Каждый участок земли имеет кадастровую категорию. В зависимости от неё территория используется для нужд сельского хозяйства, промышленности или жилья. Есть так же категория резервных земель, то есть, находящихся без чётко обозначенного статуса на данный момент.
Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены, поясняет законодательство по землепользованию.
Определение земель запаса
- 1 Определение земель запаса
- 2 Законодательные акты
- 3 Что относится к землям запаса
- 4 Типы земель запаса
- 5 Правовой статус
- 6 Перевод в другую категорию
- 7 Что требуется для перевода
- 8 Сроки и стоимость получения категории для земель запаса
- 9 Что делать после получения Постановления о смене категории
- 10 Заключение
Этим статусом наделены территории, использование которых не определено в силу особых обстоятельств, чаще всего – их удалённое расположение от объектов жизнедеятельности человека.
Такие земли находятся в резерве, в запасе, и не могут принадлежать частным лицам.
Законодательные акты
Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:
- Земельный Кодекс;
- федеральные и региональные постановления и законы.
В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.
Что относится к землям запаса
В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:
- расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
- выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
- зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
- непригодные к использованию водоёмы;
- непригодные в данный момент для использования леса.
Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.
Типы земель запаса
- федеральных властей, если земли содержат объекты с особым статусом (государственной важности);
- властей субъектов РФ для тех земель, которые не принадлежат конкретному муниципалитету и просто входят в границы территории субъекта;
- властей муниципалитета, если участок запаса находится в границах этого муниципалитета.
Правовой статус
- передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
- использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
- предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.
- использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
- на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
- через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
- сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.
Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:
- проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
- исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
- проводить обучение и научно-исследовательские работы.
В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):
- гражданин не является членом колхоза;
- он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
- он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.
Перевод в другую категорию
Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.
Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.
В каких случаях возможна смена категории землям запаса:
- принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
- требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
- необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
- за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
- планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.
Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.
Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.
Что требуется для перевода
Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:
- Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
- планы инициатора по освоению земли;
- аргументы в поддержку идеи;
- кадастровый номер требуемого участка;
- его размеры;
- текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
- Составление пакета документов:
- для физических лиц – паспорт;
- для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
- заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
- заключение кадастрового инженера о межевании;
- план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
- Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
- для федеральных земель – Правительство РФ;
- для региональных – исполнительный орган субъекта;
- для муниципальных – органы местного самоуправления.
Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.
- Дождаться решения:
- положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
- отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.
Основаниями для отказа могут быть:
- отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
- неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
- цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
- цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.
Сроки и стоимость получения категории для земель запаса
Процедура принятия решения делится на два этапа.
Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе.
Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.
Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.
Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.
Что делать после получения Постановления о смене категории
Дальнейшая судьба участка определяется:
- конкурсом или аукционом, на который нужно подавать заявку;
- передачей участка по договору выкупа, долгосрочной аренды или передачи в безвозмездное пользование.
Заключение
Чтобы получить в пользование участок земель запаса, нужно сначала пройти процедуру получения территорией категории земли. Земли, находящиеся в резерве, не имеют исходного целевого назначения и собственника, поэтому заявки рассматриваются муниципалитетом, органами региональной или федеральной власти.
Смена категории возможна так же по инициативе самого органа, ответственного за использование участка. В этом случае после положительного решения комиссии и вынесения постановления земля либо продаётся, либо сдаётся в аренду (по конкурсу или аукциону), либо осваивается самим государством.
Что представляют собой земли запаса и как перевести их в другую категорию?
Земли в Российской Федерации разделены на земли сельского хозяйства, пунктов населения, спецназначения, территорий и объектов с особой охраной, лесного фонда, водных объектов и запаса. Давайте разберемся с последним типом земель. И так, что же имеет под собой эта категория земель?
Статья 103 ЗК РФ гласит, что землями запаса принято считать территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме, конечно же, земель фонда перераспределения для сельхозцелей. К сведению, согласно статье 96 ЗК РФ, запрещено передавать такого рода земли арендаторам или новым владельцам из-за отсутствия ее целевого назначения.
На основании определения, область этой категории делят на
- Государственные:
- федерального запаса;
- запаса субъекта Федерации.
- Муниципальные.
Закон запрещает использование земель запаса до момента осуществления их перевода в иную земельную категорию. Но статья 45 ЗК гласит о возможности проводить на этой территории землеустройство, поиск геодезические, геологосъемочные, кадастровые и другие работы по исследованию местности.
Правовой режим земель запаса
Стоит понимать, что к данному виду принадлежат участки, которые больше не являются частью или прошли процедуру исключения из другой катеории. Одним из признаков земель запаса является пребывание их в собственности муниципалитета или государства.
Кроме того, такие земельные участки не могут быть предоставлены юридическим лицам и гражданам, поэтому запрещается их фактическое использование до смены кода категоризации и предоставления иным лицам для последующего хозяйствования.
При этом, это не бесхозные участки, так как:
- находятся на учете и в кадастровой документации указана вся экономическая, правая и хозяйственная информацию;
- закон защищает их от самовольного присвоения и любых других действий, несогласованных с государством или муниципалитетом;
Как уже упоминалось, земли запаса находятся в полной собственности органов государственной или местной власти и имеют резервное значение. Поэтому в обязанности этих органов входит постановка этих земель на учет для будущего предоставления их людям для ведения хоздеятельности или для других оправданных целей. Некоторые источники твердят о сходстве земель запаса с землями консервации, но важно понимать, что их правовой статус значительно разнится:
- земли запаса можно использовать соответственно с их целевым назначением в отличие от законсервированных земель;
- последние находятся не только под контролем органов местной власти, но и госорганов для обеспечения дополнительной экологической безопасности страны;
- возврат первых в хозоборот не требует проведения никаких спецмероприятий, в которых нуждаются земли консервации.
Территории, которые фактически остались без владельца, но документально это никак не подтверждено, не могут стать частью категории земель запаса. Как только факт “потери хозяина” будет отражен в кадастровых документах и бросовые угодья сдадут муниципалитету, на них начнет действовать режим свободного хозяйствования. Кроме того, земли запаса могут быть включены в структуру разного рода фондов.
Статьей 60 ЗК законодатель предоставляет органам местной власти необходимые полномочия для наделения граждан, которые не работают на сельхозпредприятии и не являются членами колхоза, участками из земель запаса, находящимся в специальном фонде, для создания фермерских хозяйств.
В рамках фонда перераспределения земли чаще всего передаются в соответствии с результатами проведенного конкурса (аукциона) или арендатору с правом выкупа. Те, которые по определенным обстоятельствам не были распределены, могут быть переданы в бесплатное пользование или проданы по нормативной цене.
Если речь идет о целевом фонде, это не значит, что земли запаса приобретают свое целевое назначение без перевода в советующую категорию. Работа фонда заключается в формировании группы лиц, которые могут претендовать на последующее использование земли. В основном земля предоставляется казачьим обществам с целью их расширения, для создания производственного комплекса и дальнейшей реализации сельхозпродукции, гражданам (вне общественных организаций) для собственного владения, либо аренды.
Все перечисленные фонды контролируются органами местной власти, которые не перестают быть собственниками земель запаса, пока они не будут переведены в другую категорию и предоставлены иным лицам для дальнейшей эксплуатации.
Перевод земель в другую категорию
Начиная процесс смены категории земель запаса, помните, что он достаточно сложен и занимает долгий период. Его результатом становится решение со стороны государственной или муниципальной власти. После того, как ваш участок выйдет из категории запаса и получит новую, он сможет быть использован вами только в соответствии с назначением. Вы можете перевести землю запаса в категорию земель:
- сельскохозяйственного назначения – место расположения построек, перерабатывающих хозпродукцию, дорог и соединений для хозяйственной деятельности, насаждения лесов и даже локализации водоемов;
- населенных пунктов под застройку объектами для дальнейшего проживания;
- промышленности – место для дальнейшего строительства производственного комплекса, чаще всего, вне пункта населения;
- относящихся к лесному и водному фондам.
Для того чтобы вы смогли запустить процесс изменения категорийности своего земельного участка, необходимо, первоочередно, составить ходатайство, на основании следующей информации:
- номер участка в кадастровом реестре;
- текущей и желаемой категорийности земельного участка;
- аргументирования желания сменить категорию участка.
Кроме того, еще нужно подготовить пакет документов для присвоения иной категории земли. Первое – заявление и документы, удостоверяющие личность. Во-вторых, необходимо приложить выписки из госреестра и госкадастра. В первом случае подается информация об отсутствии документарного владельца участка, а во втором – об отношении земли к одной из категорий.
И последнее, но не менее важное, – заключение экспертизы от государственной экологической инспекции РФ.
Ожидать ответ придется максимум 30 дней. При положительном результате вам выдадут акт о присвоении категории этому земельному участку, если же ответ не в вашу пользу – акт об отказе присвоить запрашиваемую категорию.
Полезно! Если вы получили от органов власти отрицательное решение, оно может быть обжаловано в органах судебной власти.
В каких же случаях стоит ожидать отказа?
- Если органы власти сочтут вас ненадлежащим лицом, обращающимся с такого рода запросом, вы получите отрицательный ответ.
- Если предоставленный пакет документов не удовлетворяет требования действующих законодательных норм и правил.
Получив акт о присвоении землям новой категории, вы обнаружите в нем информацию о:
- причинах изменения категории;
- размере площади, очертании границ участка и его номере в кадастровом учете;
- предыдущей категории и вновь присвоенной.
Важно! Акт необходимо получить не позже, чем через две недели после принятия властями решения о присвоении землям новой категории, после чего обязательно обратится для обновления кадастровых сведений о вашем земельном участке.
Если вам необходимо перевести участок из указанной категории в любую из перечисленных выше категорий, что даст возможность использовать его с пользой, как для вас, так и для государства, то, возможно, вы столкнетесь с рядом возникших трудностей. Это достаточно важный вопрос, к которому нужно подходить с умом и при необходимости обращаться к квалифицированным специалистам.
Актуальные для РФ проблемы перераспределения земель
Почему, несмотря на необъятность земельных запасов России, у многих граждан, особенно из социально уязвленных категорий населения, сложности с получением земли для занятий, например, сельским хозяйством? Анализ современной ситуации – в программе “Время покажет” от Первого Канала.
Как можно использовать запасные земли
Земельный Кодекс РФ классифицирует земли в соответствии с их разрешенным использованием (целевым назначением), устанавливает различные правовые режимы для них и территориальное зонирование. Законодательство (ст. 7 ЗК РФ) выделяет семь крупных категорий земель:
- сельхозназначения;
- поселений;
- промышленного, оборонного, специального назначения, энергетики, транспорта, космической отрасли, информационной связи, теле- и радиовещания;
- ООПТ;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- запаса.
В реальности физические и юридические лица могут пользоваться земельными участками по классификатору ВРИ, который устанавливает 13 категорий (групп) и 115 видов разрешенного использования. Как можно заметить, в классификаторе отсутствуют седьмая категория земли запаса. Получается, что использовать их нельзя?
В статье постараемся ответить на этот вопрос.
Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать
К землям запаса относятся земли, которые часто называют “ничейными”: они не являются собственностью граждан, предпринимателей, предприятий и организаций. Собственник у таких земель, конечно, есть – это государство или муниципальные образования (МО). К запасному земельному ресурсу не имеют отношения земельные участки (ЗУ) фонда перераспределения, также принадлежащие государству и муниципалитетам (п.1, ст.
103 ЗК РФ).
Отличие земель запаса от фонда перераспределения
Разница в том, что ЗУ фонда распределения имеют сугубо сельскохозяйственное назначение. Они выделяются:
- для ведения сельхозпроизводства;
- создания ЛПХ и ФКХ;
- разведения животных;
- садоводческой и огороднической деятельности;
- выпаса животных и сенокошения.
Фонд образуется из участков, приобретённых на законных основаниях государством, субъектами РФ и МО у гражданских и юридических лиц. В него не входят изъятые для государственных, либо мун. нужд участки ЗО.
- Земли перераспределительного фонда можно использовать для сельскохозяйственной деятельности, научных разработок в области с/х, создания охотничьих и рыбоводческих хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
- Допускается использование с/х земель также для строительства или реконструкции газопроводов, нефтепроводов, инженерных линейных объектов коммуникаций и связи и т.д. При этом на участки, где будет осуществлено подобное строительство/реконструкция, накладывают публичный сервитут. Не требуется переводить земли сельхозназначения в другую категорию при возникновении необходимости такого рода использования.
- Сведения о свободных земельных участках фонда перераспределения находятся в широком доступе.
В отличие от фонда распределения, ЗУ земли запаса могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам для использования в самых разнообразных целях:
- ведения ЛПХ, ФКХ;
- создания СНТ и ОНТ;
- строительства МКД, дорог, инженерных объектов;
- создания охотничьих хозяйств; комплексного освоения территории и т.д.
Использование земель запаса возможно только в том случае, если осуществлён перевод земли в иную категорию. В порядке исключения разрешается не производить перевод, когда земельный участок принадлежит охотничьим угодьям, или на нём ведется разработка недр.
Перевод земли запаса в другую категорию
Последовательность перевода будет следующий:
- Вначале необходимо сформировать по всем правилам земельного кодекса новый участок: подготовить план и утвердить его.
- После этого производится кадастровая регистрация ЗУ.
- Разрешением на перевод является акт, принятый государственными или муниципальными органами о переводе земли в соответствующую ВРИ категорию:
- например, для ведения личного подсобного хозяйства либо садоводство нужен перевод земель запаса в земли сельхозназначения;
- для индивидуального жилого строительства – в земли для поселений и т.д
Формирование нового земельного участка из земель запаса
Образование и раздел нового ЗУ происходит в соответствии со статьями 11.2 -11.3 ЗК РФ. Участок может быть образован на основании трех возможных документов:
- межевого плана территории (ПМТ), утвержденного ГрК РФ;
- технического проекта участка лесного фонда;
- СРЗУ (схемы расположения земельного участка) на КПТ (кадастровом плане территории).
Таким образом для образования земельного участка из земель запаса не всегда требуется наличие межевого плана. Достаточна схема ЗУ с обозначенными границами на КПТ.
Однако без межевого плана не обойтись, если участок:
- образован из лесного фонда, и на нем будут расположены инженерные объекты;
- предназначен для садоводства или или огородничество;
- расположен в границах застроек многоэтажек (МКД)*;
- необходим для комплексного освоения и развития территории;
- образуется для строительства дорог, газопроводов и других важных линейных объектов федерального, государственного или муниципального значения.
*Данный пункт будет действовать только до 2035 г.
Формирование участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, и расположенных в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), происходит в соответствии с Федеральным Законом № 119 – ФЗ, принятым по отношению к распределению земель гос. и мун. собственности ДФО, первого мая 2016 г.
Схема расположения ЗУ, принадлежащих землям запаса
Подготовка схемы
Подготовка СРЗУ ведется с учётом правил землепользования, землеустройства и строительства и регулируется статьей 11.10 земельного кодекса. Учитываются следующая документация:
- о территориальном планировании;
- проектном плане территории;
- положения об ООПТ;
- территориальном зонировании;
- территориях общего пользования.
На схеме расположения одного или нескольких участков должны быть указаны:
- их границы и площади;
- условные или кадастровые номера (кадастровые указывается, если сведения об участках, образующих новый ЗУ, внесены в ЕГРН);
- красные линии;
- участки общего пользования;
- местоположение зданий, построек и ОНС (объектов незавершенного строительства).
Подготовка схемы осуществляется:
- государственными исполнительными органами или ОМСУ;
- самими гражданами и юридическими лицами, если участок выделяется не на торгах, либо предоставляется в бессрочное пользование или аренду;
- лицами, в чью пользу изымается ЗУ;
- гражданами, которым ЗУ предоставляется для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества, ИЖС.
Схема расположения ЗУ должна быть выполнена в электронном виде. Исключение – ЗУ, предоставленное гражданам без торгов: если они сами подготавливают схему, то в этом случае допускается бумажный вариант документа по форме и с соблюдением требований, установленных уполномоченными органами исполнительной Федеральной власти.
Заказать схему можно на официальном сайте ЕГРН – органа государственного кадастрового учета в интернете. Это услуга бесплатна для органов государственной власти ОМСУ и ЕИРЖС (единого института развития жилищной сферы). Стоимость услуги и порядок оплаты для гражданских и юридических лиц устанавливается фед органами исполнительной власти.
Утверждение СРЗУ
В отношении каждого образуемого участка должно быть вынесено решение с указанием:
- площади ЗУ;
- адреса либо описание местоположения ЗУ;
- кадастрового номера участка либо нескольких ЗУ, из которых образуется новый земельный участок (при наличии регистрации этих участков в органе кадастрового учета);
- территориальной зоны, установленной градостроительным регламентом;
- ВРИ (вида разрешенного использования), если градостроительный регламент на вновь образуемый земельный участок не распространяется;
- категории земель, к которым принадлежит образуемый ЗУ.
Утвержденная СРЗУ действительна в течение 2 лет. Она является разрешением на формирование нового земельного участка из земель запаса. В течение этого времени земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет и переведён другую категорию.
Могут ли не утвердить СРЗУ
Не принять сразу исполнительные органы государственной и муниципальной власти могут в следующих случаях:
- несоответствие плана расположения земельного участка установленным стандартной форме и требованиям;
- при частичном или полном наложении нового образованного участка на уже существующий или другой ЗУ, решение об образовании которого ещё не истекло;
- при нарушении требований статьи 11.9 ЗК РФ:
- несоблюдение максимального и минимального размера ЗУ;
- при пересечении границ населенных пунктов, МО, территориальных зон, лесопарков, лесных хозяйств (за исключением участков, предназначенных для геологической разведки, добычи ископаемых размещения инженерных объектов, водохранилищ, водоёмов, гидротехнических сооружений);
- если сохраненное при разделе обременение не позволяет использовать участок в соответствии с ВРИ;
- при изламывании в результате раздела земли существующих границ, невозможности строительства объектов недвижимости и т.д.;
Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса
Физические и юридические лица с утверждённой схемой расположения ЗУ имеют право поставить данный участок на кадастровый учет. При этом они могут произвести регистрацию прав собственности на образуемый ЗУ, причем не своей, а РФ, субъектов РФ или муниципалитетов. Наличие доверенности от данных государственных структур власти не требуется (п. 18 ст.
11.10 ЗК РФ).
Заключение
Таким образом граждане и юридические лица могут:
- использовать земли запаса, предварительно переведя их в иную категорию;
- приобретать отдельные участки в собственность или аренду;
- подготавливать схему расположения вновь образуемого ЗУ;
- ставить земельный учусток на учёт в ЕГРН;
- регистрировать без доверенности государственные или муниципальные права собственности.