Уход за лесной полосой прилегающей к участку в снт 2024

С внешней стороны забора, ограничивающего участок СНТ, на обочине грунтовой проезжей дороги, растет большое дерево. Растет оно ровно под ЛЭП, задевая провода своей кроной. Расстояние до забора, ограничивающего участок, меньше 1 метра.

Кто должен оплачивать ликвидацию дерева — правление СНТ или собственник участка?

Наталия Булахова
Консультаций: 235

Сперва надо выяснить, кто является собственником того земельного участка, на котором растет дерево.

Поскольку фактические границы, принадлежащего автору вопроса земельного участка, могут не соответствовать кадастровым границам, предварительно может потребоваться уточнить границы спорных участков, выставив с помощью кадастрового инженера границы участков на местности, и выяснить собственника земельного участка, где расположено спорное дерево.

Также необходима информация о том, кому принадлежит расположенная воздушная линия ЛЭП, о которой упоминает автор вопроса: принадлежит на праве собственности юридическому лицу – СНТ, или относится к имуществу общего пользования всех его членов и является их общей собственностью, или находится на балансе энергообслуживающей организации.

Следует знать, что часть земельного участка, принадлежащая собственнику, например, гражданину-садоводу, может относиться к охранной зоне ЛЭП, поэтому в границах такого земельного участка вводится особый режим использования, что создает ограничения для ведения хозяйственной деятельности собственника на этом земельном участке.

Обрезка крон деревьев или вырубка деревьев и кустарников в охранных зонах воздушных линий электропередачи (ЛЭП) осуществляется в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила).

Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими с обязательным соблюдением Правил.

Как указывает автор вопроса, дерево растет ровно под ЛЭП, задевая провода своей кроной, поэтому, скорее всего, оно растет как раз в охранной зоне.

Согласно пп. «в» п. 10 Правил в пределах охранных зон юридическим и физическим лицам запрещаются посадка и вырубка деревьев и кустарников без письменного решения о согласовании сетевых организаций.

Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, в том числе по вырубке дерева, заинтересованные лица должны обратиться с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующей ЛЭП, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (п. 12 Правил).

Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.

Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пп. «б» п. 21 вышеуказанных Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Также согласно пп. «в» п. 23 Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Подводя итог вышеизложенному, для решения конкретного вопроса по спилу дерева следует обратиться в сетевую организацию, которая обслуживает ЛЭП в границах земель, расположенных на территории СНТ.

Уход за лесной полосой прилегающей к участку в снт 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. № 564 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов” (документ не вступил в силу)

Обзор документа

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 г. № 564 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов” (документ не вступил в силу)

2 декабря 2020

В соответствии с частью 3 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, № 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.102 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.

6586; 2020, N 42, ст. 6635) приказываю:

1. Утвердить Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Исполняющий обязанности Министра С.Ю. Радченко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2020 г.

Приложение
к приказу Минприроды России
от 05.08.2020 № 564

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов

I. Общие положения

1. На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса 1 .

2. Защитные леса, расположенные на землях населенных пунктов, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации 2 .

3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами 3 .

4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях населенных пунктов, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами 4 .

II. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов

5. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.

6. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается проведение сплошных рубок, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации 5 .

7. При выборочных рубках лесных насаждений, расположенных на землях населенных пунктов, за исключением выборочных санитарных рубок, осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности 6 , обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений.

При проведении мероприятий по уходу за лесами, расположенными на землях населенных пунктов 7 , не допускается проведение чересполосных постепенных рубок и реконструкция малоценных лесных насаждений путем сплошной рубки.

В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, очистка лесосек при всех видах рубок должна осуществляться способами разбрасывания измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий или вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки 8 .

8. Требования к рубке лесных насаждений в городских лесах устанавливаются Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

9. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается использование токсичных химических препаратов.

10. При определении видов использования лесов, допустимых к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, учитываются правовые режимы защитных лесов, установленные статьями 111-116 Лесного кодекса Российской Федерации.

11. Предотвращение распространения на земли населенных пунктов, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999) и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.

Рекомендация  С какой суммы начинается уголовная ответственность за кражу 2024

3649; 2019, N 52, ст. 7805) 9 .

12. Основными мерами предупреждения и ограничения распространения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, являются проведение противопожарных мероприятий (устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка просек, содержание противопожарных заслонов, устройство лиственных опушек, регулирование породного состава лесных насаждений, благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации), установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях населенных пунктов 10 .

В целях предупреждения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются проведение выборочных санитарных рубок, уборка неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), проведение пропаганды в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.

13. Защита лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено другими федеральными законами 11 .

14. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление авиационных работ по борьбе с вредными организмами.

15. Уборка неликвидной древесины не проводится в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в которых сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины является необходимым для выполнения полезных функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные в соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации.

16. Воспроизводство лесов и лесоразведение на землях населенных пунктов осуществляются путем лесовосстановления в соответствии с Правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, ухода за лесами в соответствии с Правилами ухода за лесами, установленными в соответствии с частью 3 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации, и лесоразведения в соответствии с Правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации.

17. Работы по лесовосстановлению или лесоразведению в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, включают в себя создание лесных культур с применением сеянцев, саженцев с закрытой корневой системой.

В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, целевыми породами являются местные древесные породы, соответствующие и учитывающие лесорастительные условия, которые указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества.

18. Лесовосстановление, уход за лесами и лесоразведение на землях населенных пунктов осуществляются в объемах и на площадях, определенных в лесохозяйственных регламентах лесничеств.

1 Часть 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

2 Часть 2 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации.

3 Часть 2 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации.

4 Часть 4 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации.

5 Часть 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

6 Часть 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

7 Часть 3 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации.

8 Часть 4 статьи 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

9 Часть 6 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации.

10 Часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

11 Часть 3 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов.

По общему правилу запрещаются сплошные рубки. При выборочных рубках по общему правилу осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений. Запрещены чересполосные постепенные рубки и реконструкция малоценных лесных насаждений путем сплошной рубки.

К противопожарным мероприятиям относятся устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка просек, содержание противопожарных заслонов, устройство лиственных опушек, регулирование породного состава лесных насаждений, благоустройство зон отдыха.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Защитная полоса между лесом и участком

Должна ли быть защитная полоса или дорога между лесом и участками? Могу ли я очистить какую-то территорию, прилегающую к участку, от леса самостоятельно?

Наталия Булахова
Консультаций: 235

Да, обязательно должна быть защитная полоса между лесничеством и участками.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя также прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.

Согласно ч. 4 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) и Лесным кодексом РФ.

Согласно ст. 65 Технического регламента планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные данным регламентом.

Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ в Технический регламент были внесены изменения, в результате которых противопожарные расстояния от строений до лесничеств не содержат численных значений.

В действующей в настоящее время редакции ч. 2 ст. 69 Технического регламента указано, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:

  • вне территорий лесничеств;
  • на территориях лесничеств;
  • от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.

Приказом МЧС России от 14.02 2020 № 89 были внесены изменения № 1 в Свод правил «СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты.

Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288.

Изменения в Свод правил вступили в силу с 14 августа 2020 г., в п. 4.14 которых были установлены численные противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород, которые должны составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м.

Также согласно абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, вступивших в силу с 1 января 2021 г. (далее – Противопожарные правила), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.

Вышеуказанные противопожарные минерализованные полосы запрещается использовать для ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов (абз. 2 п. 74 Противопожарных правил).

Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п. 67 Противопожарных правил).

Информация о принадлежности земельного участка, на котором планируется сделать защитную полосу, в конкретном вопросе не озвучена, не ясно кому принадлежит граничащий земельный участок: автору вопроса, или это общественная земля СНТ, или лесной фонд, или земля государственная (муниципальная).

На основании вышеизложенного, автору вопроса прежде, чем приступать к очистке прилегающей к его участку чужой территории, надо выяснить владельца соседнего земельного участка, точно определив их границы.

Рекомендация  Порядок предоставления земли в аренду администрацией без аукциона. Как получить участок 2024

Один из самых простых способов получения информации о граничащем земельном участке – это обратиться к сервису «Публичная кадастровая карта» на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).

Если автор вопроса уверен, что соседний лесной участок относится к землям лесного фонда, то возможно заказать выписку из государственного лесного реестра (далее – ГЛР), с целью получения более точной информации о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий.

ГЛР содержит систематизированный свод документированной информации о границах лесов, о лесничествах и лесопарках, находящихся на территории, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве.

Если земельный участок автора вопроса расположен на подведомственной территории внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга пос. Шушары, то обращаться необходимо в Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/gosuslugi/predostavlenie-vypiski-iz-gosudarstvennogo-lesnogo-reestra/.

Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а на лесных участках, не переданных в пользование, – органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ).

Следует знать, что ст. 8.28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается штрафом. Размер штрафа для граждан составляет от 3 до 4 тыс. руб.

Уход за лесной полосой прилегающей к участку в снт 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 мая 2024 г. N 04-16-53/19458 «О проведении в лесных насаждениях, расположенных вблизи населенных пунктов, противопожарных мероприятий»

Обзор документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 мая 2024 г. N 04-16-53/19458 «О проведении в лесных насаждениях, расположенных вблизи населенных пунктов, противопожарных мероприятий»

28 июля 2024

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 мая 2024 г. N 04-16-53/19458
«О проведении в лесных насаждениях, расположенных вблизи населенных пунктов, противопожарных мероприятий»

Минприроды России в соответствии с подпунктом 2.2. пункта 2 указанного перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко направляет разъяснения о проведении в лесных насаждениях, расположенных вблизи населенных пунктов, противопожарных мероприятий.

Действующим законодательством предусмотрены меры пожарной безопасности населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, в границах муниципального, городского округа и внутригородского района, а также в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов относится к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов конкретизированы в статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон N 69-ФЗ).

Статьей 18 Федерального закона N 69-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, к которым, в том числе, относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах.

Пунктом 415 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее — Правила противопожарного режима), определены случаи, в которых населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

В силу пункта 76 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатывается и утверждается паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 417 Правил противопожарного режима).

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) материалы по обоснованию проекта планировки территории, подготовка которого согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, должны содержать перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне.

Частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), определено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 74 Правил противопожарного режима на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Также установлен запрет на использование противопожарных минерализованных полос и противопожарных расстояний для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, определено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород — не менее 30 м.

Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м.

Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.

Следует отметить, что муниципальные образования субъектов Российской Федерации ежегодно до начала пожароопасного сезона осуществляют мероприятия по защите населенных пунктов от природных пожаров, при этом эффективность таких мероприятий достигается лишь при системном подходе к проблеме пожарной безопасности.

Лесным законодательством также установлены требования пожарной безопасности в отношении лесов, прилегающих к населенным пунктам.

Меры пожарной безопасности установлены статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс) и включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Как следует из частей 1, 2 статьи 53.1 Лесного кодекса, к мерам по предупреждению лесных пожаров относятся, в том числе меры противопожарного обустройства лесов, которые включают в себя:

Рекомендация  Определение вида использования земли 2024

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Ширина просек устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Техническим регламентом и Лесным кодексом.

Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса установлено, что полномочия по осуществлению на землях лесного фонда, в том числе охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), переданы для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

Кроме того, согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута — обладателями сервитута, публичного сервитута.

Требования к объектам противопожарного обустройства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятельности в лесах, предусмотрены ГОСТ Р 57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов».

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее — Правила пожарной безопасности), устанавливаются основные требования, направленные на недопущение возникновения пожаров, в том числе в лесах, расположенных вблизи населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно пункту 5 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 N 378, в текстовой части сводного плана указываются меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках.

Таким образом, решение о конкретных видах противопожарных мероприятий, в том числе о разрубке противопожарных разрывов на землях лесного фонда, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений.

Минприроды России совместно с Рослесхозом рекомендует подходить к проблеме противопожарного обустройства лесов, граничащих с населенными пунктами, которые подвержены угрозе лесных пожаров и внесенных регионами в ежегодный перечень, комплексно.

Планирование и создание объектов противопожарного устройства лесов необходимо осуществлять с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности, наличия зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, использовать естественные противопожарные барьеры, канавы, просеки, пожароустойчивые опушки, а также полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности. Кроме этого, допускается обрезка нижних сучьев деревьев на высоту 1,5-2 метра.

Также направляем разработанные ФБУ ВНИИЛМ типовые схемы противопожарного обустройства территорий без проведения сплошной рубки лесных насаждений, одна из которых была апробирована при обустройстве лесов, поврежденных сибирским шелкопрядом, подверженных риску повреждения лесными пожарами, в нескольких населенных пунктах, расположенных в Нижнеенисейском и Енисейском районах Красноярского края.

Приложение: типовые схемы противопожарного обустройства территорий без проведения сплошной рубки лесных насаждений на 4 л. в 1 экз.

Заместитель Министра природных
ресурсов и экологии Российской
Федерации
С.М. Аноприенко

Приложение
к протоколу
от 11.03.2022 N ИС-13/23

Рекомендации
по противопожарному обустройству лесов вблизи населенных пунктов и территорий (объектов экономики) потенциально подверженных угрозе лесных или ландшафтных (природных) пожаров

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений, в которых вероятно развитие верховых пожаров, находящихся на расстоянии не превышающем 300 м от обустраиваемого населенного пункта и (или) территории.

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству сильно захламленных нарушенных участков лесных земель с большим запасом напочвенных горючих материалов в виде валежа, порубочных остатков и травяной ветоши.

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений, в которых вероятно развитие лесных низовых высокоинтенсивных пожаров.

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений, в которых вероятно развитие лесных низовых пожаров до средней интенсивности.

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений и категорий участков лесных земель, подверженных вероятности развития почвенных пожаров.

Обзор документа

Вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов и внутригородских районов устанавливаются муниципальными актами.

К полномочиям региональных органов относится тушение пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств регионов, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах.

Муниципальные органы ежегодно разрабатывают паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров. Перечень таких населенных пунктов ежегодно устанавливает регион.

Материалы по обоснованию проекта планировки территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капстроительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории должны содержать перечень мероприятий по защите территории от ЧС природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне.

Противопожарные расстояния от зданий и сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород — не менее 30 м. Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных и временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.

Указаны типовые схемы противопожарного обустройства территорий без проведения сплошной рубки лесных насаждений.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: