Правительство России не поддержало законопроект, предлагающий ввести процедуру изъятия участков у бесхозяйственных садоводов. Критерии, что считать бесхозяйственностью, планировалось прописать отдельно. Но пока вопрос отложен.
Во многих регионах земельные участки зарастают бурьяном, где их хозяева — не знает никто. / Сергей Михеев/РГ
Инициативу направила для отзыва в правительство страны Самарская губернская Дума.
На самом деле, как рассказывают эксперты, проблема есть. С одной стороны, во многих регионах зарастают бурьяном бесчисленные земельные участки. Где их хозяева, чем занимаются, великая тайна.
Местные власти, правления дачных поселков и просто неравнодушные соседи регулярно задаются вопросами: что делать с такой землей, не передать ли ее в более заботливые руки.
С другой — некоторые садоводы настолько предприимчивы, что начали выращивать на своих дачах деньги. В прямом смысле. Поставили на участке, например, автосервис. Или гостиницу.
Или что-то еще прибыльное. Однако по закону и бесхозяйственность, и предпринимательская активность на дачном участке являются нарушениями. Де-юре это означает, что земля не используется по назначению.
На практике сегодня землю могут изъять — и изымают — у граждан, взявших землю для строительства дома, но так ничего и не построивших
Поэтому Самарская губернская Дума предложила дополнить Закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» нормой, обязывающей собственников садовых и огородных земельных участков использовать земли в соответствии с их целевым назначением. При этом инициатива предусматривает возможность изъятия таких участков в судебном порядке при неиспользовании для ведения садоводства или огородничества в течение трех и более лет подряд. А чтобы не возникало вопросов, что считать бесхозяйственностью, проект наделяет правительство России полномочиями «по установлению признаков неиспользования садовых и огородных земельных участков по целевому назначению и использования их с нарушением законодательства».
Иными словами, правительству предлагалось точно прописать, сколько сорных былинок должно быть на участке и какой высоты бурьян, чтобы хозяина признали лентяем и разжаловали из садоводов. Однако пока вопрос остался в подвешенном состоянии.
Правительственные эксперты обратили внимание, что, во-первых, закон и сегодня обязывает использовать садовые и огородные участки по целевому назначению. Теоретически, если дачник в течение длительного времени палец о палец не ударил на своем участке, его и сегодня могут оштрафовать. Росреестр активно следит за целевым использованием земли: мониторинг проводится в том числе с помощью беспилотников.
При этом, и это во-вторых, Гражданский кодекс не предусматривает принудительного изъятия садовых и огородных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению. А без поправок в ГК нельзя ставить вопрос об изъятии участков. Но это, скорее, технические замечания. Главное: авторы проекта пока не убедили представителей правительства, что такие нормы вообще нужны.
Требуются дополнительные обоснования.
Тем не менее многие эксперты уверены, что вопрос до конца не снят. Вице-президент Гильдии российских адвокатов Никита Филиппов напомнил, что сегодня ГК разрешает принудительно изымать земли, если участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет. Таким образом, если человеку выделили участок для строительства дома, то так и не начавший строительство хозяин рискует остаться без земли.
Однако если участок выделен для садоводства, изъять его у бесхозяйственных владельцев сегодня нельзя.
При этом Никита Филиппов обратил внимание, что число дел об изъятии земельных участков на практике растет.
«В случае если земельный участок предназначен для жилищного или иного строительства, а строительство на нем не началось, то землю могут изъять (284 ГК РФ), — говорит Никита Филиппов. — Например, в Волгоградской области гражданин в связи с изъятием у него участка обратился в суд за защитой своих интересов, но судебная инстанция подтвердила правомерность изъятия, указав, что основанием явилось длительное неиспользование гражданином участка (более девяти лет), предоставленного для жилищного строительства».
Любопытно, что ответственности за то, что человек не достроил дом на своем собственном участке, нет. «К действиям, связанным с освоением земельного участка, предназначенного для жилищного и иного строительства, можно отнести получение технических условий на присоединение к объектам инженерной инфраструктуры, осуществление работ по выполнению технических условий, проектирование, направление уведомления о начале строительства или получение разрешения на строительство, проведение работ подготовительного периода строительства и т.д, — поясняет адвокат. — В то же время в Гражданском кодексе, например, есть специальная норма о том, что если земельный участок получен от государства в аренду для строительства и строительство в установленный срок не завершено, то договор аренды может быть расторгнут, а недострой, находящийся в частной собственности, изъят».
Впрочем, гораздо чаще за задержку начала строительства назначается штраф.
«Необходимо учитывать, что изъятие земельного участка является исключительной мерой», — подчеркивает Никита Филиппов. По его словам, собственник участка должен быть заблаговременно предупрежден о допущенных нарушениях. Без соблюдения установленной процедуры, включающей проведение проверки органом земельного надзора, установление срока для устранения выявленных нарушений и последующее привлечение виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания, изъятие может быть признано незаконным.
Более распространены дела, когда изымаются сельскохозяйственные земли у граждан, собиравшихся заняться фермерством, но так и не собравшихся. Раз процедура изъятия земельных участков в принципе уже отрабатывается, эксперты не исключают, что рано или поздно вопрос решится и с садовыми участками.
Участок не обременен третьими лицами 2024
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
1. Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
3. Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.
4. Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.
5. Если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
(в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 269-ФЗ, от 13.06.2023 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Безвозмездным является публичный сервитут, установленный:
1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;
3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.
7. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
8. Плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 настоящего Кодекса. Плата за публичный сервитут вносится в депозит нотариуса единовременным платежом.
9. В случае досрочного прекращения публичного сервитута внесенная за него плата не подлежит возврату, за исключением случаев, предусмотренных соглашением об осуществлении публичного сервитута.
10. В счет платы за публичный сервитут не засчитываются и возмещаются независимо от такой платы:
1) убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами;
2) иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (в том числе вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии).
11. Убытки, указанные в пункте 10 настоящей статьи, возмещаются правообладателю земельного участка обладателем публичного сервитута в течение тридцати дней со дня обращения правообладателя земельного участка с требованием об их возмещении.
12. Случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Участок не обременен третьими лицами 2024
Ст. 4 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
Ст. 4 применяется до 31.12.2024 включительно.
Статья 4. Особенности отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры
(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сведения об отнесении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения (за исключением случая, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в целях строительства, реконструкции объекта инфраструктуры вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по заявлениям указанных в части 2 настоящей статьи лиц на основании утвержденной документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
2. С заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных частью 1 настоящей статьи сведений вправе обратиться:
1) лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен для целей размещения объекта инфраструктуры;
2) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об утверждении документации по планировке территории объекта инфраструктуры;
3) юридическое лицо, созданное Российской Федерацией, юридическое лицо, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов, принявшие решение о подготовке документации по планировке территории объекта инфраструктуры;
4) иное, не указанное в пунктах 1 — 3 настоящей части лицо при наличии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей размещения объекта инфраструктуры такому лицу.
3. Лица, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 настоящей статьи, вправе обратиться с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных частью 1 настоящей статьи сведений с даты утверждения документации по планировке территории в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута).
4. Публичные сервитуты для целей строительства, реконструкции объектов инфраструктуры устанавливаются в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
5. Публичные сервитуты наряду со случаями, предусмотренными статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, могут устанавливаться:
1) для строительства линейных объектов инфраструктуры (за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования), реконструкции объектов инфраструктуры;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, в том числе:
а) прохода, проезда, а также провоза строительных и иных материалов через земельный участок;
б) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;
в) проведения необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв и для подобных целей работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений (за исключением случаев, если такие защитные сооружения, защитные лесные насаждения делают невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования).
6. Не допускается установление публичного сервитута для целей, предусмотренных пунктом 1, подпунктом «а» пункта 2 части 5 настоящей статьи, в отношении земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения. Установление указанного публичного сервитута в отношении особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения допускается при условии выполнения мероприятий по охране окружающей среды.
7. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта инфраструктуры.
8. Решение об установлении публичного сервитута в случаях, предусмотренных настоящей статьей, принимают уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории объекта инфраструктуры.
8.1. В случае необходимости установления в соответствии с настоящей статьей публичного сервитута для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры соглашение об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с застройщиком такого объекта инфраструктуры в соответствии с земельным законодательством.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ)
9. В случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Новые правила выдачи выписки ЕГРН с 1 марта 2024 года
С 1 марта 2024 года выписка из ЕГРН предоставляется третьим лицам без информации о собственнике недвижимости. Теперь посторонний человек не может получить выписку ЕГРН с ФИО владельца квартиры, дома или земельного участка без его согласия. В этом материале более подробно разберем, как изменились выписки с 1 марта и есть ли шанс заказать выписку из ЕГРН с данными собственника.
Что изменилось в выписках ЕГРН с 1 марта 2024 года?
Новые правила выдачи выписки ЕГРН с 1 марта 2024 года закрепили в ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» . Главной причиной изменений Росреестр назвал защиту персональных данных собственников недвижимости. Ранее свободным доступом к данным владельца недвижимости нередко пользовались мошенники. Например, любой человек мог узнать почти все о квартире одинокого пожилого человека, подделать документы и без его ведома продать жилье.
Теперь это сделать сложнее, так как в выписках с 1 марта вместо ФИО есть фраза «физическое лицо». При этом изменения в правилах выдачи ЕГРН с 1 марта 2024 года не относятся к юридическим лицам. Если недвижимостью владеет какая-либо компания, любой человек сможет увидеть ее название в выписке из ЕГРН.
Последствия изменений в выписках ЕГРН с 1 марта 2024 года
Росреестр сообщил, что при подготовке закона учитывали мнения и опыт представителей профессионального сообщества. С февраля 2024 года ведомство провело подготовительные мероприятия для банков, риэлторов и предпринимателей. С ними обсудили все нюансы проведения сделок после того, как изменения в законе вступят в силу. Однако на деле выписка из Росреестра с 1 марта 2024 года вызвала много вопросов у представителей рынка недвижимости.
Многие обеспокоены, что теперь сроки сделок существенно увеличатся. Некоторые риэлторы переживают, что сделки станут менее прозрачными, появятся новые схемы мошенничества. Однако есть и те, кого изменения вовсе не пугают. Мы пообщались с экспертами.
И вот, что они ответили. «Любое изменение в законодательстве, любой кризис возбуждает креативный мозг мошенников. Риски такие, конечно же, есть, но в небольшой степени.
Если запросить выписку ЕГРН у продавца, изучить собственника и объект недвижимости, то для профессионала новые изменения не представляют сложности. У меня в марте прошло порядка 4-х сделок. Просто раньше это было оперативнее.
Мы самостоятельно заказывали выписки из ЕГРН и быстро получали информацию. Сейчас мы обращаемся к продавцам недвижимости, и они заказывают эти выписки через Госуслуги или МФЦ» , – комментирует ситуацию независимый риэлтор Татьяна Буторина. По словам специалиста, в новом виде выписка ЕГРН на квартиру или любую другую недвижимость информативна. Там есть общие параметры объекта (адрес, кадастровый номер, этаж, площадь, планировка), указаны обременения. Это минимальный набор нужной информации для проверки недвижимости.
Тем не менее для проведения безопасной сделки Татьяна рекомендует советоваться с экспертами: «Можно обратится к опытному юристу, который специализируется именно на сделках с недвижимостью, либо к профессиональному агенту» . Не пугают изменения в выписках с 1 марта и директора АН «Корифей» Ольгу Ширыкалову. По ее мнению, изменения в выписках из ЕГРН с 1 марта 2024 года никак не отразятся на работе риэлтора. А вот продавца недвижимости заставят быть серьезнее. «Ситуация добавляет больше ответственности со стороны продавца, потому что он сейчас сам должен заказать и предоставить выписку. Это ничуть не усложняет и не удлиняет сделки.
Никакие обходные пути здесь не нужны. Это недвижимость, это большие деньги, поэтому у всех должна быть равная, понятная и четко прописанная ответственность. Единственный неудобный момент: если у человека нет Госуслуг, нужно пойти за выпиской в МФЦ» , – говорит Ольга Ширыкалова. А вот директор АН «Партнер Недвижимость» Оксана Черепанова считает, что ситуация поменялась не в лучшую сторону. Она обращает внимание на то, что теперь риэлторы могут проверить данные самостоятельно лишь онлайн.
Такая информация может быть недостоверна. Более того, бывали случаи, когда при заказе выписки из ЕГРН через Госуслуги сами собственники получали неверные данные. Впрочем, это еще не все нюансы.
«Есть проблема по продажам и покупкам комнат. Сейчас искать собственников соседних комнат очень сложно, потому что даже ЕГРН с их личными данными заказать мы не можем. Есть вариант заказывать ЕГРН через нотариуса, но не все сделки нотариальные.
Также банки по ипотечным сделкам раньше могли сами заказать выписку, а сейчас они это сделать не могут. Это возможно только с согласия собственника», – продолжает Оксана Черепанова. Эксперт уточняет, что здесь пострадали риэлторы, банки и все структуры, которые не могут заказать выписку из ЕГРН с 1 марта 2024 года без участия правообладателя: « В общем, одни сплошные минусы, ни одного плюса пока не увидели во всей этой ситуации».
Как получить выписку ЕГРН с 1 марта с ФИО собственника?
Заказать выписку из ЕГРН с 1 марта собственнику можно онлайн на сайте Росреестра и в отделении ведомства, в личном кабинете на сайте Госуслуг и в ближайшем МФЦ. В такой выписке будут отражены ФИО владельца недвижимости. Свою личность он подтвердит с помощью паспорта. Кроме того, помимо собственника, есть некоторые категории граждан, которые могут получить полную выписку с 1 марта.
Разберемся, у кого есть такая возможность.
Кому доступны данные о собственнике в выписке с 1 марта?
- лица, у которых есть доля в праве общей собственности;
- супруг или супруга правообладателя;
- собственники смежного участка земли;
- собственники надела, если на их участке стоит чужой дом;
- собственники дома, если он построен на чужом земельном участке;
- арендаторы, которые снимают квартиру по договору найма;
- обладатели сервитута на объект, в отношении которого он установлен;
- наследники;
- арбитражные управляющие;
- залогодержатели недвижимости;
- нотариусы;
- кадастровые инженеры;
- представители госструктур и т.д.
Важно! Чтобы получить выписку с 1 марта с ФИО собственника через нотариуса, придется доказать, что вам необходима эта информация. Таким доказательством может служить предварительный договор купли-продажи.
Может ли собственник открыть информацию о себе в выписке из ЕГРН с 1 марта?
Собственник добровольно может открыть личную информацию для третьих лиц в выписке с 1 марта. Для этого нужно подать заявление об открытии персональных данных в Росреестр. Владелец может сделать это лично или доверить общение с Росреестром другому человеку по доверенности.
Данные о собственнике в выписке ЕГРН после 1 марта 2024 года становятся открытыми через 3 рабочих дня с момента обращения. Заявление можно сделать как для определенного объекта недвижимости, так и для нескольких. Еще есть опция, когда можно открыть информацию в отношении всех объектов недвижимости, которые будут регистрироваться на собственника в будущем. Подать заявление в Росреестр об открытии личных данных можно несколькими способами:
- лично в отделении Росреестра или на сайте ведомства;
- в ближайшем МФЦ.
Рассмотрим, как открыть сведения из ЕГРН с 1 марта 2024 года на сайте Росреестра.
Шаг 1. Авторизоваться в личном кабинете.
Шаг 2. Открыть вкладку «Мои объекты». Если вы являетесь собственником недвижимости, данные о ней будут отражены в разделе.
Шаг 3. Выбрать нужный объект (нажать на него кнопкой мыши).
Шаг 4. Далее кнопка «Действия» и функция «Иные услуги».
Шаг 5. Из списка услуг выбрать «Внесение записи о возможности предоставления третьим лицам персональных данных». Сервис предложит заполнить анкету и выбрать нужный вариант записи. Можно открыть или закрыть доступ к сведениям на один объект недвижимости или несколько.
Что делать с выпиской из ЕГРН без ФИО собственника?
Без ФИО собственника выписка ЕГРН после 1 марта по-прежнему является важнейшим документом. Она содержит много полезной информации об объекте недвижимости. Благодаря выписке из ЕГРН вы сможете:
- проверить характеристики объекта (адрес, кадастровый номер, площадь, этаж, планировку);
- уточнить, есть ли обременения и ограничения на объект, которые помешают покупке или продаже недвижимости (это может быть арест, ипотека, запрет на регистрацию и пр.);
- узнать кадастровую стоимость;
- посмотреть реквизиты договора, на основании которого продавец приобрел жилье;
- проверить отметку о запрете госрегистрации без собственника, если от его имени выступает доверитель;
- убедиться, что нет галочки в пункте «Правопритязания и сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений», если никаких регистраций не заявлено.
Самый легкий и быстрый способ получить данные из ЕГРН с 1 марта 2024 года – заказать выписку на сайте или в приложении ЕГРН.Реестр . Вам не потребуется заполнять большую анкету. Хватит лишь кадастрового номера или адреса недвижимости, телефона и электронной почты. Полная выписка на недвижимость будет стоит всего 350 рублей.
Это дешевле и быстрее, чем заказывать выписку из ЕГРН в МФЦ или в Росреестре.
Кроме того, в выписке будет ЭЦП Росреестра. А это значит, что в различных инстанциях документ тоже примут. Поэтому он удобен не только для личного ознакомления.
Его можно получить, чтобы проверить квартиру, дом или земельный участок быстро. Документ будет у вас на руках через полчаса или чуть дольше, если возникнут проблемы с отгрузкой.