Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27, ст.
2706; 2004, № 17, ст. 1585; 2007, № 24, ст. 2830, 2833; № 50, ст. 6236; 2008, № 49, ст.
5724; 2009, № 26, ст. 3139; № 45, ст. 5263; 2010, № 27, ст. 3427; 2011, № 1, ст.
16, 45; 2012, № 24, ст. 3070; 2013, № 9, ст. 875; № 17, ст.
2031; № 27, ст. 3477; № 44, ст. 5641; № 48, ст. 6165; 2014, № 16, ст.
1833; 2015, № 27, ст. 3981; № 51, ст. 7251; 2016, № 1, ст. 60; № 27, ст.
4256; № 28, ст. 4559; 2018, № 9, ст. 1284; 2019, № 14, ст. 1459; № 52, ст.
7817; 2024, № 25, ст. 4406) следующие изменения:
1) пункт 11 статьи 5 дополнить словами «, а в условиях военного положения — на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления»;
2) часть первую статьи 10 дополнить словами «, а в условиях военного положения — на срок более 30 суток, если лицо подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления»;
а) часть вторую изложить в следующей редакции: «2. Если в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса, подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, а в условиях военного положения подозреваемый в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления подлежит освобождению по истечении 30 суток с момента задержания.»;
б) часть третью после слов «с момента задержания,» дополнить словами «а в условиях военного положения, если такое постановление не поступит в течение 30 суток в отношении подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления,»;
а) в части первой слова «под стражу» заменить словами «под стражу,»;
б) в части второй после слов «Российской Федерации,» дополнить словами «а в условиях военного положения обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления», слова «под стражу» заменить словами «под стражу,»;
а) часть вторую после слов «вынесения постановления» дополнить словами «о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа или»;
б) часть шестую 2 после слов «в связи» дополнить словами «с отказом в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в порядке, установленном пунктом 2 части пятой статьи 446 2 настоящего Кодекса, либо»;
в) дополнить частью шестой 3 следующего содержания:
«63. В случаях, предусмотренных частями шестой 1 , шестой 2 настоящей статьи, либо в случаях отмены руководителем следственного органа постановлений следователя о прекращении уголовного дела, приостановлении предварительного следствия или возвращения руководителем следственного органа уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования, либо в случае поступления в следственный орган уголовного дела от прокурора в связи с принятием им решений, предусмотренных частью первой 1 статьи 211, частью первой статьи 214, пунктом 2 части первой либо пунктом 1 части четвертой статьи 221, пунктом 4 части первой статьи 226, пунктом 2 части пятой статьи 439 настоящего Кодекса, руководитель следственного органа незамедлительно поручает производство предварительного следствия следователю, а следователь незамедлительно принимает его к своему производству.»;
6) в абзаце первом части первой статьи 226 слова «в течение 2 суток» заменить словами «в течение 5 суток».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Правительство одобрило поправки об электронном документообороте в уголовных делах
Обвинительное заключение, обвинительное постановление, обвинительный акт и иные процессуальные документы также будут передавать участникам процесса в форме электронного документа / Андрей Гордеев / Ведомости
Правительство поддержало законопроект, который позволит фигурантам уголовных дел и следователям обмениваться процессуальными документами в электронном виде. «Ведомости» ознакомились с отзывом кабинета министров на инициативу и с замечаниями к ней.
Законопроект был внесен в марте группой сенаторов и депутатов Госдумы. Парламентарии предложили дополнить Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) положениями, устанавливающими, что «ходатайство, заявление, жалоба, представление, требование, не содержащие охраняемую федеральным законом тайну, при наличии технической возможности могут быть поданы прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
Обвинительное заключение, обвинительное постановление, обвинительный акт и иные процессуальные документы также будут передавать участникам процесса в форме электронного документа. Документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью. Отправить документ по задумке авторов поправок можно будет с помощью в том числе портала «Госуслуги».
Направление копий процессуальных документов на бумажных носителях допускает их несвоевременное получение адресатом либо вероятность утраты в ходе рассылки, отмечают авторы.
В правительстве, согласно тексту отзыва, отметили, что в проекте необходимо указать, что вид вручаемого документа (бумажный или электронный) определяется по согласию или по ходатайству соответствующего участника судопроизводства, в том числе обвиняемого. «В ином случае положение не будет эффективным и создаст риск нарушения прав участников судопроизводства, в частности в связи с недоступностью технических средств работы с электронными документами», – поясняется в отзыве.
Кабмин также предложил оговорить, что порядок подачи документов в электронном виде является альтернативным. При этом, говорится в отзыве, такой порядок не может регулироваться ст. 474.1 УПК, которая касается подачи документов в суды и не учитывает специфику работы органов предварительного расследования и прокуратуры.
Правительство считает, что из общего правила о возможности подачи документов в электронном виде следует сделать исключение для заявлений о преступлении в связи с невозможностью обеспечить соблюдение требования о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Кроме того, указывается, что в целях исключения потребности в дополнительных бюджетных средствах на реализацию законопроекта в его тексте следует указать, что предусмотренные им положения применяются только при наличии технической возможности у органов предварительного расследования и прокуратуры.
Это вполне реализуемая инициатива, которая, по идее, может повлечь только существенное упрощение и экономию при уголовном судопроизводстве, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Если в окончательном виде будет закреплено право участников уголовного судопроизводства выбирать порядок получения процессуальных документов, то это ничем не будет отличаться от sms-уведомления о дате судебного заседания или сведений, размещенных на сайтах арбитражных судов», – добавил он.
Цифровизация уже затронула судебную стадию уголовного процесса, но авторы законопроекта предложили распространить этот тренд на досудебную стадию, внедрить электронный документооборот в целом, отметила управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Кучерена. По мнению юриста, интерес в этом проекте представляет, сможет ли эта инициатива стать доступной для всех.
Что нужно знать о новой системе цифрового учета военнообязанных
Госдума приняла 11 апреля поправки, которые предполагают цифровизацию системы воинского учета. В третьем чтении за них проголосовали 394 депутата, один из 450 воздержался. Уже 12 апреля закон рассмотрит Совет Федерации, после чего он поступит на подпись президенту.
Что говорили депутаты
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов напомнил, что 6 апреля законопроект был возвращен во второе чтение. Изначально он предполагал вручение повесток заказным письмом.
Картаполов сказал, что при частичной мобилизации в 2022 г. были выявлены недочеты. Поэтому стало понятно, что нужна единая база воинского учета, «и эту задачу мы решаем», сказал депутат. По его словам, законопроект решает еще две задачи – «минимизацию личного общения» людей и сотрудников военкоматов, поскольку его можно организовать в электронной форме.
Также, подчеркнул Картаполов, к тем, кто соблюдает закон о воинском учете, и тем, кто уклоняется от воинской службы, должен быть разный подход: «Те, кто уклоняется, должны нести ответственность». По его словам, всего к законопроекту поступили 24 поправки, «над которыми работали все пять фракций Госдумы».
Депутат Госдумы Нина Останина (КПРФ) написала в своем Telegram-канале, что в начале пленарного заседания при обсуждении повестки, которое проходит в закрытом от журналистов режиме, предложила снять с рассмотрения законопроект. С такими же предложениями выступили депутаты Алексей Куринный (КПРФ) и независимый депутат Оксана Дмитриева, сказала она.
Уже во время пленарки Останина заявила, что принимать закон после «того, как прослушали лишь интервью» Картаполова о законопроекте, депутатам Госдумы еще не доводилось (на самом деле случаи, когда поправки появлялись непосредственно в день заседания бывали и прежде. – «Ведомости»). По ее мнению, то, что депутатам не дали времени ознакомиться с поправками, это неуважение – в законопроекте были поправки на 80 страниц. Если о законе будут спрашивать ее избиратели, то она не хочет отвечать им невнятно, сказала Останина.
В этом же ключе выступили депутаты от КПРФ Николай Коломейцев, Артем Прокофьев и Куринный. Они заявили, что у них не было возможности ознакомиться с поправками, поскольку они были выложены в электронной базе Госдумы в 13 часов 29 минут. Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил Куринному написать заявление об отправлении добровольцем в зону спецоперации после того, как тот предложил голосование по каждой из 24 поправок.
В Кремле поддержали думское большинство. «Об этом мы говорили, после того как мы столкнулись с проблемами на начальном этапе специальной военной операции. Поэтому нам нужно это усовершенствовать, нам нужна цифровизация этой системы с тем, чтобы она стала действительно понятной, быстрой, информативной и легкой для всех граждан», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Он не считает, что поправки должны вызвать новую волну эмиграции, поскольку «это не связано с мобилизацией». «Это связано с воинским учетом. И это нужно понимать, и это нужно объяснять. Воинский учет – это то, с чем граждане нашей страны по Конституции сталкиваются постоянно хотя бы один раз на протяжении своей жизни.
И, соответственно, эта система должна идти в ногу с требованиями времени», – считает Песков.
За что голосовали депутаты
«Ведомости» изучили текст принятого закона. Основная группа поправок вносится в закон о воинской обязанности и военной службе. Корреспондирующие поправки вносятся и в другие законы.
Поправки в закон о воинской обязанности и военной службе
Что ждет граждан:
- Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до этого в законе формулировка была «граждане, не пребывающие в запасе»), получают повестки в письменной форме, но они дублируются и в электронном виде. Повестки могут направляться заказными письмами и считаются врученными в день доставки заказных писем гражданам. Электронная повестка считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на «Госуслугах».
- Гражданам, которые подлежат призыву и получившим повестки, со дня, когда повестка считается врученной, в качестве временной меры запрещается выезд из России. Сведения об этом вносятся в Реестр воинского учета, а извещение направляется гражданину в личный кабинет на «Госуслугах», в управление ФСБ, МВД.
- Неявка гражданина без уважительной причины по врученной повестке в течение 20 дней влечет применение других временных мер: запрет на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, запрет на регистрацию самозанятым, приостановка сделок с недвижимостью, ограничение на управление транспортными средствами и запрет на регистрацию транспортного средства, отказ на выдачу кредитов и займов. Решение о принятии таких мер подписывается электронной подписью военного комиссара и направляется в личный кабинет гражданина на «Госуслугах» и в государственные органы. Решение об отмене этих мер принимается в течение суток после явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки.
- Органы госвласти субъектов могут установить дополнительные временные запреты, в частности, ограничить выплаты, льготы, меры поддержки. Решение о применении временных мер может быть обжаловано.
- Обжаловать решения, которые принимаются по закону о воинском учете, можно в досудебном порядке в призывной комиссии, в том числе в электронном виде. «Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц военного комиссариата, призывной комиссии, комиссии по постановке граждан на воинский учет либо членов их семей», – подчеркивается в законе.
- Гражданину могут отказать в рассмотрении жалобы, например, если она содержит оскорбления или отправлена повторно.
Что ждет госорганы:
- Постановка на воинский учет и снятие с него осуществляется с помощью внесения сведений в Реестр воинского учета, причем это может делаться без явки граждан в военкоматы. Если у военкоматов есть основания для зачисления в запас граждан, то это также делается без личной явки. Однако граждан должны информировать об этом через «Госуслуги».
- Реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, который будет определен правительством. Для его ведения используется информация из государственных информационных систем и от органов госвласти. Там будут указываться сведения о направлении повесток и получении их гражданами, о явке или неявке в военкоматы, о применении временных ограничительных мер в отношении граждан, их обжаловании, об уголовной, административной ответственности в отношении граждан. Оператором реестра является Минобороны. Создает реестр Минцифры. Правительство же обеспечивает сроки создания реестра.
- Кроме Реестра воинского учета создается общедоступный Реестр направленных повесток. Информация из этого реестра гражданам будет предоставляться после авторизации в личном кабинете на сайте реестра, после появления информации на «Госуслугах» или после обращения в МФЦ.
- Руководители и ответственные за военно-учетную работу должностные лица должны оповещать граждан о повестках, в том числе в электронной форме. В течение пяти дней (вместо прежних двух недель) после изменения сведений должностные лица обязаны направлять информацию о гражданах, которые должны состоять на воинском учете. В течение трех дней (вместо двух недель) должностные лица обязаны направлять в военные комиссариаты сведения о гражданах, которые не состоят на воинском учете. Военные комиссариаты направляют повестки в организации как в обычной, так и в электронной форме.
- МВД должно предоставлять сведения об уголовном преследовании или о прекращении уголовного преследования граждан. Органы дознания и органы предварительного следствия должны информировать о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, стоящих на воинском учете, и тех, кто должен на нем состоять. Федеральные суды должны информировать комиссариаты о вступивших в силу приговорах.
- ФНС предоставляет в Реестр воинского учета в электронной форме сведения, необходимые для ведения воинского учета. Фонд пенсионного и социального страхования должен предоставлять сведения о признании инвалидами граждан, стоящих на воинском учете. Органы госвласти субъектов и медицинские организации должны предоставлять сведения о состоянии здоровья граждан. ЦИК должен предоставлять сведения о депутатах Госдумы, заксобраний и муниципальных депутатах и сроках их полномочий, а также о тех, кто зарегистрирован кандидатами на выборах. Образовательные организации должны предоставлять сведения о студентах и аспирантах, которые обучаются по очной форме. Минпросвещения должно предоставлять сведения о школьниках.
- Губернаторы должны оказывать содействие в привлечении и отборе кандидатов для поступления на военную службу по контракту, обеспечении их вещевым и другим имуществом.
Поправки в закон о безопасности дорожного движения
Если в Реестре воинского учета есть сведения о принятии мер, направленных на обеспечение явки по повестке, то в отношении физлица ограничивается право на управление транспортным средством.
Поправки в закон о порядке въезда и выезда из России
Со дня, когда повестка считается врученной, запрещается выезд из России. Ограничение действует до исполнения обязанности явиться в военкомат.
Поправки в закон о государственной регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей
Отказ в регистрации, если есть временные меры, связанные с необходимостью явиться в военкомат.
Поправки в закон о потребительском кредите
Отказ в выдаче кредита, если есть временные меры, связанные с необходимостью явиться в военкомат.
Поправки в закон о государственной регистрации недвижимости
Приостановка кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость происходит, если есть временные меры по явке в военкомат.
Поправки в закон о госрегистрации транспортных средств
Отказ в регистрации транспортных средств в случае временных мер по явке в военкомат.
Закон вступит в силу со дня его опубликования. До начала работы Реестра воинского учета все мероприятия, которые появляются из-за поправок (постановка на воинский учет без личной явки, повестки в электронной форме, временные меры по обеспечению явки и др.) осуществляются без использования такого реестра.