Практикующий юрист со стажем работы 12 лет. Более 1 000 выигранных дел, представлял интересы в суде, таких крупных компаний как: Erich Krause, ВТБ Страхование и многих других.
Все лето в СМИ и на профильных форумах обсуждали поправки в ПДД и «Перечне неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС». Однако многое вырывалось из контекста или из предварительных редакций документа.
В действительности же произошло не так много изменений, как предполагалось изначальным проектом нового регламента и часть из них назревала уже давно. Например, урегулирование установки ламп в передние фары и задние фонари и использование резины по сезону.
Так, по новым поправкам в закон о неисправностях с 1 сентября этого года запрещено использовать летнюю резину в период с декабря по февраль включительно и шипованную резину в остальные месяцы. Также есть ограничения по износу протектора — минимально 1,5 мм на летней резине и 4 мм на зимней резине. Это, пожалуй, одна из ключевых поправок, которую стоило внести еще несколько лет назад. На резине не по сезону ездить опасно.
К тому же в летний период шипованная резина добавляет шумовую нагрузку и ускоряет разрушение дорожного покрытия.
Еще одно изменение, связанное с использованием резины, — отмена требований по одному производителю для всех четырех колес. Это можно было наблюдать в предварительной версии документа.
На самом деле для легковых автомобилей нет большой разницы в производителе летней резины, одинаковая она или разная — на дороге не чувствуется. На грузовиках эта разница еще меньше. К тому же, если учесть, что многие бренды покинули российский рынок и стоимость покрышек кратно возросла, то такая норма серьезно бы била по карману водителей, чей бюджет и так «трещит по швам» от повышения цен на топливо, запчасти и, собственно, резину.
Также и с установкой ламп, кому-то удобно, когда фары светят в белом спектре, кому-то в синем, а кому-то приятно и комфортно ездить с желтым светом. Такие лампы сертифицированы и нет никакой разницы, какие именно из них установлены. В то же время раньше при установке ламп «неправильного» цвета возникали трудности с инспекторами ГИБДД и при прохождении техосмотра.
Так что это нововведение очень облегчит жизнь автовладельцам.
Кроме того, инспекторы теперь не будут обращать внимание на целостность задних фонарей, главное, чтобы все лампочки горели. Однако по новым ограничениям передние фары не могут быть с трещинами и как-либо препятствовать световому потоку. Тут у многих возникнут трудности, поскольку большинство современных фар пластиковые, а средний возраст автомобиля в России перевалил отметку в 15 лет. Из этого следует, что на многих машинах фары со временем все равно станут мутнее.
От этой «напасти» автолюбителей раньше спасали прозрачные пленки для «бронирования», но их запретили. Теперь водителям только и остается, что регулярно полировать фары или лакировать раз в 3-5 лет.
Изменения, которые могут серьезно затронуть многих
Все они касаются переднего стекла. В Интернете об этих поправках писали много всяких догадок, начиная от нашумевших строк о том, что запрещено вешать навигатор и видеорегистратор на лобовое стекло, и заканчивая мало обсуждаемыми нормами о замене лобовых стекол и новой нормой о зеркале заднего вида.
Разберемся с видеорегистраторами и навигаторами. Есть пояснение в техрегламенте, которое говорит о том, что трещины на лобовом стекле не попадающие в зону работы водительского стеклоочистителя не могут стать препятствием в выдаче диагностической карты. Это же описание мы можем применить и к дополнительным гаджетам в салоне авто.
Иначе говоря, если видеорегистратор или иной предмет на стекле не попадает в эту зону, вопросов у инспекторов быть не может.
Зато будут вопросы к автолюбителям, у которых на зеркале заднего вида стоит увеличительное зеркало или же модные видеорегистраторы / навигаторы. Пункт 4.4 Перечня неисправностей и условий при которых запрещена эксплуатация ТС гласит: «Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют требованиям, предусмотренным таблицей 4.1 и пунктом 4.12». Что автоматически запрещает их использование, а если учесть, что такую «неисправность» крайне легко выявить инспектору, то шанс получить штраф в 500 рублей крайне велик.
Также есть «скользкий» новый пункт, касающийся лобового стекла. С 1 сентября водители могут устанавливать стекла, только сертифицированные производителем. Есть ли такие сертификаты российских стекол на иномарки? Или, например, сертификаты китайских стекол для европейских или российских автомобилей?
Думаю, что нет. Также встает вопрос, как этот пункт будет проверяться инспекторами в реальных условиях на дороге?
Важные изменения, которые сложно диагностировать
Неисправность рулевого управления и тормозной системы. Предполагается, что на дорогах инспектор будет выявлять их органолептическим методом, то есть на глаз, запах и ощупь. Однако как полицейскому выявить, например, неработающий ручник или трещины на тормозных шлангах? Вытекание жидкости из тормозной системы или из рулевой рейки? Работает или не работает усилитель рулевого управления?
На практике практически никак. Также как и превышение по выхлопным газам. Да, конечно, если у автомобиля есть неисправности в тормозной системе, то выезжать на дорогу крайне опасная затея, но как это будут выявлять инспекторы — непонятно. Также как и неисправность системы ABS. Опытные водители могут просто отключить лампочку-индикатор на панели приборов будто бы проблем никаких и нет.
Тем более, что эффективность системы ABS условна. Это доказали множество проведенных тестов проведенных рядом зарубежных и отечественных специалистов.
Послабления в регламенте
Наконец-то внесли изменения по огнетушителю и аптечке. Теперь их отсутствие не будет приводить к штрафу. Также больше не требуется предъявлять этот набор на техосмотре авто.
Но надеюсь, что большинство водителей не откажутся от аптечек и огнетушителей в багажнике авто на непредвиденный случай.
Кроме того, по новым поправкам водителям необязательно иметь в багажнике и знак аварийной остановки. В то же время документы гласят, что в случае, если при ДТП автолюбители не выставили соответствующий знак, правоохранители могут выписать штраф.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод. Вступившие в силу поправки, конечно, изменят привычки многих водителей и заставят переосмыслить свой «автомобильный быт», но эти изменения не будут кардинальными. Более того, часть поправок будет сложно контролировать инспекторам на дороге, большая часть останется на совести самих водителей.
Автоновости-2023
Выброс мусора из авто на дорогу, обочину или в иных необорудованных местах будут фиксировать камеры, после чего нарушителя оштрафуют (ст. 8.2 КоАП РФ). Такая «утилизация» мусора гражданам обойдется в 10–15 тыс. руб., а организациям – в 30–50 тыс. руб.
Тому, кто после назначения штрафа не исправился, полагается второй штраф, в два раза больше первого.
Ввели правила для любителей электросамокатов
Пожалуй, это самое долгожданное нововведение. Теперь, если хотя бы одно колесо средства передвижения приводится в движение двигателем (электросамокаты, сигвеи), а не силой человека (самокаты, ролики), оно считается средством индивидуальной мобильности (СИМ). Водитель СИМ обязан соблюдать ПДД (Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769).
Вот некоторые правила, которые начнут действовать с 1 марта 2024 г.:
- управлять СИМ может только тот, кому больше 14 лет (младше – только в сопровождении взрослых);
- скоростной предел движения СИМ – 25 км/ч;
- пешеходы имеют приоритет перед СИМ;
- если СИМ весит более 35 кг, то в пешеходной зоне, по тротуарам и пешеходной дорожке ездить нельзя; если менее 35 кг, то ездить там можно, но при определенных условиях (например, нет велодорожек);
- на СИМ можно ехать по обочине, если нет велосипедной и велопешеходной дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки либо нет возможности двигаться по ним;
- обгонять автомобили и ехать в два ряда нельзя.
Наводят порядок в работе такси и общественного транспорта
1 марта 2024 г. начнет действовать новый запрет: работать водителем такси или общественного транспорта будет нельзя тем, кто имеет неснятую или непогашенную судимость за преступления, указанные в ст. 328.1 Трудового кодекса РФ. В частности, к таким преступлениям относятся убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой и др. (Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 156-ФЗ).
Установили особенности работы легковых такси. Основная часть норм начнет действовать с сентября 2024 г. (Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 580-ФЗ).
Так, запретят допускать к управлению такси водителей, у которых есть более трех неуплаченных штрафов за нарушение ПДД. Вводят новые обязанности и ответственность для служб заказа такси. В частности, служба будет нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пассажира.
Также служба обязана будет ежедневно проверять сведения о разрешениях в двух новых реестрах. Всего их три – реестр перевозчиков, реестр такси и реестр служб заказа такси.
Проверять водителей на алкоголь станет проще
1 марта 2024 г. начнут действовать новые правила освидетельствования водителей на состояние опьянения (Постановление Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 1882). Глобально эта процедура не изменилась. Из нового – поменялось требование о присутствии понятых при освидетельствовании.
Теперь их может и не быть, если ведется видеозапись.
Придумали новые дорожные знаки
Утвердили дорожные знаки «зарядка электромобилей», «движение автобусов запрещено» и «движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Зона платной парковки отныне будет обозначаться синими линиями, а бесплатная – белыми. Новшества появятся в марте 2024 г. (Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769).
Разрешили оформлять электронные документы для грузоперевозок
Документы, связанные с грузоперевозками (транспортная накладная, заказ-наряд и т.д.), теперь могут оформляться в виде электронных документов (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 336-ФЗ).
При этом бумажные документы пока останутся. Полагаю, что систему будут тестировать, и со временем «бумага» уйдет в прошлое. Это позволит автоматизировать и ускорить контроль за передвижением грузов, например оперативно выявлять нестыковки в документации.
Установили требования к онлайн-тахографам
Эра цифровизации коснулась контроля за передвижением грузового и пассажирского автотранспорта. Теперь тахографы будут не только следить за скоростью, режимом труда и отдыха водителя, но и передавать эти данные в режиме онлайн. Потому новые тахографы должны будут оснащаться связным модулем для передачи информации в АИС «Тахографический контроль», слотом для SIM-карты и т.д. (Приказ Минтранса России от 1 сентября 2022 г. № 343).
Это исключает необходимость эпизодического контроля на дороге, поскольку в базе все будет видно без участия водителя и проверяющего.
Увеличили акцизы на «лошадки» и «горючку»
С 1 января 2024 г. подросли акцизы на «лошади» и «горючку» (ст. 193 НК РФ) Напомню, что акциз – это косвенный налог, который включают в итоговую цену товаров широкого потребления.
При покупке автомобиля мощностью 150 «лошадок» в бюджет уходит 8250 руб. (55 руб. с каждой силы), 200 «лошадок» – 106 200 руб. (531 руб. с каждой силы). Залив в автомобиль 50 литров 95-го бензина стандарта «Евро», водитель отдаст государству 535 руб. (акциз ~ 10,7 руб. за литр), а за 50 литров дизеля – 405 руб. (акциз ~ 8,1 руб. за литр).
Фото: фотобанк Freepik/@upklyak
Что ждет автомобилистов в 2024 году
Собрали все важные нововведения в предстоящем году для водителей.
Средства индивидуальной мобильности внесут в ПДД
Об этом просили очень давно, особенно жители Петербурга, и это наконец случилось. С 1 марта 2024 года в Правила дорожного движения включат так называемые средства индивидуальной мобильности – электросамокаты, гироскутеры и моноколеса, а также сегвеи, электроскейтборды и все остальное, что прежде не считалось транспортными средствами. Перемещаться на них можно будет со скоростью не более 25 километров в час, а массу самих устройств ограничат 35 килограммами.
Но самое главное – все вышеперечисленное станет полноценной частью дорожного движения со всеми вытекающими последствиями: ограничениями и ответственностью за нарушения ПДД. Для средств индивидуальной мобильности даже введут специальные дорожные знаки, решение об установке которых будут принимать местные власти.
Появятся новые дорожные знаки
- «Движение автобусов запрещено».
- «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
- «Лица, использующие средства индивидуальной мобильности» (то, о чем мы рассказывали чуть выше).
- «Зарядка автомобилей».
- «Парковка». Причем последний знак – с двумя вариациями.
Так, символ «Платные услуги» будет указывать на организацию парковки на платной основе, а «Инвалиды» – на парковочное место, где можно будет парковать автомобили только с соответствующим опознавательным знаком.
Проверять на алкоголь начнут по-новому
Также с 1 марта вступит в силу новый порядок проверки водителей на алкоголь. Освидетельствование будут проводить только в присутствии двух понятых или же, при их отсутствии, под видеозапись.
Основаниями для проверки могут быть запах алкоголя, нарушение координации или речи, резкое изменение цвета кожи или не соответствующее обстановке поведение. А факт опьянения определяется концентрацией этилового спирта более 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Приносить на экзамены медсправку больше не потребуется
Целый блок поправок в действующие законы касается процедуры получения водительских прав. С 1 марта 2024 года кандидатам больше не нужно будет приносить заключения о наличии или отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством, предполагается, что ГИБДД при необходимости сама запросит эту информацию у Минздрава.
Вместо удостоверения можно будет предъявлять QR-код
В 2024 году продолжится эксперимент по внедрению в России электронных водительских удостоверений. Они представляют собой QR-код, который водители могут предъявлять инспекторам вместо привычной корочки.
Оформить код можно через «Госуслуги», однако до сих пор не ясно, требуется ли в дополнение к нему возить с собой еще и обычные права.
Наверное, лучше пока что их далеко из кошельков и карманов не убирать – на всякий случай.
Водительские права с истекающим сроком действия автоматически продлят
Очень важное нововведение: все водительские права, срок действия которых истекает в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, автоматически продлеваются еще на три года. Все изменения уже внесены в базу ГИБДД, поэтому никаких дополнительных действий от водителей не требуется, за просроченные удостоверения их никто штрафовать не будет.
- ПДД
- поправки в правила дорожного движения
- скутер
- дорожные знаки
- водительские удостоверения