Утилизация транспортного средства в 2024 году 2024

В России очень много старых машин. По данным ИА «Автостат», в прошлом году средний возраст автомобилей в России составлял 14 лет. При этом если в Москве или Санкт-Петербурге возраст автопарка находится на европейском уровне (около 10-11 лет), то, например, в Калининградской области он составляет почти 20 лет, а на Камчатке и вовсе приближается к отметке 25 лет. При этом важно отметить — речь идет именно о среднем возрасте автопарка, то есть по российским дорогам ездит огромное количество автомобилей, которым уже исполнилось 30 и даже 40 лет.

Разумеется, говорить в их случае о каких-то нормах безопасности или чистоте выхлопа бессмысленно: такие машины были построены совершенно в другу ю эпоху.

Большие скидки

Еще недавно в России по примеру некоторых западных стран действовала государственная программа утилизации: сдав старую машину можно было получить скидку при покупке новой. Запущенная в качестве эксперимента в марте 2010 года программа оказалась на удивление популярной — выяснилось, что большое число владельцев автохлама хотели бы избавиться от своей техники, да еще и получить скидку при покупке новой машины (тогда речь шла о 50 тыс. руб.). Только за первые три месяца действия программы в 2010 году было принято на утилизацию 200 тыс. автомобилей, а в дальнейшем программа неоднократно продлевалась. Правда, в начале 2024 года никаких скидок при сдаче машины на утилизацию уже не было — из государственных мер поддержки автобизнеса действовала только программа льготного автокредитования. Однако она доступна далеко не всем, к тому же получить субсидии от государства во многих случаях можно только при покупке электромобилей.

А что делать покупателям, которые хотят сдать на утилизацию старое авто и купить не «электричку», а машину с традиционным и более практичным в России двигателем внутреннего сгорания? По счастью на помощь пришли сами автопроизводители. Например, Lada в середине марта 2024 года объявила о запуске собственной программы утилизации.

И весьма интересной: при сдаче дилеру старой машины можно получить выгоду 80 тыс. руб. на новую Lada Granta 2022 года выпуска. А если речь идет о Granta 2024 года, то выгода будет 70 тыс. руб.

Какие условия

  • автомобиль, который сдается на утилизацию, должен быть старше 8 лет;
  • машина находится в собственности более 1 года.

Чтобы получить выгоду на Lada Granta обладателю старой машины не нужно ехать на пункты утилизации. Достаточно будет привести автомобиль к дилеру Lada — всеми вопросами, связанными с утилизацией по доверенности (либо можно самому сдать на утилизацию), будет заниматься уже он.

Купить за 10 тыс. руб. и получить выгоду в 80 тыс. руб.

У кого-то может возникнуть желание купить на вторичном рынке старую машину за 10-15 тыс. руб., тут же сдать ее дилеру Lada на утилизацию и получить выгоду в 70-80 тыс. руб. Но обмануть «систему» в данном случае не получится. Напомним, что одним из условий получения выгоды в 70-80 тыс. руб. для приобретения Lada Granta является то, что машина находится в собственности более одного календарного года.

Какие автомобили можно сдать на утилизацию

Никаких ограничений по маркам или моделям у программы утилизации от Lada нет. Сдавать можно как отечественную машину, так и иномарку (главное, чтобы она была старше 8 лет и имела все основные элементы).

Сдать несколько старых автомобилей

«Накапливать» скидки нельзя. Однако если вы планируете приобрести сразу два новых автомобиля и сдадите две машины на утилизацию, то сможете получить выгоду на каждую Lada Granta.

Документы на старую машину утеряны

Чтобы машину можно было утилизировать, необходимо иметь полный комплект основных документов на автомобиль: СТС и ПТС. Поэтому если они утеряны, то для необходимо будет их восстановить. Также при сдаче машины для утилизации и покупке новой Lada Granta потребуется паспорт гражданина РФ.

Скидки без утилизации

Автомобиль можно не сдавать на утилизацию, но все-равно получить скидку при приобретении Lada. Например, можно сдать машину в трейд-ин: в этом случае дилер Lada предложит за авто с пробегом рыночную цену, а на Lada Granta будет действовать выгода в размере 50 тыс. руб. (для машин 2022 года выпуска) или 40 тыс. руб. для моделей 2024 года выпуска.

Еще один выгодный вариант — это приобретение Lada Granta в кредит по программе Lada Finance. Она также позволяет получить выгоду в 40 тыс. руб. при покупке автомобиля.

Реклама. Акционерное общество «АВТОВАЗ»

ЕРИР токен 4CQwVszH9pSXrLbwYhW

Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения

В правительстве в ближайшее время должны определиться с возможным повышением утилизационного сбора. Об этом в недавнем интервью ТАСС заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров. Разбираемся, на что он влияет и придется ли платить за автомобили дороже.

  • Что такое
  • Кто платит
  • Когда можно не платить
  • Как рассчитать
  • Влияние на цену автомобиля
  • Как оплатить
  • На спецтехнику и прицепы

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.

Кто платит утилизационный сбор

Заплатить утилизационный сбор необходимо:

  • производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
  • импортеру — за машину, которую ввезли в нашу страну;
  • покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.

Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.

Когда утилизационный сбор можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • импорт машин в РФ и помещение под таможенные процедуры временного ввоза либо допуска;
  • ввоз автомобиля через таможню в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами или физлицами, участвующими в госпрограмме добровольного переселения;
  • нахождение транспортных средств в собственности консульств, дипломатических представительств, международных организаций с привилегиями и иммунитетом (включая сотрудников организаций и членов их семей);
  • истечение 30 лет с момента производства ТС;
  • возраст автомобиля составляет менее трех лет.

Фото: Shutterstock

Утилизационный сбор в 2024 году: какой, как рассчитывается

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора в 2024 году, нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Оба показателя зависят от типа транспортного средства, его возраста и других нюансов.

Формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент

Базовые ставки утилизационного сбора в 2024 году:

  • 20 000 руб. — для категории М1 (легковые автомобили);
  • 150 000 руб. — для всех остальных категорий ТС;
  • 172 500 руб. — для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.

Коэффициент зависит от параметров транспортного средства:

  • возраста: новое или старше трех лет,
  • категории,
  • технически допустимой массы,
  • объема двигателя.

Например, за машину с мотором объемом не более 1 л нужно будет заплатить 48 200 руб., с мотором объемом от 1 до 2 л — 178 400 руб., с мотором объемом от 2 до 3 л — 281 600 руб., с мотором от 3 до 3,5 л — 259 600 руб., с мотором объемом свыше 3,5 л — 445 000 руб.

Рекомендация  Размещение хостелов в жилых домах 2024

Для обычных автовладельцев, которые ввозят ТС из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Коэффициент, в зависимости от возраста машины, будет меняться от 0,17 до 0,26. Так, для нового автомобиля утилизационный сбор составит 3400 руб., для автомобиля старше трех лет — 5200 руб.

Фото: Shutterstock

А вот за утилизацию грузовиков автомобилистам придется заплатить значительно больше. В 2024 году сбор для этой категории транспорта вырос на 35–40%. В рублях увеличение составило от 331 500 до 814 500.

Между тем сейчас идут обсуждения о возможном повышении утилизационного сбора и на легковые автомобили уже в 2024 году.

О необходимости увеличить утилизационный сбор на легковые автомобили уже много месяцев говорит президент АвтоВАЗа Максим Соколов. В частности, он подробно останавливался на этом вопросе еще на пресс-конференции в январе 2024 года, когда подводил итоги прошлого года.

По мнению Соколова, государство должно поддерживать тех автопроизводителей, кто смог добиться высокого уровня локализации своих машин. И, напротив, усложнять условия работы тем, кто осуществляет лишь крупноузловую сборку и не стремится усложнять свое производство.

На АвтоВАЗе Autonews.ru подтвердили, что позиция компании об увеличении утильсбора остается прежней, но не смогли сказать, есть ли какие-то подвижки в решении этого вопроса. При этом в компании подтвердили, что их собственное производство в Санкт-Петербурге (это бывший завод Nissan) выгоды от повышения утильсбора в первое время не получит и будет работать «на общих условиях».

Опрошенные Autonews.ru аналитики расходятся в оценках того, насколько может вырасти утильсбор: часть из них утверждает, что речь может идти об индексации на 60% к нынешнему уровню, остальные уверены, что стоит ждать подъема утильсбора на 70%. В ответственном за эту тему Минпромторге пока молчат.

Как отметили в аналитическом отделе Дром.ру, для АвтоВАЗа повышение утилизационного сбора — прежде всего инструмент борьбы с китайскими импортерами, такими как Chery, Omoda, Haval.

Фото: Haval

«В частности, эффективность производства Haval в России резко упадет после подъема утильсбора. Кроме импортеров, повышение утилизационного сбора ударит по российским производителям — липецкому «Моторинвесту» и «Москвичу». Эти заводы не имеют подтвержденных локализационных баллов, поэтому не могут рассчитывать на компенсацию утильсбора государством.

Подъем платежа может подорвать работу обоих и резко ухудшить показатели бизнеса», — сообщили в пресс-службе Дром.ру.

Там напомнили, что против резкого подъема утильсбора выступил Казахстан. С ним у России существует договоренность о взаимной компенсации утилизационного сбора в достаточно большом объеме — до 50 тыс. машин в год. Естественно, Казахстану, промышленность которого ориентирована на поставку машин в Россию, невыгодно повышение ставки.

Система утилизационного сбора и его компенсации для локальных автопроизводителей формировалась в условиях, предшествующих событиям 2022 года, подчеркивают опрошенные Autonews.ru эксперты. По словам независимого аналитика автомобильного сектора Владимира Беспалова, сейчас автобизнес живет в новой реальности, где от прежней политики в области автопрома остались брошенные иностранными автоконцернами заводы.

«Повышение утилизационного сбора — полезная мера не только для АвтоВАЗа, но и для калининградского «Автотора», УАЗа и других предприятий. Но вводить ее нужно постепенно. Цель понятна, и это создание собственной высоколокализованной автомобильной промышленности.

Но это должны быть комплексные меры», — сказал Беспалов.

Как утилизационный сбор влияет на цену автомобиля

Производители платят утилизационный сбор в полном размере. Например, для всех моделей автомобилей Lada и для кроссоверов «Москвич 3» взнос составляет 178,4 тыс. руб. И эта сумма возвращается производителю в виде субсидий в зависимости от степени локализации производства, которая подсчитывается и выражается в соответствующих баллах.

У Lada Niva Legend или УАЗ «Патриот» таких баллов существенно больше, чем, например, у «Москвича 3». Таким образом, невозмещенный утилизационный сбор оказывается включен в цену машины вне зависимости от того, импортирована он в страну или собрана на месте с низкой степенью локализации. Окончательное решение о том, включать утильсбор в цену автомобиля или нет, решают сами автопроизводители.

Как оплатить утилизационный сбор

Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение — до оформления ПТС или электронного паспорта.

Импортеры платят утилизационный сбор на таможне. Российские производители транспортных средств и покупатели на территории России — в свои ИФНС. Перечень реквизитов для уплаты размещен на сайте таможни.

В РФ производители и покупатели ТС могут оплатить утильсбор в любом банке по реквизитам налоговой инспекции.

Фото: Autonews.ru

В 2024 году налоги и взносы перечисляют на новый КБК (код бюджетной классификации) единого налогового платежа. В налоговой отчетности и уведомлении об исчисленных налогах и взносах для зачета единого налогового платежа указывают отдельные КБК.

1. Рассчитайте сумму сбора и оплатите ее по реквизитам ИФНС.

2. В течение трех рабочих дней сдайте подтверждающие оплату документы в налоговую инспекцию:

— расчет по форме, утвержденной постановлением № 1291 (колесный автотранспорт) или 81 (самоходные машины);
— копию платежного документа;
— документы на транспортное средство.

3. Дождитесь, когда налоговые инспекторы поставят в паспорте транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Отметку об уплате утилизационного сбора ставят в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» или вносят в электронный паспорт. Штрафных санкций за неуплату сбора нет. Но без отметки об уплате сбора в паспорте транспортного средства или электронном паспорте со статусом «действующий» транспортное средство не зарегистрируют.

Утилизационный сбор на спецтехнику и прицепы

Утилизационный сбор на спецтехнику и прицепы выше, чем на легковые автомобили. Это связано с более сложным и дорогостоящим процессом утилизации.

С 1 января 2024 года правительство утвердило повышение ставок утильсбора на иностранную спецтехнику, грузовики и прицепы. Индексация затронула полуприцепы, некоторые виды грузовиков и самосвалов, грейдеры, катки, погрузчики и гусеничные тракторы. К примеру, до 1 января 2024 года размер утильсбора на новые полуприцепы составлял 96 тыс. руб., а сейчас придется заплатить 600 тыс. руб.

С 1 августа эти машины подорожают на 20% из-за утильсбора. Список

С 1 августа 2024 года вступили в силу новые правила уплаты утилизационного сбора на автомобили, вводимые в эксплуатацию в России. Согласно им, резко выросли ставки для разных категорий машин. Autonews.ru выбрал 10 моделей, цены на которые могут измениться сильнее всего.

Lada и китайский автопром в безопасности

Одним из поддержавших повышение утилизационного сбора для легковых автомобилей выступал отечественный АвтоВАЗ. В компании не скрывали, что просят поднять ставки этого сбора, и сразу поддержали соответствующее решение Минпромторга. Также в поддержку этого решения выступили другие отечественные автопроизводители. При этом ставки выросли неравномерно, и как раз на сегменте легковых машин, продаваемых в России официально, повышение отразилось не так сильно.

Согласно расчетам, автомобили российского производства фактически не подорожают, так как власти компенсируют автопроизводителям уплату утилизационного сбора в обмен на локализацию производства.

Рекомендация  Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения обработки или передачи компьютерной

Новые иномарки, ввозимые официальным путем, также заметно не подорожают, так как сейчас это преимущественно китайские машины, которые почти поголовно оснащаются моторами объемом от 1,0 до 2,0 литра. Для них, при ввозе юридическим лицом, иными словами дистрибьютором, утилизационный сбор вырос со 178 400 до 306 000 руб., то есть на 127 600 рублей. Моторы большей кубатуры среди китайских машин ставятся на редкие исключения вроде внедорожника Tank 500, и дилеры уже стали поднимать на них цены, говорит директор китайского дивизиона Chinacarclub Александр Сероштанов.

«Цены на малолитражные модели вряд ли сильно повысятся: куда большее давление на продавцов оказывает изменение курсов валют. А в Поднебесной абсолютное большинство машин с компактными двигателями объемом до 2,0 л», — отмечает эксперт. Наконец, не скажется повышение утильсбора и на спросе на машины европейских, китайских и японских премиум-брендов, считают участники рынка. Так, основатель компании Rucars Роман Рассудков отмечает, что возить малолитражки или дешевые электромобили по параллельному импорту из Китая или еще откуда-нибудь и раньше не было выгодным бизнесом, так как расходы поставщиков увеличивали цену до непривлекательных значений.

А покупатели дорогих машин вполне готовы доплатить лишние несколько сотен тысяч за модель, которая стоит от 8 млн руб. и больше. С этим согласен и Сероштанов. «На премиум-сегменте нововведение не скажется вовсе: покупатели Mercedes-Benz, Land Rover или Lexus закон о повышении утильсбора даже не заметят», — говорит эксперт.

Пострадает параллельный импорт

Более всего новые ставки утильсбора затрагивают автомобили с объемом двигателя от 2 до 3,5 л, ввозимые частными лицами для перепродажи в России. Выше подняли ставку только у моделей с объемом моторов более 3,5 л, но это уже машины премиум сегмента, которые изначально стоят дорого, и для которых повышение утильсбора в процентном отношении не сильно скажется на цене.

Фото: Autonews.ru

  • Объем двигателя ввозимого автомобиля не превышает 3 литров.
  • Физическое лицо ввозит и оформляет не более одного автомобиля в год.
  • Физическое лицо не продает машину ранее чем через 12 месяцев.

Во всех остальных случаях ставка утилизационного сбора платится на уровне юридического лица. Подсчитать ставку самостоятельно можно исходя из таблицы:

Ставка утилизационного сбора на новые машины с 1 августа 2024 года, руб.

Autonews.ru изучил рынок и выбрал Топ-10 моделей с наибольшим подорожанием.

Как хорошо видно из таблицы, более всего подорожают автомобили с объемом двигателя от 2 до 4 литров. Важно отметить, что в разных странах существуют разные налоговые и другие государственные правила, которые привязаны к объемам мотора.

В результате, автопроизводители по всему миру выпускают машины с моторами объемом чуть ниже округленного, указанного в рекламе. Так, под видом двигателя объемом 2,0 литра обычно предлагается мотор на 1999 кубических сантиметров и менее, под 3,0 литра подразумевается мотор 2,990 литра и так далее.

Иными словами, ставка утилизационного сбора на категорию «от 2 литров» не распространяется на, скажем, Exeed RX мощностью 249 л.с. и объемом 1998 куб. см., который уже стоит от 5,4 млн руб.

А вот кого повышение утильсбора затронет всерьез:

Фото: Hyundai

Hyundai Sonata.Сейчас за ввезенную по параллельному импорту машину с мотором 2,5 литра просят минимум 2,9 млн руб. Ставка утильсбора для корейского седана с 1 августа выросла на 585 200 рублей для юрлиц или на 841 400 руб. для физлиц, ввозящих машину с целью перепродажи.

Это почти четверть от стоимости седана, который официально в Россию уже не поставляется.

За 3,2 млн руб. у дилеров еще можно найти Toyota Camy, ввезенные с китайского рынка еще в 2022 году. Это минимальная цена, в других городах и автосалонах за седан просят более 4 млн. Если везти его и оформлять по новым правилам теперь, то только за утильсбор юрлицам придется доплатить те же 582,8 тыс. руб, а физикам 841,4 тыс руб.

Аналогичную доплату стоит ожидать и для других моделей. Это:

  • Mazda 6, которую еще можно найти у дилеров за 3,26 млн руб.
  • Mitsubishi L200с дизелем объемом 2,4 литра за 2,9 млн руб.
  • Kia Sportageс бензиновым мотором 2,5 за 3,47 млн руб.
  • Фургон Hyundai Stariaза 4,1 млн руб.
  • Mitsubishi Outlanderза 3,32 млн руб.
  • Mazda CX-5за 3,6 млн руб.
  • Toyota RAV4за 4,4 млн.

Еще больше придется доплатить за машины с моторами объемом более 3,5 литра. На российском рынке не так много подобных автомобилей стоимостью ниже 10 млн руб. Но они есть.

Главный пример — Mitsubishi Pajeroс бензиновым V6 объемом 3,8 литра. Автомобиль уже снят с производства, но серия машин без пробега, то есть новых, была найдена в Объединенных Арабских Эмиратах. Такие внедорожники сейчас предлагаются в России по цене от 3,9 млн руб.

Повышение утильсбора при ввозе машин из следующих партий прибавит к их себестоимости 1,23 млн руб, если оформлять через физические лица.

Фото: Mitsubishi

Аналогичным образом подорожают:

  • Toyota Fortuner, за который просят от 5,9 млн руб.
  • Toyota Land Cruiser Pradoс бензиновым V6 объемом 4,0 за 7 млн.

Новые правила утилизационного сбора не предусматривают увеличение выплат государству за такие автомобили более чем на 1,231 млн руб. Это означает, что премиальные европейские иномарки, которые сейчас везут под заказ по цене 15 млн руб и выше, в процентном отношении подорожают не так существенно. А вот купить Toyota Camry за более чем 4 млн руб. против 3,2 млн многие могут отказаться.

Считаем и плачем. Пять вопросов о новом утилизационном сборе на авто

На российский авторынок идет очередная волна повышения цен. На этот раз прайсы автосалонов и перекупщиков поднимут новые ставки утилизационного сбора. Сильнее всего они ударят по машинам из параллельного импорта.

Разбираемся, сколько теперь придется доплачивать, и как не попасть на деньги.

С 1 августа в России начали действовать новые ставки утилизационного сбора, который нужно заплатить при ввозе в страну автомобиля. Больше всего этому нововведению рады на «АвтоВАЗе», а так же дилеры китайских брендов. Первым утильсбор компенсирует государство, вторые продают машины с объемом двигателя в основном до 2 литров, а для них ставки изменились не сильно. Кто пострадает?

В первую очередь, фанаты «настоящих иномарок», которые сейчас в страну не поставляются и едут к нам по параллельному импорту. Именно в этом сегменте увеличение сбора будет кратным. Кроме того, в ряд случаев будет отменена льгота для ввоза машин физлицами и вместо 4 тысяч придется заплатить больше миллиона.

Давайте разбираться.

«Минпромторг пытается защитить локальных производителей от конкуренции. Со спросом как раз всё хорошо, и по итогам года, я прогнозирую объем рынка, порядка 900-950 тыс. шт. в зависимости от динамики курса рубля и ставок по кредитам. Проблема с предложением.

Не смотря на то, что АВТОВАЗ лидирует, однако уровень модельного ряда АВТОВАЗа крайне скуп и, отнюдь не дёшев, учитывая изобилие марок и моделей до февраля 2022 года, — говорит автоэксперт Сергей Бургазлиев. — Очевидно, цены будут только расти как на импортируемые авто, так и на локальные. Мы уже не раз наблюдали, как тот же АВТОВАЗ, пользуясь полученными преференциями созданными правительством, вследствие того, что импортируемые авто подорожают, вместо того, чтобы заниматься развитием и локализацией, неоднократно, вслед, увеличивал цены и на свою продукцию».

1. Насколько вырастет цена на авто?

Сначала разберемся с ценой на ввоз машин юридическими лицами. Новые ставки выглядят так:

  • От 0 до 1 литра — ставка выросла на 40 000 рублей и составила 81 200рублей.
  • От 1 до 2 литров — ставка выросла на 127 600 и составила 306 000рублей.
  • От 3 до 3,5 литров — выросла на 688 400 рублей и составила 970 000рублей.
  • Больше 3,5 литров — выросла на 790 000 и составила 1 235 000миллиона рублей.
Рекомендация  Получение прав категории а при уже открытой категории в 2024

Разница между старой и новой ставкой и прибавится к цене на машины, которые везут по параллельному импорту. Что это за авто? Под сильное подорожание подпадают мощные модели Kia и Hyundai, Toyota Camry, Rav4, LC300, Mitsubishi Outlander, Mazda, многие премиальные бренды BMW, Audi, Mercedes, Porsche, Lexus и другие.

2. А если привезти машину на физическое лицо?

Установлены новые тарифы для ввоза иномарок физлизами. До 3 литров включительно, тариф не меняется — 3400 рублей. Для машин от 3 до 3,5 литров сбор увеличен в 285 раз — до 970 тысяч.

А для авто больше 3,5 литров — в 363 раза, до 1 235 000 рублей.

Но, как всегда, есть нюанс. Если физик сначала ввез машину до 3 литров, а потом продал ее в течение года, к нему применяются тарифы как для юридических лиц. То есть вместо 3400 тысяч — сотни тысяч рублей.

И доплатить эту разницу, судя по всему, придется покупателю. Зачем это нужно? Таким образом бьют по перекупам и схеме параллельного импорта в целом, потому что поток авто от недружественных брендов идет через Среднюю Азию и оформляется как раз на физлиц. Если ты привез машину для себя — катайся и радуйся.

Если ты перекуп или номинал в схеме параллельного импорта — плати как юридическое лицо.

3. Что с этого простым людям?

Во-первых, машины подорожают. Сразу и все. Причем, не столько «параллельные». Отечественный автопром тоже решил повысить цены, хотя утильсбор ему компенсируют Например, «Москвич» объявил о повышении цен на все модели на 10%. Любые новшества на рынке всегда используются как повод для повышения цен.

Даже на маломощные машины будут повышать цены «за компанию».

Второй нюанс — это риск попасть на деньги после покупки иномарки, привезенной и растаможенной после 1 августа 2024 года. И ругаться или судиться с продавцом будет бессмысленно, по закону, он ничего не нарушил.

По словам Сергея Бургазлиева, вопросов о том, кто и как будет доплачиваться разницу много, потому что четко это в законах не прописано.

«Покупатель, приобретая автомобиль в России должен самостоятельно или с помощью специалистов, внимательно изучать всё документы на авто. Особенно, это касается договора купли-продажи или предварительного договора купли-продажи. Очень много нюансов, в наше время, вплоть до того, в какую кассу т. е. в кассу какой компании вносятся деньги при покупке. — говорит эксперт. — Если авто легально растаможен первым владельцем в России, приобретён другим лицом честно, и затем, по каким-то причинам новый владелец хочет его продать, то никаких дополнительных начислений для нового владельца я не предполагаю, а вот для первого владельца встанет вопрос допуплаты остатка утильсбора, иначе автомобиль не сможет быть снят с учёта и переоформлен на второго в России владельца, но вот тут и есть ключевая законодательная проблема, состоящая в том, что утильсбор не является налогом и непонятно как его можно доначислить».

Третий риск. Если вы привезли машину для себя, покатались на ней год-два, а потом продали. Следующая машина будет для вас по расценкам юрлиц. В законе указано, что вторая и последующие машины считаются уже бизнесом, а значить платить надо больше. При этом норма размытая: по логике речь идет о покупке машины в течение года.

Но четко это не прописано, истолковать можно и так, что одна импортная машина на всю жизнь. Попадется принципиальная таможня со своей трактовкой закона, у будет большая головная боль.

4. Можно ли это обойти?

Рынок пока не нашел стопроцентную лазейку и пока за параллельный импорт тревожно. Первая мысль, которая уже озвучена перекупами — продавать машины по доверенности. Но тут масса проблем, как для покупателя, так и для продавца.

Доверенность можно отозвать, право владения никак не зафиксировано, что дает простор для мошенников. Продавцу тоже не сахар — он отвечает за штрафы и ДТП, совершенные на этом авто.

Еще одна идея — отстаивать машины в течение года. На нашем неспокойном рынке это выглядит опасно, ведь деньги надо заморозить на год, поставив машину на стоянку.

Третий вариант обхода — перекупы или автофирмы перейдут в режим брокеров, то есть машина сразу будет оформляться на покупателя. Правда, и тут есть подводные камни. Придется отдавать всю сумму сразу, или брать кредит на полную стоимость машины. А потом ждать поставки.

В дороге может что-то произойти, доставка затянуться — все это нервы и риски для покупателя. И опять же, чем сложнее схема, тем больше возможностей для жуликов.

5. Так почем теперь будут машины?

То, что везут по параллельному импорту для истинных фанатов иномарок, прибавка составит около миллиона рублей. Это мощные модели Toyota, Skoda и Volkswagen с объемными двигателями.

Hyundai Sonata с мотором 2,5 литра сейчас доступна по старым ценам за 2,9 млн руб, но ввезенные с 1 августа машину будут стоить дороже на 585 200 рублей для юрлиц и на 841 400 рубль для физлиц. Toyota Camry по старым ценам была 3,2 — 3,4 миллиона рублей, теперь будет 4 миллиона. Mazda 6 продавали за 3,3 млн рублей, теперь она будет стоить в районе 4-х, Mazda CX-5 с 3,6 млн подскочит до 4,4 — 4,5 млн, а некогда бестселлер Toyota RAV4 c новыми сборами пробьет отметку в 5 млн.

Что будет с премиальным сегментом? Есть мнение, что какие-то элитных марок уйдут с рынка, так как их будет не выгодно возить, но большая часть люксовых машин никуда с рынка не денется. Те, кто готов брать машину за 15-20 миллионов рублей не заметят повышение цены на 1,2 млн рублей.