Статья 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины 2024

НК РФ Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 333.36 НК РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

Пп. 4.1 п. 1 ст. 333.36 распространяется на правоотношения, возникшие с 12.04.2021 (ФЗ от 28.06.2022 N 209-ФЗ).

4.1) истцы — потерпевшие по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, — по искам о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных лицами, совершившими указанное административное правонарушение и имеющими судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, при условии совершения таких деяний одним и тем же лицом в отношении одного и того же лица;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 209-ФЗ)

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительные органы федеральной территории «Сириус», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»;

(в ред. Федеральных законов от 01.02.2016 N 8-ФЗ, от 17.02.2021 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка — при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»;

(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 490-ФЗ)

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

(пп. 21 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 333.36 НК РФ. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям (действующая редакция)

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

Рекомендация  Статья 385 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N

4.1) истцы — потерпевшие по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, — по искам о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных лицами, совершившими указанное административное правонарушение и имеющими судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, при условии совершения таких деяний одним и тем же лицом в отношении одного и того же лица;

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительные органы федеральной территории «Сириус», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»;

16.1) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка — при совершении действий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»;

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства;

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Статья 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарии к ст. 89 ГПК РФ

1. Исходя из установленных законом общих льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

а) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

б) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.

2. Основанием для предоставления таких льгот является удостоверение установленного образца (п. 11 и 12 ч. 1 и ч. 2 ст. 333.35 НК РФ).

3. Согласно же ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

6) организации и физические лица — при подаче в суд:

— заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

— жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

— частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

7) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

8) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

10) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

11) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

12) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей (п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», пп.

Рекомендация  Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим производится судом с обязательным участием

13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ) ;

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

13) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

14) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

15) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

16) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

17) заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

18) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;

19) физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, — при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов.

4. Когда же государственные органы выступают в качестве ответчиков, они уплачивают государственную пошлину при подаче кассационных и апелляционных жалоб на решения судов на общих основаниях, то есть в размере, установленном подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. [Электронный ресурс].

М., 2005.

5. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом нижеуказанных положений (правил, закрепленных в п. 3 ст. 333.36 НК РФ), то есть когда цена иска не превышает 1 000 000 рублей, освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей, или, иначе, потребители — по всем искам, связанным с нарушением их прав (п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 333.36 НК РФ) ;

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

6. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, перечисленные в вышеуказанном пункте (п. 2 ст. 333.36 НК РФ), освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подп. 1 п. 1 ст.

333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

7. По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов .

См.: О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

8. Государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, когда они выступают в процессе в защиту государственных интересов, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков. Само же обращение в суд названных органов может быть как в форме подачи заявления, так и в форме подачи кассационной жалобы на решение суда, в том числе и в случаях, когда государственные органы участвуют в деле в качестве ответчиков .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1999 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 1999 года.

9. В силу закона истцы по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты судебных расходов. Однако в случае удовлетворения иска суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ обязан взыскать с ответчика пошлину в доход государства (если он не освобожден от ее уплаты).

10. Государственная пошлина не взимается при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

11. При рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 — 1996. М.: Юрид. лит., 1997.

С. 171.

12. Суды общей юрисдикции или мировые судьи исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ (ч. 2 ст.

333.20 НК РФ).

13. Вопрос об освобождении сторон по гражданскому делу от судебных расходов разрешается при приеме искового заявления, а в необходимых случаях — при вынесении решения по делу .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Об устранении недостатков в практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и судебных издержек по уголовным делам: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 года N 4 // Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам.

М.: Издательство «НОРМА» (Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2001. С. 307.

14. В случае принятия решения об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в доход государства, в деле должны содержаться доказательства, свидетельствующие о том, что истец и ответчик имеют право на такое уменьшение. Решение об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в доход государства, должно быть мотивированным и принятым с учетом имущественного положения истца. К рассматриваемому делу приобщаются материалы, подтверждающие имущественное положение сторон .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997.

N 11. С. 4.

15. Суд или судья не могут исходя из имущественного положения плательщика полностью освободить его от уплаты государственной пошлины .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. [Электронный ресурс].

М., 2005.

16. Граждане каждой из стран Содружества, а также Турции и некоторых других государств вне зависимости от того, проживают они в России или нет, освобождаются от уплаты и возмещения судебных издержек на тех же условиях, что и граждане РФ (п. 1 ст. 2 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ).

См.

17. См. также комментарии к ст. 29, 88, 92, 222, 270 ГПК РФ.

Льготы по уплате государственной пошлины по статье 89 ГПК РФ

Статья 89 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает определенные правила уплаты государственной пошлины, которые предусматривают возможность обеспечения льготных условий для отдельных категорий лиц. Эти льготы направлены на обеспечение равных возможностей доступа к правосудию и снижение финансовой нагрузки на граждан и организации.

Рекомендация  Получение травмы на территории принадлежащей заводу 2024

Согласно Закону, особые правила уплаты государственной пошлины могут применяться для отдельных категорий организаций, таких как граждане, инвалиды, ветераны, многодетные, безработные, некоммерческие организации и субъекты малого предпринимательства.

В соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, облагаемые государственной пошлиной, имеют право на уменьшение общей суммы платежей или освобождение от ее уплаты. Однако для получения этих льгот необходимо предоставить соответствующие документы и соблюсти ряд условий, установленных законом.

Что предусматривает статья 89 Гражданского процессуального кодекса РФ?

Статья 89 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет порядок предоставления льгот по оплате государственных расходов в городском судопроизводстве.

Согласно этой статье, в зависимости от социального и материального положения могут быть предоставлены льготы по оплате государственной пошлины лицам, участвующим в гражданском судопроизводстве.

Следующей категории лиц, имеющих право на льготы, предоставляется льгота по уплате государственных налогов.

  1. Лица, получающие пособия по временной нетрудоспособности или безработице, пенсионеры и инвалиды по состоянию здоровья.
  2. Лица, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем компоненте АПК РФ.
  3. Лица, материальное положение которых не позволяет им уплачивать государственные налоги без ущерба для себя и своей семьи.

Для получения льготы по уплате государственной пошлины необходимо предоставить соответствующие документы, подтверждающие принадлежность к одной из вышеперечисленных категорий.

В случае предоставления льготы по уплате государственной пошлины ее размер определяется в соответствии с законодательством и может быть снят или вовсе отменен.

Кто может воспользоваться льготой по уплате государственной пошлины?

Статья 89 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, в каких случаях граждане имеют право на льготы по оплате госпошлины. Прежде всего, это относится к гражданам, относящимся к категории малообеспеченных. Льготы по оплате госпошлины могут быть предоставлены лицам, чей доход ниже установленной законом величины прожиточного минимума.

Полезно знать: Прекращение взыскания по исполнительному производству: понятие и значение

Кроме того, льготы по оплате государственных тарифов распространяются на инвалидов. Инвалиды могут пользоваться определенными условиями уплаты государственной пошлины, установленными законодательством. Льготы предоставляются также семьям, имеющим детей-инвалидов.

Помимо перечисленных случаев, льгота по уплате государственной пошлины может быть предоставлена лицам, участвующим в гражданском процессе, связанном с защитой нарушенных или спорных прав и защитой законных интересов детей. Льготы также могут быть предоставлены гражданам, участвующим в арбитражных процессах.

Какие льготы предоставляются гражданам Российской Федерации?

Граждане Российской Федерации имеют возможность воспользоваться рядом преимуществ при уплате государственных налогов. Прежде всего, льготы предоставляются лицам, находящимся в трудной жизненной или финансовой ситуации.

Лица, имеющие официальный статус инвалида или ассимилированного инвалида, могут обратиться с просьбой об освобождении от уплаты государственной пошлины. Для этого необходимо предоставить соответствующие подтверждающие документы.

Право на льготы по уплате государственной пошлины имеют также многодетные семьи. Если в семье трое и более детей, то родитель освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче заявления или претензии. Для подтверждения статуса многодетной семьи необходимо предоставить соответствующие документы, подтверждающие количество детей.

Для некоторых категорий граждан РФ также существуют льготные государственные обязательства: лица, которым разрешено воспитывать детей в возрасте до трех лет, пенсионеры, инвалиды, ассимилированные инвалиды, ветераны труда и участники Великой Отечественной войны могут рассчитывать по пониженным государственным ставкам. Для применения льготных ставок необходимо предоставить документы, подтверждающие принадлежность к одной из этих категорий.

Какие льготы предусмотрены для организаций и предпринимателей?

Организации и предприниматели имеют возможность воспользоваться рядом преимуществ при уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Во-первых, некоммерческие организации, такие как некоммерческие партнерства, корпорации и учреждения, имеют льготы. Эти организации освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели могут воспользоваться льготой по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ предприниматели, работающие в качестве физических лиц без образования юридического лица, освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Кроме того, размер государственной пошлины для организаций и предпринимателей может быть уменьшен при применении упрощенной формы определения размера государственной пошлины. Это позволяет сократить финансовые затраты на расследование дела и обращение в суд.

Полезно знать: Как вернуть детскую коляску в магазин и получить деньги обратно?

Следует также отметить, что Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность отсрочки или частичной уплаты государственной пошлины организациями и предпринимателями, испытывающими временные финансовые затруднения.

Таким образом, организации и предприниматели имеют определенные льготы по уплате государственной пошлины, что обеспечивает доступ к судебной защите и снижает их финансовое бремя.

Порядок получения освобождения от уплаты государственной пошлины

1 Определение права на льготы

Для получения льгот по оплате госпошлины необходимо определить право на льготы. Льготы могут быть предоставлены определенным категориям граждан, таким как инвалиды, пенсионеры и малоимущие.

2. Подача заявлений и отправка документов

Для получения государственных повинностей необходимо обратиться в уполномоченный орган или учреждение, указать свою категорию и представить необходимые документы. В заявлении необходимо указать цель обращения и требуемые льготы.

3. рассмотрение заявления и принятие решения

После подачи заявления и документации оно рассматривается компетентным органом или органами. На основании представленных документов принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении льгот по уплате государственной пошлины.

4. освобождение от уплаты государственной пошлины

При положительном решении о предоставлении льгот гражданин получает соответствующее уведомление или справку. Это подтверждает право на льготы с уплатой государственной пошлины. В дальнейшем гражданин может использовать это подтверждение при оплате государственной пошлины.

5. использование льготы при оплате госпошлины

При оплате государственной пошлины гражданин предоставляет соответствующее подтверждение права на льготы. Орган или организация, принимающая платеж, учитывает эту льготу и либо применяет снижение ставки обязательства, либо освобождает гражданина от уплаты.

Таким образом, процедура получения льгот по государственной пошлине включает в себя определение права на льготы, подачу заявления и документов, рассмотрение заявления и принятие решения, получение льгот и использование платежей по государственной пошлине.

Возможность отсрочки или частичной оплаты

Статья 89 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Это означает, что сторона, обязанная уплачивать государственные пошлины, может обратиться в суд или к взимателям с просьбой об отсрочке или рассрочке платежа на более удобных условиях.

Отсрочка платежа позволяет получить дополнительное время для уплаты государственной пошлины. В случае положительного решения суда или взимания пошлины срок уплаты может быть продлен на определенный период времени. Это особенно полезно в тех случаях, когда сторона испытывает временные финансовые трудности и не может сразу выплатить всю сумму.

Полезно знать: Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ о президенте России

Частичные платежи предусматривают разделение суммы государственной пошлины на различные части, подлежащие уплате в течение определенного времени. Это позволяет стороне распределить свои финансовые обязательства на более удобные дозы, что может облегчить ее финансовое положение.

Важно отметить, что просьбы об отсрочке или частичной оплате должны быть обоснованы. Сторона должна представить достаточные доказательства тяжелого финансового положения и объяснить, почему она не может уплатить государственную пошлину в установленный срок. Кроме того, суд или орган, предоставляющий условия, оставляет за собой право отказать в просьбе, если сочтет причины для предоставления отсрочки недостаточными.

Как подать заявление на получение льгот

Заявление об освобождении от уплаты государственной пошлины может быть подано различными способами, в зависимости от предпочтений заявителя и имеющихся у него возможностей.

Первый способ заключается в непосредственном личном обращении заявителя в компетентный орган или органы, ответственные за предоставление льготы. В этом случае заявитель должен заполнить специальную форму заявления, предоставить всю необходимую информацию и приложить требуемые документы.

Второй вариант — отправка заявления по почте. Заявитель должен отправить заполненную форму заявления и все сопроводительные документы к квитанции. В этом случае следует учитывать время обслуживания и возможные задержки.

Третий вариант — отправка заявки в электронном виде. Для этого заявитель должен зарегистрироваться на официальном портале или сайте организации, предоставляющей льготу, и заполнить электронную форму заявления. При этом важно уточнить всю необходимую информацию и приложить электронную копию документа.

Выбор способа подачи заявления на получение льгот зависит от удобства и доступности для заявителя. В любом случае заявление следует заполнять аккуратно, предоставляя все необходимые документы и следуя инструкциям, установленным учреждением или организацией, предоставляющей льготу.

Новости по теме:

  1. Статья 300 УК РФ с Комментарием 2024: изменения, поправки и судебная практика
  2. Жалоба на ГОРГАЗ в прокуратуру: справедливость для потребителей
  3. Что делать после запрета на подключения вытяжки в 2024 году?
  4. Исковое заявление об изменении размера алиментов — бланк 2024, скачать в doc