Статья 417.12 ГПК РФ. Порядок исполнения судебных решений в отношении иностранного государства 2024

Исполнение судебного постановления, вынесенного в отношении иностранного государства, его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения соответствующих иска или ходатайства о признании и исполнении судебного решения другого иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Исполнительный лист с копией судебного постановления направляется главному судебному приставу Российской Федерации. Одновременно суд в порядке, установленном статьей 417.6 настоящего Кодекса, извещает иностранное государство о вступлении судебного постановления в законную силу и направлении исполнительных документов главному судебному приставу Российской Федерации для исполнения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Достоинства юридической компании

Наши преимущества и особенности

Профессионализм

лучшие дипломированные адвокаты и юристы

Весомые аргументы

готовые доказательства в судебных процессах

Ответственность

своевременное выполнение договоренностей

Юридические услуги

Оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам

Гражданские дела
Арбитражные дела
Уголовные дела

Жилищные дела
Банкротные дела
Административные дела

Статья 417.12. ГПК РФ. Порядок исполнения судебных решений в отношении иностранного государства

Исполнение судебного постановления, вынесенного в отношении иностранного государства, его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения соответствующих иска или ходатайства о признании и исполнении судебного решения другого иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Исполнительный лист с копией судебного постановления направляется главному судебному приставу Российской Федерации. Одновременно суд в порядке, установленном статьей 417.6 настоящего Кодекса, извещает иностранное государство о вступлении судебного постановления в законную силу и направлении исполнительных документов главному судебному приставу Российской Федерации для исполнения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Юридическая помощь

Бесплатная юридическая помощь населению по 324 Федеральному Закону

Юридическая помощь онлайн

Готовое решение — один звонок по телефону

Экономьте время на поиске готового решения вашего вопроса! Что может быть дороже? Обратитесь за услугой адвоката по уголовным делам при возбуждении уголовного дела. Ваши звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Для Вас предусмотрена возможность оставить сообщение на сайте с именем и номером телефона, если по каким-то причинам Вам не удалось связаться с юристом по телефону компании.

Получив от Вас сообщение, мы отнесемся с пониманием и постараемся помочь разобраться с возникшими у Вас задачами.

Получите консультацию юриста по телефону оперативно, не теряя времени и денег. Воспользуйтесь представленной возможностью — быстро получить готовое решение! Формула решения может быть одна для многих, но детали ситуации могут быть разные, поэтому необходим профессиональный анализ.

Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу, которая потребует от Вас лишь решимость действовать в рамках правового поля.

Исполнение судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества

Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются федеральными судами Российской Федерации по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 43 и 44 ГПК РФ и гл. 32 и 33 АПК РФ.

Предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, принятие в отношении этого имущества иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решения суда, а также рассмотрение ходатайств о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. №297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

Понятие «иностранное государство» используется в этом законе в следующем значении (ст. 2):

  • а) государство иное, чем Российская Федерация, и его органы государственной власти;
  • б) составные части данного иностранного государства (субъекты иностранного федеративного государства или административно-территориальные образования иностранного государства) и их органы в той мере, в которой они правомочны совершать действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства и действуют в этом качестве;
  • в) учреждения или иные образования независимо от того, являются ли они юридическими лицами в той мере, в которой они правомочны совершать и фактически совершают действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства;
  • г) представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве.

Имущество иностранного государства —имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации.

Исполнение судебного постановления, вынесенного в отношении иностранного государства, его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения соответствующих иска или ходатайства о признании исполнения судебного решения другого иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ).

При этом необходимо учитывать, что иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами в виде судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда (ст. 2 ФЗ от 30 ноября 2015 г. №297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»).

Иммунитет в отношении исполнения решения суда —обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда.

Иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда,если оно явно выразило согласие на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: 1) международного договора; 2) письменного соглашения, не являющегося международным договором; 3) заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора (ст. 5 ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»).

Иммунитетом в отношении исполнения решения суда пользуется имущество иностранного государства, находящееся в его собственности, предназначенное для использования или используемое им от своего имени в деятельности, связанной с осуществлением суверенных властных полномочий (ст. 16 ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»): 1) имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях; 2) военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Российской Федерацией; 3) культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи; 4) имущество, являющееся частью экспозиции выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи; 5) имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор.

Юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества могут быть ограничены на основе принципа взаимности,если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления Российской Федерации и ее имуществу юрисдикционных иммунитетов в иностранном государстве, в отношении которого и имущества которого возник вопрос о юрисдикционных иммунитетах.

После вступления решения суда РФ по гражданскому делу с участием иностранного государства в законную силу суд направляет исполнительный лист с копией судебного постановления главному судебному приставу РФ. Одновременно суд извещает иностранное государство о вступлении судебного постановления в законную силу и направлении исполнительных документов главному судебному приставу РФ для исполнения (ст. 417.12 ГПК РФ, ст.

256.12 АПК РФ).

Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества регламентируется Законом об исполнительном производстве с учетом особенностей, предусмотренных гл. 12.1 этого закона.

Поступившие главному судебному приставу РФ исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства, вместе с копией вступившего в законную силу судебного акта направляются в течение 3 дней со дня получения в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения (ч. 1 ст. 104.2 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов возбуждает исполнительное производство в отношении иностранного государства, его имущества по правилам ст. 30 Закона об исполнительном производстве. При этом срок для добровольного исполнения исполнительного документа не устанавливается.

Не позднее дня, следующего за днем возбуждения исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, запрос о наличии у должника-иностранного государства иммунитета от исполнения решения суда ииммунитета, используемого иностранным государством для осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц, а также при наличии у указанного органа исполнительной власти такой информации об ином имуществе, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов в 2-месячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства (ч. 6.1 ФЗ об исполнительном производстве).

Рекомендация  Особенности договора подряда 2024

Условия признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в РФ

Жукова, К. В. Условия признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в РФ / К. В. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64821/ (дата обращения: 07.09.2023).

Статья посвящена вопросам признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в РФ. Автор путем анализа и толкования правовых норм раскрывает ряд необходимых условий для проведения процедуры исполнения и признания решений иностранных судов. Особое внимание обращается на существующие противоречия в нормативных актах, регулирующих вышеуказанную процедуру.

Статья направлена на анализ существующих доктринальных точек зрения относительно проблем признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации, а также попытки установления возможных путей решения этих проблем.

Ключевые слова:суд, иностранный суд, судебное решение, иностранное судебное решение, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс.

Возможность признания и исполнения иностранных судебных решений в том или ином государстве предполагает наличие ряда условий, которые могли бы исключить возможное вмешательство в государственный суверенитет. Первым и наиболее значимым из них является согласие государства с исполнением решения на его территории. В качестве такого согласия могут выступать международные договоры, либо иные указания на допустимость данной процедуры. Следующими внутригосударственными источниками, призванными регулировать производство и процедуру признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений, являются федеральные конституционные законы. К рассматриваемой нами процедуре относится Федеральный Конституционный Закон № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [7].

Ч. 3 ст. 6 названного закона связывает обязательность иностранных судебных актов с наличием международного договора.

Далее в иерархии следуют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [1] и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [2], которые регламентируют основную правовую базу процедуры признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений. Предлагалось предусмотреть возможность реализации судебных актов иностранных государств независимо от наличия международного договора — п. 1 ст. 417 проекта Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но практического воплощения эта идея не получила по сей день.

Регулирование процедуры признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в данных документах не идентично и по ряду вопросов существенно рознится. Одно из самых главных расхождений можно увидеть уже в отношении условий признания и приведения в исполнение: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 409 в качестве основного условия признания и исполнения решения иностранного суда устанавливает наличие международного договора, в то время как Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 241 допускает признание и исполнение иностранных судебных решений, если такая процедура допускается международным договором или федеральным законом.

Формально действующим источником права является и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» [6]. Данный документ закрепил общее положение о допустимости признания и приведения в исполнение только в случаях, закрепленных в международных соглашениях. Согласно ст.

4 Закона о введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данный Указ подлежит применению в части, не противоречащей Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, однако, как отмечается некоторыми учеными, правила Указа 1988 г. практически полностью дублируются нормами главы 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На сегодняшний день не существует какой-либо определенной процедуры относительно признания иностранных судебных решений, лишь при наличии возражений заинтересованного лица вопрос о признании будет разрешен в судебном порядке в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Подводя итог характеристике внутригосударственных источников, регулирующих производство по делам о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений, напрашивается очевидный вывод о том, что основной каркас правовых норм содержится в процессуальных кодексах, в иных источниках можно найти дополнительное регулирование.

Для признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения необходимо установить, является ли оно объектом признания и приведения в исполнение согласно российскому законодательству. Под объектом признания и приведения в исполнение, согласно ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает прежде всего «решения иностранных судов», но здесь нужно упомянуть о ряде уточнений.

Во-первых, в ч. 2 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации говорится о «решениях по гражданским делам», таким образом, прямо исключаются решения иностранных судов по делам по экономическим спорам и другим делам, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Решения по делам данной категории признаются и исполняются в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Во-вторых, уже в ч. 1 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации можно увидеть разделение решений иностранных судов на 2 вида: 1) решения, требующие принудительного исполнения; 2) решения, не требующие принудительного исполнения.

В-третьих, законодатель обособил «решения об утверждении мировых соглашений», которые упомянуты отдельно в ч. 1 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также «приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением» в ч.2 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Лишь на первый взгляд может показаться, что рассматриваемый нами вопрос весьма понятен и лишен каких-либо неясностей, однако, это было бы заблуждением.

Начнем с наиболее очевидного несоответствия. Согласно ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в форме решения выносятся только: 1) акты суда первой инстанции; 2) разрешающие спор по существу. В ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации употребляется термин «решения об утверждении мировых соглашений».

При этом, согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, акт об утверждении мирового соглашения облекается в форму определения о прекращении производства по делу в связи с заключением сторонами мирового соглашения. Определение суда не разрешает спор по существу, в отличие от решения; указанные акты абсолютно различны по своей правовой природе.

Следовательно, понятие «судебное решение» в главе 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наделяется более широким смыслом: это иностранный судебный акт, разрешающий спор по существу, либо заканчивающий процесс иным способом (например, с помощью утверждения мирового соглашения), независимо от инстанции, что явно отличается от смысла аналогичного понятия, используемого в других положениях Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следует согласиться с авторами, полагающими, что обозначение идентичными терминами различных по своей природе документов представляется не вполне оправданным, поэтому разумно отказаться от использования в процессуальных кодексах понятия «иностранное судебное решение» в пользу понятия «иностранный судебный акт» либо ввести дефинитивную норму, которая подробно описывала бы виды и черты судебных актов, включаемых в объем понятия «иностранное судебное решение».

Исходя из вышеизложенного, весьма дискуссионным является вопрос о категориях судебных актов, подлежащих признанию и приведению в исполнение. Остановимся на наименее очевидных из них.

Так, спорной представляется возможность признания и исполнения в РФ актов, вынесенных по результатам упрощенного производства, коими являются, например, судебные приказы. Данный вопрос не решен в отечественном законодательстве. Однако, например, в ст. 3 Договора между РФ и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам от 3.10.2010, судебный приказ включен в объем взаимно оказываемой правовой помощи [3]. Сложность состоит в том, что, как отмечается в литературе, судебный приказ не является разновидностью судебного решения, равно как и актом правосудия его назвать нельзя.

Получается, судебный приказ, исходящий из иностранного государства, не подлежит признанию и исполнению? Думается, на этот вопрос было бы неправильным ответить утвердительно.

Во-первых, в литературе совершенно верно отмечено, что судебный приказ, подобно судебному решению, также наделяется свойством преюдициальности, и, к тому же, затрагивает права и обязанности сторон.

Во-вторых, нами уже было отмечено, что понятие «судебное решение», содержащееся в ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является по сути «судебным решением» в своем истинном значении и трактуется шире. Указанное обстоятельство позволяет отнести судебный приказ к актам, подлежащим признанию и исполнению.

С точки зрения терминологии — это абсолютно неверно, поскольку судебный приказ судебным решением не является, однако формулировка ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяет назвать «иностранный судебный приказ» «иностранным судебным решением» с чистой совестью. Выход из этой ситуации один: менять определение ст.

409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в первую очередь, убрав из нее слово «решение». Кроме того, верно отмечается, что было бы несправедливо отказывать в признании иностранных судебных приказов при том, что в отечественном законодательстве закреплена такая процессуальная процедура, как приказное производство.

Таким образом, полностью исключать возможность исполнения иностранных судебных приказов не следует, однако относиться к ней необходимо с осторожностью. Так, в соответствии с российским законодательством, при выдаче приказа должник лишь после получения копии уже вынесенного против него приказа может заявить возражения против такого исполнения. В то же время, например, согласно ст.

55 Минской конвенции, отсутствие надлежащего и своевременного извещения ответчика, который не принял участия в судебном разбирательстве, выступает одним из оснований к отказу в исполнении. Н. И. Марышева отмечает, что направление судебных приказов российских судей для исполнения за границу, не должно иметь места [4, с. 928]. Едва ли возможно исполнение на территории России иностранных актов, вынесенных по результатам упрощенного производства, в случае невыполнения требований относительно соблюдения прав ответчика.

Неоднозначно разрешен вопрос и о возможности признания в России актов иностранных судов, которыми производство по делу прекращается без рассмотрения спора по существу, например, акты о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска. Возможно, следует признать объектом признания и исполнения те из них, в которых установлены имеющиеся для разрешения дела российским судом важные обстоятельства, такие, к примеру, как распределение судебных расходов. Однако признание и исполнение таких актов препятствием для возбуждения дела по тождественному иску в РФ являться не будет, ведь спор по существу в иностранном суде рассмотрен не был.

Налицо необходимость выработки критериев, позволяющих назвать иностранный акт объектом признания и приведения в исполнение, которые помимо прочего учитывали бы факт различия правовых систем.

Прежде всего, еще раз отметим, что необходимо четко указать, что признаны и исполнены могут быть как решения, так и иные вступившие в силу судебные акты, независимо от применяющейся в той или иной стране терминологии, а не смешивать абсолютно нетождественные понятия, как это можно увидеть в действующем регулировании. Закрепив общее, универсальное понятие, следует ввести ряд условий, которым должны соответствовать иностранные судебные акты. В частности, видится разумным указать следующее: иностранный акт должен быть результатом деятельности по осуществлению правосудия. Как известно, деятельность по осуществлению правосудия отличается от любых других форм правоприменения тем, что она проистекает в рамках процессуальной формы.

Как верно отметил Д. А. Туманов, процессуальная форма является системой гарантий, призванной обезопасить как от возможного произвола со стороны тяжущихся, так и со стороны суда [5, с. 86–87]. В частности, выделяют такие ее признаки, как:

1) вся последовательность процессуальных действий регламентируется законом;

2) заинтересованные лица должны быть вовлечены в процесс;

3) в основу принятого решения могут быть положены только факты, установленные в процессе рассмотрения дела с помощью относимых и допустимых доказательств;

4) наличие особой системы принципов рассмотрения дела.

Кроме того, в выделении черт судебного метода ведения процесса можно руководствоваться европейским принципом «права на суд». При этом необходимо игнорировать наименование органа, вынесшего акт — такой подход позволит избежать трудностей, возникающих ввиду различий правовых систем, и, в частности, защитит от необоснованных отказов в признании и исполнении указанных актов.

Поскольку в рамках судопроизводства по делам о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений суд не рассматривает дело по существу, то не имеет значения, был ли иностранным судом разрешен материально-правовой спор, в чью пользу было вынесено решение, принципиальное значение для него имеет лишь то условие, что с иностранным актом в стране вынесения решения связывается приобретение, изменение либо утрата стороной прав и обязанностей, на что и должно всегда обращаться внимание. В настоящее время этот вопрос законодатель обошел стороной, в частности, это негативно проявляется в вопросах, касающихся участников судопроизводства по делам о признании и исполнении иностранных судебных решений.

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.12.2019).
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019) // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 01.12.2019).
  3. «Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам» (подписан в г. Нью-Дели 03.10.2000) // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122171/ (дата обращения: 01.12.2019).
  4. Международное частное право. Отв. ред. Марышева Н. И. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2010. 928 с.
  5. Туманов Д. А. Пробелы в гражданском процессуальном праве. М., 2016. С. 86–87
  6. Указ Президиума ВС СССР от 21.06.1988 N 9131-XI (с изм. от 29.12.2015) «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2779/ (дата обращения: 01.12.2019).
  7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения: 02.12.2019).

Основные термины(генерируются автоматически): Российская Федерация, Гражданский процессуальный кодекс, исполнение, решение, признание, судебный приказ, акт, приведение, Арбитражный процессуальный кодекс, иностранный суд.

Гражданский процессуальный кодекс РФ/Глава 45.1

Глава 45.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА [ править ]

Статья 417.1. Производство по делам с участием иностранного государства [ править ]

1. Предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации, принятие в отношении этого имущества иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда, а также рассмотрение ходатайств о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 43 и 44 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. Ходатайства о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, рассматриваются судом в порядке, установленном главой 45 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой.

3. Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются и разрешаются судом до истечения девяти месяцев со дня поступления искового заявления в суд.

Статья 417.2. Подсудность гражданских дел с участием иностранного государства [ править ]

1. Подсудность гражданских дел с участием иностранного государства определяется по правилам главы 3 настоящего Кодекса.

2. Гражданские дела с участием иностранного государства, за исключением дел, предусмотренных статьями 25 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа.

3. Иски к иностранному государству предъявляются в суд по месту жительства или месту нахождения истца.

4. Ходатайство о принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, рассматривается судом по месту нахождения этого имущества.

Статья 417.3. Юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства, представительство [ править ]

1. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учётом положений Федерального закона Российской Федерации от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

2. Иностранное государство пользуется процессуальными правами и выполняет процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, в том числе правом вести свои дела в суде через представителей. Полномочия представителя иностранного государства должны быть выражены в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, с учётом требований, предусмотренных статьёй 408 настоящего Кодекса.

3. Представитель иностранного государства вправе совершать от имени представляемого им иностранного государства все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части четвёртой настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством.

4. В доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством, должно быть специально оговорено право представителя этого иностранного государства на подписание отзыва на исковое заявление, признание иска, отказа от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения, предъявление встречного иска, изменение основания или предмета встречного иска, заключение мирового соглашения, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), получение судебных извещений (включая копии судебных актов), обжалование судебного постановления, решения, определения, подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также право на получение присуждённых денежных средств или иного имущества.

Статья 417.4. Подача искового заявления [ править ]

1. Исковое заявление по спору с иностранным государством и прилагаемые к нему документы должны соответствовать требованиям статей 131 и 132 настоящего Кодекса и подаются с копиями искового заявления и прилагаемых к нему документов в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

2. К исковому заявлению прилагается также надлежащим образом заверенный перевод искового заявления и прилагаемых к нему документов на официальный язык или один из официальных языков иностранного государства, привлекаемого к участию в деле.

Статья 417.5. Особенности применения мер по обеспечению иска [ править ]

1. Меры по обеспечению иска применяются судом по заявлению лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 13 настоящего Кодекса, за исключением случаев, если иностранное государство и его имущество, находящееся на территории Российской Федерации, пользуются иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иностранное государство не отказалось от этого иммунитета.

2. Применённые судом меры по обеспечению иска подлежат отмене, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что иностранное государство и его имущество, находящееся на территории Российской Федерации, пользуются иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска или иммунитетом в отношении исполнения судебного решения и иностранное государство не отказалось от соответствующего иммунитета.

Статья 417.6. Направление и вручение иностранному государству извещений и иных процессуальных документов [ править ]

1. Направление иностранному государству извещения о возбуждении против него дела в суде Российской Федерации, а также иного процессуального документа, подлежащего вручению иностранному государству (далее — судебное извещение), осуществляется судом в соответствии с применимым международным договором Российской Федерации.

2. В случае отсутствия применимого международного договора Российской Федерации суд направляет судебное извещение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области юстиции, для последующего направления (вручения) иностранному государству по дипломатическим каналам через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

3. Заверенная копия дипломатической ноты, препровождающей направление судебного извещения иностранному государству, с указанием даты её получения компетентным органом иностранного государства, ведающим вопросами иностранных дел, направляется в суд, направивший судебное извещение. Дата получения указанной дипломатической ноты компетентным органом иностранного государства, ведающим вопросами иностранных дел, считается датой вручения судебного извещения.

4. Поступившие в Российскую Федерацию от иностранного государства по дипломатическим каналам отзыв, заявление, ходатайство и иные документы, касающиеся предъявленного к этому иностранному государству иска, направляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции, в суд, в производстве которого находится гражданское дело по иску к указанному иностранному государству.

5. Указанные в частях первой — третьей настоящей статьи судебные извещения могут быть вручены судом непосредственно под расписку представителю иностранного государства, если он участвует в деле и в установленном порядке наделён соответствующими полномочиями.

6. Судебные извещения о назначении предварительного судебного заседания или о назначении дела к разбирательству в судебном заседании направляются иностранному государству в порядке, установленном настоящей статьёй, не позднее чем за шесть месяцев до дня судебного заседания.

7. Судебные извещения, подлежащие вручению иностранному государству, составляются в двух экземплярах, заверяются судом и сопровождаются надлежащим образом заверенным переводом на официальный язык или один из официальных языков иностранного государства, привлекаемого к участию в деле.

Статья 417.7. Особенности предварительного судебного заседания и прекращения производства по делу [ править ]

1. В предварительном судебном заседании, проводимом в соответствии со статьёй 152 настоящего Кодекса, суд с участием сторон также решает вопрос о наличии у иностранного государства судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора.

2. В случае неявки надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте предварительного судебного заседания представителя иностранного государства суд принимает решение на основе материалов, имеющихся в деле.

3. Если имеющиеся в деле материалы не позволяют суду в предварительном судебном заседании сделать вывод о наличии у иностранного государства судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, этот вопрос подлежит разрешению при разбирательстве в судебном заседании.

4. Установленные судом обстоятельства и вывод суда о наличии у иностранного государства судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения судебного решения должны быть отражены в судебном акте, принимаемом по результатам рассмотрения дела.

5. В случае, если суд в предварительном судебном заседании или при разбирательстве в судебном заседании пришёл к выводу о наличии у иностранного государства судебного иммунитета, суд прекращает производство по делу в отношении его.

Статья 417.8. Участие в деле государственных органов [ править ]

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, по инициативе суда или по собственной инициативе может участвовать в деле для дачи заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и её имуществу в иностранном государстве.

2. Заключение указанного в части первой настоящей статьи федерального органа исполнительной власти может быть получено по вопросам о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объёме, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанного федерального органа исполнительной власти.

3. Заключение указанного в части первой настоящей статьи федерального органа исполнительной власти подлежит оценке судом по установленным настоящим Кодексом правилам оценки доказательств.

Статья 417.9. Применение принципа взаимности [ править ]

1. При рассмотрении иска суд по собственной инициативе или по ходатайству стороны в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 ноября 2015 года № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» может применить принцип взаимности, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что объём юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, не соответствует объёму юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации этому иностранному государству при разрешении спора.

2. Соотношение объёмов юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и юрисдикционных иммунитетов, предоставляемых иностранному государству в Российской Федерации, определяется судом на основании доказательств, представленных сторонами, и заключений государственных органов.

3. Мотивированное решение суда о применении принципа взаимности и в соответствии с ним ограничении юрисдикционных иммунитетов иностранного государства при рассмотрении конкретного спора указывается в решении суда, принимаемом по итогам рассмотрения дела.

Статья 417.10. Заочное решение [ править ]

1. Суд по правилам, установленным главой 22 настоящего Кодекса, вправе рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя иностранного государства, являющегося ответчиком по делу, в случае его неявки без уважительных причин в судебное заседание при соблюдении следующих условий:

1) иностранное государство в соответствии с требованиями статьи 417.6 настоящего Кодекса надлежащим образом извещено о принятии искового заявления к производству, о возбуждении производства по гражданскому делу, а также о времени и месте судебного заседания;

2) со дня вручения иностранному государству документов о возбуждении против него дела прошло не менее шести месяцев;

3) иностранным государством не заявлено ходатайство об отложении на разумный срок судебного заседания либо указанное ходатайство мотивированно отклонено судом.

2. По результатам рассмотрения гражданского дела в отсутствие иностранного государства с соблюдением условий, установленных частью первой настоящей статьи, суд может вынести заочное решение против иностранного государства, если установит, что в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом в отношении рассматриваемого спора. Копия заочного решения суда не позднее чем в течение пяти дней со дня его принятия направляется судом иностранному государству в порядке, установленном статьёй 417.6 настоящего Кодекса.

3. Иностранное государство в течение двух месяцев со дня вручения ему в порядке, установленном статьёй 417.6 настоящего Кодекса, копии указанного в части второй настоящей статьи заочного решения суда вправе подать в суд, принявший такое решение, заявление о его отмене.

4. Заочное решение суда также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца после истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение двух месяцев со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Статья 417.11. Привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства [ править ]

1. При рассмотрении судом гражданского дела с участием иностранного государства на это иностранное государство не может быть наложен судебный штраф, а также к этому иностранному государству не могут быть предъявлены требования о предварительной оплате судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

2. Положения части первой настоящей статьи не препятствуют суду взыскать с иностранного государства судебные расходы по правилам, установленным главой 7 настоящего Кодекса, при принятии решения суда по результатам рассмотрения дела по существу.

Статья 417.12. Порядок исполнения судебных решений в отношении иностранного государства [ править ]

Исполнение судебного постановления, вынесенного в отношении иностранного государства, его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения соответствующих иска или ходатайства о признании и исполнении судебного решения другого иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Исполнительный лист с копией судебного постановления направляется главному судебному приставу Российской Федерации. Одновременно суд в порядке, установленном статьёй 417.6 настоящего Кодекса, извещает иностранное государство о вступлении судебного постановления в законную силу и направлении исполнительных документов главному судебному приставу Российской Федерации для исполнения.

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  • 00%
  • PD-RU-exempt