Выдача предпринимательского займа физлицу 2024

Если оформляется заем от физического лица на организацию (ООО, применяющее УСН), можно ли не оформлять проценты по займу, а лишь в договоре оформить беспроцентный заем со сроками погашения (изначально это наемный сотрудник, далее сотрудник будет учредителем, сумма займа не связана со взносом в учредительный капитал)? Какие налоговые последствия влечет операция по предоставлению беспроцентного займа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации операция по предоставлению беспроцентного займа не приведет к увеличению налоговых обязательств сторон сделки.

Обоснование вывода:

УСН

Налогоплательщики, применяющие УСН, определяют доходы в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее — Налог), учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

При этом организации не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, а также доходы, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ (пп.пп. 1, 2 п. 1.1 ст.

346.15 НК РФ).

Так, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождает от налогообложения доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам).

Таким образом, суммы, полученные организацией по договору займа, в том числе беспроцентного, не учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по Налогу. Статус кредитора (работник, учредитель) при этом значения не имеет (смотрите также письмо Минфина России от 29.06.2011 N 03-11-11/104).

Кроме того, в связи с безвозмездным пользованием заемными средствами у организации в данном случае также не возникнет подлежащего налогообложению дохода. Поясним.

В соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Как следует из п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, в силу ст. 41 НК РФ для признания экономической выгоды в качестве дохода, учитываемого при налогообложении, недостаточно установить потенциальную возможность ее оценки. Порядок определения и оценки выгоды должен быть установлен соответствующими главами НК РФ, регулирующими налогообложение отдельных видов доходов, что является реализацией общих условий установления налогов (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 N 3009/04).

Нормы НК РФ не обязывают налогоплательщиков, применяющих УСН, признавать доходы в виде материальной выгоды, полученные в результате безвозмездного пользования заемными денежными средствами, равно как и не устанавливают порядка оценки дохода в таких случаях (смотрите, например, письмо Минфина России от 09.02.2015 N 03-03-06/1/5149).

Таким образом, считаем, что у организации в рассматриваемой ситуации в связи с безвозмездным пользованием заемными средствами не возникает обязанности по признанию дохода в налоговом учете.

Аналогичный вывод представлен в письме Минфина России от 24.07.2013 N 03-11-06/2/29384: сумма материальной выгоды по договорам беспроцентного займа налогоплательщиками, применяющими УСН, не определяется и, соответственно, не учитывается при определении объекта налогообложения по Налогу (смотрите также письма Минфина России от 03.10.2008 N 03-11-05/231, УФНС России по г. Москве от 15.04.2009 N 16-15/036216).

НДФЛ

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В связи с передачей денежных средств по договору беспроцентного займа, равно как и в связи с их возвратом (письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2009 N 20-14/3/101546), физическое лицо (работник, учредитель) не получает экономической выгоды в понимании п. 1 ст. 41 НК РФ, соответственно, у него не возникает облагаемого НДФЛ дохода.

Экономическая выгода (доход), подлежащая налогообложению НДФЛ, возникает у заимодавца — физического лица в случае возврата заемщиком суммы денежных средств, превышающей полученную им сумму займа (смотрите, например, письма Минфина России от 29.04.2016 N 03-04-05/25264, от 15.02.2016 N 03-04-05/8113).

В заключение отметим, что в письме Минфина России от 29.09.2016 N 03-04-05/56656 разъясняется, что в случае, если заимодавец не является лицом, доходы которого подлежат обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 227 НК РФ, то есть индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, при налогообложению его доходов не учитываются положения НК РФ, относящиеся к взаимозависимым лицам.

К сведению:

В силу пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, не признаются контролируемыми.

Это, в частности, означает, что на участников данных сделок с текущего календарного года не возлагается обязанность по уведомлению налоговых органов об их совершении, предусмотренная п. 1 ст. 105.16 НК РФ (смотрите информацию ФНС России от 29.12.2016 «С 1 января расширен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми»).

Рекомендуем также знакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет заемщиком получения заемных денежных средств;

— Энциклопедия решений. Учет при получении займов наличными.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

31 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Беспроцентный заем сотруднику в 2024-м и следующих годах: налоговые последствия

Источник: ИА «Гарант» Предприятие выдает своему сотруднику беспроцентный заем с 14.06.2023 по 14.06.2024 с ежемесячным погашением займа. По п. 90 ст. 217 НК доходы в виде материальной выгоды по процентам освобождаются от НДФЛ в течение 2024 года.

Как это отразится на налоге на прибыль предприятия (возникает ли упущенный доход)? Что будет с НДФЛ сотрудника с 2024 года? По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Выдача беспроцентного займа сотруднику не влечет никаких налоговых последствий в части налога на прибыль для работодателя-займодавца.

С 2024 года у сотрудника будет возникать налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами. Обоснование позиции:

Налог на прибыль

Положениями п. 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что стороны самостоятельно определяют условия заключаемого ими договора. Из п. 1 ст. 809 ГК РФ следует, что договор займа может быть беспроцентным. Согласно п. 12 ст.

270, подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ средства, переданные по договору займа, а также полученные в счет погашения займа, для целей налогообложения прибыли не признаются расходами и доходами займодавца, в отличие от полученных процентов по займу, которые являются его внереализационными доходами (п. 6 ст.

250 НК РФ). Таким образом, если договор займа беспроцентный, то дохода, подлежащего учету, у займодавца не образуется. Но до 2017 года позиция контролирующих органов состояла в следующем: если беспроцентный заем выдан взаимозависимому лицу, то заимодавец должен учесть в доходах неполученные проценты (письма Минфина России от 27.05.2016 N 03-01-18/30778, от 25.05.2015 N 03-01-18/29936).

Такая позиция обосновывалась п. 1 ст. 105.3 НК РФ, согласно которому в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Суды не соглашались с данной позицией. Например, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2015 N Ф04-27106/15 по делу N А81-165/2015 отмечено, что, исходя из буквального содержания п. 1 ст.

105.3 НК РФ, для применения положений данной статьи необходимо соблюдение одновременно двух условий: во-первых, сделка должна совершаться между взаимозависимыми лицами; во-вторых, в сделке должны создаваться или устанавливаться коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Но, учитывая, что заключение договоров беспроцентного займа в соответствии с действующим законодательством возможно и между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не соблюдается второе условие, предусмотренное п. 1 ст. 105.3 НК РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами, не являющимися контролируемыми, не подлежат проверке по правилам п. 1 ст. 105.3 НК РФ (Энциклопедия судебной практики. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами (Ст. 105.3 НК)).

Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения: с 01.01.2017 года п. 4 ст. 105.14 НК РФ дополнен пп. 7, согласно которому не признаются контролируемыми сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация. Это означает, что ФНС России не может контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения (информация ФНС России от 29.12.2016 «С 1 января расширен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми»). Как следует из положений ст.

269 НК РФ, если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, то доход (расход) в виде процентов по такому договору признается для целей налогообложения прибыли, исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений, включая ставку 0% (письмо ФНС России от 15.02.2018 N СД-4-3/3027@, письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846, от 31.03.2021 N 03-12-11/1/23489, от 15.06.2020 N 03-12-11/1/51127). Как мы поняли, рассматриваемая сделка не отвечает критериям контролируемых сделок (Энциклопедия решений. Контролируемые сделки (июнь 2024)). Следовательно, при совершении сделки по предоставлению беспроцентного займа у организации отсутствует обязанность определять процентный доход в целях налогообложения с применением положений абзаца 3 п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ.

По вопросу упущенной налоговой выгоды. Возможность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения тем или иным налогом должны регулироваться соответствующими главами НК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.08.2004 N 3009/04). Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется нормами главы 25 НК РФ.

Данная глава не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика-заимодавца определять упущенную выгоду по беспроцентным займам.

Таким образом, предоставление беспроцентного займа сотруднику не влечет за собой возникновения у заимодавца доходов (в том числе недополученных), подлежащих учету при исчислении налога на прибыль.

НДФЛ

Если физическим лицом получен заем от организации или ИП, с которыми он состоит в трудовых отношениях, то материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами признается налогооблагаемым доходом данного физического лица (абзац шестой-восьмой подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2022 N 03-04-05/56601). Размер материальной выгоды от экономии на процентах равен сумме превышения процентов, рассчитанных по ставке, равной 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, над величиной процентов, исчисленных по ставке, установленной договором (подп. 1 п. 2 ст.

212 НК РФ). Таким образом, при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами необходимо принимать во внимание две суммы — сумму процентов, исчисленную исходя из 2/3 действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России, и сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора (письмо Минфина России от 04.07.2017 N 03-04-05/42040). В силу п. 90 ст.

217 НК РФ доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021-2023 годах, освобождаются от налогообложения НДФЛ (Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ, смотрите письма Минфина России от 22.09.2022 N 03-04-05/91805, от 01.04.2022 N 03-04-05/26943). В данном случае договор беспроцентного займа заключен в 2024 году и продолжит свое действие в 2024 году. Согласно подп.

7 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в виде матвыгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (смотрите также письма Минфина России от 20.04.2017 N 03-04-05/23907, от 15.02.2016 N 03-04-05/7920, от 07.09.2015 N 03-04-06/51392). Это правило распространяется и на беспроцентные займы.

В письме УФНС России по г. Москве от 12.11.2019 N 13-11/276506@ также указано, что доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.

  • Вопрос: Организация в августе-сентябре 2022 года планирует выдать сотруднику беспроцентный заём на срок 5 лет из средств чистой прибыли. Каковы налоговые последствия такой сделки для организации-работодателя? Каков порядок налогообложения по сделке у физического лица? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, август 2022 г.);
  • Вопрос: Сотрудник организации (общая система налогообложения) просит дать ему беспроцентный заем в размере 950 000 руб. на оплату ипотеки по квартире, которую он оплачивает третий год. Заем предположительно будет предоставлен рядовому сотруднику организации, не являющемуся учредителем. Каковы налоговые последствия для самого сотрудника как физического лица и для организации в случае выдачи такого беспроцентного займа? Каковы наиболее выгодные варианты оформления такого займа для организации и для самого сотрудника с точки зрения налогового законодательства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.);
  • Вопрос: Организация выдает беспроцентные займы рядовым сотрудникам на различные нужды. Суммы каждого займа не превышают 1 млн. руб. Необходимо ли в 2016 году по налогу на прибыль начислять внереализационный доход с процентов в соответствии со ст. 269 НК РФ? Есть ли риски доначисления налога на прибыль налоговой инспекцией? На какую дату необходимо брать ключевую ставку при определении интервала предельных значений процентных ставок? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2016 г.);
  • Вопрос: Организацией заключен договор беспроцентного займа с взаимозависимым лицом. Организация является сельхозтоваропроизводителем. Заемщиком является российская организация. Налоговый орган считает, что при выдаче беспроцентного займа (кредита) взаимозависимому лицу налогоплательщик должен учесть неполученные доходы в виде процентов, которые он мог бы получить при выдаче процентного займа не взаимозависимому лицу, и самостоятельно скорректировать налоговую базу. Требование налогового органа о корректировке содержится в уведомлении о вызове в налоговый орган для дачи пояснений и относится к 2017 году. Правомерно ли это требование? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.);
  • Вопрос: Налоговый и бухгалтерский учет выдачи беспроцентного займа сотруднику (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.);
  • Предоставление беспроцентного займа работнику организации связи (О.В. Давыдова, журнал «Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», N 2, март-апрель 2021 г.);
  • Вопрос: Как рассчитать материальную выгоду от экономии на процентах по беспроцентному займу, полностью погашенному сотрудником перед увольнением не в последний день месяца? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выдача займа физическому лицу наличными

Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача займа физическому лицу наличными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • НДФЛ:
  • 1 ндфл
  • 1-НДФЛ
  • 18210102010011000110
  • 18210102010012100110
  • 18210102010013000110
  • Показать все
  • НДФЛ:
  • 1 ндфл
  • 1-НДФЛ
  • 18210102010011000110
  • 18210102010012100110
  • 18210102010013000110
  • Показать все
  • Заем:
  • Беспроцентный займ между взаимозависимыми лицами
  • Беспроцентный займ между юридическими лицами
  • Беспроцентный займ на приобретение жилья
  • Беспроцентный займ от учредителя
  • Беспроцентный займ сотруднику
  • Показать все

Судебная практика

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 N 13АП-8305/2022 по делу N А56-51666/2020/сд.1
Категория спора: Банкротство гражданина.
Требования назначенных лиц (ФУ): О признании сделок недействительными и применении последствий недействительности.
Обстоятельства: Финансовый управляющий считает, что договор займа является мнимой сделкой, направленной на создание искусственной задолженности и на включение в реестр требований кредиторов должника требования, превышающего размер требований иных кредиторов, в целях получения контроля над процедурой банкротства должника.
Решение: Удовлетворено в части. Более того, суд отмечает, что из представленных кредитором справок 2-НДФЛ следует, что доход Чернышева А.Г. за январь — апрель 2017 год составил 260 107,40 руб. (без учета 13% НДФЛ). Между тем, указанная справка 2-НДФЛ не свидетельствует о том, что по состоянию на 05.05.2017 кредитор располагал наличными денежными средствами в размере 550 000 руб. для передачи их должнику.

Кроме того, совокупный размер денежных средств, полученных от трудовой деятельности ответчиком, не позволяет совместить выдачу займа должнику и поддержание нормального существования гражданина (питание, одежда, проезд, приобретение лекарственных средств, а также содержание имущества, находящегося в собственности, включая оплату коммунальных платежей).

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 N 13АП-14562/2021 по делу N А56-24590/2020/тр.5
Категория спора: Банкротство гражданина.
Требования кредиторов: О включении в реестр требований кредиторов требования, не обеспеченного залогом имущества должника.
Обстоятельства: Кредитор основывает свои требования на заключенном договоре займа, однако не представил доказательства передачи заемных денежных средств, равно как и доказательства расходования должником полученных от кредитора заемных средств.
Решение: Отказано. Бесспорные доказательства, которые бы свидетельствовали о фактической передачи наличных денежных средств в заявленном размере, отсутствуют, при том что расписка не является достаточным доказательством выдачи займа с учетом повышенных стандартов доказывания в делах о банкротстве должника. Финансовое состояние физических лиц, которые в свою очередь передали денежные средства Жуку В.А., перед судом не раскрыто.

Участие партнеров по бизнесу в ООО «НТЦ Радиоэлектронные системы» само по себе не подтверждает финансовое состояние займодателей в отсутствие каких-либо сведений о выплате им дивидендов в конкретном размере за период, непосредственно предшествующий выдаче займа кредитору. Справки о доходах указанных лиц за период 2013-2017 года бесспорно не свидетельствуют о финансовом положении, позволявшем единовременно передать денежные средства взаймы в сумме 350 млн руб.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете заимодавца (организации) предоставление учредителю (физическому лицу) краткосрочного беспроцентного займа и его последующий возврат.
(Консультация эксперта, 2024) Прием наличных денег от физического лица в погашение выданного ему займа оформляется приходным кассовым ордером. В подтверждение приема наличных денег учредителю выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. При его оформлении в электронном виде квитанция может направляться учредителю по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты (пп.

4.1 п. 4, п. 5, пп. 5.1 п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Нормативные акты

Справочная информация: «Расчет наличными деньгами в Российской Федерации»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Внимание! Участники наличных расчетов вправе осуществлять наличные расчеты в валюте Российской Федерации с физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр только за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Приказ Минсельхоза РФ от 02.02.2004 N 74
«Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету займов и кредитов в организациях агропромышленного комплекса» кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Наличные деньги со ссудных счетов, как правило, не выдаются. Исключение составляют покупка за счет кредита молодняка скота у частных лиц, а также получение за счет кредита денег в кассу хозяйства для оплаты труда. Эти операции отражают записью:

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 601-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»

    Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 51, ст. 6673; 2017, N 50, ст. 7549; 2018, N 53, ст.

    8480; 2021, N 27, ст. 5157; 2022, N 1, ст. 13) следующие изменения:

    1) часть 8 статьи 5 признать утратившей силу;

    2) дополнить статьей 5 1 следующего содержания:

    «Статья 5 1 . Показатель долговой нагрузки заемщика

    1. Кредитная организация или микрофинансовая организация обязана по каждому заемщику рассчитать показатель долговой нагрузки заемщика в следующих случаях:

    1) при принятии решения о предоставлении потребительского кредита (займа);

    2) при принятии решения об увеличении размера среднемесячного платежа по потребительскому кредиту (займу), за исключением потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования;

    3) при принятии решения об увеличении лимита кредитования по потребительскому кредиту (займу) с лимитом кредитования;

    4) при принятии решения о продлении срока действия договора потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования.

    2. Кредитная организация или микрофинансовая организация обязана осуществить новый расчет показателя долговой нагрузки заемщика в следующих случаях:

    1) если между датой расчета показателя долговой нагрузки заемщика при принятии решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и датой заключения договора потребительского кредита (займа), в связи с которым рассчитывался показатель долговой нагрузки заемщика, прошло более тридцати одного календарного дня;

    2) если между датой расчета показателя долговой нагрузки заемщика при принятии решения, предусмотренного пунктом 3 части 1 настоящей статьи, и датой акцепта заемщиком предложения по увеличению лимита кредитования, в связи с которым рассчитывался показатель долговой нагрузки заемщика, прошло более тридцати одного календарного дня;

    3) если потребительский кредит (заем), в связи с которым рассчитывался показатель долговой нагрузки заемщика, предоставлен заемщику в целях полного или частичного исполнения им обязательств по другому кредиту (займу) или другим кредитам (займам) и в течение шестидесяти календарных дней с даты предоставления данного потребительского кредита (займа) он не был использован заемщиком на указанные цели.

    3. Показатель долговой нагрузки заемщика рассчитывается кредитной организацией или микрофинансовой организацией в процентах с точностью до одного знака после запятой как отношение суммы величин среднемесячных платежей по всем кредитам и займам заемщика, в том числе по потребительскому кредиту (займу), заявление о предоставлении которого рассматривается кредитором и (или) индивидуальные условия которого передаются заемщику (далее — сумма величин среднемесячных платежей), к величине его среднемесячного дохода.

    4. Кредитная организация или микрофинансовая организация обязана определить во внутреннем документе в соответствии с требованиями, установленными Банком России, порядок расчета суммы величин среднемесячных платежей и расчета величины среднемесячного дохода заемщика, в том числе перечень данных, используемых для расчета величины среднемесячного дохода заемщика (включая информацию о доходах, содержащуюся в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) и (или) других документах, предоставляемых заемщиком).

    5. Если значение показателя долговой нагрузки заемщика, рассчитанное кредитной организацией или микрофинансовой организацией в соответствии с настоящей статьей, превышает пятьдесят процентов, кредитная организация или микрофинансовая организация обязана уведомить заемщика в письменной форме о существующем риске неисполнения заемщиком обязательств по потребительскому кредиту (займу), в связи с которым рассчитывался показатель долговой нагрузки заемщика, и риске применения к нему за такое неисполнение штрафных санкций до момента заключения такого договора потребительского кредита (займа), а также не позднее пяти рабочих дней после дня расчета показателя долговой нагрузки заемщика в соответствии с пунктом 3 части 2 настоящей статьи (за исключением случая, если кредитор принял решение отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору потребительского кредита (займа) и (или) потребовать полного досрочного возврата потребительского кредита (займа), а в случае принятия решения об изменении условий потребительского кредита (займа) до изменения условий такого договора потребительского кредита (займа).

    6. Факт ознакомления заемщика с уведомлениями, указанными в части 5 настоящей статьи, подтверждается заемщиком собственноручной подписью или с использованием аналога собственноручной подписи.

    7. Показатель долговой нагрузки заемщика не рассчитывается в следующих случаях:

    1) при принятии решения, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, в случае, если указанное решение принято в связи с наступлением события, вследствие которого согласно условиям договора потребительского кредита (займа), действующим на дату заключения такого договора, увеличивается размер среднемесячного платежа по такому потребительскому кредиту (займу);

    2) при предоставлении образовательных кредитов, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по которым предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования в порядке, установленном указанным Федеральным законом;

    3) при предоставлении кредитов (займов) физическому липу, признаваемому инвалидом в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на приобретение технических средств реабилитации и (или) оплату услуг, если указанные технические средства реабилитации и (или) услуги предусмотрены индивидуальной программой реабилитации и (или) абилитации инвалида, при условии, что стоимость приобретенных инвалидом технических средств реабилитации и (или) оплаченных услуг компенсируется в порядке, установленном указанным Федеральным законом;

    4) при предоставлении кредитов (займов) в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

    5) при обращении заемщика с требованием об изменении условий договора кредита (займа), предусматривающим либо приостановление исполнения заемщиком своих обязательств, либо уменьшение размера платежей заемщика на срок, определенный заемщиком, в соответствии со статьей 6 1-1 настоящего Федерального закона либо с другими федеральными законами.

    8. Положения настоящей статьи также применяются к отношениям, возникающим в связи с предоставлением кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой.»;

    3) статью 12 дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:

    «4. При уступке кредитной организации или микрофинансовой организации прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) кредитор передает указанным организациям значение показателя долговой нагрузки заемщика, рассчитанное в соответствии со статьей 5 1 настоящего Федерального закона на самую позднюю дату в случае, если в отношении такого договора показатель долговой нагрузки заемщика подлежал расчету.

    5. Требования части 4 настоящей статьи также применяются к отношениям, возникающим в связи с предоставлением кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой.».

    Статья 2

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

    Президент Российской Федерации В. Путин