Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 52, ст. 5880; 2012, № 10, ст. 1163; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 48, ст. 6724; 2018, № 31, ст.
4856; 2022, № 29, ст. 5260; 2024, № 23, ст. 4009) следующие изменения:
а) пункт 3 1 дополнить подпунктами 6 и 7 следующего содержания:
«6) признания их безвестно отсутствующими в соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае отмены решения суда о признании лица безвестно отсутствующим такое лицо подлежит восстановлению в списке начиная с даты первоначального включения его в список;
7) приобретения ими благоустроенных жилых помещений в собственность либо при полном погашении предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в соответствии со статьей 8 1 настоящего Федерального закона.»;
б) дополнить пунктами 6 1 — 6 3 следующего содержания:
«6 1 . В целях заключения с лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора социального найма в отношении занимаемых ими жилых помещений срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен по инициативе лица, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, но не более чем на два года.
6 2 . Сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренное пунктом 61 настоящей статьи, допускается при наличии по состоянию на дату подачи лицом, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, заявления о сокращении срока действия такого договора в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации совокупности следующих обстоятельств:
1) достижение заявителем возраста 23 лет;
2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;
3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;
4) надлежащее исполнение заявителем предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором найма специализированного жилого помещения обязанностей нанимателя жилого помещения;
5) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;
6) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;
7) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
6 3 . Перечень документов, прилагаемых к заявлению о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, порядок направления информации о принятии решения о сокращении срока действия такого договора или об отказе в сокращении срока действия такого договора (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)») утверждаются Правительством Российской Федерации.»;
2) дополнить статьей 8 1 следующего содержания:
«Статья 8 1 . Дополнительные гарантии права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой
1. Право на однократное предоставление за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее также — выплата), имеют лица, указанные в пункте 9 статьи 8 настоящего Федерального закона, включенные в список в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии совокупности обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Выплата не может быть использована в связи с участием в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе, долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа.
2. Предоставление выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность, в том числе в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом (при условии использования собственных средств членов семьи либо иных мер социальной поддержки, если при этом общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников, определяемая пропорционально размеру доли каждого из сособственников, составляет не менее шести квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого сособственника), или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, допускается при наличии по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении выплаты совокупности следующих обстоятельств:
1) достижение заявителем возраста 23 лет;
2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;
3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;
4) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;
5) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;
6) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
3. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность, в том числе в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом, или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, порядок направления информации о принятии решения о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)») утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Преимущественное право на предоставление выплаты перед другими лицами, включенными в список в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеют следующие лица:
1) подавшие заявление о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, за счет выплаты и использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала;
2) принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
5. Выплата перечисляется на счет в кредитной организации, указанный продавцом жилого помещения, либо в случае ее использования для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, на счет кредитной организации, с которой заключен такой договор.
6. Расчет размера выплаты производится исходя из:
1) норматива общей площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров;
2) показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, предоставляющем выплату, но не ниже стоимости, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для расчета размеров безвозмездных социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
7. Контроль за приобретением жилых помещений за счет выплаты, в том числе путем направления и получения межведомственных запросов о соответствии приобретаемого получателем выплаты жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, о наличии или об отсутствии информации о признании данного жилого помещения непригодным для проживания и (или) признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в случае наделения их законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями.
8. Правила предоставления выплаты, в том числе порядок проведения проверки документов, необходимых для перечисления выплаты, порядок перечисления выплаты и осуществления контроля уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в случае наделения их законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями за приобретением жилых помещений за счет выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Получатель выплаты до заключения договора купли-продажи жилого помещения, планируемого к приобретению за счет выплаты, представляет проект договора купли-продажи жилого помещения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в случае наделения его законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями для рассмотрения комиссией, созданной в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
10. Решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается комиссией, созданной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае наделения его законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом совокупности обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Положение об этой комиссии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
11. Право на выплату подтверждается именным документом на приобретение жилого помещения — сертификатом. Форма сертификата, правила выпуска и реализации сертификата утверждаются Правительством Российской Федерации.
12. Выдача сертификата лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии, созданной в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, о предоставлении выплаты.
13. Сертификат подлежит реализации на территории Российской Федерации.
14. Жилое помещение, приобретенное за счет выплаты, не может быть отчуждено, передано в залог, аренду, наем, обременено иными правами в течение трех лет со дня государственной регистрации получателем выплаты прав собственности на жилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости.
Расторжение договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного за счет выплаты, по соглашению сторон не допускается.
15. В случае, если сделка купли-продажи жилого помещения, приобретенного за счет выплаты, признана судом недействительной или к ней применены последствия недействительности ничтожной сделки, получатель выплаты подлежит восстановлению в списке начиная с даты первоначального включения его в список в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и средства выплаты подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если сделка купли-продажи жилого помещения с использованием в том числе мер социальной поддержки признается недействительной, возврат средств (части средств) осуществляется на основании решения суда в соответствии с гражданским законодательством.
16. Информация о предоставлении выплаты, в том числе о регистрационном номере сертификата, решении уполномоченного органа исполнительной власти о выдаче сертификата, дате выдачи сертификата и дате заключения договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного за счет выплаты, размере выплаты, об адресе приобретенного жилого помещения, о дате исключения получателя выплаты из списка, размещается в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца двадцать девятого пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Абзац двадцать девятый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Действие положений пунктов 6 1 — 6 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на договоры найма специализированных жилых помещений, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Положения пункта 6 3 статьи 8 и пункта 3 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» применяются с 1 октября 2024 года.
5. Положения пункта 16 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части использования государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» применяются с 1 января 2026 года.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои законы и иные нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона).
7. В случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона законодательством субъекта Российской Федерации были установлены дополнительные виды социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем предоставления выплаты названным лицам, не достигшим возраста 23 лет, законодательство субъекта Российской Федерации может применяться при условии, что право на выплату будет предоставляться лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 21 года, включенным в список в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и на них будут распространяться обстоятельства, установленные в подпунктах 2-6 пункта 2 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
8. В случае, если законодательством субъекта Российской Федерации были установлены дополнительные виды социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем предоставления выплаты, органам государственной власти субъектов Российской Федерации внести информацию о предоставленных выплатах и жилых помещениях, приобретенных за счет выплат, в государственную информационную систему «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» в течение шести месяцев со дня начала применения положений пункта 16 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кто оплачивает ЖКУ, если собственник квартиры – ребёнок-сирота
В нескольких регионах суды рассмотрели иски о взыскании с детей-сирот задолженности за ЖКУ в их квартирах. Вместе с экспертом Еленой Шерешовец разобрали вопрос, кто должен содержать жильё и платить за жилищно-коммунальные услуги в подобных ситуациях.
Законные представители детей-сирот несут ответственность за оплату ЖКУ в их квартирах
Дети-сироты могут быть собственниками квартир в МКД, но при этом являться недееспособными и находиться в детском доме или под опекой (ч. 2 ст. 32 ГК РФ). Если за жилищно-коммунальные услуги по таким помещениям никто не платит, управляющие домами и РСО обращаются в суд за взысканием.
Важный вопрос при подаче заявления – кто будет ответчиком по иску.
Законодательством РФ не предусмотрено освобождение детей-сирот от оплаты ЖКУ, пока они находятся под опекой третьих лиц или в специализированных учреждениях. При этом непроживание в квартире не является основанием для неоплаты её содержания и предоставленных коммунальных услуг (ч. 11 ст.
155 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ, опекуны детей-сирот несут ответственность за сохранность жилого помещения. Они обязаны не допускать уменьшения стоимости имущества и способствовать извлечению из него дохода.
«Можно сдавать квартиру в аренду и с заработанных средств платить за жилищно-коммунальные услуги, некоторые так и делают. Так как законные представители обязаны оплачивать содержание жилого имущества сироты, то и взыскивать задолженность необходимо с них», – прокомментировала ситуацию глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в своём Телеграм-канале.
Опекун сироты обязан оплачивать ЖКУ до достижения ребёнком совершеннолетия
- В Архангельске ресурсоснабжающая организация подала иск в суд на учреждение, где находятся дети-сироты.
- В Благовещенске право на имущество детей, оставшихся без попечения родителей, было зарегистрировано за администрацией управления образования (постановление 16 ААС от 12.12.2018 № 06АП-6427/2018).
- В Хабаровском крае задолженность за содержание квартиры сироты превысила 45 тысяч рублей (постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 03.07.2017 № 44г-59/2017). За ребёнком было закреплено помещение муниципального жилфонда, ответственность за которое несла школа-интернат.
Ресурсоснабжающая организация попыталась взыскать с учреждения задолженность за поставленные ресурсы. Суд отказал РСО, так как воспитанник окончил обучение и был отчислен.
В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ, ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, исполнение обязанностей по содержанию жилого имущества и оплате коммунальных услуг в квартирах сирот лежит на образовательном учреждении.
Оно должно оплатить задолженность за период до совершеннолетия воспитанника.
Управляющим организациям на заметку
- опекун или законный представитель несёт ответственность за содержание квартиры, которая находится в собственности сироты (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ);
- если ребёнок остался без попечения родителей и находится в детском доме, тогда оплата ЖКУ должна производиться данным учреждением (ст. ст. 309, 310 ГК РФ);
- самостоятельно владелец квартиры сможет оплачивать коммунальные услуги после достижения совершеннолетия.
- Кто платит за общедомовые помещения, если в ЕГРН они числятся за ОМС
- Как взыскать задолженность за ЖКУ при наследовании квартиры
- Должен ли ОМС оплатить долги за ЖКУ по выморочному имуществу
- Взыскание долга за ЖКУ с администрации: пени, срок исковой давности
У вас есть вопросы по управлению МКД, содержанию общего имущества или взысканию долгов за ЖКУ? Оставьте их в комментариях: на самые актуальные ответят наши юристы, а мы опубликуем в рубрике «Вы нам писали».
Взыскание долга со специального счета ребенка сироты 2024
Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 101
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:
1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
(п. 12 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 444-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
б) в связи с террористическим актом;
в) в связи со смертью члена семьи;
г) в виде гуманитарной помощи;
д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
17) социальное пособие на погребение;
18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;
(п. 18 введен Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)
19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;
(п. 19 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 444-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;
(п. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 444-ФЗ)
21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.
(п. 21 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1, 4 и 21 части 1 настоящей статьи, не применяются.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Могут ли долги родителей списать с детской карты?
Важно разграничить следующие понятия: владелец карты и владелец счета. По закону, владельцем счета и владельцем карты к этому счету могут быть совершенно разные люди. То есть счет может быть зарегистрирован на одного человека, но для использования средств этого счета карты выданы на других людей, рассказал в беседе с Bankiros.ru Андрей Порсев, генеральный директор юридической фирмы «АБ.
Солюшен». Обычно именно так и делают при необходимости создания карты для ребенка: счет регистрируется на родителя, а для ребенка выдается дополнительная карта. В такой ситуации владельцем счета и собственником денежных средств считается родитель. Поэтому судебные приставы, или иной орган власти, при наличии долга родителя вправе списать денежные средства с такого счета.
Такое списание является абсолютно законным, так как денежные средства списываются со счета родителя, а не со счета ребенка. Не имеет значения на кого оформлена карта, важно на кого оформлен счет, подчеркивает Порсев.
Банкирос рекомендует!
Альфа-Банк, Лиц. № 1326
Кредитка Год без % с кэшбэком за все покупки
365 дней без процентов, до 1 000 000
Оформить карту
Другое же дело, когда и карта, и счет принадлежат ребенку. В такой ситуации никто не вправе списывать у ребенка деньги с его счета, так как считается, что именно ребенок является собственником денежных средств. Основная проблема же заключается в том, что право на оформление собственного счета ребенок получает лишь по достижении 14 лет, так как для открытия счета потребуется паспорт. По этой причине и получается, что до достижения 14 лет родители открывают специальные счета, для которого выдается дополнительная карта на ребенка.
Но юридически владельцем счета остается родитель, а не ребенок, говорит спикер. Карта лишь дает право распоряжаться этими денежными средствами.
Есть также и различные ограничения, связанные с недопустимостью списания денежных средств выше прожиточного минимума и на различные детские пособия. Так, к нам часто обращаются клиенты для списания долгов, при этом во время анализа ситуации выясняется, что у них приставы списывают 50% их доходов. И в большинстве случаев такие списания недопустимы, так как доход человека после списаний становится ниже прожиточного минимума.
Кроме того, если у человека на иждивении находятся дети, то прожиточный минимум можно увеличить, тем самым и уменьшив размер списаний, предупреждает Порсев.
Банкирос рекомендует!
СберБанк, Лиц. № 1481
Кредитная СберКарта
120 дней без процентов, до 1 000 000
Оформить карту
Возможность списания денежных средств с карты ребенка зависит от того, как банком была выпущена карта, которой пользуется ребенок, рассказала в беседе с Bankiros.ru Юлия Иванова, управляющий партнер юридической компании ЮКО. Выпуск карты, которой пользуется ребенок, возможен следующими способами:
- по достижении ребенком 14 лет кредитная организация с согласия родителей может заключить с ним договор банковского счета и выпустить банковскую карту на его имя. В этом случае списание денежных средств с такой карты по долгам родителей будет явно незаконным, поскольку находящиеся на ней денежные средства принадлежат ребенку, который не отвечает по долгам родителей.
- Детям от шести до 14 лет могут выпустить дополнительную карту к основной карте одного из родителей, привязанную к его банковскому счету. В такой ситуации возможно, что внесенные для ребенка денежные средства на дополнительную карту будут списаны по долгам родителей, говорит Иванова. Списание осуществляется с банковского счета родителей. В случае списания денежных средств для подтверждения незаконности такого списания необходимо доказать, что в действительности внесенные денежные средства являлись личными средствами ребенка.