Федеральным законом от 08 декабря 2020 года № 420-ФЗ положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнены новой статьей 20.3.2, устанавливающей ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Так, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния , влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 60 тысяч рублей; на должностных лиц — от 60 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 70 тысяч до 100 тысяч рублей; на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3.2 КоАП РФ, возбуждаются прокурором с последующим рассмотрением их в суде.
Кроме того, 19 декабря 2020 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 08 декабря 2020 № 425-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).
В Уголовный кодекс Российской Федерации включена новая статья 280.2, устанавливающая уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет за деяния, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 278 УК РФ (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 УК РФ (вооруженный мятеж) и 280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации).
А часть первая статьи 280.1 УК РФ об ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, дополнена новым условием уголовной ответственности в виде совершения такого деяния лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, а также увеличены размеры штрафа, предусмотренного за данное преступление.
Так, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, наказываются штрафом в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.
Старший помощник прокурора Республики Коми
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Республики Коми
Прокуратура Республики Коми
Дата публикации:
24 марта 2021, 15:24
Ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации
Федеральным законом от 08 декабря 2020 года № 420-ФЗ положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнены новой статьей 20.3.2, устанавливающей ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Так, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния , влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 60 тысяч рублей; на должностных лиц — от 60 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 70 тысяч до 100 тысяч рублей; на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3.2 КоАП РФ, возбуждаются прокурором с последующим рассмотрением их в суде.
Кроме того, 19 декабря 2020 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 08 декабря 2020 № 425-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).
В Уголовный кодекс Российской Федерации включена новая статья 280.2, устанавливающая уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет за деяния, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 278 УК РФ (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 УК РФ (вооруженный мятеж) и 280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации).
А часть первая статьи 280.1 УК РФ об ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, дополнена новым условием уголовной ответственности в виде совершения такого деяния лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, а также увеличены размеры штрафа, предусмотренного за данное преступление.
Так, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, наказываются штрафом в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.
Старший помощник прокурора Республики Коми
Статья 280.1 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (новая редакция с комментариями)
1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), —
наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет.
Комментарий к ст. 280.1 УК РФ
1. Принципы целостности и неприкосновенности государственной территории принадлежат к числу основных принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права, принятой 24.10.1970 Генеральной Ассамблеей ООН, каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ .
———————————
Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 2 — 8.
Обеспечение Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории в соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции относится к числу основ ее конституционного строя.
Принцип территориальной целостности гарантирует, во-первых, территориальное верховенство государства от посягательств извне; во-вторых, невозможность уступки РФ, ее органами и должностными лицами части территории РФ иностранным государствам, иным организациям и лицам; в-третьих, невозможность выхода субъекта РФ из ее состава.
2. В УК есть статьи Особенной части, которые могут обеспечивать охрану территориальной целостности РФ (ст. ст. 279, 280, 282.2, 323, 353, 354). Между тем в комментируемой статье территориальная целостность государства рассматривается в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны.
Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны конституционного строя, политической системы и безопасности РФ, прав и свобод человека и гражданина и обеспечивающие недопущение деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности РФ.
3. Объективная сторона преступления состоит в публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ.
Исходя из положений ст. 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности деятельность, направленная на нарушение целостности территории РФ, является экстремистской.
Следовательно, комментируемая статья является специальной нормой по отношению к ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).
Под призывами понимаются как устные высказывания, так и обращения в письменной или иной форме (напр., выступления на собраниях, митингах, распространение листовок, плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, на сайтах, форумах или в блогах, массовая рассылка электронных сообщений и иные подобные действия, в том числе рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц), призывающие к нарушению территориальной целостности РФ.
Под публичными понимаются такие призывы, которые обращены к широкому кругу лиц (к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение в сети Интернет, демонстрация видеозаписей, фильмов и т.п.).
4. Преступление признается оконченным с момента публичного распространения призывов указанного содержания независимо от того, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
6. Субъект данного преступления — физическое вменяемое лицо (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), достигшее 16-летнего возраста.
7. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ст. 280.1 УК РФ), следует отличать от подстрекательства к преступлениям, посягающим на территориальную целостность государства (напр., от подстрекательства определенного лица к вооруженному мятежу с целью нарушения территориальной целостности РФ). Призывы не должны быть направлены на склонение определенных лиц к совершению конкретных уголовно наказуемых деяний.
8. Часть 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака публичных призывов к нарушению территориальной целостности РФ предусматривает использование СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет).
О понятии СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей см. комментарий к ст. 280. Электронная сеть — это система обмена информацией между различными компьютерами.
Сеть бывает локальная (географически расположенная в одном месте), отраслевая, региональная, глобальная (охватывающая различные и обширные территории).
Во всех случаях использования лицом СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей определяющим для квалификации его действий по комментируемой статье является то, что призывы должны носить публичный характер и быть направлены к неопределенному кругу лиц.
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 280.1 УК РФ
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2017 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
- Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
- Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
- Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
- Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция: Решение… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
- Решение Верховного суда: Определение N 38-АПУ17-2 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №38-АПУ17-2 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 марта 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда…
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2018 N… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
- Определение Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 N 578-О КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 марта 2018 г. N 578-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 21… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 мая 2016 г. N 21 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
Специальная норма об ответственности за нарушение территориальной целостности появится в УК РФ
По мнению одного из экспертов «АГ», административная преюдиция направлена на то, чтобы общество не смогло уследить за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме. Второй считает, что нарушителей территориальной целостности РФ и сейчас можно привлечь к уголовной ответственности, а введение новой статьи ничем не обусловлено.
15 июля депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроекты об уголовной ответственности за нарушение территориальной целостности РФ и о введении административной преюдиции для публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства (№ 989291-7, № 989303-7).
Как следует из пояснительных записок, инициатива направлена на реализацию новой ч. 2.1 ст. 67 Конституции. Согласно указанной норме Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности.
Призывы к отчуждению части территории государства и действия, направленные на такое отчуждение, не допускаются. Исключение составляют делимитация, демаркация и редемаркация границы с сопредельными государствами.
Поправки в УК и УПК
Читайте также
Владимир Путин подписал Указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными изменениями
Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян
03 июля 2020 Новости
Предлагается изменить диспозицию и санкцию ч. 1 ст. 280.1 УК, в которой установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. В случае принятия предложенных поправок уголовная ответственность по этой норме будет наступать, только если деяние совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение последнего года.
Вместе с тем повысятся минимальный и максимальный размеры штрафа, назначаемого по ч. 1 ст. 280.1 УК в определенной сумме. Сейчас при избрании такого способа определения штрафа суд может взыскать от 100 до 300 тыс. руб.
В случае принятия законопроекта указанные суммы увеличатся до 200 и 400 тыс. руб. соответственно.
В пояснительной записке отмечается, что отдельные статьи УК в той или иной мере и сейчас обеспечивают охрану территориальной целостности государства. В качестве примера приводятся нормы о вооруженном мятеже, публичных призывах к экстремистской деятельности, противоправном изменении государственной границы (ст. 279, 280, 323 УК РФ).
Однако в связи с закреплением в ст. 67 Конституции прямого запрета на нарушение территориальной целостности государства необходимо дополнить УК нормой об ответственности именно за это деяние, считают разработчики.
В качестве таковой предложена ст. 280.2, согласно которой отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы), направленные на нарушение территориальной целостности государства, при отсутствии признаков вооруженного мятежа и публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет.
Дела по ст. 280.2 УК будут подсудны областным и равным им судам.
Замечания правительства и Верховного Суда
Правительство РФ в своем отзыве законопроект поддержало. Однако посчитало, что необходимо дополнительно обсудить диспозицию ст. 280.2 УК в части определения «иных действий».
Неопределенность этого признака может привести к широкому усмотрению при квалификации преступления и произвольному правоприменению», – считает госорган.
Кроме того, по его мнению, для исключения коллизии следует дополнить перечень преступлений, при отсутствии признаков которых будет применяться ст. 280.2 УК, ст. 278 УК (насильственные захват или удержание власти).
Правительство считает, что подсудность дел по ст. 280.2 УК должна определяться так же, как и подсудность дел о насильственных захвате или удержании власти и вооруженном мятеже. В соответствии с п. 3 ч. 6.1 ст.
31 УПК РФ дела по этим статьям подсудны 1-му Восточному, 2-му Западному, Центральному и Южному окружным военным судам, если соответствующие деяния сопряжены с осуществлением террористической деятельности.
Верховный Суд РФ с законодательной инициативой также согласился. По его мнению, диспозицию ст. 280.2 УК необходимо дополнить указанием на отсутствие признаков противоправного изменения государственной границы (ст.
323 УК).
Изменение КоАП
КоАП РФ предложено дополнить ст. 20.3.2. Частью 1 нормы за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф в размере 30–60 тыс. руб. для граждан, 60–100 тыс. руб. для должностных лиц и 200–300 тыс. руб. для организаций.
Если же такие действия совершены с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, суммы штрафа возрастают до 70–100 тыс. руб. для граждан, 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–500 тыс. руб. для организаций.
В пояснительной записке разработчики пояснили, что ст. 20.3.2 КоАП будет применяться к лицам, не подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичные действия. С учетом предложенной ими диспозиции ч. 1 ст.
280.1 УК речь идет о непривлечении к ответственности по ст. 20.3.2 КоАП в течение последнего года.
Ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, злоупотребление свободой массовой информации, а также за распространение владельцем аудиовизуального сервиса отдельной запрещенной информации (ст. 20.29, ч. 6 ст. 13.15, ч. 1 ст. 13.37 КоАП) в случае принятия поправок будет наступать только в том случае, если деяние не подпадет под ст.
20.3.2 того же Кодекса.
Предполагается, что дела об указанном административном правонарушении будет возбуждать прокурор, а принимать решение о привлечении к ответственности – районный суд.
Правительство в своем отзыве, поддержав законопроект в целом, указало, что он не в полной мере учитывает ч. 2.1 ст. 67 Конституции. Это, по мнению госоргана, может привести к «широкому усмотрению правоприменителя в части определения действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».
Эксперты раскритиковали инициативу
Глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев отметил, что ч. 2.1 ст. 67 Конституции разрешает отчуждать территорию России путем делимитации, демаркации и редемаркации государственной границы. «Было бы неплохо прямо указать, что призывы заключать подобные международные договоры соответствуют Конституции и закону», – заметил он.
Предложение об административной преюдиции, по словам эксперта, тоже понятно: «Опыт применения положений об экстремизме говорит, что производство по таким делам для полиции намного дешевле, чем по уголовным. Уголовные дела по ст. 280.1 были редкостью и после ряда совсем уж неадекватных обвинений, казалось, сошли на нет».
Читайте также
Госдума ввела административную преюдицию в ст. 282 УК
Привлечь лицо к уголовной ответственности за возбуждение ненависти или вражды можно будет, только если в течение года оно привлекалось к административной ответственности за то же деяние
20 декабря 2018 Новости
Дополнение КоАП повлечет за собой большое количество дел о соответствующих административных правонарушениях, убежден Кирилл Коротеев: «Но их массовость и сравнительная мягкость санкции означают, что разработчики пытаются воспроизвести ситуацию, когда общество – в отличие от специализированных НКО и юристов – просто не уследит за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, а значит, давление на власть будет ниже». Также, по его мнению, это значит, что аналогичная статья УК будет практически похоронена: «Новая редакция ст. 282 УК применяется в единичных делах за год, а было по 500–600 дел!
Так что смысл законопроекта отличается от текста: уголовное преследование за призывы к нарушению территориальной целостности властям организовать не удалось, они уже и не пытаются».
Читайте также
Судебные штрафы стали применяться чаще
Опубликована статистика деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по уголовным делам за 2019 г.
14 мая 2020 Новости
Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен поприветствовал введение административной преюдиции в ч. 1 ст. 280.1 УК: «Фактически это смягчение нормы, защищающее от случайного совершения преступления по незнанию или в полемическом запале. К сожалению, изменения не затрагивают вторую часть этой же статьи, наказывающей за те же деяния – призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности, – но совершенные с использованием СМИ или Интернета.
В условиях, когда Интернет является основным средством любой публичной коммуникации, выделение его использования как квалифицирующего признака представляется излишним и даже несколько ретроградным».
Впрочем, добавил он, смягчение это скорее символическое, поскольку норма де-факто «спящая»: «Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по ч. 1 ст. 280.1 УК был осужден один человек, а в 2018 г. – три человека».
Появление ст. 280.2 УК не вызывает никаких позитивных эмоций, сообщил адвокат. По его мнению, с юридико-технической точки зрения это механическое, дословное перенесение части текста Конституции в Уголовный кодекс. «Поскольку Конституция и УК – разные по законодательному уровню нормативные акты, то сформулированная для Конституции юридическая конструкция, механически перенесенная в текст Уголовного кодекса, смотрится в нем инородно и излишне общо», – считает Матвей Цзен. Совершенно невозможно понять, какие конкретно действия наказываются именно по этой статье и не охватываются при этом ст.
279, 280.1, 323 УК, возмутился адвокат.
«Честно говоря, я так и не смог придумать хоть сколько-нибудь реалистичную ситуацию, которая бы подпадала под состав предлагаемой к введению статьи, но не охватывалась бы уже существующими статьями УК. На мой взгляд, для потенциальных нарушителей территориальной целостности РФ никакого “зазора” между статьями УК в настоящий момент нет и введение новой статьи просто-напросто излишне», – считает эксперт.
Это подтверждается и судебной статистикой, добавил он: «В прошлом году по ст. 279 было осуждено 7 человек. И у всех это было дополнительное, а не основное обвинение. По обеим частям ст. 280.1 – 3 человека, а по ст.
323 УК – никого. То есть даже существующие статьи УК во многом являются “спящими”. Думаю, что и ст.
280.2 “заснет” самым крепким сном», – заключил он.
Опубликованы законы об ответственности за нарушение территориальной целостности и призывы к этому
Теперь за отчуждение части территории страны грозит лишение свободы до 10 лет, а также введена административная преюдиция в отношении публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства
11 декабря 2020
Фотобанк Freepik
Ранее эксперты «АГ» раскритиковали поправки, отметив, что административная преюдиция направлена на то, чтобы общество не смогло уследить за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, и что нарушителей территориальной целостности РФ и так можно было привлекать к уголовной ответственности.
Президент подписал законы об уголовной ответственности за нарушение территориальной целостности РФ и о введении административной преюдиции для публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства (законопроекты № 989291-7, № 989303-7).
Как ранее писала «АГ» поправки направлены на реализацию новой ч. 2.1 ст. 67 Конституции, согласно которой Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Призывы к отчуждению части территории государства и действия, направленные на такое отчуждение, не допускаются.
Исключение составляют делимитация, демаркация и редемаркация границы с сопредельными государствами.
В ходе рассмотрения проектов законов депутатами они практически не претерпели изменений.
Поправки в УК и УПК
Читайте также
Специальная норма об ответственности за нарушение территориальной целостности появится в УК РФ
Одновременно с этим предлагается предусмотреть административную преюдицию в отношении публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства
16 июля 2020 Новости
Первым законом изменены диспозиция и санкция ч. 1 ст. 280.1 УК, в которой установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Теперь уголовная ответственность по этой норме будет наступать, только если деяние совершено лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение последнего года.
Вместе с тем повышены минимальный и максимальный размеры штрафа, назначаемого по данной статье, до 200 и 400 тыс. руб. соответственно.
В пояснительной записке отмечалось, что отдельные статьи УК в той или иной мере и сейчас обеспечивают охрану территориальной целостности государства, однако в связи с закреплением в ст. 67 Конституции прямого запрета на нарушение территориальной целостности государства необходимо дополнить УК нормой об ответственности именно за это деяние. В связи с этим в Кодекс введена ст.
280.2, согласно которой отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы), направленные на нарушение территориальной целостности государства, при отсутствии признаков вооруженного мятежа и публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет.
Стоит отметить, что, несмотря на отзывы Правительства РФ и Верховного Суда, которые предлагали уточнить диспозицию ст. 280.2 УК, никаких изменений в этой части внесено не было.
Изменение КоАП
Вторым законом КоАП РФ дополнен ст. 20.3.2. Частью 1 нормы за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрен штраф в размере 30–60 тыс. руб. для граждан, 60–100 тыс. руб. для должностных лиц и 200–300 тыс. руб. для организаций.
Если же такие действия совершены с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, суммы штрафа возрастают до 70–100 тыс. руб. для граждан, 100–200 тыс. руб. для должностных лиц и 300–500 тыс. руб. для организаций.
В пояснительной записке разработчики уточнили, что ст. 20.3.2 КоАП будет применяться к лицам, не подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичные действия. С учетом предложенной ими диспозиции ч. 1 ст. 280.1 УК речь идет о непривлечении к ответственности по ст.
20.3.2 КоАП в течение последнего года.
Ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, злоупотребление свободой массовой информации, а также за распространение владельцем аудиовизуального сервиса отдельной запрещенной информации (ст. 20.29, ч. 6 ст. 13.15, ч. 1 ст. 13.37 КоАП) в случае принятия поправок будет наступать только в том случае, если деяние не подпадет под ст.
20.3.2 того же Кодекса.
Правительство в своем отзыве, поддержав законопроект в целом, указало, что он не в полной мере учитывает ч. 2.1 ст. 67 Конституции. Это, по мнению госоргана, может привести к «широкому усмотрению правоприменителя в части определения действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».
Однако каких-либо изменений в связи с этим внесено не было.
Эксперты раскритиковали инициативу
Глава международной практики Международной правозащитной группы «Агора» Кирилл Коротеев, комментируя «АГ» поправки на стадии их внесения в Думу, отметил, что дополнение КоАП повлечет за собой большое количество дел о соответствующих административных правонарушениях: «Но их массовость и сравнительная мягкость санкции означают, что разработчики пытаются воспроизвести ситуацию, когда общество – в отличие от специализированных НКО и юристов – просто не уследит за множеством мелких дел, как это сейчас происходит с делами об административном экстремизме, а значит, давление на власть будет ниже». Также, по его мнению, это значит, что аналогичная статья УК будет практически похоронена: «Новая редакция ст. 282 УК применяется в единичных делах за год, а было по 500–600 дел!
Так что смысл законопроекта отличается от текста: уголовное преследование за призывы к нарушению территориальной целостности властям организовать не удалось, они уже и не пытаются».
Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен в свою очередь поприветствовал введение административной преюдиции в ч. 1 ст. 280.1 УК: «Фактически это смягчение нормы, защищающее от случайного совершения преступления по незнанию или в полемическом запале. К сожалению, изменения не затрагивают вторую часть этой же статьи, наказывающую за те же деяния – призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности, – но совершенные с использованием СМИ или Интернета.
В условиях, когда Интернет является основным средством любой публичной коммуникации, выделение его использования как квалифицирующего признака представляется излишним и даже несколько ретроградным».
Впрочем, добавил он, смягчение это скорее символическое, поскольку норма де-факто «спящая»: «Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по ч. 1 ст. 280.1 УК был осужден один человек, а в 2018 г. – три человека».
Появление ст. 280.2 УК не вызывает никаких позитивных эмоций, говорил адвокат. По его мнению, с юридико-технической точки зрения это механическое, дословное перенесение части текста Конституции в Уголовный кодекс. «Поскольку Конституция и УК – разные по законодательному уровню нормативные акты, то сформулированная для Конституции юридическая конструкция, механически перенесенная в текст Уголовного кодекса, смотрится в нем инородно и излишне общо», – считает Матвей Цзен.
Совершенно невозможно понять, какие конкретно действия наказываются именно по этой статье и не охватываются при этом ст. 279, 280.1, 323 УК, возмутился адвокат.
«Честно говоря, я так и не смог придумать хоть сколько-нибудь реалистичную ситуацию, которая бы подпадала под состав предлагаемой к введению статьи, но не охватывалась бы уже существующими статьями УК. На мой взгляд, для потенциальных нарушителей территориальной целостности РФ никакого “зазора” между статьями УК в настоящий момент нет, и введение новой статьи просто-напросто излишне», – отмечал эксперт.