Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.05.2023 N 844, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2022 года.
Порядок расчетов по договору теплоснабжения
33. Потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2023 N 671)
(см. текст в предыдущей редакции)
35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)
(см. текст в предыдущей редакции)
34. Плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель или цены, определяемой по соглашению сторон.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения пунктов 33 — 34 настоящих Правил не распространяются на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2016 N 452)
(см. текст в предыдущей редакции)
Под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
34(1). Положения пункта 33 настоящих Правил не распространяются на бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия.
Бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2023 N 671)
(см. текст в предыдущей редакции)
30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 34(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 N 452)
Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).
Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление.
Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).
А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Три изменения, которые ждут собственников квартир в марте 2024 года
В марте 2024 года для собственников квартир ожидается несколько нововведений по части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Разберем подробнее, в чем онизаключаются.
Вводится новый порядок определения нормативов потребления коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества
С 1 марта вступает в силу Постановление Правительства от 13 сентября 2022 года № 1598, которое утверждает новые формулырасчета нормативов потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Раньше они рассчитывались с учетом мощности подключаемого оборудования и удельного расхода ресурсов.
Новые правила ставят в приоритет т. н. метод аналога, который основывается на фактических показаниях счетчиков в домах с аналогичными конструктивными особенностями в аналогичной климатической зоне.
Проще говоря, теперь норматив потребления будет составлять ровно столько, сколько потребляют ресурсов на содержание общего имущества в другом точно таком же доме (прежде всего, это касается воды и электричества). Из комментариев специалистов в области ЖКХ следует, что новые правила позволят приблизить действующие значения нормативов к реальным цифрам фактического потребления коммунальных услуг – и, скорее всего, это выразится в повышении нормативов(а значит, и счетов за содержание общего имущества дома). Действительно, если сравнить старую и новую редакции формул расчета норматива расхода горячей и холодной воды в доме, то раньше из общей площади дома вычиталась площадьмашинных отделений, лифтов, мусоросборников, техподполья и пожарных выходов, а теперь в формуле учитывается вся площадь общедомового имущества (п.
27 постановления Правительства от 23 мая 2006 г. № 306).
Перерасчет платы за общедомовое имущество за прошлый год
Март завершает первый квартал этого года – а это значит, что управляющие организации обязаны закончить в этом месяце перерасчет платы за содержание общедомового имущества.
✔ Научитесь понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании.
✔ Поможете улучшить бизнес и дадите руководителям правильные управленческие решения.
Дело в том, что по новым правилам, которые были введены с 1 сентября 2022 (постановление Правительства от 03.02.2022 № 92), при наличии общедомового счетчика соответствующий коммунальный ресурс будет оплачиваться в течение года по нормативу потребления.
В первом квартале следующего года будет производиться перерасчет с учетом суммарных показаний общедомового счетчика за прошлый год. И если эти показания будут больше, чем норматив потребления, жильцам придется доплатить разницу.
Минстрой недавно выпустил разъяснения, что при проведении перерасчета в 1 квартале 2024 года следует учитывать платежи и данные счетчика за весь 2022 год – несмотря на то, что новые правила были введены только с 1 сентября 2022 года (письмо Минстроя от 03.02.2023 № 2872-ОГ/00).
Работы и услуги, которые относятся к капитальному ремонту дома, будут определять региональные власти
В ст. 166 ЖК перечисляются работы и услуги, которые относятся к капитальному ремонту дома – это: ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт и машинных помещений, ремонт крыши, общедомовых подвальных помещений и фундамента дома. Соответственно, они оплачиваются из средств, собранных на капремонт дома, исходя из минимального размера взноса по конкретному региону.
С 1 марта перечень услуг и работ по капремонту для каждого региона будет утверждаться властями субъекта РФ (закон от 07.10.2022 № 378-ФЗ).
По своему усмотрению регионы могут включитьв этот перечень другие работы и услуги – в частности, по утеплению фасада дома, по установке общедомовых счетчиков, а также системы «умных счетчиков». Также с 1 мартанельзя будет оплатить стоимость капремонта дома без подписи представителей муниципальной администрации и собственников помещений дома (если капремонт проводился на основании решения собственников).
- Задавайте вопросы экспертам — безлимитно.
- Читайте закрытые статьи с инструкциями, чек-листами, бланками и образцами документов — от 40 выпусков в месяц.
- Смотрите вебинары и онлайн курсы — их уже более 600 в подписке и новые появляются регулярно.
Подписка «Клерк.Премиум»— универсальный помощник для бухгалтера.
Следите за нашими акциями и скидками!
Раньше требовалось только согласование акта, без подписи (закон от 16.04.2022 № 100-ФЗ).
- жилищно-коммунальные услуги
- изменения 2024
- нормативы потребления
- общедомовые нужды
- капитальный ремонт
- перерасчет платежей
Пять ошибок в новых формулах для расчёта платы за отопление
Наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец продолжает рассказывать о нюансах нового подхода к расчётам платы за теплоснабжение в домах, где не все помещения оборудованы ИПУ теплоэнергии. Узнайте из нового выпуска онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» об ошибках, обнаруженных в формулах расчёта за отопление.
Ошибка № 1: отрицательные суммы платы при нулевом потреблении
В новом выпуске «ЖКХ: Мечты сбываются» Елена Шерешовец на примерах подробно разобрала возможные ошибки, которые появляются при расчётах за отопление при применении новых формул из приложения 2 ПП РФ № 354:
Размер платы за отопление в многоквартирных домах складывается из двух составляющих: платы за тепловую энергию, потреблённую внутри помещения, и платы за ОДН.
Рассмотрим пример расчётов в случае, если объём ОДН получился отрицательным. В доме – четыре помещения, площадь каждого из них – 50 кв.м. Два помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, а два – нет.
Всего за расчётный период домом потреблено 4,9 Гкал.
Размер платы за отопление в этом случае рассчитывается по формулам 3(1) и 3(7) приложения 2 к ПП РФ № 354:
Первое слагаемое формулы Vi – это индивидуальное потребление, а второе – это ОДН. В нашем примере ОДН получается отрицательным.
Добавим к задаче условие, что в этом же многоквартирном доме есть нежилое неотапливаемое помещение, которое не входит в состав общего имущества собственников в МКД. Например, приватизированная часть подвального помещения.
В таком случае Vi по этому помещению будет равно нулю, поскольку в нём технической документацией дома изначально не предусмотрена установка приборов отопления.
ОДН = 50*(4,9-5)/250 = — 0,02
Если к нулевым показаниям прибавить отрицательный ОДН, то получается, что в нашем примере размер платы собственника этого подвала за отопление в расчётном периоде составит минус 70 рублей:
Рi = (Vi + ОДН) × тариф = (0 + (- 0,02)) × 3500 = — 70 рублей.
- Что делать в случае отрицательного результата?
- зачесть отрицательный результат в будущие расчётные периоды и как, если собственника всегда по оплате будет минусовое значение?
- приравнять минусовое значение к нулю?
Пока нормативные акты не содержат ответов на эти вопросы.
Ошибка № 2: нулевое ОДН в домах с автономным отоплением в квартирах
Рассмотрим ситуацию, когда в многоквартирном доме нет общедомового прибора учёта тепловой энергии, а все помещения оборудованы в установленном законом порядке системами автономного отопления. Тогда в формуле оба значения: и Vi, и ОДН – будут равны нулю.
Vi=0, потому что собственники в своих помещениях не пользуются централизованным отоплением. А ОДН равен нулю, потому что в числителе Sобщее (это площадь всех помещений) минус Sиндивидуальные (это площадь неотапливаемых помещений) тоже будет ноль, так как все помещения в доме неотапливаемые.
В таком случае жители дома не будут платить не только за отопление в собственных помещениях, но и за ОДН. А это противоречит постановлению Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, в котором сказано, что отопление общего имущества нужно оплачивать всегда.
Ошибка № 3: старые формулы для домов с распределителями
Третья ошибка касается формул расчёта платы за отопление в многоквартирных домах с распределителями. Если дом оборудован ОДПУ, а помещения, площадь которых более 50% от общей площади помещений, – распределителями, применяются формулы 3, 3(1) и 3(3) приложения 2 ПП РФ № 354 с корректировкой по формуле 6 (абз. 7 п. 42(1) ПП РФ № 354).
В доме, где все помещения оборудованы распределителями, но нет распределителя на места общего пользования, указанную формулу 3(3) применить невозможно: нельзя разделить объёмы, приходящиеся на индивидуальное потребление, и на ОДН.
Такие же сложности возникают при применении формулы 6 с корректировкой. Она после 1 января 2019 года не менялась и написана ещё под старый алгоритм расчёта платы за отопление без разделения на индивидуальное потребление и ОДН. И опять в НПА пока нет указаний, что делать в таких случаях.
Ошибка № 4: старые формулы для домов с децентрализованным отоплением
Четвёртая ошибка выявляется при расчёте платы за отопление в домах с децентрализованным отоплением и горизонтальной разводкой, когда есть возможность поставить индивидуальный прибор учёта теплоэнергии. Согласно п. 54 ПП РФ № 354, в таких домах расчёт ведётся по формуле 18 приложения 2 ПП РФ № 354.
Но в эту формулу не внесены изменения после постановления КС РФ № 30-П, поэтому в ней не учитываются показания ИПУ в случае, если часть помещений оборудована ими. Собственник помещения в таком доме, поставивший прибор учёта у себя, также может через суд потребовать, чтобы показания счётчика учитывались при расчёте платы за отопление.
Ошибка № 5: отсутствие логики в формулах при расчёте ОДН
Пятая ошибка не математическая: в алгоритме расчёта отсутствует логика. Ведь каждая формула сегодня состоит из суммы объёма тепловой энергии, потраченной на индивидуальные нужды, и объёма ОДН. Вот примеры расчёта ОДН в формулах 2(3), 2(4) приложения 2 к ПП РФ № 354:
В знаменателе формулы от общей площади помещений в доме отнимается площадь неотапливаемых помещений. По логике там должна быть вся площадь дома: и помещения в собственности, и места общего пользования. В том числе и неотапливаемые.
Иначе получается несправедливое распределение.
О нюансах расчёта платы за отопление узнайте на вебинаре
Как отметила Елена Шерешовец, разработчикам новых формул для расчёта платы за отопление удалось убрать очень многие ранее существовавшие проблемы и учесть требования Конституционного суда РФ.
Сегодня законодателям остаётся только доработать несколько пробелов или дать чёткие указания на порядок расчёта в ситуациях, не предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг ПП РФ № 354.
Об этом и других нюансах расчёта платы за отопление по новым формулам Елена Шерешовец расскажет на вебинаре «Как с 1 января 2019 года правильно рассчитывать плату за отопление», который состоится уже 21 марта 2019 года. Присоединяйтесь!