В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.
По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения — с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.
При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
— иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.
Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.
Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «E», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DE», подкатегории «D1E», категории «CE», подкатегории «C1E»и категории «BE».
При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «E» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CE» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «CE», подкатегории «C1E» и категории «BE».
КС постановил конкретизировать сроки замены иностранного водительского удостоверения российским
Один из адвокатов отметил, что за последние годы общее количество людей, ставших гражданами России, значительно выросло и наверняка многие из них имеют водительские удостоверения, выданные в государствах, в которых они проживали ранее, поэтому затронутая заявителем проблема актуальна. Другая считает, что правовая позиция КС позволит скорректировать действующие правила допуска к участию в дорожном движении на территории страны в целях защиты прав и свобод, обеспечения равенства, законности, правопорядка и в иных конституционно одобряемых целях.
27 октября Конституционный Суд вынес Постановление № 46-П/2022, которым признал п. 12 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения неконституционным, поскольку он не позволяет гражданину РФ, имеющему водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, управлять в России транспортным средством.
Повод для обращения в КС
Дмитрий Брашкин в 2013 г., будучи гражданином Республики Казахстан, получил национальное водительское удостоверение этой страны. 17 августа 2017 г. он получил российское гражданство, после чего постоянно проживает в РФ.
25 июня 2019 г. постановлением должностного лица ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску Дмитрий Брашкин был признан виновным в правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КоАП, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. за управление ТС без соответствующего права. Решением судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 11 сентября 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения. Суд признал несостоятельными доводы о необоснованном привлечении лица к административной ответственности, указав, что тот управлял транспортным средством, имея водительское удостоверение, выданное в Республике Казахстан. Как отметил суд, ссылаясь на п. 12 ст.
25 Закона о безопасности дорожного движения, а также подп. 3 «b» п. 2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, управление в РФ транспортными средствами при наличии действительного иностранного водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории.
В вышестоящих судах Дмитрию Брашкину не удалось обжаловать акты по делу об административном правонарушении.
Впоследствии Дмитрий Брашкин обратился в Конституционный Суд. Он указал, что п. 12 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения противоречит Конституции, поскольку не позволяет гражданину РФ, постоянно проживающему на ее территории и имеющему водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, управлять в РФ транспортным средством.
При этом он подчеркнул, что в законодательстве отсутствуют сроки обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское.
Суд указал на необходимость скорректировать законодательство
Изучив материалы дела, КС напомнил, что государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять ТС, являющимся источником повышенной опасности. Вместе с тем право участвовать в дорожном движении, управляя ТС, является значимой для людей конкретизацией их конституционных прав свободно передвигаться по территории РФ, свободно владеть и пользоваться своим имуществом.
Читайте также
КС не стал рассматривать жалобу на отказ в выдаче российского водительского удостоверения
Суд заметил, что заявитель инициировал рассмотрение вопроса о выдаче российского удостоверения взамен утраченного иностранного после того, как истек срок административного наказания в виде лишения права управления ТС
30 марта 2022 Новости
Суд отметил, что задачами Закона о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, то применяются правила международного договора. При этом КС указал, что Россия является участником Конвенции о дорожном движении в качестве правопреемника СССР, как и Республика Казахстан, властями которой заявителю по данному делу было предоставлено право управления ТС и выдано подтверждающее данное право национальное водительское удостоверение.
В постановлении разъяснено, что положения п. 12 и 13 ст. 25 закона при их буквальном истолковании предполагают право гражданина РФ быть допущенным к участию в дорожном движении в РФ, где он постоянно проживает, в качестве водителя ТС при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения, выданного ему в другом государстве – участнике Конвенции о дорожном движении. Иное установлено только для управления ТС в целях осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ими, – и то с определенными исключениями, уточнил Суд.
В то же время КС отметил, что судебная практика (постановления судей ВС РФ от 27 декабря 2018 г. № 38-АД18-8; от 9 декабря 2020 г. № 31-АД20-6 и др., а также позиция судов в деле Дмитрия Брашкина) исходит из того, что при участии в дорожном движении в РФ управление ТС при наличии действительного иностранного национального водительского удостоверения допустимо лишь для лиц, не проживающих постоянно на ее территории. Следовательно, согласно такому подходу это право отсутствует у лиц, имеющих названное удостоверение и переехавших на постоянное место жительства в РФ, в том числе в связи с приобретением ими российского гражданства, с момента переезда.
Такой подход, как пояснил КС, основан на том, что в указанном случае, по мнению судов, приоритетному применению подлежит подп. «b» п. 2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении, согласно которому водительские удостоверения, выданные одной договаривающейся стороной, должны признаваться на территории другой договаривающейся стороны до момента, когда эта территория становится обычным местом жительства владельца удостоверения. Во взаимосвязи с данным положением Конвенции оспариваемой норме также придается значение, предполагающее необходимость обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское при переезде на постоянное место жительства в РФ, указал Суд.
Конституционный Суд подчеркнул, что ни Конвенция о дорожном движении, ни российское законодательство не устанавливают срок, в течение которого лицу, переехавшему на постоянное место жительства в Россию, нужно для допуска к участию в дорожном движении произвести обмен его иностранного национального водительского удостоверения на российское. «Однако это во всяком случае не может пониматься как означающее невозможность для лица управлять транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения незамедлительно со дня его переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию», – посчитал КС.
Такой срок необходим для беспрепятственного осуществления лицом, переезжающим на постоянное место жительства в РФ, права участвовать в дорожном движении в РФ в качестве водителя ТС на время обмена им иностранного национального водительского удостоверения на российское, разъяснено в постановлении.
Читайте также
КС выявил неопределенность действующего регулирования при изменении состава соучредителей СМИ
Суд указал, что КоАП определяет обязанность соучредителей СМИ вносить сведения об изменении их состава, однако он не предусматривает соответствующего регулирования в части установления достаточного срока для этого
11 ноября 2021 Новости
Кроме того, обращаясь к Постановлению от 9 ноября 2021 г. № 47-П, КС отметил, что возложение административной ответственности за правонарушение, выражающееся в неисполнении обязанности по документальному переоформлению (переподтверждению) права на осуществление определенной деятельности, при отсутствии нормативно урегулированного срока ее исполнения не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Вместе с тем КС пояснил, что федеральный законодатель вправе ввести регулирование, допускаемое подп. «b» п. 2 ст. 41 Конвенции о дорожном движении. Такое нормативное изменение не противоречит конституционным требованиям к ограничению прав и свобод , если предусматривает разумный срок, в течение которого лицо, имеющее иностранное национальное водительское удостоверение, выданное в государстве – участнике Конвенции в бытность его гражданином этого государства, может быть допущено на основании данного удостоверения к участию в дорожном движении в РФ с момента приобретения им гражданства РФ и (или) въезда для постоянного проживания в Российскую Федерацию.
Суд подчеркнул, что на введение соответствующего срока в законодательство направлен внесенный Правительством РФ 9 июня 2022 г. в Госдуму законопроект № 140646-8, предусматривающий поправки в ст. 25 и 26 Закона о безопасности дорожного движения. Данный проект разработан в целях совершенствования организационно-правовых механизмов допуска водителей ТС к участию в дорожном движении.
КС разъяснил, что поправки предусматривают, в частности, что иностранные национальные водительские удостоверения и международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления ТС на территории РФ по истечении одного года с даты получения либо приобретения их владельцем, являющимся (являвшимся) иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо гражданства РФ или по истечении одного года с даты въезда для постоянного проживания в РФ их владельца, являющегося гражданином РФ. По мнению Суда, это дополнительно подтверждает отсутствие в актуальном регулировании норм, позволяющих применять неблагоприятные последствия неосуществления обмена действительного иностранного национального водительского удостоверения на российское в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ.
Таким образом, Конституционный Суд заключил, что в системе действующего регулирования отсутствует прямое нормативное указание на обязанность гражданина РФ обменять в связи с переездом на постоянное место жительства в РФ его действительное иностранное национальное водительское удостоверение, выданное ему в другом государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, на российское национальное водительское удостоверение. Также отсутствует указание на срок такого обмена. В связи с этим оспариваемая норма не соответствует Конституции, поскольку позволяет применять к такому гражданину неблагоприятные административные последствия ввиду неосуществления такого обмена, в том числе привлекать его к административной ответственности, посчитал Суд.
При этом он установил, что федеральный законодатель вправе внести в действующее регулирование изменения, направленные на установление разумного срока обмена гражданином РФ в связи с его переездом на постоянное место жительства в РФ его действительного иностранного национального водительского удостоверения, выданного в другом государстве, на российское.
КС также постановил, что правоприменительные решения по делу Дмитрия Брашкина подлежат пересмотру.
Эксперты поддержали подход КС
Управляющий партнер АБ «Сафоненков, Густов и Партнеры», к.ю.н., доцент Павел Сафоненков поделился, что согласно данным МВД России в 2021 г. более 735 тыс. иностранцев стали гражданами России, что на 79 тыс. больше, чем в 2020 г.
Читайте также
Замена водительского удостоверения в МФЦ
ВС пояснил, что для выдачи нового документа представлять старый для аннулирования не обязательно
11 октября 2021 Мнения
Адвокат указал, что доля выходцев из бывших союзных республик от общего количества получивших гражданство РФ в первом квартале 2022 г. составила 97,2%, или 137,7 тыс. человек, из которых 39,6% – граждане Украины. Российский паспорт получили представители Таджикистана (23,9%), Казахстана (8%), Армении (7,9%), Узбекистана (4,7%). По состоянию на 21 июля 2022 г. почти 288 тыс. иностранцев в 2022 г. стали гражданами России.
После референдума о вхождении в состав России, проведенного в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, порядка 8 млн жителей этих территорий в установленном порядке приобретают гражданство России, добавил Павел Сафоненков.
«Общее количество людей, ставших гражданами России, как видим, с 2020 г. по 2022 г. значительно выросло, и наверняка многие из них имеют водительские удостоверения, выданные в государствах, в которых они проживали ранее. Учитывая такую статистику, безусловно, проблема, с которой обратился заявитель в Конституционный Суд РФ, для этого круга лиц актуальна», – прокомментировал адвокат.
Павел Сафоненков согласился с позицией Конституционного Суда, отмечая, что она является достаточно взвешенной и аргументированной. Он указал, что оспариваемая норма в том смысле, который придает ей судебная практика, действительно создавала неопределенность и фактически не позволяла гражданину РФ, постоянно проживающему на ее территории и имеющему водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве – участнике Конвенции о дорожном движении, управлять в РФ транспортным средством.
Адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова также отметила, что в настоящее время в Российской Федерации проживает достаточно большое количество иностранных граждан, принявших гражданство России. «Особенно много из стран ближнего зарубежья, бывших союзных республик. К примеру, в 2012–2017 гг., как следует из Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг., утвержденной Указом Президента РФ 31 ноября 2018г., в гражданство РФ принято более 1 млн человек. При этом постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн иностранных граждан», – указала она.
В связи с этим адвокат считает, что проблема обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское вполне актуальна и касается значительной части россиян. К тому же миграционный приток в Россию сохраняется, что вызвало необходимость проведения 19 октября 2022 г. заседания Совета Безопасности РФ, посвященного обсуждению вопросов миграционной политики, добавила Надежда Крылова.
Адвокат заметила, что КС РФ, анализируя законодательство и сложившуюся практику правоприменения, основывался, в частности, на необходимости соблюдения «вытекающих из принципов правового государства, равенства и справедливости требований определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, ее согласованности с системой действующего регулирования». По мнению Надежды Крыловой, оспоренная норма не отвечает указанным требованиям, и Суд обоснованно указал, что необходимо нормативное регулирование вопроса установления срока обмена водительского удостоверения.
«Правовую позицию КС РФ поддерживаю, приветствую, поскольку она позволит скорректировать действующие правила допуска к участию в дорожном движении на территории страны в целях защиты прав и свобод, обеспечения равенства, законности, правопорядка и в иных конституционно одобряемых целях», – резюмировала адвокат.
Как обменять иностранные водительские права на российские?
Может ли иностранец в России передвигаться по водительским правам своей страны? Как иностранцу обменять иностранные водительские права на российские права? А может ли гражданин России ездить с иностранными правами?
Может ли иностранец в России передвигаться по водительским правам своей страны? Как иностранцу обменять иностранные водительские права на российские права? А может ли гражданин России ездить с иностранными правами?
Несмотря на значительное сокращение притока иностранцев в Россию, по-прежнему немало иностранцев, которые пользуются национальными водительскими удостоверениями, выданными в своей стране.
Справочно*: По данным сайта Ассоциации туроператоров России в 1-ом полугодии 2021 г. иностранцев, прибывающих в Россию стало меньше в 31 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
Могут ли иностранцы использовать национальные права в России?
Иностранцам не запрещено управлять как собственным, так и арендованным транспортным средством в России (п. 12 и п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
При этом у иностранца должны быть российские национальные водительские удостоверения. А если их нет, то иностранные национальные или международные удостоверения. Это общее правило.
Но есть ряд деталей, которые нельзя игнорировать, иначе можно получить штраф. Напомним, что управление автомобилем без прав, грозит его водителю административным штрафом в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей (п. 1 ст.
12.7 КоАП РФ).
Итак, к самим иностранным правам предъявляется ряд требований.
Во-первых, в ряде случаев к национальным правам необходим перевод на русский язык, причем заверенный у нотариуса.
Такое правило не распространяется в тех случаях, если в самом водительском удостоверении записи либо совпадают, либо дублируются буквами русского, либо латинского алфавита (п. 15 ст. 25 Закона № 196-ФЗ).
Также не нужен перевод прав, если они выданы государством, которое присоединилось к участникам Венской конвенции о дорожном движении либо Женевской конвенции. Например, если международные права выданы Австрией, Турцией, Таджикистаном, Узбекистаном, то перевод не нужен.
Однако инспектор ГИБДД может на месте не разобраться, увидев права на иностранном языке и составить протокол. Как свидетельствует судебная практика, такие протоколы успешно оспариваются. Правда, придется на это потратить немало времени и нервов.
Во-вторых, нельзя иностранцу использовать автомобиль в предпринимательской деятельности, а также работать по найму. Исключение составляют жители стран, в которых русский язык является вторым официальным языком. Например, Киргизия, Белоруссия.
Иностранцы из таких стран могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а также работать по найму на автомобиле с национальными или международными правами.
Остальным же иностранцам, которые планирует использовать автомобиль в трудовой либо предпринимательской деятельности, необходимо обменять или получить права в России.
А может ли российский гражданин ездить с иностранными правами?
Рассмотрим обратную ситуацию. Гражданин России получил права в иностранном государстве. Обратимся к Венской конвенции о дорожном движении.
В ней четко прописано право любого государства не признавать иностранные права для граждан своей страны.
Яркий тому пример – недавнее судебное разбирательство, касающееся штрафа за отсутствие водительского удостоверения (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 06.04.2021 по делу № 12-65/2021). Так, гражданин России ездил по правам, полученным в Таджикистане. Как отметили судьи, если у гражданина есть паспорт России, то он должен ездить по российским правам.
Отметим, что и ранее выносились такие же решения. Например, нельзя российскому гражданину ездить по правам, полученным в Германии (Решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13.09.2016 № 12-350/2016).
Как получить российские права?
Потребность в получении российских прав может возникнуть не только у иностранца, планирующего работать на автомобиле в России, но и у лиц, получивших российское гражданство.
Иностранные права можно безболезненно обменять на российские только в том случае, если права соответствуют требованиям, которые прописаны, в Венской конвенции (п. 41 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097).
Перечень таких требований установлен в отдельном Приложении. Водитель может самостоятельно сличить свои права с тем набором сведений, которые приведены в Приложении.
Например, ФИО, дата и место рождения, местожительство, кто и когда выдал водительское удостоверение, место его выдачи, номер и дата окончания его действия. В удостоверении должна быть указана категория либо подкатегория транспортных средств.
В противном случае – претенденту придется заново получать российские права, учиться в автошколе и сдавать экзамены по теории и практике вождения.
Для того чтобы произвести обмен прав, необходимо выполнить ряд последовательных шагов:
1 Шаг. Подготовка пакета документов для обмена прав.
К таким документам относятся (п. 28 административного регламента, утв. Приказом МВД РФ от 20.02.2021 № 80):
- заявление по установленной форме;
- паспорт или иной удостоверяющий личность документ;
- медицинское заключение;
- национальные иностранные права;
- квитанция об уплате госпошлины.
За выдачу пластикового водительского удостоверение нужно оплатить 3 тыс. рублей (пп. 43.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
2 Шаг. Отправка документов в подразделение ГИБДД, где сдаются экзамены на получение водительских прав.
Заявление можно направить через сайт госуслуг, а с остальными документами нужно обратиться лично в ГИБДД.
3 Шаг. Получение российского водительского удостоверения.
В общей сложности период между подачей документов и получением удостоверения не превышает 30 рабочих дней.
- #ГИБДД
- #водительские права
- #иностранные граждане
- #иностранные работники
- #замена водительского удостоверения
Замена иностранных прав на российские в 2024 году: особенности и порядок процедуры
Развал СССР, образование независимых государств, присоединение Крыма, миграционные процессы – всё это привело к тому, что многие люди столкнулись с необходимостью решать вопросы допуска к управлению транспортными средствами (ТС) на территории РФ. В этом обзоре рассказываем, для чего нужно обменивать иностранные водительские права на российские и как это можно сделать.
Законодательная база
Российское законодательство ( Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ) разрешает садиться за руль авто и передвигаться по территории страны с международным или иностранным водительским удостоверением (ВУ), но при этом устанавливает ряд ограничений для его владельца:
- нельзя заниматься предпринимательской или трудовой деятельностью с использованием машины, исключение сделано для граждан Кыргызстана и других государств, где русский язык утверждён в качестве официального;
- если ВУ выдано в стране, не присоединившейся к международным договорам в области безопасности дорожного движения, участником которых является РФ, к нему должен прикладываться заверенный надлежащим образом перевод на русский язык, кроме случаев, если в документе все записи сделаны (продублированы) русскими или латинскими буквами ст. 15.
Заграничное ВУ может оказаться не только у иностранца. Такая ситуация особенно характерна для Крыма и Севастополя после их присоединения к России. Многие жители этих территорий, получив российское гражданство, продолжают ездить по украинским правам.
Но чтобы избавиться от вышеуказанных ограничений, необходимо поменять водительские права другого государства. Ниже мы расскажем об особенностях замены иностранных прав на российские права в 2024 году.
Порядок замены иностранных прав
Ст. 12 закона 196-ФЗ допускает управление ТС с международным или иностранным ВУ, если нет российского, для всех, кто постоянно или временно проживает (временно пребывает) в РФ. Для иностранных граждан и лиц без гражданства отдельно прописывается норма о том, что они могут садиться за руль на основании международного ВУ, если к нему прикладывается национальное. Для граждан России, проживающих в РФ, такая норма не установлена, поэтому они могут ездить по стране с иностранным ВУ, но соблюдая ограничения ст.
13 и 15 196-ФЗ.
Однако судебная практика, показывает, что не всё так в этом отношении гладко. Зачастую суды вносят постановления об административном правонарушении по Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст. 12.7 КоАП РФ , ссылаясь на то, что гражданин РФ, зарегистрированный в России, не является лицом, подпадающим под действие Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст.
12 196-ФЗ . Поэтому, чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, для гражданина РФ, живущего в России, правильным будет обменять иностранное ВУ на российское.
Замена иностранных водительских прав на российские целесообразна и при смене гражданства. Получение российских прав после получения гражданства РФ позволит водителю избежать ограничений и разбирательств, пусть даже, по его мнению, необоснованных. Это утверждение справедливо и по отношению к иностранцам, тем более что получить российские права иностранному гражданину не представляет особых сложностей, замена водительского удостоверения иностранным гражданам производится в общем порядке.
Процедура замены иностранного ВУ на российское регламентируется гл. IV Ознакомиться с текстом Постановления на правовом портале www.consultant.ru Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 и включает в себя:
- Подачу заявления с приложенными к нему документами в экзаменационное подразделение ГИБДД.
- Получение допуска к экзаменам.
- Сдачу экзаменов.
- Получение российского ВУ.
Экзамены для обмена иностранных водительских прав
Для обмена прав на российские необходимо сдать три экзамена:
- теоретический (на знание ПДД);
- практический по начальным навыкам управления машиной на автодроме;
- практический в «полевых» условиях, то есть на дороге.
Процедура сдачи этих экзаменов нормируется административным регламентом, который утверждён Приказом МВД России от 06.09.2017 №995. В нём дотошно расписаны все нюансы, которые нужно соблюсти, чтобы получить права иностранцу или гражданину РФ. Приведём некоторые из них:
- при проверке теоретических знаний для ответов на 20 вопросов экзаменационного билета отводится 20 минут, допустимым считается не более 2-х ошибочных ответов;
- при проверке начальных навыков управления ТС категории «B» выполняются остановка и движение на подъёме, маневрирование на ограниченной площади, движение задним ходом и другие испытательные упражнения, экзаменатор фиксирует время выполнения упражнений, допущенные ошибки;
- на экзамен в «полевых условиях» отводится до 30 минут, в течение которых водитель должен продемонстрировать навыки вождения, выполняя указания экзаменатора двигаться, маневрировать, останавливаться и т.д. Экзамен считается сданным, если водитель получил менее 5 штрафных баллов.
Список документов для замены ВУ
Чтобы заменить иностранное водительское удостоверение на российское, нужно приложить к заявлению:
- паспорт (иное удостоверение личности);
- медицинскую справку;
- иностранное ВУ (возвращается при выдаче российского).
Как поменять украинские права на российские
Ответ на вопрос о том, действительны украинские права в России, прост – действительны, но с ограничениями, описанными выше. Поэтому во многих жизненных ситуациях правильным будет поменять украинское водительское удостоверение на российское. Замена украинских прав на российские актуальна для жителей Крыма и Севастополя, а также для тех, кто переехал на постоянное место жительства в Россию, занимается в РФ предпринимательской или трудовой деятельностью с использованием авто.
Чтобы получить российские права гражданину Украины, нужно пройти типовую процедуру: подать заявление и сдать экзамены. Каких-то особенностей при замене украинских ВУ на российские законодательством не предусмотрено.
Постоянное место жительства в РФ
Чтобы получить водительские права иностранному гражданину в России, нужно пройти типовую процедуру, описанную выше. Российские водительские права для мигрантов позволят избежать ограничений, установленных Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru ст. 13 196-ФЗ , и дадут право садиться за руль для осуществления предпринимательской или трудовой деятельности.
Какие национальные права соответствуют венской конвенции
Венская конвенция 1968 года о водительских удостоверениях декларирует, что каждая из стран-участников соглашения признаёт национальные ВУ, соответствующие требованиям по их содержанию и оформлению. Это означает, что замена национального водительского удостоверения на российское не требуется для управления ТС в России, если оно используется в личных целях.
Вот некоторые из требований, которым должны соответствовать национальные права, чтобы они признавались странами-участницами соглашения:
- ВУ изготавливается из пластика или бумаги, рекомендуемые размеры удостоверения из пластика 54 х 86 мм, рекомендуемый цвет – розовый;
- на лицевую сторону наносится надпись «Водительское удостоверение» на государственном языке, название и/или отличительный символ страны;
- последовательно указываются и нумеруются фамилия, имя, дата и место рождения водителя, даты выдачи и окончания срока действия ВУ и прочие сведения;
- записи должны выполняться латинскими буквами, при использовании других букв они должны также транслитерироваться латинскими буквами.
Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор
В 2007 году окончил СПбГУП («Журналистика» 42.04.02), в 2012 – выпускник магистратуры ИПиНБ РАНХиГС по профилю «Магистр частного права» («Юриспруденция», 40.04.01). Практикующий юрист, создатель и основной автор портала AvtoPravil.net.