Статья 401 ГПК РФ. Иски к международным организациям. Дипломатический иммунитет 2024

1. Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

2. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Феде
рации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 393-ФЗ.

Комментарий к статье 401 ГПК РФ

1. В комментируемой статье изложены правила судебного иммунитета. Под иммунитетом понимается изъятие определенного субъекта или объекта права из-под правил общей юрисдикции.

Под иммунитетом государств понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Данное начало вытекает из международно-правового начала суверенитета государств и их равенства в международных отношениях. Поэтому одно государство неподсудно другому в силу принципа «Par in parem non habet jurisdictionem» («Равный над равными не имеет юрисдикции»).

Не случайно, что судебный иммунитет рассматривается и как институт международного публичного права, действие которого получает отражение в гражданском и уголовном процессе государств, что было исторически оправдано в силу имевшего место в тот период его понимания как абсолютного иммунитета.

В ГПК выделяются четыре вида иммунитетов: 1) от предъявления иска; 2) от привлечения в качестве ответчика или третьего лица; 3) от применения мер обеспечения иска; 4) от принудительного исполнения судебного решения. Каждый из них имеет общую юридическую и доктринальную основу. В комментируемой статье особо оговаривается необходимость получения согласия на отказ от иммунитета компетентных органов власти соответствующего государства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Однако изложенное не означает полной неподсудности государства по судебным искам. В данном случае речь идет о неподсудности требований к государству в судах другой страны. Правило о судебном иммунитете не распространяется на возможность предъявления иска к государству в его собственные национальные суды.

2. В доктрине и законодательстве различается абсолютный и ограниченный иммунитет государств. Наша страна длительное время придерживалась позиции абсолютного иммунитета, отстаивая безусловную неподсудность государства в отношении любых требований, независимо от их основы.

В настоящее время получила распространение доктрина ограниченного, или функционального, иммунитета. Это связано с более широким вовлечением государств в гражданский оборот, привлечением многими странами иностранных инвестиций под государственные гарантии, получением кредитов и финансовой помощи от международных организаций и банков, рядом других причин. Поэтому многие государства перестали придерживаться концепции абсолютного иммунитета в отношении определенных категорий дел и отношений.

Выступление государства в качестве субъекта гражданского оборота неизбежно приводит и к иному пониманию концепции иммунитета.

Согласно концепции ограниченного иммунитета иностранное государство, его органы, а также их собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperi. Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений и т.д.), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом. Нет причины предоставлять иностранным государствам, действующим в рамках частного права, льготы по сравнению с другими участниками гражданского оборота.

Концепция ограниченного иммунитета стала отражаться как в законодательстве, так и судебной практике. Например, 16 мая 1972 г. была принята разработанная Советом Европы Конвенция об иммунитете государств, однако она ратифицирована немногими государствами. Хотя Россия не является участницей данной Конвенции, по мнению специалистов, современная судебная практика в Российской Федерации склоняется в сторону ограниченного иммунитета иностранного государства на основе принципа определения цели сделки — извлечение прибыли или выполнение публичной функции.

При применении правил о судебном иммунитете можно исходить из ряда правил. Во-первых, судебный иммунитет не имеет безусловного, абсолютного характера с точки зрения действующего российского законодательства. В частности, в комментируемой статье говорится о том, что иммунитет признается, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. В этом плане можно привести ст.

23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» , согласно которой в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством РФ отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Во-вторых, следует различать выступление государства как суверена и его участие в гражданском обороте на общих основаниях с другими субъектами гражданского права. Поэтому в каждом конкретном случае следует выяснять правовую основу участия государства в том либо ином деле.

Такой подход вполне укладывается в современное русло понимания иммунитета и его применения на практике, а закрепление в законодательстве любого государства СНГ абсолютного иммунитета иностранного государства не ведет к автоматическому его признанию в судах иностранных государств. В целом ряде стран приняты законодательные акты, понимающие ограниченно судебный иммунитет государств, например в США, Великобритании, Канаде, Сингапуре, Пакистане, Австралии, ЮАР и других странах.

В-третьих, отказ от иммунитета должен быть достаточно ясен и выражен в документах, исходящих от компетентных лиц. Согласие на рассмотрение спора в российском суде должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета.

3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи иммунитет международных организаций имеет производный характер от иммунитета государств, образовавших международные организации. В учредительных документах организаций, и прежде всего уставах, закреплен принцип наличия иммунитета, в то время как содержание иммунитета раскрывается в соглашениях со страной пребывания штаб-квартиры такой организации. Согласно ч. 2 комментируемой статьи судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором РФ и федеральным законом.

Иммунитетом наделены многие международные организации, например ООН в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН от 21 ноября 1947 г., Совет Европы в соответствии с Генеральным соглашением о привилегиях и иммунитетах от 2 сентября 1949 г. Важно также различать иммунитет при выполнении функциональных обязанностей международной организации, для выполнения которых она и была образована, и участие международной организации в гражданском обороте.

Отказ от судебного иммунитета международных организаций должен производиться в том же порядке, что и для иностранных государств, согласно ч. 1 комментируемой статьи.

4. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи правила иммунитета государств проецируются и на иммунитет его представителей. В этом плане можно привести такие основополагающие международные договоры, как Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. . Рассмотрим вопросы иммунитета по первой Конвенции.

———————————
ВВС СССР. 1964. N 18.

Ст. 221.
См.: Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т. 1. С. 188 — 209.

Согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях привилегии и иммунитеты дипломатическим агентам предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства. Поэтому согласно ст. 31 Конвенции дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Рекомендация  Стаж государственной гражданской службы 2024

Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев: 1) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; 2) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; 3) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением случаев, которые подпадают под вышеперечисленные пункты, и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. При этом иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

В соответствии со ст. 32 Конвенции от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом, согласно ст. 37 Конвенции может отказаться аккредитующее государство.

Такой отказ должен быть всегда определенно выраженным.

Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, согласно ст. 37 Конвенции лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Отказ от иммунитета в отношении гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

5. Не подлежит принудительному исполнению на территории РФ решение иностранного суда, вынесенное в отношении лица, пользующегося иммунитетом от гражданской юрисдикции государства его пребывания .

———————————
См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 5-Г05-1 // БВС РФ. 2005. N 10. С. 2 — 4.

Другой комментарий к статье 401 ГПК РФ

1. Часть 1 ст. 401 ГПК закрепляет иммунитет иностранного государства. Термин «иммунитет» (от лат. Immunitas) с юридической точки зрения означает освобождение от чего-либо, неподсудность .

Судебный иммунитет иностранного государства включает в себя:

1) неподсудность одного государства суду другого государства;

2) иммунитет от принятия мер по обеспечению иска;

3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения.

Судебный иммунитет не означает «отказа в правосудии», так как не препятствует защите прав заинтересованного лица, которое в любом случае может обратиться с требованием к государству в его национальные суды и другие правоприменительные органы. В ином случае заинтересованное лицо обращается к своему правительству для инициирования процедур воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам.

В доктрине и законодательстве различают два вида иммунитета иностранного государства: абсолютный (полный) и функциональный (ограниченный) иммунитет. При абсолютном иммунитете нельзя предъявить иск к иностранному государству, применить к его собственности обеспечительные меры, а также обратить судебное взыскание на его имущество без согласия этого иностранного государства. При функциональном иммунитете за иностранным государством иммунитет признается лишь в тех случаях, когда оно осуществляет суверенные функции, т.е. действия jure imperium.

Если же иностранное государство осуществляет внешнеэкономическую, внешнеторговую деятельность, то оно не пользуется иммунитетом.

На протяжении длительного времени Россия придерживалась абсолютного иммунитета. Статьей 401 ГПК также предусмотрена трактовка абсолютного иммунитета. В настоящее время наибольшее распространение получает теория ограниченного иммунитета в связи с активным участием государств в гражданском обороте.

В связи с этим возможно отступление от концепции абсолютного иммунитета в случаях, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

2. Наряду с иностранными государствами судебным иммунитетом обладают некоторые международные организации (межправительственные организации и международные юридические лица).

Международные организации — это юридические лица, создаваемые на основании договоров между двумя или более государствами. Правовой статус международных организаций обычно закрепляется в уставе организации.

Судебный иммунитет международной организации, если она не занимается предпринимательской деятельностью, является абсолютным. Он может определяться уставом этой организации, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организации со страной пребывания, ФЗ.

3. В ч. 3 ст. 401 устанавливаются правила дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет носит абсолютный характер.

В соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

На членов семьи главы дипломатического представительства и дипломатический персонал также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции. При этом от членов семьи дипломата требуется уважение законов, правил и обычаев государства пребывания. В случаях нарушения данного требования государство пребывания вправе требовать выезда из страны данного члена семьи иностранного дипломата.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (в ред. от 05.03.2013) в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

Комментарии к СТ 401 ГПК РФ

1. Особым участником гражданских процессуальных отношений является иностранное государство, обладающее иммунитетом, который заключается в неподсудности одного государства без его согласия судам другого государства, недопустимости в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества, недопустимости без согласия государства принудительного исполнения решения, вынесенного против него в другом государстве.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства, применение мер по обеспечению иска или исполнение решения. Такое согласие может быть выражено дипломатическим путем либо сформулировано в международных договорах, внутренних актах, отдельных соглашениях. Так, в Законе США об иммунитетах иностранных государств 1976 г. предусматривается, что иммунитет государства не признается, когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах, или действие, совершенное за пределами Соединенных Штатов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Штатов, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов.

Рекомендация  Оформление квартиры в собственность в новостройке инструкция опыт 2024

Статья 1204 ГК РФ определяет, что к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства положения разд. VI ГК РФ «Международное частное право» применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

2. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетом в соответствии с международными договорами. Так, согласно ст. 100 Устава ООН Генеральный секретарь и персонал Секретариата ООН не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации.

Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных перед Организацией.

3. Дипломатические представители в некоторых случаях пользуются иммунитетом в соответствии с международными договорами. Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

a) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

c) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля.

Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые подпадают под подп. «a», «b» и «c», указанные выше, и иначе, чем при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Так, при рассмотрении мировым судьей иска П. к Генеральному консульству Украины в г. Санкт-Петербурге об истребовании денежных сумм, уплаченных за легализацию документов, в связи с отказом Консульства в легализации документов суд принял решение о прекращении производства по делу по п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ, учитывая отсутствие согласия украинской стороны на рассмотрение данного гражданского дела, связанного с исполнением консульских действий Генеральным консульством Украины в г. Санкт-Петербурге, отсутствие доказательств, свидетельствующих об отказе аккредитующего государства от иммунитета, а также тот факт, что имущество консульского учреждения не может быть объектом принудительных мер государства пребывания, вне зависимости от того, какими органами государства такие меры принимаются в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., Консульской конвенцией между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г., принятой в развитие положений Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (ст. ст. 9, 30, 35) .

———————————
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г. N 13пв-06.

4. К другим лицам, указанным в ч. 3 комментируемой статьи, относятся, например, административно-технический персонал, члены семьи дипломатических агентов, которые пользуются иммунитетом от гражданской и административной ответственности только в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.

Однако эти положения не применяются в отношении гражданского иска:

a) вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому он прямо или косвенно не принял на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; либо

b) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом.

Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала не может отказываться давать показания. Однако, если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания.

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого ими государства.

Статья 401. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет

1. Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

2. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к Статье 401 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья определяет порядок предъявления исков к иностранным государствам и международным организациям, а также дипломатический иммунитет.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

В силу ч. 2 комментируемой статьи отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае суд рассматривает дело в порядке, установленном ГПК РФ.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (ч. 3).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» судебный иммунитет — обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе. Согласно положениям ст. 5 иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно явно выразило согласие на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора в силу:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

— письменного соглашения, не являющегося международным договором;

— заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора.

Такое согласие иностранного государства не может быть отозвано и распространяется на все стадии судебного разбирательства.

Рекомендация  Регистрация дочери в квартире матери 2024

Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета:

— если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации, вступило в судебный процесс в суде Российской Федерации по существу спора в качестве лица, участвующего в деле, или предприняло иное действие по существу дела;

— в отношении споров, касающихся арбитражного или третейского соглашения, если данное иностранное государство заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием споров, которые возникли или могут возникнуть в будущем в связи с исполнением обязательств;

— в отношении любого встречного иска, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации;

— в отношении первоначального иска, если данное иностранное государство предъявило встречный иск в суд Российской Федерации.

Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не может быть отозван и распространяется на все стадии судебного разбирательства. При этом отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не рассматривается в качестве отказа данного иностранного государства от иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда .
———————————
Российская газета. 2015. N 251.

Европейский суд по правам человека в Постановлении от 14 марта 2013 г. по делу «Олейников (Oleynikov) против Российской Федерации» указал, что «суды страны отказали в рассмотрении иска заявителя, применив абсолютный государственный иммунитет от юрисдикции без какого-либо анализа первоначальной сделки, применимых норм Приложения к Договору о торговле и мореплавании между СССР и КНДР от 22 июня 1960 г. и применимых принципов обычного международного права, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного Европейский суд заключает, что, отклоняя иск заявителя без рассмотрения по существу спора и без указания относимых и достаточных мотивов, несмотря на применимые положения международного права, российские суды не смогли обеспечить разумное соотношение пропорциональности. Соответственно, суды страны умалили существо права заявителя на доступ к суду» .
———————————
Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2014. N 1.

Статья 401 Иски к международным организациям. Дипломатический иммунитет

Статья 401 ГПК РФ, действующая редакция гражданского процессуального кодекса на 2024 год с комментариями

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 393-ФЗ)

1. Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

2. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к статье.

Комментируемая статья определяет порядок предъявления исков к иностранным государствам и международным организациям, а также дипломатический иммунитет.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

В силу ч. 2 комментируемой статьи отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае суд рассматривает дело в порядке, установленном ГПК РФ.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации, федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (ч. 3).

В соответствии со ст. 2Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»судебный иммунитет — обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе. Согласно положениям ст. 5 иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно явно выразило согласие на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора в силу:

— письменного соглашения, не являющегося международным договором;

— заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора.

Такое согласие иностранного государства не может быть отозвано и распространяется на все стадии судебного разбирательства.

Статьей 6указанного Федерального закона установлено, что иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета:

— если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации, вступило в судебный процесс в суде Российской Федерации по существу спора в качестве лица, участвующего в деле, или предприняло иное действие по существу дела;

— в отношении споров, касающихся арбитражного или третейского соглашения, если данное иностранное государство заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием споров, которые возникли или могут возникнуть в будущем в связи с исполнением обязательств;

— в отношении любого встречного иска, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации;

— в отношении первоначального иска, если данное иностранное государство предъявило встречный иск в суд Российской Федерации.

Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не может быть отозван и распространяется на все стадии судебного разбирательства. При этом отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не рассматривается в качестве отказа данного иностранного государства от иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда .

Российская газета. 2015. N 251.

Европейский суд по правам человека в Постановлении от 14 марта 2013 г. по делу «Олейников (Oleynikov) против Российской Федерации»указал, что «суды страны отказали в рассмотрении иска заявителя, применив абсолютный государственный иммунитет от юрисдикции без какого-либо анализа первоначальной сделки, применимых норм Приложения к Договору о торговле и мореплавании между СССР и КНДР от 22 июня 1960 г. и применимых принципов обычного международного права, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного Европейский суд заключает, что, отклоняя иск заявителя без рассмотрения по существу спора и без указания относимых и достаточных мотивов, несмотря на применимые положения международного права, российские суды не смогли обеспечить разумное соотношение пропорциональности. Соответственно, суды страны умалили существо права заявителя на доступ к суду» .

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2014. N 1.