Внесение исправлений в расчет страховой премии в полис осаго 2024

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом законодательства 2024 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 9 января 2022 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет.

Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст.

9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (абз. 2 п. 3 ст.

8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 1646 руб., максимальный – 7535 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (7535 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,8, для Санкт-Петербурга – 1,64.

Максимальный коэффициент (1,8) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,68) – для городов Крыма, кроме Симферополя, городов Якутии, кроме Нерюнгри и Якутска и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться.

Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,46), что соответствует 13-му классу. Для тех, кто только выпустился из автошколы, базовый тариф равен 3,92. Проще говоря, наш водитель сможет купить полис ОСАГО в 8,5 раз дешевле по сравнению с тем, кто первый год за рулем.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью 1 . Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО.

В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

Важный момент: для сохранения класса КБМ нужно покупать полис каждый год (п. 6 Приложения 4 к Указанию). При этом не имеет значения, оформляется ли ОСАГО на свой автомобиль или на чей-то еще – главное, чтобы данные о водителе попали в АИС РСА.

Если же водитель не приобретал страховку более года, его КБМ обнуляется. При обращении за новым полисом ему будет присвоен класс 3, что соответствует коэффициенту КБМ 1,17.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 2,27.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Рекомендация  Арест счета оформленного для получения социальных пособий 2024

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,91 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 2,32 для физических лиц и 1,97 – для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 1).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п. 3 Приложения № 2 к Указанию)

Мощность двигателя (лошадиных сил)

Коэффициенты ОСАГО 2022 года с расшифровками

Для того, чтобы страховые компании могли больше снижать тарифы для хороших водителей и повышать стоимость полиса для автомобилистов с повышенным уровнем рисков, Банк России расширил границы тарифного коридора по ОСАГО. Указание Банка России зарегистрировано Минюстом за номером №66609 от 28.12.2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года.

Формулы расчета
Базовая ставка (ТБ)
Таблица базовых ставок
Коэффициент безаварийной езды (КБМ)

Коэффициент возраста/стажа (КВС)
Территориальный коэффициент (КТ)
Коэффициент мощности (КМ)
Коэффициент ограничения кол-ва водителей (КО)

Коэффициент сезонности (КС)
Коэффициент длительности страховки для зарубежных граждан (КП)
Расчет ОСАГО с учетом всех коэффициентов

Отмененные коэффициенты
Ответы на вопросы
Подведем итоги

Стоимость обязательного автострахования, как и прежде, определяется на основании сложных формул. Итоговая цена полиса ОСАГО зависит от разных коэффициентов. Знание основных принципов расчета позволит подобрать оптимальный вариант страхования и даже сэкономить при оформлении страховки.

Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть, от чего зависит стоимость ОСАГО и какие именно коэффициенты будут использоваться для расчета с 2022 года.

Формулы расчета

При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.

В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2022 году, рассчитываются по следующей формуле:

Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).

Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО.

И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.

Базовая ставка (ТБ)

Основой для расчета цены страховки становится базовая ставка ОСАГО. Она определяется в зависимости от двух факторов. Первый – категория и тип транспортного средства, второй – статус его владельца (гражданин или организация).

До 2015 года ТБ устанавливалась централизованно, что вело к единой для всех участников рынка стоимости полиса для одинаковых автомобилей. Но затем в правила автострахования были внесены изменения, которые позволили устанавливать базовый тариф в рамках определенного коридора. В результате предложения разных страховых компаний стали достаточно заметно различаться.

Таблица базовых ставок

Базовый коэффициент ОСАГО на 2022 год приводится в таблице. Важно отметить, что автостраховщики обычно не раскрывают, какое именно значение они используются для расчета. Клиентам доводится только итоговая цифра стоимости страховки.

Категория и тип ТС

Величина тарифа, руб. в год

Мопеды, квадроциклы и мотоциклы

  • юридических лиц
  • физических лиц
  • такси
  • с максимальным количеством пассажиров в пределах 16
  • с максимальным количеством пассажиров свыше 16
  • для регулярных маршрутных перевозок
  • массой менее 16 тонн включительно;
  • массой свыше 16 тонн

Специальная техника – тракторы, дорожно-строительные самоходные машины (кроме ТС без колесных движителей)

Практика показывает, что при определении базовой ставки тарифа обязательного страхования автостраховщики учитывают не только категорию ТС, но и регион оформления полиса. Это объясняется как разными финансовыми возможностями владельцев транспортных средств, так и политикой каждой отдельной страховой компании.

Последняя зависит от желания увеличить долю на рынке определенного субъекта РФ и расширить клиентскую базу.

Коэффициент безаварийной езды (КБМ)

Потенциальная вероятность наступления страхового случая в значительной степени зависит от того, насколько аккуратно водитель управляет транспортным средством. Чтобы учесть подобные риски и стимулировать безопасный стиль вождения, введен специальный коэффициент безаварийной езды под названием бонус-малус.

Каждый год управления автомобилем без попадания в ДТП позволяет сократить стоимость страховки ОСАГО на 5%. Важно учесть, что речь идет об аварийных ситуациях с доказанной виной водителя, оформляющего полис, и повлекших собой выплату компенсации.

Значение КБМ определяется на основании таблицы, в соответствии с которой автовладельцу ежегодно присваивается класс вождения. По завершении 12 месяцев он пересматривается с учетом количества произошедших за это время страховых случаев. Изначально коэффициент равняется 1,17.

Минимальное значение показателя составляет 0,46, максимальное установлено на уровне 3,92.

В период с 01.04. 2021 г. по 31.06.2022г. КБМ устанавливается в соответствии со следующей таблицей:

Класс вождения на начало срока действия годовой страховки

Класс вождения на конец срока действия полиса ОСАГО (в зависимости от числа попаданий в ДТП по вине водителя)

Рекомендация  Возмещение затрат на похороны со вклада умершего 2024

Количество страховых случаев за год

Коэффициент КБМ определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования с 01 апреля предыдущего года по 31 марта, следующего за ним года, в соответствии со следующей таблицей:

КБМ на период КБМ

КБМ при отсутствии страховых возмещений на период КБМ

КБМ при одном возмещении на период КБМ

КБМ при 2-х возмещениях на период КБМ

КБМ при 3-х возмещениях на период КБМ

КБМ при более 3-х возмещениях на период КБМ

Соответствие коэффициента в зависимости от количества страховых возмещений, произведенных в предшествующие периоды, определенного на период с 01.04. 2021 г по 31.03.20022 г. по классу КБМ на 31.03. 2022 г.:

Класс КБМ на 31 марта 2022 года

Коэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года

Быстро определить значение собственного коэффициента бонус-малус далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Тем более – для водителей с многолетним стажем. Поэтому для установления КБМ обычно используется сервис официального сайта РСА.

Он представляет собой общефедеральную базу данных, в которой содержится информация по всем автовладельцам страны и эксплуатируемых ими автомобилях.

Чтобы узнать значение коэффициента, достаточно ввести следующие данные:

  • статус собственника (гражданин или организация);
  • особенности оформляемого полиса ОСАГО (количество водителей и т.д.);
  • ФИО водителя, для которого требуется определить КБМ;
  • дату его рождения;
  • реквизиты водительского удостоверения;
  • дата заключения страхового договора.

Если информация о водителе присутствует в базе данных, по указанным им реквизитам направляется значение интересующего коэффициента. В противном случае следует использовать КБМ для третьего класса вождения, равный 1.

Если водитель не согласен с полученными из базы данных РСА сведениями, требуется пройти процедуру восстановления коэффициента. Для этого необходимо обратиться с запросом в службу поддержки, предоставив документы, подтверждающие стаж безаварийной езды.

Коэффициент возраста/стажа (КВС)

Аббревиатура КВС обозначает коэффициент к базовой ставке ОСАГО, учитывающий возраст и стаж вождения автовладельца. Таким образом в расчет вносится поправка на опыт конкретного водителя или нескольких водителей, указанных в договоре обязательного автострахования. Важно обратиться внимание, что для молодых людей, не имеющих стажа, коэффициент становится повышающим. В результате стоимости полиса существенно — практически в два раза – возрастает.

Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице.

Территориальный коэффициент (КТ)

Этот показатель разработан для всех субъектов РФ. Более того, для большинства регионов введены отдельные коэффициенты для столицы и некоторых наиболее крупных населенных пунктов. Они учитывают риск интенсивность движения по дорогам, непосредственно влияющий на уровень аварийности.

Коэффициенты территориальности делятся на два типа. К первому относится автомобильный транспорт и мотоциклы (обозначается в таблице буквой «А»), ко второму – спецтехника (обозначается в таблице буквой «Т» — трактора). Ниже приводятся значения КТ для административных центров и остальных городов всех субъектов РФ.

Данные для некоторых крупных городов в каждом из регионов нужно уточнять отдельно.

Регион РФ/населенный пункт

Остальная Республика Бурятия

Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт

Остальная Республика Марий Эл

Остальная Северной Осетия

Абакан, Саяногорск, Черногорск

Остальной Алтайский край

Остальной Забайкальский край

Остальной Камчатский край

Остальной Краснодарский край

Остальной Красноярский край

Остальной Пермский край

Остальной Приморский край

Кисловодск, Михайловск, Ставрополь

Остальной Ставропольский край

Остальной Хабаровский край

Остальная Амурская область

Остальная Архангельская область

Остальная Астраханская область

Остальная Белгородская область

Остальная Брянская область

Остальная Владимирская область

Остальная Волгоградская область

Остальная Вологодская область

Остальная Воронежская область

Остальная Ивановская область

Остальная Иркутская область

Остальная Калининградская область

Остальная Калужская область

Остальная Кемеровская область

Остальная Кировская область

Остальная Костромская область

Остальная Курганская область

Остальная Курская область

Остальная Липецкая область

Остальная Магаданская область

Остальная Мурманская область

Остальная Нижегородская область

Остальная Новгородская область

Остальная Новосибирская область

Остальная Омская область

Остальная Оренбургская область

Остальная Орловская область

Остальная Пензенская область

Остальная Псковская область

Остальная Ростовская область

Остальная Рязанская область

Остальная Самарская область

Остальная Саратовская область

Остальная Сахалинская область

Остальная Свердловская область

Остальная Смоленская область

Остальная Тамбовская область

Остальная Тверская область

Остальная Томская область

Остальная Тульская область

Остальная Тюменская область

Остальная Ульяновская область

Остальная Челябинская область

Остальная Ярославская область

Остальная Еврейская автономная область

Ненецкий автономный округ

Коэффициент мощности (КМ)

Определяется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, выраженной в количестве лошадиных сил. Значение КМ показано в таблице.

Если показатель мощности выражен в кВт, необходимо использовать следующее соотношение: 1 кВт равняется 1,35962 лошадиных силы. Таким образом, удается получить значение коэффициента посредством простого пересчета.

Коэффициент ограничения кол-ва водителей (КО)

Учитывает формат страховки. Если количество водителей не ограничено, значение КО равняется для физических лиц – 2,32, для юридических лиц 1,97. В противном случае коэффициент устанавливается на уровне 1 и не влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО.

Коэффициент сезонности (КС)

Определяется в зависимости от продолжительности оформляемой страховки. Если срок действия полиса 9 месяцев или дольше, КС равняется 1. В остальных случаях в формулу расчета подставляется следующее значение коэффициента:

  • 0,95 – от 8 до 9 месяцев;
  • 0,9 – от 7 до 8 месяцев;
  • 0,8 – от 6 до 7 месяцев;
  • 0,7 – от 5 до 6 месяцев;
  • 0,65 – от 4 до 5 месяцев;
  • 0,6 – от 3 до 4 месяцев;
  • 0,5 – 3 месяца.

Коэффициент длительности страховки для зарубежных граждан (КП)

Заменяет КС в том случае, если речь идет о транспортных средствах, зарегистрированных на территории иностранного государства. Значение КП аналогично указанному выше коэффициенту сезонности с добавлением временных промежутков:

  • при оформлении страховки продолжительностью от 5 до 15 суток – КП равен 0,2;
  • от 16 дней до месяца – 0,3;
  • от месяца до двух – 0,4;
  • до 3 месяцев – 0,5;
  • до 4 месяцев – 0,6;
  • до 5 месяцев – 0,65;
  • до 6 месяцев – 0,7;
  • до 7 месяцев – 0,8;
  • до 8 месяцев – 0,9;
  • до 9 месяцев – 0,95;
  • 10 месяцев и более – 1,00.

Расчет ОСАГО с учетом всех коэффициентов

Приведенная выше информация позволит рассчитать цену страховки любого формата, например, с неограниченным количеством водителей, в Москве, для легкового автомобиля и т.д. Для этого достаточно узнать базовый тариф и подставить значения всех необходимых коэффициентов.

Но совсем необязательно заниматься расчетами самостоятельно. Проще и быстрее направить запросы непосредственно автостраховщикам, работающим в регионе. Альтернативный вариант – воспользоваться одним из специализированных онлайн-сервисов, предлагающих возможность подобрать оптимальный вариант обязательной страховки ОСАГО.

Отмененные коэффициенты

До сентября 2020 года в расчете цены ОСАГО использовались еще два коэффициента, которые сегодня отменены. Первый – это КПр, который применялся для увеличения стоимости страховки при использовании прицепа. Второй – КН или коэффициент нарушений.

Рекомендация  Виновен ли получатель если ему не доставлено письмо 2024

Он учитывал количество серьезных проступков при вождении транспортного средства в прошлом.

Ответы на вопросы

Что влияет на стоимость ОСАГО?

На итоговую цену полиса влияет множество факторов, начиная с базового тарифа, границы которого определяет государство, и заканчивая стажем безаварийной езды или регионом регистрации транспортного средства.

Имеет ли страховая компания право самостоятельно определять цену обязательной автостраховки?

Автостраховщикам предоставлено право определять размер базового тарифа ОСАГО в пределах коридора, установленного регулятором. Поэтому стоимость страховки в разных компаниях несколько варьируется.

Как рассчитать цену ОСАГО самостоятельно?

Для этого необходимо узнать базовый тариф, после чего перемножить его на шесть коэффициентов. Но совсем необязательно заниматься вычислениями самому. Намного проще отправить запросы в работающие в регионе страховые компании, а затем выбрать оптимальный вариант.

Подведем итоги

Стоимость полиса ОСАГО учитывает несколько факторов. Помимо установленного государством тарифного коридора, к ним относятся: мощность и тип ТС, возраст и стаж вождения, формат страховки, регион регистрации машины и т.д. Самостоятельно рассчитать цену обязательного автострахования достаточно сложно, но знание правил определения позволяет лучше оценить предложения разных страховых компаний.

Инструкция по возврату переплаты за ОСАГО после снижения КБМ

И вот КБМ снижен, что дальше? Во-первых можно и пойти и купить полис дешевле с положенной скидкой. Но можно еще и вернуть переплату за предыдущие годы.

Что нужно знать

Возврат денег возможен только страхователю за последние 3 года. Важно понимать, что полис рассчитывается по максимальному значению КБМ из всех вписанных в договор.

Пример: ОСАГО оформлено на 2-х человек. У первого КБМ — 0.8 , а у второго 0.7. Стоимость будет рассчитана по КБМ 0.8.

Если КБМ у второго водителя снизится до 0.5, а у первого водителя будет все так же 0.8, то по данному полису возместить средства не получится.

Что делать и куда писать для возврата перплаты

С начальными данными разобрались.

Что же нужно сделать для возврата переплаты по ОСАГО после процедуры восстановления коэффициента бонус-малус, он же КБМ.

По действующему полису:

  1. Страхователю нужно обратиться в ближайший офис своего страховщика для оформления заявления на перерасчет.
  2. С собой необходимо взять: Паспорт, Текущий страховой полис (будет произведена замена полиса), Водительское удостоверение (лучше оригиналы) всех вписанных водителей.
  3. Свидетельство о регистрации ТС, Реквизиты своего карточного счета (не № карты, а именно платежные реквизиты).
  4. В офисе компании выдадут бланк заявления на перерасчет. Заполните. Работники заполнят новый полис и рассчитают, размер переплаты.

По полисам закончившим свое действие:

  1. Написать и отправить заказное письмо в ЦБ.
  2. ЦБ направляет запрос страховщику по вашей претензии, требуя проверить информацию и отчитаться о сделанном, и сообщает вам об этом (приходит письмо от ЦБ).
  3. Вы получаете письмо от страховщика, в котором будут ваши полисы (в том числе с истекшим сроком действия) по которым будет рассчитана скидка КБМ по ОСАГО, а так же выполнены перерасчеты по каждому полису – вы сразу увидите сумму, которую обязан вернуть страховщик.
  4. С данным письмом необходимо обратиться в ближайший офис своего страховщика, предъявить данное письмо и оставить реквизиты своего банковского счета для перечисления Вас сверх уплаченных сумм по договорам ОСАГО.

Как заполнить письмо в ЦБ

  1. Внимательно вносим свои данные в графы шаблона, выделенные жирным шрифтом.
  2. Ставим подпись и дату.
  3. Делаем копию своего текущего (действующего) полиса ОСАГО и прикладываем к данному письму. Если страховые компании были разные, пишите несколько писем. Если полиса уже нет, а по текущему полису вы застрахованы уже в другой СК, то узнать серию и номер полисов вы можете в базе РСА по ссылке http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm , вбивая в запрос на нужные даты (2017 год, 2016 год, 2015 год).
  4. Делаем копию своего водительского удостоверения с обеих сторон и прикладываем к данному письму. Всё складываем в конверт (подписанное письмо, копия полиса, копия водительского удостоверения) и отправляем обязательно заказным письмом. Адрес получателя (ЦБ) берем из самой верхней части шаблона (правый верхний угол).

Что делать, если страховая требует оригиналы полисов ОСАГО

Требование о предоставлении оригиналов полисов ОСАГО, окончивших своё действие, являются незаконными. Даже несмотря на то, что эта глупость указана в письме, которое вы получите от страховой компании, с пересчитанными суммами.

Более того, вы, как страхователь, не обязаны хранить полисы договора страхования ОСАГО с истекшим сроком действия. Но мой совет, лучше все-таки хранить.

Таким образом, когда Вы придете в страховую компанию с письмом, где будут уже пересчитаны ваши текущие и прошлые скидки (вы получите это письмо ответом после вашего обращения в ЦБ) для написания заявления о возврате, и если страховая компания не принимает у вас заявление о возврате переплаты, пытаясь отказать вам под предлогом отсутствия оригиналов этих полисов, спорить с ними не нужно.

Необходимо:

  1. Написать заявление в свободной форме примерно такого содержания:

Прошу произвести выплату положенных мне денежных средств, согласно письму (приложить копию письмо от страховщика с пересчитанным КБМ), перечислив их на мой банковский счет по приложенным реквизитам. ФИО, дата, подпись.

  1. Указать реквизиты для перечисления (взять распечатку в банке или выписать данные по карточному счету).
  1. Подписанное заявление, копию письма от страховщика с пересчитанным КБМ, банковские реквизиты отправить заказным письмом на почтовый адрес ближайшего офиса представительства страховой компании.
  2. Сохранить квитанцию, которую получите при отправке заказного письма. В ней будет указан трек-код по которому на сайте Почты России https://www.pochta.ru/ вы сможете точно узнать дату, когда ваше письмо будет вручено. После этого Страховщик будет обязан перечислить вам деньги в течении 14 дней.

Еще полезно по возврату переплаты: