Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
Сама ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда возможно изменить условия контракта, — на основании ч. 18 этой статьи по соглашению сторон контракта при его заключении можно увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, и начальной (максимальной) ценой контракта. Более подробно данная возможность рассматривается в отдельном материале.
Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1, 1.1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В свою очередь ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорит о том, что она регулирует изменение только существенных условий контракта. Правда, п.п. 2-4 этой части допускают изменение фактически любых условий контракта, но только на основании решения Правительства РФ, высшего органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.
Прочие пункты ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливают возможность изменения только отдельных, поименованных в них условий (количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта, его срока).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение условий контракта по соглашению его сторон возможно:
— если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (в случае осуществления закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также контрагент) — при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги,предусмотренных контрактом, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
— если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (в случае осуществления закупки у единственного контрагента — контрактом) и по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Более подробно данная возможность рассмотрена в отдельном материале;
— если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) (п.
2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время указанный размер цены контракта установлен постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (далее — Постановление) и составляет 10 млрд. рублей , за исключением контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, для которого установлен размер в 40 млн. рублей ;
— если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (п. 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время такой размер установлен вышеупомянутым Постановлением и составляет 1 млрд. рублей ;
— если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации (п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время такой размер установлен вышеупомянутым Постановлением и составляет 500 млн. рублей ;
— в случаях изменения регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
— в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств . При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
— в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг , связанных с лечением гражданина РФ, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, в силу ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с контрагентом допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, устанавливающими запрет, ограничения или особые условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок).
Эти изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
В качестве специального временного правила, установленного ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в 2015 и 2016 годах допускалось по соглашению сторон контрактов , срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах (включая заключенные до 1 января 2014 года), в порядке, установленном Правительством РФ, изменение ряда условий контракта.
Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельных материалах.
В любых других случаях изменение контракта, исходя из указания ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, неправомерно, независимо от того, относятся ли такие условия к существенным или нет (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). Это может представляться нелогичным, но именно такой вывод следует из буквального прочтения закона.
Внимание
Изменение условий контракта в случаях, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 14.05.2015 N 17АП-3988/15).
Информация об изменении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта с указанием его условий, которые были изменены, в течение 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п.
8 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ)*(1).
По мнению представителей Минэкономразвития России, при невозможности как продолжения исполнения контракта в первоначальном виде, так и изменения его, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон после чего заказчик вправе осуществить новую закупку (см., например, письма от 29.01.2015 N Д28и-186, от 31.12.2014 N Д28И-2895, от 31.12.2014 N Д28И-2852, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 16.12.2014 N Д28И-2749). Такой же позиции придерживаются и представители Федерального казначейства, основываясь на решениях ФАС России (см. п. 8 письма от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319).
*(1) В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч.
1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон
Когда заказчик и поставщик согласны расторгнуть контракт, они составляют соглашение о расторжении контракта, который закрепляет эти договоренности. Важно правильно составить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих органов.
Скачать образец дополнительного соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон |
Скачать образец соглашения о расторжении договора по соглашению сторон в 2024 году из КонсультантПлюс |
Скачать образец письма о расторжении договора по соглашению сторон для заполнения |
Когда расторгают госконтракт
Заказчик и поставщик документально оформляют расторжение государственного контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ из-за того, что изменились условия выполнения обязательств. Причины разные, среди них:
- Пропала необходимость в товарах, работах, услугах (например, сократили штат государственного учреждения, и ему стали не нужны услуги по повышению квалификации сотрудников, которые больше не работают).
- Поставщик не выполняет обязательства по госконтракту ввиду обстоятельств, которые от него не зависят (например, стихийные бедствия, забастовки и т. д.).
- Не выбрали весь объем товара, который заложили (как пример, в течение года заказчик по заявкам заказывает продукты питания, к окончанию срока действия оказалось, что объем продуктов в спецификации больше, чем фактически получил заказчик).
Госконтракты расторгают по договоренности заказчика и поставщика, по решению суда или в одностороннем порядке. Разберем ситуацию, когда заказчик и поставщик решили, что дальше выполнять обязательства невозможно, и расторгают госконтракт по взаимному согласию.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести расторжение контракта в одностороннем порядке без ошибок и нарушений.
Как расторгнуть договор по соглашению сторон: пошаговая инструкция
В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ закреплены правила, как расторгнуть договор по взаимному согласию, но основания и порядок такого расторжения контракта не установлены. Следует обратиться к нормам Гражданского кодекса.
В главе 29 ГК РФ описана суть, механизм процедуры, действия заказчика после расторжения контракта по соглашению сторон и возможные последствия.
- как изменить или расторгнуть госконтракт из-за повышения стоимости на стройматериалы;
- как расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке;
- как составить дополнительное соглашение о смене реквизитов по 44-ФЗ.
Шаг 1. Определяем основания
В законе нет списка ситуаций. Участники сделки вправе сами прекратить обязательства. Не рекомендуем расторгать договор по согласию, если поставщик нарушил обязательные условия сделки: например, не в первый раз сорвал сроки поставки или поставил некачественную продукцию. В таких случаях необходимо в одностороннем порядке отказываться от исполнения или обращаться в суд за решением о досрочном прекращении обязательств.
Ненадлежащее исполнение договора приведет к ответственности и попаданию в реестр недобросовестных поставщиков. Взаимное решение прекратить обязательства проходит без санкций.
Шаг 2. Составляем уведомление о расторжении контракта
Этот документ нужен, чтобы в письменной форме уведомить о намерении закрыть сделку. Оформляется в виде письма в свободной форме на официальном бланке организации. Обязательно укажите:
- Причины.
- Ссылку на норму закона и пункт контракта.
- Предложение расторгнуть действующие договоренности.
- Порядок этой процедуры (сроки, какие документы следует представить).
К письму рекомендуем приложить бланк допсоглашения о расторжении для заполнения и подписания. Предлагаем образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ, используйте этот шаблон в работе.
Шаг 3. Готовим документы
Необходимо письменно зафиксировать, что правоотношения госзаказчика и подрядчика прекращаются, и отразить основания для такого решения. Документ составляется в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон. Экземпляры имеют равную юридическую силу.
Датой прекращения действия указывают день, когда участники подписали этот документ, если в нем не предусмотрен другой порядок (п. 3 ст. 453 ГК).
Формы для этого документа в законе нет, его составляют в произвольном порядке. Проверьте, чтобы в документе были такие сведения:
- наименование госзаказчика и поставщика;
- ссылки на нормы закона и положения госконтракта (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 450 ГК);
- объем и стоимость фактически выполненных обязательств;
- сумма обязательств, которые не были исполнены;
- в течение скольких дней вернется обеспечение;
- отсутствие у сторон взаимных требований;
- сведения о сторонах, подписывающих документ.
Актуальный пример соглашения о расторжении договора по соглашению сторон — заказчик и подрядчик по взаимному согласию расторгли контракт на выполнение работ.
Шаг 4. Возвращаем обеспечение исполнения контракта
После подписания такого документа прекращаются все обязательства по сделке. За этим следует обязанность вернуть обеспечение. Срок возврата денег, которые внесены в качестве обеспечения исполнения контракта, необходимо указать в допсоглашении о прекращении договора или руководствоваться положениями госконтракта. Иначе заказчик неосновательно обогатится, что является нарушением закона (п.
1 ст. 1102 ГК РФ).
Банковская гарантия не возвращается.
Шаг 5. Размещаем сведения о прекращении в ЕИС
На вкладке «Расторжение контракта» следует указать сумму фактической оплаты, основание и причины для прекращения договорных отношений, дату и номер документального подтверждения (допсоглашения). Заказчик самостоятельно решает, какую причину расторжения контракта по соглашению сторон указать в ЕИС, руководствуясь тем, что стороны написали в допсоглашении.
Документы и разъяснения
Гражданский кодекс (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ | Скачать |
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 | Скачать |
Об авторе этой статьи
Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2023.09.05 Без рубрикиУтвердили порядок обмена информацией для взаимного признания банковских гарантий в государствах — членах ЕАЭС
- 2023.08.31 Контроль закупокКак увеличить цену контракта при применении преференций по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2016
- 2023.08.30 Закупка у единственного поставщикаКазначейство разъяснило, как планировать закупки у едпоставщика по 223-ФЗ
- 2023.08.29 Новости и измененияЗаработали две новые специализированные площадки для закупок
Можно ли изменять существенные условия госконтракта
По общему правилу менять условия сделки с госучреждением запрещено. Однако в некоторых случаях на это есть основания. Рассказываем, возможно ли изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ и по каким причинам.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Поддержка бизнеса в условиях санкций
Власти добавили возможность менять объем и вид работ: у сторон появилась возможность однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и госконтрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
А изменять стоимость придется только в пределах доведенных ЛБО.
Дополнили список оснований, когда вправе изменить существенные условия контракта:
- Если заключен госконтракт жизненного цикла со стройкой и капремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, при условии что сметная стоимость по итогам госэкспертизы превышает цену госконтракта. Корректировка цены госконтракта допускается в пределах 30 %.
- Появилось право изменить срок исполнения отдельного этапа госконтракта, но в рамках общего срока исполнения контракта.
- Если заключен госконтракт на срок не менее одного года с предметом закупки научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Цена соглашения равна или превышает предельный размер правительства. И изменение потребовалось из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон и препятствуют выполнению обязательств. Чтобы изменить госконтракт, придется обосновать решение. Корректировка объема и цены допускается в пределах 30 %.
- Если контракт не выполнить из-за форс-мажора, то выполняются условия частей 1.3–1.6 ст. 95, а если есть решение властей, договор заключен до 01.01.2024, то его меняют по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ. Порядок получения разрешения можно уточнить в постановлениях правительства, региональных властей и муниципалитетов — местные власти утверждают его самостоятельно. Например, постановление Самарской области № 250 от 13.04.2022 разъясняет, кто принимает решение об изменении существенных условий контракта: главный распорядитель бюджетных средств.
- При поставке лекарств допускается изменение объема заказа и цены контракта в пределах 30 % до 31.12.2023 (ч. 65.2 ст. 112).
Для работы с существенными условиями в госконтракте жизненного цикла установили правило, что если сметная стоимость по результатам госэкспертизы меньше цены госконтракта, то заказчику придется уменьшить цену до сметной.
Возможность заключения соглашения об изменении госконтракта по результатам электронных процедур в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию, перенесена на более поздний срок.
С 2022 года пункт закона о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст. 95 Федерального закона утратил силу.
Что относится к существенным условиям
К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.
В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и всех тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.
По общему правилу существенные условия контракта по 44-ФЗ, которые нельзя менять без веских оснований:
- порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
- цену;
- итоговую цену каждого этапа;
- ответственность заказчика и поставщика;
- порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
- уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
- обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
- порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
- предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.
В помощь заказчикам разрабатывают типовые условия госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Закон уточняет, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ: сейчас типовые контракты применять необязательно, заказчики используют только типовые условия.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как изменять госконтракты без нарушений и штрафов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как изменить существенные условия
Основания для изменения существенных условий контракта закреплены в ст. 95 и 112 44-ФЗ. Мы собрали их в таблицу.
Возможность прописывается в документации и договоре или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика.
Цена такого договора равна или превышает размер цены, установленной в п. 1 постановления Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013 для обеспечения:
- федеральных потребностей — 10 млрд руб.;
- региональных нужд — 1 млрд руб.;
- местных нужд — 500 млн руб.
Для закупок на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения цена договора превышает или равна 40 млн руб.
В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что при исполнении контракта не допускается перемены поставщика. Исключение — если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту вследствие реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Как изменить госконтракты на строительные работы
В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ есть пункты, которые разъясняют, можно ли внести изменения в существенные условия при исполнении контракта, если меняете объем или виды работ по строительству, — да. Мы собрали все условия для этого действия в таблицу:
- заключен на год и более;
- цена равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1 (1) постановления Правительства РФ № 1186 от 19.12.2013;
- работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
- изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30 %.
- контракт заключен не менее, чем на год;
- цена работ равна или больше установленной правительством;
- есть разрешение властей.
Как изменить предмет контракта
По общему правилу изменение предмета договора не допускается.
За его изменение должностное лицо оштрафуют на сумму в 20 000 руб., а юридическое — на 200 000 руб. А суды признают допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.
Но в ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон поставляются другие товары. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с предметом контракта.
Цену договора или цену единицы товара (работы, услуги) в этом случае изменять нельзя.
Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет закрепляется нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.
Вот пример реализации этой нормы:
Разъяснения по теме
- споры об изменении существенных условий госконтрактов;
- изменять существенные условия строительных контрактов можно и в 2024 году;
- составляем соглашение о продлении срока действия госконтракта.
Об авторе этой статьи
Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2023.09.05 Без рубрикиУтвердили порядок обмена информацией для взаимного признания банковских гарантий в государствах — членах ЕАЭС
- 2023.08.31 Контроль закупокКак увеличить цену контракта при применении преференций по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2016
- 2023.08.30 Закупка у единственного поставщикаКазначейство разъяснило, как планировать закупки у едпоставщика по 223-ФЗ
- 2023.08.29 Новости и измененияЗаработали две новые специализированные площадки для закупок