Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия 2024

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

  • Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
  • Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

В ст. 91 УК РФ раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия, которые могут быть применены при освобождении от уголовной ответственности. Думается, что эти меры нельзя разделить на более строгие и менее строгие, может быть, за исключением предупреждения, поскольку все они несут определенные правоограничения и их сущность состоит не в строгости и количестве правоограничений, а в направленности на достижение цели исправления несовершеннолетнего, при их различном сочетании, обеспечивающем наибольший эффект воздействия.

И все-таки, несмотря на сказанное, самой мягкой мерой воздействия является предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение обладает чисто психологическим воздействием на несовершеннолетнего, освобожденного от уголовной ответственности.

Более того, это одна из мер воздействия, которая не может повлечь отмены мер воспитательного воздействия, ибо не налагает на освобожденного никаких обязательств, тем более исполнение которых можно было бы проконтролировать.

Поэтому предупреждение целесообразно применять, если имеется убежденность, что несовершеннолетний осознал совершенное им деяние, действительно раскаялся в его совершении, пытался или загладил причиненный вред. В этом случае суд обязан разъяснить несовершеннолетнему пагубность его поведения, его антисоциальную значимость, показать, какие страдания им причинены потерпевшим, разъяснить последствия совершения нового преступления. Этим самым выражается негативная оценка поведения несовершеннолетнего судом от имени государства.

Предупреждение осуществляется в устной форме, после чего у несовершеннолетнего отбирается письменное обязательство с указанием того, что суть предупреждения ему ясна. И все же следует заметить, что только предупреждение без иных мер воспитательного воздействия может оказаться недостаточно эффективной мерой. Поэтому на практике оно нередко сочетается с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Другой принудительной мерой воспитательного воздействия является передача несовершеннолетнего под надзор, которая состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Суд должен располагать характеризующим материалом на родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

Исходя из текста закона, следует сделать вывод о том, что несовершеннолетний, освобожденный от уголовной ответственности, не наделяется по сравнению с остальными законопослушными гражданами никакими обязанностями, кроме имеющихся для всех общих обязанностей не совершать правонарушений. Сущность рассматриваемой принудительной меры, как было указано выше, состоит в возложении обязанности по воспитательному воздействию, но, естественно, не на несовершеннолетнего, а на иных лиц или органы. Отсюда возникает вопрос: может ли освобожденный от уголовной ответственности несовершеннолетний не исполнить, а тем более систематически, обязанность, которая на него не возлагалась?

Ответ, думается, очевиден. Поэтому, исходя из буквы закона, и при применении рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия ее отмена невозможна и, следовательно, дополнительные негативные последствия совершения нового преступления просматриваются не очень четко.

В соответствии с законом обязанность по воспитательному воздействию может быть возложена и на определенные специализированные государственные органы, в частности на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые в установленных законом случаях осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних, посещают их по месту жительства, контролируют посещение ими учебного заведения, проводят воспитательные беседы и т.д., а также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также выполняют иные функции по работе с несовершеннолетними .

См.: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» // Бюллетень текущего законодательства. 2000. N 3. С. 80.

Возложение обязанности загладить причиненный вред следует применять с учетом характера причиненного вреда и возможностей несовершеннолетнего по восполнению этого вреда, устранению его последствий, иному заглаживанию.

Так, если заглаживание вреда состоит в возмещении ущерба, необходимо, чтобы несовершеннолетний обладал соответствующими материальными возможностями. Если заглаживание следует осуществить, например, восстановлением поломанной вещи, необходимо, чтобы виновный обладал соответствующими физическими способностями и определенными навыками. Правда, следует отметить, что закон не запрещает загладить любой причиненный вред путем его денежной компенсации, особенно с согласия потерпевшего. Формальным препятствием здесь может быть только категорическое указание суда о способе заглаживания вреда. Поэтому возложение обязанности загладить причиненный вред, например путем починки поломанного забора, исключает возможность иного способа исполнения обязанности.

В этой связи в постановлении было бы целесообразно указывать, какой вред должен быть заглажен, и определять возможные способы его заглаживания. В противном случае по вопросу о заглаживании причиненного вреда могут возникнуть неясности по поводу исполнения этой обязанности.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего по существу представляют собой возложение на несовершеннолетнего определенных обязанностей с тем, чтобы несовершеннолетний как можно больше занимался общественно полезным делом, не имел возможности (или такая возможность была бы сокращена) общаться с отрицательно влияющим на него окружением, посещать те места, где сосредоточены азартные игры, практикуется иное антиобщественное поведение. Другими словами, ограничение досуга имеет целью оградить несовершеннолетнего от соблазнов «легкой», «красивой», «элитной» жизни, которая нередко связана или граничит с криминалом.

Исходя из этого, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень особых требований не является исчерпывающим, и суд может установить и иные требования в отношении несовершеннолетнего, если сочтет их необходимыми для его исправления.

26 февраля 2005 г. Федоров В.Б. задержан в качестве подозреваемого в порядке статей 91 и 92 УК РФ, в этот же день проведен досмотр его личных вещей и он допрошен в качестве подозреваемого. 27 февраля 2005 г. постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска в отношении Федорову В.Б. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 4 марта этого же года ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «г» части 3 статьи 228.1, частью 1 статьи 30, пунктом «г» части 3 статьи 228.1 УК РФ, и он допрошен в качестве обвиняемого. 18 апреля 2005 г. Федорову В.Б. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 228.1, пунктом «б» части 2, пунктом «а» части 3 статьи 228.1, частью 1 статьи 30, пунктом «б» части 2, пунктом «а» части 3 статьи 228.1 УК РФ, и он допрошен в качестве обвиняемого. 30 июня и 6 октября 2005 г. он дополнительно допрошен в качестве обвиняемого.

Рекомендация  Переход права собственности в случае смерти гражданина 2024

15 ноября 2005 г. Федорову В.Б. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 210, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1, частью 3 статьи 30, пунктами «а», «г» части 3 статьи 228.1 и др. Уголовного кодекса Российской Федерации, и он допрошен в качестве обвиняемого.

Популярные законы

  • Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 04.08.2023) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Следственном комитете Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
  • Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
  • Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
  • Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
  • Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  • Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ (ред. от 10.01.2002) «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
  • Закон РФ от 09.10.1992 N 3618-1 (ред. от 13.06.1996) «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации»

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Комментарии к ст. 91 УК РФ

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Оно должно содержать нравственную и юридическую оценку содеянного. Как правило, предупреждение объявляется судьей в помещении суда.

Однако с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, общественного резонанса и других моментов оно может быть объявлено: на собрании учебного или трудового коллектива, по месту жительства несовершеннолетнего и т.д.

Об объявлении предупреждения делается запись в уголовном деле.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ; она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усилить контроль за свободным временем ребенка.

Эта мера целесообразна в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, т.к. иначе теряется смысл этой меры.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 по этому поводу указано: «Решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо, например, истребовать данные, характеризующие родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего. При этом должно быть получено согласие родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор» (п.

34).

Когда данные лица в силу ряда причин не способны осуществлять контроль за поведением подростка, обеспечивать правильное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор специализированному государственному органу. В настоящее время им является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного самоуправления.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Строго говоря, законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить — значит смягчить, преуменьшить вред, который причинен потерпевшему. Закон не определяет и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным.

Однако содержащееся в ч. 3 комментируемой статьи указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки свидетельствуют о том, что законодатель в первую очередь имеет в виду имущественный ущерб. Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток достиг 15-летнего возраста; имеет самостоятельный доход (стипендию, пенсию и т.д.) либо соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими собственноручно устранить причиненный вред (отремонтировать поврежденные вещи, привести в надлежащий вид помещение и т.д.). Способ, которым заглажен причиненный вред, значения не имеет (возмещение деньгами, замена испорченного предмета качественной вещью, установка демонтированного оборудования и т.д.).

Возмещение ущерба осуществляется добровольно через судебного исполнителя.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в т.ч. связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Рекомендация  Отпуск за свой счет без сохранения к заработной платы и содержания заявление 2024

Закон содержит примерный перечень возможных ограничений. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка, его участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учебы или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости, взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и т.д.

Так случается в жизни, что наши дети, которые не достигли совершеннолетия, оступаются, совершают поступки, какие идут в разрез с законом, нанося вред окружающим людям или обществу.

И не всегда это относится к подросткам из так называемых «неблагополучных семей».

Довольно часто дети довольно респектабельных, уважаемых людей совершают преступления, хотя внешне, кажется, что не нуждаются ни в чем. Может быть, недостаток человеческого внимания, может желание выделиться перед сверстниками, да еще много каких причин, по которым подросток может попасть не в ту жизненную колею.

  • вред, который был нанесен в результате действий, противоречащих нормам общества и закона довольно незначительный;
  • в итоге от совершенного противозаконного деяния нет тяжких или особо тяжких последствий для потерпевших, —

в таких случаях, государство, старается уберечь этих подростков от реального уголовного наказания и лишения свободы.

Именно с целью переубедить, поменять отношение к жизненным позициям и поведению в обществе применяются к несовершеннолетним лицам, совершившим противоправные деяния, принудительные меры воспитательного характера.

Кроме того, применение этих мер принудительного характера может помочь перевоспитать подростка или уберечь его от совершения новых преступлений.

Остановимся чуть конкретнее на некоторых мерах, применяемых к подросткам, которые совершили незначительные по своим последствиям преступления, имеющие принудительный характер воспитательного значения.

Применяя меры воспитательного характера, закон дает шанс оступившемуся подростку быть освобожденным от привлечения к уголовной ответственности даже в тех случаях, когда совершенные им деяния квалифицируются по разрядам уголовных преступлений. Также, применяя к нему принудительные меры воспитания, государство дает возможность не начинать выход во взрослую жизнь подростка с отбытия наказания в местах лишения свободы и быть освобожденным от реального наказания, которое понесут взрослые люди, совершившие аналогичное преступление.

Предупреждение несовершеннолетнего

Одним из самых лояльных мер, в тех случаях, когда ваш несовершеннолетний ребенок совершит поступок, который относится к уголовным преступлениям, является именно предупреждение несовершеннолетнего.

Суть его заключается в том, что представитель правоохранительных органов, который работает с несовершеннолетними подростками, проводит предупреждающую беседу. В своей беседе он доступным языком объясняет все неотвратимые последствия, которые ждут любого человека, вставшего на преступный путь. Применение этой самой легкой из мер воспитательного характера возможно, когда преступление по своим последствиям довольно незначительное и на лицо раскаяние в содеянном преступлении подростка.

После проведенной беседы, желательно, чтобы подросток написал собственноручно обязательство, в котором обязательно нужно отметить, что он хорошо понял смысл того, о чем его предупредили.

Подписывается этот документ, как подростком, так и лицом, проводившим с ним предупреждающую беседу.

Это откладывает свой отпечаток и несет дополнительную ответственность перед подростком уже в том, что необходимо соблюдать подписанный документ.

Передача несовершеннолетнего под надзор

Кроме предупреждения подростка, в тех случаях, когда преступил закон несовершеннолетний ребенок из довольно благополучной семьи, есть смысл отдать его под надзор родителей или людей, которые фактически его воспитывают или заменившими ему родных отца и мать. Это может принести положительный эффект лишь в тех случаях, когда между взрослыми членами семьи и подростком складываются дружелюбные, доверительные отношения и ребенок прислушивается к мнению родителей.

Чтобы вынести постановление о передаче подростка, совершившего преступление небольшой или средней тяжести под надзор родителей, суд должен собрать характеристики людей, которым будут отданы полномочия вести контроль над поведением подростка.

При передаче полномочий надзора родителям или лицам, их заменяющим, разъясняются все возложенные на них обязанности и права, после чего оформляется документально в письменном виде под роспись.
Как само собой разумеющееся, имеется в виду согласие родителей брать контроль над подростком.

В тех случаях, когда образ жизни взрослых членов семьи подростка, вставшего на скользкую дорожку преступлений, дает повод усомниться в том, что ними может быть осуществлен надзор несовершеннолетнего, эта функция возлагается на государственный орган, специализирующийся в этих вопросах, к примеру, инспекцию по делам несовершеннолетних.

Инспектор регулярно в таких случаях посещает, так сказать, «трудного» подростка дома, в школе, контролируют его поведение и провождение досуга, проводят профилактические беседы.

Срок, на который может быть вынесено постановление или определение суда о взятии подростка под надзор может составлять от двух месяцев до трех лет и вплоть до его совершеннолетия.

Обязанность загладить причиненный вред

Еще одной мерой, носящей принудительный характер, но в то же время воспитательное воздействие на подростка, совершившего преступление и нанесшего тем самым вред потерпевшим как имущественного, так и морального характера, — это обязать его возместить. Хотя бы даже частично нанесенные затраты или ущерб, выраженный в материальной части.

Но, принимая эту меру, необходимо принимать во внимание, есть ли у подростка какие-то постоянные доходы.

Это возможно, к примеру, если шестнадцатилетний подросток подрабатывает или получает стипендию. Принимая постановление о принятии конкретной меры обязать загладить причиненный вред, важно не переусердствовать, чтобы не поставить подростка в затруднительное положение по выполнению обязательства, и не толкнуть на новое преступление.

Обязанность загладить причиненный вред может быть исполнена, если провинившийся подросток отремонтирует своими руками какую — то технику или предметы обихода, если у него есть навыки, и он умеет это делать. Также возможен вариант замены более — менее равноценной вещью, какая принадлежит лично подростку, который нанес вред.

В тех случаях, когда подросток не имеет никаких доходов, возложение обязанности загладить причиненный вред потерпевшим по определению суда переходит полностью или частично родителями, или лицами, которые их заменяют.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

Кроме вышеперечисленных мер принудительного воспитательного воздействия, как впрочем, и наряду с ними, к подростку применяют ограничение досуга или предъявляются особые требования поведения подростка, уже раз совершившего преступление, хотя и не имевшее тяжких последствий для окружающих.

К таким мероприятиям могут быть отнесены: посещение каких-то конкретных увеселительных заведений, возможность управлять автотранспортом (мопеды, мотоциклы, скутера), запрет на выезд за город даже в выходные дни, запрет на выезд из города, скажем на каникулы, запрет на выход на улицу после определенного времени и многие другие нюансы.

Если же подросток будет систематически нарушать возложенные на него ограничения, он после письменного уведомления, с которым его ознакомят под роспись, может оказаться в реальных местах лишения свободы. Об этом необходимо уведомить несовершеннолетнего, который вполне возможно, в силу возрастных особенностей, не совсем четко отдаёт себе отчет о последствиях нарушения мер принудительного характера воспитания.

Вместо заключения

Важно помнить, что как говорится «От сумы и от тюрьмы – не зарекайся!»

В любой семье может случиться беда. И ваш ребенок то ли под влиянием своих друзей, то ли от недостатка вашего внимания, может попасть в жизненную переделку и совершить деяния, о которых, может быть, со временем, сильно пожалеет.

Рекомендация  Статья 57 ГПК РФ. Представление и истребование доказательств 2024

Именно, чтобы не сломать судьбу подростка, который осознал свою вину в содеянном преступлении, предусмотрены принудительные меры, способные повлиять на перевоспитание подростка.

Какую именно из мер определить в конкретном случае, принимая во внимание все нюансы: от вида преступления, до семьи, где воспитывался подросток, принимает суд, вынося определение или постановление о назначении таких мер.

В отдельных случаях могут применяться несколько мер по совокупности.

Статья 90 УК РФ. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Комментарии к ст. 90 УК РФ

1. От уголовной ответственности несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным. При этом надо иметь в виду, что при применении общих видов освобождения учитываются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК).

Указанные основания не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним (см. коммент. к ст.

94). К лицам, не достигшим 18-летнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

2. Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим 18 лет. Согласно ч. 1 комментируемой статьи освобождение подростка от уголовной ответственности возможно при наличии двух обстоятельств:

1) деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

2) исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

3. Освобождение от уголовной ответственности возможно на любой стадии судопроизводства. Согласно ст. 427 УПК РФ если в ходе предварительного расследования уголовного дела небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование и возбудить перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия.

Соответствующее постановление вместе с уголовным делом руководитель следственного органа или прокурор направляет в суд.

Прекращение уголовного преследования не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.

4. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, в целях их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступление, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти.

По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается прежде всего путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения.

Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности.

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения — принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары.

Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не достигшим 18-летнего возраста на момент их назначения. Достижение лицом совершеннолетия исключает их применение.

5. Комментируемая статья предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

6. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в комментируемой статье.

7. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетних (п. п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90) предусматривается продолжительностью от одного месяца до двух лет — при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст.

90).

8. В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90).

Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия является условной мерой.

9. Федеральный закон от 21.05.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязывает органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (п. 13 ч. 1 ст. 5).

В указанную систему входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов; органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации; органы управления образованием; органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости, органы внутренних дел.

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.

3177.