ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации
1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) общественных движений;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) общественно полезных фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды, и личных фондов;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний;
12) адвокатских палат;
(пп. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)
13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
(пп. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ)
14) государственных корпораций;
(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
15) нотариальных палат.
(пп. 15 введен Федеральным законом от 07.02.2017 N 12-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
(п. 5 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
(п. 6 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
Юридические лица и ИП: количество и состав (2023)
Анализ количества, состава российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) на начало 2024 года.
Данные приведены на основании отчетов и информации (1-ЮЛ, 1-ИП), размещенной на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС РФ) (nalog.ru).
Оглавление
1. О юридических лицах
Общее количество российских юридических лиц (на 01.01.2023): 3 197 542 шт.
✔ Из них большая часть коммерческие организации – 2 609 108 шт.
1.1. Организационно-правовые формы организаций
Коммерческие организации
✔ Акционерные общества – 52 331 (в том числе, 822 публичных акционерных обществ)
✔ Производственные кооперативы – 7 820 шт. (в том числе, 5 837 сельскохозяйственных производственных кооперативов)
✔ Унитарные предприятия – 10 704 шт. (в том числе, федеральные – 392 шт., региональные – 1 032 шт, муниципальные – 9 274 шт.)
Некоммерческие организации
✔ Учреждения – 203 251 шт. (в т.ч. федеральные – 11 964 шт., региональные – 36 098 шт., муниципальные – 155 189 шт.)
✔ Некоммерческие организации, регистрируемые в соответствии со специальным порядком – 209 417 шт. (в т.ч. Минюст России – 209 383 шт., Банк России – 34 шт.).
1.2. ТОП 5 регионов (по количеству организаций)
По количеству действующих зарегистрированных юридических лиц лидируют:
1) Москва – 574 294 шт.
2) Санкт-Петербург – 213 803 шт.
3) Московская область – 186 233 шт.
4) Свердловская область – 113 865 шт.
5) Краснодарский край – 102 671 шт.
1.3. Новые и ликвидированные юридические лица
Общее количество организаций за 2022 год уменьшилось на 48 636 шт.
В 2022 году было зарегистрировано 260 585 новых юридических лиц.
Количество ликвидированных организаций в 2022 году составило 309 221.
Большая часть организаций ликвидирована по инициативе ФНС [ 1 ] (240 324 шт.), в том числе:
— Недействующие юридические лица – 63 329 шт.
— В связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности – 176 936 шт.
— В связи с невозможностью ликвидации юридического лица – 59 шт.
Количество ликвидированных организаций в результате банкротства – 7 110 шт.
Источник: 1-ЮР «Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц» на 01.01.2023 (с сайта nalog.ru).
2. Об индивидуальных предпринимателях (ИП)
Общее количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в России на 01.01.2023 – 3 871 488 лиц.
2.1. Новые и ликвидированные ИП
Общее количество ИП за 2022 год увеличилось на 166 054 лиц.
В 2022 году было зарегистрировано 808 604 ИП (и крестьянских (фермерских) хозяйств).
Количество ИП, прекративших свою деятельность в 2022 году, составило 642 550 лиц.
2.2. ТОП 5 регионов (по количеству ИП)
По количеству действующих зарегистрированных ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств лидируют:
1) Москва – 396 766
2) Московская область – 292 663
3) Краснодарский край – 219 652
4) Санкт-Петербург – 192 605
5) Ростовская область – 131 217
Источник: 1-ИП «Сведения о работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» на 01.01.2023 (с сайта nalog.ru).
Примечания
↑ 1) Юридические лица, прекратившие свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ.
Рубрики:
Советуем прочитать
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Установленная законодательством форма организации юридического лица, определяющая его правовое положение.
Примеры организационно-правовых форм — акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), учреждение. Организация. 03.07.2023
💁 Обсудить
@TaxSlov.ru • Просто о сложном! Сайт предназначен для общеобразовательных целей. При применении полученной информации к практическим ситуациям консультируйтесь со специалистами. Редакция и авторы TaxSlov.ru не несут ответственности за последствия применения опубликованных материалов❗
Государственное учреждение и частное: какие различия?
Будучи на пороге покупки какого-либо товара или услуги, мы обязательно сталкиваемся с выбором его поставщика. В этом выборе мы обычно сталкиваемся с выбором между государственными учреждениями и частными компаниями, которые функционируют на рынке. Но что же отличает государственное учреждение от частного и как сравнить их плюсы и минусы?
Для начала необходимо определить, что представляют собой государственные учреждения и частные компании. Государственные учреждения — это организации, созданные государством для решения определенных задач, которые возлагаются на них в рамках государственных программ. Частные компании — это организации, созданные для получения прибыли от продажи товаров или услуг на рынке.
Несмотря на то, что и государственные учреждения, и частные компании могут предлагать одинаковые услуги и товары, между ними есть существенные различия. Поэтому важно знать, на что обратить внимание при выборе между ними. В данной статье мы рассмотрим ключевые отличия государственного учреждения и частного и попытаемся понять, как каждый из них может быть более выгодным в разных случаях.
Государственные и частные учреждения: различия и сходства
Различия между государственными и частными учреждениями:
Форма собственности. Государственные учреждения находятся в собственности государства, а частные – в собственности частного лица или компании. В связи с этим каждая из этих форм имеет свои особенности и ограничения.
Условия работы. В государственных учреждениях работают госслужащие, которые получают зарплату из бюджета. В частных учреждениях работают люди, которые получают заработную плату от своего работодателя.
Иногда условия работы могут сильно отличаться, например, в государственных учреждениях обычно существует строже регламентированное рабочее время и режим работы.
Цель деятельности. Целью государственных учреждений является обслуживание населения и государства в целом, а частных – получение прибыли и удовлетворение потребностей своих клиентов. Это означает, что подход к работе в этих двух формах может сильно отличаться.
Сходства между государственными и частными учреждениями:
Наличие организационной структуры. Как государственные, так и частные учреждения имеют организационную структуру, состоящую из отделов, подразделений, должностных лиц и сотрудников.
Наличие задач и обязанностей. В любых учреждениях есть определенные задачи и обязанности, которые выполняют сотрудники. Например, государственный учреждение может заниматься выдачей документов, а частное – продажей товаров или услуг.
Необходимость выполнения правил и требований. Как государственные, так и частные учреждения работают в соответствии со своими правилами и требованиями, которые могут быть установлены законодательством или уставом. Также у обеих форм могут быть свои внутренние правила и процедуры, которые нужно соблюдать.
Характеристика | Государственные учреждения | Частные учреждения |
---|---|---|
Форма собственности | Находятся в собственности государства | Находятся в собственности частного лица или компании |
Условия работы | Государственные служащие | Работают на условиях договора с работодателем |
Цель деятельности | Обслуживание населения и государства в целом | Получение прибыли и удовлетворение потребностей клиентов |
Форма собственности
Государственное учреждение
Форма собственности государственного учреждения — государственная собственность.
Государственное учреждение — это организация, созданная государством для решения общественных задач. Структура и правила управления госучреждением устанавливаются законодательствами на разных уровнях власти. Государственное учреждение может обладать собственностью на объекты, необходимые для осуществления его функций.
Однако, само учреждение является государственной собственностью.
- Государственные учреждения финансируются за счет бюджетных средств.
- Любые доходы от деятельности государственного учреждения направляются на улучшение качества предоставляемых услуг.
- Государственные учреждения не имеют права на прибыль.
- Деятельность государственного учреждения подвергается государственному контролю.
Частное предприятие
Форма собственности частного предприятия — частная собственность.
Частное предприятие — это организация, созданная частным лицом или группой частных лиц с целью получения дохода. Структура и правила управления частным предприятием устанавливаются его учредительными документами. Частное предприятие является частной собственностью.
- Частные предприятия финансируются за счет собственных средств или за счет кредитов банков.
- Целью деятельности частных предприятий является получение прибыли и увеличение ее размера.
- Деятельность частных предприятий не подвергается государственному контролю, но регулируется законодательством государства.
В целом, форма собственности является важным параметром отличия государственного учреждения от частного предприятия. Это влияет на их цели, виды деятельности, финансирование, управление и контроль деятельности.
Управление государственным учреждением и частным бизнесом: основные различия
Управление учреждением
В государственном учреждении управление в основном осуществляется от лица государства, представленного уполномоченными органами. Структура управления подразумевает наличие четкой иерархии, в которой каждый отдел является частью и подчиняется вышестоящему. Руководители учреждения обычно назначаются на должности из числа государственных служащих, что гарантирует строгое следование правилам и нормам в работе.
В частном бизнесе управление может осуществляться любым уполномоченным лицом, которое обладает необходимыми знаниями и опытом. Частный предприниматель имеет возможность составлять свою собственную структуру управления, нанимать специалистов и выстраивать свою систему на основе принципов, которые считает наиболее эффективными.
Еще одним различием является то, что в государственных учреждениях управление строится на основе законодательств, установленных государством. В частном бизнесе управление строится на основе самых эффективных и выгодных принципов и методик управления.
Также следует отметить, что в государственных учреждениях действуют регламенты и процедуры, которые необходимо строго соблюдать. В частном бизнесе может применяться более гибкий подход в управлении, что позволяет быстрее и эффективнее реагировать на изменения внешней среды и требования рынка в целом.
Таким образом, основными различиями в управлении государственным учреждением и частным бизнесом являются различная структура управления, принципы и методики работы, а также наличие регламентов и процедур в государственных учреждениях.
Цели и задачи
Государственное учреждение:
- Обязательное выполнение функций, связанных с реализацией государственной политики и законодательства;
- Ответственность перед государством и обществом за свою работу;
- Безвозмездность оказываемых услуг гражданам или предоставляемых продуктов;
- Наложение административных и иных видов ответственности за нарушение законодательства;
- Финансирование деятельности из бюджетных средств;
- Выполнение конкретных задач по поручению государства.
Частное учреждение:
- Обеспечение прибыли своим владельцам и акционерам;
- Ориентация на потребности клиента и максимизация его удовлетворенности результатами работы;
- Соблюдение законодательства в области бизнеса;
- Ответственность перед инвесторами за результативность своей работы;
- Финансирование деятельности из собственных источников и инвестиций;
- Выбор специализации и направлений работы по своему усмотрению.
Таким образом, если государственное учреждение работает на благо государства и общества, то частное учреждение ориентировано на свою прибыль и развитие. В то же время, оба вида учреждений осуществляют свою деятельность на основе законодательства и несут ответственность за свою работу.
Финансирование и бюджет
Государственные учреждения: основным источником финансирования являются доходы из государственного бюджета. Бюджет формируется на основе планирования государственных расходов и доходов. Государственные учреждения получают выделенные из бюджета средства на осуществление своей деятельности.
Финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств подлежат строгому контролю со стороны государственных органов.
Частные учреждения: финансирование происходит от частных инвесторов, банков, собственных средств предприятия. Но главным источником финансирования являются выручка от продажи товаров и услуг, а также инвестиционные проекты. Бюджет формируется на основе планирования прибыли и расходов предприятия.
Финансовые отчеты не подлежат строгому государственному контролю, хотя могут подвергаться аудиту со стороны инвесторов и банковского сектора.
Структура финансирования и бюджетирования является одним из основных различий между государственными и частными учреждениями.
Качество предоставляемых услуг
Одним из главных отличий между государственным учреждением и частным является качество предоставляемых услуг. Государственное учреждение, как правило, имеет процедуры и стандарты, которыми они должны следовать, что может негативно сказаться на скорости обслуживания и качестве услуг.
В то же время, частное учреждение может предоставлять услуги более быстро и более эффективно благодаря более гибкой структуре управления и мотивации для персонала. Кроме того, частные компании часто более заинтересованы в повышении качества своих услуг, чтобы привлекать и удерживать клиентов.
Однако, нельзя сказать, что все государственные учреждения предоставляют низкокачественные услуги. Некоторые государственные организации имеют высокий уровень профессиональности и могут похвастаться высоким качеством своих услуг. Кроме того, государственные учреждения обычно работают в интересах национальных интересов и социальных потребностей, которые могут стать причиной увеличения процедур и времени ожидания для предоставления услуг.
Таким образом, отличие в качестве предоставляемых услуг между государственным учреждением и частным зависит от многих факторов, таких как процедуры и стандарты, гибкость структуры управления, мотивация персонала и цели учреждения. Эти факторы могут влиять на качество предоставляемых услуг и необходимо учитывать их при выборе между государственным и частным учреждением для получения услуг.
Сравнение заработной платы в государственном учреждении и частной организации
Государственное учреждение
Преимущества:
- Государственные учреждения платят заработную плату в соответствии со штатным расписанием, что обеспечивает равные возможности для всех работников;
- Заработная плата не зависит от прибыли компании и не подвержена резким изменениям;
- Государственные учреждения предоставляют социальные льготы и медицинское страхование;
- Работники государственных учреждений имеют гарантированные выходные дни и оплачиваемый отпуск.
Недостатки:
- Заработная плата может быть ниже, чем в частных организациях;
- Решение о повышении заработной платы может быть затруднительным из-за бюджетных ограничений;
- Процедура получения премии может быть более сложной и долгой из-за необходимости соответствовать определенным требованиям и процедурам.
Частная организация
Преимущества:
- Заработная плата в частных организациях может быть значительно выше, чем в государственных учреждениях;
- Работники частных организаций могут получать премии и бонусы в зависимости от успехов компании;
- Работникам предоставляются более гибкие условия работы, включая возможность работать удаленно;
- Руководство частных организаций может проявлять большую лояльность к своим сотрудникам в целях удержания лучших специалистов.
Недостатки:
- Заработная плата может быть неравномерной и не гарантированной;
- Политика оплаты труда может быть зависеть от эффективности работы и прибыли компании;
- Работники частных организаций не могут рассчитывать на определенные социальные льготы и медицинское страхование, которые могут предоставиться работникам государственных учреждений.
Конкуренция на рынке труда
Государственные и частные учреждения существуют с различными целями и принципами работы. Одним из важных аспектов их деятельности является конкуренция на рынке труда.
Государственные учреждения, как правило, предлагают стабильность и гарантированные доходы в виде зарплаты и социальных льгот. Однако здесь труднее получить повышение, и карьерный рост обычно зависит от официальной квалификации и стажа работы. Кроме того, перспективные вакансии здесь доступны далеко не всем, и многие идут на работу в государственные учреждения из-за недостатка других предложений на рынке труда.
Частные компании, в свою очередь, могут предложить более высокие зарплаты, больший карьерный потенциал и большую свободу в выборе методов работы. Здесь можно получить возможность проявить свои таланты и получить признание со стороны коллег и руководства. Однако, здесь также существует более высокий уровень конкуренции, и не всегда гарантирована стабильность работы.
- В целом, конкуренция на рынке труда между государственными и частными учреждениями зависит от ряда факторов:
- Сфера деятельности. В отдельных отраслях один тип учреждений может доминировать над другим. Например, в области медицины доминируют государственные больницы, а в сфере ИТ-технологий — частный сектор.
- Масштаб деятельности. Государственные учреждения часто занимаются решением масштабных задач, таких как строительство инфраструктуры или обеспечение безопасности государства, которые частным компаниям не по силам.
- Лояльность работнику. Частные компании часто предлагают более гибкие условия работы и дополнительные бонусы, что может привлечь к ним более талантливых и квалифицированных кандидатов.
Несмотря на различия в принципах работы, государственные и частные учреждения оказывают существенное влияние на рынок труда в целом, формируют спрос на квалифицированных специалистов и конкурируют между собой за талантливых сотрудников.
Как выбрать между государственным и частным учреждением
При выборе между государственным и частным учреждением следует учитывать множество факторов.
- Стоимость обучения — государственное учреждение может быть дешевле, но частное учреждение может предоставлять стипендии и скидки на обучение.
- Качество образования — в зависимости от конкретного учреждения качество образования может быть выше или ниже. Стоит изучить отзывы выпускников и рейтинги учреждений.
- Требования к поступающим — государственное учреждение может иметь более жесткие требования к абитуриентам, в то время как частное учреждение может быть более лояльным.
- Научно-исследовательская работа — государственные учреждения могут иметь более развитую научно-исследовательскую базу.
- Репутация учреждения — узнайте о репутации учреждения, в котором вы планируете учиться. Это может помочь определить качество образования и уровень доверия работодателей к выпускникам.
Помните, что выбор между государственным и частным учреждением зависит от ваших индивидуальных предпочтений и потребностей, а также от того, какие цели вы ставите перед собой в будущем.
Компании с государственным участием на Московской бирже
Государство является крупнейшим собственником на российском рынке. В этой статье поговорим о том, в каких публичных компаниях государство является акционером.
17 февраля 2024 8 минут
На российском фондовом рынке присутствует достаточно много компаний, где государство прямо или косвенно является акционером. Это не только привычные Газпром и Роснефть, но и многие другие, даже самые инновационные корпорации. На данный момент доля эмитентов с госучастием в индексе Мосбиржи составляет 40%.
- Что такое компания с государственным участием
- Список компаний с госучастием
- Особенности компаний с госучастием
- Кратко
Откройте ИИС
Получайте налоговый вычет до 52 000 ₽
Что такое компания с государственным участием
Основной орган, который осуществляет управление федеральной собственностью в РФ, называется Росимущество. Именно через него государство управляет большинством компаний с госучастием. Однако есть и другие структуры, через которые осуществляется управление. Среди них:
- Банк России,
- Ростех,
- ВЭБ.РФ,
- и другие.
Также нередки случаи, когда доли в компаниях принадлежат государству не напрямую, а через другие компании с госучастием. Например, 10% НОВАТЭК владеет дочерняя структура Газпрома — Газпром Капитал. В свою очередь, около 50% Газпрома принадлежат государству, а значит, доля владения РФ в капитале НОВАТЭК составляет примерно 5%.
Этот показатель называется эффективным процентом контроля или эффективной долей владения.
Эффективная доля владения — это доля материнской компании в капитале дочернего предприятия с учетом как прямого, так и косвенного владения.
Список компаний с госучастием
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) имеет эффективный процент контроля государства на уровне 92,3%. Государство владеет компанией через Росимущество.
Таттелеком — это универсальный оператор связи в республике Татарстан. 87,2% акций компании принадлежат холдингу Связьинвестнефтехим, единственным акционером которого является Татарстан.
ИРКУТ занимается авиастроением, поэтому 87% акций принадлежат ОАК, а еще 8,7% принадлежат компании Сухой, доли которой также распределены между ОАК и госструктурами. Таким образом, доля владения РФ в ИРКУТ составляет примерно 85%.
Совкомфлот — на сайте компании указано, что 82,8% акций принадлежат Российской Федерации, но конкретные владельцы не раскрываются. Вероятно, это также Росимущество.
НМТП, или Новороссийский морской торговый порт, на 50,1% принадлежит компании Транснефть. Еще 10,5% акций принадлежат дочерней структуре Транснефти — ООО «Транснефть-сервис», а еще 20% НМТП находится в руках Росимущества. Таким образом, эффективный процент контроля государства составляет 80%.
Транснефть — 100% обыкновенных акций с правом голоса принадлежат Росимуществу. Однако с учетом привилегированных бумаг эффективная доля владения РФ снижается до 78,5%.
ФСК Россети — крупнейший в России оператор электрических сетей. 75% холдинга принадлежит государству в лице Росимущества. Из-за того, что ФСК Россети владеет контрольными пакетами акций почти во всех МРСК, торгующихся на бирже, в них также присутствует существенная доля владения государства: от 44 до 81%.
Аэрофлот — 73,77% акций компании принадлежат Российской Федерации. Конкретные структуры не уточняются.
РусГидро — в этой компании РФ в лице Росимущества владеет 62,73% акций. Также 13% компании принадлежат банку ВТБ, 60,9% которого находятся в собственности государства. В результате эффективная доля РФ в капитале РусГидро составляет 70,6%.
АЛРОСА — 33% компании принадлежат Росимуществу, 25% — Республике Саха (Якутия) и еще 8% — администрации районов Республики Саха (Якутия). Всего в собственности государства находятся 66% акций компании.
ВТБ — на данный момент 60,9% обыкновенных акций банка принадлежат Российской Федерации через Росимущество.
Ростелеком — компания не раскрывает текущий состав акционеров, но по данным 2020 года 38,2% акций принадлежали Росимуществу, 21% — банку ВТБ и 3,4% — ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля РФ на тот момент составлял 56,3%.
Башнефть — 57,6% акций принадлежат компании Роснефть, 25% — Республике Башкортостан и еще 9,1% — Национальному расчетному депозитарию, который входит в группу Московской биржи. Таким образом, учитывая долю государства во всех перечисленных компаниях, эффективный процент контроля РФ в капитале Башнефти составляет 56%.
Мосэнерго — 53,8% принадлежат дочерней структуре Газпрома — Газпром Энергохолдингу, а 26,4% находятся в собственности Москвы. Таким образом, эффективная доля РФ составляет 53,3%.
КамАЗ — 47,1% акций принадлежат госкорпорации Ростех.
Сбербанк — в 2020 году Банк России продал свою долю в Сбербанке правительству РФ в лице Министерства финансов. Таким образом, теперь 50% + 1 акция принадлежат государству через Минфин.
Газпром — Российская Федерация владеет контрольным пакетом акций через следующие структуры: Росимущество (38,4%), Роснефтегаз (10,97%) и Росгазификация (0,89%). Доля РФ в капитале Газпрома составляет 50,2%.
Газпром нефть на 95,7% принадлежит Газпрому, а значит, доля государства в компании составляет 47,9%.
ОГК-2 на 77% принадлежит Газпрому через дочерние компании. Еще 3,9% принадлежат Мосэнерго. Эффективная доля государства в ОГК-2 составляет примерно 40,5%.
Роснефть — до 2020 года государственная компания Роснефтегаз владела чуть более 50% акций Роснефти, однако позже 9,6% были переданы дочерней компании Роснефти «РН-НефтьКапиталИнвест». Теперь доля государства в нефтяной компании составляет 40,4%.
Татнефть — 34% голосующих акций компании принадлежат Республике Татарстан.
Интер РАО — 8,5% акций принадлежат компании ФСК Россети, которая на 88% государственная. Еще 26,3% находятся в руках Роснефтегаза. Таким образом, эффективная доля РФ в компании составляет 33,8%.
ТГК-1 на 51,8% принадлежит Газпром энергохолдингу, а значит, на 25,9% — государству.
Московская биржа — 11,7% акций группы принадлежат Банку России, 10% находятся в руках Сбербанка, а 8,4% — в руках ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля государства в компании составляет 25,1%.
ВСМПО-АВИСМА — 25% крупнейшего в мире производителя титана принадлежат государству в лице Ростеха.
VK Group — 57,3% голосующих акций VK контролирует компания «МФ Технологии», 10% которой принадлежат Ростеху. Эффективная доля государства в компании, таким образом, составляет 5,7%.
НОВАТЭК — как уже было сказано в начале, 10% НОВАТЭК владеет дочерняя структура Газпрома, а значит, государство занимает в капитале НОВАТЭК примерно 5%.
Особенности компаний с госучастием
У компаний с государственным участием есть ряд достаточно определенных особенностей.
Высокие дивиденды. В 2021 году правительство РФ опубликовало распоряжение, согласно которому в России начал действовать единый подход к правилам выплаты дивидендов госкомпаниями. Теперь все государственные компании обязаны направлять на выплату дивидендов не менее 50% от скорректированной чистой прибыли.
Этот факт позитивно сказывается и на миноритарных акционерах — частных инвесторах.
Субсидии и поддержка государства. Поскольку многие компании с госучастием управляют системообразующими предприятиями, государство их всегда поддерживает. Например, Аэрофлот, который очень сильно пострадал от пандемии COVID-19 в 2020 году: чтобы спасти компанию, государство выделило ей субсидию на особых условиях — выплата Аэрофлоту была сделана разом и не зависела от падения трафика.
В то же время другие авиакомпании получали субсидии помесячно за каждого пассажира, потерянного в отчетном месяце по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Приоритет при распределении национальных проектов. Когда государство проводит конкурс на реализацию национального проекта, то приоритет нередко дается государственным компаниям. Например, Ростелеком стал ключевым партнером в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
На этот проект из федерального бюджета в 2021–2023 годах планировалось выделить около 552 млрд рублей.
Таким образом, можно заметить, что государство в той или иной степени присутствует практически во всех секторах экономики. Эффективность бизнеса зависит от размера госучастия в его структуре, но несущественно. При этом у госкомпаний есть достаточно много преимуществ перед частным бизнесом, что делает их более устойчивыми к экономическим спадам.
Но вместе с тем темпы роста таких компаний могут быть ограничены.
Кратко
- Государство прямо или косвенно является акционером 40% компаний из индекса Мосбиржи.
- Компании с государственным участием преследуют не только экономические цели, но и социальные.
Модельный портфель на ИИС
Консервативный модельный портфель из облигаций и акций, составленный аналитиками сервиса Газпромбанк Инвестиции. Необязательно повторять его в точности — вы можете выбрать только те облигации или акции, которые соответствуют вашей инвестиционной стратегии.
Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.
Александр Никитов Автор
Еще по теме
Анализ компании: о чем говорит финансовая отчетность
1 сентября 2024 12 минут
Оценка компании: о чем расскажет инвестору отчет о прибылях и убытках
17 марта 2022 12 минут
Балансовый отчет компании: как найти самое важное
18 марта 2022 13 минут
Ссылка скопирована
- Регистрация
- Вход
- Блог
- Пресс-центр
- Справка
- Соглашение
- О компании
- Раскрытие информации
- Контактная информация
- Продукты партнёров
- Получателям финансовых услуг
- Информация депозитария
- Карта сайта
- Подписка «Газпром Бонус»
- Безопасность
- Во что инвестировать
- Каталог
- Политика обработки ПДн
Доступно в Google Play Для устройств Apple Доступно в AppGallery Доступно в Galaxy Store Доступно в RuStore Доступно в GetApps
Общество с ограниченной ответственностью «Ньютон Инвестиции» осуществляет деятельность на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности №045-14007-100000, выданной Банком России 25.01.2017, а так же лицензии на осуществление дилерской деятельности №045-14084-010000, лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №045-14085-001000 и лицензии на осуществление депозитарной деятельности №045-14086-000100, выданных Банком России 08.04.2020. ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует доход, на который рассчитывает инвестор, при условии использования предоставленной информации для принятия инвестиционных решений. Представленная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Во всех случаях решение о выборе финансового инструмента либо совершении операции принимается инвестором самостоятельно. ООО «Ньютон Инвестиции» не несёт ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в представленной информации.
С целью оптимизации работы нашего веб-сайта и его постоянного обновления ООО «Ньютон Инвестиции» используют Cookies (куки-файлы), а также сервис Яндекс.Метрика для статистического анализа данных о посещениях настоящего веб-сайта. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование куки-файлов, указанного сервиса и на обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» в отношении обработки персональных данных на сайте, а также с реализуемыми ООО «Ньютон Инвестиции» требованиями к защите персональных данных обрабатываемых на нашем сайте. Куки-файлы — это небольшие файлы, которые сохраняются на жестком диске вашего устройства. Они облегчают навигацию и делают посещение сайта более удобным.
Если вы не хотите использовать куки-файлы, измените настройки браузера.
Условия обслуживания могут быть изменены брокером в одностороннем порядке в любое время в соответствии с условиями регламента брокерского обслуживания. Клиент обязан самостоятельно обращаться на сайт брокера за сведениями об изменениях, произведенных в регламенте брокерского обслуживания и несет все риски в полном объеме, связанные с неполучением или несвоевременным получением сведений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности.
Apple, IOS, IPhone и App Store являются товарным знаком Apple Inc. Android, Google Play и логотип Google Play являются товарными знаками корпорации Google LLC. Робот Android воспроизводится или модифицируется на основе работы, созданной и распространенной Google, и используется в соответствии с условиями, описанными в лицензии Creative Commons 3.0 Attribution.
Логотип GetApps является знаком обслуживания Gartner, Inc. и/или ее дочерних компаний и используется здесь с разрешения. Все права защищены