Возмещение страховки груза экспедирующей компании 2024

Статья 13. Обязанность страховщика выплатить страховое возмещение и порядок взаимодействия перевозчика со страховщиком и выгодоприобретателем при предъявлении требований о возмещении вреда

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При наступлении страхового случая по договору обязательного страхования страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, а выгодоприобретатель вправе требовать выплаты этого страхового возмещения от страховщика.

2. Право требования выгодоприобретателя к страховщику о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая по договору обязательного страхования не может быть изменено, преобразовано или передано (уступлено).

3. Отказ выгодоприобретателя от своего права требования к страховщику допускается только в случае, если выгодоприобретатель одновременно отказывается и от своего права требования к перевозчику о возмещении причиненного вреда.

4. Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения в случае:

1) наступления страхового случая вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок. Указанные основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения могут быть полностью или частично исключены из договора обязательного страхования по соглашению сторон;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наступления страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя;

3) если определенная по правилам пункта 3 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.

5. Если к страховщику предъявлено требование о выплате страхового возмещения, но представлены не все документы, которые должны быть представлены в соответствии с частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и лицо, предъявившее данное требование, настаивает на выплате ему страхового возмещения при отсутствии этих документов, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения при условии, что лицо, предъявившее данное требование, не доказало факт наступления страхового случая и (или) размер подлежащего возмещению вреда.

6. Страховщик не вправе отказать в выплате страхового возмещения по другим основаниям.

7. Перевозчик до удовлетворения предъявленных к нему требований о возмещении причиненного вреда должен уведомить страховщика о предъявлении к нему требований в течение двух рабочих дней, следующих за днем их предъявления. Перевозчик, возместивший полностью или частично причиненный потерпевшему вред, должен уведомить об этом страховщика в течение двух рабочих дней, следующих за днем возмещения вреда.

8. Если перевозчик своевременно не уведомил страховщика о том, что вред им возмещен, и вследствие этого страховщик выплатил страховое возмещение выгодоприобретателю, перевозчик лишается права требовать от страховщика выплаты компенсации.

9. Перевозчик, который исполнил обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и возместил по согласованию со страховщиком полностью или частично причиненный потерпевшему вред, вправе требовать от страховщика выплаты компенсации в части возмещенного им вреда, а выгодоприобретатель, которому вред возмещен, это право утрачивает.

10. При предъявлении к страховщику требования о выплате компенсации возмещенного вреда перевозчик должен наряду с документами, обязательность представления которых установлена настоящим Федеральным законом, приложить к этому требованию документы, которые подтверждают возмещение причиненного вреда и перечень которых определяется сторонами договора обязательного страхования.

Груз застрахует экспедитор: учет и оформление

16.12.2013 распечатать Договор транспортной экспедиции может предусматривать обязанность экспедитора застраховать груз клиента по его поручению. Как данные услуги отражаются в бухгалтерском и налоговом учете экспедитора, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наталья Вахромова и Светлана Мягкова.

Организация-экспедитор, применяющая общий режим налогообложения, заключила договор транспортной экспедиции, в рамках которого она осуществляет страхование груза по поручению клиента (грузовладельца) и в его пользу. Экспедитор перевыставляет клиенту свои расходы на страхование, добавляя к ним наценку за оказание услуг. Как в бухгалтерском и налоговом учете экспедитора отражаются услуги по страхованию груза? Как производится обложение НДС данной операции?

Какие документы необходимо представить клиенту?
В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

В общем случае условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

Статьей 930 ГК РФ предусмотрено, что имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

Важно Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ) экспедитор не имеет права заключать договор страхования груза от имени клиента при условии, что это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Однако он может застраховать груз от своего имени (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 22.12.

Рекомендация  Бесплатная приватизация земли под домом в крыму 2024

При этом в силу свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе предусмотреть в договоре, что такое страхование осуществляется за счет клиента. Пунктом 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ установлено, что клиент обязан не только уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, но также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Поэтому, если договором транспортной экспедиции предусмотрено, что страхование груза осуществляется экспедитором за счет клиента, последний обязан возместить экспедитору понесенные им расходы на страхование. В силу п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Полагаем, что наличие в договоре транспортной экспедиции положений о страховании экспедитором груза и об обязанности клиента возместить экспедитору соответствующие расходы может рассматриваться как элемент посреднических отношений. Согласно нормам гражданского законодательства РФ посреднической деятельностью организации является, в частности, оказание услуг по приобретению работ (услуг) для сторонних организаций. Совершение указанных сделок осуществляется посредником в соответствии с положениями глав 51 «Комиссия» и 52 «Агентирование» ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 991 и ст.

1006 ГК РФ договор комиссии и договор агентирования предусматривают обязанность комитента (принципала) по уплате посреднического вознаграждения. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, то есть по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (абз. 2 п. 1 ст.

991 ГК РФ). Приведенные положения норм ГК РФ свидетельствует о целесообразности отдельного выделения суммы посреднического вознаграждения или порядка его определения в договоре. Кроме того, обязательным условием посреднических договоров является представление агентом (комиссионером) отчета об исполнении поручения, к которому прилагаются доказательства произведенных за счет принципала (комитента) расходов (ст.ст.

999, 1008 ГК РФ). Таким образом, оказывая экспедиционные услуги, экспедитор может быть признан посредником при условии включения в договор транспортной экспедиции всех необходимых элементов посреднического договора. В таком случае возмещение клиентом затрат экспедитора не будет относиться к реализации услуг экспедитора и не может быть признано в качестве объекта налогообложения по НДС и налогу на прибыль у экспедитора (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2013 N Ф08-8177/12 по делу N А32-2247/2012, ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2009 N А56-55513/2008, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 N 13АП-8079/2009, определение ВАС РФ от 18.05.2007 N 5707/07).

Налоговый учет

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ с учетом положений ст. 251 НК РФ. Так, согласно пп. 9 п. 1 ст.

251 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. При этом п. 9 ст. 270 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. Таким образом В рассматриваемой ситуации затраты на уплату страховой премии, возмещаемые клиентом (принципалом), в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, экспедитором не учитываются.

При этом суммы, полученные в качестве возмещения расходов по страхованию груза, для экспедитора не являются доходом от реализации. В данном случае доходом от реализации экспедитора будет только сумма агентского вознаграждения, полученная в соответствии с заключенным договором (письмо Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270).

НДС

Операции по реализации услуг на территории РФ признаются объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Согласно п.п.

1, 3 ст. 168 НК РФ при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж установлены постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137). В свою очередь, п. 1 ст.

Рекомендация  Взыскание алиментов с учредителя ООО 2024

156 НК РФ установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налогоплательщики определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде посреднического вознаграждения. Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением N 1137 (далее — Правила заполнения счета-фактуры), порядок составления счетов-фактур экспедиторами по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, не установлен. Минфин России в письме от 10.01.2013 N 03-07-09/01 разъясняет, что, принимая во внимание, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами заполнения счета-фактуры для комиссионеров (агентов).

В связи с этим по услугам третьих лиц, приобретенным экспедиторами от своего имени за счет клиентов, экспедиторы могут выставлять счета-фактуры с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемых клиентами.

Важно Для выставления счетов-фактур с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемых клиентами, не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги экспедитором клиенту, экспедитору следует выставить клиенту счет-фактуру, в котором требуется указать в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур (смотрите также письма Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-15/161, от 01.11.2012 N 03-07-09/148, ФНС России от 03.10.2012 N ЕД-4-3/16555@).

В рассматриваемой ситуации экспедитор в соответствии с условиями договора приобретает для клиента услуги страхования. Обратите внимание, что на основании пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ услуги по страхованию, оказанные страховыми организациями, НДС не облагаются.

В общем случае при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в соответствии со ст. 149 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру. При этом п. 4 ст. 169 НК РФ освобождает страховые организации от составления счетов-фактур по операциям, не облагаемым НДС в соответствии со ст.

149 НК РФ. Таким образом, в рассматриваемой ситуации экспедитор (являющийся посредником при приобретении для клиента услуг по страхованию) не должен выставлять счет-фактуру на сумму страховой премии, поскольку страховая организация такой счет-фактуру не оформляет в силу п. 4 ст. 169 НК РФ.

Счет-фактура на вознаграждение выставляется в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц, по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. На основании п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» не признаются расходами организации выбытие активов по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, бухгалтерский учет посреднических операций у агента целесообразно вести, используя счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», выделив для конкретных расчетов отдельные субсчета к этому счету: 76-1 «Расчеты со страховой компанией»; 76-2 «Расчеты с принципалом»; 76-3 «Расчеты с принципалом по агентскому вознаграждению». Проводки в данной ситуации будут следующими: Дебет 76-1, Кредит 51
— с расчетного счета перечислена страховая премия страховой компании;Дебет 76-2 Кредит 76-1
— расходы по оплате страховой премии предъявлены принципалу;Дебет 51 Кредит 76-2
— на расчетный счет поступили денежные средства от принципала, в счет возмещения расходов по страхованию груза;Дебет 76-3 Кредит 90-1
— начислено агентское вознаграждение;Дебет 90-3 Кредит 68
— начислен НДС с агентского вознаграждения;Дебет 90-2 Кредит 20 (26)
— отражены собственные расходы агента.

Документальное оформление

Основным документом, подтверждающим произведенные расходы по страхованию груза, является отчет экспедитора, который он должен предоставить клиенту. Отчет, как и все первичные документы, должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». К этому отчету должны быть приложены копии документов, подтверждающие понесенные расходы (копии договора страхования (полиса), платежных документов). Рекомендуем также составить акт на агентское вознаграждение.

Этот документ позволит клиенту без дополнительных рисков учесть в составе своих расходов затраты на уплату данного вознаграждения. В рассматриваемой ситуации на сумму агентского вознаграждения необходимо выставить счет-фактуру. С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системеГАРАНТ. Читайте также по теме:

Зачем страховать груз при перевозке и как не остаться без возмещения?

В дороге может произойти все что угодно и лучше, когда владелец груза и перевозчик уверены, что в этом случае они не понесут колоссальных убытков. Для этого нужно заранее позаботится о страховке. Расскажем, зачем застраховать груз при перевозке и с какими ошибками можно столкнуться при оформлении полиса.

Рекомендация  Аннулирование временной регистрации по внж 2024

Для чего страховать груз

Вы уверены в своем перевозчике, давно с ним работаете и доверяете на все сто, поэтому решили, что груз можно не страховать и сэкономить честно заработанные деньги. К сожалению, в дороге с грузом может приключится разное — гибель груза (особенно если речь идет о продуктах или медицинских реагентах), ограбят (да, к сожалению, грабеж на дорогах встречается), машина может попасть в аварию и т. п. Обезопасить груз от всех возможных рисков во время перевозки может страховой полис.

Как поможет страховка?

Покроет убытки, если с грузом что-то случится, в том числе в случае хищения.

От чего лучше страховать?

От полной гибели груза по любой причине, в том числе в результате:

  • аварий;
  • стихийных бедствий (в зависимости от регионов перевозки, следите за новостями, многие регионы в определенные периоды подвержены данным стихийным бедствиям);
  • действий третьих лиц (кражи, порча имущества и т. д.);
  • пропажи морского (речного, воздушного) судна без вести.

СПАО «Ингосстрах» в течение многих лет страхует грузы и товары на время транспортировки и обеспечивает гарантию вашего спокойствия и уверенность в защите вашего груза. Узнать все подробности по страхованию грузов и оформить заявку на оформление полиса можно уже сейчас, прямо на сайте компании.

Как правильно застраховать груз?

Страхование груза не является сложной операцией, поэтому всего 4 простых шага приведут к уверенности в том, что перевозка застрахована:

  1. Выбрать компанию-страховщика. Выбирать можно разными способами — читать отзывы в интернете, сравнивать цены, разговаривать с коллегами, которые пользовались услугами разных страховщиков. Ориентироваться стоит на лидеров рынка с хорошей репутацией. Во-первых, у них хорошая финансовая база, во-вторых, у таких компаний процесс работы по каждому типу страхования уже отлажен и оформить документы и получить возмещение можно гораздо быстрее.
  2. Определиться с тарифом на страхование. На стоимость страховки будет влиять множество факторов (объем и вид груза, упаковка, маршрут следования, транспорт перевозчика, и т. д.). Не пытайтесь утаить какие-то нюансы от страховщика, чем полнее и точнее будет информация о грузе и способе его транспортировке, тем более подходящий тариф вам подберут.
  3. Подготовить комплект документов для страхования. Страховая компания выдаст вам полный перечень документов, необходимых для оформления полиса. Чаще всего достаточно просто заявления на страхование, которое Вам предоставит сотрудник Страховой компании. Уточните, есть ли возможность отправлять заявки на страхование и документы онлайн. Если вы часто страхуете груз, то такая услуга будет очень удобна.
  4. Заключить договор. Обязательно проверьте все пункты договора, в каком случае вам полагается выплата и в каком объеме. Сделать все нужно до момента подписания договора.

Мы уже сделали за вас первый шаг и подобрали качественного страховщика. Компания «Ингосстрах» уже 74 года на рынке страховых услуг и точно знает как помочь вам в вопросах защиты груза.

Рассчитайте стоимость страхования вашего груза на сайте компании или подайте заявку на оформление – в этом случае с вами свяжутся сотрудники компании.

Почему «Ингосстрах»?

  1. Индивидуальный подход к каждому клиенту.
  2. Персональный менеджер, сопровождающий на всех этапах заключения договора и оформления полиса.
  3. Консультации по всем возникающим вопросам от торговых контрактов до логистического процесса.
  4. Возможность упрощенного урегулирования убытков, а также заявление об убытке через личный кабинет.
  5. Большая филиальная сеть по всей России.

Заполнить заявление на страхование груза можно тут.

Типичные ошибки при страховании грузов

Чтобы не остаться без выплаты, необходимо учесть некоторые нюансы при заключении договора страхования и действий при наступлении страхового случая. Расскажем вам о типичных ошибкахпри страховании грузов:

  • Несвоевременное сообщение о наступлении страхового случая.В договоре обычно прописываются даты, в которые необходимо поставить в известность о наступлении неприятной ситуации страховщика — если не уложились в этот период, то выплаты не ждите.
  • Неверная информация. Любые опечатки в именах водителей, объеме груза или единицах измерения могут привести к тому, что вы либо не получите выплату, либо будете долго доказывать, что это нелепая случайность.
  • Указание не всех рисков. Если вы застраховали груз только от аварии, а он был украден, то страховка не поможет. Нужно предусмотреть все возможные варианты развития событий и застраховаться от всего или как минимум от самых вероятных рисков.
  • Отклонение от маршрута.Если неприятность с грузом произошла не на указанном в полисе маршруте, то выплаты вам не положены.
  • Не зафиксирован ущерб. Вам нужно провести фото и по возможности видеосъемку места происшествия. Оперативно обратиться к аварийным службам, полиции и, в зависимости от ситуации, провести инвентаризацию и выявить нанесенный ущерб и подтвердить его.

И страховая компания, и организация, груз которой страхуется, желают одного — чтобы груз был доставлен в целости и сохранности, поэтому в интересах каждой стороны предусмотреть все детали.

СПАО «Ингосстрах»

Страхование грузов, товаров на время транспортировки.

  • #страхование
  • #перевозка грузов
  • #авиаперевозка
  • #страховые компании
  • #Ингосстрах
  • #возмещение ущерба
  • #грузоперевозка
  • #железнодорожные перевозки