Условия и порядок регистрации сервитута на земельный участок. Нужна ли в случае отмены договора 2024

См. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 14 апреля 2024 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2024 г. N 96-ФЗ

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 апреля 2024 г. — Федеральный закон от 4 августа 2024 г. N 491-ФЗ

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 477-ФЗ

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 1 сентября 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 284-ФЗ

19. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Условия и порядок регистрации сервитута на земельный участок. Нужна ли в случае отмены договора 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Нужно ли готовить межевой план для регистрации частного сервитута?

Нужно ли готовить межевой план для регистрации частного сервитута?

14 октября 2021

Положениями ст. 23, п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 274 ГК собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Т.о., право ограниченного пользования чужим земельным участком подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости (п. 3, 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 1 ст. 52, ч. 4 ст. 44, ч. 1, 2 ст.

Рекомендация  Статья 297 ГПК РФ. Заявление держателя документа 2024

22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
Государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, если сервитут устанавливается не на весь, а на часть земельного участка, то заявителем должен быть представлен межевой план, содержащий сведения об образуемой части земельного участка, подлежащей обременению.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план является результатом кадастровых работ кадастрового инженера (ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию сервитутов составляет (за исключением ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения):
— в интересах физических лиц — 1500 рублей;
— в интересах организаций — 6000 рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

24 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Прекращение сервитута

В этой статье мы расскажем, что такое действие сервитута в 2024 году, как частного, так и публичного, подробно опишем основания прекращения сервитута, а также процедуру его отмены. Также мы изучим судебный спор, касающийся данного вопроса.

Законодательная база

  1. В ЗК РФ основания для прекращения действия права пользования чужой землей указаны в ст. 48. Подробное описание этого вопроса — в ст. 23 того же кодекса.
  2. В ГК РФ о такой отмене говорится в ст. 276.
  3. Также в России действует Федеральный закон №43-Ф3 (от 5 апреля 2013 г.), регулирующий земельные вопросы, в том числе и сферу прав использования чужих участков. Детальная информация об отмене подобного права на использование земель содержится в ст. 20 данного закона.

Основания для прекращения

Сервитут на земельный участок (ЗУ) можно отменить в случае каких-либо серьезных изменений, связанных с это й землей.

Например, на участке земель, обремененных сервитутом, обрушился берег или была построена дорога.

В подобных ситуациях собственник должен обратиться в суд с требованием отменить право пользования данной территорией в связи с юридическими изменениями, касающимися данного ЗУ.

Кроме того, отмена возможна, если пользователь и владелец земли стал одним лицом (например, произошла покупка участка). Право пользования недвижимым имуществом можно отменить в судебном порядке, если правообладатель нарушает установленные ранее договоренности. В частности, не платит за участок или использует его в других целях, которые не были оговорены.

Срочные сервитуты отменяются автоматически сразу же после окончания срока действия договора.

В соответствии с российским законодательством, частный сервитут может быть прекращен в том случае, когда владелец желает снять сервитут с земельного участка в связи с тем, что обстоятельства, при которых земля была обременена правом на ее использование, уже не актуальны или полностью исчерпаны. Кроме того, можно потребовать отменить частный сервитут, обратившись в суд, в тех случаях, когда обремененный таким правом ЗУ больше нельзя использовать по ранее заявленным целям по определенным причинам.

Основания для прекращения действия публичного сервитута, как правило, сводятся к тому, что больше не существует общественных нужд на участок, повлекших установление такого права.

Снятие сервитута подлежит обязательной государственной регистрации.

Согласно ЗК РФ, не требуются обязательные публичные слушания в случае прекращения действия публичного сервитута. Тем не менее, некоторыми локальными нормативными актами предусмотрено проведение такой процедуры: обычно это касается отмены действия постоянного права пользования землями.

Порядок прекращения

Далее разберемся, как снять сервитут. Прекращение действия право пользования чужой землей возможно только при наличии законных оснований. Свое официальное действие право пользования чужим ЗУ прекращает с такого момента, как происходит расторжение соглашения об установлении сервитута, которое было оформлено ранее.

Как правило, расторжение осуществляется по соглашению сторон. Если исчерпаны основания, по которым было установлено право пользования, стороны могут его расторгнуть в законном порядке. Для этого надо составить соответствующий акт об отмене и произвести государственную регистрацию отмены.

Иногда стороны заранее заботятся расторжении сервитута в будущем, прописывая в договоре такое обязательное условие, как расторжение по соглашению сторон в случае отмены обстоятельств, из-за которых возникло соответствующее обременение на землю. Нет необходимости в подобной ситуации обращаться в суд, достаточно просто официально зарегистрировать отмену.

Если же в расторжении сделки заинтересована только одна из сторон, следует обращаться в судебную инстанцию по месту нахождения ЗУ. Учтите, что суд удовлетворит ваши исковые требования лишь в том случае, если существуют законные основания для расторжения. До подачи иска подготовьте доказательства, способные подтвердить вашу позицию.

Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех

Сервитут можно прекратить, если для этого есть законные основания. Это делается или по соглашению сторон, или через суд. Наши юристы дистанционно помогут вам найти основания, подготовить необходимые документы, чтобы произвести отмену.

Работаем
по всей РФ
0 + активных клиентов ЕЮС
0 лет на рынке
Получить консультацию
+ 250 юристов готовы помочь в решении вашей ситуации

Требуемые документы

Для подачи заявления в судебную инстанцию и дальнейшего разбирательства, нужно собрать необходимый пакет документов:

Документы для подачи в суд

Договор о сервитуте.

Выписка из ЕГРН, свидетельствующая о регистрации права пользования чужим участком.

Фото- и видеоматериалы в качестве доказательства того, что обстоятельства необходимости права пользования территорией владельца исчерпаны. Также подойдут свидетельские показания.

Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность.

Отметим, что обращаться в суд надо только в том случае, если нет другого способа защитить свои интересы.

Наши специалисты подготовили унифицированный иск, которым вы можете воспользоваться:

Образец заявления
Исковое заявление о прекращении сервитута

Когда отменить сервитут нельзя

Отменить сервитут можно не всегда. Обычно это запрещено, когда речь идет о публичном пользовании ЗУ.

По закону, отменить право пользования чужими землями не получится, если это требуется для прохода граждан по прибрежной полосе, использования ЗУ для ловли рыбы, охоты на животных или для забора водных ресурсов. Кроме того, это касается размещения коммуникационных линий, инфраструктуры и иных подобных объектов, которые могут потребоваться для чего-либо гражданам.

Важно! Отмена публичного сервитута в одностороннем порядке возможна лишь через судебную инстанцию по месту расположения участка земли.

Рекомендация  Основания отмены дарения 2024

Спорные моменты в вопросах отмены

Если расторжение по соглашению сторон невозможно, тогда одна из сторон может обратиться в суд с соответствующим требованием.

Для того, чтобы выиграть дело, нужно, в первую очередь, грамотно составить заявление и приложить к нему требуемый пакет документов, а также доказательства, подтверждающие законность прекращения права пользования чужим недвижимым имуществом.

Гражданин Анисимов и гражданин Буренков подписали соглашение о сервитуте, поскольку на участке земли Анисимова располагался источник воды, в котором нуждался Буренков. С течением времени Буренков вырыл колодец прямо у себя на участке и стал его использовать для добычи воды. Анисимов обратился в суд с просьбой прекратить право пользования его землей, так как основания, при которых он заключалось соглашение, были уже исчерпаны.

Суд удовлетворил исковые требования.

Требование прекратить сервитут судебная практика

ВС РФ изучил кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Исток-Н на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21 ноября 2016, постановление 16-го арбитражного апелляционного суда от 23 января 2017 г., постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2017 г. по делу №А63-3666/2016 по иску ООО «Исток-Н» к ИП Фурсову Н.А. о прекращении бессрочного бесплатного частного сервитута с кадастровым номером (КН) 26:12:030403:44/1, пл. 303 кв. м, в отношении части ЗУ с КН 26:12:030403:44, (расположенного в г. Ставрополе Старомарьевское шоссе, 24А), установленного в пользу ИП с целью прохода и проезда к складскому нежилому зданию литеры С, С1, находящемуся в г. Ставрополе, Старомарьевское шоссе, 24В по причине отпадения оснований, по которым он был установлен.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21 ноября 2016 г., оставленным без изменения постановлением 16-го арбитражного апелляционного суда от 23 января 2017 г., постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2017 г., в удовлетворении исковых требований было отказано.

ООО «Исток-Н» обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ с кассационной жалобой, попросив отменить указанные судебные акты, заявив, что имеет место нарушение и неверное применение правовых норм.

По смыслу ч. 1 ст. 291.1, ч. 7 ст. 291.6, ст.

291.11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ, если доводы, изложенные в ней, подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела, и без устранения которых не получится восстановить и защитить нарушенные права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности.

Судья проверил доводы кассационной жалобы, внимательно изучил оспариваемые судебные акты и не нашел оснований к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ.

Согласно ст. 48 ЗК РФ, частный сервитут можно прекратить по основаниям, которые предусмотрены ГК РФ, а публичный — из-за отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, посредством принятия акта об отмене.

В соответствии со ст. 276 ГК РФ, по требованию владельца ЗУ, обремененного правом пользования землей, оно может быть прекращено по причине отпадения оснований, по которым оно было изначально предоставлено.

Разрешая вопрос, суды исходили из того факта, что право собственности предпринимателя на ЗУ с КН 26:12:030403:39 и расположенную на нем недвижимость не прекращено, и подъезд к участку ИП с территории общего пользования так и не появился, а потому решили признать недоказанным отпадение оснований, по которым и было установлено спорное право пользоваться чужой землей.

Нормы права, таким образом, были применены судами корректно. Приведенные в жалобе доводы никак не опровергают выводы судов, и они получили соответствующую правовую оценку.

Если внимательно изучить содержание жалобы, оно не подтверждает нарушение правовых норм и по существу сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, данной судьями, а также установленными фактическими обстоятельствами рассматриваемого дела.

Суд принял решение отказать ООО «Исток-Н» в передаче кассации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (Определение №308-ЭС17-11472 от 31 июля 2017 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация, ВС РФ).

Государственная регистрация сервитута

Разберемся, что такое регистрация сервитута в 2024 году. Установленный земельный сервитут обязательно должен быть зарегистрирован, поскольку является одним из вариантов вещных прав, означающих использование участка, который находится в привилегированном положении по отношению к остальным землям, для улучшения положения каких-либо других соседних участков. Информация о том, как зарегистрировать сервитут, отражена в Гражданском и Земельном Кодексе РФ.

Законодательное регулирование

Итак, подлежит ли регистрации сервитут? Вопрос установления и регулирования сервитута на законодательном уровне регулируется ГК РФ и ЗК РФ. ЗК РФ сообщает о возможности установления обременения на земельный участок (ЗУ), если целью подобного обременения является обеспечение нормальных условий существования и полноценного функционирования остальных ЗУ, чье положение в чем-то хуже, однако может существенно улучшиться, благодаря установлению режима использования соседнего участка в определенных целях. В положениях ст.

274, 275, 276 и ст. 277 ГК РФ сформулированы базовые принципы действия сервитута как особого вещного права, которое формирует обременение и режим особого использования для ЗУ, находящегося в подчиненном положении. Но данные статьи не касаются вопросов, касающихся правил регистрации возможности использования чужих земель как вида права.

Важно! Осуществление государственной регистрации право пользования чужой собственностью должно происходить точно также, как и регистрация других прав на недвижимое имущество.

Когда регистрация сервитута обязательна

По общему правилу, сервитут как вещное право обязательно должен проходить регистрацию. Исключение составляют те случаи, когда действие право пользования чужим недвижимым имуществом в отношении обремененного объекта недвижимости было прекращено еще до момента подписания соответствующего договора.

Пример Например, прокладка инженерных коммуникаций к одному участку через другой, соседний, на который должно было быть наложено обременение в виде сервитута, осуществилась быстрее, чем стороны подготавливали и подписывали договор.

Кроме того, установленный сервитут нет необходимости регистрировать, если речь идет о переходе по наследству обремененного земельного участка. В таком случае для недвижимости действует принцип, когда вместе с ней к наследнику переходят и права на нее, а также все существующие наложенные обременения. Во всех прочих случаях регистрация договора сервитута необходима.

Порядок регистрации сервитута

Когда регистрируется сервитут в Росреестре, процедура состоит из 4-х этапов. Как мы выяснили, она носит обязательный характер и должна производиться таким же образом, как и регистрация иных прав владения и использования недвижимого имущества.

Этапы регистрации
Шаг Действия
Прием документов Тут происходит прием документов под подпись и первичная проверка правильности их заполнения
Правовая экспертиза Детальное изучение представленного пакета документов для установления законности совершенной сделки и с целью исключения возможности оспаривания заключенного договора
Внесение изменений в ЕГРН Внесение изменений в сведения, хранящиеся в ЕГРН. На правоустанавливающих документах также ставится соответствующая отметка по результатам данных изменений
Выдача свидетельства о регистрации Завершение процесса регистрации как права обременения на недвижимость. На этом этапе в случае возникновения спорных ситуаций можно рассматривать полученное свидетельство как одно из доказательств законности подписанного договора

Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех

Чтобы зарегистрировать сервитут, следует подать документы в ЕГРН, дождаться, пока их рассмотрят и внесут соответствующие изменения, получить на руки свидетельство. Наши юристы дистанционно помогут вам подготовить все необходимые бумаги, расскажут, как их подать, проконсультируют, что делать, если на каком-то этапе процедуры возникнут те или иные проблемы.

Работаем
по всей РФ
0 + активных клиентов ЕЮС
0 лет на рынке
Получить консультацию
+ 250 юристов готовы помочь в решении вашей ситуации

Требуемые документы

Чтобы сервитут прошел госрегистрацию полностью, необходимые документы должны быть подготовлены в полном соответствии с требованиями, установленными законом. К списку таких документов относятся следующие:

Рекомендация  Страховка потребительского кредита в банке 2024
Регистрация сервитута в росреестре: документы
1 Договор об установлении права пользования чужой собственностью (в 3-х экземплярах: для обеих сторон и для сотрудников Росреестра).
2 Заявления сторон о регистрации возникшего права пользования.
3 Квитанция об оплате гос. пошлины за регистрацию права.
4 Выписка из ЕГРЮЛ и заверенные копии уставных документов,с указанием полномочий представителя организации, если одной из сторон соглашения выступает юрлицо.

Когда речь идет о регистрации сервитута госпошлина за регистрацию права и внесение изменений в ЕГРН — Единый государственный реестр прав на недвижимость — составляет 2 тыс. руб. для физических и 22 тыс. руб. — для юридических лиц.
Образец заявления
Бланк заявления о государственной регистрации сервитута в 2024 году

Регистрация по доверенности

Если один либо оба участника соглашения не имеют возможности подать документы о регистрации права пользования чужой территорией лично, это могут сделать по доверенности их представители. Для этого в пакет документов, подаваемых в Росреестр, включите нотариально заверенную доверенность, срок действия которой не истекает до момента завершения процедуры регистрации. В тексте доверенности следует обозначить все полномочия, которыми наделено доверенное лицо волей доверителя.

Если такой документ оформлен правильно, доверенное лицо не имеет никаких ограничений на осуществление требуемых действий, а отказ в регистрации права подобным способом можно легко обжаловать в случае необходимости. Наши юристы подготовили для вас бланк такой доверенности, вы найдете его ниже:

Образец заявления
Образец доверенности на регистрацию сервитута в 2024 году

Риски при госрегистрации сервитута

  • невозможность осуществления регистрации по той причин, что наложенное обременение может значительно ухудшить имущественное либо материальное положение собственника обремененного объекта недвижимости. В подобных случаях пересматриваются условия договора;
  • документы, оформленные неверно либо не полностью. В такой ситуации пакет целиком направляют на повторное оформление;
  • отказ в регистрации данного права ввиду наступления обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих полноценно использовать полученное право.

Сервитут — это обременение недвижимости, из которого возникает право пользования таким недвижимым имуществом. Данное право должно быть зарегистрировано официально.

Задайте вопрос юристу бесплатно — оцените шансы на успех

Чтобы процедура прошла удачно, сторонам, участвующим в установлении сервитута, следует подготовить требуемый пакет документов, подтверждающих законность подписанного соглашения. Наши юристы в удаленном формате помогут вам собрать нужные документы и подать их в соответствующую инстанцию. А при возникновении спорных моментов мы подскажем, как правильно и безболезненно разрешить вопрос.

Работаем
по всей РФ
0 + активных клиентов ЕЮС
0 лет на рынке
Получить
консультацию
+ 250 юристов готовы помочь в вашей ситуации

Судебная практика: суд обязал землевладельца заключить соглашение о сервитуте

Агрофирме принадлежали 4 ЗУ, три из которых относились к категории земель сельхозназначения с соответствующим видом разрешенного использования — «для сельскохозяйственного использования». А 4-й участок относился к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования под названием «для жилищного строительства».

ЗУ данной агрофирмы располагались под опорами линейного объекта, в соответствии с документацией по планировке и межеванию территории. Такое положение вещей было документально утверждено приказом Минэнерго посредством раздела участков, принадлежащих агрофирме.

Организация передавала ЗУ в аренду ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». Целью такого действия было проведение реконструкции линейного объекта в течение 11 мес. После окончания работ ПАО «ФСК ЕЭС» предложило агрофирме расторгнуть заключенный ранее договор аренды.

ПАО направило агрофирме два предложения: 1. О заключении договор аренды ЗУ под опорами линейного объекта; 2. О заключении договор их купли-продажи. Затем ПАО направило агрофирме проект соглашения об установлении сервитута на спорные ЗУ и с предложением заключить его.

Агрофирма, в свою очередь, отклонила предложения заключить все 3 договора. Из-за этого ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в суд с исковым заявлением с требованием предоставления чужой территории в пользование. И суд удовлетворил требование (решение АС Ярославской обл. от 22 ноября 2019 г., дело №А82-16189/2018).

Однако факт того, что суд удовлетворил иск, противоречит российскому законодательству о сервитуте и разъяснениям ВС РФ. Спорные ЗУ образованы прямо под опорами линейного объекта. Их сельскохозяйственное использование вряд ли возможно.

Что касается ЗУ, который властями отнесен к землям населенных пунктов в целях жилищного строительства, — то такое вообще прямо запрещено (см. подп. «а» п. 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования ЗУ, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. №160).

Право использовать чужие земли тут означает не ограниченное, а полное пользование ЗУ. И он не оставляет владельцу ЗУ возможности их использовать. Исходя из материалов дела понятно, что ПАО «ФСК ЕЭС» в августе 2017 г. изначально направляло агрофирме предложения заключить договор аренды либо купли-продажи участков под опорами линейного объекта.

И лишь по прошествии времени, в феврале 2018 г., фирма предложила оформить право пользования чужими землями. По всей видимости, когда стало понятно, что агрофирма собирается отказать и не станет заключать договор аренды либо купли-продажи ЗУ. Исходя из вышеизложенного можно прийти к выводу, что собственник линейного объекта ПАО «ФСК ЕЭС» изначально планировал владеть участками на праве собственности или аренды.

Частые вопросы

Нужно ли регистрировать сервитут сроком до 3 лет?

Российским законодательством РФ установлено следующее: если соответствующее соглашение оформлено с представителем государственной либо муниципальной власти на срок до 3-х лет, то ни кадастровые работы, ни разработка межевого плана, ни изменение кадастрового учета не требуются. Таким образом, госрегистрация в данном случае также не запрашивается (см. п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).

В каком случае государственная регистрация сервитутов является обязательной?

В России сервитуты подлежат обязательной госрегистрации. Исключение — государственные и муниципальные земельные участки, право ограниченного пользования на которые не превышает трех лет.

Нужна ли регистрация частного сервитута?

Да, регистрация необходима, так как право пользования чужим недвижимым имуществом в России всегда регистрируются, кроме тех случаев, когда речь идет о государственных и муниципальных ЗУ, право ограниченного пользования на которые не превышает трех лет, а также когда ЗУ с обременением переходит по наследству или когда действие сервитута в отношении участка успело прекратиться еще до момента подписания соглашения.

Может ли сервитут быть самостоятельным предметом купли-продажи залога?

Нет, он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также не может передаваться еще каким-либо способом лицам, которые не являются собственниками недвижимости, для обеспечения использования которого и было установлено обременение.

Заключение эксперта

Сервитут — это обременение ЗУ или иной недвижимости, в отношении которой он установлен. Он ограничивает владельца недвижимого объекта в его полномочиях по владению и пользованию недвижимостью. Государственная регистрация сервитута необходима в случае с установлением любого его вида, в том числе и публичного, согласно п. 3 ст.

274 ГК РФ и п. 9 с. 23 ЗК РФ.

Публикуем только проверенную информацию

Иващенко Србуи Саргисовна Ведущий юрист по жилищному законодательству
Стаж 16 лет
Консультаций 30361

Специализируется на вопросах жилищного и земельного права, а также оказывает юридические консультации по недвижимости. Помогает клиентам разобраться в решении самых сложных юридических кейсов.