Статья 2. Некоммерческая организация
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
2.2. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не является иностранным агентом, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:
(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг).
(п. 2.2 в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.
(п. 4 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.
Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Иностранная некоммерческая неправительственная организация, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющая зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, имеет право участвовать в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, по приглашению задействованных в организации и (или) проведении таких мероприятий государственных органов, органов местного самоуправления и (или) организаций, указанных в абзацах седьмом — тринадцатом настоящего пункта.
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
Государственные органы, органы местного самоуправления и (или) организации, указанные в абзацах седьмом — тринадцатом настоящего пункта, при проведении мероприятия с участием иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющей зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, уведомляют о таком участии федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), или его территориальный орган не позднее чем за 10 рабочих дней до проведения указанного мероприятия. Информация о проведении мероприятия с участием иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющей зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
Порядок и сроки размещения информации о проведении мероприятия с участием иностранной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, не имеющей зарегистрированного в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона, структурного подразделения — отделения, а также форма уведомления о проведении мероприятия с участием такой организации утверждается уполномоченным органом.
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
Организациями, которые в соответствии с положениями настоящей статьи вправе пригласить иностранную некоммерческую неправительственную организацию для участия в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, являются:
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
организации, учредителями которых является Российская Федерация или государственный орган;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
публично-правовые компании, государственные корпорации и государственные компании;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
государственные внебюджетные фонды;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
общественно-государственные и государственно-общественные объединения;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
организации, находящиеся под прямым или косвенным контролем государственных органов, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом;
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
организации, созданные на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 409-ФЗ)
(п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
6. Утратил силу с 1 декабря 2022 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Учредители общественной нко 2024
Ст. 15 не распространяется на религиозные организации, Госкомпанию «Автодор».
Статья 15. Учредители некоммерческой организации
П. 1, 1.1 — 1.3 ст. 15 не распространяются на бюджетные и казенные учреждения.
1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 407-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов;
(пп. 5 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
6) организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до отмены такого решения;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 407-ФЗ)
7) лицо, включенное в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 219-ФЗ)
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
1.2-1. Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
(п. 1.2-1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 505-ФЗ)
1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:
1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;
3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Полномочия учредителя бюджетного или казенного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
(п. 3 введен Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ)
4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.
(п. 4 введен Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ)
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РАЗВИТИЯ ФИЛАНТРОПИИ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА РАЗВИТИЯ ФИЛАНТРОПИИ.
Филантроп
- Home
- Анализ
- Законодательство для НКО в 2024 году: что поменялось и что важно знать
Законодательство для НКО в 2024 году: что поменялось и что важно знать
Автор: Константин Воробьев . Published on 24.01.2023 . 03.02.2023
Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Весь предыдущий год некоммерческие организации регулярно сталкивались с новыми требованиями к работе: ответственность за дискредитацию использования вооруженных сил, обновление форм отчетов, правил размещения интернет-рекламы, обработки персональных данных, ужесточение запрета на пропаганду ЛГБТ, закон об иностранных агентах. Тем интереснее, чем встретил нас новый год.
Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев разбирается, какие изменения в законодательстве повлияют на деятельность НКО в 2024 году.
Становятся проще требования к уставам
Внесены изменения в закон о некоммерческих организациях и закон об общественных объединениях. Поправки вступят в силу с 1 марта 2024 года.
Важное событие — НКО смогут действовать на основании типового устава, который утвердит Минюст России.
Это отличная новость для небольших организаций, поскольку это позволит им сэкономить ресурсы (больше не будет нужды тратить время и деньги на подготовку устава), быстрее пройти регистрацию и в дальнейшем не беспокоиться о соответствии устава обновляющемуся законодательству.
В уставе некоммерческой организации теперь можно будет не отражать:
- сведения о филиалах и представительствах;
- порядок внесения изменений (дополнений) в устав;
- источники формирования имущества некоммерческой организации.
Общественным же объединениям можно будет не указывать:
- порядок внесения изменений (дополнений) в устав;
- источники формирования имущества общественного объединения,
- порядок ликвидации объединения, но при условии указания судьбы имущества, оставшегося в результате ликвидации.
Поправки исключают необходимость переписывать в устав положения, которые и так содержатся в законе и применяются по умолчанию.
Помимо этого, закрепили, что учредительным документом любой некоммерческой организации является только устав. Прежде, сохранялись положения о том, что в ассоциациях и союзах к таким документам также относится учредительный договор.
Возобновляются проверки некоммерческих организаций
В 2024 году прекратил действие мораторий на проверки некоммерческих организаций Минюстом России и его территориальными управлениями.
В конце прошлого года на сайте министерства юстиции был опубликован план проведения плановых проверок , где можно узнать когда и к кому проверяющий орган придет с визитом в этом году.
На сайте информационной системы прокуратуры “Единый реестр проверок” также можно найти сведения и о других планируемых проверках организации.
Еще одно нововведение — с 1 января 2024 года для организаций обязательно соблюдение досудебного порядка обжалования решений контрольного (проверяющего) органа.
Так, если вы не согласны с решением территориального управления Минюста, то перед обращением в суд необходимо будет сперва направить жалобу в Минюст России.
О том, какие ошибки чаще всего выявляет министерство юстиции и как их избежать, читайте в нашем материале .
Появляются новые виды поддержки волонтеров и благотворительной деятельности
С 1 января 2024 года изменения касаются и закона о благотворительной деятельности и волонтерстве.
К целям благотворительной деятельности теперь также относятся:
— содействие в оказании медицинской помощи в медицинских организациях;
— содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка.
Напоминаем, чтобы стать благотворительной организацией, достаточно внести изменения в устав:
- в наименовании перед организационно-правовой формой должно быть слово “благотворительный”;
- цели деятельности должны быть ограничены исключительно благотворительными, которые перечислены в статье 2 закона;
- положения о высшем органе управления, в том числе его компетенция, должны полностью соответствовать требованиям статьи 10 закона;
- положения о деятельности, источниках имущества должны полностью соответствовать требованиям статей 10-17 закона.
После регистрации изменений в уставе такая некоммерческая организация будет являться благотворительной. Однако такая возможность есть лишь у фондов, общественных организаций (объединений) и учреждений.
Кроме этого, НКО разрешили оплачивать волонтерам услуги связи — такие выплаты не будут облагаться НДФЛ.
Также волонтерам (их семьям) будет выплачиваться компенсация за счет средств федерального бюджета, если причинен вред их жизни или здоровью при:
1) участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, а также оказании помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, катастроф, социальных и иных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
2) содействии в оказании гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медицинской помощи;
3) участии в поиске лиц, пропавших без вести.
Появились новые правила уплаты налогов
С 1 января 2024 года все организации обязаны применять особый порядок уплаты налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов путем их перечисления в бюджет в виде единого налогового платежа .
Смысл изменений — в возможности перечисления денежных средств в бюджет без детализации в разрезе налогов, которые подлежат уплате налогоплательщиком.
Для этого организации должны перечислять денежные средства на единый налоговый счет в Казначействе, который автоматически открывается и ведется в отношении каждого лица, для исполнения общей обязанности по уплате налогов, сборов и иных выплат.
В составе единого налогового платежа перечисляют практически все обязательные платежи и страховые взносы, за небольшим исключением (взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; НДФЛ с выплат иностранцам, применяющим патент; госпошлин, по которым судом не выдан исполнительный документ).
При этом деньги в счет уплаты какого-либо налога могут быть уплачены как единовременно, так и по частям, но самое важное — успеть внести платеж до наступления срока, установленного законом.
Таким образом, весь процесс выглядит так: первым делом, налогоплательщик представляет в налоговую службу декларации (расчеты), уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов (не позднее 25 числа месяца уплаты налога), затем нужно перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа (не позднее 28 числа), после чего налоговый орган уже распределит платеж в счет уплаты конкретных налогов и взносов, а также по запросу сообщит о признании обязанности налогоплательщика исполненной.
Меняется пониженный тариф страховых взносов
С 1 января 2024 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые обновили подход к начислению и уплате страховых взносов в связи с объединением пенсионного фонда и фонда социального страхования.
- единый тариф страховых взносов, который заменит взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
- предельная база для исчисления взносов (1 917 тысяч рублей на 2024 г.).
Тариф по общему правилу составит 30% в рамках единой предельной базы и 15,1% сверх нее.
При этом новая пониженная ставка в 7,6% будет распространяться на благотворительные организации, применяющие УСН.
Льготу также смогут получить некоммерческие организации, применяющие УСН и фактически осуществляющие деятельность в перечисленных в законе областях:
1) социальное обслуживание граждан;
2) научные исследования и разработки;
5) культура и искусство (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
6) массовый спорт.
Однако есть условие — по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период должны составлять в совокупности следующие виды доходов:
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание организации и осуществление деятельности в предусмотренных областях;
2) доходы в виде грантов на осуществление уставной деятельности;
3) доход от перечисленных в законе видов коммерческой деятельности, в частности, научных исследований и разработок, образования, деятельности в области здравоохранения и т.д.
Важно обратить внимание, что взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены в единый тариф и должны будут уплачиваться отдельно.
Права и обязанности учредителей некоммерческой организации
Деятельность учредителей НКО регулируется ФЗ «Об НКО» №7 от 12 января 1996 года в редакции от 2018 года. Вопрос: Могут ли в состав учредителей некоммерческой организации, претендующей на получение статуса саморегулируемой организации, входить физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями? Должны ли учредители некоммерческой организации входить в состав членов и уплачивать соответствующие взносы?
Посмотреть ответ
Права и обязанности учредителей
- Установление целей и условий работы НКО.
- Утверждение Устава организации и его редакций.
- Назначение руководителя и его отстранение от должности.
- Контроль над деятельностью НКО.
- Приостановка работы субъекта.
- Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
- Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
- Формирование филиалов и представительств.
- Вхождение в различные союзы и ассоциации.
- Законное ведение международной деятельности.
Вопрос: Как изменить состав учредителей общественной организации или иной корпоративной некоммерческой организации?
Посмотреть ответ
У учредителей есть обязанности:
- Внесение имущества и денежных средств.
- Забота о юридической и правовой защите.
- Информационная поддержка.
- Составление методических указаний.
- Обеспечение условий для обучения сотрудников.
- Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
- Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
- Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
- Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
- Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
- Гарантирование безопасности сотрудников.
- Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
- Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.
В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО. Практически все полномочия касаются момента создания организации.
После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО. Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.
Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:
- Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
- Безвозмездное использование услуг организации.
- Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
- Своевременное внесение членских взносов.
- Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
- Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.
ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.
Кто может стать учредителем НКО
Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:
- Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
- Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
- Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
- Лицо, действия которого признаны экстремистскими.
Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.
Вступление в состав учредителей НКО
Для того чтобы вступить в состав учредителей и участников, нужно действовать по этой схеме:
- Составляется протокол, подтверждающий согласие участников на появление нового учредителя.
- Исполнительным органом НКО заполняется заявление в соответствии с формой Р14001.
- Заявление и протокол направляется в Управлении Минюста.
Вступление в НКО не предполагает уплаты пошлины. Рассмотрим основные особенности этой процедуры:
- Если в НКО входят только учредители, протокол о согласии может быть заменен на решение высшего органа управления организацией.
- Вступление в НКО регламентируется частью 4 статьи 15 ФЗ №7 от 12 января 1996 года. Однако в этом законе не дано точного указания на то, что для вступления нужно согласие всех участников. Пояснение дано только в абзаце 2 пункте 6 статьи 123.24 ГК РФ. Если это автономная НКО, нужно единогласное одобрение всех учредителей. Касательно других организаций порядок составления протокола о согласии следует оговорить в уставе.
- Все бумаги, сопровождающие вступление в НКО, нужно направить в территориальное управление Минюста. Соответствующее указание дано в Приказе Минюста №455 от 30 декабря 2011 года.
Если в организации состоит один учредитель, он должен передать свои полномочия другому участнику.
Смена учредителей НКО
Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:
- Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
- В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.
Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.
Выход из состава учредителей организации
Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:
- Заполнение заявления по форме Р14001.
- Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
- В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.
То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:
- Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
- Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
- Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.
Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.
Ответственность учредителя НКО
В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется. Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны.
Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.
Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы.
К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.
Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.
К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.
Ответственность учредителей при ликвидации организации
При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:
- Общественные и религиозные.
- Фонды.
- Партнерства.
- Автономные НКО.
- Товарищество собственников недвижимости.
Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.