Статья 278 ГПК РФ. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно

1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для составления органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», соответствующей записи о смерти.

Комментарий к Статье 279 ГПК РФ

1. Принятое судебное решение по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим содержит презумпцию нахождения гражданина в живых. Вступление решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в законную силу влечет за собой принятие ряда мер по охране прав и законных интересов самого гражданина, признанного безвестно отсутствующим, а также других заинтересованных лиц.

На основании ст. 279 ГПК РФ и ст. 43 ГК РФ решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, вступившее в законную силу, является основанием для передачи лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления, его имущества при необходимости постоянного управления им. В данном случае заключение договора доверительного управления является установленной законом обязанностью органа опеки и попечительства.

Решение суда по этой категории дел имеет и другие правовые последствия: появляется право расторжения брака в упрощенной форме в органах загса (ст. 19 СК РФ); прекращает действие доверенность (абз. 7 п. 1 ст. 188 ГК РФ); погашаются задолженности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего гражданина (ст.

51 НК РФ); нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении безвестно отсутствующего, приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца; прекращает действовать договор поручения (ст. 977 ГК РФ).

2. Принятое судебное решение по заявлению об объявлении гражданина умершим содержит презумпцию смерти. Вступление в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения органом загса записи о смерти в книгу регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с п. 3 ст.

45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

При объявлении умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может, но не обязан признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ч. 3 ст. 45 ГК РФ).

Вступление решения суда об объявлении гражданина умершим в законную силу влечет за собой наступление предусмотренных законом (ст. 113 ГК РФ) последствий по охране прав и законных интересов самого гражданина, объявленного умершим, а также других заинтересованных лиц, связанных правовыми отношениями с этим гражданином.

Суд может отказать в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, если будет установлено место нахождения гражданина, а также в тех случаях, когда срок, в течение которого нет сведений о месте пребывания гражданина, будет менее установленного.

Другой комментарий к Ст. 279 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. В предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим, а также об объявлении гражданина умершим входит установление следующих фактов:

— безвестное отсутствие гражданина (отсутствие гражданина в месте его постоянного или преимущественного проживания);

— отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение определенного законом срока;

— наличие материально-правовой заинтересованности заявителя;

— наличие доказательств, подтверждающих принятие заявителем мер по розыску лица;

— невозможность установления места нахождения данного гражданина;

— отсутствие спора о праве.

Помимо указанных выше обстоятельств в предмет доказывания по делам об объявлении гражданина умершим включаются факты, подтверждающие наличие обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель лица от определенного несчастного случая.

Следует учитывать, что при рассмотрении дел данной категории у суда нет достаточных доказательств факта смерти лица, поэтому в основу решения суда ложится предположение (презумпция) о смерти. Этим подобные дела отличаются от других дел особого производства.

2. Комментируемой статьей установлены последствия вынесения решения суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Данный судебный акт становится основанием для совершения определенных действий иными органами.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а также погашается задолженность по имеющимся обязательствам безвестно отсутствующего (абз. 2 п. 1 ст.

43 ГК).

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 278 ГПК РФ. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (действующая редакция)

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Статья 277 Статья 278 Статья 279
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 278 ГПК РФ

1. В положениях комментируемой статьи законодатель лаконично, но емко определил специфические особенности подготовки (ч. ч. 1, 2), рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 3).

Подготовка дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству осуществляется по общим правилам искового производства. Судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, указывая действия, которые следует совершить для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела в целях достижения задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству. При подготовке дела к судебному разбирательству судья уточняет фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон; разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, обеспечивает представление необходимых доказательств.

В предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим ученые предлагают включать такие юридические факты, как неизвестность места пребывания лица в течение года; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; начало безвестного отсутствия. По делам об объявлении гражданина умершим требуется устанавливать неизвестность места пребывания гражданина в течение сроков, указанных в законе; наличие обстоятельств, дающих суду основание сделать вывод о возможной смерти гражданина в течение сокращенных сроков безвестного отсутствия; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, получить сведения о безвестно отсутствующем лице; дату предполагаемой смерти гражданина .

См.: Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими в порядке гражданского судопроизводства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1977. С. 7.

Спецификой дел особого производства является превалирование следственного начала и уменьшение роли принципа состязательности ввиду отсутствия сторон в процессе в классическом их понимании. Как следует из содержания ч. 1 комментируемой статьи, эта особенность дел особого производства наиболее ярко проявляется при подготовке дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, поскольку законодатель возлагает обязанность по сбору доказательств по делу на суд. Суд на стадии подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству опрашивает заявителя или его представителя по существу заявленных требований, выясняет у них, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, какими еще доказательствами заявленные требования могут быть подтверждены.

В качестве доказательств, подтверждающих факт отсутствия сведений о месте пребывания лица в течение продолжительного времени в месте его жительства, факт предполагаемой гибели лица при обстоятельствах, угрожавших пропавшему без вести смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суды рассматривают справки органов внутренних дел об обращении к ним в связи с пропажей людей, письменные документы (справки, акты и др.) компетентных органов о произошедших стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, разыскные дела, показания свидетелей и т.п.

Учитывая, что в отдельных случаях заинтересованным лицам может быть затруднительно представить те или иные документы, свидетельствующие об обстоятельствах предполагаемой гибели или пропажи человека, например материалы уголовных дел, разыскных дел, документы, связанные с трудовой деятельностью пропавшего или с прохождением им военной службы, суд самостоятельно, по собственной инициативе запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Таким образом, как представляется, роль суда по таким делам значительно возрастает, по сравнению с делами искового производства, уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку именно от суда, а не от активности заинтересованного лица зависит качество подготовки дела к судебному разбирательству. При этом заявитель в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, как отмечается в науке процессуального права, находится в преимущественном положении в процессе доказывания своей правовой позиции .

Рекомендация  Права на квартиру участников приватизации 2024

См.: Портянкина С.П. Указ. соч. С. 22.

Следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение судом возложенной на него законодателем обязанности по сбору доказательств или переложение этой обязанности на заинтересованное лицо может стать причиной отмены вынесенного судебного решения.

Пример: Ставро

2. Кроме действий суда по установлению:

— необходимых сведений о месте жительства гражданина;

— отсутствия его в этом месте жительства и отсутствия сведений о его месте пребывания в течение года;

— принятия заявителем мер по его розыску;

— невозможности установления места нахождения данного гражданина;

— существования обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности находиться в розыске;

— наличия правовой заинтересованности лица, подавшего заявление, и наличия материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, —

законодатель в ч. 2 комментируемой статьи предоставляет суду право с учетом фактических обстоятельств дела, выявив имущество пропавшего без вести лица, требующего управления, привлечь орган опеки и попечительства к обеспечению сохранности имущества пропавшего гражданина.

В качестве имущества, которое может стать объектом доверительного управления, законодатель рассматривает предприятия, другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги (ст. 1013 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что в доверительное управление может быть передано только имущество лица, признаваемого безвестно отсутствующим, принадлежащее ему на праве собственности (подробнее см.

Определение Нижегородского областного суда от 9 ноября 2010 г. по делу N 33-9975/10).

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству задачей органа опеки и попечительства при возникновении необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом пропавшего гражданина является определение лица, которое будет осуществлять управление таким имуществом и с которым впоследствии будет заключен договор о доверительном управлении таким имуществом. Как правило, такое лицо назначается из числа родственников пропавшего без вести. Однако закон не исключает возможность осуществления доверительного управления имуществом и иными лицами, не относящимися к родственникам пропавшего без вести, в том числе и некоммерческой организацией, за исключением учреждения.

Кроме того, в качестве доверительного управляющего не может выступать государственный орган или орган местного самоуправления, а также доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

Орган опеки и попечительства предлагает соответствующую кандидатуру суду и подготавливает договор доверительного управления имущества. При определении кандидатуры доверительного управляющего важно учитывать мнение всех заинтересованных лиц по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим (подробнее см. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2012 г. N 33-4375/2012).

Орган опеки и попечительства, предлагая суду кандидатуру доверительного управляющего, должен учитывать требования гражданского законодательства, предъявляемые к кандидатуре доверительного управляющего. В частности, лицо, предлагаемое в качестве доверительного управляющего имуществом, должно понимать, что оно не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих пропавшему без вести лицу прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие действия, влекущие уменьшение имущества пропавшего без вести. До сведения лица, предлагаемого в качестве доверительного управляющего имуществом, должна быть доведена информация об имущественной ответственности в случае непроявления при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах пропавшего без вести, а также за причиненные убытки, если не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий органа опеки и попечительства. Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет лично доверительный управляющий (п. 2 ст.

37, п. п. 1, 2 ст. 1022 ГК РФ).

3. Обеспечению законности в защите прав граждан в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском процессе. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону решения, определения и постановления судов. В соответствии со ст.

35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. Согласно ч. 3 комментируемой статьи одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является вступление в процесс для дачи заключения, в том числе по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

Судам во исполнение требований комментируемой нормы следует уведомлять прокурора о назначении к слушанию дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим с таким расчетом, чтобы прокурор имел достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Неявка прокурора в суд не является препятствием к разбирательству дела, но только при условии его надлежащего извещения. Ненадлежащее извещение прокурора о слушании дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим является основанием для отмены принятого судом решения в связи с нарушением требований ч. 3 ст.

45 ГПК РФ. Хотя в большинстве случаев требования процессуального законодательства о привлечении к участию в деле прокурора соблюдаются, имеют место случаи, когда такие нарушения все же допускаются.

Пример: Апелляционным определением Московского городского суда было отменено решение суда первой инстанции, которым было удовлетворено заявление об объявлении умершим Г. Одним из оснований отмены такого решения стало нарушение норм процессуального права, выразившееся в непривлечении прокурора к участию в деле, неизвещении его о времени и месте судебного заседания, что препятствовало даче заключения по делу (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2012 г. по делу N 11-14237).

Источник комментария:

«КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Статья 278 ГПК РФ. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Комментарии к ст. 278 ГПК РФ

Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Авторы: Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А.

Рогалева, Е.В. Яковенко
Издание: 2016 год

1. В положениях комментируемой статьи законодатель лаконично, но емко определил специфические особенности подготовки (ч. ч. 1, 2), рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 3).

Подготовка дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству осуществляется по общим правилам искового производства. Судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, указывая действия, которые следует совершить для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела в целях достижения задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству. При подготовке дела к судебному разбирательству судья уточняет фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон; разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, обеспечивает представление необходимых доказательств.

В предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим ученые предлагают включать такие юридические факты, как неизвестность места пребывания лица в течение года; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; начало безвестного отсутствия. По делам об объявлении гражданина умершим требуется устанавливать неизвестность места пребывания гражданина в течение сроков, указанных в законе; наличие обстоятельств, дающих суду основание сделать вывод о возможной смерти гражданина в течение сокращенных сроков безвестного отсутствия; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, получить сведения о безвестно отсутствующем лице; дату предполагаемой смерти гражданина .

См.: Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими в порядке гражданского судопроизводства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1977. С. 7.

Спецификой дел особого производства является превалирование следственного начала и уменьшение роли принципа состязательности ввиду отсутствия сторон в процессе в классическом их понимании. Как следует из содержания ч. 1 комментируемой статьи, эта особенность дел особого производства наиболее ярко проявляется при подготовке дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, поскольку законодатель возлагает обязанность по сбору доказательств по делу на суд. Суд на стадии подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим к судебному разбирательству опрашивает заявителя или его представителя по существу заявленных требований, выясняет у них, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, какими еще доказательствами заявленные требования могут быть подтверждены.

Рекомендация  Покупка жилья на средства материнского капитала 2024

В качестве доказательств, подтверждающих факт отсутствия сведений о месте пребывания лица в течение продолжительного времени в месте его жительства, факт предполагаемой гибели лица при обстоятельствах, угрожавших пропавшему без вести смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суды рассматривают справки органов внутренних дел об обращении к ним в связи с пропажей людей, письменные документы (справки, акты и др.) компетентных органов о произошедших стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, разыскные дела, показания свидетелей и т.п.

Учитывая, что в отдельных случаях заинтересованным лицам может быть затруднительно представить те или иные документы, свидетельствующие об обстоятельствах предполагаемой гибели или пропажи человека, например материалы уголовных дел, разыскных дел, документы, связанные с трудовой деятельностью пропавшего или с прохождением им военной службы, суд самостоятельно, по собственной инициативе запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Таким образом, как представляется, роль суда по таким делам значительно возрастает, по сравнению с делами искового производства, уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку именно от суда, а не от активности заинтересованного лица зависит качество подготовки дела к судебному разбирательству. При этом заявитель в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, как отмечается в науке процессуального права, находится в преимущественном положении в процессе доказывания своей правовой позиции .

См.: Портянкина С.П. Указ. соч. С. 22.

Следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение судом возложенной на него законодателем обязанности по сбору доказательств или переложение этой обязанности на заинтересованное лицо может стать причиной отмены вынесенного судебного решения.

Пример: Ставро

2. Кроме действий суда по установлению:

— необходимых сведений о месте жительства гражданина;

— отсутствия его в этом месте жительства и отсутствия сведений о его месте пребывания в течение года;

— принятия заявителем мер по его розыску;

— невозможности установления места нахождения данного гражданина;

— существования обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности находиться в розыске;

— наличия правовой заинтересованности лица, подавшего заявление, и наличия материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим, —

законодатель в ч. 2 комментируемой статьи предоставляет суду право с учетом фактических обстоятельств дела, выявив имущество пропавшего без вести лица, требующего управления, привлечь орган опеки и попечительства к обеспечению сохранности имущества пропавшего гражданина.

В качестве имущества, которое может стать объектом доверительного управления, законодатель рассматривает предприятия, другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги (ст. 1013 ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что в доверительное управление может быть передано только имущество лица, признаваемого безвестно отсутствующим, принадлежащее ему на праве собственности (подробнее см.

Определение Нижегородского областного суда от 9 ноября 2010 г. по делу N 33-9975/10).

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству задачей органа опеки и попечительства при возникновении необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом пропавшего гражданина является определение лица, которое будет осуществлять управление таким имуществом и с которым впоследствии будет заключен договор о доверительном управлении таким имуществом. Как правило, такое лицо назначается из числа родственников пропавшего без вести. Однако закон не исключает возможность осуществления доверительного управления имуществом и иными лицами, не относящимися к родственникам пропавшего без вести, в том числе и некоммерческой организацией, за исключением учреждения.

Кроме того, в качестве доверительного управляющего не может выступать государственный орган или орган местного самоуправления, а также доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.

Орган опеки и попечительства предлагает соответствующую кандидатуру суду и подготавливает договор доверительного управления имущества. При определении кандидатуры доверительного управляющего важно учитывать мнение всех заинтересованных лиц по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим (подробнее см. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2012 г. N 33-4375/2012).

Орган опеки и попечительства, предлагая суду кандидатуру доверительного управляющего, должен учитывать требования гражданского законодательства, предъявляемые к кандидатуре доверительного управляющего. В частности, лицо, предлагаемое в качестве доверительного управляющего имуществом, должно понимать, что оно не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих пропавшему без вести лицу прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие действия, влекущие уменьшение имущества пропавшего без вести. До сведения лица, предлагаемого в качестве доверительного управляющего имуществом, должна быть доведена информация об имущественной ответственности в случае непроявления при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах пропавшего без вести, а также за причиненные убытки, если не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий органа опеки и попечительства.

Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет лично доверительный управляющий (п. 2 ст. 37, п. п. 1, 2 ст.

1022 ГК РФ).

3. Обеспечению законности в защите прав граждан в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском процессе. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону решения, определения и постановления судов. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является вступление в процесс для дачи заключения, в том числе по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

Судам во исполнение требований комментируемой нормы следует уведомлять прокурора о назначении к слушанию дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим с таким расчетом, чтобы прокурор имел достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Неявка прокурора в суд не является препятствием к разбирательству дела, но только при условии его надлежащего извещения. Ненадлежащее извещение прокурора о слушании дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим является основанием для отмены принятого судом решения в связи с нарушением требований ч. 3 ст.

45 ГПК РФ. Хотя в большинстве случаев требования процессуального законодательства о привлечении к участию в деле прокурора соблюдаются, имеют место случаи, когда такие нарушения все же допускаются.

Пример: Апелляционным определением Московского городского суда было отменено решение суда первой инстанции, которым было удовлетворено заявление об объявлении умершим Г. Одним из оснований отмены такого решения стало нарушение норм процессуального права, выразившееся в непривлечении прокурора к участию в деле, неизвещении его о времени и месте судебного заседания, что препятствовало даче заключения по делу (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2012 г. по делу N 11-14237).

Задайте вопрос юристу:

Статья 279 ГПК РФ. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для составления органом, осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», соответствующей записи о смерти.

Комментарии к ст. 279 ГПК РФ

Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Авторы: Н.В. Ласкина, Н.Ф. Никулинская, М.А. Рогалева, Е.В.

Яковенко
Издание: 2016 год

1.

Положения комментируемой статьи по своей сути являются не процессуальными, поскольку не устанавливают особенности вынесения решения по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, а носят материально-правовой характер, придавая решению суда значение юридического факта, преобразующего материально-правовые отношения и влекущего за собой необходимость совершения юридически значимых действий.

Учитывая отсутствие в комментируемой норме специальных указаний о порядке вынесения судебного решения по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, особенностей его содержания, можно сделать однозначный вывод, что такие решения выносятся по общим правилам, предусмотренным гл. 16 ГПК РФ. Решение суда по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим принимается именем Российской Федерации в совещательной комнате единолично судьей, рассматривающим дело.

Рекомендация  Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений 2024

Выносимое по делу решение должно быть законным и обоснованным, базироваться только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как любое другое решение, решение по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим излагается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается судьей. Во вводной части такого решения должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, заинтересованные лица, другие лица, участвующие в деле, их представители, требование о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим. В описательной и мотивировочной части решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.

Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда либо о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, либо об отказе в удовлетворении такого заявления.

При этом вопреки логике изложения нормативного материала отдельные требования к содержанию решения по делу об объявлении гражданина умершим содержатся в нормах гражданского законодательства. Так, в соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ суд, вынося решение об объявлении гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, умершим, может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Кроме того, с 1 сентября 2016 г. согласно Федеральному закону от 30 марта 2016 г. N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» суду будет предоставлено право определять не только день предполагаемой гибели гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, но и указывать момент его предполагаемой гибели, если имеется возможность такой момент установить.

Такая позиция законодателя обусловлена необходимостью совершенствования законодательства о наследовании, поскольку в случаях смерти граждан в один и тот же день при наличии возможности установить момент смерти каждого из них один из этих граждан будет считаться умершим ранее, что даст другому возможность унаследовать за первым.

2. Правовые последствия принятия судом решения по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим зависят от заявленных требований. Так, если судом принимается решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то наступают одни последствия (ч. 1 комментируемой статьи), если суд принял решение об объявлении гражданина умершим — другие (ч. 2 комментируемой статьи). При этом законодатель не акцентирует внимание правоприменителя на «статусе» судебного решения.

Из содержания комментируемой статьи неясно, наступают ли указанные в ч. ч. 1 и 2 правовые последствия после вступления решения в законную силу, или же еще не вступившее в законную силу решение является основанием для совершения указанных действий. Как представляется, исходя из положений ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

Учитывая, что комментируемой нормой не предусмотрено немедленное исполнение решения, представляется возможным предположить, что в комментируемой статье речь идет о решениях суда, вступивших в законную силу.

3. Исходя из положений ст. 43 ГК РФ признание гражданина безвестно отсутствующим не является основанием для прекращения его имущественных прав, интересы безвестно отсутствующего по управлению имуществом должны представлять органы опеки и попечительства. Ввиду того что целью признания гражданина безвестно отсутствующим является сохранение имущества безвестно отсутствующего, уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству исходя из состава имущества, принадлежащего пропавшему лицу, судом решается вопрос о необходимости передачи такого имущества в доверительное управление, который находит свое окончательное разрешение в судебном решении, где должно быть указано, что имущество передается в доверительное управление лицу, назначенному органом опеки и попечительства в качестве доверительного управляющего. На основании судебного решения, как это следует из положений ч. 1 комментируемой статьи, имущество лица, признанного безвестно отсутствующим, передается лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом.

По договору доверительного управления имуществом орган опеки и попечительства передает лицу, назначенному доверительным управляющим, имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Следует отметить, что договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества.

Наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, передаче имущества такого гражданина в доверительное управление лицу, назначенному органом опеки и попечительства в качестве доверительного управляющего, наличие заключенного между органом опеки и попечительства и доверительным управляющим договора доверительного управления позволяют осуществить фактическую передачу имущества доверительному управляющему. Доверительный управляющий обязан принять имущество лица, признанного судом безвестно отсутствующим, по описи от лиц, осуществлявших его хранение. Опись имущества составляется органом опеки и попечительства в двух экземплярах в присутствии доверительного управляющего, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также иных заинтересованных лиц. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении.

Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Следует иметь в виду, что передача имущества в доверительное управление не влечет переход права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах лица, признанного судом безвестно отсутствующим, но с учетом ограничений, установленных ст. ст. 19, 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве». Так, органы опеки и попечительства дают доверительным управляющим разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Имущество лица, признанного судом безвестно отсутствующим, не подлежит передаче взаем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).

Недвижимое имущество, принадлежащее лицу, признанному судом безвестно отсутствующим, не подлежит отчуждению, за исключением случаев, определенных законом. Для заключения в установленных законом случаях сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего лицу, признанному судом безвестно отсутствующим, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

4. Исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи решение суда об объявлении гражданина умершим выступает в качестве юридического факта, влекущего за собой совершение органами ЗАГС юридически значимых действий. В соответствии с положениями гл. VIII ФЗ «Об актах гражданского состояния» решение суда об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации смерти, которая производится органами ЗАГС по месту нахождения суда, вынесшего такое решение. Следует иметь в виду, что законодатель не возлагает на суд обязанности направить копию решения суда об объявлении гражданина умершим в органы ЗАГС. Государственная регистрация смерти на основании вступившего в законную силу судебного решения об объявлении гражданина умершим носит заявительный характер.

Такая обязанность возложена, исходя из положений ст. 66 указанного Федерального закона, на заинтересованных лиц, имеющих на руках вступившее в законную силу решение суда об объявлении гражданина умершим.

По общему правилу при государственной регистрации смерти на основании решения суда об объявлении лица умершим в записи акта о смерти в качестве дня его смерти указывается день вступления решения суда в законную силу. Однако, учитывая особую значимость даты смерти для возникновения отношений по наследованию имущества лица, объявленного решением суда умершим, судам необходимо, при наличии такой возможности, устанавливать дату смерти с учетом обстоятельств смерти и других сопутствующих обстоятельств.

Пример: на основании вступившего в законную силу решения Индустриального районного суда г. Перми от 26 июля 2007 г. органами ЗАГС была внесена актовая запись о смерти Б.И., наступившей 6 августа 2007 г., т.е. днем смерти Б.И. указана дата вступления в законную силу указанного решения суда. Президиум Пермского краевого суда изменил решение районного суда в части установленной судом даты смерти. Принимая такое решение, суд вышестоящей инстанции исходил из того, что суд первой инстанции должен был признать днем смерти Б.И.

26 декабря 2004 г., поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлены время наступления смерти и обстоятельства гибели Б.И., наступившей от действий установленных лиц, осужденных за совершение ими соответствующего преступления, а также то обстоятельство, что труп Б.И. обнаружен не был. Неприменение судом указанных норм права повлекло несоответствие даты смерти Б.И., внесенной в книгу регистрации записи актов гражданского состояния, дате и обстоятельствам гибели Б.И., установленным приговором суда, которым осуждены лица, совершившие преступление (подробнее см. Постановление президиума Пермского краевого суда от 22 февраля 2008 г. по делу N 44-г-2849/73).

Задайте вопрос юристу: