Миграционный учет иностранных граждан – это временная регистрация иностранцев, которая обязательна для каждого гражданина, пребывающего на территорию РФ, вне зависимости от порядка прибытия – визового или безвизового. Постановка на такой учет – это условие для законного нахождения на территории страны.
Из этой статьи вы узнаете об особенностях действующего законодательства в данной сфере, правилах, порядке и установленных сроках для миграционного учета, а также о действиях и обязанностях принимающей стороны.
Особенности российского законодательства о миграционном учете
Вопросы постановки на миграционный учет регламентируются ФЗ №109, который носит название «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
Помимо этого нормативного акта, данные правоотношения регулируются и правительственным постановлением о порядке осуществления миграционного учета в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
В 2024 году продолжает действовать приказ МВД, который утверждает административный регламент МВД по оказанию государственных услуг в сфере миграционного учета иностранцев и апатридов. Он регулирует формы подачи заявлений, уведомления о прибытии гражданина, отметки о регистрации и других документов.
В 2018 году начал действовать новый закон, который внес изменения в закон №109. В соответствии с этим нормативным актом, понятие миграционного учета было конкретизировано, также было уточнено место пребывания иностранца для регистрации и перечень лиц, которые осуществляют такой учет. В новом нормативном акте указаны основания, по которым можно встать на миграционный учет по месту своего пребывания.
Вышеперечисленные нормы регламентируют особенности и схему учета иностранцев, временно проживающих в нашей стране, указывают правила регистрации людей по месту их жительства или нахождения, правомочия и обязанности иностранцев.
Правила и сроки осуществления миграционного учета в 2024 году
Особенности регистрации иностранных граждан регулируются миграционным законодательством. При этом нужно учитывать правила регистрации лиц из различных стран, здесь есть определенные различия.
Регистрация иностранного гражданина заключается в уведомлении территориального подразделения ГУВМ МВД о прибытии лица в место для проживания, информирование осуществляется принимающей стороной.
В качестве основания для постановки на учет выступает полученное сотрудниками МВД уведомление о прибытии иностранца или апатрида в место для временного нахождения.
Обратите внимание: в качестве подтверждения постановки на учет выступает отрывная часть официального бланка с уведомлением.
Сроки осуществления процедуры: как быстро нужно встать на миграционный учет
Сроки постановки на миграционный учет также строго регулируются. Точный период зависит от гражданства иностранца. По общему правилу все иностранные граждане должны пройти процедуру учета в течение 7 дней после прибытия в страну, однако для граждан Таджикистана и государств ЕАЭС действуют другие правила.
Если лицо прибыло в Россию для временного проживания, уведомление подается в территориальное подразделение миграционного отдела не позднее, чем через 7 дней с момента пересечения границы. То же самое касается граждан, которые намерены постоянно проживать на территории РФ.
Обязанность о таком уведомлении лежит на принимающей стороне, именно она подает правильно заполненную форму в миграционный отдел МВД, тем самым сотрудники этого отдела будут должным образом проинформированы.
Обратите внимание: уведомление о прибытии иностранного гражданина из определенных стран может быть передано в другие сроки. Для граждан Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана установлены сроки в 30 дней, именно в этот период нужно встать на учет по миграционным вопросам.
Другие сроки предусмотрены и для лиц с гражданством Таджикистана. Им для регистрации выделено 15 дней с момента пересечения государственной границы.
Если лицо участвует в программе по добровольному переселению лиц-соотечественников, то оно и члены его семьи могут встать на учет за 37 дней.
Особенности регистрации иностранцев и сроки процедуры в 2024 году
Первичная регистрационная процедура проводится на срок до 90 суток, вне зависимости от того, какое гражданство имеется у лица. Такая временная регистрация дает возможность находиться на территории России до 90 дней, в эти три месяца можно жить в стране без выезда.
По истечении этого срока иностранец должен либо покинуть Россию на три месяца, либо продлить свою регистрацию. При этом такое продление возможно лишь по определенным основаниям.
Обратите внимание: граждане из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) оформляют первичную регистрацию на основании трудового соглашения на срок до года. То есть действующий трудовой контракт позволяет продлить разрешение на нахождение в стране, но не больше, чем на 12 месяцев.
Нарушение установленных сроков влечет за собой ответственность в виде выдворения за пределы страны, возможно также наложение запрета на последующий въезд. Наказание может включать в себя и административный штраф в размере до 7 тыс. рублей в зависимости от конкретного населенного пункта.
Принимающая сторона для регистрации иностранца
В регистрации иностранца должна принимать участие и другая сторона, которая является принимающей. В качестве такой стороны могут выступать:
- Российские граждане с регистрацией по месту жительства или имеющие жилой объект в собственности, по адресу которого будет проводиться миграционный учет.
- Иностранцы с видом на жительство в России, у которых имеется регистрация по определенному месту жительства в стране.
- Иностранец с жилым помещением в собственности на территории РФ может самостоятельно встать на учет. При этом у него нет права быть принимающей стороной для другого иностранного гражданина, в том числе для членов своей семьи.
- Иностранный гражданин, имеющий статус ВКС и собственный жилой объект в РФ также может самостоятельно оформить учет. При этом у него есть право поставить на такой учет членов своей семьи.
- Принимающей стороной может выступать и юридическое лицо. Это может быть компания в России, ее представительство или филиал, если иностранец проживает в помещениях, которые арендованы этой организацией.
- Принимающей стороной выступает и международная организация (ее полноправное представительство) при условии предоставления иностранцу жилого помещения для проживания.
- Органы государственной власти или муниципалитет.
Таким образом, поставить на миграционный учет иностранного гражданина может любое лицо из вышеприведенного списка. Речь идет в том числе об особенностях постановки детей на миграционный учет, в этом случае принимающим лицом не может выступать организация.
Какие обязанности имеются у принимающего лица?
После того, как иностранец прибыл в место своего нахождения, принимающее лицо должно заполнить бланк уведомления о прибытии на основании информации из личных документов иностранного гражданина. В качестве таких документов могут выступать миграционная карта, личный паспорт или виза. Далее уведомление передается в территориальное подразделение миграционного отдела МВД для постановки лица на миграционный учет.
Бланк заполняется на русском языке, при этом в тексте не должно быть ошибок, исправлений, сокращенных слов и пустых полей, не допускается также использовать аббревиатуры. Если в документе есть ошибки, бланк не будет принят, тогда у вас не получится поставить лицо на учет.
Если иностранных граждан несколько, то принимающая сторона должна заполнить несколько таких бланков, на каждого человека.
Лицо, которое направляет уведомление, должно представить правоохранительным органам документ, который удостоверяет личность. Также оно прилагает к уведомлению копию документа об удостоверении личности иностранца и ксерокопию миграционной карты.
Сотрудник принимает уведомление, после чего проверяет правильность заполнения всех документов и достоверность информации. Далее он ставит на бланке отметку о том, что документация была принята.
Бланк включает в себя отрывную часть, которая после проверки документов и проставления печати передается принимающей стороне – это доказательство того, что был соблюден срок передачи уведомления. Отрывную часть принимающее лицо передает иностранному гражданину.
Чтобы провести эту процедуру принимающая сторона может обратиться в несколько учреждений. Самый распространенный вариант – в территориальный отдел ГУВМ МВД по месту своей регистрации, для этого требуется предварительная запись на прием к сотруднику, и обращение осуществляется лично. Второй вариант – через многофункциональный центр, сотрудники которого принимают документы и передают их по месту назначения.
Наиболее удобный способ – подача уведомления онлайн, однако в этом случае вам потребуется иметь регистрацию на портале Госуслуг и электронную квалифицированную подпись.
В обязанности принимающей стороны входит учет сроков подачи уведомления, так как при нарушении можно столкнуться с административными штрафами. Сроки определяются индивидуально, в зависимости от того, гражданином какой страны является иностранец.
Также нужно учитывать и срок пребывания в стране иностранного гражданина. После истечения этого периода регистрация продлевается или же лицо должно покинуть страну. В противном случае можно столкнуться с выдворением и запретом на последующий въезд на территорию РФ. Таким образом, постановка иностранного лица на учет по миграционным вопросам – это обязательная процедура, которая регламентируется рядом федеральных законов и приказов МВД.
При такой процедуре важно принимать во внимание сроки постановки на учет, перечень документов, которые требуется собрать, учитывать гражданство лица. Нормы вышеуказанных законов распространяются не только на иностранцев, но и на лиц без гражданства. Если у вас остались вопросы по постановке на учет, воспользуйтесь консультацией юриста, который сориентирует вас по особенностям законодательства.
Добавить отзыв Отменить ответ
Миграционные службы (УФМС) по регионам России
- УФМС Абакан
- УФМС Анадырь
- УФМС Архангельск
- УФМС Астрахань
- УФМС Балашиха
- УФМС Барнаул
- УФМС Белгород
- УФМС Белово
- УФМС Бийск
- УФМС Биробиджан
- УФМС Благовещенск
- УФМС Богородский городской округ
- УФМС Брянск
- УФМС Великий Новгород
- УФМС Владивосток
- УФМС Владикавказ
- УФМС Владимир
- УФМС Волгоград
- УФМС Волгодонск
- УФМС Вологда
- УФМС Воронеж
- УФМС Воскресенск
- УФМС Горно-Алтайск
- УФМС городской округ Истра
- УФМС городской округ Красногорск
- УФМС городской округ Люберцы
- УФМС городской округ Мытищи
- УФМС городской округ Пушкинский
- УФМС городской округ Ступино
- УФМС Грозный
- УФМС Дмитров
- УФМС Домодедово
- УФМС Дубна
- УФМС Егорьевск
- УФМС Екатеринбург
- УФМС Елец
- УФМС Зарайск
- УФМС Иваново
- УФМС Ижевск
- УФМС Иркутск
- УФМС Истра
- УФМС Йошкар-Ола
- УФМС Казань
- УФМС Калининград
- УФМС Калуга
- УФМС Каменск-Уральский
- УФМС Канаш
- УФМС Кашира
- УФМС Кемерово
- УФМС Киров
- УФМС Клин
- УФМС Коломна
- УФМС Королёв
- УФМС Кострома
- УФМС Котельники
- УФМС Красногорск
- УФМС Краснодар
- УФМС Красноярск
- УФМС Курган
- УФМС Курск
- УФМС Кызыл
- УФМС Ленинск-Кузнецкий
- УФМС Ленинский городской округ
- УФМС Лесозаводск
- УФМС Липецк
- УФМС Луховицы
- УФМС Люберцы
- УФМС Магадан
- УФМС Магас
- УФМС Магнитогорск
- УФМС Майкоп
- УФМС Махачкала
- УФМС Москва
- УФМС Мурманск
- УФМС Мытищи
- УФМС Набережные Челны
- УФМС Нальчик
- УФМС Наро-Фоминск
- УФМС Наро-Фоминский городской округ
- УФМС Находка
- УФМС Нефтеюганск
- УФМС Нижневартовск
- УФМС Нижний Новгород
- УФМС Новоалтайск
- УФМС Новокузнецк
- УФМС Новороссийск
- УФМС Новосибирск
- УФМС Новочеркасск
- УФМС Новый Уренгой
- УФМС Норильск
- УФМС Одинцово
- УФМС Одинцовский городской округ
- УФМС Омск
- УФМС Орёл
- УФМС Оренбург
- УФМС Орехово-Зуево
- УФМС Орехово-Зуевский городской округ
- УФМС Орск
- УФМС Павловск
- УФМС Пенза
- УФМС Пермь
- УФМС Петрозаводск
- УФМС Петропавловск-Камчатский
- УФМС Подольск
- УФМС Прокопьевск
- УФМС Псков
- УФМС Пушкино
- УФМС рабочий посёлок Локоть
- УФМС Раменский городской округ
- УФМС Раменское
- УФМС Реутов
- УФМС Ростов-на-Дону
- УФМС Рубцовск
- УФМС Руза
- УФМС Рязань
- УФМС Салехард
- УФМС Самара
- УФМС Санкт-Петербург
- УФМС Санкт-Петербург
- УФМС Саранск
- УФМС Саратов
- УФМС Севастополь
- УФМС село Актаныш
- УФМС село Троицкое
- УФМС Сергиев Посад
- УФМС Сергиево-Посадский городской округ
- УФМС Серпухов
- УФМС Симферополь
- УФМС Смоленск
- УФМС Солнечногорск
- УФМС Сочи
- УФМС Ставрополь
- УФМС Старый Оскол
- УФМС Стерлитамак
- УФМС Ступино
- УФМС Сыктывкар
- УФМС Таганрог
- УФМС Талдом
- УФМС Тамбов
- УФМС Тверь
- УФМС Тольятти
- УФМС Томск
- УФМС Тула
- УФМС Тюмень
- УФМС Улан-Удэ
- УФМС Ульяновск
- УФМС Уфа
- УФМС Хабаровск
- УФМС Ханты-Мансийск
- УФМС Химки
- УФМС Чебоксары
- УФМС Челябинск
- УФМС Череповец
- УФМС Черкесск
- УФМС Чехов
- УФМС Чита
- УФМС Шахты
- УФМС Щёлково
- УФМС Элиста
- УФМС Энгельсский район
- УФМС Южно-Сахалинск
- УФМС Якутск
- УФМС Ялта
- УФМС Ярославль
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане) — государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и их перемещениях органами миграционного учета. Иностранные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания по адресу помещения, в котором они фактически проживают (используют для сна и отдыха).
Постановка на учет по месту пребывания является следствием прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
При наличии у иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства и зарегистрироваться по адресу указанного помещения. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации. 2. На кого возложена обязанность по постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания?
Обязанность по постановке на миграционный учет иностранного гражданина возложена на принимающую сторону. В качестве принимающей стороны вправе выступать физические и юридические лица, в том числе организации, в которых иностранные граждане осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность при условии предоставления ими иностранному гражданину помещения для проживания. Иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в случаях, установленных законодательством, к которым относятся:
• наличие документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее — уведомление о прибытии), уведомление о прибытии может быть представлено в территориальный орган МВД России лично иностранным гражданином. Вместе с уведомлением о прибытии представляются документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;
• наличие у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации и в случае фактического проживания в данном помещении;
• в случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для временного пребывания, принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации (иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации), постоянно проживающим (находящимся) за пределами территории Российской Федерации. К уведомлению о прибытии дополнительно прилагается нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина;
• постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания орган миграционного учета. 3. В какие сроки иностранный должен быть постановлен на учет по месту пребывания и по месту жительства?
По общему правилу, иностранные граждане при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо с даты получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законодательством либо международными соглашениями Российской Федерации. К таким исключениям относятся следующие категории иностранных граждан:
1) иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, и члены их семей. Такие граждане освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. Указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания;
2) трудящиеся граждане государства-члена Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также члены их семей: освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в Российскую Федерацию;
3) иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию: освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течение 30 дней. В соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания:
— граждане Украины и Республики Беларусь — на 90 дней;
— граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики — на 30 дней;
— граждане Республики Таджикистан, Узбекистан — на 15 дней с даты въезда в Российскую Федерацию. В случае прибытия иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, организацию социального обслуживания, или в организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом и по адресу которой подлежит учету по месту пребывания, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии. Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в территориальный орган МВД России в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, лично либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 7 рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
4. Размер и основания взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета. За постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается. За регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в Российской Федерации взимается государственная пошлина в размере 350 рублей. Государственная пошлина не взимается за регистрацию по месту жительства иностранного гражданина, являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов его семьи, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, иностранных граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие чрезвычайной ситуации.
5. Ответственность принимающей стороны и иностранного гражданина за нарушение правил миграционного учета. За неисполнение принимающей стороной обязанностей по постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания, а равно постановку иностранного гражданина на фиктивный миграционный учет, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает как уголовную, так и административную ответственность.
Обращаем внимание! Фиктивным миграционным учетом является постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания либо его регистрация по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо совершение действий для миграционного учета без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность. Иностранные граждане, фиктивно поставленные на миграционный учет, в принудительном порядке снимаются с миграционного учета и наряду с принимающей стороной привлекаются к установленной ответственности. В случаях, когда принимающая сторона предоставила иностранному гражданину помещение для проживания, но отказывается ставить такое лицо на миграционный учет, иностранному гражданину следует сообщить в территориальный орган МВД Росси о данном факте.
Территориальные органы МВД России принимают необходимые меры реагирования и учитывают данное обстоятельство при рассмотрении вопроса о привлечении такого иностранного гражданина к административной ответственности (нарушение правил миграционного учета) в части наличия или отсутствия в его действиях вины.
В отношении принимающей стороны будет проведена проверка с последующим привлечением к уголовной или административной ответственности. Обращаем внимание! За восемь месяцев 2022 года с фиктивного миграционного учета снято 575 тыс. иностранных граждан, что в два раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. За этот же период в связи с совершением преступлений по фиктивной постановке возбуждено около 20 тыс. уголовных дел и к уголовной ответственности по статье 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации привлечено около 22 тыс. лиц.
6. Подробная информация об осуществлении миграционного учета, формы бланков заявлений о регистрации по месту жительства и уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также правила и образцы заполнения указанных документов размещены в открытом доступе на официальном сайте МВД России, в разделе «Осуществление миграционного учета».
Федеральный закон от 10.07.2023 г. № 316-ФЗ
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2006, № 30, ст. 3286; 2007, № 49, ст.
6071; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283; 2010, № 21, ст. 2524; № 31, ст.
4196; № 40, ст. 4969; № 52, ст. 7000; 2011, № 1, ст. 29; № 13, ст.
1689; № 17, ст. 2321; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7043, 7061; 2012, № 53, ст.
7640, 7645; 2013, № 19, ст. 2309; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3461, 3477; № 30, ст. 4036, 4037, 4057, 4081; № 52, ст.
6951, 6954, 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1831; № 19, ст. 2311, 2332; № 26, ст.
3370; № 48, ст. 6638, 6659; № 49, ст. 6918; № 52, ст.
7557; 2015, № 1, ст. 61, 72; № 10, ст. 1426; № 21, ст. 2984; № 27, ст.
3951, 3990, 3993; № 29, ст. 4339, 4356; № 48, ст. 6709; 2016, № 1, ст. 58, 85, 86; 2017, № 11, ст. 1537; № 17, ст.
2459; № 31, ст. 4765; № 50, ст. 7564; 2018, № 1, ст. 77, 82; № 30, ст.
4537, 4551; № 53, ст. 8433, 8454; 2019, № 18, ст. 2224; № 23, ст.
2904; № 25, ст. 3164, 3165; № 30, ст. 4134; № 31, ст. 4416; 2020, № 6, ст. 595; № 9, ст.
1122; № 15, ст. 2242; № 17, ст. 2713; № 31, ст.
5027, 5064; № 50, ст. 8057; 2021, № 1, ст. 56; № 9, ст. 1469, 1475; № 27, ст.
5098, 5102, 5171, 5179, 5185; 2022, № 14, ст. 2200; № 27, ст. 4608; № 29, ст. 5204, 5238, 5324; Российская газета, 2024, 19 июня) следующие изменения:
а) в абзаце девятом пункта 7 после слов «внутренних дел» дополнить словами «о предоставлении иностранному гражданину академического отпуска,», слова «с даты его отчисления» заменить словами «со дня издания распорядительного акта о предоставлении ему академического отпуска или его отчислении»;
абзац второй дополнить словами «, а также членов их семей»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«Иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами и привлекаемые к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона, а также члены их семей в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о продлении срока действия разрешения на работу либо со дня въезда в Российскую Федерацию, если на день принятия такого решения они находились за пределами Российской Федерации, обязаны повторно пройти медицинское освидетельствование, предусмотренное пунктом 18 настоящей статьи, и представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган непосредственно, либо в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, либо через подведомственное предприятие или уполномоченную организацию медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, медицинские документы, подтверждающие отсутствие у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).»;
подпункт 17 изложить в следующей редакции:
«17) иностранному гражданину, осуществившему инвестиции в Российской Федерации, и членам его семьи (супругу (супруге), детям (в том числе усыновленным), супругам детей, родителям (в том числе приемным), супругам родителей, бабушкам, дедушкам, внукам). Критерии, которым должен соответствовать иностранный гражданин, осуществивший инвестиции в Российской Федерации, для выдачи ему вида на жительство в Российской Федерации без получения разрешения на временное проживание, порядок проведения оценки соответствия иностранного гражданина, осуществившего инвестиции в Российской Федерации, таким критериям, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение указанной оценки, определяется Правительством Российской Федерации;»;
дополнить подпунктом 20 следующего содержания:
«20) иностранному гражданину, заключившему в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях на срок один год (далее — военнослужащий), членам его семьи, в том числе в случае гибели (смерти) военнослужащего. Членами семьи военнослужащего признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родители (в том числе приемные).»;
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«Вид на жительство выдается без ограничения срока действия высококвалифицированному специалисту, осуществляющему не менее двух лет трудовую деятельность в Российской Федерации в этом качестве, и членам его семьи при условии, что данный высококвалифицированный специалист и члены его семьи проживают в Российской Федерации по полученному в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона виду на жительство. При этом в указанный период осуществления трудовой деятельности в отношении такого высококвалифицированного специалиста работодателем или заказчиком работ (услуг) должны быть исчислены, удержаны и перечислены в бюджетную систему Российской Федерации налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»;
в) абзац второй пункта 10 после слова «подтверждающих» дополнить словами «наличие у него соответствующего образования, квалификации или специальных знаний, а также»;
3) статью 9 дополнить пунктом 84-1 следующего содержания:
«84-1. Вид на жительство иностранному гражданину и членам его семьи, указанным в подпункте 20 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, не выдается, а ранее выданный таким иностранному гражданину и членам его семьи вид на жительство аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 7, 10 — 15 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае поступления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел от должностного лица, уполномоченного руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами обороны либо предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, уведомления о досрочном увольнении с военной службы иностранного гражданина по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «д1», «д2», «е», «е1» и «з» пункта 1, подпунктами «в», «д», «е1», «к» и «л» пункта 2 и пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Должностное лицо, уполномоченное руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами обороны либо предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, уведомляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о досрочном увольнении с военной службы иностранного гражданина в течение трех рабочих дней с даты увольнения.
Форма уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами обороны либо предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;
4) абзац третий пункта 2 статьи 11 дополнить словами «, или в связи с изменением иностранным гражданином места военной службы, прохождение которой послужило основанием для получения разрешения на временное проживание, или в связи с переездом военнослужащего и (или) членов его семьи к новому месту прохождения военной службы военнослужащего»;
5) пункт 12 статьи 13 после слов «или его территориальный орган» дополнить словами «, принявшие решение о выдаче разрешения на работу,»;
а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«3) в размере не менее семисот пятидесяти тысяч рублей из расчета за один квартал — для иных иностранных граждан.»;
б) в пункте 14 слова «11, 21 или 3» заменить словами «11 или 21»;
в) подпункт 2 пункта 6 после слов «работ (оказание услуг)» дополнить словами «либо их копии, заверенные работодателем или заказчиком работ (услуг),»;
г) в пункте 7 слова «Правительством Российской Федерации» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел»;
д) абзац третий пункта 11 изложить в следующей редакции:
«В случае, если высококвалифицированный специалист не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) по истечении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, либо ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении данного высококвалифицированного специалиста было отклонено, указанный высококвалифицированный специалист и члены его семьи, не имеющие иных законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение тридцати календарных дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, либо со дня принятия решения об отклонении ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг). Выданные высококвалифицированному специалисту разрешение на работу, виза и вид на жительство, а также виза и вид на жительство, выданные членам его семьи, по истечении указанных тридцати календарных дней считаются недействительными.»;
е) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления.
В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности в обособленных подразделениях организации, в том числе в филиалах или представительствах юридического лица, расположенных вне пределов субъекта Российской Федерации, в котором находится работодатель или заказчик работ (услуг), либо у взаимозависимых лиц (за исключением физических лиц), расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.
В целях получения разрешения на работу, действующего на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, работодатель или заказчик работ (услуг) обращается с ходатайством о привлечении высококвалифицированного специалиста в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган по месту своего нахождения.»;
ж) пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом.
Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.
Высококвалифицированный специалист обязан обратиться за получением (выдачей) разрешения на работу в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный и орган, принявшие решение о выдаче разрешения на работу, в течение тридцати календарных дней со дня принятия такого решения.
При наличии уважительных причин разрешение на работу по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг), поданное в пределах срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, может быть получено иностранным гражданином в более поздний срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявшие решение о выдаче разрешения на работу, соответствующего ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг).»;
подпункт 2 после слов «работ (оказание услуг)» дополнить словами «либо их копии, заверенные работодателем или заказчиком работ (услуг),»;
подпункт 5 признать утратившим силу;
и) в абзаце первом пункта 18 второе предложение исключить;
к) дополнить пунктом 181 следующего содержания:
«181. Высококвалифицированный специалист обязан обратиться за получением (выдачей) разрешения на работу, оформленного в связи с обращением работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявшие решение о продлении срока действия разрешения на работу, в течение тридцати календарных дней со дня принятия такого решения.
При наличии уважительных причин разрешение на работу по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг), поданное в пределах срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, может быть получено иностранным гражданином в более поздний срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявшие решение о выдаче разрешения на работу, соответствующего ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг).»;
л) пункт 26 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
«3) не представил в налоговые органы по истечении шести месяцев, следующих за отчетным периодом, сведения об исчисленных, удержанных и о перечисленных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов либо в указанный срок представил в налоговые органы поддельные или подложные сведения об исчисленных, удержанных и о перечисленных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов.»;
м) в абзаце первом пункта 261 слова «подпунктах 1 и 2 пункта 26» заменить словами «подпунктах 1 — 3 пункта 26»;
н) в пункте 28 слова «об исчисленных и перечисленных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов» заменить словами «о полученных высококвалифицированными специалистами суммах дохода»;
о) дополнить пунктами 32 — 34 следующего содержания:
«32. Разрешения на работу, не полученные в сроки, предусмотренные пунктами 15 и 181 настоящей статьи, не выдаются, принятые решения о выдаче таких разрешений на работу отменяются.
33. Высококвалифицированный специалист и члены его семьи, не имеющие иных законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения сроков, предусмотренных пунктами 15 и 181 настоящей статьи. Выданные высококвалифицированному специалисту и членам его семьи визы по истечении указанных пятнадцати календарных дней считаются недействительными.
34. Положения настоящей статьи, касающиеся вида на жительство, выданного высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, применяются только к виду на жительство, предусмотренному абзацем шестым пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.»;
абзац первый подпункта 4 после слов «в Российской Федерации добровольного медицинского страхования,» дополнить словами «либо сведения о нем в случае его заключения в форме электронного документа,»;
подпункт 8 признать утратившим силу;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«7. В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин обязан представить лично, либо направить почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо направить в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент, уведомление об осуществлении трудовой деятельности.»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«К уведомлению, указанному в абзаце первом настоящего пункта, прилагается копия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенных между работодателем, заказчиком работ (услуг) и иностранным гражданином, либо в уведомлении сообщаются сведения о гражданско-правовом договоре на выполнение работ (оказание услуг) в случае его заключения в устной форме.
Форма и порядок подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;
в) абзац первый подпункта 5 пункта 9 после слов «в Российской Федерации добровольного медицинского страхования,» дополнить словами «либо сведения о нем в случае его заключения в форме электронного документа,»;
г) подпункт 4 пункта 22 после слов «настоящей статьи» дополнить словами «уведомления и»;
8) подпункт 9 пункта 9 статьи 135 после слов «в Российской Федерации добровольного медицинского страхования,» дополнить словами «либо сведения о нем в случае его заключения в форме электронного документа,»;
9) пункт 5 статьи 151 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:
«11) иностранные граждане, указанные в подпункте 8 пункта 3 статьи 6 и подпункте 20 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.»;
10) пункт 41 статьи 16 изложить в следующей редакции:
«41. Форма указанного в пункте 4 настоящей статьи ходатайства и перечень представляемых одновременно с ним документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;
11) пункт 5 статьи 17 изложить в следующей редакции:
«5. Помимо случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, образовательная или научная организация обязана также уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, о предоставлении иностранному гражданину академического отпуска, о завершении или досрочном прекращении обучения данного иностранного гражданина в этой образовательной или научной организации в течение трех рабочих дней со дня издания распорядительного акта о предоставлении ему академического отпуска или его отчислении.».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункт «а» пункта 1, подпункт «б» пункта 2, подпункты «в» — «о» пункта 6, подпункты «б» — «г» пункта 7 и пункт 10 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Подпункты «а» и «б» пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 мартаа 2024 года.
Президент Российской Федерации В.Путин