Статья 49. Обязательные работы 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Как оформить обязательные работы гражданину на срок 20 часов? Что необходимо знать работодателю?

Как оформить обязательные работы гражданину на срок 20 часов? Что необходимо знать работодателю?

11 августа 2022

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С гражданином, осужденным к обязательным работам, не заключается трудовой договор. Издается приказ о приеме осужденного на работу. Запись в трудовую книжку не вносится.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ), а также ст. 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Требования о предварительном согласовании перечня организаций, где планируется отбытие наказания осужденных к обязательным и исправительным работам, с самими этими организациями законом не предусмотрено.
Осужденный привлекается к труду в связи с отбыванием наказания, а не по своему волеизъявлению. Следовательно, осужденный к обязательным работам не является стороной трудового договора. Косвенно данный вывод подтверждается также тем, что согласно абзацу 2 части 2 ст.

227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду (то есть законодатель разграничивает понятия «работник» и «лицо, осужденное к лишению свободы»)*(1).
Между осужденным и организацией, в которой он отбывает обязательные работы, возникают трудовые отношения (ст. 15, часть первая ст. 16 ТК РФ), особенность которых состоит в том, что такие работники ограничены в трудовых правах в той степени, в которой это предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством.
В частности, осужденные работники не могут отказаться от предложенной ему работы, уволиться по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и т.п. Возможность подобного ограничения предусмотрена и частью третьей ст. 3 ТК РФ. Осужденного к обязательным работам не нужно принимать в штат организации и заполнять трудовую книжку, следовательно, при приеме осужденного к таким видам работы не требуется наличие вакантных должностей в штатном расписании. С гражданином, осужденным к обязательным работам, не заключается трудовой договор.

Время отбывания обязательных работ не включается в трудовой стаж. Вид обязательных работ определяется на основании документа из уголовно-исполнительной инспекции.
Законодательство не содержит перечня или критериев работы, которую можно поручить осужденному. Работодатель вправе поручить осужденному как работу по должности, предусмотренной штатным расписанием, так и работу, не входящую в круг обязанностей по должностям, имеющимся в штатном расписании.
Для оформления осужденного к обязательным работам необходимо издать приказ руководителя организации (по личному составу) о приеме осужденного на работу без оплаты труда на основании документа из уголовно-исполнительной инспекции.
Также необходимо ознакомить осужденного под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка организации, с правилами охраны труда и провести вводный инструктаж по технике безопасности.
Отметим, что согласно п. 53 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 (далее — Инструкция N 142), время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
В случае невыхода осужденного на работу и допущения им нарушений трудовой дисциплины работодателю следует проинформировать об этом уголовно-исполнительную инспекцию.
Статьей 351.1 ТК РФ установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — также справка).
Вопрос о необходимости предъявления такой справки, на наш взгляд, спорный.
С одной стороны, такая справка предоставляется в рамках ст. 65 ТК РФ при приеме на работу. А поскольку на осужденных к обязательным работам требования трудового законодательства, регулирующих прием на работу, не распространяются, можно предположить, что и предъявление такой справки не требуется.
С другой стороны, в силу требований ст. 351.1 ТК РФ запрещено привлекать к трудовой деятельности в установленных сферах лиц, имеющих или имевших судимость.
По нашему мнению, в целях соблюдения требований ст. 351.1 ТК РФ организация должна установить факт наличия/отсутствия судимости у осужденного. Это возможно сделать либо на основании справки, либо на основании информации, предоставленной уголовно-исполнительной инспекцией, направившей осужденного на работу.
Организация, в которой осужденный проходит обязательные работы, должна также:
— еженедельно информировать инспекцию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи ( по письменному запросу или при посещении организации сотрудником инспекции) (п. 51 Инструкции N 142);
— ежемесячно предоставлять табель о количестве отработанного осужденным времени (п. 51 Инструкции N 142).
В свою очередь, согласно п. 49 Инструкции N 142, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за явкой осужденного в организацию, ежедневно запрашивая информацию с использованием средств связи. При необходимости посещается организация.
Поскольку уголовно-исполнительная инспекция ведет учет рабочего времени, отработанного осужденным, направлять какие-либо извещения о том, что осужденный отработал положенные часы обязательных работ, не требуется.
Отметим, что в силу правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, при отсутствии потребности в новых работниках работодатель в любом случае не обязан заключать трудовой договор с обратившимся (или направленным к нему уголовно-исполнительной инспекцией) лицом и вправе отказать такому лицу в приеме на работу. Право организации на обоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного для отбывания исправительных работ, подтверждается и п. 72 Инструкции N 142, по смыслу которого в случае обоснованного отказа организации в приеме осужденного на работу уголовно-исполнительная инспекция продолжает работу по трудоустройству осужденного.

Рекомендация  Просрочка подачи апелляции из за карантина 2024

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Иванова Инна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите также определение Тамбовского областного суда от 25.03.2019 N 33-1146/2019, решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15.11.2016 N 2-2587/2016, определение Хабаровского краевого суда от 15.01.2014 N 33-191/2014).

Статья 49. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

  • Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  • Статья 50. Исправительные работы

При рассмотрении данного вопроса и далее вопросов о наказании, при отбывании которых в содержание наказания включена обязанность осужденных трудиться, следует сразу отметить, что данный труд не является принудительным или обязательным трудом, запрещенным Конвенцией Международной организации труда N 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 10 июня 1930 г.) , где в ст. 2 из понятий «принудительный» или «обязательный труд» исключается, в частности, всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет осуществляться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. N 13. Ст.

279.

Данное вступление необходимо в связи с тем, что содержание наказания в виде обязательных работ, определенное в ч. 1 ст. 49 УК РФ, заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст.

45 УК РФ).

При назначении наказания в виде обязательных работ суды должны выяснить трудоспособность осужденного и указать в резолютивной части приговора только его размер, исчисляемый в соответствии со ст. ст. 49, 71 и 88 УК РФ.

В ч. 2 ст. 49 УК РФ сроки наказания установлены в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Время обязательных работ, как отмечалось, не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Закон предусматривает и ответственность за злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК РФ).

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Согласно ч. 3 ст. 88 УК РФ обязательные работы, назначаемые несовершеннолетним осужденным, имеют несколько иные пределы: они назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов и заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетних работ. Выполняются они также в свободное от учебы или основной работы время.

Продолжительность их для осужденных в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а для лиц в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет не может превышать трех часов в день.

Следует подчеркнуть, что замена обязательных работ ограничением свободы или арестом недопустима в отношении несовершеннолетних, осужденных к обязательным работам. В соответствии с ч. 1 ст. 88 УК РФ ограничение свободы к несовершеннолетним не применяется, а арест, на основании ч. 5 ст.

88 УК РФ, возможен лишь к осужденным, достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста (на срок от одного до четырех месяцев).

Обязательные работы имеют и другие ограничения в применении. На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Рекомендация  Свидетель в суде права и обязанности как себя вести 2024

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Как уже было отмечено, в ст. 49 УК РФ говорится, что органы местного самоуправления определяют вид бесплатных общественно полезных работ. Таким образом, по смыслу названной статьи органы местного самоуправления определяют и организации, где будут работать осужденные к обязательным работам. Виды и места обязательных работ должны закрепляться актом местной администрации.

Аналогичная акция может быть осуществлена также и на договорной основе органами местного самоуправления с организациями, где предполагается использовать труд осужденных к обязательным работам, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязанности администрации организаций, в которых осужденные будут отбывать обязательные работы, сформулированы и закреплены в ст. 28 УИК РФ. На администрацию организаций возлагаются: контроль за выполнением осужденными определенных для них работ; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

На основании ч. 2 ст. 28 УИК РФ администрация организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы.

При установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения, указанные в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послужившие основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 6 статьи 53.1, статья 54, часть 7 статьи 79 УК РФ, часть 2 статьи 29, часть 5 статьи 46, часть 5 статьи 58, часть 5 статьи 60.2, статья 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В соответствии со ст. 78 УК РФ, ст. 49 УК Украины, установив, что Бакиев совершил преступление в августе — сентябре 2002 года; что им совершено преступление, за которое по закону не может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы; что с момента совершения данного преступления истекло более пятнадцати лет, — суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в связи с изложенным Бакиев подлежит освобождению от назначенного ему наказания.

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершение вышеуказанных деяний исчисляются с даты совершения нового деяния 13.06.2005 года и составляют — 15 лет по законодательству Украины, 10 лет — с даты совершения тяжкого преступления в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 78 УК РФ. При этом, как по законодательству Украины (ст. 49 УК Украины), так и в соответствии с ч. 3 ст. 78 УПК РФ течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда.

В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

Ходатайство Мартыновой о допуске к делу в качестве защитника, наряду с адвокатом, ее дочери М. суд рассмотрел в свете положений ч. 1 ст. 49 УК РФ, согласно которым защитник это, прежде всего лицо, оказывающее юридическую помощь по уголовному делу; тщательно выяснил вопрос о наличии у М. навыков, необходимых для осуществления защиты, а также о задачах, поставленных перед ней, которые заключались в возможности оказания ею помощи технического характера, что не требовало от нее собственно юридических познаний и, соответственно, приобретения статуса защитника. Отказ суда в удовлетворении данного ходатайства убедительно мотивирован и не согласиться с его правильностью оснований не имеется, тем более, что на этапе предварительного расследования М. была допрошена в статусе свидетеля с целью выяснения источника денежного вклада и имущества на ее имя, что исключало ее участие как защитника по основаниям п. 2 ч. 1 ст.

72 УПК РФ, имела собственный интерес в исходе дела, о чем свидетельствует поданная ею апелляционная жалоба на приговор в соответствующей части.

Препятствий к назначению Ивачеву С.В. указанного вида наказания не имеется, поскольку, как следует из ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

При признании опасного рецидива правовое значение придается лишь судимостям, при которых осужденному назначалось наказание в виде реального лишения свободы за предшествующее и вновь совершенное преступление. К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относится лицо, осуждавшееся к наказанию в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы или принудительных работ, которому по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст.

50, ч. 5 ст. 53, ч. 6 ст. 53.1 УК РФ, эти виды наказания были заменены лишением свободы, которое лицо отбывало в исправительном учреждении.

При признании опасного рецидива правовое значение придается лишь судимостям, при которых осужденному назначалось наказание в виде реального лишения свободы за предшествующее и вновь совершенное преступление. К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относится лицо, осуждавшееся к наказанию в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы или принудительных работ, которому по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст.

49, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 53, ч. 6 ст.

53.1 УК РФ, эти виды наказания были заменены лишением свободы, которое лицо отбывало в исправительном учреждении.

На основании ст. 49 УК РСФСР (в редакции от 1926 г.) окончательно Исхакову Ф.Б. назначено 15 лет лишения свободы с отбыванием первых 6-ти лет в тюрьме с последующей ссылкой в соответствии со ст. 36 УК РСФСР (в редакции от 1926 г.) за пределы Башкирской АССР на 5 лет.

Если исходя из назначенного по приговору суда реального более мягкого, чем лишение свободы, наказания и категории преступления судимость в отношении лица должна погашаться в соответствии с пунктом «б» части 3 статьи 86 УК РФ, то замена в порядке исполнения приговора назначенного наказания или неотбытой его части лишением свободы (часть 5 статьи 46, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 5 статьи 53, часть 6 статьи 53.1 УК РФ) не влияет на порядок исчисления срока погашения судимости, установленный указанной нормой.

«10. Административный надзор может быть установлен с учетом требований статьи 3 Закона в отношении лица, которому ранее назначенное наказание заменено лишением свободы (часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 5 статьи 53, часть 6 статьи 53.1 УК РФ).»;

Рекомендация  Порядок оплаты по договору оказания услуг бесплатные юридические консультации 2024

Статья 49. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Судебная практика и законодательство — УК РФ. Статья 49. Обязательные работы

5.2. Штраф, назначенный в определенной сумме либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного, в случае злостного уклонения от его уплаты заменяется любым (в том числе не предусмотренным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ) иным основным наказанием, предусмотренным статьей 44 УК РФ, за исключением лишения свободы. При этом должны учитываться ограничения, установленные для назначения отдельных видов наказаний статьями Общей части УК РФ (в частности, частью 4 статьи 49 УК РФ, частью 5 статьи 50, частью 6 статьи 53 УК РФ).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.В. Ячменева утверждает, что примененная в ее деле часть третья статьи 49 УК Российской Федерации, предписывающая в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ заменять их ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ, не соответствует статьям 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункту 1 статьи 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку лишение свободы, которым заменены обязательные работы, не предусмотрено санкцией статьи 319 УК Российской Федерации, по которой осуждена заявительница.

58. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление (приложение 19) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

57. В отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление (приложение N 25) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 49. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Судебная практика и законодательство — УК РФ. Статья 49. Обязательные работы

5.2. Штраф, назначенный в определенной сумме либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного, в случае злостного уклонения от его уплаты заменяется любым (в том числе не предусмотренным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ) иным основным наказанием, предусмотренным статьей 44 УК РФ, за исключением лишения свободы. При этом должны учитываться ограничения, установленные для назначения отдельных видов наказаний статьями Общей части УК РФ (в частности, частью 4 статьи 49 УК РФ, частью 5 статьи 50, частью 6 статьи 53 УК РФ).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.В. Ячменева утверждает, что примененная в ее деле часть третья статьи 49 УК Российской Федерации, предписывающая в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ заменять их ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ, не соответствует статьям 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункту 1 статьи 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку лишение свободы, которым заменены обязательные работы, не предусмотрено санкцией статьи 319 УК Российской Федерации, по которой осуждена заявительница.

58. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление (приложение 19) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

57. В отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление (приложение N 25) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.