Новая форма транспортной накладной представлена в приложении № 4 к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 «Об утверждении правил перевозки грузов автотранспортом». Уменьшилось количество разделов с 17 до 12, поменялись их нумерация и содержание.
Требования к заполнению накладной появились в новом разделе IX Правил. Раньше отдельного порядка не было, а инструкции по заполнению были прописаны в самой форме.
В новой форме обязательно заполняются все разделы, кроме отмеченных как «при необходимости» или «при наличии». Если информации или оснований для заполнения отдельных граф нет, в накладной проставляются прочерки. Рассмотрим на примере Раздела 3 «Груз», в нем обязательно должны быть отражены:
- описание груза;
- отгрузочное наименование груза;
- состояние груза;
- способ упаковки;
- вид тары;
- количество грузовых мест;
- маркировка (при отсутствии пишем «Отсутствует»);
- плановая масса груза.
Остальные сведения без необходимости можно не прописывать, в том числе объявленную стоимость, по которой раньше такая возможность не предусматривалась. А раздел 4 «Сопроводительные документы» можно совсем не заполнять, он отмечен как «при наличии».
Есть и другие важные изменения:
- Раздел 5 «Указания по особым условиям перевозки». Изменили состав: убрали сведения о характеристиках ТС, добавили сведения о маршруте, дате и времени доставки, а также контакты лиц, которые могут назначить переадресовку.
- Раздел 6 «Перевозчик». Больше нельзя указывать лиц, которые фактически не перевозили груз, то есть перевозчик не может передать право перевозки другому лицу. У водителей вместо ИНН можно будет указывать дату и номер ВУ.
- Раздел 7 «Транспортное средство». Появилось два новых типа владения ТС: совместная собственность супругов и безвозмездное пользование.
- Раздел 8 «Прием груза». Нужно будет указывать реквизиты лица, которое грузит товар. Это будет грузоотправитель, если он сам выполнял погрузку, или иное уполномоченное лицо, например экспедитор.
- Раздел 12 «Стоимость перевозки груза». Раздел дополнили новыми сведениями. Если заполнить его полностью, накладную можно будет использовать как первичный учетный документ.
С 1 марта 2022 года транспортную накладную можно составлять в электронной форме. Формат электронной транспортной накладной утвержден приказом ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065. Мы рассказали о новом формате, переходном периоде и порядке подписи документа в статье «Электронные транспортные накладные: что изменится с 1 марта».
Когда нужна транспортная накладная
Транспортная накладная — это документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки. Если заполнить раздел 12, транспортную накладную можно будет использовать как первичный учетный документ — подтверждать ей расходы в бухгалтерском и налоговом учете.
Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).
Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.
Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.
Кто оформляет транспортную накладную
Транспортные накладные обычно выписывает организация, которая заказывает перевозку груза (грузоотправитель). Заказчиком может быть продавец, поставщик или сам покупатель. К примеру, если покупатель заказал перевозку в транспортной компании, то он будет грузоотправителем и составит транспортную накладную.
С 2021 года в роли грузоотправителя может выступать и экспедитор.
В договоре перевозки стороны могут выбрать, кто будет выписывать накладную. Например, поручить это самому перевозчику.
Сколько экземпляров накладной составлять
Бумажные транспортные накладные составляют в трех экземплярах — по одному для каждого участника перевозки: грузополучателя, грузоотправителя и транспортной компании. Все экземпляры должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика.
Если транспортную накладную планируете использовать как первичный учетный документ (заполнить раздел 12), понадобится еще один экземпляр для грузоотправителя (п. 10 Правил).
Транспортная накладная формируется на каждую машину. Если в один автомобиль погрузили несколько партий груза, будет достаточно одной накладной. Но если одну партию распределили на несколько машин — понадобится накладная на каждый автомобиль (п.
12 Правил).
Как заполнить транспортную накладную
Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:
- Чтобы накладная служила первичным учетным документом и подтверждала расходы, в ней должен быть заполнен раздел 12 «Стоимость перевозки груза». Кроме того, понадобится четвертый экземпляр оригинала для грузоотправителя. Также должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
- Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
- В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил).
- Изменение условий перевозки, в том числе переадресовка, не являются ошибками. Они отражаются в Разделе 9 «Переадресовка».
Далее подробно разберем порядок заполнения накладной каждой из сторон.
Как заполнить грузоотправителю
Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.
Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех-четырех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы 1–5, 8, 11 и 12. Если нужно, заполняется раздел 6 «Перевозчик».
Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. При наличии договора транспортной экспедиции в качестве грузоотправителя указывается:
- Экспедитор, если он принял груз во владение. Одновременно проставляется отметка «Является экспедитором».
- Заказчик услуг по перевозке (грузовладелец), если экспедитор не принимал груз во владение, в том числе если заказчик перевозки сам погрузил товар.
Если грузоотправителем выступает экспедитор, то заполняется Раздел 1а.
Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза. Дополнительно укажите адрес доставки.
Раздел 3 «Груз». Его заполняет лицо, погрузившее груз в транспорт. Этот раздел достаточно объемный, он включает данные о перевозимом грузе по пяти пунктам: отгрузочное наименование, количество грузовых мест, маркировка, тара и упаковка, масса и габариты, перечень опасных веществ — заполняйте на провоз опасного груза.
Если данных для заполнения нет, можно поставить прочерк.
Объявленную ценность теперь разрешено не указывать. При необходимости ее можно взять из товарной накладной или УПД. Она не должна превышать действительную стоимость груза.
В ряде случаев ее нельзя указывать (п. 78 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
Контур.Маркет распознает товары в скане накладной и сопоставит с вашим каталогом
Раздел 4 «Сопроводительные документы на груз» (при наличии). В этом разделе надо привести реквизиты прилагаемых к накладной документов. Сюда входят сертификаты, паспорта, удостоверения на груз, документы на отгрузку, сопроводительные ведомости, документы, предусмотренные ДОПОГ, санитарными, таможенными, карантинными нормами и пр. При их наличии у налоговой будет меньше причин сомневаться в сделке.
Раздел можно не заполнять.
Раздел 5 «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки». В этом разделе нужно прописать указания, которые транспортная компания должна соблюдать во время перевозки груза: температурный режим, данные о пломбах, санитарные и карантинные требования и пр. В разделе должны быть указаны контакты лиц, по указанию которых может произойти переадресовка.
При необходимости указывается маршрут перевозки, дата и время доставки груза.
Раздел 8 «Прием груза». Впишите данные лица, осуществляющего погрузку, и наименование (ИНН) владельца пункта погрузки, адрес места погрузки. При погрузке указываются уже фактические дата и время прибытия и отбытия машины, описывается состояние груза, его масса, количество занятых мест.
Раздел должен быть заверен подписями лица, у которого забирают груз, водителя и грузоотправителя (при необходимости).
Раздел 11 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков». Если вы составляли акты о нарушениях или претензии к перевозчику или грузополучателю, внесите сведения о них. Случаи, когда нужен акт, перечислены в п. 81 Правил.
Раздел 12 «Стоимость перевозки груза». Заполняйте, если транспортную накладную планируете использовать как первичный учетный документ. Грузоотправитель указывает сведения о должностном лице, которое подписывает накладную, ставит его подпись, прописывает реквизиты договора перевозки.
Как заполнить перевозчику
При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 8 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 10 «Выдача груза». Перевозчик заполняет разделы 6–12 транспортной накладной.
Раздел 6 «Перевозчик». Если этот раздел не заполнил грузоотправитель, его заполняет грузоперевозчик. Укажите сведения о себе и реквизиты водителя: Ф. И. О., ИНН, водительское удостоверение, телефон.
Раздел 7 «Транспортное средство». Перевозчик указывает сведения об автомобиле, на котором повезут груз: тип, марку, грузоподъемность, вместимость, регномер. Дополнительно надо выбрать тип владения: собственность, совместная собственность супругов, лизинг, аренда или безвозмездное пользование.
Если транспорт не соответствует требованиям грузоотправителя, заявленным в разделе 5, то он может отказаться от погрузки (п. 31 Правил, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).
Раздел 8 «Прием груза». Этот раздел заполняет грузоотправитель, а водитель перевозчика ставит свою подпись и указывает Ф. И. О. С этого момента груз считается вверенным перевозчику.
Если нужно, водитель может указать в специальной строке свои замечания о состоянии груза, тары, упаковки, датах прибытия и убытия.
Раздел 9 «Переадресовка» водитель заполняет, если получил указания о переадресовке груза от уполномоченного лица (раздел 5 накладной).
Раздел 10 «Выдача груза». Как и в разделе 8, водитель ставит свою подпись с расшифровкой, а также может оставить замечания по разгрузке. Другие сведения обычно заполняет грузополучатель.
Раздел 12 «Стоимость перевозки груза». В этом разделе перевозчик прописывает стоимость услуг по перевозке без НДС, ставку налога, сумму налога, предъявленную покупателю, и общую стоимость услуг перевозки. Также он указывает свои реквизиты и реквизиты договора перевозки.
Важно! Транспортная накладная подтверждает расходы на перевозку, если в ней есть все необходимые реквизиты и правильно заполнен раздел 12. Если нет раздела 12, к транспортной накладной должен прилагаться другой первичный документ, который определяет цену перевозки.
Например, универсальный передаточный документ.
Как заполнить грузополучателю
Грузополучатель должен заполнить раздел 10 «Выдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:
- фактические дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
- описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
- массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
- количество грузовых мест.
Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст.
15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.
Раздел 11 «Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков». Его может заполнить любая из сторон, если у нее есть претензии: найдены нарушения условий провоза груза, его порча, повреждение упаковки и т.д.
- Скачать бланк транспортной накладной 2022
- Скачать образец заполнения транспортной накладной 2022
Как исправить ошибку в транспортной накладной
Если в накладной допустили ошибку, её разрешено исправить прямо в бумажном документе. Алгоритм следующий:
- Неверную запись зачеркивают одной чертой, чтобы она оставалась читаемой.
- Вносят правильную запись.
- Делают пометку «исправлено» и отмечают дату корректировки.
- Заверяют правку подписью с расшифровкой.
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2022 № 3657-р «О подписании Соглашения о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам государств — членов Евразийского экономического союза, включенным в евразийские транспортные коридоры»
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 ноября 2022 г. N 3657-р
«О подписании Соглашения о допустимых массах,
осевых нагрузках и габаритах транспортных средств
при движении по автомобильным дорогам государств — членов
Евразийского экономического союза, включенным
в евразийские транспортные коридоры»
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» одобрить представленный Минтрансом России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам государств — членов Евразийского экономического союза, включенным в евразийские транспортные коридоры (прилагается).
Разрешить Минтрансу России в ходе переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Поручить Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Оверчуку А.Л. подписать от имени Российской Федерации указанное Соглашение на заседании Совета Евразийской экономической комиссии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
СОГЛАШЕНИЕ
О ДОПУСТИМЫХ МАССАХ, ОСЕВЫХ НАГРУЗКАХ И ГАБАРИТАХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ
ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА,
ВКЛЮЧЕННЫМ В ЕВРАЗИЙСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
Государства — члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,
основываясь на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
стремясь к эффективному использованию транзитного потенциала Евразийского экономического союза (далее — Союз), повышению эффективности международных автомобильных перевозок по евразийским транспортным коридорам,
сознавая важность обеспечения сохранности инфраструктуры автомобильных дорог государств-членов и безопасности дорожного движения,
согласились о нижеследующем:
1. Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:
«автобус» — транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя;
«автопоезд» — комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа (прицепной автопоезд), тягача и полуприцепа (седельный автопоезд);
«грузовой автомобиль» — транспортное средство, снабженное собственным двигателем и предназначенное для перевозки грузов по автомобильным дорогам;
«допустимая высота транспортного средства» — высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению;
«допустимая длина транспортного средства» — длина транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению;
«допустимая ширина транспортного средства» — ширина транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению;
«допустимая масса транспортного средства» — масса транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в приложении N 2 к настоящему Соглашению;
«допустимая масса, приходящаяся на ось или группу осей» — масса с грузом или без груза, передающаяся через ось или группу осей транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, величина которой не превышает значений, указанных в приложении N 3 к настоящему Соглашению;
«евразийский транспортный коридор» — совокупность маршрутов, интегрированных в том числе в сеть международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств-членов и обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок;
«компетентный орган государства-члена» — орган исполнительной власти государства-члена, к полномочиям которого отнесены вопросы, связанные с реализацией настоящего Соглашения;
«неделимый груз» — груз, который не может быть разделен на части без потери потребительских свойств или без риска его повреждения. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;
«полуприцеп» — специально оборудованное для перевозки грузов транспортное средство, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему долю своего веса;
«прицеп» — транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем;
«сочлененный автобус» — автобус, состоящий из двух или более жестких секций, шарнирно соединенных друг с другом и имеющих пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой;
«специальное разрешение» — разовое или многократное разрешение, выданное в установленном порядке уполномоченным органом государства-члена, на проезд по евразийским транспортным коридорам транспортного средства, весовые и (или) габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают установленные в соответствии с настоящим Соглашением допустимые значения;
«тягач» — транспортное средство, снабженное собственным двигателем и предназначенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа;
«тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство» — транспортное средство, максимальные весовые и (или) габаритные параметры которого с грузом или без груза превышают значения, указанные в приложениях N 1 — 3 к настоящему Соглашению;
«уполномоченный орган государства-члена» — орган государственной власти государства-члена, осуществляющий выдачу специального разрешения.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза.
Настоящее Соглашение устанавливает допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств при движении по автомобильным дорогам государств-членов, включенным в евразийские транспортные коридоры (далее — автомобильные дороги). Перечень евразийских транспортных коридоров утверждается Евразийской экономической комиссией.
1. Определяемые настоящим Соглашением допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств соблюдаются как минимальные требования к размерам и массам транспортных средств исходя из технической возможности их пропуска по автомобильным дорогам.
Установленные настоящим Соглашением допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств не относятся к производству транспортных средств.
2. Законодательством каждого из государств-членов могут быть установлены иные значения допустимой массы, осевой нагрузки и габаритов транспортных средств при движении по автомобильным дорогам соответствующего государства-члена, которые не могут быть ниже установленных настоящим Соглашением значений.
3. В соответствии с законодательством каждого из государств-членов на автомобильных дорогах на недискриминационной основе может быть временно ограничено или прекращено движение транспортных средств. В случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по таким автомобильным дорогам их владельцы принимают меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объезда, а также информируют пользователей автомобильных дорог о сроках временного ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
На автомобильных дорогах не допускается снижение значений допустимых масс транспортного средства и массы, приходящейся на ось или группу осей транспортных средств, указанных в приложениях N 2 и 3 к настоящему Соглашению, на период снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванного неблагоприятными природно-климатическими условиями.
1. При осуществлении перевозок по автомобильным дорогам государства-члены должны стремиться к тому, чтобы габариты, массы транспортных средств и массы, приходящиеся на ось или группу осей транспортных средств, не превышали значений, установленных настоящим Соглашением и законодательством каждого из государств-членов.
2. Наличие специального разрешения для движения транспортного средства по автомобильным дорогам требуется при превышении им допустимых масс, осевых нагрузок и габаритных значений, указанных в приложениях N 1 — 3 к настоящему Соглашению, а в случае установления законодательством каждого из государств-членов иных значений в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Соглашения — при превышении указанных значений.
3. Законодательством каждого из государств-членов могут быть установлены ограничения на выдачу специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с грузом, который не является неделимым.
Государства-члены примут меры для того, чтобы до 1 января 2030 г. автомобильные дороги, участки автомобильных дорог в полной мере отвечали требованиям для движения по ним транспортных средств с допустимыми значениями массы, осевой нагрузки и габаритов, установленными настоящим Соглашением.
Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
1. Государства-члены определяют уполномоченные и компетентные органы государств-членов.
2. Государства-члены информируют Евразийскую экономическую комиссию об уполномоченных и компетентных органах государств-членов одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу. В случае изменения наименования уполномоченного и (или) компетентного органа государства-члена соответствующее государство-член информирует об этом Евразийскую экономическую комиссию.
Представители уполномоченных и (или) компетентных органов государств-членов могут проводить рабочие встречи по вопросам реализации настоящего Соглашения.
1. Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
2. По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
3. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.
Совершено в г. ________________ «__» ____________ 20__ г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.
За Республику Армения
За Республику Беларусь
За Республику Казахстан
За Киргизскую Республику
За Российскую Федерацию
Приложение N 1
к Соглашению о допустимых массах,
осевых нагрузках и габаритах
транспортных средств при движении
по автомобильным дорогам
государств — членов Евразийского
экономического союза, включенным
в евразийские транспортные коридоры
Габариты груза при перевозке автотранспортом 2024
от 21 декабря 2020 года N 2200
(с изменениями на 30 декабря 2022 года)
Информация об изменяющих документах
Документ с изменениями, внесенными:
Правительство Российской Федерации
1. Утвердить прилагаемые:
изменения, которые вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 27, ст.2693; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 15, ст.1780; N 47, ст.6505; 2014, N 14, ст.1625; N 44, ст.6063; 2016, N 5, ст.694; N 31, ст.5018; 2018, N 50, ст.7789; 2019, N 52, ст.7984; 2020, N 14, ст.2098).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.
3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2026 г.
4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах) Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 сентября 2022 г.
Применение положений пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах) Правил, утвержденных настоящим постановлением, в период с 1 сентября 2022 года по 1 марта 2024 года приостановлено — постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 626).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2020 года N 2200
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
(с изменениями на 30 декабря 2022 года)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
4. Перевозка опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривающими в том числе порядок подготовки и допуска водителей к перевозке опасных грузов, и настоящими Правилами.
5. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется транспортными средствами, в отношении которых выданы свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г.Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.
6. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
«водитель» — физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком;
«грузовое место» — материальный объект, принятый для перевозки;
«делимый груз» — груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах;
«крупногабаритное транспортное средство» — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению N 1;
«партия груза» — груз одного или нескольких наименований, перевозимый в рамках одной перевозки;
«тяжеловесное транспортное средство» — транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства;
«электронный заказ (заявка)» — заказ (заявка), сформированный в информационной системе электронных перевозочных документов в виде электронного документа, подписываемого усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия.
II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза
7. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящих Правил.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронной транспортной накладной по форме согласно приложению N 4.
8. Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом оформляется в соответствии с положениями статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказ (заявка) составляется и направляется перевозчику грузоотправителем.
Заказ (заявка) заполняется и подписывается грузоотправителем, перевозчиком или лицами, уполномоченными грузоотправителем или перевозчиком на заполнение и подписание заказа (заявки). При этом лицо, уполномоченное грузоотправителем или перевозчиком, действует от имени грузоотправителя или перевозчика.
Заказ (заявка) оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного заказа (заявки).
Для подписания электронного заказа (заявки) используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
В случае формирования электронного заказа (заявки) осуществляется ее предварительное согласование с перевозчиком.
Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом должен (должна) содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 5. В заказе (заявке) допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.
Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его (ее) принятия, проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с обоснованием причин отказа, а при оформлении заказа (заявки) на бумажном носителе — также возвратить его (ее) грузоотправителю.
При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик определяет согласованные с грузоотправителем условия перевозки груза и заполняет обязательные реквизиты заказа (заявки), указанные в пунктах 3_1, 3_2, 10_1, 16 и 18 приложения N 5 к настоящим Правилам.
В случае осуществления расчетов за перевозку по договору перевозки лицом, отличным от грузоотправителя, заказ (заявка) содержит указание на это лицо, а также реквизиты документа, определяющего основания принятия этим лицом расчетов по договору на себя.
9. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
При отсутствии показателей в строках бумажной формы транспортной накладной может быть проставлен прочерк.
Транспортная накладная подписывается грузоотправителем (лицом, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство), грузополучателем (уполномоченным им лицом) и перевозчиком (водителем). Водителю не допускается действовать от имени двух сторон договора перевозки.
В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
11. Внесение исправлений в разделы электронной транспортной накладной осуществляется в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, предусмотренным частью 16 статьи 18_1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Федеральный закон).
В случае внесения исправлений в раздел «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» такие исправления производятся в соответствии с требованиями к исправлениям в первичных учетных документах, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете».