Выдворение иностранца в период пандемии 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. N 364 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

Обзор документа

Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. N 364 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

16 июня 2021

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством:

а) течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства;

б) течение сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

в) течение сроков действия разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г., в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

г) течение сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если участники названной Государственной программы и члены их семей, иностранные граждане и лица без гражданства не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника названной Государственной программы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство, разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.

2. Установить, что:

а) до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

3. Приостановить с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

4. Установить, что с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно:

а) иностранные граждане, являющиеся гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

в) работодатели или заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, разрешений на работу без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

5. Установить, что иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), патентов или разрешений на работу, оформленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа.

6. Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Настоящий Указ вступает в силу с 16 июня 2021 г.

Президент Российской Федерации В. Путин

15 июня 2021 года

Обзор документа

Решено продлить истекающий 15 июня 2021 г. мораторий на выдворение иностранцев из России до 30 сентября 2021 г.

До этой даты иностранцы, которые прибыли в Россию до 15 марта 2020 г. и не имеют законных оснований для пребывания в нашей стране, могут обратиться в МВД с заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать из России.

Также решено приостановить течение сроков действия удостоверений беженца и свидетельств временного убежища в России с 16 июня по 31 декабря 2021 г.

Рекомендация  Где вписать ребенка в паспорт в 2024 году порядок действий по закону заграница 2024

Указ вступает в силу с 16 июня 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Иностранцы в России в период эпидемии: новые правила и льготы

С 19 марта 2020 года действуют льготы для мигрантов в связи с тем, что в России въезд и выезд иностранных граждан ограничили из-за распространения коронавирусной инфекции.

Миграционные правила на период пандемии

Если вы оказались на территории РФ после закрытия государственных границ, действуйте следующим образом:

  • Обратитесь в отделение МВД, ближайшее к месту вашего проживания, напишите заявление о продлении срока пребывания. Составляйте его в свободной форме.
  • Если у вас нет миграционной карты, вас поставят на миграционный учет либо выдадут дубликат, если она утеряна.
  • Если у вас есть виза, ее срок продлевается до 90 дней, в том числе если он истек, независимо от цели въезда. Впоследствии вам выдадут транзитную визу для выезда из РФ.
  • Если вы прибыли из страны с безвизовым режимом, срок временного пребывания вам продлят до 90 дней, в том числе если он закончился. В дальнейшем выдадут транзитную визу для выезда.
  • Если у вас оформлен трудовой патент, его продлят без выезда за пределы РФ. Для этого тоже обратитесь с соответствующим заявлением. Штрафы за нарушение сроков подачи временно отменены.
  • Если у вас истекает срок РВП, действие разрешения тоже продлят до 90 дней.
  • Вид на жительство вам выдадут независимо от срока действия имеющегося ВНЖ, в том числе если он закончился.
  • С 19 марта снова начали выдавать разрешения принимать на работу иностранцев и разрешения на работу мигрантам, пребывающим в России.

К нарушителям миграционного законодательства временно не применяются административное выдворение, депортация, реадмиссия.

Если недобросовестные чиновники отказываются действовать по новой инструкции, звоните на горячую линию. Вам помогут решить проблему индивидуально.

Если вы находитесь в Москве, то на прием по вопросам оформления разрешительных документов записывайтесь по телефону Единой справочной службы г.

Телефон ГУ МВД г.

В других регионах уточняйте информацию о работе в условиях карантина на сайтах региональных органов МВД.

Если не удается узнать в какое время надзорные службы принимают заявления иностранных граждан, не спешите волноваться: новые правила и льготы, скорее всего, будут действовать дольше самих ограничительных мер. Но советуем не откладывать продление разрешительных документов на последний день, чтобы успеть подать запрос до 1 мая – в районных отделениях наверняка соберутся очереди.

Правила въезда-выезда на период пандемии

С 18 марта до 1 мая пересекать границы России разрешено лишь отдельным категориям:

  • работникам дипломатических служб;
  • иностранцам, едущим на похороны родственника;
  • членам семьи – супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновленным, опекунам и попечителям граждан РФ;
  • гражданам, имеющим ВНЖ в России;
  • пассажирам, следующим транзитом через границу РФ с запретом выходить за пределы пропускных пунктов;
  • гражданам с паспортами Украины и ЛДНР и прописанным в ЛДНР с санэпидпроверкой на границе;
  • гражданам стран СНГ, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, прибывающим авиатранспортом.

Если закрытие границ застало вас за рубежом

Если вы остались за границей РФ, учтите следующее:

  • если вы имеете основания для въезда в Россию, но у ваших детей нет ВНЖ, то вы не сможете въехать вместе с ними, вам придется остаться за рубежом;
  • ваши разрешительные документы и статус останутся действительными в течение шести месяцев вместо обычных трех;
  • для граждан Белоруссии действуют правила, общие для всех иностранных подданных.

Ссылки на нормативные акты по теме:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 №635-р (об ограничении въезда в Россию до 1 мая 2020);
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 №763-р (об ограничении движения через пункты пропуска через государственную границу России);
  • Письмо МВД России от 19.03.2020 №1/2964 (о продлении срока виз, миграционных карт, безвизовых иностранцев и т.п.).

Постоянный автор сайта Гражданство.online.

Работала специалистом по кадровому делопроизводству (8 лет), в последние годы работаю техническим писателем, неплохо разбираюсь в теме гражданства, миграции, туризма.

Депортация иностранных граждан из России: когда и как

Въезд и выезд в РФ

Автор Наталья Дмитриева На чтение 8 мин. Опубликовано 02.03.2023

Материал проверен экспертом по миграционному праву на соответствие действующему законодательству.

Депортация иностранных граждан из России — это принудительная высылка их с территории страны. Решение принимается должностным лицом. Его можно обжаловать в установленном законом порядке.

Что такое депортация

Высылка неграждан из страны — частая мера минимального административного наказания. И 115-ФЗ «О пребывании граждан в РФ» — это, в том числе, закон о депортации граждан иностранных государств с территории Российской Федерации. Депортация является быстрым способом вернуть человека в страну его гражданской принадлежности в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России.

Депортация иностранного гражданина из РФ проводится по основаниям, определенным законом. Они содержатся в пункте 1-8 статьи 31 115-ФЗ.

В п. 9-13 закона содержится информация:

  • о порядке информирования дипломатических представительств и консульств;
  • о местах содержания иностранцев до исполнения решений уполномоченного органа или приказа суда;
  • п. 11 определяет, как можно депортировать иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы.

Депортация и выдворение

Чем они отличаются, покажем в таблице:

  • самостоятельный выезд под контролем МВД РФ;
  • принудительное контролируемое перемещение.

В связи с пандемией коронавируса Указами Президента РФ от 18.04.2020 № 274 (в последней редакции от 02.01.2021) и от 15.06.2021 № 364 установлено, что до 30.09.2021 решения о депортации, выдворении и реадмиссии не принимались.

Причины депортации и выдворения

Перечислим основания для депортации иностранных граждан из России в 2024 году. Гостю следует выехать:

  • в течение трех дней, если сокращен срок проживания или временного пребывания;
  • в течение пятнадцати дней, если аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Пунктом 3 статьи 31 предусмотрена депортация иностранцев, не исполнивших в срок эту обязанность.

Причина для выдворения – это всегда совершение определенного административного нарушения (перечень статей КоАП мы указали выше в таблице). Решение принимается судом. Последние три пункта нарушений предполагают обязательное выдворение.

По остальным суд может ограничиться штрафом.

30 000-50 000 (для должностных лиц)

Отсутствие миграционного учета

Не подтверждено место проживания

Кого нельзя депортировать

Закон, регламентирующий порядок депортации иностранных граждан из России, делает исключение для ряда лиц. Депортация не применяется:

  • к беженцам и лицам, требующим убежища или получившим политическое убежище;
  • к лицам, обратившимся с ходатайством о признании таковыми до окончания рассмотрения их ходатайства;
  • к иностранным гражданам, утратившим или лишенным статуса беженца, если их жизни или свободе в стране гражданской принадлежности угрожает опасность преследований по признакам расы, религии, гражданства и т. д.;
  • в отношении сотрудников дипломатических и консульских учреждений.

Человека не депортируют, если у него в стране остаются жена (муж) и ребенок (постановление Верховного Суда РФ от 05.12.2017 № 86-АД17-5), даже если он не имеет документов на пребывание.

Миграционные службы и суды принимают во внимание и дополнительные обстоятельства в пользу иностранного гостя (определения ВС № 83-КГ18-6, 11-АД 18-4, 48-КГ18-6, 43-АД17-6 и другие), когда он:

  • давно и легально живет на территории РФ;
  • имеет супруга или супругу с российским гражданством, они ведут общее хозяйство и живут вместе;
  • учился в российском учебном заведении;
  • воспитывает детей — граждан России, даже детей супруга от прежнего брака;
  • помогает близким родственникам, нуждающимся в особой заботе, например, инвалидам;
  • постоянно и стабильно работает, платит налоги, законопослушен;
  • купил (построил и пр.) квартиру или дом в России;
  • стремится выполнять правила пребывания на территории России, а нарушения незначительные (например, подал документы не вовремя);
  • не оставил в государстве гражданской принадлежности семью, квартиру, дом;
  • обращался за статусом беженца, но не смог оформить документы, а в стране проживания ведутся боевые действия или есть другая угроза его жизни и здоровью.
Рекомендация  Выплата компенсации жку за ребенка инвалида 2024

Процедура депортации

Нарушители миграционных правил после их обнаружения доставляются в правоохранительные органы:

  1. Иностранец нарушает законодательство РФ, регулирующее его пребывание в стране.
  2. Сотрудники миграционного отдела МВД выявляют нарушение и доставляют нарушителя в отдел.
  3. Гость из иного государства помещается в специальное учреждение миграционных органов на срок до 48 часов — по решению уполномоченных служб; на срок более 2 суток — по судебному решению (ст. 22 Конституции России).
  4. Иностранца перемещают до границы в сопровождении сотрудников миграционной службы.

По процедуре депортации – если иностранный гражданин нарушает закон, то он подлежит административной ответственности. А это уже возможное административное выдворение, не депортация.

Депортация – это мера воздействия, применяемая в том случае, когда в действиях иностранного гражданина не содержится состав правонарушения, предусмотренный КоАП РФ, но при этом его нахождение в РФ невозможно или нежелательно.

Перечислим, кто занимается депортацией иностранных граждан (пункт 4 статьи 31 115-ФЗ):

  • федеральные органы исполнительной власти в сфере внутренних дел или их территориальные подразделения;
  • иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные отделения в пределах их компетенции (ФНС, ФССП, ФКУ ГИАЦ МВД, судебные органы).

Примеры процессуальных ошибок при выдворении или депортации

  1. правильность составления протокола об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ);
  2. присутствие переводчика, если таковой требуется (статья 24.2 КоАП РФ) – а переводчик требуется тогда, когда иностранный гражданин не владеет в должной мере русским языком;
  3. ознакомление иностранного гражданина с его правами по статье 25.1 КоАП РФ, по статье 51 Конституции РФ.

Как избежать

Общий совет — не следует нарушать законы России и нормы миграционного учета, и тогда и выдворение, и депортация иностранного гражданина из РФ вам не грозят.

Если говорить конкретно, то:

  • в миграционной карте правильно укажите цель въезда;
  • соблюдайте срок постановки на миграционный учет;
  • планируете работать — получите патент или заключите договор (для граждан ЕАЭС);
  • работайте по профессии, указанной в разрешении на работу;
  • выполняйте все предписания для безвизового проживания;
  • имейте на руках оригиналы документов на пребывание;
  • при завершении сроков законного пребывания вовремя выезжайте.

Перечислим, какие обстоятельства расценят не в пользу иностранца при решении вопроса о депортации (определения Верховного Суда № 78-АД17-14, 85-АД17-1, 69-АД 17-5, 58-АД17-6 и другие). Иностранный гражданин:

  • живет в России нелегально и не исправил ситуацию;
  • принял меры по легализации лишь после наказания (штрафа) за нарушение режима;
  • не имеет постоянного дохода;
  • уже привлекался к ответственности по миграционным и другим нарушениям;
  • не живет в семье, не платит алименты и не принимает участия в воспитании ребенка;
  • брак заключен уже после того, как у мигранта начались проблемы в стране пребывания.

Злостного нарушителя режима пребывания депортируют, даже если у него в России остаются муж (жена) и ребенок (постановление ВС № 18-АД18-8).

Обжалование решения о депортации и выдворении

По закону, процедура депортации иностранных граждан из России осуществляется в отсутствие иностранного гражданина. Она менее обеспечена средствами правовой защиты: человек не вправе повлиять на это решение в процессе принятия, не вправе доказать свою невиновность.

Обжаловать следует так:

  1. Жалоба подается в вышестоящую инстанцию органа, принявшего решение, или в суд.
  2. Срок подачи — в течение 3 месяцев с момента получения информации о принятом решении.
  3. Срок рассмотрения жалобы — не более 1 месяца.
  4. Государственная пошлина — 300 рублей.

В отличие от депортации, процедура выдворения обеспечена такими процессуальными гарантиями:

  • право на обжалование до вступления в законную силу;
  • право на защиту, доказывание невиновности.

При оспаривании выдворения:

  • жалоба подается в суд высшей инстанции не позднее 10 суток с момента получения постановления (30.3 КоАП);
  • государственная пошлина не взимается.

Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста.

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда».

Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).

КС разобрался с административным выдворением лиц без гражданства

Юрист, который готовил жалобу в КС, отметил, что подлежащие административному выдворению оказываются в более невыгодном положении, чем те, кого затрагивают реадмиссия и депортация. По словам эксперта «АГ», лица без гражданства иногда годами ждут выдворения в центрах временного содержания, хотя исполнить эти решения в большинстве случаев невозможно – нет государства, которое согласилось бы принять таких апатридов.

КС напомнил, что при административном выдворении суды обязаны учитывать все объективные обстоятельства, из-за которых человек не может легализовать свое пребывание в России или уехать из нее (Определение № 378-О/2021).

О недействительности гражданства заявитель узнал не сразу

Евгений Ким родился в Узбекской ССР, сначала он был гражданином Советского Союза, а в 2005 г. получил российское гражданство. В 2017 г. мужчину осудили почти к 4 годам лишения свободы по ст. 282 и 282.2 УК («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и «Организация деятельности экстремистской организации»).

Читайте также
КС подтвердил обратную силу закона при «отзыве» гражданства из-за террористического преступления

По мнению Суда, применение новой редакции норм только к тем, кто получил гражданство после ее вступления в силу, необоснованно поставит таких лиц в неравное положение с теми, кто стал гражданином России раньше

11 марта 2021 Новости

Пока Евгений Ким находился в колонии, решение о его приеме в гражданство РФ было признано недействительным со дня принятия. По закону мужчину должны были проинформировать об этом в течение месяца, но о «лишении» гражданства Ким узнал позже – за день до освобождения. Тогда у него изъяли паспорт, а на следующий день, когда мужчина вышел на свободу, ему назначили штраф и административное выдворение за нарушение правил пребывания в России (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП).

До исполнения административного выдворения Евгения Кима поместили в центр временного содержания иностранных граждан.

В судах общей юрисдикции не удалось ни отменить наказание, ни признать дальнейшее пребывание в спецприемнике незаконным, поэтому Евгений Ким оспорил конституционность ст. 3.10, ст. 18.8 и ст. 27.19 КоАП. Мужчина утверждал, что ч. 1.1 ст.

18.8 позволяет привлекать к административной ответственности за нарушение режима пребывания в России лицо, «в отношении которого в период отбывания им по приговору суда уголовного наказания в местах лишения свободы было отменено решение о приеме в гражданство РФ и которому не была предоставлена реальная возможность добровольно покинуть пределы РФ и (или) получить документы, позволяющие находиться на ее территории на законных основаниях».

Рекомендация  Восстановление полиса ОСАГО 2024

Неконституционность ч. 5 ст. 3.10 и ч. 1 ст. 27.19 КоАП, по мнению Кима, заключается в том, что из-за них суд вправе поместить лицо без гражданства в спецучреждение для исполнения административного выдворения, не выясняя возможность выдворения и не устанавливая конкретный срок содержания в таком центре.

При этом нет «надлежащих правовых гарантий периодического судебного контроля за законностью и обоснованностью содержания».

Позиция Конституционного Суда

Отказывая в рассмотрении жалобы, КС отметил, что ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП позволяет судам учитывать все фактические обстоятельства конкретного дела и не выдворять из РФ лиц без гражданства. В отдельных случаях это наказание «может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод», подчеркнул КС.

Читайте также

КС признал конституционным положение постановления губернатора МО об ограничении передвижения в период пандемии

Как указал Суд, в сложившейся экстраординарной ситуации губернатором как высшим должностным лицом государственной власти субъекта РФ было осуществлено оперативное правовое регулирование, впоследствии легитимированное правовыми актами федерального уровня

31 декабря 2020 Новости

При рассмотрении дел об административных правонарушениях правоприменительные органы не могут ограничиваться «формальной констатацией несоблюдения установленных правил», сослался Суд на свое Постановление № 49-П/2020. То есть, пояснил он, в делах по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП суды обязаны учитывать все объективные уважительные обстоятельства, из-за которых человек не может легализовать свое пребывание в России или уехать из нее.

«Привлечение лица без гражданства к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в РФ, если их отсутствие вызвано отменой решения о приобретении им российского гражданства ввиду совершения какого-либо из преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 22 Федерального закона “О гражданстве РФ”, повлекшего применение к нему уголовного наказания в виде лишения свободы с направлением к месту отбывания данного наказания, допускается только тогда, когда по делу об административном правонарушении на основе исследования конкретных обстоятельств достоверно установлено, что у такого лица имелась реальная возможность получения соответствующих документов или выезда из РФ, но он ею умышленно либо по неосторожности не воспользовался», – разъяснил Суд.

Он также сослался на новую редакцию Закона о гражданстве, по которой лицо без гражданства, если ему некуда выехать из РФ, сможет получить временное удостоверение личности. Поправки вступят в силу в августе этого года, но КС считает, что при разрешении дел по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП их нужно учитывать уже сейчас.

Читайте также
Апатриды получили право ждать выдворения вне спецприемника

Положения КоАП РФ, не позволяющие освобождать апатридов из центров содержания при невозможности их выдворения за пределы страны, признаны не соответствующими Конституции РФ

23 мая 2017 Новости

Что касается сроков содержания и гарантий надлежащего судебного контроля, то здесь Суд напомнил о своей позиции из Постановления № 14-П/2017. Тогда КС пришел к выводу, что отсутствие у лица, ожидающего принудительного выдворения из РФ в спецучреждении, права на судебное оспаривание законности и обоснованности содержания в таком учреждении не соответствует Конституции.

По этому постановлению законодатель должен был незамедлительно скорректировать КоАП так, чтобы обеспечить эффективный судебный контроль за сроками содержания в соответствующих центрах. До внесения изменений каждое лицо после трех месяцев со дня принятия постановления о назначении выдворения получило право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в спецучреждении.

Комментарий одного из авторов жалобы в КС

Жалобу Евгения Кима в КС готовили специалисты Института права и публичной политики. Один из них, юрист Владислав Чепелёв, в комментарии «АГ» отметил, что это так называемое определение «с позитивным содержанием». «Иначе говоря, Конституционный Суд посчитал, что оспариваемые положения КоАП РФ не нарушают прав заявителя жалобы, поскольку существуют позиции КС, с учетом которых эти нормы должны всегда толковаться», – пояснил он.

В жалобе, по словам Владислава Чепелёва, шла речь о недостаточности тех гарантий, на которые КС указал в 2017 г. «Надлежащими гарантиями, по мнению заявителя, являются установление срока пребывания в ЦВСИГ и периодическая судебная проверка законности содержания лица в таком центре по заявлению государственного органа», – подчеркнул юрист.

«Лица, подлежащие административному выдворению, оказываются в неравном положении с лицами, подлежащими реадмиссии и депортации, поскольку в отношении последних установление сроков содержания в специальном учреждении обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 266 КАС)», – указал Владислав Чепелёв.

По его мнению, КС ушел от прямого ответа на этот аргумент жалобы. «“Молчание” Суда очень показательно. Он подтвердил, что достаточной гарантией судебной защиты лиц, оказавшихся в ЦВСИГ, является возможность проверить законность и обоснованность дальнейшего их содержания в центре», – заключил юрист.

Мнение эксперта «АГ»

Ведущий адвокат проекта «Право на убежище» Института прав человека (организация признана в РФ выполняющей функции иностранного агента. – Прим. ред.), партнер АБ «Мусаев и партнеры» Кирилл Жаринов заметил, что проблема назначения административного выдворения лицам без гражданства и их последующего содержания в ЦВСИГ – важная и острая. «Несмотря на то что исполнить постановления об их выдворении в большинстве случаев невозможно (поскольку отсутствует государство, готовое их принять), лица без гражданства продолжают месяцами и даже годами содержаться в ЦВСИГ, что является грубым нарушением их права на свободу и личную неприкосновенность», – пояснил он.

Это определение, добавил Кирилл Жаринов, также затрагивает неопределенность правового положения иностранцев в случае неожиданной отмены решений об их приеме в гражданство РФ. «Конституционный Суд справедливо отмечает, что в такой ситуации лицу, утратившему право на законное нахождение на территории России, должен быть предоставлен определенный период, достаточный для того, чтобы предпринять попытки легализации. И лишь в случае бездействия иностранца можно привлечь к административной ответственности. При этом КС вновь обращает особое внимание на обязанность судов учитывать все уважительные причины, препятствующие таким лицам узаконить свое положение или покинуть территорию России, – подчеркнул адвокат. – Более того, Суд указывает на недопустимость привлечения к административной ответственности лиц без гражданства в ходе их обращения с заявлением об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности (т.е. при добровольной попытке легализации)».

В ряде случаев не только лица без гражданства, но и нарушившие миграционное законодательство иностранные граждане вынуждены обращаться с заявлениями об установлении личности, заметил Кирилл Жаринов. «Распространение высказанных Конституционным Судом позиций на эти ситуации могло бы стимулировать таких иностранных граждан вернуться в российское правовое поле», – считает он.