Подборка наиболее важных документов по запросу Выкуп арендованного земельного участка муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Аренда земли:
- 229 КОСГУ
- Акт возврата земельного участка по договору аренды
- Акт приема передачи к договору аренды земельного участка
- Аренда земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства
- Аренда земельного участка КОСГУ
- Показать все
- Аренда земли:
- 229 КОСГУ
- Акт возврата земельного участка по договору аренды
- Акт приема передачи к договору аренды земельного участка
- Аренда земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства
- Аренда земельного участка КОСГУ
- Показать все
- Купля-продажа земли:
- Акт приема-передачи земельного участка к договору купли-продажи
- Выкуп земельного участка из аренды
- Договор купли продажи здания и земельного участка
- Договор купли продажи с задатком
- Договор купли-продажи будущей вещи земельного участка
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» «В том же пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 также разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, подпункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).»
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» «Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения 3.2.
Вывод из судебной практики: При выкупе земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, обязанность вносить арендную плату по договору аренды сохраняется до госрегистрации перехода права собственности на этот участок.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2024) Какие есть основания для отказа в выкупе арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности
Нормативные акты
Обзор: «Обзор ВС РФ N 1 (2022): на какие позиции обратить внимание»
(КонсультантПлюс, 2022) Пока арендатор не построит основной объект, он не может выкупить публичную землю без торгов
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Выкуп земельного участка находившегося в аренде 2024
ЗК РФ Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.3. ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В 2024 г. допустима продажа без торгов публичных участков также для ЛПХ, садоводства, огородничества, отдыха, производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду при отсутствии неустраненных нарушений (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения, развития территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
Перевод участка из аренды в собственность в 2024 г: как сделать выкуп и оформление
Нет ничего удивительного в желании арендатора земельного участка стать полноценным владельцем. Для реализации указанной процедуры потребуется выполнить определенные условия. Узнайте, как осуществляется перевод участка из аренды в собственность в 2024 г., как сделать его выкуп и оформление.
Условия для выкупа земельного участка из аренды в собственность в 2024 г.
Право собственности позволяет распоряжаться недвижимостью. Стать хозяином арендованного участка, сделав перевод в собственность, могут граждане или организации. Наличие оформленных в собственность построек на участке упрощает перевод в собственность.
Если они отсутствуют, процедура выполняется через аукцион и предполагает выкуп недвижимости. Однако в нём могут принять участие и другие лица.
Чтобы гражданин получил права претендовать на перевод участка в собственность, должны выполняться следующие условия:
- присутствует договор аренды;
- человек получил имущество в бессрочное постоянное пользование;
- имущество находится в наследуемом пожизненном владении.
На участке должна присутствовать капитальная постройка на надежном фундаменте, которая пригодна для проживания круглый год. Объект может быть незавершенным. Если гражданин возвел капитальную постройку на арендуемом участке, предоставляется преимущественное право выкупа.
Перевод земельного участка из аренды в собственность
Перевод недвижимости в собственность будет осуществляться на безвозмездной основе и в ситуации, когда имущество было передано на 6 лет в безвозмездное пользование. Важно соблюдение назначения участка. Его можно использовать для ведения ЛПХ или под ИЖС. Обычно участок выдаётся гражданину, занимающему должность в администрации или имеющему минимум 3 детей.
Право на безвозмездное получение недвижимости в собственность предоставляется однократно.
Оформление арендованного земельного участка из аренды в собственность: важные условия
Многие предприниматели и компании подписывают с государством договор об аренде участка для развития того или иного бизнеса, к примеру, строительства.
Существует четыре способа оформить арендованный участок в собственность:
- Бесплатно. Если арендатором является субъект, относящийся к льготной категории, он имеет право подать заявление на получение земли в собственность бесплатно.
- Выкуп. За арендатором закрепляется право преимущественного выкупа участка, а потому он может приобрести ее без дополнительных процедур.
- Аукцион и торги. Продажа государственного надела частному лицу совершается посредством проведения торгов или аукциона. Арендатором подается заявление, и если он победит, с ним будет подписан договор купли-продажи.
- Судебное решение. Если срок аренды закончился, а администрация населенного пункта отказывается продавать земельный участок, субъект может попытаться выкупить надел уже на основании судебного решения.
Каждый из способов актуален для конкретных ситуаций. Конечно же, самым выгодным будет бесплатное получение в собственность, ну а проблематичнее всего будет добиться права собственности через суд.
Как перевести арендованный участок в собственность бесплатно
Чтобы перевести арендованный участок в вашу собственность бесплатно, потребуется следующее:
- арендный договор составлен на срок 20 лет или дольше;
- у вас есть постоянная регистрация на территории региона больше 5 лет;
- землепользование участком на протяжении 3 или более лет;
- отсутствие собственности на другие земельные участки;
- возведение капитального дома или использование надела по прямому назначению.
Перевод участка в постоянную собственность выглядит следующим образом:
- вы построили дом или использовали участок по целевому назначению не менее 3 лет;
- сделали регистрацию в Росреестре;
- подали заявление в муниципалитет на приватизацию участка. К заявлению прилагается комплект документов, включающий: арендный договор, кадастровую документацию, копию паспорта заявителя;
- получили заявление об успешном переводе участка в личную собственность и одновременном расторжении договора на аренду;
- зарегистрировали собственность путем включения его в ЕГРН.
Последний пункт требует дополнительной расшифровки. Дело в том, что включение земельного участка в ЕГРН требует предоставление обширного перечня документов, которые подается либо непосредственно в подразделение Росреестра, либо в МФЦ. Альтернативный вариант – использование функционала портала Госуслуги.
Почему вам могут отказать в переводе арендованного участка в собственность
Отказать в передаче арендуемого имущества в частную собственность могут по следующим причинам:
- имущество находится в обременении;
- основания для регистрации права собственности отсутствуют;
- данные, представленные в документах, не соответствуют действительности;
- фактически имущество находится в государственной собственности, однако этот факт не отражен документально;
- выполнен перевод участка в резерв для государственных целей; предоставлен неполный пакет документации.
Если причину отказа можно устранить, допустимо повторное обращение в уполномоченный орган.
Знаете ли Вы хорошего юриста по правам собственности?
Выкуп участка из аренды в собственность: пошаговая инструкция
Если гражданин планирует сделать перевод в собственность участок в аренде путём выкупа, потребуется подготовить кадастровые документы. Для этого нужно обратиться в уполномоченный орган.
Если участку присвоен номер, и имущество зарегистрировано в соответствии с установленными требованиями, процедура переоформления сократится до 10 суток. Если информация в Государственный реестр не внесена, производится межевание. Она требуется для определения границ.
Гражданину предстоит обратиться в Бюро техинвентаризации или иное уполномоченное учреждение. Процедура оформления в собственность займет несколько недель.
Направляется заявление в местную администрацию. В документе нужно отразить намерение гражданина выкупить арендованную землю в собственность. Заявку нужно дополнить кадастровым паспортом и схемой.
Затем предстоит дождаться решения. Когда его примут, человека уведомят.
Информация предоставляется в письме. В нем же указывается стоимость имущества. Гражданин вносит денежные средства.
В стоимость включаются затраты на межевание, оплату налогов и иные сопутствующие расходы. Производится перерегистрация недвижимости. Список бумаг для выполнения процедуры предстоит дополнить квитанцией об оплате.
Регистрация производится в Росреестре. Процедура оформления займет около месяца.
Как оформить земельный участок в собственность через Росреестр
Окончательное оформление в собственность земельного участка происходит после того, как договор купли-продажи или передачи земли в собственность на бесплатной основе будет зарегистрирован в Росреестре.
Для этого владельцу земли нужно будет:
- написать заявление по предоставленному образцу;
- подготовить техническую и правоустанавливающую документацию на землю и размещенные на ней недвижимые объекты;
- передать весь перечень документации сотруднику Росреестра или МФЦ;
- оплатить государственную пошлину.
Все представленные бумаги будут рассматриваться в течение 7 рабочих дней. После, имущество будет внесено в единую регистрационную базу, а заявителю будет выдана выписка из ЕГРП.
Мнение эксперта
Черноволов Василий Петрович, эксперт по вопросам права собственности
Если вдруг возникнут вопросы, обращайтесь ко мне, и я помогу разобраться.Задать вопрос эксперту
Сама по себе процедура оформления земельного участка в собственность довольно простая и не требует особых знаний в данной правовой сфере. А если у вас возникнут вопросы, задавайте их мне, и я помогу разобраться.
Если арендованный участок предназначен для ИЖС: как оформить его в собственность
Часто в собственности муниципальных органов имеются наделы, которые предназначены для строительства жилых помещений. Такой надел удастся получить в собственность, если на нем возведен дом. Кроме того, учитывается, чтобы участок применялся согласно установленному назначению.
Стоимость подобного участка равна порядка 3 процентов от цены, отраженной в кадастре. Поэтому оформить его в собственность будет на порядок выгоднее. Если же земля приобретается у собственника, то стоимость устанавливается исходя из рыночных цен. При предоставлении участка должны соблюдаться определенные требования.
В частности, учитывается, что человек не имеет прав на другой участок. Сюда относятся земли, предназначенные для ведения строительных работ или ЛПХ. Указывают на то, что такой надел не должен находиться ранее во владении лица.
Претендент должен иметь регистрацию в муниципалитете, из собственности которого выделяется надел. К моменту подачи заявления срок прописки составляет не менее пяти лет. Лицо вправе проживать в доме, но не быть собственником.
Допускается, что заявитель относится к категории молодых специалистов. Это говорит о том, что он переехал в конкретную местность для работы в сфере образования или медицины. Кроме того, могут учитываться и работы в другом направлении.
Арендуемый участок входит в состав СНТ или ДНТ
Право на перевод земли в собственность предоставляется, если на участке присутствует хозпостройка, баня или дача. Строение должно быть оформлено официально. Если лицо состоит в огородническом, дачном или садовом кооперативе, до 1 марта 2026 года можно воспользоваться так называемой дачной амнистией.
Способ упрощает оформление земли сельхозназначения. Капитальное строение на земле СНТ или ДНТ возвести нельзя. Накладывается ограничение на высоту заборов, габариты дома и используемые материалы.
Если участок предназначен для огородничества, возведение построек недопустимо.
Как делается выкуп арендованного участка на торгах: вариант получения в собственность
Право принимать решение о выставлении земельного участка на торги имеют муниципальные органы власти. Ходатайствовать о проведении аукциона имеют право арендаторы земли – как организации, так и физические лица.
Решение о проведении торгов должно быть публичным и приниматься заблаговременно. В качестве подготовительных на участке осуществляется ряд мероприятий, в числе которых:
- подведение подъездных путей;
- проведение инженерных коммуникаций;
- выполнение межевания и определения границ, в том числе – с выносом в натуру.
Размер первоначальной стоимости определяется муниципальной властью. Обычно он принимается равным годовой аренде. Подача заявок на участие в аукционе начинается за 25 дней до даты торгов.
Каждый из участников оплачивает обеспечение заявки, величина которого составляет 10% от первоначальной стоимости выкупа земли.
Практика вернулась «на круги своя»
Сельскохозяйственная организация, арендующая участок из земель сельхозназначения, по истечении трех лет с момента заключения договора вправе без проведения торгов выкупить данный участок при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании данного участка (подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ).
Однако при попытке воспользоваться правом на выкуп участка арендаторы нередко сталкиваются с ситуациями, когда арендодатели, несмотря на соблюдение условий для выкупа, отказывают в заключении договоров купли-продажи, ссылаясь на действующий на территории субъекта РФ мораторий на приватизацию участков.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельхозназначения) приватизация участков из земель сельхозназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ.
Вплоть до 2016 г. судебная практика была однозначной: суды всех уровней руководствовались законодательством субъекта РФ и, установив, что в Законе содержится запрет на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отказывали в удовлетворении требований заявителей (например, Определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11066/13 по делу № А55-19728/2012).
В 2016 г. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, указал, что ст. 4 Закона Курской области от 19 декабря 2011 г. № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» (далее – Закон № 104-ЗКО), временно ограничивающая начало действия положения п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельхозназначения, императивно установившего специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, противоречит ЗК и Закону об обороте земель сельхозназначения, имеющим большую юридическую силу.
Постановление апелляционной инстанции поддержала кассация.
С этого момента в Центральном федеральном округе начала формироваться «своя» судебная практика в связи с выкупом земельных участков, на приватизацию которых субъектами РФ наложен запрет.
В марте 2018 г. АС Центрального округа в рамках дела № А35-4245/2017 отменил «отказное» постановление апелляции и «засилил» решение первой инстанции, согласно которому принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота участков из сельхозземель, не допускается, что означает недопустимость ограничения применения на территории Курской области законом Курской области норм п. 4 ст. 10 Закона об обороте земель сельхозназначения, а также подп. 9 п. 2 ст.
39.3 ЗК. Верховный Суд РФ, в свою очередь, отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в заседании Судебной коллегии по экономическим спорам (Определение от 15 июня 2018 г. № 310-ЭС18-8400 по делу № А35-4245/2017).
Данное определение на протяжении двух лет стало определяющим в Центральном округе при рассмотрении дел, в которых фигурировал мораторий на приватизацию земельных участков.
АС Курской области, прямо ссылаясь на Определение № 310-ЭС18-8400, выносит судебные акты в пользу арендаторов, указывая, что норма, закрепленная в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК, является специальной по отношению к ст. 4 Закона № 104-ЗКО, в связи с чем именно положения Кодекса подлежат приоритетному применению в рассматриваемом случае 1 .
В сентябре 2022 г. АС Центрального округа в рамках дела № А36-8482/2021, – «традиционно» ссылаясь на Определение № 310-ЭС18-8400, – отменил «отказное» постановление апелляционной инстанции, указав, что установление ст. 5 Закона Липецкой области от 4 декабря 2003 г. № 81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» запрета на приватизацию участков из земель сельхозназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории области до 1 января 2029 г. не препятствует реализации прав общества на их приобретение в соответствии с нормами федерального законодательства (по основанию, предусмотренному подп. 9 п. 2 ст.
39.3 ЗК).
Читайте также
ВС подтвердил право субъектов РФ на введение моратория на приватизацию сельскохозяйственных земельКак указал Суд, определение начала приватизации участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта РФ
14 марта 2024 Новости
6 марта 2022 г. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отменила указанный акт кассации и оставила в силе постановление апелляционного суда об отказе в иске о признании незаконным решения органа местного самоуправления, поскольку на момент обращения общества с заявлением о выкупе спорных находящихся в публичной собственности участков приватизация участков сельхозназначения на территории субъекта РФ была запрещена, в связи с чем администрация правомерно отказала в предоставлении земли в собственность.
Верховный Суд указал, что определение момента начала приватизации земельных участков сельхозназначения относится исключительно к полномочиям субъекта Федерации, которые при регулировании отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением такими участками, учитывают существующие в субъекте природно-климатические и социально-экономические условия (Определение от 6 марта 2024 г. № 310-ЭС22-22518 по делу № А36-8482/2021).
Таким образом, Верховный Суд поставил точку в вопросе о действии моратория на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения. Судебная практика вернулась к первоначальным выводам о недопустимости выкупа арендатором такого участка при введенном субъектом РФ запрете на приватизацию.
1 См., в частности, дела № А35-866/2019, № А35-9709/2019, № А35-4405/2019 и № А35-3209/2020.