УПК РФ Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей
1. После выполнения председательствующим требований статьи 327 явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.
2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:
1) представляется им;
2) представляет стороны;
3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.
4. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.
5. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.
6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.
7. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.
8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты.
Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.
10. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.
11. Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.
12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные частью третьей статьи 327 настоящего Кодекса. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.
(часть 12 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
15. Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия — путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.
16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.
(часть 16 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.
(часть 18 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.
20. Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.
(часть 20 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
(часть 21 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.
(часть 22 в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.
24. Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.
А вы получали письмо о включении в список кандидатов в присяжные заседатели?
Такие письма приходят многим. Можно его проигнорировать. А можно стать присяжным, если пройдете отбор, и принять участие в рассмотрении уголовного дела.
Да, почти как в кино. Причем за это платят. И работодатель не сможет вас уволить за отсутствие на рабочем месте
Судопроизводство с участием присяжных заседателей существует в России еще с начала 1990-х гг. Но большинство граждан, обнаружив у себя в почтовом ящике приглашение принять участие в отборе присяжных заседателей, все же плохо представляют, как исполняется эта гражданская обязанность.
Как отбирают кандидатов в присяжные заседатели?
Раз в четыре года муниципалитеты составляют списки кандидатов в присяжные заседатели из числа граждан, постоянно проживающих на территории конкретного муниципалитета. Эти списки должны публиковаться в муниципальных СМИ. Также вошедшим в них гражданам рассылаются уведомления.
Но попадание в муниципальный список кандидатов в присяжные заседатели еще не гарантирует, что гражданина вызовут для отбора присяжных в конкретное дело.
Списки кандидатов составляются методом случайной выборки на основе списков избирателей. Дополнительную проверку граждане не проходят. Но не каждый может исполнять обязанности присяжного заседателя. Гражданин не может им быть, если он:
- младше 25 лет или старше 65 лет;
- имеет непогашенную судимость (если непонятно, что это значит, точно стоит разобраться – поможет вам в этом статья «О последствиях судимости должен знать каждый»);
- признан частично или полностью недееспособным;
- состоит на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере;
- не владеет языком, на котором ведется судопроизводство (русским языком);
- не может исполнять обязанности присяжного по состоянию здоровья;
- замещает государственную должность или выборную должность в органах местного самоуправления;
- является или являлся менее пяти лет назад военнослужащим по контракту органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом органов принудительного исполнения РФ или частным детективом, сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
- является священнослужителем.
Если пришло уведомление о включении в список кандидатов, что делать?
Ситуация № 1: вы не хотите оказаться в числе присяжных заседателей. При этом одно или даже несколько вышеперечисленных обстоятельств препятствуют исполнению вами обязанностей присяжного.
Здесь все просто. Можно обратиться в муниципалитет с просьбой об исключении вас из списка кандидатов в присяжные заседатели, приобщив к заявлению документы, которые подтверждают такие обстоятельства.
Ситуация № 2: вы не желаете быть присяжным, но формальных препятствий для этого у вас нет, или вы просто не хотите тратить время на обращение в муниципалитет.
В этом случае можно ничего не делать. Если вам все-таки придет приглашение явиться в суд для участия в отборе присяжных заседателей, просто проигнорируйте его. Ответственность за это современное законодательство не предусматривает (ранее было возможно привлечение к ответственности по ст.
165.6 КоАП РСФСР).
Ситуация № 3: вы готовы стать присяжным.
Тогда ждите приглашения в суд для участия в отборе присяжных заседателей.
Ситуация № 4: вы хотите стать присяжным, но не включены в муниципальные списки кандидатов.
Тут вариантов нет. Попасть в списки кандидатов в присяжные заседатели по собственной инициативе нельзя. Заранее подружиться с работниками муниципалитета как вариант мы не рассматриваем, поскольку он выходит за рамки закона.
Что полагается присяжному заседателю?
Если вас пригласили для отбора присяжных заседателей, самое время разобраться в их правах.
За время исполнения присяжным заседателем его обязанностей суд выплачивает ему вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы за такой период.
Суд возмещает присяжному заседателю командировочные расходы и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в размере, установленном законодательством для судей данного суда.
За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Присяжный заседатель наделяется гарантиями независимости и неприкосновенности, отчасти сопоставимыми с гарантиями федерального судьи. Так, законодательство предусматривает запрет на вмешательство в деятельность присяжного и проведение в отношении него оперативно-разыскных мероприятий в связи с осуществлением им обязанностей присяжного заседателя, возможность применения мер государственной защиты и проч.
Какие дела рассматривают присяжные заседатели?
Суды с участием присяжных заседателей рассматривают уголовные дела о преступлениях, которые предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса РФ:
- ч. 1, 2 ст. 105 «Убийство»;
- ч. 4 ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»;
- ч. 3 ст. 126 «Похищение человека»;
- ст. 209 «Бандитизм»;
- ч. 4 ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)»;
- ч. 1–3 ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»;
- ст. 227 «Пиратство»;
- ч. 5 ст. 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств…»;
- ч. 4 ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств…»;
- ст. 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;
- ст. 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»;
- ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»;
- ст. 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»;
- ст. 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»;
- ст. 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»;
- ст. 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»;
- ст. 357 «Геноцид»;
- ст. 358 «Экоцид»;
- ч. 1, 2 ст. 359 «Наемничество»;
- ст. 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
В этих случаях закон предусматривает судебное разбирательство с участием присяжных заседателей. Однако в одном деле, помимо перечисленных выше составов преступлений, могут фигурировать составы, которые самостоятельно присяжными заседателями не рассматриваются. То есть присяжный может столкнуться с делом об убийстве и грабеже либо с делом об организации преступного сообщества и неправомерном доступе к компьютерной информации и т.п.
Как формируется коллегия присяжных заседателей?
Коллегия присяжных заседателей состоит из основных и запасных присяжных. В судах субъектов РФ 8 основных присяжных, в районных судах – 6. Количество запасных присяжных заседателей определяется с учетом предполагаемой продолжительности рассмотрения дела. По особо объемным делам их может быть несколько десятков.
Порядок формирования коллегии присяжных заседателей из явившихся по вызову кандидатов происходит следующим образом. До приглашения в судебное заседание кандидаты сообщают работникам суда информацию о себе: ФИО, возраст, род занятий. На основе этих сведений составляется список явившихся кандидатов, который будет вручен сторонам защиты и обвинения.
Для формирования коллегии на отбор в областной суд должны явиться не менее 14 кандидатов, в районный – не менее 12. Если пришло меньше, то судебное заседание по отбору присяжных переносится на другую дату. При этом судья может установить другое минимальное количество кандидатов. Это связано с тем, что нередко уголовные дела рассматриваются больше года.
Естественно, 12 или 14 кандидатов будет явно недостаточно.
Если кандидаты явились в нужном количестве, то после составления списка они приглашаются в зал судебного заседания. Председательствующий судья представляется и представляет стороны защиты и обвинения. Затем он озвучивает информацию о том, какое дело и в отношении кого подлежит рассмотрению.
Сообщает предполагаемую продолжительность рассмотрения дела. Разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении дела. Напоминает кандидатам об обязанностях правдиво отвечать на вопросы и представить необходимую информацию о себе и об отношениях с участниками уголовного судопроизводства.
После этого председательствующий судья опрашивает кандидатов о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. Затем вопросы кандидатам могут задать стороны защиты и обвинения.
Внимание: на вопросы следует отвечать правдиво. Часто приговоры, причем в большинстве случаев оправдательные, отменяются, потому что один из присяжных сообщил при отборе недостоверную информацию. Так многомесячная работа, в том числе коллегии присяжных заседателей, отправляется в мусорную корзину.
По результатам ответов кандидатов стороны защиты и обвинения заявляют мотивированные и немотивированные отводы, которые разрешаются председательствующим судьей. Причиной для мотивированного отвода может стать: знакомство кандидата с участником процесса; обстоятельства, свидетельствующие о возможной необъективности и предвзятости кандидата; его осведомленность об обстоятельствах дела и т.д. Но об основаниях отвода председательствующий судья кандидатам не сообщает.
На этом этапе кандидаты в присяжные заседатели должны окончательно определиться, намерены они участвовать в судебном разбирательстве или нет. Кандидат вправе взять самоотвод, если он не сможет присутствовать на судебных заседаниях по уважительной причине. Если такой причины нет, а участвовать в заседаниях не хочется, вот вам лайфхак.
Не знаете, как «отвестись»? Нет ничего проще. Достаточно заявить что-то вроде: «Я тут посмотрел на подсудимых и проникся к ним симпатией.
Независимо от их вины и ее доказанности буду голосовать за их оправдание по всему объему обвинения». Уверяю, в коллегии вы после этого не останетесь.
После завершения стадии отводов формируется список присяжных заседателей, вошедших в основной и запасной составы коллегии. Первые 8 отобранных кандидатов в суде субъекта РФ или первые 6 кандидатов в районном суде включаются в основной состав коллегии, а остальные отобранные кандидаты становятся запасными присяжными заседателями. При этом в число запасных присяжных могут включить только часть кандидатов в порядке их нахождения в списке.
То есть чем ближе к концу списка стоит фамилия кандидата, тем меньше у него шансов войти в состав коллегии.
После формирования коллегии присяжные заседатели выбирают из своего числа старшину и приносят присягу.
Работа присяжных заседателей
Как присяжные исполняют свои обязанности?
Присяжный заседатель, вошедший в основной или запасной состав коллегии, обязан присутствовать на всех судебных заседаниях. Ответственность за неявку присяжного установлена ч. 3 ст. 333 и ст. 117 УПК РФ. Неисполнение им этой обязанности может повлечь наложение штрафа – до 2500 руб.
Но на практике такое почти не встречается. В случае неявки присяжного судебное заседание отложат, либо он будет отведен из коллегии. Если присяжный выбывает из основного состава, его заменяют запасным присяжным заседателем.
Впрочем, если обстоятельства препятствуют участию присяжного всего в одном судебном заседании, вопрос о его переносе почти всегда можно решить с председательствующим. Обычно судьи идут присяжным навстречу, поскольку стараются не допустить развала коллегии. А такое случается, когда количество присяжных заседателей становится меньше допустимого.
При исполнении обязанностей присяжного заседателя гражданин не должен собирать информацию о деле из посторонних источников и обязан руководствоваться только теми сведениями, которые доведены до него в судебном заседании. Также недопустимы контакты с участниками процесса со стороны защиты или обвинения. В противном случае присяжный может быть отведен.
Сколько времени у присяжных уходит на работу?
Объемы дел и продолжительность их рассмотрения колеблются в широком диапазоне. Одноэпизодное дело на одного-двух подсудимых может быть рассмотрено в течении двух-трех недель – при проведении трех-пяти судебных заседаний в неделю. Дела на несколько десятков подсудимых и эпизодов порой рассматриваются несколько лет.
Разной может быть и интенсивность рассмотрения дела. Обычно судьи стараются проводить заседания максимально часто. Однако всегда остается вероятность отложения заседания из-за неявки одного из присяжных.
ВС разъяснил судопроизводство с участием присяжных
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
23 мая 2018
15 мая Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление о внесении изменений в отдельные постановления Пленума ВС РФ по уголовным делам. Корректировке подверглись три документа: Постановление от 22 ноября 2005 г. № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей», Постановление от 22 декабря 2009 г. № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» и Постановление от 19 декабря 2013 г. № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам».
Читайте также
Пленум ВС РФ изменил свои постановления, касающиеся судопроизводства с участием присяжных
Разъяснения скорректированы в связи с расширением компетенции суда присяжных с 1 июня 2018 г.
15 мая 2018 Новости
Потребность в принятии поправок в Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, данное постановление не учитывает изменений в УПК РФ, внесенных Федеральным законом от 23 июня 2016 г., которыми предусмотрено участие присяжных в судебных заседаниях в районных судах. В постановлении имелись и иные устаревшие разъяснения, не учитывающие, например, круг апелляционных оснований для приговоров, постановленных с учетом вердикта присяжных заседателей (ст. 389.27 УПК РФ).
Очевидно, что содержание документа было необходимо привести в соответствие с актуальной нормативной базой.
Во-вторых, ожидаемое начало рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных судах требовало скорейшего разъяснения новых норм УПК РФ, которые потенциально могут создать проблемные ситуации на практике (например, может ли быть присяжным заседателем в районном суде лицо, которое вызвано для исполнения этой же функции в областной суд, и др.).
В-третьих, сложившая практика производства в суде с участием присяжных заседателей делает необходимым разъяснение отдельных положений гл. 42 УПК РФ, с тем чтобы исключить типовые нарушения уголовно-процессуального закона в ходе рассмотрения таких дел и уменьшить число отмен приговоров судами апелляционной инстанции.
Последняя редакция поправок в указанное постановление Пленума, на наш взгляд, свидетельствует о том, что первые две задачи Верховным Судом были решены максимально полно и адекватно. Значительная часть поправок, внесенных в документ, направлена на обновление разъяснений в контексте изменения действующего процессуального и судоустройственного законодательства.
Так, например, п. 4 постановления изложен в новой редакции в связи с появлением у судьи полномочия по выделению уголовного дела в отдельное производство. Пленум разъясняет, что если один или несколько обвиняемых на предварительном слушании отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, а остальные настаивают на этом, то судья решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. Необходимо отметить, что если судья приходит к выводу о невозможности такого выделения, то дела будут рассматриваться с участием присяжных заседателей, в том числе в отношении несовершеннолетних, тем самым нивелируется не имеющий объективной основы нормативный запрет этого производства для указанной категории обвиняемых.
Важным представляется и уточнение срока, в течение которого обвиняемый вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей. В новой редакции абз. 1 п. 2 указывается, что такое ходатайство может быть заявлено обвиняемым как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии (ч.
5 ст. 217 УПК РФ), так и после направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения. Старая редакция указанного абзаца постановления допускала заявление обвиняемым этого ходатайства в более широком временном диапазоне с момента вручения копии обвинительного заключения – необходимо было лишь успеть до назначения судебного заседания.
Однако не следует рассматривать новое разъяснение как ограничивающее права обвиняемого, поскольку, во-первых, в подавляющем числе случаев такие ходатайства заявляются после ознакомления с материалами дела, а во-вторых, в указанном пункте постановления продолжает оставаться разъяснение о праве обвиняемого заявить подобное ходатайство непосредственно в ходе предварительного слушания.
Следует обратить внимание на поправку в п. 6 постановления, согласно которой председательствующий на предварительном слушании будет не только выяснять вопрос о том, поддерживает ли обвиняемый ранее заявленное ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных, но и опрашивать обвиняемого о том, понятны ли ему особенности рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, права в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Очевидно, что защитнику следует подготовить своего подзащитного к этому «опросу» и внимательно следить за тем, чтобы подобное разъяснение не обернулось антирекламой суда присяжных и демотивированием обвиняемого, заявившего на следствии подобное ходатайство.
Третья задача – по устранению уже имеющихся на практике девиаций – решена Пленумом, на наш взгляд, недостаточно полно.
С одной стороны, в поправках нашли отражение подходы, устраняющие отдельные проблемные ситуации, возникающие в судебной практике. Так, например, в новой редакции постановления решена проблема содержания сведений о кандидатах в присяжные в списках, вручаемых сторонам на начальном этапе формирования коллегии. В ранее действовавшей редакции п. 12 была аморфная формулировка, согласно которой в указанных списках должны содержаться лишь необходимые, но достаточные сведения о кандидатах, позволяющие сформировать коллегию присяжных заседателей.
Во многих судах пределы этой «необходимости, но достаточности» понимались радикально по-разному, причем во всех случаях Верховный Суд признавал такие списки полностью соответствующими закону. Так, по одному из дел ВС РФ усмотрел, что «…обязательного указания в этих списках сведений об образовании кандидатов в присяжные заседатели законом не предусмотрено…» 1 В другом случае ВС РФ признал достаточным упоминание в этих списках лишь фамилии, имени, отчества кандидатов в присяжные и их профессии 2 . Наконец, Верховный Суд признавал законными списки, содержащие только указание на фамилию, имя и отчество каждого из кандидатов в присяжные 3 .
Такое различие в подходах к содержанию списка кандидатов в присяжные заседатели порождало правовую неопределенность. Право сторон на получение сведений о кандидатах становилось полностью зависимым от усмотрения председательствующего, который сам определял объем этой информации и содержание указанных списков, причем по различным делам этот объем мог существенно различаться. Это влекло нарушение равенства всех перед законом и судом, а также права обвиняемого на защиту.
Именно поэтому следует позитивно оценить новую редакцию п. 12 постановления, содержащую закрытый перечень сведений о кандидатах, которые должны быть указаны в этих списках: данные о возрасте, образовании и социальном статусе кандидата (роде его деятельности).
Другим позитивным примером может служить разъяснение, изложенное в абз. 2 п. 21 постановления, согласно которому в целях разрешения ходатайства стороны о допросе в судебном заседании в качестве нового свидетеля лица, явившегося в суд по ее инициативе, председательствующий вправе в отсутствие присяжных заседателей выяснить у этого лица, относятся ли известные ему сведения к обстоятельствам рассматриваемого дела, подлежащим исследованию в присутствии присяжных заседателей. Это разъяснение в определенной степени «легализует» устоявшуюся практику предварительного допроса свидетелей и вносит единообразие в судебную практику.
Позитивно следует оценить и разъяснение, изложенное в абз. 3 п. 21 постановления, поскольку оно исчерпывающе разъясняет условия привлечения по инициативе сторон специалиста к участию в судебном разбирательстве. Представляется, что это сгладит остроту проблемы привлечения специалиста в процесс с участием присяжных.
Не все позитивные новации, ранее содержавшиеся в проекте постановления Пленума, нашли свое отражение в окончательном его варианте.
Так, из окончательного текста проекта постановления оказалось исключено положение о том, что исследование данных о личности иных участников уголовного судопроизводства (свидетелей, потерпевших) допускается лишь в той мере, в какой они могут иметь значение для оценки содержания показаний этих лиц присяжными заседателями. Подобное разъяснение устранило бы острейшую проблему на практике, обусловленную тем, что судьи запрещают исследовать подобные сведения с участием присяжных. Эта ситуация даже стала предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека. В постановлении от 23 октября 2012 г. по делу «Пичугин против Российской Федерации» (жалоба № 38623/03) ЕСПЧ отметил, что вопросы свидетелю о его личности со стороны защиты были крайне важны, поскольку позволяли оспорить достоверность его показаний, оценка которых отнесена к исключительной компетенции коллегии присяжных заседателей: «Задачей коллегии присяжных было определить, какое значение (если вообще они имеют какое-либо значение) следует придавать показаниям г-на К. против Заявителя.
С тем чтобы эту задачу выполнить, присяжным должны были быть известны все имеющие отношение к делу обстоятельства, влияющие на точность и достоверность данных показаний, включая какие-либо возможно имевшиеся у г-на К. побудительные причины ложного изложения фактов. Соответственно, защите было важно обсудить вышеуказанные вопросы в присутствии коллегии присяжных с тем, чтобы проверить достоверность и правдивость показаний г-на К.». Очевидно, что потребность в изменении направления практики Верховного Суда в этом вопросе назрела, и указанное разъяснение было бы более чем своевременным.
С другой стороны, в проекте постановления не нашли отражения не менее актуальные вопросы судебной практики: об условиях постановки единого (соединенного) вопроса перед присяжными, особенностях постановки альтернативных вопросов, о разрешении вопросов права «у судейского стола», допустимости защиты указанием на совершение преступления иным лицом и многое другое.
Остается надеяться, что судебная практика рассмотрения дел с участием присяжных в районных судах приведет к необходимости ее обобщения в формате нового постановления Пленума, в котором будут максимально учтены все проблемные ситуации.
1 Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2007 г. № 19-007-41сп // СПС «КонсультантПлюс».
2 Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2011 г. № 45-011-48сп // СПС «КонсультантПлюс».
3 Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. № 26-007-7сп // СПС «КонсультантПлюс».
Формирование коллегии присяжных заседателей
Формирование коллегии присяжных заседателей регламентировано в ст. 328 УПК РФ. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.
Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем.
- Председательствующий выполняет требования ст. 327 УПК РФ.
- Кандидаты в присяжные заседатели допускаются в зал судебного заседания.
- Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он представляется им, представляет стороны, сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства, разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные УПК РФ.
- Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства.
- Председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.
- Кандидаты в присяжные заседатели, если считают, что есть причины, по которым они не могут исполнять свои обязанности, указывают их председательствующему, заявляют себе самоотвод.
- Заслушивается мнение сторон, по заявлениям кандидатов в присяжные, после чего судья принимает решение.
- Те кандидаты в присяжные, которых освободили от участия в рассмотрении уголовного дела, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.
- Председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.
- Стороны задают каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними. Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на принятие решения по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора.
- Обсуждается каждый кандидат в последовательности, определенной списком кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.
- Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату.
- Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.
- Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.
- Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные ч.3 ст. 327 УПК РФ.
- Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.
- Немотивированные отводы заявляются лицами, указанными в п.2 ч.5 ст. 327 УПК РФ, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.
- Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
- Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия — путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.
- Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.
- После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
- Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.
- После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.
- Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.
- Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
- По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.