Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность установки пандуса в многоквартирном доме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Благоустройство территории:
- Биотуалеты КОСГУ
- Благоустройство дворовых территорий
- Благоустройство придомовой территории
- Благоустройство территории вид расходов
- Благоустройство территории налог на прибыль
- Показать все
- Благоустройство территории:
- Биотуалеты КОСГУ
- Благоустройство дворовых территорий
- Благоустройство придомовой территории
- Благоустройство территории вид расходов
- Благоустройство территории налог на прибыль
- Показать все
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 N 88-552/2023-(88-33758/2022)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О социальном обслуживании маломобильных групп граждан.
Обстоятельства: Подъезд дома, в котором проживает инвалид-колясочник не оборудован пандусом, в связи с чем, он лишен возможности свободного передвижения.
Решение: Удовлетворено. Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился, указав, что отсутствие согласия собственников помещений на реконструкцию общего имущества и установление пандуса не является препятствием для исполнительного органа субъекта Российской Федерации по реализации возложенных на них обязанностей по изданию правовых документов, свидетельствующих об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 N 17АП-1931/2023-АК по делу N А60-61801/2022
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Приведенный в жалобе довод о том, что многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1985 году, установка пандусов при его проектировании и строительстве не предусмотрена, таким образом оборудование пандусами в доме не установлено, следовательно, управляющая компания не могла его обслуживать, отклоняется, поскольку данное обстоятельство само по себе не исключает возложенную законодателем на управляющую организацию обязанность по соблюдению требований закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как установить пандус в жилом доме?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в МКД. В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1, п. 3 ч. 1.1 ст.
161 ЖК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Установка пандуса в многоквартирном доме 2024
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15
Ч. 1 ст. 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 152-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2024 в ч. 9 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 293-ФЗ). См. будущую редакцию.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
(часть девятая в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2024 в ч. 10 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 293-ФЗ). См. будущую редакцию.
В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — заявление).
(часть десятая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2024 ч. 11 ст. 15 излагается в новой редакции (ФЗ от 10.07.2023 N 293-ФЗ). См. будущую редакцию.
Оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещение в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использование и предоставление этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
С 01.01.2024 в ч. 12 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 293-ФЗ). См. будущую редакцию.
В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
Места для парковки, указанные в части девятой настоящей статьи, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
III. Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида
23. Территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях.
Толщина швов между плитами покрытия составляет не более 15 миллиметров. Покрытие из рыхлых и сыпучих материалов не допускается.
Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами.
Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный — 2 процента. При устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, а около многоквартирного дома и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров.
На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.
24. На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются:
а) рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0,5 — 0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;
б) разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5 x 1,5 метра;
в) металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.
25. Крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка должны отвечать следующим требованиям:
а) уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров;
б) дренажные и водосборные решетки должны быть на одном уровне с поверхностью покрытия. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 13 миллиметров, а длина — 15 миллиметров. Допускается подогрев покрытия крыльца или входной площадки (в соответствии с местными климатическими условиями);
в) входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4 x 2 метра или 1,5 x 1,85 метра;
г) входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2 x 2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1 — 2 процентов.
26. Лестница крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должна отвечать следующим требованиям:
а) число подъемов (ступеней) в одном перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 12;
б) поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой;
в) ограждения с 2 сторон стационарной лестницы должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания, при этом расстояние между ближайшей стеной и поручнем должно быть не менее 50 миллиметров, расстояние между поручнями — не менее 1 метра;
г) верхняя и нижняя ступени должны выделяться цветом или фактурой;
д) перед открытой лестницей за 0,8 — 0,9 метра оборудуются предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 — 0,5 метра.
27. Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям:
а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;
б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;
в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:
при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;
при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;
г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;
д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.
28. Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения.
29. Двери для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбур должны отвечать следующим требованиям:
а) наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра;
б) входная дверь должна иметь контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника;
в) наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров;
г) наружная дверь оборудуется информационной табличкой с указанием номеров подъезда и квартир, при этом высота символов, контрастно отличающихся цветом от поверхности таблички, составляет не менее 75 миллиметров, а также табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля, расположенной на высоте от 0,7 до 0,9 метра;
д) ширина внутренних дверных и арочных проемов должна быть не менее 0,9 метра, при глубине откоса открытого проема более 1 метра ширина проема должна быть не менее 1,2 метра;
е) двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто»;
ж) полотна наружных дверей включают в себя смотровые прозрачные ударопрочные панели с нижней кромкой на высоте 0,5 — 1,2 метра от уровня пола. Нижняя часть стеклянных полотен дверей на высоте не менее 0,3 метра от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. На прозрачных полотнах дверей размещается яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне не ниже 1,2 метра и не выше 1,5 метра от поверхности пола;
з) в качестве дверных запоров на путях эвакуации устанавливаются ручки нажимного действия. Усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм;
и) участки пола по пути движения на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и входами должны иметь тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность. На путях движения предусматриваются световые маячки. Зоны возможной опасности с учетом проекции движения двери обозначаются краской для разметки, цвет которой должен контрастировать с окружающим пространством.
30. Тамбур (тамбур-шлюз) в многоквартирных домах при прямом движении и одностороннем открывании дверей должен быть не менее 2,3 метра глубиной и не менее 1,5 метра шириной.
31. Внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов — размером 1,2 x 1,2 метра, для разворота на 180 градусов — диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.
Кто платит за установку и содержание пандусов для инвалидов в МКД
Минстрой России опубликовал инструкцию, как маломобильным гражданам добиться установки в доме пандуса или подъёмника. Читайте, какие НПА регулируют такие работы, нужно ли согласие общего собрания собственников на монтаж оборудования в многоквартирном доме и кто в дальнейшем отвечает за его содержание.
Решение об установке пандуса принимают органы соцзащиты, а установка проводится за счёт бюджета
С 2008 года в России действует конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. В документе прописана необходимость полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, в том числе за счёт обеспечения доступа в здания и помещения. Гарантии прав инвалидов в России зафиксированы в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ, который определяет государственную политику в этой сфере.
Минстрой России в одном из своих разъяснений рассказал о том, как жителям дома добиться реализации этих документов на практике – установить пандус для маломобильных людей. Ведомство указало, что нужно подать заявление в органы социальной защиты по месту жительства или регистрации инвалида или его представителя.
- документы, подтверждающие право собственности на жилую площадь;
- справку об инвалидности;
- копию паспорта;
- при наличии инвалидности у ребёнка — свидетельство о рождении;
- справку о составе семьи.
После рассмотрения обращения орган соцзащиты должен направить в дом специальную комиссию, которая составит заключение о том, возможно ли переоборудовать помещение с учётом потребностей маломобильного человека. В течение 10 дней заключение направят главе муниципалитета, а автор заявления получит копию.
Монтаж пандуса для инвалидов в МКД не требует согласия ОСС, если жители дома не платят за такие работы
Жители не всегда согласны с реализацией в их МКД норм законодательства в отношении защиты прав инвалидов, в частности, на установку и содержание специального оборудования.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, «приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям» согласно требованиям ч. 3 ст. 15 ЖК РФ допускается без решения общего собрания собственников помещений.
Сделать это можно в случае, если такие работы проводятся без привлечения денег собственников.
За содержание пандусов и подъёмников для инвалидов платят все собственники помещений в МКД
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил № 491, установленные в доме пандусы и подъёмники являются общим имуществом собственников. Жители дома несут бремя его содержания и ремонта. Но из-за того, что таким оборудованием пользуется ограниченное количество человек, а расходы несут все владельцы помещений, жители МКД иногда выступают против его установки или требуют его демонтировать.
Также они отказываются включать элементы в состав общего имущества дома.
В марте 2020 года в Госдуму России был внесён законопроект № 916612-7, которым авторы предложили внести изменения в Жилищный кодекс РФ – прописать, что мероприятия по обеспечению доступности жилых помещений инвалидам финансируется местным властям из бюджета. Жители дома не должны нести расходы на содержание имущества, по установке которого они не принимали решений. Инициатива не нашла поддержки в Госдуме РФ: законопроект был отклонён во втором чтении.
За состояние подъёмников для инвалидов в МКД отвечают управляющие домами организации
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, которым внесены изменения в Правила № 491 и Минимальный перечень № 290.
Согласно разд. 3 Минимального перечня № 290, УО и ТСЖ обязаны проводить проверку состояния пандусов и подъёмников для инвалидов, установленных в доме, и при необходимости их ремонтировать.
Таким образом, для установки в доме оборудования для инвалидов без привлечения средств собственников, не нужно получать одобрение ОСС. После монтажа платить за его содержание и ремонт обязаны все владельцы помещений в составе размера платы за жилое помещение, что должны учитывать УО и ТСЖ при утверждении перечня работ и услуг и расчёте их стоимости.
Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ, ГЖИ вправе привлекать должностных и юрлиц к ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах (ст. 23.55 КоАП РФ).
За уклонение от исполнения данных требований руководитель УО может получить штраф от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, а юрлицо – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.
Больше информации – в материалах онлайн-семинара
- как проходит проверку экономической целесообразности реконструкции и капремонта дома для этих целей;
- по какой форме комиссия даёт заключение о возможности приспособить жилое помещение или общее имущество дома для маломобильных жителей;
- кто заплатит штраф за нарушения требований по обеспечению доступа инвалидов;
- и другие вопросы.
Материалы с онлайн-семинара, в том числе видеозапись трансляции, размещены под отчётной статьёй.