предоставить необходимые документы.

Жилищные сертификаты в 2024 году — как получить квартиру за счет государства

В России некоторым категориям граждан оказывают помощь в виде специализированных сертификатов, дающих право на покупку или строительство жилья за счет государства. На это имеют право россияне, чьи жилищные условия оказались в состоянии, непригодном для жизни, и льготные категории населения. Как работает жилищный сертификат и кто имеет право на субсидию от государства — читайте в материале «Известий».

Рекомендация  Госпошлина при разделе квартиры при разводе 2024

Что такое жилищный сертификат

Жилищным сертификатом называют именное свидетельство, которое дает обладателю право на покупку жилья за счет государства. За 2024 год такие субсидии получат более 2,5 тыс. россиян. На это отводится почти 12 млрд рублей из федерального бюджета.

Сертификаты позволяют не только получить более комфортное жилье, но и переехать в другой населенный пункт с улучшенной инфраструктурой.

Кому положены жилищные сертификаты в 2024 году

Жилищные сертификаты выдаются гражданам в двух случаях: если жилищные условия семьи опасны и непригодны для жизни.

Текущие дела: в России предложили ввести страхование капремонта
Поможет ли дополнительный механизм защитить жильцов от недобросовестных подрядчиков

  • военнослужащим;
  • сотрудникам органов внутренних дел и МЧС;
  • жителям регионов Крайнего Севера;
  • ветеранам Великой Отечественной войны;
  • гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • вынужденным переселенцам (к примеру, жителям затопленного в июне 2024 года правобережного района Херсонской области).

Для того чтобы семью или гражданина признали нуждающимися в улучшении жилищных условий, необходимо, чтобы имелось одно из следующих оснований:

  • гражданин или член его семьи не является собственником жилого помещения и не снимает жилье по договору социального найма;
  • жилье, которым гражданин владеет, не соответствует норме по площади на количество членов семьи;
  • жилое помещение не соответствует установленным требованиям и проживание в нем становится невозможным (в том числе аварийные дома);
  • в составе нескольких семей, проживающих в одной квартире, есть человек, страдающий хроническим заболеванием, из-за которого дальнейшее соседство с ним становится невозможным.

На какую сумму выдается жилищный сертификат в 2024 году

Номинал сертификата в каждом случае определяется индивидуально на основе условий конкретной федеральной или региональной программы и с учетом норматива стоимости квадратного метра жилья. Этот показатель определяется численностью семьи.

Получить сертификат гражданин может всего раз в жизни. Кроме того, передать право на субсидию другому человеку не получится — сертификат оформляется на имя конкретного лица.

Какое жилье можно купить на жилищный сертификат в 2024 году

Ограничений на покупку жилья, помимо суммы, нет. Гражданин может приобрести любую квартиру или дом и самостоятельно выбрать регион и населенный пункт.

Брачные перспективы: семьям могут компенсировать 30% расходов на аренду жилья
Скажется ли это на стоимости съемных квартир

Однако приобрести жилье можно только в доме, который уже сдан в эксплуатацию. Кроме того, можно купить помещение большей стоимостью, чем предполагает сертификат, добавив деньги для оплаты.

Документ действителен в течение семи месяцев.

Как получить жилищный сертификат в 2024 году

Для оформления субсидии необходимо подать документы на участие в государственной программе по улучшению жилищных условий граждан РФ. Обращаться нужно в многофункциональный центр (МФЦ) или орган местного самоуправления, где гражданин поставлен на учет в качестве нуждающегося. В свою очередь военнослужащие обращаются в воинскую часть для получения льготы. Потенциальному участнику программы потребуются:

  • заявление об участии в подпрограмме и согласие на обработку персональных данных;
  • выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
  • выписка о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • техпаспорт жилого помещения;
  • документ, подтверждающий право на дополнительную площадь (при его наличии);
  • копии документов о личности каждого члена семьи и их согласие на обработку персональных данных;
  • документы, подтверждающие родственные отношения гражданина;
  • документы, подтверждающие отнесение к льготной категории граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, — к примеру, справка о продолжительности военной службы.
Рекомендация  Вывоз ребенка за границу без разрешения одного из родителя после развода. 2024

Также гражданин должен подтвердить отсутствие задолженности за жилье, где он ранее проживал, и по оплате коммунальных услуг.

Спрос за деньги: цены на вторичное жилье в России увеличились на 12%
Что произойдет со стоимостью квадратного метра до конца года

Как только гражданин станет участником программы, он получит соответствующее уведомление и будет включен в списки. Когда сертификат окажется на руках, необходимо сдать его в банк по месту приобретения жилья. Финансовая организация заключает с гражданином договор и открывает счет на сумму субсидии, которым можно воспользоваться при покупке квартиры или другого жилого помещения.

После выбора жилья в банке оформляется перечисление средств с банковского счета в счет оплаты договора купли-продажи. Оформить квартиру необходимо в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в сертификате.

Ранее «Известия» рассказывали читателям, как власти РФ решают проблему переселения граждан из аварийного жилья.

Улучшение жилищных условий в 2024 году: программы, очередь, документы

Улучшение жилищных условий возможно при помощи государственной или муниципальной власти. В России действуют разные программы, доступные определенным категориям граждан.

Артемьев Ярослав · 2022-03-15 10:44:41

  • Встать в очередь на улучшение жилищных условий
  • Какие документы нужны для включения в очередь на улучшение жилья
  • Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий
  • Комментарии

Улучшение жилищных условий возможно при помощи государственной или муниципальной власти. В России действуют разные программы, доступные определенным категориям граждан. Чтобы воспользоваться правом на такую меру поддержки, необходимо обратиться в администрацию или МФЦ с заявлением и приложить документы, подтверждающие необходимость выделения помощи.

Встать в очередь на улучшение жилищных условий

Улучшение жилищных условий для семей и отдельных граждан возможно, если они считаются нуждающимися. К данной категории относят граждан, соответствующих условиям:

  • Отсутствие собственного жилья как по договору соцнайма, так и в собственности.
  • Наличие жилья в собственности или по договору социального найма, если его площадь недостаточна.
  • Принадлежащая жилая площадь не соответствует нормам, установленным в Постановлении Правительства РФ №47.
  • На территории жилого помещения, занимаемого сразу несколькими семьями, находится гражданин с заболеванием, которое может нанести вред окружающим.

При этом семья, претендующая на включение в программу улучшения жилищных условий, должна быть признана малоимущей. Признание возможно администрацией муниципального образования, на основании имеющегося имущества и дохода. В расчет берется только недвижимость и транспорт.

Очередь на улучшение существует потому, что власти не могут предоставить объекты всем. Жилье выдается тем, кто обратился раньше, по мере пополнения жилого фонда.

В некоторых субъектах существуют особые программы, направленные на улучшение условий некоторых категорий граждан. Из условия следует уточнять индивидуально. Например, возможны программы с предоставлением земельных участков многодетным семьям или на выделение средств на покупку земли.

Какие документы нужны для включения в очередь на улучшение жилья

Постановка на учет производится по месту регистрации. Проходит она в две стадии. Первая — подтверждение статуса малоимущего. Необходимы следующие бумаги:

  • Заявление о признании статуса малоимущего. Оформляется по установленной форме.
  • Паспорт или иной документ, подтверждающий личность. Например, временное удостоверение.
  • Свидетельство (о регистрации или расторжении брака).
  • Документ, подтверждающий место жительства. Это может быть справка о составе семьи, полученная ранее (документ уже не выдается), домовая книга, судебный акт.
  • Правоустанавливающие бумаги на недвижимость, принадлежащую семье.
  • Документация о принадлежащих транспортных средствах.
  • Отчет эксперта относительно транспорта. Необходим, чтобы подтвердить рыночную стоимость машины.
  • Справка, подтверждающая кадастровую стоимость квартиры или дома.
  • Справка 2-НДФЛ.
  • Документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
  • Бумаги, подтверждающие размер алиментов за последний год.
  • Справки, подтверждающие размер иных выплат (пенсий, пособий, стипендий).
  • Бумаги, указывающие на доходы от проданной за прошлый год недвижимости.
  • Документы, подтверждающие отбывание наказания в местах лишения свободы одним из членов семьи.
Рекомендация  Выдел доли в натуре нежилого помещения из общей долевой собственности 2024

Дополнительно необходима доверенность, если заявление и приложения передаются не самим заявителем, а его представителем.

Но этого недостаточно, что встать в очередь на улучшение жилищных условий. Эти документы лишь подтверждают статус малоимущего.

Второй шаг — подтверждение нуждаемости в улучшение условий. Для этого нужны иные документы:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке или о его расторжении;
  • документы, подтверждающие права на помещение;
  • документ, указывающий на статус малоимущего;
  • медицинские документы, подтверждающие наличие заболевание, которое может нанести вред окружающим.

В регионах устанавливаются особые требования к предоставляемым документов. Перечень будет отличаться. Но, как правило, капитал на улучшение жилищных условий или готовое жилье выдается после документального подтверждения всех важных фактов — отсутствия имущества, его незначительность, неспособность приобрести квартиру или дом самостоятельно.

Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий

Улучшение жилищных условий многодетным семьям или отдельным гражданам реализуется через администрацию муниципального образования. Заявитель вправе обратиться через МФЦ. Такой вариант будет гораздо быстрее и проще.

Еще один способ — использовать портал Государственных Услуг. Для этого нужно иметь подтвержденную страницу. Заявление оформляется на сайте, приложения — в формате pdf.

Можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал. Допускается не только приобретение нового объекта, но и улучшение старого. Например — пристройка комнаты к дому.

Процедура оформляется через Пенсионный Фонд РФ.

Подать заявление на улучшение вправе каждый. Но при несоответствии требованиям администрация ответит отказом. Муниципалитеты не имеют возможности выдавать жилье всем подряд, поэтому тщательно проверяют каждого кандидата.

Улучшение жилищных условий с помощью государства или муниципального образования возможен, если семья или гражданин признаны нуждающимися. Документы рассматривает администрация, подать заявление можно напрямую или через МФЦ.

Получить юридическую помощь по вопросу улучшению жилищных условий можно на нашем сайте.