Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Раздел VII. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов
В соответствии с положениями раздела VII Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и главы 17 Закона об исполнительном производстве полномочиями по контролю за соблюдением закона на стадии исполнения судебных решений наделен суд.
Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется путем выдачи исполнительного листа в соответствии с требованиями раздела VII ГПК РФ на основании определения суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (глава 47 ГПК РФ).
«Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется путем выдачи исполнительного листа в соответствии с требованиями раздела VII ГПК РФ на основании определения суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (глава 47 ГПК РФ).».
2. Вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.
В целях обеспечения установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации приказываю:
Федеральная служба судебных приставов в лице директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова, с одной стороны, и Федеральная миграционная служба в лице директора Федеральной миграционной службы К.О. Ромодановского, с другой стороны, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах», от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, и иными нормативными правовыми актами, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) в лице директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова, с одной стороны, и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в лице руководителя Г.Г. Онищенко, с другой стороны, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, и иными нормативными правовыми актами, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 24, ст. 2335, N 31, ст.
3230, N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. I), ст.
20, N 30 (ч. I), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 8, N 50, ст.
5303; N 31, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 43, ст.
5084, N 50, ст. 6243; 2008, N 24, ст. 2798, N 29 (ч. I), ст.
3418, N 30 (ч. I), ст. 3603);
1.1. Методические рекомендации по приему, учету, хранению, использованию и уничтожению бланков исполнительных листов (далее — Методические рекомендации) разработаны на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 N 579 «О бланках исполнительных листов» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 49) (далее — Постановление), в соответствии с разделом 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в редакции от 03.06.2009) «Об исполнительном производстве».
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682.
Статья 428. Выдача судом исполнительного листа
1. Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. Для направления судом исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета заявление взыскателя не требуется.
Абзац утратил силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ.
Исполнительный лист по определению о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, выдается взыскателю не позднее следующего дня после дня вынесения такого определения.
Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Выдача судебного приказа для исполнения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 130 настоящего Кодекса.
3. Если судебное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к выдаваемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копией судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист, может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.
5. Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Статья 428. Выдача судом исполнительного листа
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения (абзац первый части 1 статьи 428 ГПК РФ).
В соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения (абзац первый части 1 статьи 428 ГПК РФ).
части первой статьи 428, устанавливающей порядок выдачи судом исполнительного листа.
Кроме того, заявительница оспаривает конституционность пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения (статья 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действующая на момент принятия обжалуемых постановлений).
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
56. Исполнительный лист по решению суда о присуждении компенсации подлежит направлению на исполнение судом в пятидневный срок со дня принятия решения (абзац второй части 1 статьи 428 ГПК РФ, абзац второй части 3 статьи 319 АПК РФ).
12.13. Для исполнения решения по гражданскому или административному делу исполнительный лист выдается работником отдела обеспечения судопроизводства взыскателю после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Исполнительный лист выдается по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, или по его ходатайству (письменному заявлению) направляется судом для исполнения в соответствующее подразделение службы судебных приставов (ст. 428 ГПК РФ, ст.
353 КАС РФ).
Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, принявшим судебный акт (428 ГПК РФ, ст. 353 КАС РФ).
«12.13. Для исполнения решения по гражданскому или административному делу исполнительный лист выдается работником отдела обеспечения судопроизводства взыскателю после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Исполнительный лист выдается по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, или по его ходатайству (письменному заявлению) направляется судом для исполнения в соответствующее подразделение службы судебных приставов (ст.
428 ГПК РФ, ст. 353 КАС РФ).
Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, принявшим судебный акт (428 ГПК РФ, ст. 353 КАС РФ).».
В соответствии со статьей 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации реквизиты банковского счета указываются в исполнительном документе, в случае если предусмотрено взыскание компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.
319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.И. Бодренко оспаривает конституционность примененной в ее деле статьи 428 «Выдача судом исполнительного листа» ГПК Российской Федерации. По мнению заявительницы, она не соответствует статьям 1, 2, 15 (части 1, 2 и 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (часть 2), 120 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает право должника обжаловать отказ суда отозвать исполнительный лист, выданный им взыскателю до вступления в законную силу судебного постановления.
Кроме того, данные решения судов общей юрисдикции не препятствуют заявителю в соответствии со статьями 428, 429 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 325 ГК Российской Федерации и статьей 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обратиться за исполнением решения Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 24 марта 2011 года на территории Российской Федерации, по месту нахождения одного из должников — ООО «Торговый Дом «Полесье».
Частью 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК) и частью 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) установлено, что если судебное постановление (судебный акт) предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу должна быть приложена заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления (судебного акта), для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области
Удовлетворение исковых требований в судебном порядке не является финальной точкой процесса для истцов, так как сами требования зачастую подлежат принудительному исполнению. Истцы при этом оказываются не осведомлены о порядке получения исполнительных документов.
По общему правилу, исполнительный лист и судебный приказ выдаются судом взыскателю (его представителю) на руки (в суде) или посредством направления ему по почте заказным письмом (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст.
428 ГПК РФ).
Из этого правила имеются два исключения. В первом случае исполнительный лист (судебный приказ) направляется для исполнения непосредственно судом по ходатайству взыскателя. Ходатайство должно быть адресовано суду в письменной форме и заблаговременно.
Письменное ходатайство содержит следующее: «Прошу исполнительный лист на исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от ЧЧ.ММ.ГГГГ по указанному гражданскому делу по моему иску к (наименование ответчика) о (предмет иска) по вступлении решения суда в законную силу выдать мне на руки».
Во втором случае исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за судебную волокиту, а равно за волокиту при исполнении другого решения суда финансовым органом направляется на исполнение непосредственно судом. В этом случае вышеуказанного ходатайства со стороны взыскателя не требуется.
По общему правилу, по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако, исполнение решения суда на основании одного исполнительного листа может затруднить исполнение судебного решения. В указанном случае суд по ходатайству стороны-взыскателя выдает несколько исполнительных листов, что предусмотрено ст.
429 ГПК РФ.
Законодательством об исполнительном производстве предусмотрена возможность исполнения решения суда, например, о взыскании денежных сумм, организациями, органами государственной власти или местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, а также гражданами (исполнительскими агентами). Исполнительские агенты занимаются непосредственным исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, зачастую минуя службу судебных приставов. Взыскатель вправе обратиться к ним за исполнением, не предъявляя исполнительный лист или судебный приказ судебным приставам.
Так, в банк или иную кредитную организацию взыскатель вправе направить исполнительный лист, судебный приказ, если в них содержится требование о взыскании с должника денежных средств или об их аресте. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает каких-либо дополнительных условий для непосредственного обращения взыскателя в банк с исполнительным документом. Однако в целях эффективного исполнения взыскатель должен знать о наличии счетов должника в данном банке или иной кредитной организации, поскольку в противном случае фактическое исполнение требования решения суда конкретным банком невозможно.
Также на практике банки нередко требуют от взыскателя точного указания на номер счета должника. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает такой обязанности, поэтому взыскателю достаточно владеть информацией о том, что у должника открыт счет в данном банке. Кроме того, взыскателю не нужно проверять информацию о наличии или отсутствии денежных средств на счетах должника до предъявления исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию, это является обязанностью самого банка.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Ульяновской области
Прокуратура Ульяновской области
Дата публикации:
16 апреля 2020, 11:39
Исполнительный лист: как правильно поступить, чтобы исковые требования были реально исполнены?
Удовлетворение исковых требований в судебном порядке не является финальной точкой процесса для истцов, так как сами требования зачастую подлежат принудительному исполнению. Истцы при этом оказываются не осведомлены о порядке получения исполнительных документов.
По общему правилу, исполнительный лист и судебный приказ выдаются судом взыскателю (его представителю) на руки (в суде) или посредством направления ему по почте заказным письмом (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст.
428 ГПК РФ).
Из этого правила имеются два исключения. В первом случае исполнительный лист (судебный приказ) направляется для исполнения непосредственно судом по ходатайству взыскателя. Ходатайство должно быть адресовано суду в письменной форме и заблаговременно.
Письменное ходатайство содержит следующее: «Прошу исполнительный лист на исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от ЧЧ.ММ.ГГГГ по указанному гражданскому делу по моему иску к (наименование ответчика) о (предмет иска) по вступлении решения суда в законную силу выдать мне на руки».
Во втором случае исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за судебную волокиту, а равно за волокиту при исполнении другого решения суда финансовым органом направляется на исполнение непосредственно судом. В этом случае вышеуказанного ходатайства со стороны взыскателя не требуется.
По общему правилу, по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако, исполнение решения суда на основании одного исполнительного листа может затруднить исполнение судебного решения. В указанном случае суд по ходатайству стороны-взыскателя выдает несколько исполнительных листов, что предусмотрено ст.
429 ГПК РФ.
Законодательством об исполнительном производстве предусмотрена возможность исполнения решения суда, например, о взыскании денежных сумм, организациями, органами государственной власти или местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, а также гражданами (исполнительскими агентами). Исполнительские агенты занимаются непосредственным исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, зачастую минуя службу судебных приставов. Взыскатель вправе обратиться к ним за исполнением, не предъявляя исполнительный лист или судебный приказ судебным приставам.
Так, в банк или иную кредитную организацию взыскатель вправе направить исполнительный лист, судебный приказ, если в них содержится требование о взыскании с должника денежных средств или об их аресте. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает каких-либо дополнительных условий для непосредственного обращения взыскателя в банк с исполнительным документом. Однако в целях эффективного исполнения взыскатель должен знать о наличии счетов должника в данном банке или иной кредитной организации, поскольку в противном случае фактическое исполнение требования решения суда конкретным банком невозможно.
Также на практике банки нередко требуют от взыскателя точного указания на номер счета должника. Законодательство об исполнительном производстве не предусматривает такой обязанности, поэтому взыскателю достаточно владеть информацией о том, что у должника открыт счет в данном банке. Кроме того, взыскателю не нужно проверять информацию о наличии или отсутствии денежных средств на счетах должника до предъявления исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию, это является обязанностью самого банка.
Статья 429. Выдача по одному решению суда нескольких исполнительных листов
1. По каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.
2. На основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых соответствует числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и должны быть указаны все ответчики и их солидарная ответственность.
3. На основании определения о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», на основании решения суда об ограничении доступа к сайту в сети «Интернет», на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», суд выдает исполнительный лист взыскателю, а также по ходатайству взыскателя направляет исполнительный лист в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.(Часть дополнительно включена с 1 августа 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 187-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 364-ФЗ.
Комментарий к статье 429 ГПК РФ
1. По общему правилу по одному решению выдается один исполнительный лист, что облегчает процесс его исполнения и контроля за документооборотом судебных и исполнительных актов. Однако в случаях, указанных в комментируемой статье, когда имело место соучастие на стороне истца и (или) ответчика либо имущество нескольких должников находится в нескольких местах в зонах действия разных подразделений судебных приставов, допускается выдача нескольких исполнительных листов для ускорения процесса исполнения.
2. В случаях, когда решение суда должно исполняться в нескольких местах, исполнительные листы по просьбе взыскателя могут выдаваться по количеству этих мест (Ответы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ на вопросы судов по применению норм ГПК РФ, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 24 марта 2004 г.).
Другой комментарий к статье 429 ГПК РФ
1. Статья 429 ГПК регулирует выдачу исполнительных документов на основании решений по гражданским делам с различными случаями соучастия, т.е. множественности субъектов на стороне истца либо ответчика. Соучастие в гражданском процессе, как правило, приводит к соучастию в производстве, которое может быть как активным (на стороне взыскателя), так и пассивным (на стороне должника).
В соответствии с действующим в гражданском судопроизводстве принципом диспозитивности выдача нескольких исполнительных листов по таким делам поставлена в зависимость от воли (просьбы) взыскателя.
При активном соучастии в исполнительном производстве начинает действовать правило пропорционального распределения взыскиваемых сумм между взыскателями (иногда его называют принципом справедливости удовлетворения). Он призван защитить права взыскателей при множественности требований и недостаточности денежных средств и имущества должника для удовлетворения всех кредиторов.
Из денежных средств, поступивших на счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, всегда в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий, затем возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий, и только после полного погашения указанных обязательств из полученных сумм взыскивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем.
При недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эта сумма распределяется между взыскателями по правилам, установленным ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве», отражающим приоритеты социальной политики государства, протекционирующего определенным, требующим на данном историческом этапе наибольшей защиты правоотношениям и вытекающим из них требованиям. Исходя из того, что в первую очередь на современном этапе удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также требования о компенсации морального вреда, можно сделать вывод о том, что государство предоставляет определенные привилегии наименее социально защищенным лицам — детям, сиротам, инвалидам, а также тем, кто понес нравственные и физические страдания.
Во вторую очередь удовлетворяются требования, так или иначе связанные с оплатой труда: требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Данное правило в отношении второй очереди представляется наследством социалистического правопорядка, где практически единственным допустимым источником существования советских граждан трудоспособного возраста являлась заработная плата (плата за труд). До настоящего времени, возможно по инерции либо из-за боязни социального конфликта, государство продолжает покровительствовать работникам, отдавая приоритеты защите трудовых прав, в особенности праву на оплату труда.
В качестве примера особой государственной защищенности интересов работников можно привести также немедленное исполнение исполнительных документов о восстановлении на работе, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев (ст. 211 ГПК).
Конституционно же такие приоритеты не установлены. Право на труд и получение за него вознаграждения не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции) провозглашается наравне с другими правами, например правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34 Конституции), правом частной собственности и его охраны, правом наследования (ст.
35 Конституции) и т.д.
В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, затем — все остальные.
Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после того, как были полностью погашены требования предыдущей очереди.
При недостаточности взысканной денежной суммы для удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
Указанный порядок не может быть изменен ни судом, ни судебным приставом-исполнителем. Например, если в решении суда, на основе которого выдан исполнительный лист, указано на взыскание с должника задолженности по алиментным платежам и государственной пошлины в доход государства, то в первую очередь должна быть взыскана задолженность по алиментным платежам и только после этого — государственная пошлина.
2. При выдаче нескольких исполнительных документов в отношении нескольких солидарных ответчиков исполнительное производство по всем исполнительным документам оканчивается тогда, когда взыскание произведено в полном объеме хотя бы с одного из солидарных ответчиков.