Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений 2024

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений,
а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены
запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение
этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными
работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие
тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к Ст. 285.3 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются: а) единые государственные реестры, предусмотренные законодательством. В настоящее время в России существуют свыше 10 единых государственных реестров, в том числе Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; б) документы, на основании которых вносятся записи или изменения в единые государственные реестры, подлежащие в соответствии с законодательством обязательному хранению. Перечень и содержание таких документов определяется законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) внесением в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений; б) уничтожением или в) подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством.

3. Преступление окончено с момента фактического искажения данных единого государственного реестра либо уничтожения соответствующего документа; подлог документов для признания преступления оконченным в этой его разновидности также требует искажения данных единого государственного реестра.

4. Субъект специальный: должностное лицо. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, при наличии к тому оснований могут нести ответственность по ст. 292 УК.

Второй комментарий к Ст. 285.3 УК РФ

1. Непосредственный объект — установленный законом порядок ведения и хранения единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ.

2. Предмет преступления — упомянутые реестры, а также документы, послужившие основанием внесения записей в единые государственные реестры или внесения изменений и подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.

3. Объективная сторона преступления может выразиться:

а) во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров;

б) в уничтожении документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменения и хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ;

в) в подлоге документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменения.

Преступление является оконченным в момент совершения хотя бы одного из этих трех действий.

4. Внесение недостоверных сведений означает совершение в бумажный или электронный носитель соответствующей информации записи, не соответствующей характеристике объектов учета, включенных в соответствующий реестр. Это касается как необоснованного включения объекта учета в единый государственный реестр, так и необоснованного исключения объекта учета из единого государственного реестра.

5. Уничтожение подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых были внесены запись или изменение в едином государственном реестре, следует понимать как его физическое истребление любым способом (как и уничтожение имущества — см. комментарии к ст. 167 УК).

6. Подлог — это внесение в документ ложной информации (подробнее см. комментарии к ст. 292 УК).

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект — должностное лицо государственного органа, в компетенции которого находится ведение соответствующего реестра.

9. Квалифицированный вид преступления (ч. 2) связан с его совершением группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 с. 35 УК).

10. Особо квалифицированный вид преступления (ч. 3) связывается с наступлением тяжких последствий, отношение к которым может быть как умышленным, так и неосторожным. Понятие тяжких последствий является оценочным и определяется из характера объекта учета, характера и размера наступивших последствий (см. п. 21 постановления).

Третий комментарий к статье 285.3 УК РФ

1. Государственным реестром в самом общем виде следует рассматривать перечень сведений о фактах (предметы, явления, события), зафиксированных на бумажных носителях либо в электронном виде, характеризуемых однотипностью, определенным и единым критерием, подлежащих систематизации данных о регистрируемых объектах. Государственные реестры по их назначению и содержанию бывают различных видов, но все они ведутся по правилам, установленным Правительством РФ, где подробно определяется порядок ведения того или иного реестра. Наиболее известным является Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (ред. от 28.07.2012).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. от 28.07.2012) определяет правовые основания для регистрационных действий с наличием права на имущество. Во исполнение данного Закона разработаны правила о ведении названного реестра (см.: Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Например, предметом регистрационных действий по юридическим лицам являются сведения о создании юридического лица, его реорганизации, ликвидации, иные сведения о юридических лицах — изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Основанием для внесения соответствующей записи в любой без исключения государственный реестр является наличие правоустанавливающих документов, предоставленных заявителями при государственной регистрации. При внесении в реестр любой записи в обязательном порядке присваивается государственный регистрационный номер и для каждой из них указывается дата ее внесения в государственный реестр.
Внесение записи в реестр подтверждается документом — свидетельством о государственной регистрации.

2. Объектом рассматриваемого состава преступления является нормальное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления при совершении регистрационных действий, непосредственно связанных с ведением реестров в той или иной сфере деятельности юридических или физических лиц. Возникающие между участниками правоотношения требуют наличия субъектов — заявителя и регистрирующего органа. При этом данная норма предусматривает ответственность только представителей органов власти, если при этом не будут установлены факты соучастия в совершении данного преступления иных лиц, не являющихся должностными.

3. Объективная сторона преступления характеризуется недобросовестным исполнением должностным лицом обязанностей, возложенных на него законом, путем внесения хотя бы в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений, уничтожение или подлог документов, послуживших основанием для внесения записи в единый реестр, при условии что такие документы подлежат обязательному хранению. По конструкции состав преступления по ч. ч. 1 и 2 формальный и является оконченным с момента внесения недостоверных сведений. По ч. 3 состав материальный и является оконченным с момента наступления тяжких последствий.
Под внесением заведомо недостоверных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих внесению в реестр, содержание которых не соответствует действительности. Уничтожение данных может быть сопряжено с исключением их из реестра либо заменой подложными документами.
В качестве квалифицирующего признака данного состава преступления законодатель предусмотрел совершение преступления по предварительному сговору, наличие которого предполагает заранее согласованный его участниками план действий как с распределением ролей, так и без оного. Важным является сам факт предварительного сговора, вне зависимости от выполняемых участниками преступных действий. В этом случае соучастниками могут быть и не должностные лица, которые своими действиями обеспечили предоставление заведомо недостоверных сведений, которые затем были внесены в реестр представителем регистрирующего органа.

К числу тяжких последствий (ч. 3 ст. 285.3 УК) могут быть отнесены: особо крупный ущерб, причиненный охраняемым интересам, нарушение конституционных прав и свобод, и др.

4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется наличием умышленной формы вины. По ч. ч. 1 и 2 лицо, совершившее деяние, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать внесения недостоверных сведений. По ч. 3, с учетом материальной конструкции состава, субъект дополнительно должен предвидеть вредные последствия своих действий и стремиться к наступлению тяжких последствий либо сознательно их допускать.

5. Субъектом является должностное лицо регистрирующего органа. Общий возраст уголовной ответственности установлен в 16 лет, хотя функции должностного лица по законодательству Российской Федерации могут быть приобретены в более зрелом возрасте.

Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

Рекомендация  Оформление дома в собственность как оформить дом на участке 2024

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарии к ст. 285.3 УК РФ

1. Объект преступления — нормальное, отвечающее закону функционирование аппарата управления; в качестве дополнительного объекта могут выступать интересы граждан, общества и государства.

Согласно законодательству действуют различные виды единых государственных реестров. Так, в качестве федеральных информационных ресурсов предусмотрены: Единые государственные реестры юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, Единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ, Единый государственный реестр налогоплательщиков. Целью их создания является учреждение единых банков данных, позволяющих в масштабах государства организовывать централизованный учет для надлежащей организации и контроля в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, прежде всего в экономической сфере.

Вносимые в упомянутые реестры сведения, документы в силу прямого предписания законов подлежат обязательному хранению.

2. Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями:

внесение в единый государственный реестр того или иного вида заведомо недостоверных сведений, т.е. данных, с очевидностью не соответствующих действительности. Они могут касаться организационной формы предприятия, круга лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, списка акционеров и т.п.;

уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единый государственный реестр.

О характеристике уничтожения документа см. комментарий к ст. 325 УК, подлога — к ст. 292 УК.

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотивы и цели для квалификации значения не имеют, но могут учитываться при назначении наказания.

4. Субъект преступления — должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК).

5. К квалифицирующему признаку отнесено совершение деяния группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК), а особо квалифицирующему — наступление тяжких последствий (см. комментарий к ст. 285 УК).

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

ч 1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

ч 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

(в редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

ч 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к ст. 285.3 УК РФ

1. Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ УК дополнен ст. 285.3, устанавливающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

Данное преступление отнесено законодателем к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Комментируемой статьей предусмотрены альтернативно два предмета преступления. Первым предметом преступления выступают единые государственные реестры, которые представляют собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ.

В этой связи для установления предмета рассматриваемого преступления в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов необходимо устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.

Например, ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с комментируемой статьей предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством РФ.

Вторым предметом преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, законодатель указывает на два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в комментируемой статье, должны являться основанием внесения записей в единые государственные реестры, и эти документы должны подлежать обязательному хранению на основании законодательства РФ.

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) и другие документы.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 указанного Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, т.е. на основании документов, перечисленных выше.

И наконец, ч. 3 ст. 5 этого же Закона установлено, что порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, перечисленные выше документы являются основанием внесения записей в Единый государственный реестр и подлежат обязательному хранению, что установлено законодательством РФ. Эти обстоятельства позволяют отнести данные документы к предмету преступления, предусмотренному комментируемой статьей. Аналогично должен решаться вопрос и в отношении иных документов.

Говоря о втором предмете преступления, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон говорит о документах как предмете преступления только в том случае, если на их основании были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр. А если такие записи не производились? В этом случае буквальное толкование закона позволяет говорить об отсутствии предмета преступления.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии, но ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.

Что касается Единого государственного реестра, то объективная сторона преступления может заключаться только во внесении в него заведомо недостоверных сведений. Характер сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр, является разным в зависимости от вида реестра. Так, в государственный реестр юридических лиц включаются сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а именно полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица и т.д.

Недостоверные сведения — это сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, искажающие ее. Внесение таких сведений в Единый государственный реестр может быть осуществлено как на первоначальном этапе внесения сведений в реестр, так и на последующем этапе — дополнения или изменения ранее внесенных сведений.

В тех случаях, когда предметом преступления выступают документы, на основании которых были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр, объективная сторона преступления выражается в уничтожении или подлоге документов.

Рекомендация  Сервисный центр произвел ремонт который не был оговорен 2024

Под уничтожением документов следует понимать любое действие, результатом которого будет являться приведение документа в полную негодность (сожжение, воздействие кислотой и т.п. действия). Уничтоженный документ не подлежит восстановлению и не может использоваться в качестве документа.

Подлог является обобщающим понятием, включающим в себя как внесение в документ заведомо ложных сведений, так и внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

4. Тот факт, что законодатель, как отмечалось выше, поместил комментируемую статью в главу о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, позволяет говорить о том, что рассматриваемые действия (внесение заведомо ложных сведений, уничтожение, подлог) должны обладать связью со служебными полномочиями виновного лица и осуществляться именно в связи со служебными обязанностями. Отсутствие этой связи будет означать и отсутствие рассматриваемого состава преступления. В таком случае действия виновного при наличии соответствующих обстоятельств могут быть квалифицированы, например, по ст.

327 УК.

5. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в виде прямого умысла. Указание законодателя на заведомость знания виновным необходимых обстоятельств означает наличие точного знания недостоверности соответствующих сведений.

7. Субъект преступления — специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

8. Частью 2 комментируемой статьи установлена более строгая ответственность за рассмотренные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Понятие группы лиц по предварительному сговору приведено в ч. 2 ст. 35 УК. Применительно же к составу преступления, предусмотренному комментируемой статьей, следует обратить внимание на наличие специального субъекта.

С позиции формы соучастия это означает, что группу лиц могут образовать лишь субъекты, обладающие определенными признаками. Так, группу лиц применительно к внесению заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр могут образовать лишь должностные лица, а группу лиц применительно к уничтожению или подлогу документов — государственные или муниципальные служащие, которые могут быть как должностными, так и не должностными лицами.

9. Особо квалифицированный состав образует любое из рассмотренных деяний, если оно повлекло тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных. Их наличие должно определяться в каждом конкретном случае.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, следует, например, понимать такие последствия совершения преступления, как нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений: предмет преступления

Амелин Роман Владимирович, доцент механико-математического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается проблематика, связанная с определением понятия «единый государственный реестр» как предмета преступления, предусмотренного ст. 285.3 УК РФ. Анализируя состав рассматриваемого преступления и особенности отношений в сфере использования государственных информационных систем, автор приходит к выводу о необходимости замены предмета преступления на государственную информационную систему, содержащую юридически значимую информацию, предназначенную для удостоверения прав и (или) обязанностей граждан и юридических лиц.

Ключевые слова: единый государственный реестр; государственная информационная система; официальная информация; представление информации.

Entering of deliberately in correct data into state registers: target of crime

Amelin Roman Vladimirovich, PhD (Law), Associate Professor, Faculty of Mechanics and Math, N.G. Chernyshevsky Saratov State University.

The article considers the problem of definition of the notion of a «unified state register» as a target of crime stipulated by Article 285.3 of the Criminal Code of the Russian Federation. When analyzing the elements of the above crime and peculiarities of relations in the sphere of use of public information systems, the author concludes that the elements of crime should be replaced with the public information system containing legally valid information meant to certify rights and (or) obligations of individuals and legal entities.

Key words: unified state register; public information system; official information; to present information.

Статья 285.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за внесение заведомо недостоверных сведений в единые государственные реестры. При этом в уголовном и информационном законодательстве не содержится прямого ответа на вопрос о том, что именно следует считать единым государственным реестром.

Буквальное толкование позволяет прийти к выводу, что единым государственным реестром следует считать информационный объект, правовой режим которого устанавливается законодательством Российской Федерации и в наименовании которого содержатся слова «единый государственный реестр». В условиях идеального законотворчества, когда при выборе наименования информационного объекта законодатель учитывает в том числе положения ст. 285.3 УК РФ, буквального толкования было бы достаточно.

Однако приходится согласиться с мнением А.С. Горлова о том, что законодательство, регламентирующее ведение единых государственных реестров, носит разрозненный характер, при обозначении реестров используется различная терминология, и, например, Государственный реестр изобретений Российской Федерации очевидно является единым, но указание на такой его характер в законе отсутствует .

Горлов А.С. Единый государственный реестр как предмет уголовно-правовой охраны // Российский судья. 2012.

N 5. С. 12 — 14.

Другой подход к определению предмета обсуждаемого преступления может базироваться на выявлении его обязательных признаков. А.С. Горлов в качестве таковых выделяет: а) федеральный характер реестра и б) его ведение от лица государства. Отметив, что установление признаков единого государственного реестра как предмета уголовно-правовой охраны должно основываться на тщательном изучении свойств конкретного реестра, он не уточняет, какие именно свойства подлежат изучению .

По мнению В.И. Динеки, под государственным реестром в самом общем виде следует понимать перечень сведений о фактах (предметах, явлениях, событиях), зафиксированных на бумажных носителях либо в электронном виде, характеризуемых однотипностью, определенным и единым критерием, подлежащих систематизации данных о регистрируемых объектах. Основанием для внесения соответствующей записи в любой без исключения государственный реестр является наличие правоустанавливающих документов, предоставленных заявителями при государственной регистрации. Внесение записи в реестр подтверждается свидетельством о государственной регистрации .

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова.

М.: Юриспруденция, 2013.

Данное утверждение нуждается в уточнении. Нельзя согласиться с тем, что внесение записи в любой реестр подтверждается свидетельством о государственной регистрации, а сама запись носит исключительно правоустанавливающий характер. Так, в соответствии со ст.

15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» функционирует информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Систематизированные сведения, подлежащие занесению в данный реестр на основании решения федеральных органов исполнительной власти и решений судов, носят правоограничительный характер и документом о государственной регистрации не подтверждаются. Но если признак «правоустанавливающий» понимать в том смысле, что запись в реестре является юридическим фактом, который непосредственно влечет (подтверждает) наличие определенных прав и обязанностей лиц, то мы согласны с тем, что он является для реестра конститутивным.

Не случайно законодатель ввел ст. 283.5 в УК РФ в контексте противодействия рейдерству. Сущность рассматриваемого преступления состоит не во вмешательстве в государственную управленческую деятельность путем предоставления заведомо ложной информации (как, например, в ст.

19.7, 19.8 КоАП РФ), а в злоупотреблении должностными полномочиями, приводящем к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, их незаконному освобождению от обязанностей, для удостоверения которых и ведется государственный реестр.

Таким образом, под реестром предлагается понимать систематизированный набор сведений (записей реестра), удостоверяющих юридически значимые обстоятельства, наделяющие правами и обязанностями, освобождающие от них.

Рекомендация  Статья 129. Утратила силу 2024

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2). База данных (ч. 2 ст.

1260 ГК РФ) — это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Если информация, содержащаяся в базах данных информационной системы, удовлетворяет вышеприведенному определению, то такая информационная система также является реестром, независимо от того, имеется ли слово «реестр» в официальном наименовании этой системы.

К таким системам, в частности, относится ЕГИСМ — Единая государственная информационная система мониторинга процессов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации . Несвоевременное внесение сведений в данную информационную систему, а также внесение неполных или недостоверных сведений о диссертации на соискание ученой степени (умышленно или в результате технической ошибки) будет являться основанием для снятия диссертации с защиты. Электронные документы, размещенные в Единой информационной системе в сфере закупок, в том числе заявки на участие в определении поставщика, также имеют юридическую силу (ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») . К правоустанавливающим реестрам относится и государственный кадастр недвижимости .

См.: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1035 «О федеральной информационной системе государственной научной аттестации» // СЗ РФ. 2013. N 48. Ст.

6251.
Термин «реестр» используется в законе в перечне баз данных этой системы: «реестр контрактов», «реестр недобросовестных поставщиков», «реестр банковских гарантий», «реестр жалоб», но его использование произвольно: в том же списке присутствуют «информация о закупках», «планы-графики», «каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; вряд ли законодатель предполагал, что незаконное искажение информации в каталоге и реестре должно квалифицироваться по-разному.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст.

4017.

Кроме того, существуют информационные системы, в названии которых по каким-то причинам используется слово «реестр», но которые реестрами не являются, поскольку записи в них не носят правоустанавливающего характера. В качестве примера назовем реестр федеральных государственных информационных систем , автоматизированную информационную систему «Реестр зеленых насаждений» , программный комплекс «Реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений» . Эти системы не отличаются по назначению от множества других государственных информационных систем, внедренных в целях учета, контроля, информационного обеспечения управленческой деятельности и предоставления доступа к информации , а слово «реестр» в их наименовании обусловлено исключительно усмотрением разработчика и небрежностью законодателя, закрепляющего такое наименование в правовых актах об ИС.

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» // СЗ РФ. 2009. N 37.

Ст. 4416.
Постановление Правительства Москвы от 12 августа 2014 г. N 461-ПП «Об автоматизированной информационной системе «Реестр зеленых насаждений» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2014. N 46.
Реестр НСИ // Реестр федеральных государственных информационных систем [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/it/register/?id=90700 (дата обращения: 04.11.2014).
Например, реестр федеральных государственных информационных систем создан для организации доступа к информации об эксплуатируемых федеральных государственных информационных системах, а также обеспечения координации работ по их созданию и эксплуатации.

Искажение информации, хранящейся в таких информационных системах, внесение в них недостоверных или неполных сведений являются неправомерным деянием, нарушают интересы пользователей информацией, использующих соответствующие сведения для принятия решений, но не должны, по нашему убеждению, квалифицироваться по ст. 283.5 УК РФ. По правовым последствиям и степени общественной опасности такое деяние близко к представлению неполной или недостоверной информации ее обладателем (см. ст. 14.25, 19.7, 19.8, 19.9 КоАП РФ) .

В КоАП РФ давно ощущается нехватка общей статьи, устанавливающей административную ответственность за непредставление либо представление неполной или недостоверной информации в государственные информационные системы, если соответствующая обязанность возложена на обладателя информации в соответствии с законодательством РФ (по аналогии с общей ст. 19.7). Также целесообразно дополнение КоАП общей статьей об ответственности за фальсификацию информации в государственных информационных системах, если она не образует уголовно наказуемого деяния.

Отметим, что указанная позиция не приведет к сужению сферы действия ст. 285.3 УК РФ. В настоящее время суды рассматривают в качестве предмета преступления данной статьи лишь те информационные объекты, в наименовании которых содержатся слова «единый государственный реестр», а такую комбинацию законодатель использует в редких случаях — число таких объектов в российском законодательстве не превышает нескольких десятков — и все они содержат правоустанавливающие записи.

Мы же предлагаем при определении предмета преступления учитывать не столько его обозначение как реестра, сколько сущностные признаки, при этом «учетные» информационные системы как не подпадают, так и не будут подпадать под данную категорию.

Наконец, заслуживает уточнения признак «единый» применительно к государственному реестру. Лингвистическое толкование позволяет заключить, что такой реестр должен обладать признаками уникальности и особого правового режима по сравнению с информационными системами, обрабатывающими аналогичную информацию. В частности, законодательством должно быть предусмотрено внесение подтвержденных документами сведений именно в этот реестр, и сведения, содержащиеся в таком реестре, должны иметь приоритет по отношению к сведениям из других источников (исключая сами документы, на основании которых вносятся правоустанавливающие записи).

В. Бабушкин определяет принцип единства применительно к ЕГРП на основе двух схожих критериев: единство системы записей в ЕГРП и ведение его во всех субъектах Российской Федерации .

См.: Бабушкин В. Правовая сущность единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Право и жизнь. 2010. N 146(8).

С. 166 — 173.

Так, реестры государственных гражданских служащих, которые ведутся представителем нанимателя в соответствии со ст. 43 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не являются едиными, поскольку ведутся независимо кадровыми службами различных государственных органов.

Опираться при квалификации на наличие и отсутствие слова «единый» в наименовании, которое используется законодателем достаточно произвольно, не стоит. Мы рекомендуем понимать под «едиными» федеральные информационные системы и реестры, правовые режимы которых устанавливаются федеральным законом.

Так, в соответствии с отстаиваемой в настоящей работе позицией реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный ст. 114 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», также является единым государственным реестром, поскольку а) внесенная в реестр запись является основанием для ограничения права третьих лиц — участников закупки (ч. 1.1 ст. 31), б) реестр создан в соответствии с федеральным законом, устанавливающим его правовой режим. Устанавливая в ч. 1 ст.

7.31 КоАП РФ административную ответственность за включение заведомо недостоверной информации в этот реестр, законодатель, очевидно, не видит и не предусматривает конкуренции норм со ст. 285.3 УК РФ, поскольку реестр недобросовестных поставщиков не содержит в наименовании слов «единый» и «государственный» и, таким образом, не является, казалось бы, предметом данного преступления. Однако при восприятии нашей позиции такая конкуренция возникает и должна по общему правилу решаться в пользу специальной нормы (а именно ст. 7.31 КоАП РФ).

Впрочем, можно предложить ст. 7.31 из КоАП РФ исключить и распространить на этот случай общую норму — ст. 285.3 УК РФ, поскольку не видим оснований для смягчения ответственности по сравнению, например, с фальсификацией единого государственного реестра автомобильных дорог .

См.: статья 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст.

5553.

Резюмируя вышесказанное, предметом преступления, предусмотренного ст. 285.3 УК РФ, предлагается считать предусмотренные законодательством РФ систематизированные наборы сведений, удостоверяющие юридически значимые обстоятельства, наделяющие правами и обязанностями, освобождающие от них, а также государственные информационные системы, содержащие такие сведения.

Пристатейный библиографический список

  1. Бабушкин В. Правовая сущность единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Право и жизнь. 2010. N 146(8).
  2. Горлов А.С. Единый государственный реестр как предмет уголовно-правовой охраны // Российский судья. 2012. N 5.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. Юриспруденция, 2013.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.