«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
«О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»
Прекращение производства по административному делу и оставление административного иска без рассмотрения
Как правило, судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по существу дела. Однако в силу ряда обстоятельств суд в порядке отступления от этой нормы в некоторых случаях оканчивает дело без вынесения решения. Административное процессуальное право предусматривает две формы такого окончания процесса:
1) прекращение производства по административному делу;
2) оставление административного иска без рассмотрения.
Названные формы различаются между собой как по основаниям, так и по процессуальным последствиям их применения. Судопроизводство прекращается, когда отсутствует право на обращение за судебной защитой, что полностью исключает возможность возобновления дела.
Поводом оставления административного иска без рассмотрения служит не отсутствие права на обращение за судебной защитой, а только несоблюдение условий его реализации, установленных законом. Поэтому административный истец может вновь обратиться в суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств, послуживших причиной оставления его первого административного иска без рассмотрения.
Статья 194 КАС РФ устанавливает основания для прекращения производства по административному делу. Так, суд прекращает производство по административному делу в случае:
1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ;
2) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;
5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.
Суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Кроме этого, суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных КАС РФ случаях.
В качестве примера можно привести положения ч. 2 ст. 214 КАС РФ, которая регламентирует, что суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если:
— оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;
— лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Если производство по административному делу прекращено вследствие неподведомственности дела судам, суд должен указать в определении, в какой орган необходимо обратиться заявителю.
На определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба, которая приносится в общем порядке. Копии определения суда о прекращении производства по административному делу направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку.
Прекращение производства по делу влечет важные процессуальные последствия — повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Оставление административного искового заявления без рассмотрения — это окончание деятельности суда по разбирательству административного дела без вынесения решения, которое не препятствует административному истцу вторично обратиться в суд с тождественными требованиями.
Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения указаны в ст. 196 КАС РФ. Так, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел. Соблюдение досудебного порядка распространяется на:
— споры о взыскании обязательных платежей и санкций, споры о взыскании недоимки по налогам с физических лиц, споры о взыскании страховых взносов, штрафов, пеней;
— споры о взыскании таможенных платежей (пошлин, налогов);
— споры по обжалованию решений (требований, актов) налогового органа;
— споры в сфере стандартизации об отклонении проекта предварительного национального стандарта;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. 125 и 126 КАС РФ, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Кроме этого, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных КАС РФ случаях.
Например, в соответствии с ч. 2 ст. 248 КАС РФ, если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по существу не соответствует требованиям ч. 1 указанной статьи, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании ч. 2 ст.
196 КАС РФ*(59).
Об оставлении административного искового заявления без рассмотрения суд выносит определение, которое может быть обжаловано. Определение об оставлении административного искового заявления без рассмотрения должно содержать указание на:
— обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения;
— способ устранения этих обстоятельств;
— вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
Копии определения суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, присутствующим в судебном заседании, а в ином случае — направляются им не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Статья 196 КАС РФ. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения (действующая редакция)
1. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Комментарий к ст. 196 КАС РФ
В гл. 18 КАС РФ регламентировано оставление административного искового заявления без рассмотрения — второй формы окончания производства по административному делу без принятия судом решения по существу. Первая такая форма — прекращение производства по административному делу — регламентирована гл.
17 данного Кодекса.
Положения п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, устанавливающие соответствующие основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения, закреплены по аналогии с положениями абз. 1 — 5 ст.
222 ГПК РФ, согласно которым (в ред. Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ) суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если:
— истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора (абз. 2);
— заявление подано недееспособным лицом, за исключением заявления этого лица о признании его дееспособным, ходатайства о восстановлении пропущенных процессуальных сроков по делу о признании этого лица недееспособным (абз. 3);
— заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска (абз. 4);
— в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (абз. 5).
Наряду с этим положениями абз. 6 — 8 ст. 222 ГПК РФ в качестве оснований для оставления заявления без рассмотрения определены следующие случаи:
— имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда, и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде (абз. 6);
— стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову (абз. 7);
— истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу (абз. 8).
В положениях п. п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 196 КАС РФ также прослеживаются аналогии с положениями соответственно п. п. 2, 7 и 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, согласно которым арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что:
— истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (п. 2); у исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано (п. 7);
— в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (п. 1).
Наряду с этим положениями п. п. 3 — 6, 8 и 9 ч. 1 ст. 148 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ) в качестве оснований для оставления искового заявления без рассмотрения определены следующие случаи:
— при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве (п. 3);
— заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве (п. 4);
— имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено (п. 5);
— стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено (п. 6);
— заявлено исковое требование о взыскании судебных расходов, которое подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 112 данного Кодекса (п. 8);
— истец повторно не явился в судебное заседание, в т.ч. по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу (п. 9).
В то же время, в отличие как от ГПК РФ, так и от АПК РФ, в п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ определены такие случаи оставления судом административного искового заявления без рассмотрения, как:
— случаи, когда производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 125 и 126 данного Кодекса, к форме и содержанию административного искового заявления, а также к документам, прилагаемым к административному исковому заявлению, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок;
— случаи, когда после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Часть 2 ст. 196 КАС РФ содержит положение, аналогичное тому, которое закреплено в ч. 2 ст. 148 АПК РФ и согласно которому арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения по иным основаниям, предусмотренным данным Кодексом (по иным, нежели перечисленные в ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
Однако речь идет о различных случаях. Указанная ч. 2 введена в ст. 148 АПК РФ Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ, дополнившим данный Кодекс положениями, регламентирующими рассмотрение арбитражным судом дел по корпоративным спорам. Соответствующее основание для оставления заявления без рассмотрения предусмотрено нормой ч. 4 ст.
225.16 гл. 28.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц», введенной указанным Законом.
Примером же случая, о котором идет речь в ч. 2 ст. 196 КАС РФ, причем единственным, являются положения ч. 2 ст. 248 данного Кодекса, которыми предусмотрено следующее: если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления по существу не соответствует ч. 1 данной статьи, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования; в противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании ч. 2 ст.
196 данного Кодекса.
«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ