II. Порядок представления ходатайств о помиловании
5. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.
6. Ходатайство о помиловании лиц, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 3 настоящего Положения, регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание (далее — администрация учреждения), в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.
(в ред. Указа Президента РФ от 15.11.2021 N 656)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Ходатайство о помиловании лица, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.
8. К ходатайству о помиловании администрация учреждения прилагает следующие документы:
а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
в) справка о состоянии здоровья осужденного;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
ж) справка о применении акта об амнистии или акта помилования в отношении осужденного либо о применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
9. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
10. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
11. Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.
12. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее — комиссия).
13. Ходатайство о помиловании лица, которому штраф назначен в качестве основного наказания, или ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по месту своего жительства (месту пребывания).
(в ред. Указа Президента РФ от 15.11.2021 N 656)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. К ходатайству о помиловании заявитель прилагает:
а) копию приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает (отбыл) наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу (при наличии);
в) иные документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в ходатайстве о помиловании.
15. Документы и дополнительные сведения, необходимые для подготовки и рассмотрения материалов о помиловании, комиссия запрашивает в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения.
16. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость.
17. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней), и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 8 или 14 настоящего Положения.
18. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Администрацию Президента Российской Федерации.
19. Перевод осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в учреждение, исполняющее наказание, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, не влечет за собой передачу ходатайства о помиловании в комиссию по новому месту отбывания наказания.
20. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить у администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для рассмотрения материалов о помиловании осужденного. Администрация учреждения и указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.
21. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта об амнистии, акта помилования или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, возможность ресоциализации;
з) обращения о помиловании, поступившие от родственников, адвокатов осужденных, представителей общественных организаций, а также от иных лиц;
и) мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования;
к) другие существенные для рассмотрения ходатайства о помиловании обстоятельства.
22. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение пяти рабочих дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.
23. Информация об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней после принятия решения об отклонении ходатайств о помиловании.
24. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании осужденные уведомляются письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии. Одновременно с уведомлением осужденному возвращаются копии судебных документов и иные материалы (справки), приложенные им к ходатайству о помиловании.
25. В случае принятия Президентом Российской Федерации решения об отклонении ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год со дня принятия такого решения, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Указ Президента РФ от 14 декабря 2020 г. N 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.
2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5149; 2007, N 12, ст. 1376; 2009, N 21, ст.
2548; 2012, N 27, ст. 3677; 2016, N 50, ст. 7077) следующие изменения:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании, поданных осужденными, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, а также поступивших от лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость;»;
абзац четвертый признать утратившим силу;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«подготовка предложений о повышении эффективности взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание;»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«осуществление контроля за соблюдением права лица просить о помиловании.»;
б) в абзаце шестом пункта 3 слова «один раз в два года» заменить словами «один раз в пять лет»;
в) пункт 4 признать утратившим силу.
3. Признать утратившими силу:
подпункт «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 г. N 359 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 12, ст. 1376);
подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 567 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2548);
Указ Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 890 «О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3677);
пункт 7 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 г. N 656 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 50, ст. 7077).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
14 декабря 2020 года
N 787
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 декабря 2020 г. N 787
Положение
о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации
С изменениями и дополнениями от:
15 ноября 2021 г.
I. Общие положения
1. Настоящим Положением определяется порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за уголовные преступления, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.
2. Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость.
3. В Российской Федерации помилование применяется:
а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на условиях взаимности;
в) в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно, в течение оставшейся неотбытой части наказания;
г) в отношении лиц, условно осужденных, а также лиц, которым суды Российской Федерации отсрочили отбывание наказания;
д) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость.
4. Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием и которые снова совершили преступление;
д) к которым ранее применялись акты об амнистии и (или) акты помилования.
II. Порядок представления ходатайств о помиловании
5. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 15 ноября 2021 г. — Указ Президента России от 15 ноября 2021 г. N 656
6. Ходатайство о помиловании лиц, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 3 настоящего Положения, регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание (далее — администрация учреждения), в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.
7. Ходатайство о помиловании лица, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.
8. К ходатайству о помиловании администрация учреждения прилагает следующие документы:
а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
в) справка о состоянии здоровья осужденного;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
ж) справка о применении акта об амнистии или акта помилования в отношении осужденного либо о применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
9. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
10. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
11. Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.
12. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее — комиссия).
Информация об изменениях:
Пункт 13 изменен с 15 ноября 2021 г. — Указ Президента России от 15 ноября 2021 г. N 656
13. Ходатайство о помиловании лица, которому штраф назначен в качестве основного наказания, или ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по месту своего жительства (месту пребывания).
14. К ходатайству о помиловании заявитель прилагает:
а) копию приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает (отбыл) наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу (при наличии);
в) иные документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в ходатайстве о помиловании.
15. Документы и дополнительные сведения, необходимые для подготовки и рассмотрения материалов о помиловании, комиссия запрашивает в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения.
16. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость.
17. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней), и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую или непогашенную судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 8 или 14 настоящего Положения.
18. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Администрацию Президента Российской Федерации.
19. Перевод осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в учреждение, исполняющее наказание, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, не влечет за собой передачу ходатайства о помиловании в комиссию по новому месту отбывания наказания.
20. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить у администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для рассмотрения материалов о помиловании осужденного. Администрация учреждения и указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.
21. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта об амнистии, акта помилования или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, возможность ресоциализации;
з) обращения о помиловании, поступившие от родственников, адвокатов осужденных, представителей общественных организаций, а также от иных лиц;
и) мнения потерпевших или их родственников относительно возможности помилования;
к) другие существенные для рассмотрения ходатайства о помиловании обстоятельства.
22. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение пяти рабочих дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.
23. Информация об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней после принятия решения об отклонении ходатайств о помиловании.
24. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайств о помиловании осужденные уведомляются письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии. Одновременно с уведомлением осужденному возвращаются копии судебных документов и иные материалы (справки), приложенные им к ходатайству о помиловании.
25. В случае принятия Президентом Российской Федерации решения об отклонении ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год со дня принятия такого решения, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
III. Информационное взаимодействие по вопросам помилования
26. Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.
27. Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.
28. Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, со Следственным комитетом Российской Федерации, с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.
29. Администрация Президента Российской Федерации не реже чем один раз в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Президент усовершенствовал порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в России.
В частности, предусмотрена возможность помилования лиц, освобожденных условно-досрочно (в течение оставшейся неотбытой части наказания); условно-осужденных; лиц, которым отсрочено отбывание наказания.
В перечень категорий граждан, к которым помилование, как правило, не применяется, включены осужденные, которым ранее наказание заменили на более мягкое и которые снова совершили преступление.
Определен перечень документов, представляемых при самостоятельной подаче осужденным ходатайства о помиловании.
В перечень обстоятельств, принимаемых во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании, включены обращения о помиловании от родственников, адвокатов, представителей общественности; мнения потерпевших или их родственников.
Уточнены полномочия и порядок работы комиссий по вопросам помилования в регионах. Урегулированы вопросы межведомственного обмена информацией о лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указ Президента РФ от 14 декабря 2020 г. N 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»
Вступает в силу с 14 декабря 2020 г.
Текст Указа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2020 г. N 0001202012140062, в «Российской газете» от 16 декабря 2020 г. N 283, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 51 ст. 8428
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 15 ноября 2021 г. N 656
Изменения вступают в силу с 15 ноября 2021 г.
Статья 85. Помилование
1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
- Статья 84. Амнистия
- Статья 86. Судимость
Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений. Можно отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве до сих пор существует норма, согласно которой в отношении положительно характеризующихся осужденных администрация исправительного учреждения может возбудить ходатайство о помиловании (ч.
5 ст. 113 УИК РФ).
Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ), оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта — указа Президента РФ о помиловании. В СССР правом помилования обладали Президиум Верховного Совета СССР и соответствующие высшие органы государственной власти союзных республик.
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к правильно осужденному лицу.
С 1992 по 2001 г. действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. N 17 «О Комиссии по вопросам помилования» . Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В Положении нормативно урегулированы основания применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 4. Ст.
154.
СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2).
Ст. 5149.
Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.
Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.
В п. 2 Положения предусматривается, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Величина срока наказания, по отбытии которого возможно применение помилования, в Положении не определена. Многие юристы считают, что помилование следует применять, как это было ранее, после отбытия осужденным определенной части срока наказания. В п. 5 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1967 г. «О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР ходатайств о помиловании» говорилось, что помилование применяется в отношении осужденных, как правило, по отбытии ими не менее половины назначенного срока наказания.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание.
Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Применяя при помиловании осужденного такой вид смягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ в принятии решения не связан с положениями ст. 80 УК РФ. Актом помилования любому осужденному любое наказание (основное) может быть заменено любым более мягким видом (основным) наказания, но в пределах, установленных в Общей части УК РФ для заменяющих наказаний. Единственное ограничение предусмотрено только для замены смертной казни.
В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
В практике встал вопрос: на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, не предусматривавших (до декабря 1992 г.) наказание в виде пожизненного лишения свободы, а осужденный был помилован в соответствии с УК РФ, предусматривающим этот вид наказания? Каким уголовным законом должен руководствоваться Президент РФ, применяя помилование к осужденным к смертной казни, — действующим на момент совершения преступления (или осуждения) или же действующим на момент принятия решения о помиловании?
В Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ обратились осужденные с обжалованием указов Президента РФ о помиловании, в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы. Они считали, что эти акты помилования нарушают ч. 1 ст. 54 Конституции РФ и противоречат ч. 1 ст.
10 УК РФ, положения которых исключают обратную силу закона, отягчающего ответственность или иным образом ухудшающего положение осужденного.
Конституционный Суд РФ в Определении от 11 января 2002 г. N 60-О указал, что помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние. Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим менее тяжким наказанием, предусмотренным действующим законом, не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного. Верховный Суд РФ в своем решении от 27 апреля 2007 г. N ГКПИ07-355 исходил из того, что помилование является институтом конституционного, а не уголовного права. Актом помилования наказание не назначается, а заменяется.
Причем эта замена производится не в порядке уголовного судопроизводства, требующего соблюдения правил ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ о недопустимости придания обратной силы закону, усиливающему наказание, а в порядке конституционного права Президента РФ на помилование.
Таким образом, в решениях высших судов установлено, что при помиловании Президент РФ должен руководствоваться действующим уголовным законом, а порядок замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент принятия акта помилования независимо от времени совершения преступления.
Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 4.
Помилование является безусловным видом досрочного освобождения от отбывания наказания, т.е. не подлежащим отмене. В отличие от амнистии применение помилования не является обязательным (принудительным), поскольку осуществляется по ходатайству осужденного, т.е. зависит от его волеизъявления.
Но есть одно исключение, связанное с осужденными к смертной казни. Для всех наказаний единственным основанием их исполнения являются обвинительный приговор либо изменяющее его определение (постановление) суда, вступившие в законную силу. А вот для исполнения наказания в виде смертной казни необходимы два основания: вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании (ч. 4 ст.
184 УИК РФ). Следовательно, Президент РФ может применить помилование и в отношении осужденного, который отказался обращаться с ходатайством о помиловании, т.е. помилование может быть принудительным. Старая редакция ч. 4 ст.
184 УИК РФ такого не предусматривала. В соответствии с ней основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключение Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.
Лицо, отбывшее наказание и имеющее судимость, направляет ходатайство о помиловании в виде снятия судимости самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.
Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что, примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения, в связи с чем не подлежал применению. В судебном заседании Сайфаев Т.С. дополнил основания административного иска, указав на то, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив административному истцу окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, так как на момент совершения им преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, виновным в совершении которых он признан по приговору суда, законом не было предусмотрено. По мнению административного истца, Указ не соответствует требованиям части 1 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, поскольку содержит список лиц, помилованных этим указом.
Сайфаев Т.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Указа, ссылаясь на то, что примененный к нему Указ, затрагивающий его права, свободы и обязанности, в нарушение положений части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее также — Указ N 763) не был официально опубликован для всеобщего сведения и поэтому не подлежал применению. Считает, что Президент Российской Федерации, не являясь органом судебной власти, превысил свои полномочия, назначив ему окончательное наказание в виде пожизненного лишения свободы, поскольку на момент совершения Сайфаевым Т.С. преступления и вынесения приговора закон предусматривал замену смертной казни в порядке помилования на срок 15 лет, а назначение судом наказания в виде пожизненного лишения свободы за те преступления, в совершении которых он признан виновным по приговору суда, законом не было предусмотрено. Указ, содержащий список помилованных лиц, не соответствует требованиям части 1 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу которой помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.
В кассационной жалобе на приговор и последующие судебные решения Спольник А.Д., не оспаривая доказанность своей вины в совершении инкриминированных ей преступлений, а также правильность их квалификации, утверждает о чрезмерной суровости назначенного ей наказания. Считает, что суд не учел сложность жизненной ситуации, в которой она оказалась после смерти отца и сожителя без средств к существованию. Отмечает, что признала свою вину в полном объеме, в содеянном раскаялась, значительную часть назначенного ей наказания отбыла, потерпевший ее простил и просил не лишать свободы. Просит смягчить ей наказание, снизив его срок или изменив режим отбывания наказания на колонию-поселение, применив в отношении нее положения ст. ст.
78, 10, 80, 14, 85, 76.2 УК РФ.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Право обратиться с просьбой о помиловании является конституционным правом осужденного, закрепленным в ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации.
Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п.«в» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется путем издания индивидуального правового акта — Указа Президента РФ о помиловании.
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к обоснованно осужденному лицу.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица или нескольких лиц и может быть применено к осужденному за совершение любого преступления.
В отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость (ст. 85 Уголовного Кодекса РФ).
С 1992 по 2001 г.г. в Российской Федерации действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте России, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. № 17 «О Комиссии по вопросам помилования».
Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (далее – Положение).
В Положении нормативно урегулированы вопросы применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания, срок отбытого (исполненного) наказания, совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения, применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания, возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, а также другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства ( п. 12 Главы 2 Положения).
Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных, совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении, ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования, а также ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (пункт 2 главы 1 Положения).
Согласно ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и названному Положению с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме обращается сам осужденный.
Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
Администрацией учреждения к ходатайству о помиловании прилагаются копии документов, в соответствии с которыми осужденный отбывает наказание (приговор и решения вышестоящих судебных инстанций с отметкой о вступлении в законную силу), а также справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении причиненного преступлением материального ущерба, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация, справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Кроме того, к ходатайству о помиловании прилагается представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании заключения Комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются само ходатайство о помиловании с приобщенными документами, а также заключение комиссии.
Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.
Указ о помиловании является актом прямого действия, не требует каких-либо дополнительных решений по его исполнению и обязателен для всех, кто его исполняет.
Освобождение от наказания лица в связи с помилованием не освобождает его от обязанности возмещения ущерба, причиненного преступлением (п. 5 постановления Пленума ВС СССР № 1 от 23.03.1979).
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
Дата публикации:
2 августа 2012, 00:00
Право на помилование
Право обратиться с просьбой о помиловании является конституционным правом осужденного, закрепленным в ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации.
Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п.«в» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется путем издания индивидуального правового акта — Указа Президента РФ о помиловании.
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к обоснованно осужденному лицу.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица или нескольких лиц и может быть применено к осужденному за совершение любого преступления.
В отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость (ст. 85 Уголовного Кодекса РФ).
С 1992 по 2001 г.г. в Российской Федерации действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте России, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. № 17 «О Комиссии по вопросам помилования».
Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (далее – Положение).
В Положении нормативно урегулированы вопросы применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания, срок отбытого (исполненного) наказания, совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения, применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания, возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст, а также другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства ( п. 12 Главы 2 Положения).
Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных, совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении, ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования, а также ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (пункт 2 главы 1 Положения).
Согласно ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и названному Положению с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме обращается сам осужденный.
Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
Администрацией учреждения к ходатайству о помиловании прилагаются копии документов, в соответствии с которыми осужденный отбывает наказание (приговор и решения вышестоящих судебных инстанций с отметкой о вступлении в законную силу), а также справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении причиненного преступлением материального ущерба, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация, справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Кроме того, к ходатайству о помиловании прилагается представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании заключения Комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются само ходатайство о помиловании с приобщенными документами, а также заключение комиссии.
Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.
Указ о помиловании является актом прямого действия, не требует каких-либо дополнительных решений по его исполнению и обязателен для всех, кто его исполняет.
Освобождение от наказания лица в связи с помилованием не освобождает его от обязанности возмещения ущерба, причиненного преступлением (п. 5 постановления Пленума ВС СССР № 1 от 23.03.1979).
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.