Вступление в снт 2024

Статья 54. Переходные положения

1. Реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона о садоводческих некоммерческих товариществах.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона об огороднических некоммерческих товариществах.

4. Созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

5. Учредительные документы, а также наименования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат приведению в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

6. Изменения наименований организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, в связи с их приведением в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

7. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

8. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.

9. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.

11. Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

13. Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

14. Имущество общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 настоящей статьи. Образованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, являются земельными участками общего назначения.

Рекомендация  Госпошлина на развод в 2024 году. 2024

15. Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

16. Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

17. Договоры о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенные с указанными организациями и лицами, ведущими садоводство и огородничество без участия в указанных организациях, сохраняют свое действие в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если меньший срок не предусмотрен таким договором или соглашением сторон. При этом плата, предусмотренная частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, до истечения срока действия такого договора не вносится.

18. Предоставление садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами могут предусматриваться меры, направленные на оказание поддержки в создании такими гражданами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предоставлении этим товариществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также иные меры поддержки этих товариществ.

19. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления начата процедура образования земельного участка для ведения дачного хозяйства в целях его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

20. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридическим лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

21. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона гражданином в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

22. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с юридическим лицом заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для ведения дачного хозяйства, образование из такого земельного участка иных земельных участков, а также их предоставление осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

23. Гражданин, являющийся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов в случае, если такой земельный участок был предоставлен гражданину по результатам аукциона для ведения дачного хозяйства.

24. Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

25. Утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.

26. Территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.

27. Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

28. В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:

1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;

2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Рекомендация  Все особенности юридических отношений по владению пользованию и распоряжению земельными участками

29. Граждане, являющиеся членами некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняют свое членство в указанных организациях после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и право пользования имуществом общего пользования, расположенным на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, управление которым осуществляет указанная некоммерческая организация.

30. Вступление в силу настоящего Федерального закона не может являться самостоятельным основанием для исключения граждан из числа членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.

31. Уплаченные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона вступительные взносы гражданам не возвращаются.

32. Зарегистрированное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.

33. Реестр членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается реестром членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона.

34. Решение общего собрания членов товарищества в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.

(часть 34 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 307-ФЗ)

Что даст дачникам вхождение садоводческого товарищества в состав населенного пункта

С октября вступают в силу изменения в Гражданский кодекс, касающиеся проведения общих собраний и общей долевой собственности в садоводческих товариществах. Что это означает для владельцев шести соток, в интервью «Российской газете» рассказал депутат Госдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

К проведению онлайн-голосования товарищества в большинстве своем пока не готовы. / Виктор Васенин

Никита Юрьевич, считать голоса теперь будут исходя из площади участка. Не получится ли так, что владельцы больших участков будут блокировать все вопросы или принимать решения, удобные им, но не удобные всем остальным?

Никита Чаплин: Как именно будут считать голоса, а также будет ли в реальности в каждом СНТ подсчет голосов вестись с учетом доли, пока непонятно. На сегодняшний день право общей собственности на имущество общего пользования в СНТ не зарегистрировано, а во многих СНТ зарегистрировано право собственности юридического лица (то есть самого СНТ) на имущество общего пользования. Так что подождем, что нам скажет судебная практика.

Удалось ли наладить онлайн-голосование в СНТ? Или получить ответы по электронке не менее сложно, чем проголосовать очно?

Никита Чаплин: Некоторые СНТ используют в своей работе сервисы, позволяющие проголосовать онлайн на собрании. Однако на сегодняшний день большой популярностью это пока еще не пользуется. Для проведения онлайн-голосования (равно как и заочного) необходимо провести значительный объем подготовительной работы (в том числе подобрать кандидатов в члены правления и ревизоры не на собрании, а сильно заранее), но к этому товарищества в большинстве своем пока не готовы.

В любом случае технологии идут вперед, и, вероятнее всего, смешанная форма проведения собраний (очно+онлайн), заочно+удаленно станет все более востребованной.

Что в целом меняется в правах дачников в использовании общего имущества?

Никита Чаплин: Для дачников практически ничего не меняется. Закон говорит о том, что каждый собственник недвижимой вещи вправе владеть и пользоваться общим имуществом наряду с собственниками иных недвижимых вещей; каждый собственник недвижимой вещи обязан участвовать в расходах и издержках по содержанию и сохранению общего имущества соразмерно со своей долей в праве на общее имущество, а также каждый собственник недвижимой вещи обязан соразмерно со своей долей в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с общим имуществом.

Много ли СНТ перевелись в ИЖС? Какие проблемы возникают, что мешает? Что требуется от конкретного дачника, чтобы начался процесс перевода?

Никита Чаплин: Интерес войти в состав ближайшего населенного пункта у садоводов есть, однако не все желающие могут это осуществить. Так как территория всего садоводства должна войти в состав населенного пункта, необходимо достичь согласия между соседями, а также чтобы территория садоводства соответствовала критериям, утвержденным законом субъекта РФ.

Пока перевод земельного участка из «садоводства» в «ИЖС» дает лишь возможность войти в программу догазификации населенного пункта

По большому счету, на сегодняшний день перевод земельного участка из «садоводства» в «ИЖС» для собственника дает только лишь возможность войти в программу догазификации населенного пункта, но ничего более.

Вопросы по содержанию общего имущества на сегодняшний день до конца не решены.

В дачных форумах традиционно много вопросов о долгах за электричество. Как заставить платить должников (решения судов — не панацея, люди все равно не платят), что делать, если со столба украли счетчик?

Никита Чаплин: СНТ вправе ограничить должнику за электроэнергию пользование электричеством. Для начала предупреждаем письменно собственника, затем даем время для оплаты задолженности, а потом вводим режим ограничения энергопотребления. В этой процедуре главное действовать в точном соответствии с правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которые утверждены постановлением правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года.

Если со столба украли счетчик, то собственнику участка необходимо как можно скорее обратиться в правление с заявлением об этом для минимизации рисков, связанных с безучетным потреблением электроэнергии. Если факт отсутствия и/или выведения из строя прибора учета зафиксировано СНТ, то последнее вправе начислить плату за электроэнергию по максимально возможному потреблению (с учетом мощности вводного автомата, сечения провода и т.д.). Взыскиваться все будет в судебном порядке.

Рекомендация  Выдают ли кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП на участок земли Как можно получить документы 2024

Нужно ли соглашаться на передачу электросетевого хозяйства СНТ регоператору? В чем выгода для дачников?

Никита Чаплин: Все зависит от состояния сети, а также от сетевой организации, которой планируется передать сеть. С учетом действующих правил консолидации и достаточно сложной процедуры отказа от расчетного прибора учета на границе СНТ (то есть от счетчика, который аккумулирует показания всех садоводов и всего имущества общего пользования) многие СНТ отказываются от передачи объектов.

В середине июля был подписан закон о том, что рабочим будут выделяться земельные участки под дачи. Сейчас закон уже вступил в силу. Есть уже критерии, кому будет полагаться бесплатная земля?

Где будут эти участки? Может, в глухих лесах или на болотах?

Никита Чаплин: Новый закон закрепляет за регионами полномочия решать проблему нехватки рабочих кадров с учетом своих ресурсов и потребностей. На данный момент сведений о конкретном перечне профессий для отдельного региона или муниципального образования у меня нет. Представляется, что данные участки должны иметь проходящие рядом коммуникации, должны быть обеспечены круглогодичным подъездом.

В ином случае вся идея привлечь специалистов в малонаселенные районы потерпит крах. Квалифицированному специалисту не составит труда за плату приобрести участок самостоятельно.

Первый кассационный суд общей юрисдикции признал, что гражданин вправе мыть машину на своем участке. Соседям придется с этим смириться.

Жительница Брянской области обратилась в суд с заявлением о том, что гражданин П. нарушает ее права, поскольку на принадлежащем ему соседнем участке регулярно моет свой автомобиль. Грязная вода стекает на принадлежащий ей земельный участок, на котором находится водозаборная игла (скважина). Она попросила запретить соседу мыть машину на его земельном участке на расстоянии менее 50 метров от водозаборной скважины на ее участке.

Однако суд отклонил иск. «В деле установлены обстоятельства, что скважина истца не является официально зарегистрированным источником водоснабжения, поэтому нельзя ее отнести к тем элементам, которым может быть причинен ущерб, — говорит адвокат Вячеслав Голенев. — Помимо этого, сами отходы ответчика формируются в нескольких метрах от участка истца, а от источника водоснабжения более чем в 16 метрах, что не наносит вреда участку истца.

Так как нет каких либо ГОСТов, СП, или СанПиНов относительно такой неофициальной скважина и при отсутствии центрального водопровода нельзя признать права истца нарушенными».

Пошаговая инструкция по
открытию СНТ в 2024 году

Решили создать садоводческое некоммерческое товарищество (далее СНТ)? Значит вам необходимо знать основные правила, особенности действующего законодательства в 2022 году. Важно учитывать сроки регистрации, собрать нужные документы, соблюдать этапы. Попробуем во всем разобраться.

Садоводческое или огородническое товарищество – это некоммерческая организация, созданная добровольно гражданами для организации их деятельности на садах или огородных хозяйствах, дачах (но тут есть нюансы, и мы об этом расскажем). Вы должны знать, что любой собственник садового или огородного участка может инициировать открытие СНТ в 2024 году. Главная цель такого товарищества в создании благоприятных условий для ведения личного хозяйства и обеспечения вновь созданного товарищества электрической энергией, водой, проведение водоотведения, благоустройство территории и ее охрана, создание оптимальных условий для работы на земельном участке.

Также совет товарищества помогает своим членам защищать их законные права и интересы. Деятельность некоммерческих товариществ регламентируется Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ от 25.10. 2001 № 136-ФЗ, а также Федеральным Законом «О ведении гражданами садоводческой и огороднической деятельности для собственных нужд» и любые внесения изменений в отдельные законодательные акты, в том числе ФЗ РФ от 29.07.2017 г. № 217 ФЗ.

Открываем СНТ в 2024 году: пошаговая инструкция

Чтобы открыть садоводческое некоммерческое товарищество в 2024 году необходимо придерживаться определенного порядка.

Первая стадия: с учредителями СНТ

Итак, вы создаете садовое некоммерческое товарищество. Для этого необходимо минимум 7 учредителей, т.е. семей, готовых объединиться для реализации совместно поставленных целей, облагораживания территорий.

Вопрос: Какие сегодня есть типы загородных товариществ?

Раньше можно было зарегистрировать садоводческое, огородническое, или дачное товарищество. В 2024 году для регистрации доступны только садовое и огородническое товарищество. Если у вас дачное товарищество, тогда необходимо его зарегистрировать в садовое или огородническое и внести изменения в Росреестр.

Вторая стадия: формируем органы управления СНТ

  • Председатель СНТ (единоличный исполнительный орган).
  • Правление садового некоммерческого товарищества.
  • Ревизор.

Положение отдельных членов товарищества и их в порядок взаимодействия с другими собственниками участков, которые вносят взносы за пользование имуществом регламентируется главой №3 ФЗ РФ «Ведение гражданами СНТ» от 29.07 2017 № 217 ФЗ. В этом же законе прописано действия в СНТ гражданам, не являющимися членами товарищества.

Третья стадия: юридический адрес СНТ

Любое коммерческое или некоммерческое объединение обязательно должно иметь юридический адрес регистрации. Это может быть домашний адрес председателя товарищества, например, жилое помещение (квартира, дом), если оно находится в собственности учредителя или указывается адрес реального местонахождения садового товарищества. Закон не ограничивает членов товарищества территориально, например, на разных улицах одного и того же микрорайоном могут быть зарегистрированы разные садовые некоммерческие товарищества.

Вопрос: Что делать, если юридический адрес товарищества совпадает с местом регистрации его руководителя?

В таком случае руководитель СНТ должен заранее подготовить и предоставить в налоговую инспекцию копию свидетельства о праве собственности на квартиру, а также отдельный документ в виде согласия собственников товарищества о том, что он действует от их имени.